Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЬМА / ТЮРЕМНАЯ РЕФОРМА / ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ТЮРЕМНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиуллина С. Д., Кадырова А. И.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в России на сегодняшний день в условиях непрерывных изменений во всех сферах жизни общества поднимаются проблемы реформирования и модернизации институтов власти, включая пенитенциарную систему государства. Изучение истории становления тюремной системы имеет большое значение для понимания закономерностей функционирования уголовно-исполнительной системы в настоящем, так как, основываясь на опыте организации и управления в местах лишения свободы того или иного исторического периода, можно выявить его роль и влияние на пенитенциарную систему России в целом. Особую значимость и научную новизну имеет междисциплинарный подход к постановке проблемы, базирующийся на методах, используемых в исторической, политической, социологической, экономической науках. В научный оборот впервые вводятся ранее неопубликованные источники и данные. Поставленная проблематика является также особенно актуальной в части просветительской и исправительно-воспитательной работы с заключенными. При применении системного анализа и цивилизационного подхода тематика работы представлена как эволюция совокупности всех сфер общественного развития. В нашем понимании историчность человеческой природы без отделения от политики, экономики, психологии, образования, культуры общества невозможна, что соотносится с разработками Фернана Броделя и наследия школы «Анналов». Цивилизационный подход позволил увидеть социальные и несоциальные компоненты, влияющие на тип духовных ценностей и исторические этапы культурно- исторических типов, относящихся к теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. При анализе нормативно-правовой базы и историографического обзора применены такие методы, как метод хронологической последовательности, историко-системный, описательный. В статье анализируются становление и развитие пенитенциарной системы в условиях пореформенного периода российской истории второй половины XIX века до начала XX века. Особое внимание уделяется изучению просветительской и исправительно-воспитательной работы с заключенными в местах лишения свободы В конце научной работы делаются важные выводы. Во-первых, исследование носит крайне актуальный характер и нуждается в дальнейшем углублении и изучении неопубликованных источников с введением их в научный оборот. Во-вторых, правительство Российской Империи проводило планомерную политику разработки и укрепления нормативно-правовой базы для предотвращения асоциального поведения среди заключенных. В-третьих, законодательная база Российской Империи носила не только декларативный характер по ограничению свободы заключенных, но и учитывала их права на духовно-нравственное исправление. Правительство вводило систему опеки над заключенными, особое тюремное попечительство, что так необходимо и в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL, CORRECTIVE AND EDUCATIVE WORKS WITH PRISONERS IN THE RUSSIAN EMPIRE DURING THE PERIOD OF THE GREAT REFORMS

The relevance of the topic is determined by the fact that nowadays in Russia in the context of continuous changes in all spheres of social life, the problems of reforming and modernizing government institutions, including the state penitentiary system, are raised. Studying the history of the prison system formation is of great importance for understanding the regularities of the functioning of the penitentiary system in the present, since, based on the experience of organizing and managing in places of deprivation of liberty of a particular historical period, it is possible to identify its role and influence on the penitentiary system of Russia as a whole. The interdisciplinary approach to the problem, based on the methods used in the historical, political, social, and economic studies, is of particular importance for scientific novelty. In this regard, the interdisciplinary character brings novelty to historical study. For the first time, previously unpublished sources and data are introduced into scientific circulation. The set problems are also particularly relevant in terms of educational and correctional work with prisoners. When applying the world-system analysis and civilizational approach, the subject of the work is presented as the evolution of the totality of all spheres of social development. In our understanding, the historicity of human nature separated from politics, economics, psychology, education, culture of society is impossible. This correlates with the developments of Fernand Braudel and the legacy of the School of the Annals. The civilizational approach made it possible to see the social and non-social components that influence the type of spiritual values and the historical stages of cultural-historical types related to the theory of N. Y. Danilevsky, O. Spengler, A. Toynbee. When analyzing the legal framework and historiographical review, methods such as the method of chronological sequence, historical-systematic, and descriptive were used. This article analyzes the formation and development of the penitentiary system during the post- reform period of Russian history from the second half of the XIX century to the beginning of the XX century. Special attention is paid to the study of educational and correctional work with prisoners in places of deprivation of liberty. At the end of the research, important conclusions are drawn. First, the research is extremely relevant and needs further deepening and study of unpublished sources with their introduction into scientific circulation. Secondly, the government of the Russian Empire pursued a systematic policy of developing and strengthening the legal framework to prevent antisocial behavior among prisoners. Thirdly, the legislative base of the Russian Empire was not only declarative towards imprisonment, but also took into account prisoners’ rights to spiritual and moral correction. The government introduced a system of guardianship over prisoners, special prison guardianship, which is so necessary in our time.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД»

Development of educäton

Галиуллина С.Д. Galiullina S.D.

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 343.82 (470+571)(091)

Кадырова А.И. Kadyrova А.1.

аспирант кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

DOI: 10.17122/2541-8904-2021-1-35-148-155

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Актуальность темы исследования определяется тем, что в России на сегодняшний день в условиях непрерывных изменений во всех сферах жизни общества поднимаются проблемы реформирования и модернизации институтов власти, включая пенитенциарную систему государства. Изучение истории становления тюремной системы имеет большое значение для понимания закономерностей функционирования уголовно-исполнительной системы в настоящем, так как, основываясь на опыте организации и управления в местах лишения свободы того или иного исторического периода, можно выявить его роль и влияние на пенитенциарную систему России в целом.

Особую значимость и научную новизну имеет междисциплинарный подход к постановке проблемы, базирующийся на методах, используемых в исторической, политической, социологической, экономической науках. В научный оборот впервые вводятся ранее неопубликованные источники и данные.

Поставленная проблематика является также особенно актуальной в части просветительской и исправительно-воспитательной работы с заключенными. При применении мир-системного анализа и цивилизационного подхода тематика работы представлена как эволюция совокупности всех сфер общественного развития. В нашем понимании историчность человеческой природы без отделения от политики, экономики, психологии, образования, культуры общества невозможна, что соотносится с разработками Фернана Броделя и наследия школы «Анналов». Цивилизационный подход позволил увидеть социальные и несоциальные компоненты, влияющие на тип духовных ценностей и исторические этапы культурно-исторических типов, относящихся к теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. При анализе нормативно-правовой базы и историографического обзора применены такие методы, как метод хронологической последовательности, историко-системный, описательный.

В статье анализируются становление и развитие пенитенциарной системы в условиях пореформенного периода российской истории второй половины XIX века до начала XX века. Особое внимание уделяется изучению просветительской и исправительно-воспитательной работы с заключенными в местах лишения свободы.

Развитие образования

В конце научной работы делаются важные выводы. Во-первых, исследование носит крайне актуальный характер и нуждается в дальнейшем углублении и изучении неопубликованных источников с введением их в научный оборот. Во-вторых, правительство Российской Империи проводило планомерную политику разработки и укрепления нормативно-правовой базы для предотвращения асоциального поведения среди заключенных. В-третьих, законодательная база Российской Империи носила не только декларативный характер по ограничению свободы заключенных, но и учитывала их права на духовно-нравственное исправление. Правительство вводило систему опеки над заключенными, особое тюремное попечительство, что так необходимо и в наше время.

Ключевые слова: тюрьма, тюремная реформа, тюремная система, пенитенциарная система, тюремная инспекция, заключенные, места лишения свободы, образование, воспитательные работы, исправительные работы.

EDUCATIONAL, CORRECTIVE AND EDUCATIVE WORKS WITH PRISONERS IN THE RUSSIAN EMPIRE DURING THE PERIOD OF THE GREAT REFORMS

The relevance of the topic is determined by the fact that nowadays in Russia in the context of continuous changes in all spheres of social life, the problems of reforming and modernizing government institutions, including the state penitentiary system, are raised. Studying the history of the prison system formation is of great importance for understanding the regularities of the functioning of the penitentiary system in the present, since, based on the experience of organizing and managing in places of deprivation of liberty of a particular historical period, it is possible to identify its role and influence on the penitentiary system of Russia as a whole.

The interdisciplinary approach to the problem, based on the methods used in the historical, political, social, and economic studies, is of particular importance for scientific novelty. In this regard, the interdisciplinary character brings novelty to historical study. For the first time, previously unpublished sources and data are introduced into scientific circulation.

The set problems are also particularly relevant in terms of educational and correctional work with prisoners. When applying the world-system analysis and civilizational approach, the subject of the work is presented as the evolution of the totality of all spheres of social development. In our understanding, the historicity of human nature separated from politics, economics, psychology, education, culture of society is impossible. This correlates with the developments of Fernand Braudel and the legacy of the School of the Annals. The civilizational approach made it possible to see the social and non-social components that influence the type of spiritual values and the historical stages of cultural-historical types related to the theory of N. Y. Danilevsky, O. Spengler, A. Toynbee. When analyzing the legal framework and historiographical review, methods such as the method of chronological sequence, historical-systematic, and descriptive were used.

This article analyzes the formation and development of the penitentiary system during the postreform period of Russian history from the second half of the XIX century to the beginning of the XX century. Special attention is paid to the study of educational and correctional work with prisoners in places of deprivation of liberty.

At the end of the research, important conclusions are drawn. First, the research is extremely relevant and needs further deepening and study of unpublished sources with their introduction into scientific circulation. Secondly, the government of the Russian Empire pursued a systematic policy of developing and strengthening the legal framework to prevent antisocial behavior among prisoners. Thirdly, the legislative base of the Russian Empire was not only declarative towards imprisonment, but also took into account prisoners' rights to spiritual and moral correction. The government introduced a system of guardianship over prisoners, special prison guardianship, which is so necessary in our time.

Key words: prison, prison reform, prison system, penitentiary system, prison inspection, prisoners, places of deprivation of liberty, education, educative works, correctional works.

Development of educaton

Последние несколько десятилетий в России характеризуются значительными изменениями в политической, экономической и социальной сферах. Возникают новые потребности экономического и социального развития государства, что обуславливает необходимость преобразования всей политической структуры, включая реформирование и совершенствование уголовно-исполнительной политики государства, с целью приблизить ее к международным стандартам. Сегодня нередкими становятся публикации средств массовой информации (СМИ) о нарушении прав человека и жестоком обращении с заключенными в местах лишения свободы. Дело «русского Илона Маска», предпринимателя и ученого Валерия Пшеничного, найденного мертвым в камере в феврале 2018 года [1]; смерть осужденного за экстремизм неонациста Максима Марцинкевича, также известного как Тесак [2], в сентябре 2020 года и множество других случаев, связанных с такими проблемами, как, например, насилие или превышение должностных полномочий работников тюремных учреждений.

Поставленная проблематика является также особенно актуальной в части просветительской и исправительно-воспитательной работы с заключенными. Исследование базируется на подходах и методах, используемых в исторической, политической, социологической, экономической науках. В этой связи оно носит междисциплинарный характер, что придает научную новизну в исторической науке. Были применены мир-системный анализ [3] и цивилизационный подход, позволившие рассмотреть поставленную тематику работы как эволюцию совокупности всех сфер общественного развития. В нашем понимании, историчность человеческой природы без отделения от политики, экономики, психологии, образования, культуры общества невозможна, что соотносится с разработками Фернана Броделя и наследия школы «Анналов». Цивилизационный подход позволил увидеть социальные и несоциальные компоненты, влияющие на тип духовных ценностей, и исторические этапы культурно-исторических типов, относящихся к теории

Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. При анализе нормативно-правовой базы и историографического обзора применены такие методы, как метод хронологической последовательности, историко-системный, описательный.

Для того чтобы изучить просветительскую и исправительно-воспитательную работу с заключенными, необходимо проанализировать функционирование механизмов тюремной системы и обратиться к истории становления и развития пенитенциарной системы в Российской Империи, а именно к тому периоду, который в историографии принято называть пореформенным (1861-1905 гг.).

Пореформенный этап начинается с принятия одной из самых важных реформ в отечественной истории - отмены крепостного права 19 февраля 1861 года. Это событие стало переломным моментом в ходе российской истории, что привело к установлению буржуазной монархии, но не решило всех внутренних проблем и противоречий в стране.

После отмены крепостного права стала очевидной необходимость в реформировании всех сфер государственной деятельности. Так, был проведен беспрецедентный по своему масштабу ряд преобразований, самыми значимыми из которых стали финансовая, земская и образовательная реформы 1863 года, судебная реформа 1864 года, реформа государственного самоуправления 1870 года, военная реформа 1874 года; в 1879 году была проведена также тюремная реформа.

Следует отметить, что проведенная в 1864 году судебная реформа оказала значительное влияние на российскую пенитенциарную систему. Одним из нововведений судебной реформы 1864 года стало ограничение использования смертной казни, а также отмена телесных наказаний и клеймения преступников. Однако сохранялось наказание розгами для нижних чинов, ссыльных и каторжников, крестьян.

В целях сбора информации о состоянии мест заключения по инициативе Министерства внутренних дел (МВД) России в 1862 году была создана Особая комиссия.

Во главе комиссии был поставлен русский государственный деятель граф К.И. Пален. По результатам инспекции были опубликованы «Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России», где «комиссия отмечала неудовлетворительное состояние мест лишения свободы, ветхость тюремных зданий, переполненность мест заключения, совместное содержание подследственных и осужденных. Обращалось внимание на неудовлетворительное исполнение обязанностей лицами тюремного персонала» [4].

Вслед за комиссией К.И. Палена для разработки вопросов реформирования тюремной системы был учрежден также ряд других рабочих групп. Всего за время правления Александра II (1855-1881 гг.) было организовано пять таких межведомственных комиссий: в 1862 году - комиссия К.И. Палена; в 1869 году - комиссия А.Б. Лобанова-Ростовского; в 1872 году - комиссия В.А. Соллогуба; в 1873 году - комитет П.А. Зубова; в 1877 году - комиссия К.К. Грота.

В результате работы, проделанной межведомственными комиссиями, помимо всех вышеперечисленных проблем стала очевидной неорганизованность и несогласованность в действиях центрального и регионального управления местами лишения свободы. До 1879 года в России не существовало централизованного тюремного управления, поэтому главная задача тюремной реформы заключалась в создании в стране единой пенитенциарной системы.

Началом преобразований в пенитенциарной системе послужило учреждение Главного тюремного управления (ГТУ) Законом № 59360 от 27 февраля 1879 года [5]. Закон определял ГТУ как высший контролирующий и распорядительный орган в составе МВД.

При ГТУ было создано новое подразделение - Тюремная инспекция, а также введена должность тюремного инспектора, чьей главной функцией была полная и всесторонняя проверка мест лишения свободы. Позднее, в соответствии с правовым актом «Временные

Развитие образования

правила для первоначального руководства Тюремным Инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы» от 30 июня 1879 года, их права и обязанности были расширены [6].

В обязанности тюремных инспекторов входила проверка состояния и материально-технического оснащения мест заключения, условий содержания заключенных, характеристики кадрового состава, финансовой отчетности и в целом тюремного делопроизводства, а также разработка законодательных актов. Таким образом, инспекторы были наделены рядом полномочий, в числе которых свободный вход во все части тюремных зданий, доступ ко всей тюремной документации, право на личный контакт с заключенными.

Ревизия тюремных учреждений подняла также и проблематику просветительской и исправительно-воспитательной работы с заключенными. Согласно документу «Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России» от 1865 года, в тюремных учреждениях «не дают ничего, кроме духовных книг, да и этих не дают простолюдинам, из опасения, что листы книги пойдут на папиросы...». В этом же документе указано, что «.нравственный уровень арестованных чрезвычайно низок, и чиновники, на обязанности которых лежит между прочим производство следствий, единогласно утверждают, что и хорошему человеку достаточно три дня пробыть в остроге, чтобы окончательно испортиться» [7].

Из этого следует то, что учреждения, призванные исправлять людей, преступивших закон, наоборот, ухудшали их положение. Также в документе «Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России» указывается, что «вследствие такой системы заключения тюрьмы сделались не местами исправления, но рассадниками преступлений» [8].

С проведением тюремной реформы, учреждением централизованного управления и тюремным инспектированием должен был начаться и новый этап в становлении системы

Development of educaton

просвещения в местах лишения свободы. Однако, как отмечает ученый-правовед М.Н. Гернет в своем пятитомном труде «История царской тюрьмы», нравственно-воспитательная и просветительская деятельность в местах заключения «сводилась к религиозному воздействию на заключенных посредством распространения среди них книг соответствующего содержания» [9]. М.Н. Гернет также отмечает, что архивные материалы и отчеты Главного тюремного управления содержат крайне малое количество информации о культурно-просветительской деятельности дореволюционной России.

Подробный анализ структуры пенитенциарной системы Российской Империи был проведен юристом и криминологом, профессором И.Я. Фойницким. По его мнению, работа исправительных учреждений должна быть направлена на возвращение преступника к жизни в социуме и его становление как полезного члена общества. И.Я. Фойницкий выделял три задачи пенитенциарной политики государства: справедливое наказание; исправительно-воспитательные работы; превентивные меры. В работе «Учение о наказании в связи с тюрьмоведе-нием» (1889 г.) автор вводит понятие тюрь-моведения и, в числе других вопросов, подробно рассматривает проблему образования в тюрьмах.

Под тюремным образованием И.Я. Фойницкий понимает «совокупность мер тюремной деятельности, просвещающих ум арестанта, сообщающих упругость его мысли, расширяющих его умственный кругозор, знакомящих его с нравственными идеалами, восполняющих сумму его практических сведений» [10]. И.Я. Фойницкий выделяет три разновидности образования в местах лишения свободы: 1) интеллектуальное; 2) нравственное и религиозное; 3) практическое, или, другими словами, техническое обучение.

Профессор И.Я. Фойницкий отмечает, что в местах лишения свободы преобладает религиозное образование, в то время как интеллектуальному практически не уделяется внимания: «Более других в тюрьмах настоящего

времени успело пустить корни образование религиозное; с этою целью при всех местах заключения заботятся о наличности тюремного священника, и посещение церкви рассматривается как непременная обязанность арестантов. Образование же интеллектуальное считается или вовсе лишним, или, по большей мере, необходимым настолько, насколько успех религиозных факторов зависит от просвещения ума» [10].

В пореформенный период основным тюремным документом являлся «Устав о содержащихся под стражею», переиздававшийся дважды, в 1886 и 1890 гг. соответственно. Согласно Уставу, наблюдение за воспитательными работами в тюрьмах и нравственным исправлением заключенных возлагалось на Попечительство над исправительными отделениями; само же нравственное исправление арестантов входило в обязанности начальства исправительного учреждения [11]. В Уставе также указано, что для успешного выполнения наблюдения за исправлением заключенных Попечительство обращалось к местному духовенству с просьбой назначить священника при исправительном отделении в качестве духовного отца и наставника [11].

В соответствии с «Законом об устройстве управления отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи» от 15 июня 1887 года, состоящие при местах заключения дьяконы, священники, псаломщики относятся к официальным должностным лицам этих учреждений и входят в состав управления. Закон № 51448 от 26 октября 1872 года гласит об учреждении при Санкт-Петербургской исправительной тюрьме должности учителя [12].

28 декабря 1915 года была утверждена «Общая тюремная инструкция», седьмая глава которой посвящена духовно-нравственному и просветительному воздействию на арестантов. Так, например, инструкция предписывала, что в свободное время для арестантов разрешалось устраивать духовно-нравственные и общеобразовательные чтения, которые не должны были «а) отвлекать арестантов от работ; б) возбуждать чувствен-

ность, и в) касаться событий текущей политической и общественной жизни» [13]. Списки книг для чтения и каталоги книг для тюремной библиотеки утверждались губернским тюремным инспектором. Периодические издания допускались только по истечению года с их публикации.

В школах при местах лишения свободы проводились занятия, и те заключенные, которые были заняты работой, могли обучаться не более двух часов в день, а для незанятых и несовершеннолетних время могло быть увеличено по усмотрению начальника тюрьмы. Особое внимание в обучении преподаватели должны были уделять «главнейшим молитвам, с объяснением их, чтению и письму, а также элементарным правилам арифметики и важнейшим сведениям по географии и отечествоведению» [13].

Анализируя современные работы отечественных ученых, таких как С.Д. Галиуллина [14], Д.И. Герасимова [15], мы можем убедиться в том, что авторы прямо или косвенно, на огромных пластах опубликованных и неопубликованных источников выявляли важную форму государственной деятельности по

Развитие образования

созданию и совершенствованию системы образования, просветительства и воспитания в пенитенциарной системе. Ученые подчеркивают ее своевременность и необходимость углубленного комплексного изучения для того, чтобы взвешенно применять уроки прошлого, адаптировать их к настоящему и предотвратить ошибки в будущем.

Таким образом, можно сделать несколько выводов. Во-первых, исследование носит крайне актуальный характер и нуждается в дальнейшем углублении и изучении неопубликованных источников с введением их в научный оборот. Во-вторых, правительство Российской Империи проводило планомерную политику разработки и укрепления нормативно-правовой базы для предотвращения асоциального поведения среди заключенных. В-третьих, законодательная база Российской Империи носила не только декларативный характер по ограничению свободы заключенных, но и учитывала их права на «духовно-нравственное» исправление. Правительство вводило систему опеки над заключенными, особое тюремное попечительство, что так необходимо и в наше время.

Список литературы

1. https://lenta.ru/articles/2018/05/18/ilon/ (дата обращения 09.01.2021).

2. https://www.bbc.com/russian/news-54187077 (дата обращения 09.01.2021).

3. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М.: Аквилон, 2014. -С. 284-291.

4. Российская империя и пенитенциарная политика во второй половине и конце XIX века [Электронный ресурс] // Юридическая наука: история и современность. - Вып. № 7. - СПб.: Фонд содействия науке и образованию в области правоохранительной деятельности «Университет», 2017. - С. 54. - URL: https://www.elibrary.ru/ contents.asp?id=34834554&selid=32529241 (дата обращения 09.01.2021).

5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. - Т. 54. - Часть

первая. Закон № 59360 [Электронный ресурс]. - URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search. php?part=1102&regim=3 (дата обращения 09.01.2021).

6. ГАРФ. Материалы о выработке временных правил для ревизии учреждений, входящих в состав тюремного ведомства. -Ф. 122. - Оп. 1. - Д. 138.

7. Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России. - СПб: тип. М-ва вн. дел, 1865. - С. 18. - URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/01003542642 (дата обращения 09.01.2021).

8. Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России. - СПб.: тип. М-ва вн. дел, 1865. - С. 154. - URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/01003542642 (дата обращения 09.01.2021).

9. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. - Том третий. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1961. -

Development of educäton

С. 386.

10. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением [Электронный ресурс]. - C. 373. - URL: https://rusneb.ru/cat alog/000199_000009_000751964/ (дата обращения 09.01.2020).

11. Свод законов Российской империи. -Том 14. Устав о содержащихся под стражею [Электронный ресурс]. - С. 190-191. - URL: https ://civil.consultant.ru/reprint/ books/226/190.html#img191 (дата обращения 09.01.2021).

12. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. - Том 47. - Часть вторая. Закон № 51448 [Электронный ресурс]. - URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search. php?part=984&regim=3 (дата обращения 09.01.2021).

13. Общая тюремная инструкция. -Петроград: Типография Петроградской тюрьмы, 1916. - С. 73-74.

14. Галиуллина С.Д. Государственная политика по попечительству в образовательной сфере // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Вып. № 1. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. - С. 394-407. -URL: https://www.elibrary.ru/contents. asp?id=34057497 (дата обращения 09.01.2021).

15. Герасимова Д.И. Теоретико-методологические основы социальной защиты населения в Российской Империи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Вып. № 7. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. - С. 572-584. - URL: https://www. elibrary.ru/contents.asp?id=34107354 (дата обращения 09.01.2021).

References

1. https://lenta.ru/articles/2018/05/18/ilon/ (date of access 01.09.2021).

2. https://www.bbc.com/russian/news-54187077 (date of access 01.09.2021).

3. Theory and methodology of historical study. Terminological dictionary. Resp. ed. A.O. Chubaryan. - M.: Akvilon, 2014. - P. 284-291.

4. The Russian Empire and penitentiary policy in the second half and the end of the 19th century [Electronic resource] // Legal Study: History and Modernity. - Issue No. 7. - St. Petersburg: Foundation for the Promotion of Science and Education in the Field of Law Enforcement «University», 2017. - P. 54. -URL: https://www.elibrary.ru/contents. asp?id=34834554&selid=32529241 (date of access 01.09.2021).

5. Complete collection of laws of the Russian Empire. Second collection. Volume 54. Part One. Law No. 59360 [Electronic resource]. - URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/search. php?part=1102&regim=3 (date of access 09.01.2021).

6. GARF. Materials on the development of temporary rules for the audit of institutions that are parts of the prison department. - F. 122. -R. 1. - D. 138.

7. Materials on the issue of the transformation of the prison unit in Russia. - St. Petersburg: the printing house of the Interior Ministry, 1865. - P. 18. - URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01003542642 (date of access 09.01.2021).

8. Materials on the issue of the transformation of the prison unit in Russia. - St. Petersburg: the printing house of the Interior Ministry, 1865. - P. 154. - URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01003542642 (date of access 09.01.2021).

9. Gernet M.N. History of the imperial prison. Volume Three. - M.: State Publishing House of Legal Literature, 1961. - P. 386.

10. Foinitskiy I.Ya. Teaching about punishment in regard to the prison study [Electronic resource]. - P. 373. - URL: https:// rusneb.ru/catalog/000199_000009_000751964/ (date of access 09.01.2021).

11. Code of laws of the Russian Empire. Volume 14. Charter about imprisoned [Electronic resource]. - P. 190-191. - URL: https://civil. consultant.ru/reprint/books/226/190. html#img191 (date of access 01.09.2021).

12. Complete collection of laws of the Russian Empire. Second collection. - Volume 47.- Part Two. - Law No. 51448 [Electronic resource]. - URL: http://nlr.ru/e-res/law_r/

search.php?part=984&regim=3 (date of access 09.01.2021).

13. General Prison Instruction. - Petrograd: the printing house of the Petrograd prison, 1916.

- P. 73-74.

14. Galiullina S.D. State policy of trusteeship in the educational field // Modern studies of social problems (electronic scientific journal).

- Issue No. 1. - Krasnoyarsk: Scientific and Innovation Center LLC, 2015. - P. 394-407. -URL: https://www.elibrary.ru/contents. asp?id=34057497 (date of access 01.09.2021).

Развитие образования

15. Gerasimova D.I. Theoretical and methodological foundations of social protection of the population in the Russian Empire // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). - Issue No. 7. - Krasnoyarsk: Scientific and Innovation Center LLC, 2015. - P. 572-584. - URL: https://www.elibrary.ru/ contents.asp?id=34107354 (date of access 01.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.