Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДУХОВЕНСТВО / ВЕРУЮЩИЕ / ФАШИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабичева О.А.

В статье рассматривается просветительская деятельность и пастырское служение православного духовенства в годы Великой Отечественной войны как одно из направлений вклада Русской Православной Церкви в победу над фашистскими захватчиками. Русская Православная Церковь в годы войны пробуждала патриотические чувства, укрепляла моральный дух, способствовала сплочению народа для борьбы с врагом, поддерживала, утешала в лишениях и давала надежду на победу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 94

О.А. Бабичева

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается просветительская деятельность и пастырское служение православного духовенства в годы Великой Отечественной войны как одно из направлений вклада Русской Православной Церкви в победу над фашистскими захватчиками. Русская Православная Церковь в годы войны пробуждала патриотические чувства, укрепляла моральный дух, способствовала сплочению народа для борьбы с врагом, поддерживала, утешала в лишениях и давала надежду на победу.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Великая Отечественная война, духовенство, верующие, фашизм.

Объявив «крестовый поход» на СССР, Гитлер рассчитывал, что Русская Православная Церковь (далее РПЦ), претерпевшая накануне Великой Отечественной войны гонения и разрушения, будет проводить антисоветскую линию или останется нейтральной по отношению к военным событиям. Церковная политика Третьего рейха на оккупированных территориях СССР предполагала раскол РПЦ на враждующие течения, а в дальнейшем создание новой псевдорелигии. Начавшееся стихийное религиозное возрождение в зоне оккупации гитлеровцы пытались использовать в пропагандистских целях, однако даже здесь масштабного сотрудничества с православной церковью не произошло [1, с. 4].

С первых дней Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь заняла однозначную патриотическую позицию, одним из направлений, в котором она проявлялась, была просветительская деятельность и духовное окормление верующих.

22 июня 1941 года Местоблюститель патриаршего престола Сергий (Страгородский) митрополит Московский и Коломенский написал «Обращение пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», призывающее верующих на защиту Отечества: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству... С Божией помощью, и на сей раз, он развеет в прах фа-

© Бабичева О.А., 2016.

шистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается... А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу... Положим же души своя вместе с нашей паствой. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу» [2, с. 38-40].

Это послание во многом предопределило деятельность РПЦ в годы войны. Оно появилось в тот момент, когда руководство СССР находилось в растерянности. Общеизвестен факт, что И.В.Сталин, опасаясь провокаций, отказывался верить в нарушение Гитлером пакта о ненападении от 1939 г., который считал «своим детищем», с официальным заявлением он выступил только 3 июля 1941 г.

В этих условиях послание митрополита Сергия могло быть расценено, как вмешательство РПЦ в политическую и общественную жизнь государства, а это запрещалось законом. Но Сталин, по-видимому, оценил значение воззвания в деле борьбы с захватчиками. Поэтому оно и последующие патриотические послания РПЦ были растиражированы и распространены.

Всего за время Великой Отечественной войны РПЦ было выпущено более 20 подобных обращений, носивших не только вдохновляющий, но и разъясняющий характер. В них митрополит Сергий, а также митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и митрополит Киевский Николай (Ярушевич) призывали к борьбе с врагом, обличали в измене священнослужителей, идущих на сближение с захватчиками, выражали поддержку партизанскому движению, вдохновляли на ратный и трудовой подвиг. Центральной идеей проповедей являлась концентрация действий всего народа для победы над общим врагом. Деятели РПЦ обращались к примерам героизма и самоотверженности при защите Родины в историческом прошлом России, патриотической деятельности таких личностей как: Патриарх Гермоген, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Дмитрий Донской, Александр Невский.

В октябре 1941 года, когда шли ожесточенные бои под Москвой, митрополит Сергий в послании к своей пастве предостерегал от «малодушия перед нашествием врагов». Он неоднократно обращался к православным пастырям, находящимся на оккупированных территориях и призывал к покаянию тех, кто готов «идти в услужение ко врагам нашей родины и Церкви, - вместо святого креста, осеняться языческой свастикой» в противном случае объявил их «запрещенными в священнослужении» и подлежащими церковному суду [2, с. 44-45]. В сентябре 1943 года Собор Русской Православной Церкви постановил, что «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана» [3, с. 16]. Тогда же Собор обратился к христианам всего мира с призывом объединиться против фашизма.

В «Обращении к христианам других стран» звучало убеждение румынских солдат, пастырей и паствы отречься от союза с Гитлером, «прекратить проливать братскую кровь» [4, с. 40], а христиан оккупированных стран отказаться от сотрудничества с фашистами [5, с. 14].

В проповедях раскрывалась сущность фашизма и его принципиальная враждебность христианству, указывалось на стремление гитлеровцев возродить языческие культы.

В послании от 24 ноября 1941 года митрополит Сергий писал, что «гитлеровский молох продолжает вещать миру, будто бы он поднял меч на "защиту религии" и "спасение" якобы поруганной ве-ры.это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрывать свои злодеяния» [6, с. 810].

Митрополит Сергий неоднократно выступал в поддержку партизанского движения и подчеркивал, что необходимо «считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием и пищей и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески» [7, с. 191]. Также архипастырь призывал верующих самоотверженно помогать воинам работой в тылу.

О значимости этих посланий можно судить по отношению оккупационных властей к их распространению. Так за чтение в храмах первого обращения митрополита Сергия были расстреляны архимандрит Александр (Вишняков), протоиерей Павел Остренский, протоиерей Николай Швец, диакон Александр Бондаренко, старец Викентий [8].

Изо дня в день возносились молитвы верующих, укрепляя уверенность в победе над врагом. 26 июня 1941 года Местоблюститель патриаршего престола Сергий отслужил в патриаршем соборе первый молебен «о победе русского воинства». Митрополит призвал всех встать «на защиту родной земли», назвал тех, кто не желает жертвовать собой за общее народное дело, а выжидает к какой стороне ... выгоднее пристать предателями родины [7, с. 188].

В этот же день митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) обратился к своей пастве с призывом к защите Отечества. В блокадном Ленинграде митрополит Алексий, духовенство и верующие не прекращали богослужения в храмах города, несмотря на бомбежки, холод, голодное истощение [9, с. 267]. В этот период отмечался значительный рост религиозных чувств ленинградцев. Храмы во время богослужений были переполнены. На Божественной Литургии служили особый молебен «В нашествии супостатов, певаемый в Отечественную войну». Священники и прихожане сплачивались перед лицом общей беды, поддерживали друг друга. Празднование Пасхи в 1942 году совпало с 700-летием со дня победы св. Александра Невского над немецкими рыцарями в Ледовом побоище. Верующие вместо куличей освящали блокадный хлеб. Во время начавшейся вскоре эвакуации практически все служащие священники остались в приходах, многие не пережили блокаду [10, с. 151-152].

Митрополит Киевский Николай (Ярушевич) на протяжении всей войны находился в Москве. Выезжая в прифронтовую полосу, он проводил богослужения, выступал с проповедями.

В ноябре 1942 года митрополит Николай стал членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний. Посещая территории, оставленные немцами после оккупации, он в составе комиссии исследовал разрушенные города и села, беседовал с людьми, пережившими оккупацию, партизанами.

С сентября 1943 года стал выходить «Журнал Московской Патриархии», на страницах которого публиковались официальные распоряжения Святейшего Патриарха, его послания и постановления, патриотические выступления, статьи, заметки, иерархов церкви, отчеты митрополита Николая о немецко -фашистских злодеяниях.

На протяжении всей войны молились о спасении Родины православные подвижники благочестия, к ним шел нескончаемый поток страждущих со своей болью и надеждой, и каждый получал поддержку и утешение. В Вырице, стоя на коленях на камне, обращал молитвы к Господу святой преподобный Серафим Вырицкий. Как и было предсказано старцем, здесь не было разрушено ни одного жилого дома и не погиб ни один человек. Старец говорил, что «один молитвенник за страну может спасти все города и веси.». Он предрек победу русского оружия и возрождение веры православной [11, с. 78-79]. А в селе Старая Рачейка Сызранского района Куйбышевской области день и ночь читал специально написанную молитву «О спасении державы Российской» старец Андрей (Логинов) [12, с. 40-98].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь пробуждала патриотические чувства, укрепляла моральный дух, способствовала сплочению народа для борьбы с врагом, поддерживала, утешала в лишениях и давала надежду на победу.

Библиографический список

1.Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М.: Вече, 2007. 512 с.

2.Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов / сост. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М.: Изд-во Крутицкого подворья Общества любителей церковной истории, 2009. 765 с.

3.Осуждение изменников вере и Отечеству // Журнал Московской Патриархии. 1943. №1.

4.Обращение к христианам других стран // Журнал московской Патриархии. 1943. №2.

5.Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви и изменение государственноер-ковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: дис. канд. ист. наук. Самара, 1998. - 193 с.

6.Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Сборник церковных документов. М.: Издательство Московской Патриархии. 1943. 100 с.

7.Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / сост. Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995. 400 с.

8.Васильева О.Ю. Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. URL: www.polkmoskva.ru/articles/other/patrioticheskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/ (Дата обращения - 07.07.2016 г.)

9. Цыпин В., протоирей. История Русской Православной Церкви. 1917-1997. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.

10. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече, Лепта, 2010. 480 с.

11. Ильюнина Л.А. Благословенная Вырица. СПб.: «Контраст»», 2013. 224 с.

12. Белкина Л. Рачейский праведник. Жизнь и подвиги Андрея Кузьмича Логинова // Духовный собеседник. 2007. №1.

БАБИЧЕВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет; учитель истории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т. Теп-лова муниципального района Сызранский Самарской области, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.