Научная статья на тему 'Психическое здоровье обучающихся в физическом пространстве школы'

Психическое здоровье обучающихся в физическом пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ / SCHOOL SPACE / ФИЗИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СРЕДЫ / PHYSICAL ENVIRONMENT SETTINGS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова И. А.

В статье представлены результаты исследования восприятия обучающимися школьной среды. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что комфортность физической среды достигается за счет правильной организации рекреационных и индивидных пространств, наличия необходимых физических условий (освещенность, температурный режим, акустика, цветовые решения и т.д.), что в свою очередь обусловливает психологическое здоровье обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL HEALTH OF STUDENTS IN THE PHYSICAL SPACE OF THE SCHOOL

The article presents the results of a study of students perception of the school environment. These studies lead to the conclusion that a comfortable physical environment is achieved through proper organization and individual recreational spaces, availability of necessary physical conditions (lighting, temperature, acoustics, color schemes, etc.), which in turn causes psychological health of students.

Текст научной работы на тему «Психическое здоровье обучающихся в физическом пространстве школы»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Виноградова И.А.

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования восприятия обучающимися школьной среды. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что комфортность физической среды достигается за счет правильной организации рекреационных и индивидных пространств, наличия необходимых физических условий (освещенность, температурный режим, акустика, цветовые решения и т.д.), что в свою очередь обусловливает психологическое здоровье обучающихся.

Ключевые слова: пространство школы, психологические параметры среды, психологическое здоровье, физические параметры среды.

Физические (освещение, звуки, температура, качество воздуха, цветовые решения, сенсорное качество среды) и психологические (персонализация, дружественность) параметры среды создают ощущение комфортности, доступности, безопасности среды, что обеспечивает условия для обеспечения и сохранения психологического здоровья участников образовательных отношений. В ряде исследований показано, что:

- школьная среда оказывает воздействие на здоровье и самочувствие обучающихся и педагогов (A.Blyth) [1];

- имеется взаимосвязь между общей удовлетворенностью средой и ощущением безопасности (А. Blyth) [1];

- шум влияет на возникновение стрессовых состояний, фрустраций, деконцентрации внимания (I. Enmarker, E. Boman) [2];

- улучшение школьной среды приводит к снижению насилия в школе (S.L. Johnson) [3];

- физическая среда оказывает воздействие на самооценку, мотивацию к обучению и поведение обучающихся (L.E. Maxwell, E.J. Chmielewski) [4].

Данные факты доказывают взаимосвязь между содержанием школьной среды, ее физическими и психологическими характеристиками и психологическим здоровьем обучающихся.

Нами также предпринята попытка исследования школьной среды в плане обеспечения и сохранения психологического здоровья обучающихся за счет создания комфортной среды пребывания в пространстве школы.

Организация и методы исследования.

В исследовании приняли участие обучающиеся 6-9-х классов образовательных организаций г. Москвы. Общее количество испытуемых - 565 человек.

Полученные данные подвергались качественной и количественной оценке: контент-анализ, шкалирование; частотный анализ; методы описательной статистики. Для сравнения независимых групп применялся тест Дункана.

Для выявления образа школьного пространства у обучающихся нами использовался ассоциативный опрос. Данные опроса представлены на рисунке 1.

Индивидные Вспомогательные Презентативные Субъектно-деятельностные Рекреационные

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 1. Положительно воспринимаемые места в школьном пространстве.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

Как видно из рисунка 1, эмоционально положительный образ школьного пространства связан с рекреационными местами в школе. Основное назначение рекреационных мест - восстановление сил после учебной нагрузки и обеспечение двигательной активности, именно такую функцию и выполняет для обучающихся школьные рекреации и спортивный зал. С целью удовлетворения минимальных потребностей обучающихся в восстановлении сил в школьных рекреациях можно оборудовать стенку для скалолазания, мягкие маты, интерактивный пол, турник для подтягивания. Оформление рекреации можно дополнить сменяющейся экспозицией работ учащихся (рисунки, картины, фотографии), что позволяет увеличить неофициальное пространство для взаимодействия. Одну из стен рекреации можно оформить как маркерную доску, используя покрытие маркерной краской. Этот пространство становится местом активного взаимодействия, зоной передачи информации.

Минимальное количество выборов получили индивидные места (санитарные комнаты, столовая). Отношение к индивидным местам подтверждается характером ответов обучающихся, в которых указываются следующие параметры: «плохо пахнет», «воняет», «грязно». Важно, чтобы индивидные места были комфортны с эстетической и гигиенической точки зрения.

Характеризуя положительно воспринимаемые места в школе, обучающиеся отмечают комфортность, размер помещения, световые и цветовые характеристики пространства (таблица 1).

Таблица 1

Характеристики положительно воспринимаемых мест в школе

Категория пространства Количество выборов (в %)

Комфортность 33

Отношение 21

Эстетика 10

Размер помещения 10

Световые характеристики 6

Цветовые характеристики 5

Мотивирующее 4

Современное 4

Познавательное 3

Чистота помещения 2

Звуковые характеристики 2

Состояние помещения 1

Кожные ощущения 1

Как видно из таблицы 1, наиболее значимой характеристикой пространства для обучающихся является комфортность, этот отмечают 33% испытуемых.

Комфортность школьной среды может быть обеспечена за счет создания необходимых физических условий (освещенность, температурный режим, акустика и т.д.). Подтверждение влияния факторов физической среды на обучающихся и процесс обучения мы находим в концептуальной модели стимулирования, индивидуализации и натуральности (СИН) [5].

Анализ данных нашего исследования относительно представлений обучающихся о комфортности физических условий в школе показывает, что наибольший процент удовлетворённости приходится на освещенность (74,2% от всей выборки испытуемых), акустические характеристики (65,8% от всей выборки испытуемых), на качество воздуха (61% от всей выборки испытуемых). Наименьший процент удовлетворенности физическими параметрами школьной среды приходится на температурный режим (54,7% от всей выборки испытуемых). Низкие значения в оценках комфортности температурного режима в школе можно объяснить тем, что используемые сегодня школьные здания построены в 60-70-хх годах и нуждаются в капитальном ремонте, замене оконных конструкций, систем теплоснабжения [6].

Деление выборки на три группы: школа с «обогащенной» средой, со «стандартной» средой, с «обедненной» средой показывает, что оценка комфортности физических параметров среды ниже в группе с «обедненной» предметной средой, что подтверждается значимыми различиями между сравниваемыми группами (таблица 2).

ISSN 2226-7417 2017, том 19 [12]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2017-19-12

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

Таблица 2.

Оценка удовлетворенности физическими условиями в школе (результаты теста Дункана)

Тип среды Подмножество для альфа = 0.05

1 2

Температурный режим

«обедненная» среда ,38

«обогащенная» среда ,56

«стандартная» среда ,64

Значимость 1,000 ,182

Акустические ха] эактеристики

«обедненная» среда ,50

«обогащенная» среда ,69

«стандартная» среда ,72

Значимость 1,000 ,649

Оценка физических параметров среды отражается на оценке общей комфортности школьной среды. Соответственно, наиболее высокие оценки общей комфортности среды мы выявили у обучающихся в школах с «обогащенной» средой.

Комфортность школьного пространства может достигаться за счет правильного использования цвета.

Анализ источников по цветовым предпочтениям (Ж.А. Агостон, С.С. Алексеев, К. Ауэр, М.С. Казакевич, К. Риттельмайер, П.А. Шеварев, Г. Фрилинг и др.) показывает, что дети предпочитают яркие и светлые оттенки, особенно оттенки красного и желтого. Ян Хоффман в своей работе указывает на то, что «разноцветие» в интерьере учебных кабинетов, наличие большого количества цветных плакатов, может стать проблемой для школьников с дефицитом внимания [7]. В оформлении коридоров и рекреаций можно использовать несколько цветов. Разными цветовыми сочетаниями мы выделяем зоны, визуально расширяем пространство, снимаем эффект «беговой дорожки». Цветовыми акцентами могут выступать фрагменты стен, мебель, напольные покрытия. В качестве цветовых акцентов могут использоваться изображения на стенах.

Таким образом, обеспечение и сохранение психологического здоровья обучающихся возможно в комфортной физической среде школы. Комфортность физической среды достигается за счет правильной организации рекреационных и индивидных пространств, наличия необходимых физических условий (освещенность, температурный режим, акустика, цветовые решения и т.д.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Blyth A. Upgrading School Buildings in Mexico with Social Participation The Better Schools Programme [Электронный ресурс]. - URL: http: oecd.org>edu/EDUCATION POLICY_MEXICO_EN.pdf (дата обращения: 03.12.2017).

[2] Enmarker I., Boman E. Noise annoyance responses of middle school pupils and teachers // Journal of Environmental Psychology. 2004. 24. Pp. 527-536.

[3] Johnson S.L. Improving the School Environment to Reduce School Violence: A Review of the Literature Journal of School Health. 2009, Vol. 79, No. 10. Pp. 451- 465.

[4] Maxwell L.E., Chmielewski E.J. Environmental personalization and elementary school children's self-esteem // Journal of Environmental Psychology. 2008. 28. Pp. 143-153.

[5] Barrett P, Zhang Y., Davies F., Barrett L. Clever Classrooms [Электронный ресурс]. - URL: http:img.eba.gov.tr>876/23f/892/7d1/9fb/ce4/323/823/ (дата обращения: 03.12. 2017).

[6] Иванова Е.В., Виноградова И.А., Нестерова О.В. Восприятие школьного пространства обучающимися //Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции /под редакцией Р. М. Шамионова, М. А. Кленовой. - М.: Издательство «Перо». 2017. С. 119- 123.

[7] Hoffmann J. Rethinking the Colorful Kindergarten Classroom [Электронный ресурс] URL:Well.blogs.nytimes.com (дата обращения: 03.12. 2017).

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

MENTAL HEALTH OF STUDENTS IN THE PHYSICAL SPACE OF THE SCHOOL

Vinogradova I.A.

Moscow City Teachers' Training University, Moscow, Russian Federation

Annotation. The article presents the results of a study of students perception of the school environment. These studies lead to the conclusion that a comfortable physical environment is achieved through proper organization and individual recreational spaces, availability of necessary physical conditions (lighting, temperature, acoustics, color schemes, etc.), which in turn causes psychological health of students.

Key words: school space, psychological environment, psychological health, physical environment settings.

REFERENCES

[1] Blyth A. Upgrading School Buildings in Mexico with Social Participation The Better Schools Programme [Электронный ресурс]. - URL: http: oecd.org>edu/EDUCATION POLICY...MEXITO_EN.pdf (дата обращения: 03.12.2017).

[2] Enmarker I., Boman E. Noise annoyance responses of middle school pupils and teachers // Journal of Environmental Psychology. 2004. 24. Pp. 527-536.

[3] Johnson S.L. Improving the School Environment to Reduce School Violence: A Review of the Literature Journal of School Health. 2009, Vol. 79, No. 10. Pp. 451- 465.

[4] Maxwell L.E., Chmielewski E.J. Environmental personalization and elementary school children's self-esteem // Journal of Environmental Psychology. 2008. No 28. Pp. 143-153.

[5] Barrett P, Zhang Y., Davies F., Barrett L. Clever Classrooms [Электронный ресурс]. - URL: http:img.eba.gov.tr>876/23f/892/7d1/9fb/ce4/323/823/ (дата обращения: 03.12. 2017).

[6] Ivanova E. V., Vinogradova I. A., Nesterova O. V. Perceptions of the school space by students //Social psychology of personality and acmeology: proceedings of the International scientific-practical conference / under the editorship of R. M. Shamionov, M. A. Klenova. - M.: Publishing House "Pero". 2017. Pp. 119 - 123.

[7] Hoffmann J. Rethinking the Colorful Kindergarten Classroom [Электронный ресурс] URL:Well.blogs.nytimes.com (дата обращения: 03.12. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.