ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Виноградова И. А. Пространство вуза в представлениях студентов и преподавателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Специальное приложение к № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170137. htm.
ART 170137 УДК 37.061
Виноградова Ирина Анатольевна,
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва Vinogradov. ir@yandex. ru
Пространство вуза в представлениях студентов и преподавателей
Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия пространства вуза студентами (бакалаврами, магистрами) и преподавателями. Автором выявлены типы мест, которые негативно воспринимаются участниками образовательных отношений, и характеристики, их описывающие. Ключевые слова: представления об университетской среде, пространство вуза, типология мест в вузе, характеристики университетского пространства. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Реформирование системы высшего образования предъявляет особые требования к условиям реализации образовательных программ, что означает необходимость новых решений в организации университетской среды, модернизации и возможной трансформации образовательной инфраструктуры вуза. Необходимость построения универсальной среды вуза, удовлетворяющей образовательные потребности и создающей образовательные возможности для участников образовательного процесса, определяет важность исследования особенностей ее восприятия. Восприятие и познание среды вуза, ее психологическая интерпретация определяют смысл и характер профессионального развития и саморазвития участников образовательного процесса, детерминируют действия студентов и преподавателей в ней. В чем состоят различия восприятия университетской среды бакалаврами, магистрантами, преподавателями, в чем состоят особенности действий участников образовательного процесса в зависимости от особенностей восприятия университетской среды? Эти вопросы определяют проблему нашего исследования.
Актуализация проблематики образовательной среды вуза обусловлена недостаточной изученностью особенностей ее восприятия участниками образовательного процесса. Значимость результатов исследования состоит в определении инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса. С этой целью нами была предпринята попытка выявления особенностей представлений о среде вуза у участников образовательного процесса.
В исследовании приняли участие бакалавры, магистранты, преподаватели Института педагогики и психологии ГАОУ ВО МГПУ. Общее количество испытуемых -184 человека.
В основу исследования был положен свободный ассоциативный опрос, где испытуемый должен был называть ассоциации с местом, которое нравится/не нравится ему в большей/меньшей степени.
Ответы испытуемых подвергались качественной и количественной оценке: анализ ответов, объединение ответов в смысловые группы; определение среднего количества встречаемости ответов выделенной смысловой группы, расчет процентного соотношения смысловой группы от абсолютного числа ответов.
Для выделения категорий предпочитаемых мест мы воспользовались типологией мест в вузе, составленной на основе классификации Е. А. Соловьевой [1]:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Виноградова И. А. Пространство вуза в представлениях студентов и преподавателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Специальное приложение к № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170137. htm.
- внутреннее пространство вуза: индивидные места поведения; субъектно-де-ятельностные места; личностно ориентированные места - места статусно-ролевых взаимодействий, презентативные места, элементы, свидетельствующие о принадлежности к данному учебному заведению; вспомогательные места - места, связанные с обслуживанием учебного процесса (бухгалтерия, канцелярия, внутренний двор и т. д.); пути - лестницы, коридоры, входы;
- внешнее пространство вуза: здание в целом, внутренний двор, спортивные площадки, места для отдыха и взаимодействия на прилегающей к зданию территории и т. д.
Данные по положительно и негативно воспринимаемым местам в вузе по группе в целом представлены на рисунке.
Здание
Пути
Личностно ориентированные 50
Индивидные
Положительно воспринимаемые места
Негативно воспринимаемые места
Субъектно-деятельностные
Вспомогательные
Положительно и негативно воспринимаемые места в вузе по группе в целом
Так, среди негативно воспринимаемых групп вузовского пространства лидируют субъектно-деятельностные, индивидные и личностно ориентированные места.
Какие места наиболее дискомфортны для различных групп участников образовательных отношений? Для этого обратимся к данным табл. 1.
Таблица 1
Распределение негативно воспринимаемых мест в группах бакалавров,
магистрантов, преподавателей (%)
Категория I курс II курс III курс Заочники Маги- Преподава-
^^исць/туемых Тип ^^^^ странты тели
места
Индивидные 20 27 38 33 69 10
Субъектно-деятель- 23 40 31 19 0 47
ностные
Личностно ориентиро- 37 27 24 42 8 19
ванные
Вспомогательные 0 0 0 0 8 0
Пути 0 0 0 15 19
Здание 20 6 7 6 0 5
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Виноградова И. А. Пространство вуза в представлениях студентов и преподавателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Специальное приложение к № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170137. htm.
Как показывает табл. 1, студенты и преподаватели практически в одинаковой мере негативно воспринимают основные группы мест в вузе. В связи с этим можно предположить, что требуется пересмотреть вопросы организации университетского пространства с целью создания условий для личностно ориентированного обучения и взаимодействия участников образовательного процесса.
Относительно негативно воспринимаемых мест следует отметить следующее: в группах студентов III курса и магистрантов - «Индивидные места», в группах студентов II курса и преподавателей - «Субъектно-деятельностные места», в группах студентов I курса и студентов заочной формы обучения - «Личностно ориентированные места» (см. табл. 1).
Данные о положительно воспринимаемых местах в вузе обобщены в нашем исследовании представлений студентов и преподавателей о среде университета [2].
Какие характеристики указывают студенты и преподаватели при описании пространства вуза? Данные характеристики были проанализированы нами и объединены в 16 смысловых групп: комфортность; размер помещения; световые характеристики; отношение; эстетика; вкусовые характеристики; запах; кожные ощущения; чистота помещения; технологичность; звуковые характеристики; состояние помещения; «человек»; функциональность; цветовые характеристики; «вуз». Так, категория «Комфорт» при описании негативно воспринимаемых мест используется в значениях «неуютное», «некомфортное» и т. п.
Анализ данных табл. 2 показывает, что в качестве основных характеристик негативно воспринимаемых мест в вузе большинство опрошенных указывают такие параметры помещения, как «комфортность», «размер помещения», «световые характеристики», «кожные ощущения», «отношения», «чистота помещения», «состояние помещения».
Таблица 2
Характеристики негативно воспринимаемых мест в вузе по группе в целом
Рейтинговое Категория простран- Характеристика пространства Количество
место ства выборов (%)
1 Комфортность Некомфортное 16
1 Размер помещения Маленькое/тесное 16
2 Световые характеристики Мало освещенное/темное 11
3 Кожные ощущения Душное/холодное 10
4 Отношение Унылое/угнетающее 9
4 Чистота помещения Грязное 9
4 Состояние помещения Старое/запущенное 9
5 Технологичность Технически неоснащенное 6
6 Звуковые характеристики Шумное 3
6 Эстетика Некрасивое 3
6 Запах Плохо пахнущий 3
7 Вкусовые характеристики Невкусное 2
8 Вуз Не соответствующее университету 1
8 Функциональность Нефункциональный 1
9 Цветовые характеристики Однотонный 0,5
9 Человек Многолюдный 0,5
Полученные данные вполне объяснимы, так как в пространстве учебных корпусов не оборудованы мягкие зоны, нет зон для взаимодействия и коммуникаций, что позволяет испытуемым характеризовать данное пространство как неуютное, некомфортное.
Аудиторный фонд не рассчитан на проведение лекционных занятий для потока студентов численностью 70 и более человек. Для поточных занятий необходимо формирование крупных функционально-планировочных зон - лекционных аудиторий
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Виноградова И. А. Пространство вуза в представлениях студентов и преподавателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Специальное приложение к № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170137. htm.
(проекторных, помещений для конференций). Помещения кафедр также минимальны по своей площади. Недостаточная площадь аудиторий, кафедр и других помещений учебного корпуса, в свою очередь, вызывает негативные ощущения разного плана, что влечет за собой негативные эмоции и формирует негативное отношение к учебному корпусу в целом.
Как видно из табл. 3, наиболее часто встречаемыми характеристиками университетской среды в плане ее негативного восприятия являются следующие параметры: «комфортность», «размер помещения», «отношение», «кожные ощущения», «технологичность», «состояние помещения». Если обратиться к характеристикам негативно воспринимаемых мест в отдельных группах испытуемых, то мы видим, что в группе бакалавров I курса в большинстве случаев перечисляются такие характеристики, как «комфортность», «размер помещения», «состояние помещения», в группе бакалавров II курса - «размер помещения», «кожные ощущения», «технологичность», в группе бакалавров III курса - «размер помещения», «чистота помещения», «кожные ощущения», в группе бакалавров заочной формы обучения - «комфортность», «размер помещения», «световые характеристики», в группе магистрантов - «комфортность», «размер помещения», «отношение», в группе преподавателей - «состояние помещения», «размер помещения», «отношение».
Таблица 3
Характеристики негативно воспринимаемых мест в вузе в группах студентов
и преподавателей
Характеристики I курс II курс III курс Заочники Магистранты Преподаватели
Комфортность 22 12 11 17 25 9
Размер помещения 14 19 16 14 17 17
Отношение 3 9 0 12 15 12
Вкусовые характери- 1 3 5 2 4 0
стики
Световые характе- 11 7 11 17 11 8
ристики
Кожные ощущения 7 16 13 13 4 6
Чистота помещения 7 11 22 6 10 4
Звуковые характери- 4 0 3 3 2 0
стики
Запах 5 0 6 3 2 0
Эстетика 7 0 3 2 5 1
Технологичность 3 14 0 4 0 12
Функциональность 0 0 0 2 0 6
Состояние помеще- 12 9 8 3 0 23
ния
Вуз 4 0 0 1 0 2
Человек 0 0 2 0 5 0
Цветовые характе- 0 0 0 1 0 0
ристики
Таким образом, на основе исследования инвариантов восприятия университетской среды участниками образовательного процесса можно сделать следующие выводы:
- индивидные, субъектно-деятельностные и личностно ориентированные места являются наиболее часто отмечаемыми категориями мест в университетской среде в группах студентов и преподавателей;
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Виноградова И. А. Пространство вуза в представлениях студентов и преподавателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - Специальное приложение к № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170137. htm.
среди негативно воспринимаемых мест в вузе в группах студентов III курса и магистрантов отмечаются «Индивидные места», в группах студентов II курса и преподавателей - «Субъектно-деятельностные места», в группах студентов I курса и студентов заочной формы обучения - «Личностно ориентированные места»;
- при описании различных типов мест в вузе студенты и преподаватели используют следующие группы: комфортность, размер помещения, отношение, эстетика, запах, кожные ощущения, чистота помещения, технологичность, звуковые характеристики, состояние помещения, «человек», функциональность, цветовые характеристики, «вуз»;
- наиболее часто встречаемыми характеристиками университетской среды в плане ее негативного восприятия являются следующие параметры: «комфортность», «размер помещения», «отношение», «кожные ощущения», «технологичность», «состояние помещения».
Ссылки на источники
1. Соловьева Е. А. Основы средовой психологии. - СПб.: СПбГАСУ, 2006. - 188 с.
2. Виноградова И. А., Иванова Е. В. Исследование представлений студентов и преподавателей о среде университета // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 1 (15). - С. 62-71.
Irina Vinogradova,
Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher of the Institute for Systems Projects in Moscow City
Pedagogical University, Moscow
The University environment from the viewpoint of students and teachers
Abstract. The article presents the results of University environment features perception study by students (bachelors, masters) and teachers. The author identifies the types of places that are perceived negatively by the educational process participants and the characteristics describing them.
Key words: University environment perceptions, University area, typology of University places, University environment characteristics. References
1. Solov'eva, E. A. (2006). Osnovy sredovoj psihologii, SPbGASU, St. Petersburg, 188 p. (in Russian).
2. Vinogradova, I. A. & Ivanova, E. V. (2017). "Issledovanie predstavlenij studentov i prepodavatelej o srede universiteta", Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, № 1 (15), pp. 62-71 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 01.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.06.17
Принята к публикации Accepted for publication 13.06.17 Опубликована Published 30.06.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Виноградова И. А., 2017
www.e-koncept.ru