Научная статья на тему 'Просветительская и благотворительная деятельность Кубанских православных обителей во второй половине XIX — начале XX вв.'

Просветительская и благотворительная деятельность Кубанских православных обителей во второй половине XIX — начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монастырь / обитель / пустынь / Кубань / казаки / горцы / благотворительность / просветительство / церковно-приходская школа / призрение / богадельня / monastery / abode / hermitage / Cossacks / Natives / Charity / Enlightenment/ Education / Parish School / Charity / Almshouse

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Священник Александр Николаевич Садовьюк

В статье рассматривается деятельность монастырей на Кубани (вторая половина XIX — начало XX вв.). В основе лежит анализ просветительства и благотворительности кубанских обителей. Затрагиваются вопросы численности монастырей, их влияния на освоение южных пределов Российской империи, способствование примирению казаков и горцев. Изучение православных обителей на Кубани в обозначенных хронологических границах позволило выявить их вклад в развитие и освоение региона, раскрыть влияние на духовно-нравственное состояние жителей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Священник Александр Николаевич Садовьюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kuban Orthodox abodes education and charity activities in 2 nd half of the XIXth — begining of the XX centuries

This article describes the Kuban monasteries aktivities (in secon half of the XIXth — the beginning of the XXth centuries). Research based on studies of the Kuban abodes and their educational an charity activities. The issue of the number of monasteries and their influence on the development of the Southern part of Russian Empire, prompting the reconciliation of the Cossacks and the natives are touched upon. Evaluation of Orthodox monasteries activities in the Kuban within the designated chronological time frame made it possible to reveal their value in the growth and development of the region to show their influence on the spiritual and moral state of people.

Текст научной работы на тему «Просветительская и благотворительная деятельность Кубанских православных обителей во второй половине XIX — начале XX вв.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (11) 2022

Священник Александр Садовьюк

Просветительская и благотворительная деятельность Кубанских православных обителей во второй половине XIX — начале XX вв.

DOI 10.47132/2587-8425_2022_3_8

Аннотация: В статье рассматривается деятельность монастырей на Кубани (вторая половина XIX — начало XX вв.). В основе лежит анализ просветительства и благотворительности кубанских обителей. Затрагиваются вопросы численности монастырей, их влияния на освоение южных пределов Российской империи, способствование примирению казаков и горцев. Изучение православных обителей на Кубани в обозначенных хронологических границах позволило выявить их вклад в развитие и освоение региона, раскрыть влияние на духовно-нравственное состояние жителей региона.

Ключевые слова: монастырь, обитель, пустынь, Кубань, казаки, горцы, благотворительность, просветительство, церковно-приходская школа, призрение, богадельня.

Об авторе: Священник Александр Николаевич Садовьюк

Магистрант Омской духовной семинарии, настоятель храма Михаила Архангела и чуда его

в Хонех г. Красноярск.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0649-290X

Для цитирования: Садовьюк А., свящ. Просветительская и благотворительная деятельность Кубанских православных обителей во второй половине XIX — начале XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №3 (11). С. 8-18.

* Фотографии предоставлены автором.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (11) 2022

Priest Alexander Sadovyuk

The Kuban Orthodox abodes education and charity activities in 2 nd half of the XIXth — begining of the XX centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2022_3_8

Abstract: This article describes the Kuban monasteries aktivities (in secon half of the XIXth — the beginning of the XXth centuries). Research based on studies of the Kuban abodes and their educational an charity activities. The issue of the number of monasteries and their influence on the development of the Southern part of Russian Empire, prompting the reconciliation of the Cossacks and the natives are touched upon. Evaluation of Orthodox monasteries activities in the Kuban within the designated chronological time frame made it possible to reveal their value in the growth and development of the region to show their influence on the spiritual and moral state of people.

Keywords: monastery, abode, hermitage, Cossacks, Natives, Charity, Enlightenment/ Education, Parish School, Charity, Almshouse.

About the author: Priest Alexander Nikolaevich Sadovyuk

The Omsk Theological Seminary master's student, abbot of the Archangel Michael and His miracle

in Khonekh Temple, Krasnojarsk.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0649-290X

For citation: Sadovyuk A. N., priest. The Kuban Orthodox abodes education and charity activities in 2 nd half of the XIXth — begining of the XX centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2022, no. 3 (11), pp. 8-18.

* Photos provided by the author.

Церковь занималась благотворительностью со своего зарождения. В «Православной энциклопедии» слово «благотворительность» объясняется, как любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом1. Основной чертой благотворительности является свободный выбор формы, места, времени и содержания помощи.

В тексте Евангелия Спаситель несколько раз призывает к благотворительности: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21). Послания апостола Павла так же свидетельствуют об организации церковной благотворительности в первых общинах христиан: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2:44-45; 6:34); «...надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян 20:35). В писаниях отцов с середины III в. вместе с настойчивыми предостережениями против обольщения богатством встречаются и горячие призывы к милостыне с объяснением ее значения в жизни христианина. Важную роль в развитии благотворительности играли монастыри, которые основывались Восточной и Западной Церквами.

Древнейшими формами благотворительности в России были призрение нищих и милостыня. В XI-XVII вв. призрение бедных было прерогативой Церкви, при храмах создавались и содержались богадельни, «убогие дома».

Одним из важных аспектов социальной практики в России была деятельность монастырей. Можно выделить две основные формы монастырской благотворительности. Первая — связана с функционированием больниц и богаделен при монастырях. Согласно данным 1887 г., монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, более половины которых приходились на женские обители, при этом число мужских монастырей составляло 469, женских — не превышало 202. Вторая форма — представляла собой сбор пожертвований и направление денег на различные благотворительные нужды.

Социальная деятельность богоугодных учреждений была направлена на оказание помощи инвалидам, тяжелобольным, сиротам. Монастыри выполняли функцию призрения, играя социально значимую роль в государстве. Открытие богаделен, с одной стороны, поощрялось государством, с другой — ограничивалось законодательно. Св. Синод запрещал укрывательство в монастырях бродяг и неизвестных людей, не имевших при себе документов, подтверждавших их статус. Указ от 1833 г. «О непозволении в других монастырях и других местах Духовнаго ведомства проживать людям неизвестным и узаконенных видов о себе не имеющим» подтвердил предыдущее предписание о запрете принимать «приходящих в монастыри для богомолья без письменных видов»2.

Устав духовных консисторий от 1841 г. предусматривал попечительство епархиального начальства преимущественно над сиротами «семейств духовнаго звания» и разрешал по распоряжению опекунов определять сирот духовенства «в монастырь для воспитания и наставления»3.

Активность благотворительной деятельности монастырей началась с Киево-Печерской обители. По благословению преподобного Феодосия Печерского на бедных отчислялась десятая доля доходов монастыря. Был устроен отдельный двор, где жили нищие, больные и увечные. Каждую неделю по субботам из обители посылался воз хлеба в тюрьмы.

Можно выделить несколько типов направлений пожертвований в зависимости от объекта благотворительности. Одно из направлений связано со сбором средств

1 Литвинова Л. В. Благотворительность // Православная энциклопедия. Т. V. М., 2002. С. 325.

2 Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе: в 55 т. Т. VIII. СПб., 1833. С. 46.

3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе: в 55 т. Т. XVI. СПб., 1841. С. 232.

Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская пустынь

на восстановление и сооружение церквей. Второе — связано с осуществлением благотворительной деятельности для общественных организаций (попечительства, братства) и учебных заведений. Сословная благотворительность в губернии в отношении нуждающихся представителей духовного ведомства осуществлялась в рамках епархиального попечительства о бедных духовного звания.

Таким образом, благотворительная деятельность монастырей в конце XIX в. законодательно регламентировалась церковно-государственными властями. Существовали ежегодные благотворительные пожертвования в пользу духовных заведений и «кружечные сборы», направленные на помощь по нескольким направлениям: в пользу попечительств и социально незащищенных категорий населения, на строительство и восстановление храмов, а также для миссионерских обществ и поддержки православных за пределами России4.

Монастыри на Кубани в конце XIX в. были довольно «молоды», большинство из них образовались сравнительно недавно (после окончания Кавказской войны), но все они старались активно заниматься благотворительностью. Почти в каждом монастыре имелся странноприимный дом для паломников. Два монастыря были оборудованы больницами.

К концу XIX — началу ХХ вв. в Кубанской области действовали, по нашим подсчетам, 9 обителей, из них 6 мужских (4 самостоятельных и 2 приписанных) с девятью подворьями и 3 женских:

— Екатерино-Лебяжская Свято-Николаевская Черноморская мужская пустынь в урочище Лебяжских лиманов у Азовского моря вблизи р. Бейсуг, образованная в 1794 г., с приписанной киновией;

— Черноморская Марие-Магдалинская женская пустынь в излучине р. Кирпили между станицами Роговской и Тимашевской, образованная в 1848 г.;

— Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская пустынь на Северном склоне Кавказских гор, в 45 верстах к юго-востоку от г. Майкопа, образованная в 1877 г.; с подворьями в г. Майкопе (1880 г.) и в г. Екатеринодаре (1895 г.);

— Александро-Афонская Зеленчукская пустынь в ущелье Большого Зеленчука в ст. Зеленчукской образованная в 1889 г., с приписанным Покровским мужским скитом, расположенном близ станицы Гулькевичи Владикавказской железной дороги, а также с пятью подворьями в г. Ставрополе, в ст. Зеленчукской, в ст. Баталпашин-ской, в ст. Невинномысской и х. Калиновском;

4 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Екатеринодар, 1910-1913. Т.2: История войны казаков с закубанскими горцами. С военно-исторической картой Кубанской области за время с 1800 по 1860 годы. Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1913. 848 с.

Свято-Михайло-Афонская пустынь. Начало XX в.

— Сектинский Спасо-Преображенский нештатный общежительный женский монастырь в Баталпашинском отделе, близ аула Сенты, на самом берегу реки Те-берды, в 70 верстах от Баталпашинска, образованный в 1897 г. (с 1892 г. была община во имя Покрова Пресвятой Богородицы);

— Кавказский Николаевский Миссионерский монастырь в Кубанской области, близ станицы Кавказской, Кавказского отдела, в местности, называемой «Обвалы» или «Провалы», на правом берегу реки Кубани среди леса и оврагов, образованный в 1894 г., с подворьями на хуторе Романовском и в г. Армавире (1896 г.);

— Покровская женская община недалеко от станицы Динской, в 35 верстах от г. Екатеринодара, образованная в 1899 г. (с 1904 г. монастырь).

Возникновение мужской Черноморской Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни было связано с необходимостью создания возможности для престарелых, раненых воинов-казаков и калек Черноморского войска, участников войны с Турцией «воспользоваться спокойной в молитвах жизнью»5. 125 лет казачий Екатерино-Лебяжский монастырь давал приют и радость жизни престарелым и покалеченным воинам.

В Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни был построены странноприимный дом для престарелых и больных лиц мужского пола, предпочтительно православных русских воинов. Это были 4 корпуса с небольшим помещением для мужчин и женщин, простых паломников и благородных с особой трапезной и кухней. Проживать в них разрешено было сколько угодно, причем давался и стол, а при нужде и одежда, но при условии, чтобы проживающие несли послушание в трудах наравне с братией пустыни. В 1883 г. в монастыре была лавочка для безвозмездной раздачи и продажи книг и картин религиозного содержания. При монастыре также существовала больница. Послушание в ней нес фельдшер из монашествующих6.

В Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни была устроена богадельня для престарелых православных воинов. Изначально ни школы, ни больницы создано не было. Но в 1904 г. три жительницы Севастополя (Елена Евстафьевна

5 Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства) / Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001. С. 333.

6 Прокопий (Леонов), мон. История Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни. Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2011. С. 45, 47, 59, 66.

Валюхова, Евдакия Сергеевна Степанова и Акилина Михайловна Олеменнова), посетившие обитель, просили церковное начальство разрешить им устроить в х. Калинов-ском, на месте подворья монастыря, женскую общину с больницей и амбулаторией для искоренения в народе вреда от знахарей и знахарок, организовать при больнице курсы сестер милосердия, школу-приют с рукодельной7.

Возрастание роли женских монастырей и общин в религиозно-нравственной и благотворительной жизни России в XIX — начале XX вв. привело к появлению нового типа религиозной организации — женской общины. При основании общин ставилось условие об учреждении при них благотворительного заведения.

Женские монастыри и общины на Кубани приобрели в конце XIX — начале XX вв. неоценимый опыт помощи сиротам и женщинам в сложной жизненной ситуации.

В 1898 г. встал вопрос об организации в Кубанской области исправительных детских приютов. По предложению епископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (Преображенского), их решили создавать при монастырях, что отвечало лучшим традициям монастырской жизни. Было принято решение об открытии приюта и сиротского дома при Лебяжской и Мариинской обителях. Помещение, отведенное для приюта в женской обители на 25 девочек, занимало прекрасный недавно отстроенный дом в центральной части монастыря8.

Вообще, Черноморский Марие-Магдалинский женский монастырь был открыт специально для того, чтобы служить убежищем для вдов и девиц собственно местного войскового происхождения. Во время Кавказской войны число вдов и сирот увеличивалось, и монастырь принимал все новых послушниц9. Помимо войны, на Кавказ обрушилось еще одно несчастье — эпидемия холеры. Черноморская женская обитель, как могла, помогала страждущим.

В Черноморском Марие-Магдалинском женском монастыре имелись два странноприимных дома, отделение Кубанского женского исправительного приюта, церковноприходское училище для детей казаков.

Когда Россия объявила войну Турции в 1877 г., среди медсестер было много монахинь. В приказах не раз отмечались монахини Черноморской обители. С июня 1877 г. до января 1878 г. при госпитале Ардаганского отряда состояли одна монахиня и шесть послушниц Черноморского Марие-Магдалинского женского монастыря. «Главное управление общества Красного Креста свидетельствует об их службе перед духовным начальством и признает ее заслуживающей особой награды»10. При госпитале они находились до заключения мира, оказывая помощь раненым. По окончании войны вернулись в обитель11.

В Спасо-Преображенском женском монастыре была построена небольшая больни-ца12 с аптекой и странноприимный дом размером 21 на 10,5 м.

Православные обители оказывали значительное влияние на духовную жизнь населения Кубани, служили объединяющим компонентом благотворительных усилий

7 Остапенко Р. А. Миссионерская деятельность русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864-1917 гг.). Дисс. ... к.и.н. Майкоп.: Адыгейский государственный университет, 2011. С. 151.

8 Крыжановский П. Н. Исторический очерк женской во имя Св. Марии Магдалины иноческой за 50 лет ее существования пустыни — с 21 сентября 1849 по 21 сентября 1899 гг. // Ставропольские епархиальные ведомости. 1902. № 17. С. 1036-1038.

9 Горбова И. А. Причины формирования монашества на Кубани в конце XVШ — начале ХХ в. // Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Вып. 1. Пятигорск, 2012. С. 33.

10 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. С. 126.

11 См.: Раздольский С. А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX — начале XX в. Южнорос. обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 33. Науч. ред. Г. В. Драч. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. С. 55-57.

12 Самойленко П., прот. История Ставропольской епархии (1843-1918). Курсовое сочинение. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1999. 183 с.

государства и различных слоев общества, облекая их в конкретные общественно-полезные формы.

Просветительство во все времена имело общественно-полезное, прогрессивное значение, независимо от того, в какие формы оно облачено: светски-либеральные или религиозно-церковные.

При Александре III правительство стало поощрять учреждение церковноприходских школ13. В условиях демократизации и либерализации общества главенствующей концепцией, положенной в основу формирования церковно-приходских школ, стало сделать Православную Церковь решающей силой в деле воспитания подрастающего поколения, а нравственные и мировоззренческие ценности Православия — основой духовной жизни народа.

В Кубанской области каждый действующий монастырь активно занимался просветительской деятельностью. Особое место уделялось школьному обучению при монастырях.

Так, при мужской Черноморской Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни к середине XIX в. была устроена школа. В школе обучал мальчиков один из послушников, обучение велось толково и с порядочными успехами14. В церковных ведомостях за 1903 г. упоминается, что в школе обучались 14 мальчиков-сирот. Средства школа получала от пустыни.

В Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской пустыни дети от 12 до 18 лет, проживавшие в обители, получали трудовые навыки на различных производствах при монастыре. Заботами строителя и наместника обители архимандрита Мартирия в 1896 г. при монастыре была открыта одноклассная церковно-приходская школа для детей. Попечителем ее стал инок Вакулин. Школу посещали дети из близлежащих селений. Уже в первый набор в школу поступили 23 ученика, которые имели возможность обучаться иконописи, живописи, портняжничеству, сапожному ремеслу, слесарному и плотницкому мастерству, резьбе по дереву, садоводству, пчеловодству, шелководству и колесничеству. Школьный курс вел выпускник духовной семинарии Д. Гончарюк, а иконописи детей обучал иеромонах Амвросий (Татаринский)15.

Монастырь притягивал к себе местное население. Его роль как просветительского центра в горной местности была огромна. В 1903 г. количество обучавшихся в мастерских доходило до 18 человек. В свободное от послушаний время мальчики учились церковному пению16.

Отец Мартирий, в свою очередь, принимал участие в жизни и деятельности Майкопского Асеевского братства. С его возникновением усилилась и религиозная направленность просвещения. В станице Ханская проводились внебогослужебные беседы, была открыта библиотека.

В Александро-Афонской Зеленчукской мужской пустыни была создана церковноприходская школа с преподаванием иконописи17.

На территории Армавирского подворья Кавказского Николаевского миссионерского общежительного мужского монастыря, в специально построенной для этой цели школе, обучали грамоте детей18. Причем школа была открыта сразу же после ос-

13 Смолич И.К. Русское монашество (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997. С. 293.

14 Бабич А. В. Посещение епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом Кубанской области в июле 1884 г. / Конференция «Ф. А. Щербина, казачество и народы Северного Кавказа. История и современность». Краснодар, 2008 // URL: http://www.slavakubani.ru/geography/ orthodoxy/of-Wstory/poseshchenie-episkopom-kavkazskim-i-ekatermodarskim-germanom-kubanskoy-oblasti-v-iyule-1884-g/ (дата обращения: 16.06.2022).

15 Прокопий (Леонов), мон. История Свято-Михайло-Афонской... С. 63.

16 Остапенко Р.А. Миссионерская деятельность русской православной церкви. С. 145.

17 Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало ХХ в.). С. 379.

18 Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах)

нования подворья в 1897 г. Располагалась она на 2-м этаже братского корпуса. Размеры школы были очень маленькие — 7 на 6 м. Обучение обычно начиналось в начале октября, а в 1904 г. — только 15 декабря.

Финансовая ситуация в школе была сложная, требовалось расходов не 350 руб., как выделялось монастырем, а от 1.000 до 1.400 руб. в год. Учитель Петр Богацкий преподавал за 60 руб. в год, но реально получал еще меньше, так как монастырь очень нуждался в средствах. В материальном отношении ситуация была ничуть не лучше: «Не годные уродливые парты, доску заменили дверцами шкафа, нет библиотеки для внеклассного чтения, нет методических руководств»19. В школе практически отсутствовали книги.

В 1896 г. в Романовском подворье Кавказского Николаевского миссионерского общежительного мужского монастыря настоятелем отцом Мефодием на монастырские средства была открыта школа грамоты. Первоначально она находилась в одной из комнат гостиной для паломников, потом, за неимением специального здания, школа помещалась в настоятельском помещении. В 1896-1897 учебном году в ней обучалось 45 человек, из которых окончило курс 5 человек: 4 мальчика и 1 девочка; в 1897-1898 учебном году в школу поступило 76 мальчиков и девочек, хотя желающих учиться записалось 110 человек, но им было отказано, потому что помещение не позволяло принять больше. Школа, несмотря на свое второгодичное существование, имела все учебные книги и пособия, при ней дети обучались сапожному, столярному и живописному ремеслам. В числе обучающихся, кроме великороссов и малороссов, были армяне, евреи и поляки. Школа была разделена на три отделения: старшее, среднее и младшее. В старшем обучалось 12 человек, в младшем — 34 и в среднем — 30. Так как среди обучающихся были дети из дальних хуторов, при школе для них имелся пансион. В октябре 1897 г. в нем находились 7 мальчиков20.

3 октября 1897 г. школу посетил епископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор, которого дети встретили молитвой и хоровым пением: «ис полла эти деспота». Сначала дети отвечали по Закону Божию, а затем уже и по остальным предметам. Владыка остался доволен постановкой дела, и епархиальный наблюдатель в книге для ревизующих сделал следующую надпись: «3 окт. 1897 г. Ревизия произведена в присутствии Его Преосвященства. Подготовка детей по Закону Божию и счислению весьма хорошая; чтение русское и славянское, а равно и письмо удовлетворительно. Школа носит следы постоянно отеческого попечения о ней о. иеромонаха Мефодия. Епархиальный наблюдатель священник В. Фи-алкин». Все дети, спрошенные лично владыкой, отвечали осмысленно и бойко, за это епископ одарил их различными крестиками и брошюрками религиозно-нравственного содержания. Затем епископ Агафодор осмотрел сапожную, портняжную и прочие мастерские.

Заведующим и законоучителем школы состоял иеромонах Мефодий, но из-за его многосторонних

мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Издание А. Д. Ступина, 1908. С. 340.

19 Остапенко Р.А. Миссионерская деятельность русской православной церкви. С. 147-148.

20 Мефодий, иером. Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря. Ставрополь-Кавк.: Типо-Литография Т. М. Тимофеева, уг. Театральной и Александровской, 1898. С. 16, 19.

Агафодор, епископ (с 1907 г. архиепископ) Ставропольский и Екатеринодарский

обязанностей он не всегда мог лично преподавать Закон Божий, поэтому в его отсутствие преподавал иеродиакон Александр, который с любовью относился к своей должности. Учителем был также допущен состоящий в числе братии указный послушник Кавказского монастыря дворянин Владимир Андреевский, окончивший третий курс восточного факультета Санкт-Петербургского университета21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Женские монастыри, появившись на Кубани в XIX в., сыграли важную роль в освоении социально-экономической и духовной сферы северокавказского социума22.

К концу XIX в. в Кубанской области действовало, как уже упоминалось, 3 женских обители: Черноморская Марие-Магдалинская женская пустынь, Сектинский Спасо-Преображенский женский монастырь, Покровская женская община23.

С открытием Черноморского Марие-Магдалинского монастыря осуществились давние мечты переселенцев — дать женщине христианское просвещение, в котором была острая необходимость из-за отсутствия женских учебных заведений. Почин возникновения женского монастыря исходил не от черноморцев, а от черноморок. Женщина потребовала этого. Богобоязненные черноморки, путешествовавшие в Киев и посещавшие разные монастыри, и инокини-казачки выразили свой протест начальству, не заботившемуся об устроении казачьей женской пустыни24.

Проводя время в молитве и духовных подвигах, сестры занимались также рукоделием и обучением детей. При посещении обители епископом Ставропольским Агафо-дором и с его благословения было принято решение устроить здесь школу. В 1878 г. в монастыре проживали около 50 девочек школьного возраста, частично родственниц монахинь, а частично привезенных родителями для воспитания и обучения.

По совету владыки Агафодора игумения устроила школьное здание так, что в нем было место для иконописной, золотошвейной и ковровой мастерских25. Пока здание строилось, девочки занимались в трапезной. Их обучение было поручено вдове войскового старшины Анне Ивановне Холявко, которая после смерти мужа поселилась в обители. Забота об обучении детей была ей поручена еще и потому, что она окончила курс Мариинской Екатеринодарской гимназии и была учительницей. При монастыре была небольшая библиотека, периодически пополнявшаяся литературой религиозного содержания. Часть книг была выведена в отдельное помещение (читальню), чтобы облегчить получение и обмен их, а для неграмотных, малограмотных, престарелых «стариц» организовано чтение. Обязанность чтиц выполняли как послушание самые грамотные монахини. Выбор же книг для библиотеки был возложен на ключаря обители26-

В Спасо-Преображенском женском монастыре с осени 1898 г. существовала русская школа грамоты (с курсом церковно-приходской), где ежегодно помимо детей православных родителей обучались русской грамоте горцы из Сентинского аула. После 1904 г. в монастыре возвели строение под двухклассное приходское училище, где училось немало детей из аулов и ущелий Кубани и Теберды27.

В начале XX в. при монастырской школе обучались 15 русских детей и 8 черкесов-сентинцев в возрасте 17-18 лет; кроме этого, несколько взрослых сентинцев приходили учиться грамоте по вечерам. Двое из 8 сентинцев регулярно посещали школу и особенно успешно занимались, и предполагали сдавать экзамен на окончание курса школы. Законоучителем школы состоял священник монастыря Иоанн Соловьянов, учительницей — рясофорная послушница Раиса Третьякова. Отец Иоанн, назначенный в монастырь в 1900 г., стремился снискать доверие у сентинцев. Они неоднократно

21 Там же. С. 20.

22 Шафранова О. И. Из истории создания женских.

23 Вся Донская Область и Северный Кавказ на 1904 год. Книга администрации, промышленности и торговли. Ростов н/Д: Издание А. И. Тер-Абрамиана, 1904. С. 57.

24 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. С. 786.

25 Остапенко Р.А. Миссионерская деятельность русской православной церкви. С. 147.

26 См- Раздольский С.А. Монастырские обители юга России. С. 59.

27 Самойленко П., прот. История Ставропольской епархии.

просили его выписывать им для чтения рассказы из жизни ветхозаветных и даже новозаветных святых, каковые отец Иоанн получал для раздачи сентинцам безвозмездно из книжного склада Андреевско-Владимирского братства. Кроме того, священник с двумя сентинцами, по их желанию, читал Евангелие на русском языке28.

В 1907 г. церковно-приходская школа была преобразована в одноклассную. Заведующим и законоучителем в ней состоял священник Петр Лотоцкий, а учительницей Ольга Скорина. К 1914 г. школа продолжала функционировать при обители.

В Покровской женской общине при епископе Агафодоре было построено здание школы, с помещением для учителя и особой комнатой для приюта детей отдаленных хуторов. Содержание этих детей община взяла на свой счет. В 1900 г. в школе обучались 20 детей: 12 мальчиков и 8 девочек. Часть учеников проживала в общине постоянно, а часть приходила из близко расположенных хуторов, приписанных к храму. Учителем была дочь священника, окончившая курсы в Екатеринодарском епархиальном училище — Екатерина Васильевна Барыкинская. Из сумм училищного совета учительница получала в год 240 руб., а община предоставляла ей квартиру с отоплением, освещением, столом и прислугой29. Закон Божий преподавал священник Леонид Петрович Вишневский. К 1912 г. в школе обучались 10 мальчиков и 5 девочек. Церковная школа получала от монастыря 306 руб. в год. В 1914 г. число учеников увеличилось почти в два раза и составляло 16 мальчиков и 11 девочек, но средства на ее содержание монастырь выделял почти в два раза меньше — 165 руб. 50 коп. в год.

На Кубани монастыри были центрами благотворительности, образования и просвещения для жителей региона. Монастыри имели школы, больницы и детские приюты, где формировалось сознание будущего поколения. Монастырская деятельность строила положительный образ России в глазах местных народов. В борьбе с неграмотностью православные обители оказывали значительное влияние на духовную жизнь населения Кубани, укрепляли основы духовности и православия.

Источники и литература

1. Бабич А.В. Посещение епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом Кубанской области в июле 1884 г. / Конференция «Ф.А. Щербина, казачество и народы Северного Кавказа. История и современность». Краснодар, 2008 // URL: http://www.slavakubani. m/geography/orthodoxy/of-history/poseshchenie-episkopom-kavkazskim-i-ekaterinodarskim-germanom-kubanskoy-oblasti-v-iyule-1884-g/ (дата обращения: 16.06.2022).

2. Вся Донская Область и Северный Кавказ на 1904 год. Книга администрации, промышленности и торговли. Ростов н/Д: Издание А. И. Тер-Абрамиана, 1904. 64 с.

3. Горбова И. А. Причины формирования монашества на Кубани в конце XVIII — начале ХХ в. // Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований». Вып. 1. Пятигорск, 2012.

4. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. М.: Издание А. Д. Ступина,1908. 984 с.

5. Мефодий, иером. Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря. Ставрополь-Кавк.: Типо-Литография Т. М. Тимофеева, уг. Театральной и Александровской, 1898. 23 с.

28 Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации. Извлечения из «Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей» (1873-1917 гг.). Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. С. 312-313.

29 Раздольский С. А. Монастырские обители. С. 64.

6. Крыжановский П. Н. Исторический очерк женской во имя Св. Марии Магдалины иноческой за 50 лет ее существования пустыни — с 21 сентября 1849 по 21 сентября 1899 гг. // Ставропольские епархиальные ведомости. 1902. № 17. С. 1036-1038.

7. Прокопий (Леонов), мон. История Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни. Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2011. 288 с.

8. Остапенко Р. А. Миссионерская деятельность русской православной церкви среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864-1917гг.). Дисс. ... к.и.н. Майкоп.: Адыгейский государственный университет, 2011. 198 с.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. VIII. СПб., 1833.

10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XVI. СПб., 1841.

11. Православная церковь на Кубани (конец XVIII — начало ХХ в.). Сборник документов (К 2000-летию христианства) / Упр. по делам архивов Краснодарского края. Госархив Краснодарского края. Госархив Ставропольского края. Краснодар, 2001. 728 с.

12. Литвинова Л.В. Благотворительность // Православная энциклопедия. Т.^ М., 2002. С. 325-330.

13. Раздольский С.А. Монастырские обители юга России, их роль в религиозном и культурном развитии края в XIX — начале XX в. Южнорос. обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 33. Науч. ред. Г. В. Драч. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 116 с.

14. Самойленко П., прот. История Ставропольской епархии (1843-1918). Курсовое сочинение. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1999. 183 с.

15. Северный Кавказ: российская политика и практика христианизации. Извлечения из «Ставропольских (Кавказских) епархиальных ведомостей» (1873-1917гг.). Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 460 с.

16. Смолич И.К. Русское монашество (988-1917). Приложение к «Истории Русской Церкви». М., 1997.

17. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: История войны казаков с за-кубанскими горцами: С военно-исторической картой Кубанской области за время с 1800 по 1860 г. Т. 2. Екатеринодар: Тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1913. 860 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.