СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
УДК 908
ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ТЮРЬМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.
© Маргарита Николаевна ГОЛЫБИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра российской истории, e-mail: [email protected]
Рассматривается тюрьма и тюремные учреждения Тамбовской губернии в контексте реформирования пенитенциарной системы во второй половине XIX - начале XX в. В современной российской правовой системе идет процесс реформирования уголовно-исполнительной системы, рассматриваются законопроекты, касающиеся новых видов наказаний и эффективности их правового применения. Изучение опыта реформирования тюремной системы в середине XIX - начале XX в. на основе архивных материалов Тамбовской губернии имеет значение для законодательной и практической деятельности, ведь использовать положительный исторический опыт функционирования пенитенциарных учреждений сейчас чрезвычайно важно. На рубеже XIX-XX вв. российское тюремное ведомство вступило на качественно новый уровень своего развития. Специфика становления системы управления тюремными учреждениями непосредственно связана с динамикой развития отношений между государством и обществом. В результате предпринятых мер, затронувших не только деятельность центрального тюремного аппарата, но и местных органов исполнения наказаний, тюремная система Российской империи стала представлять собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческой структурой, деятельность которых всецело была направлена на реализацию установленной законом исполнительной функции. Совместно с административной властью к выполнению тюремных задач призваны губернские комитеты и отделения попечительского общества. Необходимо отметить, что особое место в системе губернского тюремного управления по-прежнему занимает губернский попечительный о тюрьмах комитет, причем играет не последнюю роль в намеченных государством преобразованиях в пенитенциарной политике.
Ключевые слова: пенитенциарная система; губернский попечительный комитет о тюрьмах; губернская тюремная инспекция; губернское тюремное управление; тюрьма; арестанты.
Введение
В современной российской правовой системе идет процесс реформирования уголовно-исполнительной системы, рассматриваются законопроекты, касающиеся новых видов наказаний и эффективности их правового применения. Изучение опыта реформирования тюремной системы в середине XIX -начале XX в. имеет значение для законодательной и практической деятельности, ведь использовать положительный исторический опыт функционирования пенитенциарных учреждений сейчас чрезвычайно важно. Изучение опыта тюремных преобразований и их реализация на примере Тамбовской губернии приобретает большое значение и для рефор-
мирования современных исправительных учреждений.
Тюремные учреждения: общероссийский контекст.
Во второй половине XIX в. пенитенциарные органы в России не имели четкой системы управления. Карательный вид наказания призван был обеспечить возмездие за совершенное деяние.
Всего в начале 80-х гг. XIX в. в России насчитывалось 7672 места заключения (не считая полицейских арестных помещений) [1, с. 56].
Во всех местах лишения свободы условия содержания осужденных не соответствовали предъявляемым требованиям. Повсеместно тюрьмы были переполнены. Санитар-
ные нормы наполняемости тюремных помещений не соблюдались. Заключенные не получали необходимого медицинского обслуживания [2-4].
Причинами этого являются следующие факторы:
1) законы трудно применимы на практике и противоречивы;
2) управление тюрьмами распределено между громадным количеством лиц и административных органов, их взаимодействие не организовано четко;
3) большая часть административных лиц склонны решать дела и поступать согласно не с законом, а с тем, что они считают лучшим в данное время;
4) низкий уровень профессиональной подготовки и нравственности большого числа лиц тюремной администрации.
В условиях социально-экономической и политической модернизации российского общества в конце 70-х гг. XIX в. царское правительство было вынуждено предпринять ряд важных организационных мер, кардинально изменивших механизм функционирования тюремной системы государства, направленных на совершенствование деятельности его карательных органов.
В 1879 г. в России был учрежден ведущий орган централизованного управления всем тюремным ведомством страны - Главное тюремное управление, на который были возложены функции по определению основных направлений проведения тюремной реформы, а также выбор путей и дальнейшего совершенствования деятельности пенитенциарной системы России в период ее адаптации к новым условиям государственной и общественной жизни. Главное тюремное управление в виде самостоятельной структурной единицы вошло в состав МВД. Министр внутренних дел являлся прямым начальником тюремной стражи и местной тюремной администрации, а места заключения находились в ведении начальника Главного тюремного управления, а также губернаторов.
Высший надзор за всеми тюремными учреждениями, предназначенными для содержания под стражей государственных преступников, принадлежал товарищу (заместителю) Министра внутренних дел - руководителю Департамента исполнительной полиции. На начальника Главного тюремного
управления возлагалось руководство местами заключения гражданского ведомства, пересылкой арестантов и исправительными приютами [5, с. 150-153].
В компетенцию Главного тюремного управления входило управление ссылкой и каторгой, а также деятельность Попечительного о тюрьмах общества, исправительно-воспитательных заведений и благотворительных тюремных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школ, приютов, патронатных обществ).
С учетом международного пенитенциарного опыта 13 декабря 1895 г. Главное тюремное управление было передано в Министерство юстиции и просуществовало под его началом вплоть до 1917 г.
В целях осуществления контроля над деятельностью тюремных учреждений на местах Законом от 21 марта 1890 г. в некоторых местностях были учреждены губернские тюремные инспекции. На тюремные инспекции возлагались функции разработки проектов законодательных актов, проведения ревизий местных тюремных учреждений и руководство их деятельностью [6, с. 67-75].
За период с 1890 по 1896 г. тюремные инспекции были созданы в 24 губерниях. Процесс становления был долгим. Совместно с административной властью к выполнению тюремных задач были призваны губернские комитеты и отделения попечительского общества. Губернские комитеты управлялись мужчиной-губернатором в качестве вице-президента. Представители женских комитетов утверждались Высочайшей властью. В состав губернских комитетов входили вице-президент, директора - губернские предводители дворянства, вице-губернатор, городской голова, председатель губернской земской управы. В состав уездных отделений входили уездный предводитель дворянства, городской голова, уездный врач, председатель уездной земской управы. Компетенциями уездных отделений являлись тюремная благотворительность, нравственное и религиозное воспитание, ведение всех хозяйственных дел тюрьмы.
В целях усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения был учрежден новый коллегиальный орган - Совет по тюремным делам, на заседания которого выносились вопросы тю-
ремного устройства, исполнения общих смет доходов и расходов по тюремной части, улучшения тюремного хозяйства, годовых отчетов о работе Главного тюремного управления и др.
Тюремная система Тамбовской губернии.
Организация тюремной системы соответствовала общероссийским требованиям. В организации тюремной политики велика роль Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах комитета, который начал свою деятельность с 1832 г. с отделений в уездных городах. Находился в ведении губернатора. С 1855 г. вошел в систему МВД. В состав комитета входили губернские должностные лица и общественные деятели.
Принятие «Устава Общества попечительного о тюрьмах» 1851 г. наделило его бюрократическими чертами и отрицательно отразилось на его деятельности, т. к. директора Комитетов и Отделений, являющиеся губернской и уездной администрацией, как правило, не проявляли интерес к тюремной сфере, поскольку были обременены выполнением своих непосредственных обязанностей. Поэтому они по объективным причинам нелегитимно передавали свои полномочия по Обществу тюремной администрации, которая при низком образовательном статусе и денежном содержании не могла в полной мере заменить их [7, с. 133].
Устав общества закрепил главное - нравственное избавление преступников и улучшение состояния заключенных. Определялось 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности;
4) занятие их приличными упражнениями;
5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место [8].
Численность арестантов Тамбовской губернской тюрьмы в 1908 г. - 7858 человек, в 1909 г. - 9158, в 1910 г. - 7740 человек [6]. Эти цифры свидетельствуют о переполнении тюрьмы, в результате этого тюремная администрация у частного лица сняла дополнительные помещения. Данная ситуация сложилась в результате напряженной социально-политической ситуации в России, а как следствие этому, явились преступления не
только политического характера, но и разбой, воровство.
Рассмотрим категории преступлений арестантов Тамбовской тюрьмы: неповиновение власти, служебные преступления, богохульство, подделка денег, рубка леса, конокрадство, бродяжничество, вред здоровью, посягательство на честь женщин, грабеж, воровство, мошенничество, долги, изготовление фальшивок разного рода.
Анализ материалов Тамбовской губернской тюремной инспекции указывает на то, что распространенными преступлениями являлись воровство, кража, мошенничество, вред здоровью.
Организация тюремной жизни арестантов находилась в ведении Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах комитета. Его деятельность не только хозяйственно-финансовая, но и направлена на укрепление правовых гарантий прав заключенных.
Право заниматься самообразованием. Из отчетов Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах комитета видно, что особое внимание было уделено чтению книг нравственного и духовного содержания. В этом процессе велика роль церкви при тюремном замке, духовные лица и директора тюремного отделения снабжали арестантов книгами, а для неграмотных была открыта школа, где те обучались читать и писать грамотными арестантами [9].
Право трудиться. Закреплено в Законе Российской империи от 6 января 1886 г. № 3447 «О занятии арестантов работами и распределении получаемых от сего доходов», в октябре 1915 г. было утверждено положение Совета министров «О привлечении к обязательным работам подследственных арестантов-рецидивистов», циркуляр Главного тюремного управления от 15 декабря 1915 г. № 55. Реализация данного права в провинциальных тюрьмах складывалась следующим образом. Например, в Тамбовской губернской тюрьме, Моршанской уездной тюрьме, Борисоглебском тюремном замке система трудовой деятельности арестантов была регламентирована. В зданиях тюрьмы устроены мастерские. Категория арестантов, пригодных к труду, зависела от их поведения и дисциплины, звания, пола и здоровья. В распорядке дня в местах заключения Тамбовской губернии на работы было отведено 7,5 часов,
причем работы велись и в праздничные по церковному календарю дни. Использовался труд заключенных на внешних работах. Например, уборка улиц, работа на кирпичных заводах Сатина, Замятина, постройка казарм и т. д. Труд арестантов оплачивался, часть денег шла на тюремные нужды, а часть в личные накопления. Труд заключенных на внешних работах оплачивался почти вполовину меньше, чем труд вольных. Причем имелся частный случай, когда тюремный инспектор при осмотре губернской тюрьмы ходатайствовал о повышении платы арестантам и улучшении условий их труда [9, д. 363, л. 19-21].
Таким образом, рассматривая проблему трудовой занятости заключенных, следует подчеркнуть двоякость ситуации. С одной стороны, принцип воспитания трудом считался одним из ведущих в системе мер воздействия, да и заключенные проявляли интерес к материальному вознаграждению за труд. С другой стороны, самому государству было сложно обеспечить трудовую занятость в местах лишения свободы, особенно на местном уровне. Ведь это напрямую зависело от экономических возможностей.
Право на медицинское обеспечение. Устав о содержащихся под стражей предусматривал лечение больных арестантов за счет казны. Рапорт больницы Тамбовского тюремного замка 90-е гг. XIX в. дает информацию о содержании больных арестантов. Согласно табелю для больниц, установленному приказом общественного призрения и земства, на больного арестанта выделялось в сутки 65 копеек и на медикаменты по 3 копейки, тогда как содержание здорового арестанта составляло 6 копеек в сутки [9, д. 766, л. 9194]. Статистика смертности в тюремной больнице не высока. Но общая ситуация в сфере медицинского обеспечения уездных тюрем губернии на фоне периодических вспышек эпидемий оставляла желать лучшего. В начале XX в. Главное тюремное управление обращается к губернаторам с призывом усилить осмотр пересыльных и содержание больных арестантов, а тюремной администрации принять к действию рекомендации доктора медицины Гурьева, опубликованные в журнале «Тюремный вестник» [10, д. 19, л. 45].
Право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами было закреплено в Уставе о содержании под стражей. Жалобы арестантов на тюремную администрацию были связаны с грубым обращением, тяжелыми условиями содержания, процветанием взяточничества с арестантов за назначение их на платные хозяйственные работы по тюрьме [10, д. 24, л. 31]. Анализ фондов Тамбовской губернской тюремной инспекции дает информацию о ходе разбирательства по частным жалобам арестантов. В тюрьмы выезжал тюремный инспектор для изучения обстоятельств дел, и на основании проделанного им расследования Тамбовская губернская тюремная инспекция давала ответ. Как правило, жалобы не подтверждались и оставались без движения, ссылаясь на клевету арестантов.
Конечно, эту информацию нельзя считать абсолютной, т. к. превышение своих полномочий тюремной администрацией имело место быть как в столичных тюрьмах, так и в провинциальных. Но проблема заключается в том, что сложившаяся пенитенциарная система не могла допустить огласки подобных дел за пределами тюрьмы.
Тамбовский губернский попечительный о тюрьмах комитет сосредотачивал в своих руках и распоряжался всеми финансовыми средствами, поступавшими для обеспечения пенитенциарной системы. Источники поступления финансовых средств и их пропорции в Тамбовском губернском попечительном о тюрьмах комитете в целом соответствуют ситуации в других российских губернских попечительных о тюрьмах комитетах.
Отчеты Тамбовского губернского комитета попечительного о тюрьмах свидетельствуют о том, что директоры тюрем губернии не раз обращались с просьбой увеличить содержание больных арестантов и кормовые деньги на продовольствие здоровых арестантов. Казенных средств периодически не хватало для обеспечения арестантов продовольствием, в связи с чем дополнительно привлекались средства из частных пожертвований.
Государство фактически во многом переложило на губернские комитеты заботу об обеспечении финансовыми средствами тюремных учреждений. В этой ситуации в более выигрышном положении находились тюремные комитеты столиц или комитеты
крупных торгово-промышленных городов европейской части России. Губернские комитеты в провинции, куда можно отнести и Тамбовскую губернию, обладали меньшими возможностями в деле привлечения частных вкладов.
Еще одним источником пополнения капитала Тамбовского губернского попечительного о тюрьмах общества были доходы от работ арестантов. В целом этот источник средств был незначителен в связи с ограниченными возможностями организации работ для арестантов. Тем не менее в уездных отделениях комитета от заработков арестантов зависело решение повседневных задач.
Очевидным остается, что для решения задач по улучшению и упорядочению содержания арестантов в местах лишения свободы необходимо было выделение значительных казенных финансовых средств на содержание тюремного персонала, покупку одежды, инструментов, инвентаря, ремонт и модернизацию уже построенных тюремных зданий.
В 80-90-е гг. XIX в. в категорию арестантов гражданского ведомства, содержащихся в Тамбовском тюремном замке, входили 7 тыс. подсудимых; срочные, осужденные к тюремному заключению; осужденные в арестантское отделение и рабочий дом; ссыльнокаторжные; осужденные в Сибирь; пересыльные, ожидающие утверждения общественных приговоров; пересыльные, ожидающие этап. Содержание здорового арестанта обходилось 6 копеек в сутки. Арестантов военного ведомства в данный период было около 200 человек. Кормовой табель составлял 4 копейки на арестанта [10, д. 66, л. 23-24].
В рапорте больницы Тамбовского тюремного замка содержится информация о том, что на содержание больных, согласно табелю для больниц, выделялось 65 копеек в сутки. Сведения о личном составе арестантов указывают на то, что большая часть имеет мастеровые профессии: кровельщики, маляры, бетонщики, столяры, кузнецы, штукатуры [10, оп. 3, д. 14, л. 97].
Тюремная политика данного периода содержала определенные этапы реформирования, которые коснулись и провинциальных тюрем. Портрет арестанта Тамбовской губернской тюрьмы соответствовал тем реали-
ям и событиям, которые сложились в России к началу XX в.
Заключение.
На рубеже XIX-XX вв. российское тюремное ведомство вступило на качественно новый уровень своего развития.
Специфика становления системы управления тюремными учреждениями непосредственно связана с динамикой развития отношений между государством и обществом. В результате предпринятых мер, затронувших не только деятельность центрального тюремного аппарата, но и местных органов исполнения наказаний, тюремная система Российской империи стала представлять собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческой структурой, деятельность которых всецело была направлена на реализацию установленной законом исполнительной функции. Совместно с административной властью к выполнению тюремных задач призваны губернские комитеты и отделения попечительского общества.
Необходимо отметить, что особое место в системе губернского тюремного управления по-прежнему занимал губернский попечительный о тюрьмах комитет, причем играл не последнюю роль в намеченных государством преобразованиях в пенитенциарной политике.
Во-первых, это связано с тем, что в состав попечительного комитета входили губернские чиновники; механизм управления местами заключения в Тамбовской губернии был недостаточно отлажен, он находился на пороге реформирования в сочетании с принципами старого уклада.
Во-вторых, приоритетным направлением деятельности попечительного комитета было исправление лиц, находящихся в местах лишения свободы, путем систематических проверок соблюдения заключенными режима содержания; размещение их по степени тяжести совершенных преступлений; обустройство тюремных школ для неграмотных заключенных; привлечение их к трудовой деятельности, стимулированной материальным вознаграждением; организация морально-нравственного воспитания заключенных.
В-третьих, преобразования в пенитенциарной системе требовали крупных финансо-
вых вложений, что в масштабах империи было затруднительно. Тамбовский губернский попечительный о тюрьмах комитет сосредоточил в своих руках и распоряжался всеми финансовыми средствами, причем этих средств, выделяемых казной для обеспечения деятельности пенитенциарной системы, было недостаточно. Поэтому на губернском уровне попечительный комитет о тюрьмах во многом сам обеспечивал источники финансовой поддержки и был единственной организацией, в компетенцию которой входило решение тюремных вопросов [11-16].
Преобразования в пенитенциарной системе привели к укреплению правового положения заключенных, но, к сожалению, оно чаще носило декларативный характер, т. к. превышение своих полномочий тюремной администрацией имело место быть как в столичных тюрьмах, так и в провинциальных. Проблема заключается в том, что сложившаяся пенитенциарная система не могла допустить огласки подобных дел за пределами тюрьмы.
1. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи, 1802-1917 годы (Истори-ко-правовое исследование). М., 1983.
2. Дворецкий М.Ю. Уголовно-исполнительное право. Тамбов, 2003.
3. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Система уголовных наказаний: история развития, сущность, цели, применение и эффективность. Тамбов, 2007.
4. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Уголовная ответственность: реализация и эффективность: монография: в 4 ч. Ч. 2. Уголовная ответственность: история законодательного закрепления, понятие, сущность, виды, основание, реализация в механизме отечественного уголовно-правового регулирования и ее эффективность. Тамбов, 2013.
5. Захаров М.В. Российская пенитенциарная система в годы «великих реформ» (18611881 гг.). М., 2007.
6. Печников А.П. Тюремные учреждения российского государства (1649 - октябрь 1917 г.): историческая хроника. М., 2004.
7. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. Спб., 1889.
8. Тальберг Д. Общество попечительное о тюрьмах // Журнал гражданского и уголовного права. 1878. Кн. 5.
9. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. 59 - Тамбовский губернский комитет попечительный о тюрьмах. Оп. 1.
10. ГАТО. Ф. 716 - Тюремное отделение Тамбовского губернского правления. Оп. 2.
11. Дворецкий М.Ю., Разгильдиев Б.Т. Проблемные аспекты понятия «юридическая ответственность» и значение их решения для выработки определения «уголовная ответственность» // Российский судья. 2007. № 2.
12. Дворецкий М.Ю. Законодательное определение основания уголовной ответственности как показатель уровня развития современной уголовно-правовой науки, ее модернизации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 1 (53).
13. Дворецкий М.Ю. К вопросу о видах уголовной ответственности // Уголовное право. 2007. № 2.
14. Дворецкий М.Ю., Стромов В.Ю. Перспективы развития учения о наказании в рамках модернизации уголовно-правовой науки // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 2 (54).
15. Дворецкий М.Ю. Актуальные вопросы понятия «юридическая ответственность», его значение для теории уголовного права // Адвокатская практика. 2007. № 4.
16. Дворецкий М.Ю. Направления совершенствования отечественной системы уголовных наказаний // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 5 (57).
1. Efremova N.N. Ministerstvo yustitsii Rossiyskoy imperii, 1802-1917 gody (Istoriko-pravovoe issledovanie). M., 1983.
2. DvoretskiyM.Yu. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. Tambov, 2003.
3. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu. Sistema ugolovnykh nakazaniy: istoriya razvitiya, sushchnost', tseli, primenenie i effektivnost'. Tambov, 2007.
4. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu. Ugolovnaya otvetstvennost': realizatsiya i effektivnost': monografiya: v 4 ch. Ch. 2. Ugolovnaya otvetstvennost': istoriya zakonodatel'nogo zakrepleniya, ponyatie, sushchnost', vidy, osnovanie, realizatsiya v mekhanizme otechestvennogo ugolovno-pravovogo regulirovaniya i ee effektivnost'. Tambov, 2013.
5. Zakharov M.V. Rossiyskaya penitentsiarnaya sistema v gody "velikikh reform" (1861-1881 gg.). M., 2007.
6. Pechnikov A.P. Tyuremnye uchrezhdeniya rossiyskogo gosudarstva (1649 - oktyabr' 1917 g.): istoricheskaya khronika. M., 2004.
7. Foynitskiy I.Ya. Uchenie o nakazanii v svyazi s tyur'movedeniem. Spb., 1SS9.
S. Tal'berg D. Obshchestvo popechitel'noe o tyur'makh // Zhurnal grazhdanskogo i ugolovnogo prava. lS7S. Kn. 5.
9. GATO (Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti). F. 59 - Tambovskiy gubernskiy komitet popechitel'nyy o tyur'makh. Op. l.
1Q. GATO. F. 716 - Tyuremnoe otdelenie Tambovskogo gubernskogo pravleniya. Op. 2.
11. Dvoretskiy M.Yu., Razgil'diev B.T. Problemnye aspekty ponyatiya "yuridicheskaya otvetstvennost'" i znachenie ikh resheniya dlya vyrabotki opredeleniya "ugolovnaya otvetstvennost'" // Rossiyskiy sud'ya. 2007. № 2.
12. Dvoretskiy M.Yu. Zakonodatel'noe opredelenie osnovaniya ugolovnoy otvetstvennosti kak pokazatel' urovnya razvitiya sovremennoy ugolovno-pravovoy nauki, ee modernizatsii //
Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy akademii prava. 2007. № 1 (53).
13. Dvoretskiy M. Yu. K voprosu o vidakh ugolovnoy otvetstvennosti // Ugolovnoe pravo. 2007. № 2.
14. Dvoretskiy M.Yu., Stromov V.Yu. Perspektivy razvitiya ucheniya o nakazanii v ramkakh modernizatsii ugolovno-pravovoy nauki // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy akademii prava. 2007. № 2 (54).
15. Dvoretskiy M.Yu. Aktual'nye voprosy ponyatiya "yuridicheskaya otvetstvennost'", ego znachenie dlya teorii ugolovnogo prava // Advokatskaya praktika. 2007. № 4.
16. Dvoretskiy M.Yu. Napravleniya sovershenstvo-vaniya otechestvennoy sistemy ugolovnykh nakazaniy // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy akademii prava. 2007. № 5 (57).
Поступила в редакцию 2.03.2015 г.
UDC 908
TAMBOV PROVINCE PRISON OF THE SECOND HALF OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY Margarita Nikolaevna GOLYBINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Russian History Department, e-mail: [email protected]
The prison and prison establishments of Tambov province in the context of reformation of penitentiary system in the second half of XIX - the beginning of XX century are reviewed. In modern Russian right system the process of reforming of crime-executive system is going, the legislative proposals, concerning new types of punishment and efficiency of their law enforcement are reviewed. The study of the experience of reforming the prison system in the middle of XIX - the beginning of XX century at the basis of archive materials of Tambov province have the meaning for legislative and practical activity as the use of the positive historical experience of functioning of penitentiary establishments is very important now. At the edge of XIX-XX century Russian prison department reached the new level of its development. The specifics of establishing the system by prison establishments is connected with dynamics of development of relation between the State and the society. As a result of the undertook measures concerning not only the activity of the central prison apparatus, but also of local agencies of the punishment discharge the prison system of Russian empire was a complicated complex of state-right establishments with definite law status and organizational-controlling structure the activity of which was directed to the realization of the established by the law of executive function. Together with administrative power to the fulfilling of prison tasks were called province committees and departments of tutorial society. It is necessary to mark that the definite place in the system of province prison control was still taking province tutorial about the prisons committee and it plays not the last role in the reform made by the government in penitentiary politics.
Key words: penitentiary system; province tutorial committee about the prisons; province prison inspectorate; province prison control; prison; prisoners.