Научная статья на тему 'ПРОТЕСТЫ В МОНГОЛИИ 2022 ГОДА И РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ НА НИХ: ДЕМОКРАТИЯ КОНСЕНСУСА ЭЛИТ?'

ПРОТЕСТЫ В МОНГОЛИИ 2022 ГОДА И РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ НА НИХ: ДЕМОКРАТИЯ КОНСЕНСУСА ЭЛИТ? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТЕСТЫ / ПОЛИТИКА / КОНСТИТУЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кушхов Б. Х.

В статье изучается опыт реакции ключевых органов власти в Монголии на массовые протесты населения, состоявшиеся в декабре 2022 года. Исследование рассматривает комплекс мер, принятых для ограничения коррупционной деятельности в стране, а также риторику выступлений президента, премьер-министра, а также депутатских групп Великого Государственного Хурала, с целью оценки степени инициативности и эффективности ключевых политических институтов при решении острых и актуальных проблем, с которыми сталкивается государство и общество. Прослеживается поверхностный и ситуационный характер ответных мер, принятых органами государственной власти, а также их нацеленность на умиротворение протестующих, а не на долгосрочную борьбу с системной коррупцией. Делается вывод о стремлении монгольских политиков поддерживать «статус-кво» в распределении политических полномочий между органами власти, об их неспособности эффективно бороться с коррупцией - как в силу интересов отдельных групп, так и из-за ряда особенностей политической системы Монголии, которая не приспособлена к резкому и оперативному реагированию на подобные кризисы. Из исследования причин подобной поверхностной реакции также проистекает вывод об утверждении в монгольском государственном аппарате системы «сдержек и противовесов», исключающих возможность активного реагирования на подобные кризисы, с целью недопущения пересмотра установленного «статус-кво» между политическими элитами. Исходя из этого, можно говорить о том, что «демократическая» политическая система всё ещё находится в стадии своего становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTESTS IN MONGOLIA IN 2022 AND THE REACTION OF THE AUTHORITIES TO THEM: ELITE CONSENSUS DEMOCRACY?

The article examines the experience of the reaction of key authorities in Mongolia to the mass protests of the population that took place in December 2022. The study examines a set of measures taken to limit corruption in the country, as well as the rhetoric of speeches by the president, prime minister, and deputy groups of the State Great Khural, in order to assess the degree of initiative and e ectiveness of key political institutions in solving acute and urgent problems with which confronting the state and society. One can trace the superficial and situational nature of the response measures taken by the state authorities, as well as their focus on appeasement of the protesters, and not on the long-term fight against systemic corruption. The conclusion is made about the desire of Mongolian politicians to maintain the "status quo" in the distribution of political powers between authorities, about their inability to e ectively fight corruption - both due to the interests of certain groups, and because of a number of features of the political system of Mongolia, which is not adapted to swift and rapid response to such crises. The study of the reasons for such a superficial reaction also leads to the conclusion that the Mongolian state apparatus has established a system of "checks and balances" that exclude the possibility of actively responding to such crises in order to prevent a revision of the established "status quo" between political elites. Based on this, we can say that the "democratic" political system is still in its infancy.

Текст научной работы на тему «ПРОТЕСТЫ В МОНГОЛИИ 2022 ГОДА И РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ НА НИХ: ДЕМОКРАТИЯ КОНСЕНСУСА ЭЛИТ?»

Научная статья. Политические науки УДК 323.22

https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-01-104-111

ПРОТЕСТЫ В МОНГОЛИИ 2022 ГОДА И РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ НА НИХ: ДЕМОКРАТИЯ КОНСЕНСУСА ЭЛИТ?

Борис Хабижевич Кушхов

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5976-7749

Аннотация. В статье изучается опыт реакции ключевых органов власти в Монголии на массовые протесты населения, состоявшиеся в декабре 2022 года. Исследование рассматривает комплекс мер, принятых для ограничения коррупционной деятельности в стране, а также риторику выступлений президента, премьер-министра, а также депутатских групп Великого Государственного Хурала, с целью оценки степени инициативности и эффективности ключевых политических институтов при решении острых и актуальных проблем, с которыми сталкивается государство и общество. Прослеживается поверхностный и ситуационный характер ответных мер, принятых органами государственной власти, а также их нацеленность на умиротворение протестующих, а не на долгосрочную борьбу с системной коррупцией. Делается вывод о стремлении монгольских политиков поддерживать «статус-кво» в распределении политических полномочий между органами власти, об их неспособности эффективно бороться с коррупцией - как в силу интересов отдельных групп, так и из-за ряда особенностей политической системы Монголии, которая не приспособлена к резкому и оперативному реагированию на подобные кризисы. Из исследования причин подобной поверхностной реакции также проистекает вывод об утверждении в монгольском государственном аппарате системы «сдержек и противовесов», исключающих возможность активного реагирования на подобные кризисы, с целью недопущения пересмотра установленного «статус-кво» между политическими элитами. Исходя из этого, можно говорить о том, что «демократическая» политическая система всё ещё находится в стадии своего становления. Ключевые слова: Монголия, коррупция, протесты, политика, Конституция Для цитирования: Кушхов Б.Х. Протесты в Монголии 2022 года и реакция властей на них: демократия консенсуса элит? Восточная аналитика. 2023;14(1):104-111. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-01-104-111.

Original article. Politics studies

PROTESTS IN MONGOLIA IN 2022 AND THE REACTION OF THE AUTHORITIES TO THEM: ELITE CONSENSUS DEMOCRACY?

Boris Kushkhov

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5976-7749

Abstract. The article examines the experience of the reaction of key authorities in Mongolia to the mass protests of the population that took place in December 2022. The study examines

licci © © I wor'<'s licensed under a Creative Commons Мяяд Attrihl itinn-SharpAlib Л n International (CC BY-SA4.0).

©KushkhovB. Kh.,2023 © Eastern Analytics, 2023

a set of measures taken to limit corruption in the country, as well as the rhetoric of speeches by the president, prime minister, and deputy groups of the State Great Khural, in order to assess the degree of initiative and effectiveness of key political institutions in solving acute and urgent problems with which confronting the state and society. One can trace the superficial and situational nature of the response measures taken by the state authorities, as well as their focus on appeasement of the protesters, and not on the long-term fight against systemic corruption. The conclusion is made about the desire of Mongolian politicians to maintain the "status quo" in the distribution of political powers between authorities, about their inability to effectively fight corruption - both due to the interests of certain groups, and because of a number of features of the political system of Mongolia, which is not adapted to swift and rapid response to such crises. The study of the reasons for such a superficial reaction also leads to the conclusion that the Mongolian state apparatus has established a system of "checks and balances" that exclude the possibility of actively responding to such crises in order to prevent a revision of the established "status quo" between political elites. Based on this, we can say that the "democratic" political system is still in its infancy. Keywords: Mongolia, corruption, protests, politics, constitution

For citation: Kushkhov B. Kh. Protests in Mongolia in 2022 and the reaction of the authorities to them: elite consensus democracy? Vostocnaa analitika = Eastern Analytics. 2023;14(1):104-111. (In Russ.) https://doi.org/10.31696/2227-5568-2023-01-104-111.

Введение

Монгольские протесты декабря 2022 года с самого своего начала заполучили довольно заметное место в международном научном и медиа пространстве. Поводом для них послужило раскрытие в конце ноября 2022 г. факта существования масштабной коррупционной схемы, связанной с нелегальным экспортом каменного угля (ключевой статьи монгольского экспорта) в Китай. В ходе демонстрации граждане Монголии выдвигали широкие экономические и политические требования: от призывов к оптимизации земельной ренты, прозрачности в экономической статистике и ужесточения антикоррупционного законодательства до требований отставки правительства и роспуска парламента страны. Политические требования в этой связи кажутся не случайными: Протестующие требуют наказания виновных, часть которых, по их предположению, восседает на депутатских и министерских креслах [Иргэдийн жагсаал ..., 2022].

5 декабря демонстрации в центре Улан-Батора были подавлены силовым путём, что можно воспринимать как крайне редкий случай в монгольской политической практике [Иргэдийн жагсаал.., 2022].

Большому числу обывателей факт насильственного разгона агрессивных народных масс в демократической и достаточно спокойной Монголии, представлялся практически немыслимым. Тем не менее, последние внутриполитические события показывают наличие ширящегося спектра проблем и противоречий в молодой, но амбициозной демокра-

|{сс) © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-It^^j^EeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.

©Кушхов Б. Х.,2023 © Восточная аналитика, 2023

тии. В этом контексте, индикатором имеющихся трудностей является даже не столько сам факт масштабных протестов и их силового подавления, сколько механизмы и паттерны реагирования государственных органов страны, равно как и их ключевых должностных лиц.

Данное исследование посвящено рассмотрению реакции различных политических институтов Монголии на протесты декабря 2022 года. Ниже обобщены и рассмотрены реакции и меры, принятые Великим Государственным Хуралом, Правительством и Президентом Монголии.

Реакция Великого Государственного Хурала (Парламент Монголии)

Парламент страны, наряду с её Правительством, попал под самый значительный шквал обвинений и критики со стороны протестующих. На это есть свои основания: среднее по последним двум созывам совокупное состояние 76 членов Хурала составляет до 8% всего ВВП страны [Родионов, 2017, с. 14]. Следовательно, его депутаты удерживают в своих руках акции крупнейших национальных предприятий, в том числе и тех, которые напрямую причастны к обнаруженной коррупционной схеме. Тем не менее депутаты (в Монголии их называют членами) ВГХ пошли на некоторые меры, призванные удовлетворить пожелания митингующих. В частности, Великий Государственный Хурал Монголии в первые же сутки протестов принял закон о дополнительных мерах контроля за горнодобывающей промышленностью [Г. Занданшатар: НYYPсний асуудлаар..., 2022]. Также, монгольские законодатели заявили о скором проведении публичных слушаний по вопросу о хищении угля [Г. Занданшатар: НYYPсний асуудлаар., 2022]. Парламентские группы двух крупнейших партий страны также собрали свои экстренные заседания, призвав парламент к участию в расследовании, а также потребовав наказания виновных. Однако их фракционная повестка здесь совпадает не по всем пунктам: в частности, парламентская группа представителей Демократической Партии (сейчас у неё парламентское меньшинство) осудила силовое вмешательство полиции в протесты и заявила о том, что ни при каких обстоятельствах не поддержит идею введения чрезвычайного положения в стране [О. Цогтгэрэл: Эрх баригчид..., 2022].

Тем не менее, «демократы» тоже не предлагают каких-либо масштабных политических преобразований, призванных не просто «наказать тех, кто пойман с поличным», но и положить конец системной коррупции. В этом плане их осуждение силовых мер и отказ от поддержки проекта, связанного с введением чрезвычайного положения, представляется не более чем попыткой заработать «политические очки» на происходящих событиях. Однако они провели в Хурал закон об организации гражданских митингов и мирных шествий без предварительного их

согласования с органами власти. Он тоже оставляет за рамками борьбу с системной коррупцией, но поощряет право населения на выражение гражданской позиции.

Таким образом, парламент, с трибун которого так часто обрушивается шквал критики в адрес представителей исполнительной власти во время межпартийных споров, всё же не стал возлагать ответственность за допущение подобной коррупционной схемы ни на правительство, ни на президента страны. Дальше исчерпания инцидента с конкретной (надо полагать, одной из многих) коррупционных схем действия Хурала не заходят. Как это видно из перечня принятых мер, они призваны скорее ограничить коррупцию на местах, нежели воздействовать на более высокие уровни. В конце концов, не было предпринято или предложено никаких мер по улучшению возможности отдельных ветвей власти реагировать на подобные кризисы. Обобщая сказанное, система, признавая имеющиеся изъяны, пока что отказывается от самореформирования, предлагая населению лишь исправление последствий этих самых изъянов.

Реакция Правительства Монголии и премьер-министра

Правительство Монголии, не меньше парламента раскритикованное митингующими, также не стремится осуществлять движения, выступающие за нынешний политический ландшафт, и демонстрирует полную солидарность с Хуралом. В частности, премьер-министр страны Л. Оюун-Эрдэнэ частично списывает волнения в Монголии на осложнение экономической ситуации в стране из-за западных санкций против соседа в лице РФ, а также на «неспокойную обстановку» у всё того же соседа [.Л.Оюун - Эрдэнэ: Засгийн газрыг огцруулах..., 2022] В своём выступлении он категорически отверг какие-либо разговоры об отставке правительства или роспуске парламента, отрицая политическую сторону данного кризиса [Л. Оюун - Эрдэнэ: Засгийн газрыг огцруулах.., 2022]. От самостоятельных инициатив премьер-министр также отказывается. В частности, он говорит о неспособности самостоятельно принять решение без получения одобрения у парламента, так как считает этот орган ключевым представителем общественного мнения в демократической политической системе [Л. Оюун - Эрдэнэ: Засгийн газрыг огцруулах., 2022]. Однако, по мнению протестующих, значительная доля виновных в коррупционном скандале как раз-таки восседает в Хурале. Премьер министр также отказался называть имена чиновников и депутатов, причастных к хищениям, заявив о скором оглашении их национальными судебными органами [НYYPсний асуудлаар 15 орчим..., 2022].

В свою очередь, на заседании правительства было принято решение о введении на крупнейшем угледобывающем предприятии «особого

режима». Как заявляют представители исполнительной власти, коррупция на предприятии осуществлялась как посредством уловок в договоре о добыче и экспорте, так и путём привлечения железнодорожных и автомобильных грузоперевозчиков [НYYPсний асуудлаар 15 орчим..., 2022]. В адрес данной схемы уже проводится прокурорская проверка, а также готовятся материалы уголовного дела. А с целью недопущения подобных схем правительство уже разработало законы о продаже продукции горной добычи через специальные биржи, а также о введении прозрачной и публичной отчётности по доходам отрасли.

Политическая составляющая кризиса и тут остаётся за рамками официальных выступлений. Таким образом, можно с уверенностью говорить о нежелании правительства взять на себя инициативу по оптимизации политической системы: даже в условиях блокирования подобных попыток парламентом.

С одной стороны, в государстве с довольно существенными полномочиями законодательной ветви власти подобный сценарий крайне сложно рассматривать в качестве возможного. С другой, речь идёт не только о несовершенстве конституционного законодательства, но и о единстве политических и бизнес-элит.

В контексте соотношения позиций Правительства и Хурала нужно учитывать одно чрезвычайно важное обстоятельство: Правительство и Хурал очень тесно взаимосвязаны. По Конституции страны, политики могут одновременно занимать пост министра и при этом быть депутатами [Гусманов, Миннибаев, 2014, с. 14]. Также, ключевую роль в формировании этого самого правительства играет всё тот же Хурал [Гусманов, Миннибаев, 2014, с. 15]. Следовательно, если Хуралу не выгодно то или иное политическое решение, оно также не будет выгодно и части правительства. Как правило, это не удерживает два органа власти от значительного числа взаимных претензий, в особенности, возникающих на почве межпартийных споров. Однако когда вопрос встаёт о перспективе радикального пересмотра «статус-кво», которая отчётливо назревает в связи с необходимостью снизить уровень коррупции в стране, парламент и правительство демонстрируют неожиданно высокий уровень взаимной солидарности.

Реакция Президента

Президент У. Хурэлсух тоже не способен взять инициативу в свои руки и каким-либо образом вмешаться в существующий «договор элит» ради оптимизации механизмов государственного управления. «Население вправе знать о фактах коррупции. Виновные должны быть установлены и наказаны» - такой была ключевая (и самая резкая) цитата в его

выступлении 6 декабря [У. ХYрэлсYх: НYYPсний хэргийн ..., 2022]. С одной стороны, подобными высказываниями Президент стремится успокоить протестующих. С другой, и он тоже плавно обходит вопросы противостояния системной коррупции.

На подобную «сдержанную» реакцию Президента также есть свои причины: любые его самовольные решения непременно будут встречены парламентом и правительством с осуждением. Более того, решительные меры в адрес коррумпированной элиты отпугнут от президента и часть гражданского общества: в современной Монголии сформировалось опасение усиления президентской власти, которое, по мнению граждан, может заложить основы тоталитарного политического режима в стране. Также, президент рискует осложнить свои отношения с Народной Партией (МНП), выдвиженцем которой он является. Имеется вероятность участия хотя бы одной бизнес-группировки (фракции) из её кадрового состава в «нелегальном экспорте».

В конце концов, за президентом даже не закреплено никаких особых рычагов давления на Хурал или правительство: любое президентское «вето» может быть преодолено двумя третями голосов парламента, который может, при достаточном уровне консолидации (в нынешней ситуации она весьма высока), даже отправить президента в отставку [Родионов, 2017, с. 73].

Выводы

Резюмируя сказанное, политическая элита страны демонстрирует консолидированную позицию, которая характеризуется как стремлением удовлетворить массы протестующих, так и уклонением от принятия системных антикоррупционных мер, по крайней мере, до завершения расследования конкретного угольного скандала. Большая часть монгольских политиков не желает пересматривать достигнутый в 1990-2000-е гг. компромисс политических и финансовых элит, сделавший возможным установление в Монголии демократической и «полицентрической» политической системы. В силу ряда особенностей современной политической системы в Монголии, которые изначально были призваны поддерживать этот компромисс и не допускать открытого противостояния политических и экономических групп, у монгольских политиков пока что нет легальных механизмов борьбы с коррупционными схемами.

Представляется очевидным то, что демократический проект в Монголии пока не достиг качественного перехода от стадии «консенсусного» соглашения между наиболее влиятельными финансово-политическими группами, имеющими прямой доступ к политическим рычагам, к инклюзивной и устойчивой демократической модели. Иными словами, доста-

точно децентрализованный конгломерат политико-финансовых элит Монголии по-прежнему поддерживает соглашение о «статус-кво» по распределению экономических позиций посредством сохранения особой «системы сдержек и противовесов». В 1990е годы подобный политический выбор был выбором «меньшего из двух зол», где вторым можно смело называть вектор на централизацию политического процесса, который в условиях разнородности элит неизбежно привёл бы к гражданскому противостоянию и авторитарному управлению в стране. Именно такое институциональное и концептуальное устройство политической системы, в рамках которого фактически не существует верховной политической структуры, способной к одностороннему принуждению, наиболее полно отвечает интересам «консенсуса элит» и заставляет их воздержаться от «войны всех против всех». Это можно рассматривать в качестве закономерного состояния любой начинающей демократии: с «консенсуса ограниченных элит» начинали едва ли не все западные демократии, на опыт которых ориентируется Монголия. Однако в 2022 г., спустя три десятилетия после исторического выбора Монголии, которая связала своё будущее с развитием демократического политического режима, сохранение ключевых характеристик политического процесса 1990-х гг. может восприниматься как некоторый вызов на её пути к становлению зрелой демократией. В свою очередь, особенности реакции государственных органов Монголии на протесты 2022 г. и ограниченность политического инструментария в потенциальной борьбе с коррупцией возвращают в монгольский общественный и политический дискурс тему развития национальной демократии и совершенствования конституционного законодательства. Новости о новых деталях коррупционного скандала всё активнее вытесняются дискуссией о выборе Монголии между парламентской и президентской республикой, исход которой, при условии его одобрения народным большинством, будет способен вывести проект строительства монгольской национальной демократии на новый, более зрелый этап. Учитывая живой и искренний отклик граждан Монголии, протестующих против коррупционных схем, можно с уверенностью говорить о сохранении, если даже не об увеличении «социального запроса» на развитие собственной демократической модели. Такова обнадёживающая сторона не самых благоприятных событий декабря 2022 г. в Монголии.

Литература / References

1. Гусманов И. И., Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Монголия // Молодой ученый. 2014. № 1.1 (60.1). С. 14-16. [Gusmanov 1.1., Minibayev B. I. The Peculiarities of Mongolian State System // Molodoi Ucheniy. 2014. № 1.1 (60.1). Pp. 14-16. (In Russian].

2. Родионов В. А. Партийные фракции в политическом процессе современной Монголии // Власть. 2017. № 1. С. 72-76. [Rodionov V.A. Party Fraction in the Contemporary Political Process of Modern Mongolia // Vlast. 2017. № 1. Pp. 72-76. (in Russian)].

3. У. ХYрэлсYх: НYYрсний хэргийн асуудлыг ард тYмэнд ил тод мэдээлэх ёстой // Eagle.mn [U. Khurelsukh: the Coal Issue Should be More Transparent to Citizen]. URL: http://eagle.mn/r/108724 (accessed: 18.12.2022). На монг. яз.

4. НYYPсний асуудлаар 15 орчим албан тушаалтан АТГ - т шалгагдаж байна // Montsame Medee [About 15 Officials were Mentioned by Anticorruptional Center Regarding the Coal Issue]. URL: https://montsame.mn/mn/read/309263 (accessed: 18.12.2022). На монг. яз.

5. Л. Оюун - Эрдэнэ: Засгийн газрыг огцруулах, УИХ - ыг тараах асуудал яригда-агYЙ // Eagle.mn [Oyun-Erdene: We are Not Talking About the Resignation of the Government of State Khural] URL: http://eagle.mn/r/108714 (accessed: 18.12.2022). На монг. яз.

6. О. Цогтгэрэл: Эрх баригчид ард иргэдийн жагсаж, цуглах эрхэнд халдлаа // Eagle.mn [O. Tsogtgerel: the Officials Have Protected the Right of the People to Hold Demonstrations]. URL: http://eagle.mn/r/108719 (accessed: 18.12.2022). На монг. яз.

7. Г. Занданшатар: НYYPсний асуудлаар нээлттэй сонсгол явуулна // Montsame Medee [G. Zandanshaatar: An Opened Hearings Will be Held on the Coal Issue]. URL: https://montsame.mn/mn/read/309269 (accessed: 18.12.2022). На монг. яз.

8. Иргэдийн жагсаал цуглаан хяналтад байна гэж Yзэв // Montsame Medee [The Demonstration is Taken Under Control]. URL: https://montsame.mn/mn/read/309296 (accessed: 18.12.2022). На монг. яз.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Кушхов Борис Хабижевич -

лаборант-исследователь Отдела Кореи и Монголии, Институт востоковедения Российской Академии Наук, Москва, Россия

Kushkhov Boris Kh. - laboratory researcher of the Department of Korea and Mongolia, Institute of oriental studies of the Russian Academy of Science, Moscow, Russian Federation

Раскрытие информации о конфликте интересов

Автор заявляeт об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 11.01.23. Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 27.02.2023. Опубликована: 28.04.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest. Article info

Submitted: 11.01.23. Approved after peer reviewing

and accepted for publication: 27.02.2023. Published: 28.04.2023.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.