УДК 37
Новикова Валентина Николаевна Novikova Valentina Nikolaevna
аспирант кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Северного (Арктического) федерального университета [email protected]
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА КАК ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ШВЕДСКОГО НАРОДА
PhD student of the Education Science, Psychology and Vocational Education Department, Northern (Arctic) Federal University [email protected]
PROTESTANT ETHICS AS A FOUNDATION OF EDUCATIONAL TRADITIONS IN SWEDISH CULTURE
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы о влиянии воспитательных традиций, национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности, определение в этом процессе роли религиозного учения Мартина Лютера и протестантской трудовой этики.
Ключевые слова:
национальный шведский характер, протестантская этика, воспитательные традиции, Рефор-мация, евангелическое учение Мартина Лютера.
Summary:
The article deals with the impact of educational traditions and national culture on the formation of personal value orientations. The author considers the role of Martin Luther’s religious teachings and the Protestant work ethics in this process.
Keywords:
Swedish national character, Protestant ethics, educational traditions, Reformation, Evangelical Lutheran Teaching.
В 1993 г. при подписании Киркенесской Декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями Дании, Исландии и Европейского Союза было положено начало сотрудничеству в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР). Баренцево сотрудничество развивается по направлениям, намеченным Киркенесской декларацией. Многие из реализованных проектов в экономической, научно-технической и культурной областях между севером России и Скандинавскими странами были инициированы Шведским правительством, поэтому проведение научных исследований в целях интернационализации образования и расширения кругозора относительно знаний об истории, культуре и менталитете шведского народа является, по нашему мнению, особенно значимым и актуальным.
Швеция в современном мире, по мнению В.И. Белоглазовой, играет ведущую роль в области интеллектуальных технологий, социальных программ, культуры и спорта. Основательность и надежность в деловом партнерстве помогают шведам удерживать устойчивые позиции в мировом бизнесе и в экономическом сотрудничестве в рамках БЕАР и Евросоюза. Немаловажную роль в строительстве передового общества играет личностный фактор в поведении шведов, их отношение к труду, активность и новаторство, умение отдыхать и заниматься спортом [1, с. 88].
Жизнестойкость в организации жизни шведов связана в первую очередь с исторически сложившимися условиями, народной культурой и воспитанием, считает шведский этнолог Г. Герлиц. По его мнению, «если человек хочет заглянуть в самое сердце культуры, то ему нужно посмотреть на воспитание детей. В нем, сознательно или несознательно, раскрывается, какие ценности, и моральные качества общество хочет привить своим детям, чтобы обеспечить им хорошую жизнь» [2, с. 33]. Именно в воспитательном опыте народа сконцентрированы первоначальные представления о воспитании и обучении детей, определены нормы поведения и требования к личности человека [3, с. 54].
В нашей стране одним из первых о значимости народного воспитания заявил М.В. Ломоносов, а затем К.Д. Ушинский. Позднее их идеи получили развитие в исследованиях Т.С. Буториной, З.П. Васильцовой, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, Л.А. Феклина, О.В. Хухлаевой и др. По мнению Т.С. Буториной, «народная культура является неотъемлемой частью педагогической культуры, а сущностью ее является совокупность и взаимозависимость народных представлений о воспитании и обучении, их целей, задач, путей и средств воздействия на детей» [4, с. 97].
Исследования ученых (Г.А. Аргунова, А.М. Булах, Т.С. Буторина, Г.Н. Волков, А.Е. Демидовская, М.А. Калинина, Т.В. Касимова, Г.С. Попова, С.В. Щекина и др.) показывают, что каждая нация накопила исторически обобщенный опыт обучения и воспитания подрастающих поколе-
ний, который отражает особенности материальных, культурных условий жизни, философии, религии, самоидентификации.
К.Д. Ушинский утверждал, что история народа, его характер определяют направленность воспитания. Великий русский педагог был абсолютно против слепого подражания в воспитании одного народа другим, однако полагал, все рациональное, что имеется в системе воспитания других народов, может быть критически использовано. «Мы твердо убеждены, - писал К.Д. Ушинский, - что в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу. Но во всяком общественном явлении, кроме исторической, чисто народной и потому неподражаемой стороны, есть и своя рациональная сторона, отвергать которую только потому, что она высказывалась прежде у другого народа, было бы весьма нелогично» [5, а 118].
С целью выявить «рациональную сторону» в деле общественного воспитания и формирования менталитета шведского народа, мы обратились к исследованию особенностей воспитательных традиций в Швеции в XIX в. на основе протестантской этики.
В словаре «Религиоведение» под редакцией А.П. Забияко 2006 г. протестантская этика определяется как оригинальная этическая традиция в христианстве, начало которой связано с именем главного реформатора и основоположника протестантизма Мартина Лютера (1483-1546) [6, а 823]. Религиозно-общественное движение, в которое Мартин Лютер вовлек Германию, охватило в XVI в. большинство стран Европы и уже тогда получило название Реформации. За пределами Германии лютеранство быстро победило в Швеции, начало которой было положено решениями Риксдага в 1527 г. С этой целью усилиями, прежде всего, лидеров шведской Реформации Олауса Петри и Лаврентиуса Андре была создана и опубликована богословская, богослужебная и религиозно-просветительская литература на шведском языке. Основные идеи «евангелического» вероучении Мартина Лютера были переведены на шведский язык.
Одной из важных работ шведского реформатора Олауса Петри стал трактат Мартина Лютера о «Браке» (1528). Брачный союз, писал автор, почетен и заповедан Богом, приучает супругов к труду и самопожертвованию, способствует упражнению в христианской любви [7, а 6]. В 1541 г. вышел полный шведский перевод Библии [8, а 49], состоявшей из Большого и Малого Катехизиса Лютера со специальным приложением, которое называлось на старошведском «Hustavlа». «Hustavla» (шведс. Hus - дом, Tavla - доска), то есть маленькая книжка, висевшая на видном месте в каждом шведском доме, представлявшая собой приложение к Малому Катехизису Лютера. Приложение состояло из библейских цитат в соответствии с традиционным учением Лютера о трехступенчатой социальной иерархии - ecclesia (церковь), politia (государство) и oeconomia (дом или хозяйство). Эти цитаты прописывали основные христианские обязанности и поведение в рамках иерархии: правитель / подчиненные; священник / прихожане; глава семьи / дети и слуги и т.д. «Hustavla», по мнению Егила Юханссона, устанавливала основополагающие принципы для всего общества, для духовенства и прихожан в духовной сфере, властей и подчиненных в политической сфере, для хозяина и слуг в экономической. В силу сложившейся системы и традиции, «Hustavla» являлась основным документом, предписания которого соблюдали все сословия на протяжении веков. Каждый согласно иерархии имел права, но прежде всего должен был выполнять обязанности [9, а 12-15].
Самой первой и трудной обязанностью мужчины и женщины после заключения брака, Мартин Лютер считал, воспитание детей, которые, по его мнению, являлись даром Господа. Долг родителей заботиться о христианском воспитании и образовании детей [10, а 174]. Шведы считали, что рождение ребенка было созвучно желанию Бога, как сказано в Библии.
Оно являлось большой радостью для родителей и всей семьи (родственников и близких), но шведские провинциальные законы тех лет показывали, что истинной радостью считалось появление здоровых, хорошо сложенных детей. Однако к появлению мальчика или девочки относились неодинаково. Большей радостью было рождение сына, нежели дочери. В шведской провинции Сконе было распространено выражение «Дети - божий дар, если это, конечно, не сплошные девочки» [11, а 427].
Исследования как русских (Т.С. Буторина, О.В. Хухлаева, С.В. Щекина и др.), так и шведских ученых (Х. Брембек, Е.Л. Бьюрман, И. Винтцелль, У. Лёфгрен, М. Хедлунд, M. Шёберг и др.) рассматривают жизнь в традиционном обществе как смену периодов, сопровождавшихся качественным изменением состояния ребенка, переходом из одной возрастной группы в другую, от одного статуса к другому. При этом важнейшими переходными периодами считались рождение, переход от подросткового периода к взрослости, замужество или женитьба, старость.
По мнению известного шведского этнолога Мeрты Хедлунд, которая одной из первых обратилась к теме воспитания в северных провинциях Швеции, с самого рождения мальчикам и девочкам надевали чепчики разного цвета, отмечая разницу пола ребенка. М. Хедлунд подчер-
кивает, что дети, начиная с 2-3 лет, носили одежду под названием «koltdrakt», то есть прямую одежду типа пальто из вадмаля (шерсти), чуть ниже колена, для мальчиков синего для девочек красно-коричневого цвета. Существование такой специальной одежды для детей известно в Швеции с 1200 г. Дети носили «kolt» до 6-7 летнего возраста, обозначая определенный этап в развитии, после этого они переходили к одежде, покрой которой напоминал взрослую [9, c. 26]. Как отмечает Ева Лис Бьюрман, детям предоставлялась возможность «снять кольт и надеть более подходящую одежду» не по достижении определенного возраста, а в связи со знаниями и навыками, которые они успели освоить к этому времени.
В соответствии с евангелическо-лютеранской верой после 6-7 лет в воспитании главное внимание уделялось формированию устойчивых ценностей в мировоззрении ребенка относительно честности, уважения к взрослым, включая любовь к родителям, соблюдение правил поведения за столом, научения чтению. Родители стремились привить ребенку твердые критерии и нормы в поведении и взаимоотношении с окружающими людьми. Однако формирование вышеперечисленных ценностей покоилось на главной идее - покорности всякой власти, безропотному подчинению младшего старшему (в семейной, общественной, политической жизни). В связи с этим важно было научить ребенка послушанию и смирению [12, c. 15].
По мнению Евы Лис Бьюрман, для этой цели «ett ris hangde i varje hem» - «в каждом доме висела хворостина (розга)», которую родители могли пустить вход в случае непослушания ребенка. Поскольку катехизис и постилла (сборник проповедей) были настольными книгами в домах крестьян, то они в точности следовали указаниям Мартина Лютера, который уверял, что «родители по отношению к детям должны быть терпимыми и чуткими, поскольку только любовью скорее и вернее можно достигнуть успеха, нежели побоями, путем рабского страха и принуждения. В то же самое время, нельзя баловать детей и потакать им, иногда следовало прибегнуть и к розге» [10, c. 174].
По мнению шведских исследователей (Х. Брембек, Е.Л. Бьюрман, И. Винтцелль, У. Лёфгрен, Б.Лильевалль, М. Лильеквист, И. Сефвестад-Ериксон, М. Сзабо, М. Хедлунд, M. Шёберг, Р. Юханнссон и др.), в традиционном крестьянском обществе XIX в. родителям не приходилось прибегать к методам физического воздействия в случае приучения детей к труду.
Матиас Сзабо полагает что, участие детей с раннего возраста в трудовой жизни семьи считалось само собой разумеющимся фактом. Дети сами, без принуждения стремились как можно скорее походить на взрослых, выполняя посильные для них обязанности по хозяйству. Они соприкасались со всеми видами деятельности, характерными для крестьянского домашнего хозяйства, и приобретали разнообразный опыт, который пронизывал всю систему воспитания. Таким образом, привлечение детей к труду представляло особую цель в системе воспитательных традиций шведского народа, составляя органическую часть воспитательного педагогического опыта.
Усердие в труде как поставленная Богом задача оставалось центральным моментом в воспитании до вступления ребенка во взрослую жизнь. В шведском обществе лень всегда являлась смертным грехом. По мнению Г. Гиллис, в отличие от многих других народов, которые говорят: «Мы работаем, чтобы жить», в Швеции правильнее было бы утверждать: «Мы живем, чтобы работать» [2, c. 15].
Труд для шведов является важнейшей жизненной ценностью, священным долгом перед Богом, обществом, самим человеком. По мнению Макса Вебера, с «самого начала» для лютеранской веры представление о предопределении реализовывалось через идею успеха любого труда, как подтверждение своей избранности, угодности Богу. Он пишет: «Само слово «призвание» взято из лютеровского перевода Библии, а отношение к мирской профессиональной добродетели как единственно угодной Богу с самого начала характерно для лютеранства» [13, c. 225]. Трудолюбие и честность в получении прибыли и достижении успеха, постоянное стремление к профессиональному росту, бережливость и трезвый расчет, ответственность и инициатива, святость и неприкосновенность частной собственности - таковы основные принципы протестантской трудовой этики. Выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека [14, c. 823].
Рамки данной статьи позволили нам обозначить, на наш взгляд, лишь наиболее важные моменты воспитательных традиций, существовавших в Швеции в XIX в. Основные жизненные позиции шведского народа, их идеалы, ценностные ориентации в прошлом определялись протестантским учением Мартина Лютера, которое оставило отпечаток на отношение шведов к работе и в современной жизни - «чтобы не грешить, надо работать до седьмого пота». Маленький катехизис, написанный Лютером в XVI в., был основной настольной книгой в шведской семье, где человек с детства в ежедневном общении познавал культуру своего народа. В воспитательных традициях закладывались ответы на многие жизненно важные вопросы: честность по
отношению к людям и делу, любовь к родителям, уважение к старшим, умеренность во всем, повиновение перед вышестоящими людьми, получившими власть от Бога. Многовековыми воспитательными традициями, сформировавшими национальный шведский характер, по нашему мнению, можно объяснить успешность этой нации сегодня в мировом сообществе.
Ссылки:
1. Белоглазова В.И. Имидж Швеции за рубежом // Репутационология. 2009. № 1. С. 88-93.
2. Гиллис Г. Шведы - какие мы, и почему мы такие, какие мы есть. KonsultforlagetAB, 1991.
3. Буторина Т.С., Кошкина Е.А. Русская педагогическая терминология первой четверти XVIII в.: монография. Архангельск, 2008.
4. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. Архангельск, 1994.
5. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.
6. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2006.
7. Korn D. Folkultur.Tradition och gammaldags liv i soctarna Rada, Landevetter, Harryda, Bjorketorp och Bollebygd. Gote-
borg, Tryck: Graphic Systems AB, 1981.
8. Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты // Хенрик Мейнандер. М., 2008.
9. Johansson E. The history of literacy in Sweden (in comparison with some other countries). Umea university & Umea school of education. 1977. № 12. S. 12-15.
10. Курило О.В. Мартин Лютер - реформатор, проповедник и педагог. М., 1996.
11. Березина Т.А. Шведы // Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. М., 1999.
12. Heddlund М. Barnets uppfostran och utbildning i en storfamilj // Jamten. Jamtens lans museum, 2001/1906. S. 26-35.
13. Вебер М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. М., 1994.
14. Религиоведение.
References (transliterated):
1. Beloglazova V.I. Imidzh Shvetsii za rubezhom // Reputatsionologiya. 2009. № 1. P. 88-93.
2. Gillis G. Shvedy - kakie my, i pochemu my takie, kakie my est'. KonsultforlagetAB, 1991.
3. Butorina T.S., Koshkina E.A. Russkaya pedagogicheskaya terminologiya pervoy chetverti XVIII v.: monografiya. Arkhan-
gel'sk, 2008.
4. Butorina T.S. M.V. Lomonosov i pedagogika. Arkhangel'sk, 1994.
5. Goncharov N.K. Pedagogicheskaya sistema K.D. Ush-inskogo. M., 1974.
6. Religiovedenie: entsiklopedicheskiy slovar'. M., 2006.
7. Korn D. Folkultur.Tradition och gammaldags liv i socknarna Rada, Landevetter, Harryda, Bjorketorp och Bollebygd. Gote-
borg, Tryck: Graphic Systems AB, 1981.
8. Meynander K. Istoriya Finlyandii. Linii, struktury, perelomnye momenty // Khenrik Meynander. M., 2008.
9. Johansson E. The history of literacy in Sweden (in comparison with some other countries). Umea university & Umea school
of education. 1977. № 12. S. 12-15.
10. Kurilo O.V. Martin Lyuter - reformator, propovednik i pedagog. M., 1996.
11. Berezina T.A. Shvedy // Rozhdenie rebenka v obychayakh i obryadakh. Strany zarubezhnoy Evropy. M., 1999.
12. Heddlund M. Barnets uppfostran och utbildning i en storfamilj // Jamten. Jamtens lans museum, 2001/1906. S. 26-35.
13. Veber M. Izbrannoe. Obraz obshchestva / transl. from German. M., 1994.
14. Religiovedenie.