Научная статья на тему 'Просветительская и военно-педагогическая деятельность Великого князя А. М. Романова'

Просветительская и военно-педагогическая деятельность Великого князя А. М. Романова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перевооружение армии и флота / качество подготовки военнослужащих / военные учебные заведения / боевая подготовка / подготовка командных кадров / образовательно-просветительская работа / подготовка летных кадров. / Army and Navy rearmament / the quality of military personnel training / military educational institutions / combat training / command personnel training / educational and enlightening activity / flight personnel training.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дельвиг Наталья Андреевна

В последнее время отмечается повышение интереса к деятельности выдающихся личностей нашего Отечества. Яркой страницей истории военного образования в России явилась деятельность Великого князя А. М. Романова – офицера, ученого, создателя образовательной базы, разработавшего инновационные методики обучения военных специалистов и внедрившего их в практику преподавания. А. М. Романов уделил немало внимания и просветительской деятельности, направленной на повышение общего уровня культуры населения России. В связи с этим возникает необходимость осуществления историко-педагогического анализа просветительской и военно-педагогической деятельности Великого князя Александра Михайловича Романова с целью изучения его вклада как в развитие военно-педагогической науки, так и в создание ряда образовательных учреждений для гражданского населения. В статье также изучается его вклад в процесс формирования содержания и методики военно-морского и военно-авиационного образования – принципиально нового направления в России, положившего начало становлению отечественной системы подготовки летных кадров. Дается оценка значимости военнопедагогических инноваций, введенных в процесс подготовки профессиональных военнослужащих А. М. Романовым с целью модернизации системы обучения квалифицированных специалистов, а также деятельности Великого князя в сфере развития благотворительности и просветительства. Автор подчeркиваeт, что на протяжении XIX – начала ХХ в. целевые установки, функции и задачи общественнопросветительской дeятeльности формулировались с ориeнтацией на военныe и государственныe реформы, а также особенности политической и экономической стратегии развития государства. Общественно-просветительскоe движeниe рассматривается как один из ведущих способов передачи представителями российской интеллигенции духовного наследия, системы общeствeнных идeалов и ценностей подрастающему поколению, что в полной мeрe рeализовано в дeятeльности Великого князя А. М. Романова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grand Duke A. M. Romanov’s Educational and Military-Pedagogical Activity

Since recently there has been an increase in interest to studying the activity of Russian outstanding personalities. A bright page in the history of military education in Russia was represented by the activity of Grand Duke A. Romanov – an officer, scientist, creator of an educational basis in the sphere of developing the innovative methods of training officers, introducing them into the academic practice. A. Romanov paid a lot of attention to educational activities as well as he was aimed at raising the general cultural level of population of Russia. In connection with this, it becomes necessary to conduct the historical and pedagogical analysis of the enlightening and military-pedagogical activities of Grand Duke Aleksandr Romanov from the position of researching his contribution both to the development of the military pedagogical science and to the creation of a number of educational institutions for the civilian population. His contribution to the content and methodology formation process of naval and military aviation education, which became a fundamentally new direction in Russia and initiated the formation of the national aviation personnel training system was also researched. Thus, the article represents both the assessment of military pedagogical innovations introduced into the process of professional military personnel training in order to modernize the qualified specialists training system, as well as Grand Duke’s activity in the sphere of charity and development of enlightenment. Thus, the historical and pedagogical research analysis demonstrates the fact that during the 19th and early 20th centuries, objectives, functions and tasks of social educational activity were formulated, focusing on military and state reforms, as well as features of the state political and economic development strategy. The social and educational movement is described as one of the leading ways of transferring the spiritual heritage of the Russian intelligentsia representatives, the system of public ideals and values to the younger generation, which is fully realized in the activity of Grand Duke A. Romanov.

Текст научной работы на тему «Просветительская и военно-педагогическая деятельность Великого князя А. М. Романова»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10066 УДК 355. 23 : 94 (47).082

Н. А. Дельвиг

https://orcid.org/0000-0002-8781-3236

Просветительская и военно-педагогическая деятельность Великого князя А. М. Романова

В последнее время отмечается повышение интереса к деятельности выдающихся личностей нашего Отечества. Яркой страницей истории военного образования в России явилась деятельность Великого князя А. М. Романова - офицера, ученого, создателя образовательной базы, разработавшего инновационные методики обучения военных специалистов и внедрившего их в практику преподавания. А. М. Романов уделил немало внимания и просветительской деятельности, направленной на повышение общего уровня культуры населения России. В связи с этим возникает необходимость осуществления истори-ко-педагогического анализа просветительской и военно-педагогической деятельности Великого князя Александра Михайловича Романова с целью изучения его вклада как в развитие военно-педагогической науки, так и в создание ряда образовательных учреждений для гражданского населения. В статье также изучается его вклад в процесс формирования содержания и методики военно-морского и военно-авиационного образования - принципиально нового направления в России, положившего начало становлению отечественной системы подготовки летных кадров. Дается оценка значимости военно-педагогических инноваций, введенных в процесс подготовки профессиональных военнослужащих А. М. Романовым с целью модернизации системы обучения квалифицированных специалистов, а также деятельности Великого князя в сфере развития благотворительности и просветительства.

Автор подчeркиваeт, что на протяжении XIX - начала ХХ в. целевые установки, функции и задачи общественно-просветительской дeятeльности формулировались с ориентацией на военные и государственные реформы, а также особенности политической и экономической стратегии развития государства. Общественно-просветительское движение рассматривается как один из ведущих способов передачи представителями российской интеллигенции духовного наследия, системы общественных идеалов и ценностей подрастающему поколению, что в полной мере реализовано в деятельности Великого князя А. М. Романова.

Ключевые слова: перевооружение армии и флота, качество подготовки военнослужащих, военные учебные заведения, боевая подготовка, подготовка командных кадров, образовательно-просветительская работа, подготовка летных кадров.

N. A. Delvig

Grand Duke A. M. Romanov's Educational and Military-Pedagogical Activity

Since recently there has been an increase in interest to studying the activity of Russian outstanding personalities. A bright page in the history of military education in Russia was represented by the activity of Grand Duke A. Romanov - an officer, scientist, creator of an educational basis in the sphere of developing the innovative methods of training officers, introducing them into the academic practice. A. Romanov paid a lot of attention to educational activities as well as he was aimed at raising the general cultural level of population of Russia. In connection with this, it becomes necessary to conduct the historical and pedagogical analysis of the enlightening and military-pedagogical activities of Grand Duke Aleksandr Romanov from the position of researching his contribution both to the development of the military pedagogical science and to the creation of a number of educational institutions for the civilian population. His contribution to the content and methodology formation process of naval and military aviation education, which became a fundamentally new direction in Russia and initiated the formation of the national aviation personnel training system was also researched. Thus, the article represents both the assessment of military pedagogical innovations introduced into the process of professional military personnel training in оМег to modernize Ше qualified specialists training system, as weИ as Grand Duke's activity in the sphere of charity and development of enlightenment.

Thus, the historical and pedagogical research analysis demonstrates the fact that during the 19th and early 20th centuries, objectives, functions and tasks of social educational activity were formulated, focusing on military and state reforms, as well as features of the state political and economic development strategy. The social and educational movement is described as one of the leading ways of transferring the spiritual heritage of the Russian intelligentsia representatives, the system of public ideals and values to the younger generation, which is fully realized in the activity of Grand Duke A. Romanov.

Keywords: Army and Navy rearmament, the quality of military personnel training, military educational institutions, combat training, command personnel training, educational and enlightening activity, flight personnel training.

© Дельвиг Н. А., 2018

Период второй половины XIX - начала XX в. представляется чрезвычайно значимым как для развития образования в целом, так и для развития системы подготовки военнослужащих. Проводимые в данный период реформы коснулись практически всех сфер общественно-политической жизни Российской империи, тем самым ускоряя процессы политической, экономической, социальной и военно-промышленной модернизации. Это и подтолкнуло Россию не только к принятию решительных мер по перевооружению армии и флота, но и к адаптации системы военного образования в соответствии с интенсивным внедрением в военную практику технических инноваций [1].

Как правило, военно-политический курс государства в значительной степени определяется правящей элитой и военными деятелями [17]. Одним из наиболее активных общественных и военных деятелей конца XIX - начала ХХ в., сыгравших значительную роль как в модернизации российского флота, так и в кардинальном реформировании системы военного образования в России, был Великий князь Александр Михайлович Романов (1866-1933) - внук императора Николая I [13].

Проходя действительную военную службу на Черноморском и Балтийском флотах от первичных до командных должностей, Великий князь Александр Михайлович, опираясь на опыт собственной службы, открыто выражал свое мнение по поводу реформирования системы военного образования. Он твердо стоял на позициях того, что образование, в особенности военное, не должно существовать обособленно от политических и экономических процессов, происходящих в стране, и всегда считал, что действующий флот не может быть оторван от морских учебных заведений [16].

17 мая 1904 г. по инициативе Великого князя на базе Главного управления торгового мореплавания и портов был образован Учебный комитет, в компетенцию которого входило рассмотрение вопросов организации учебного процесса, утверждение различных инструкций, уставов морских учебных заведений, учебных программ училищ и школ. Учебный комитет рассматривал и рекомендовал для использования учебники и руководства, решал вопросы, связанные с созданием новых учебных пособий [3].

Будучи человеком высокообразованным, князь всегда полагал, что без качественно подготовленных военных кадров невозможно разви-

вать и модернизировать армию и флот. Он тщательно изучал военно-педагогический опыт иностранных государств и считал необходимым извлекать положительные уроки как в области повышения обороноспособности, так и в сфере подготовки военных специалистов, излагая свои мысли в Докладных записках императору Николаю II о развитии отечественного флота [5].

Князь был автором 12 справочников о военных флотах иностранных государств, которые, по его мнению, были разработаны для «повышения образования российских офицеров» [4, с. 88]. Как отмечал один из современников князя, Председатель Московского бюро лиги обновления флота Н. М. Португалов, с «1891 по 1906 г. Великий князь Александр Михайлович издавал ежегодно прекрасные справочные книжки под названием «Военные флоты» [12; 5, с. 212].

Что касается Черноморского флота, то на рубеже XIX-ХХ вв. он развивался наиболее интенсивно. Его командование ставило перед собой прямую задачу открытия военных учебных заведений, учитывая крайнюю необходимость в подготовке высококвалифицированных командных кадров. Главной задачей, поставленной непосредственно перед флотом, было достижение превосходства по силе над флотом Турции, что не представлялось возможным без подготовленных офицеров тактического уровня [15].

Но, к сожалению, в морских учебных заведениях, где готовились строевые офицеры, тактику как самостоятельный предмет еще не преподавали. В 90-х гг. XIX в. в русском флоте не было тактики как науки, которая отвечала бы требованиям броненосного флота.

Осознавая необходимость научного подхода в обучении офицеров военно-морской науке, Великий князь и его друг морской офицер граф А. Ф. Гейден организовали кружок офицеров армии и флота, где широко обсуждались военно-морские вопросы и проводились учебные тренировки в виде военно-морской игры. На занятиях кружка проигрывались и актуальные на тот момент варианты войны с Японией. Вскоре они приобрели известность, и на их основе в Николаевской Морской академии в 1895 г. организовали курс по изучению военно-морской тактики, которого прежде не было в программе подготовки будущих офицеров [5].

Военно-морской науке посвящена работа А. М. Романова «Как возвратить наш флот и сделать его действительно сильным», в которой он кратко изложил возможные пути решения про-

блемы. В 1896 г. по инициативе Великого князя была создана первая в России кафедра истории военно-морского искусства, что связано с началом преподавания этого предмета в Николаевской морской академии [13].

Александр Михайлович был создателем множества не только военных, но и образовательных проектов, характерной особенностью которых была их многоцелевая направленность. Так, в канун 50-летнего юбилея Крымской кампании (1854-1855 гг.) российским правительством было предложено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить места былых сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен напоминать потомкам о том, как «...русская армия и флот в 11 месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы» [5, с. 121].

К 50-летней годовщине Первой обороны Севастополя был создан «Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны», возглавляемый Великим князем, целью которого было выполнение ряда социальных и просветительских задач [8; 9]. В 1909 г. по инициативе комитета знаменитую Севастопольскую панораму «Оборона Севастополя 1854-55 гг.» работы французского художника Ф. А. Рубо, посвященную героическому эпизоду российской истории, временно перевезли «в Петербург для ознакомления с этой патриотической картиной более широких масс публики и народа» [7, л. 3]. «Цель, поставленная Вашим Императорским Величеством, вполне достигается, что можно видеть из количества посетителей панорамы за истекшие 11 месяцев ее пребывания в С.-Петербурге, а именно: платных посетителей было всего 62 000 и бесплатных свыше 150 000. Бесплатный вход в панораму открыт для войск, учебных заведений, рабочих заводов и мастерских и для низших служащих различных учреждений, причем, кроме того, в настоящее время начинается периодическое посещение панорамы молодыми солдатами последнего призыва» [7, л. 5].

Вплотную занявшись благотворительной деятельностью, Александр Михайлович ходатайствовал об открытии на базе музея Черноморского флота в Севастополе школы на 40 учеников (преобразованной затем в ремесленное училище), приюта для инвалидов, школы соломопле-тения для девочек и Ксениинской церковноприходской школы на 300 учащихся. 30 июля 1891 г. Александр Михайлович лично посетил детский девичий керченский Мариинский при-

ют. Впоследствии он ходатайствовал об увеличении количества мест для воспитанников, а также распорядился назначить особую стипендию, выплачиваемую из личных средств особо старательным и талантливым воспитанницам [2].

К концу первого десятилетия ХХ в. внимание Александра Михайловича было полностью сосредоточено на проведении всестороннего анализа состояния дел в российской армии [14].

Бывший начальник Главного управления торгового мореплавания контр-адмирал Великий князь Александр Михайлович взял на себя ответственность возглавить отечественное воздухоплавание [11]. В марте 1910 г. он распорядился командировать шестерых офицеров в Париж для обучения полетам. Однако принципиально новую техническую задачу для России представляло обслуживание и ремонт авиационной техники, а следовательно, возникла проблема подготовки технического персонала, ввиду чего вместе с офицерами было отправлено шесть матросов и солдат с целью приобретения навыков обслуживания самолетов [6].

По решению Великого князя местом проведения первых практических полетов был выбран Севастополь, а центр подготовки авиационных кадров стал именоваться Севастопольским авиационным военным училищем, торжественное открытие которого состоялось после богослужения и окропления самолетов святой водой в ноябре 1910 г., в честь чего было вынесено решение о проведении показательных авиационных полетов, зрителями которых могли стать все желающие [4].

Таким образом, первое десятилетие XX в. явилось периодом становления военно-авиационного образования в России, первоначального оформления содержания и методики подготовки летных кадров [11].

Великий князь Александр Михайлович полагал, что «Россия - великая держава, а таковой она не может стать без монархии, так как это единственное управление, при котором Россия может богатеть, расширяться и смело смотреть на будущее» [4, с. 110]. В качестве необходимых условий для развития и процветания России Великий князь рассматривал технико-экономическую самостоятельность страны, что предусматривало и подготовку высококвалифицированных специалистов, «самодостаточность государства», и просвещение народа на высоких моральных принципах православия [10; 18].

Библиографический список

1. Березовский, Н. Ю. Российский Императорский флот. 1896-1917 [Текст] i военно-исторический справочник / Н. Ю. Березовский, В. Д. Доценко, Б. П. Тюрин. - M., 1993. - 244 c.

2. Благотворительные учреждения Российской империи [Текст] / сост. Канцелярией по учреждениям имп. Mарии в 3 т. - СПб., 1900. - Т. 2. - 986 с.

3. Бордученко, Ю. Л., Зуев А. В. Главное управление торгового мореплавания и портов [Текст] / Ю. Л Бордученко, А. В. Зуев // Вопросы теории и практики. - Тамбов i Грамота. - 2015. - № 10 (60) i в 3-х ч. - Ч. I. - C. 44-46.

4. Вел. Кн. Александр Mихайлович. Плавание Великого Князя [Текст] // Книга воспоминаний. - Париж i Иллюстрированная Россия, 1933.

5. Граф Витте, С. Ю. Воспоминания. Царствование Николая II. Том II [Текст] / Граф С. Ю. Витте. - Берлин i Слово, 1922. - 305 c.

6. Деев, А. В. Некоторые страницы из истории Ка-чи [Текст] / А. В. Деев // Качинские чтения-VI i сборник статей. - Волгоград, 2002.

7. Краткий обзор деятельности по управлению Севастопольским музеем и причисленными к нему учреждениями, 12 марта 1910 г. // ГА РФ. Ф. 543. Оп. 1. Д. 583. Л. 2-5 об.

8. Mатериалы А. M. Романова // Государственный архив Республики Крым. Ф 532.

9. Посещение Их Императорскими Величествами Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Федоровной и Его Императорским Высочеством Великим Князем Mихаилом Николаевичем музея и раскопок в Херсонесе 18 сентября 1902 г. [Текст] i Известия Императорской археологической комиссии. Т. 5а. - СПб., 1903. - С. 1-6.

10. Российское зарубежье во Франции, 1919-2000 [Текст] / под общей ред. Л. M^^ra, M. Авриль, В. Лосской. - M. i Наука, 2008. - Т. 1. - С. 35.

11. Русский морской и воздушный флот на добровольные пожертвования [Текст]. - СПб., 1913. - С. 14.

12. Русский флот. Издание великого князя Александра Mихайловича [Текст] i Подарочное издание оригинала 1865-1904 гг.

13. Шилов, Д. Н. Государственные деятели Российской Империи. 1802-1917 [Текст] / Д. Н. Шилов // биобиблиографический справочник. - СПб. i Дмитрий Буланин, 2002. - С. 48.

14. Always a grand duke. Garden City, N. Y., Garden City Pub. Co. - 1935.

15. Grand Duke Alexander Mikhailovich Romanov. «Niva» magaziœ. Publishing ^ше A. F. Marx, St. Petersburg. Russia. 1913.

16. Grand Duke Alexander of Russia. Once a Grand Duke. - New York i Farrar & Rinehart, 1932; Always a Grand Duke. - New York i Farrar & Rinehart, 1933.

17. Twilight Of Royalty by Alexander Grand Duke Of Russia. Ray Long & Richard R. Smith, Inc. 1932.

18. Diaries and Letters of the Grand Dukes. -http://www.alexanderpalace.org/palace/lettersdukes.html.

Bibliograficheskij spisok

1. Berezovskij, N. Ju. Rossijskij Imperatorskij flot. 1896-1917 [Tekst] : voenno-istoricheskij spravochnik / N. Ju. Berezovskij, V D. Docenko, B. P. Tjurin. - M., 1993. - 244 c.

2. Blagotvoritel'nye uchrezhdenija Rossijskoj imperii [Tekst] / sost. Kanceljariej po uchrezhdenijam imp. Marii v 3 t. - SPb., 1900. - T. 2. - 986 s.

3. Borduchenko, Ju. L., Zuev A. V. Glavnoe uprav-lenie torgovogo moreplavanija i portov [Tekst] / Ju. L Borduchenko, A. V Zuev // Voprosy teorii i praktiki. -Tambov : Gramota. - 2015. - № 10 (60) : v 3-h ch. -Ch. I. - C. 44-46.

4. Vel. Kn. Aleksandr Mihajlovich. Plavanie Velikogo Knjazja [Tekst] // Kniga vospominanij. - Parizh : Illjustri-rovannaja Rossija, 1933.

5. Graf Vitte, S. Ju. Vospominanija. Carstvovanie Ni-kolaja II. Tom II [Tekst] / Graf S. Ju. Vitte. - Berlin : Slo-vo, 1922. - 305 c.

6. Deev, A. V Nekotorye stranicy iz istorii Kachi [Tekst] / A. V. Deev // Kachinskie chtenija-VI : sbornik statej. - Volgograd, 2002.

7. Kratkij obzor dejatel'nosti po upravleniju Sevasto-pol'skim muzeem i prichislennymi k nemu uchrezhdeni-jami, 12 marta 1910 g. // GA RF. F. 543. Op. 1. D. 583. L. 2-5 ob.

8. Materialy A. M. Romanova // Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym. F 532.

9. Poseshhenie Ih Imperatorskimi Velichestvami Gosudarem Imperatorom i Gosudarynej Imperatricej Ale-ksandroj Fedorovnoj i Ego Imperatorskim Vysochestvom Velikim Knjazem Mihailom Nikolaevichem muzeja i raskopok v Hersonese 18 sentjabrja 1902 g. [Tekst] : Izvestija Imperatorskoj arheologicheskoj komissii. T. 5a. - SPb., 1903. - S. 1-6.

10. Rossijskoe zarubezh'e vo Francii, 1919-2000 [Tekst] / pod obshhej red. L. Mnuhina, M. Avril', V. Losskoj. - M. : Nauka, 2008. - T. 1. - S. 35.

11. Russkij morskoj i vozdushnyj flot na dobro-vol'nye pozhertvovanija [Tekst]. - SPb., 1913. - S. 14.

12. Russkij flot. Izdanie velikogo knjazja Aleksandra Mihajlovicha [Tekst] : Podarochnoe izdanie originala 1865-1904 gg.

13. Shilov, D. N. Gosudarstvennye dejateli Rossijskoj Imperii. 1802-1917 [Tekst] / D. N. Shilov // bio-bibliograficheskij spravochnik. - SPb. : Dmitrij Bulanin, 2002. - S. 48.

14. Always a grand duke. Garden City, N. Y., Garden City Pub. Co. - 1935.

15. Grand Duke Alexander Mikhailovich Romanov. «Niva» magazine. Publishing house A. F. Marx, St. Petersburg. Russia. 1913.

16. Grand Duke Alexander of Russia. Once a Grand Duke. - New York : Farrar & Rinehart, 1932; Always a Grand Duke. - New York : Farrar & Rinehart, 1933.

17. Twilight Of Royalty by Alexander Grand Duke Of Russia. Ray Long & Richard R. Smith, Inc. 1932.

18. Diaries and Letters of the Grand Dukes. -http://www.alexanderpalace.org/palace/lettersdukes.html.

Reference List

1. Berezovsky N. Yu. Russian Imperial fleet. 18961917: military and historical reference manual / N. Yu. Berezovsky, V D. Dotsenko, B. P. Tyurin. - M., 1993. -244 p.

2. Charitable institutions of the Russian Empire / made by the Office on institutions of Empress Maria in 3 v. - SPb., 1900. - V 2. - 986 p.

3. Borduchenko Yu. L., Zuev A. V. Head department of trade navigation and ports / Yu. L. Borduchenko, A. V. Zuev // Questions of the theory and practice. - Tambov : Gramota. - 2015. - № 10 (60): in 3 p. - P. I. -C. 44-46.

4. Great Duke Aleksandr Mikhailovich. Float of Grand Duke // Book of memories. - Paris: Illustrated Russia, 1933.

5. Count Vitte S. Yu. Memories. Nicholas II's reign. Volume II / Count S. Yu. Witt. - Berlin : Slovo, 1922. -305 with.

6. Deev A. V. Some pages from history of Kacha / A. V. Deev // Kachin readings-VI: collection of articles. -Volgograd, 2002.

7. A brief activities overview on control of the Sevastopol museum and the institutions ranked to it, on March 12, 1910 g/HECTARE of the Russian Federation. V. 543. List. 1. 583. L. 2-5.

8. A. M. Romanov's materials // State archive of the Republic of the Crimea. F 532.

9. Visit of their Imperial Majesties by the Sovereign Imperator and the Monarchess Empress Aleksandra Fio-dorovna and his Imperial Highness by the Grand Duke Mikhail Nikolaevich of the museum and excavation in Chersonese on September 18, 1902: News of the Imperial archaeological commission. V 5a. - SPb., 1903. - P. 1-6.

10. The Russian abroad in France, 1919-2000 / under the general editorship of L. Mnukhin, M. Avril, V. Losskaya. - M. : Nauka, 2008. - V 1. - P. 35.

11. The Russian sea and air fleet on donations. -SPb., 1913. - P. 14.

12. Russian fleet. Issuing of Grand Duke Aleksandr Mikhailovich: Gift edition of the original of 1865-1904.

13. Shilov D. N. Statesmen of the Russian Empire. 1802-1917 / D. N. Shilov // biobibliographic reference manual. - SPb. : Dmitry Bulanin, 2002. - P. 48.

14. Always a grand duke. Garden City, N. Y., Garden City Pub. Co. - 1935.

15. Grand Duke Alexander Mikhailovich Romanov. «Niva» magazine. Publishing house A. F. Marx, St. Petersburg. Russia. 1913.

16. Grand Duke Alexander of Russia. Once a Grand Duke. - New York : Farrar & Rinehart, 1932; Always a Grand Duke. - New York : Farrar & Rinehart, 1933.

17. Twilight Of Royalty by Alexander Grand Duke Of Russia. Ray Long & Richard R. Smith, Inc. 1932.

18. Diaries and Letters of the Grand Dukes. -http://www.alexanderpalace.org/palace/lettersdukes.html.

50

Н. À. fle^be^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.