Научная статья на тему 'Просветительские деяния монарха Кореи эпохи Чосон Седжона'

Просветительские деяния монарха Кореи эпохи Чосон Седжона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2427
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАРХ СЕДЖОН / ГОСУДАРСТВО ЧОСОН / ИЕРОГЛИФИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ / ХУНМИН ЧОНЪЫМ / ХАНГЫЛЬ / ЯЮЭ / ААК / ГАГАКУ / ЧЖОНЬГАНБО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — У Ген-ир

«Золотой век» корейской культуры, которым ознаменовался первый период правления династии Ли (государство Чосон, 1392-1910), связан с прежде всего деятельностью короля Седжона, благодарные потомки которого назвали его «просвещенным монархом». Монарх Седжон был не только выдающимся политическим деятелем, но и человеком разносторонних дарований, был видным ученым и замечательным музыкантом. Вся его деятельность была направлена на благо государства, на благо его подданных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Просветительские деяния монарха Кореи эпохи Чосон Седжона»

УДК 78 (5-11) ББК 85. 313 (2)

У Ген-Ир

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯНИЯ МОНАРХА КОРЕИ ЭПОХИ ЧОСОН СЕДЖОНА

«Золотой век» корейской культуры, которым ознаменовался первый период правления династии Ли (государство Чосон, 1392-1910), связан с прежде всего деятельностью короля Седжона, благодарные потомки которого назвали его «просвещенным монархом». Монарх Седжон был не только выдающимся политическим деятелем, но и человеком разносторонних дарований, был видным ученым и замечательным музыкантом. Вся его деятельность была направлена на благо государства, на благо его подданных.

со с со

Ключевые слова:

монарх Седжон, государство Чосон, иероглифическая письменность, хунмин чонъым, хангыль, яюэ, аак, гагаку, чжоньганбо

В истории корейской культуры выдающееся место занимает четвертый король-ван из династии Ли Седжону (1397-1450). Король Седжон, прозванный благодарными потомками «просвещенным монархом», был не только выдающимся политическим деятелем, но выдающимся ученым и замечательным музыкантом.

Эта небольшая статья ставит своей целью создать облик просвещенного монарха - облик ученого и музыканта.

Самым ранним государственным образованием на Корейском полуострове принято считать мифический Древний Чосон. Согласно мифологии, родоначальником корейского племени и основателем первого государства на корейском полуострове явился легендарный Тангун1. Одна из распространенных версий, упоминаемая, в частности, в исторической хронике Ирёна «Самгук Юса» (1285)2, говорится о том, что основателем Древнего Чосона явился Тангун, сын небожителя, то есть Бога. Как гласит легенда, это произошло в 2333 г. до н. э., и эта дата считается началом летоисчисления страны.

На пороге старого и нового веков в Корее на смену Древнему Чосону приходит феодальное общество, и оно связано с так называемым Периодом трех государств (Когурё, Пэкче, Силла). Идеологической основой государственных принципов управления трех государств было конфуцианство.

С VI века н.э. государство Силла вступает в период бурного развития, и оно ставит своей задачей объединение под своей властью всех трех государств. Объ-

единение Корейского полуострова под главенством Силла происходит в 676 г. и это ознаменовало важный исторический этап в истории формирования единой корейской народности. Формируется компактная этническая, языковая и культурная общность населения, послужившая основой для образования единой

корейской нации со своей самобытной культурой. Официальной религией госу- 167 дарства и его идеологическим орудием становится буддизм, проникший из Китая на Корейский полуостров в IV в.н.э.

Однако создание Объединенного Силла не прекратило борьбы между различными группами аристократии за политическую гегемонию и захват королевской (ванской) власти. Междоусобица особенно усиливается к концу IX и к началу Х веков. В результате на рубеже 1Х-Х вв. происходит смена династии. Основателем новой династии становится Ван Гон (877-943, годы правления 918-943). Он силой подчиняет себе весь Корейский полуостров и приступает к укреплению централизованной власти. Он провозглашает себя королем и дает государству новое название Корё, подчеркнув тем самым преемственность от Когурё. Отсюда ныне известное всему миру название «Корея».

Выдающимся событием мирового значения в эту эпоху явилось первое в мире книгопечатание металлическими шрифтами, что произошло в 1377 г.4. на третьем году правления У-вана5. До недавнего времени считалось, что первое книгопечатание металлическими шрифтами осуществлено в Германии Гутенбергом в 1445 г. Таким образом, это знаменательное событие произошло в Корее на 68 лет раньше чем в Европе. Этот факт ныне подтвержден специальным постановлением ЮНЕСКО6.

В 1392 г. в результате государственного переворота к власти приходит династия Ли. Основателем династии явился военачальник Ли Сонь-Ге, принявший королевское имя Тхэчжо, т.е. первый правитель королевства Чосон (1335-1408; годы правления 1392-1398). В результате переворота, осуществленного при поддержке почти всех слоев общества и, прежде всего, сторонников конфуцианства, на смену буддийского Объединенного Силла (668-918) и Корё (918-1392) приходит сильное конфуцианское государство, положившее конец 700 летнему господству буддийской идеологии. Не случайно, что новое государство стало себя именовать «Чосон» в знак реставрации системы и ценностей «Древнего Чосона», где идеи конфуцианства играли основополагающую роль в государственном устройстве.

Начальный период правления династии Ли отмечен рядом выдающихся событий. В эти годы были заложены основы сильного централизованного государства, основы политической, экономической и идеологической системы, сохранившейся на протяжении многовекового правления династии вплоть до 1910 г. Из ванов династии Ли особенно знаменателен монарх Седжон, которого благодарные потомки называют «просвещенным монархом».

С периода правления монарха Седжона (1418-1450) начинается «золотой век» корейской культуры. Уже в первые годы своего правления монарх Седжон образовывает специальную комиссию из нескольких десятков ученых во главе с Чонъ Ин-Джи (1396-1478) для составления развернутой истории государства Корё (т. е. Кореи). Результатом длительной работы комиссии явилось опубликование объемного труда «Корё са» («История Кореи», 1451), состоящего из 239 книг.

Неоспоримым вкладом Седжона в культуру Кореи следует считать создание при его непосредственном участии корейской национальной письменности «хан-гыль». В Корее с давних времен существовали два типа языка. Один из них был связан с китайской иероглифической письменностью и считался официальным языком. На нем говорили государственные мужи, на нем писались исторические хроники, научные трактаты и литературные произведения. Но этот язык и письменность были трудными и потому малодоступными для широких кругов народ- ш ных масс. Кроме того, китайская иероглифическая письменность не в состоянии \о

168 была естественным образом выражать специфические для корейского языка интонации и произношения.

Одним из первых, кто осознал эти противоречия и решительно стал осуществлять реформу языка и письменности, был монарх Седжон. Правда, еще в эпоху Объединенного Силла была предпринята попытка создания корейской национальной письменности ученым по имени Сель-Чонь. В истории Кореи эта система известна под названием «иду». Это была система записи специфических корейских слов и грамматических формантов с помощью облегченного варианта китайских иероглифов (подобно японскому письму «катакана»). Нежизнеспособность системы «иду» была неслучайна, ибо она могла осуществлять запись только тех специфических корейских слов, которые не могли быть записаны китайскими иероглифами.

Когда Седжон в 1418 г. на 22-м году своей жизни был водворен на престол, он учреждает при королевском дворе специальный Научный отдел по созданию корейской национальной письменности. Научному отделу во главе с вышеупомянутым Чонь Ин-Джи была поставлена задача «создать самобытную письменность, отличающуюся простотой и легкостью ее применения». При этом монарх Седжон обосновал основное направление, по которому должны были двигаться поиски ученых. Размышления Седжона были следующими. Все письмена делятся на пиктографические и звуковые, и поскольку пиктографическое письмо, к которому относятся китайские иероглифы, как правило, трудно усвояемо, то поиски следует вести по направлению звукового письма.

Процесс создания национальной письменности был поистине извилистым и трудным. Кроме того, ученые Научного отдела никак не могли найти правильное решение, потому многие деятели, находившиеся под большим влиянием китайской культуры, всячески препятствовали работе Научного отдела. Однако монарх Седжон был неумолим в своем священном намерении.

Легенда гласит, что однажды, когда монарх задумчиво сидел в своем кабинете, его внимание привлекли различные геометрические фигуры, из которых состоит оконная рама. Так, из простых фигур типа —, Ц I, Т, -, □ и др. вскоре был составлен первый корейский алфавит из 14 гласных и 14 согласных. Созданная группой ученых-энтузиастов во главе с Чонъ Ин-Джи при непосредственном участии и руководстве монарха Седжона эта система письменность получила название «хунмин чонъым», что в буквальном переводе означает: «обучение народа правильному произношению». Официально «хунмин чонъым» был обнародован 3 сентября (по лунному календарю) 28-го года правления Седжона, т. е. 9 октября 1446 г.

Чрезвычайно оригинальная и весьма стройная система письменности, получившая позднее название «кукмун» (т. е. «национальное письмо») или «хангыль» (т.е. «корейское письмо»), в силу наглядности и легкости освоения быстро сделалась доступной для широких кругов корейского общества и способствовала распространению литературы на родном языке. По мнению многих ученых, в том числе и зарубежных, «хангыль» - одна из наиболее научно обоснованных и логичных систем письменности. Так, в корейском обществе стали функционировать одновременно два типа письменности. Ныне в Республике Корея (также в КНДР) алфавит состоит из 19 гласных и 21 согласных.

Значителен вклад Седжона также в становление и развитие корейской национальной музыки. Седжона по праву можно назвать родоначальником и патриархом корейской национальной музыки.

со с со

Исторические хроники утверждают, что монарх Седжон уже в детстве обна- 169 руживал незаурядные музыкальные способности. Играл на многих музыкальных инструментах, с легкостью усваивал премудрости теории музыки. При этом Седжон уже с юношеских лет критически относился к музыкальной практике того времени. То было время беспредельного господства китайской музыкальной культуры. Те же исторические хроники свидетельствуют, о том, что однажды, вернувшись с поминального культового обряда, он сетовал: «Почему мы, имея свою родную музыку, все обряды совершаем в сопровождении китайской музыки? Почему наши люди, при жизни слушая нашу родную музыку, после смерти вынуждены слушать иноземную музыку?».

К моменту прихода к власти у Седжона уже было твердое убеждение в необходимости коренных реформ в области музыкальной жизни страны. «Нашей музыке нет причин стыдиться. Она не хуже китайской. Для исполнения на обрядах, приемах и на открытых представлениях необходимо упорядочить её, выбирая из неё самое лучшее», - говорил монарх Седжон.

Седжон является автором ряда крупных циклических произведений, в том числе: «Чонъдеоб» (музыка для восхваления силы оружия), «Ботхэпхёнъ» (музыка восхваления силы знания), «Ёминак» (музыка восхваления корейской национальной письменности). Два первых названных произведения впоследствии составили основу ритуальной музыки «Джонъмё Джереак» - аналога мессы в европейской музыке. Все эти произведения сохранились по сей день благодаря созданной монархом Седжоном в 1432 г. своеобразной системе нотной записи.

История корейской национальной музыки утверждает, что честь создания новой системы записи звуков, называемой чжоньганбо, принадлежит творческому гению монарха Седжона. Именно Седжон на основе усовершенствования ранее существовавших до него систем создал в 1432 г. эту уникальную систему записи музыки, сохранившую свою жизненность до сих пор.

Чжоньганбо представляет собой вертикально расположенные параллельные ряды квадратиков, куда вписываются названия звуков. Один квадратик - есть одна доля музыкального построения, а несколько квадратиков, обычно два или три, составляют структурную единицу, своего рода такт в понимании классической теории музыки. А один вертикальный ряд, который в зависимости от музыки вмещает в себя 4, 6, 10, 12, 16, квадратиков, образует структуру, аналогичную периоду в классической теории музыки. Длительность отдельного звука зависит от его места расположения в квадратике.

Таким образом, данная система нотного письма чжоньганбо, как и общеевропейская пятилинеечная система, представляет собой один из видов мензуральной нотации. Мензуральная нотация во всеобщей истории музыки, как мы знаем, имеет богатую традицию и современная система нотной записи берет свое начало непосредственным образом от мензуральной нотации XIV (Филлип де Витри) и XV (Иоханес Тинкторис) вв. На Дальнем Востоке пионером внедрения в музыкальную практику мензуральной нотации явилась Корея. Именно благодаря чжоньганбо в Корее сохранились самые древние в дальневосточном регионе образцы музыки как корейской, так и китайской. В Китае и Японии мензуральная нотация появилась намного позже.

Созданная более пяти веков тому назад система чжоньганбо по сей день сохраняет свое художественное и практическое значение, и для всех, кто занимается над прошлым наследием корейской национальной музыки или серьезно интере- ш суется им, знание чжоньганбо крайне желательно. \о

170 Монарх Седжон был человеком разносторонних интересов. Параллельно с

идеей создания корейской национальной музыки он приветствовал и возрождение китайского искусства яюэ («совершенная или изящная музыка»), являющегося своего рода прототипом корейской аак, японской гагаку. Китайская яюэ, как и корейская аак, - это ритуальная музыка в честь богов, Конфуция и императоров. Искусство яюэ, бывшее в широком распространении при дворе китайских императоров, было ввезено в Корею и Японию и оно стало достоянием как корейского, так и японского народов. Искусство яюэ отличалось чрезвычайным богатством инструментария и пышностью сопровождаемого им действа. На корейской земле это искусство вскоре стало несовершенным из-за нехватки ударных инструментов пхёнгёнъ (инструмент с каменными висячими листами) и пхёнчжонъ (также с железными листами), обязательных для этого музыкально-хореографического действа. Когда на юге страны были найдены камни с чистыми и красивыми звучаниями, то по велению монарха Сечжона были изготовлены 33 инструмента пхёнгёнъ, и таким образом искусство яюэ было сохранено на корейской земле.

В Японии под термином «гагаку» в традиционном понимании подразумевается придворная (классическая) музыка, генетически связанная с музыкой яюэ и аак, т.е. с музыкой соседних стран, прежде всего Китая и Кореи. В широком значении гагаку - это совокупность понятий, определяющих стилевое направление в развитии музыкальной культуры Японии VII-ХII вв. и ныне представляет собой один из величайших памятников культуры Древней Японии, национальное сокровище японского народа.

В настоящее время учебный курс истории корейской национальной музыки гласит, что первыми тремя выдающимися музыкантами-святыми (Самдэ аксе-нъ) являются: Ван Санак (V в.) - создатель семиструнного инструмента комунго, Урык (VI в.) - исполнитель и автор пьес на двенадцатиструнном щипковом инструменте каягым и ученый музыкант Пак Ён (1378-1453) - современник монарха Седжона и поборник искусства аак, осуществивший усовершенствование и систематизацию музыкальных инструментов, а также классификацию жанров придворной и народной музыки. Не подлежит сомнению, что названные музыканты сыграли существенную роль в становлении корейской национальной музыки. Однако до нас не дошло ни одно их произведение. Нам думается, что, ни в коем случае не умаляя достоинства и заслуги их, всё же на первом месте должно поставлено имя Седжона, ибо его вклад в историю корейской национальной музыки более ощутим и значителен.

Патриотические и просветительские деяния просвещенного монарха Седжона оказали благотворное влияние на последующее поколение политических и общественных деятелей. Так, на 24-м году правления вана Сонъчжонъ - последователя монарха Седжона, а именно в 1493 г. группа ученых во главе Сонъ Хёном (1439-1504) издала девятитомный труд «Акхак Квебом» («Основы науки о музыке»), ставший первой музыкальной энциклопедией в Корее. В нём были собраны все имевшие тогда сведения по теории музыки, описание музыкальных инструментов, правила игры на них, а также биографии видных музыкантов. Этот труд до сих пор является основным источником для изучения музыки прошлого Кореи7.

Корейский народ свято чтит память просвещенного монарха Седжона. Его именем названы театр, издательский дом и другие учреждения.

со с со

со

I_

I_

1 Миф о Тангуне - один из наиболее спорных в корейской мифологии вопросов // См.: Мифологический словарь. - М., 1990. - С. 516.

2 Выдающимися произведениями корейской историографии являются: Ким Бусик 171 «Самгук саги» («Исторические записи трех государств», 1145), Ирён «Самгук юса» («Забытые деяния трех государств», 1285), Чонъ Ин-Чжи, Ким Чжонъ-Су «Корё са» (История Корё», нач. XV в..)

3 По некоторым другим источникам началом правления Объединенного Силла считается 668 год - год падения государства Когурё.

4 Второй из двух томов данного издания был найден и хранится в Парижской государственной библиотеке. Первый том пока не найден. Специальное выездное заседание Юнеско по этому случаю состоялся в Корее (г. Чжоньжу) в октябре 2000 г.

5 В Корее (также в Китае и Японии) существовала традиция, по которой с началом правления нового вана (короля) начинается новое исчисление года. Попутно здесь еще скажем, что, в связи с параллельным существованием традиционной лунной и григорианской (с 1895 г.) систем летоисчисления, в некоторых источниках датировка даты иногда разнится на один год.

6 Истории первого книгопечатания металлическими шрифтами посвящена опера «Джикчжи» (Пак Бом-Хун, 2002), поставленная в Сеуле (2001). Для повторной постановки оперы в 2003 г. партитура оркестра национальных инструментов заменена партитурой симфонического оркестра европейского образца (авторы переложения - В.К. Кошелев и У Ген-Ир).

7 Энциклопедия «Акхак Квебом» написана иероглифической письменностью. Первый перевод этого труда на корейскую письменность осуществлена северокорейским ученым Ём Чонь-Гвоном и издан Государственным издательством в Пхеньяне в 1956 г. В Южной Корее этот перевод издан в 1991 г.

ш 3 \о О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.