№ 3, 2004
ет снижение заболеваемости наркоманией в молодежной среде и уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических и психоактивных веществ. Наблюдается возрождение волонтерских движений, пропагандирующих здоровый образ жизни. Особого внимания заслуживает система образования республики, на которую возлагается основная ответственность за проведение антинарко-тической профилактической деятельности. Первоочередными мерами в этом плане являются создание дополнитель-
ных ставок для психологов, социальных работников; финансирование со стороны как городских, так и республиканских властей школьных программ по оздоровлению подростков; организация систематической работы с семьей, с детьми групп риска и их родителями и т.д.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Наркотизм в Татарстане: результаты эмпирического исследования / Под общ. ред. Р.Г. Садыковой, Ю.Ю. Комлева. Казань, 2003. С. 36.
Поступила 15.03.04.
ПРОСТРАНСТВО ПАТРИОТИЗМА
С.Н. Десяев, председатель ГТРК «Мордовия», академик Международной академии телевидения и радио
В статье затрагивается одна из сложнейших проблем современного образования, связанная с преподаванием истории и формированием патриотического сознания. Автор полагает, что без идеи патриотизма можно жить в эпоху разрушений, но созидать без нее нельзя, и обращается к примеру цивилизованных стран, где данное понятие свято для граждан. Особое внимание уделяется роли телевидения в процессе воспитания у подрастающего поколения патриотизма.
The article touches upon one of the most complicated problems of modern education which is connected with the teaching of History and the development of patriotic awareness. The author suggests that in the epoch of destruction it is possible to live without the concept of patriotism, but it is impossible to create without it. The author turns to the experience of the civilized countries where this notion is sacred for the citizens. Special attention is paid to the role of television in the process of upbringing and fostering patriotic awareness in young minds.
Общеизвестно: историю во всем мире преподают так, что одни и те же события в двух соседних государствах могут быть описаны прямо противоположным образом. В любой стране существует своеобразное историческое клише, которое служит драматургической основой для рассказывания детям сказок и легенд, для школьных учебников. Французский историк и кинематографист Марк Ферро совершенно справедливо утверждал, что «образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории: это запечатлевается на всю жизнь»1.
История государства — чаще всего основной национальный миф. Как правило, школьникам преподается история, адаптированная и мифологизированная именно для этой страны. Поэтому неред-
ко учебники становятся яблоком раздора между соседними государствами. В России на рубеже веков сложилась вовсе парадоксальная ситуация, когда в двух учебниках, даже выпущенных в одном издательстве, могла излагаться совершенно разная история.
В СССР образование всегда было сильно политизированным. Школьная программа литературы в известной мере служила иллюстрацией школьной же программы истории, которая, в свою очередь, пересматривалась всякий раз, когда происходила смена правящих элит и страна пыталась изменить вектор движения, найти выход из очередного тупика.
В принципе процесс переписывания истории имеет как отрицательные, так и положительные последствия. В конечном счете он свидетельствует не только о
© С.Н. Десяев, 2004
том, что в обществе сформировалась иная идеология, но и о том, что люди пытаются разобраться в истоках, корнях исторического процесса и его причинноследственных отношениях.
Необходимость аналитического и даже критического отношения к официальной истории имеет несколько причин.
Во-первых, любой исследователь или обращающийся к истории художник осмысливает, анализирует как факты и события прошлого, так и то, что уже написано, сказано о них. По мнению А. Гу-лыги, «в идеале каждый историк должен писать историю заново, проверяя фактический материал и выводы своих пред-шественников»2. Значительно раньше, в 1941 г., сходную мысль высказал известный французский ученый М. Блок: «Дело историка — непрестанно проверять устанавливаемые им подобия, чтобы лучше уяснить их оправданность и, если понадобится, их пересмотреть»3.
Во-вторых, исследуемое явление отражает критическое отношение молодого поколения к истории и своим предкам, или так называемый вечный конфликт отцов и детей. Так было и так будет. Общеизвестна фраза о том, что если кто-то в молодости не был либералом — он бессердечный человек, если же в зрелом возрасте не стал консерватором — то просто дурак. «Монтаж истории — в столкновении кусков, в частичном отвержении старого»4, — писал В. Шкловский.
В-третьих, автор любого произведения, будь то многосерийный фильм или школьный учебник истории, сам развивается как личность. В трудах М.М. Бахтина прослеживается мысль о том, что автор творит, но сам не сотворен как личность: он изменяется со своим произведением, испытывая влияние собственного сознания. Таким образом автор «сегодняшний» постоянно диалоги-зирует с самим собой «вчерашним». На каждой стадии он уже «другой», его творческое «Я» изменилось: выросло или оскудело. «Если бы я встретился с собой 30-летним, то стал бы себе врагом», — говорил Д. Гранин корреспонденту еженедельника «Аргументы и факты»
И. Изгаршеву, который вынес эти слова писателя в заголовок интервью5.
Наряду с поиском исторической истины и манипуляцией исторической памятью существует проблема непрофессионализма и недомыслия, ибо ситуация вообще вышла из-под контроля. Учителя и школьники, профессора и студенты порой в растерянности: по каким книгам учиться, на что ориентироваться? Ректор МГУ В. Садовничий в недоумении по поводу того, что появились пособия и учебники, весьма далекие от науки, но тем не менее рекомендованные школам и вузам: «Несколько месяцев назад мне попался учебник по отечественной истории. Я решил просмотреть, что написано о Сталинградской битве и... не нашел ничего. Зато авторы подробно написали о войнах в Африке, где-то еще.»6
Министерство образования России пошло на неординарный шаг и провело в МГУ им. М.В. Ломоносова съезд ведущих специалистов, на котором более тысячи человек обсуждали, кто и как должен писать историю страны.
О необычайной серьезности вопроса говорит тот факт, что его вынуждены были рассматривать на заседании Правительства Российской Федерации. Был объявлен конкурс на создание новых пособий. Авторы учебников постарались избежать ошибок, допущенных коллегами в 1990-е гг. С. Минаков, профессор Орловского государственного университета, известный трудами о советской военной элите 1920-х гг., считает: «Детям, коль скоро мы воспитываем из них граждан, следует прививать уважительное отношение к Отечеству, к его прошлому, каким бы оно ни было. Но вот парадокс: некоторые пособия, до сих пор используемые в школах, направлены против самого государства»7.
Как известно, в нашем мире все — политика, даже дым из печной трубы. Известно также, что в политике очень трудно определять приоритеты. Особенность текущего политического момента состоит в том, что после многих лет забвения таких понятий, как государственность, патриотизм, мы вновь, уже на новом витке, возвращаемся к ним. Пото-
му что данные понятия лежат в основе идеологии любого государства. Не случайно столь бурные дебаты развернулись не так давно вокруг российской символики: флага, герба, гимна.
Как бы иронично мы ни относились к уровню ряда программ телевидения, невозможно отрицать его возрастающую экспансию. Преподаватели, принимающие экзамены по литературе, отмечают, что школьники и абитуриенты чаще всего демонстрируют знание не литературного произведения, а его экранизации. Знания о событиях российской и мировой истории молодые люди также чаще всего черпают из телевизионных программ. Причем Россия — не исключение: данная тенденция общемировая, и игнорировать подобное явление наивно. Следует признать, что формирование мировоззрения, в том числе патриотического сознания, школьников и студентов зависит как от уровня преподавания истории и других общественных дисциплин в учебных заведениях, так и от уровня подготовки телевизионных программ, посвященных событиям прошлого.
Федеральные телеканалы, имеющие мощные социологические службы, внимательно следят за зрительскими предпочтениями. Итогом такой работы стало то, что из эфирной сетки исчезли многие ток-шоу и значительное место заняли исторические хроники. Причем авторами последних выступили известные в России люди: Н. Михалков, Н. Сванидзе, Л. Парфенов, Ф. Разумовский, В. Пи-чул...
Без идеи патриотизма можно жить в эпоху разрушений. Но созидать без нее нельзя. Не случайно слова о патриотизме, практически забытые российской элитой, прозвучали на рубеже веков в «Открытом письме Владимира Путина к российским избирателям»8. О патриотизме, державности, социальной солидарности В.В. Путин рассуждал и в статье «Россия на рубеже тысячелетия», размещенной на сайте Правительства Российской Федерации и перепечатанной многими газетами: «Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя
как народ, способный на великие свер-шения»9.
Воспитание патриотизма — работа, которой в последние годы телевидение занималось крайне мало. Наверное, не все согласятся с данным утверждением, вспомнив примеры многочисленных фестивалей фильмов и программ на патриотическую тему, проводимых в Москве, Волгограде, Перми. Но фестивали — неординарное явление. Конкурсные работы для них нередко готовят специально. Мы же говорим о ежедневной текущей работе и ее итогах, которые, увы, неутешительны. Например, из пятидесяти опрошенных тележурналистами молодых людей только трое правильно ответили на вопрос, кто такой Александр Матросов (ТВС, «Забытый полк», 23 февраля 2003 г.).
Патриотизм неразрывно связан с понятием родины, с какой бы буквы — прописной или строчной — ни писалось это слово. На наш взгляд, наиболее точную формулу патриотизма вывел 35-й президент США Дж. Кеннеди: «Не спрашивай, что может сделать для тебя твоя страна, спроси, что ты можешь сделать для нее». Всего четверть века назад в СССР была весьма популярной комсомольская песня, в которой звучали похожие слова: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Но современная респектабельная российская публика избегает разговоров о патриотизме, а вывоз из страны капиталов через различные офшоры угрожает самому существованию государства.
В словарях «патриотизм» трактуется как любовь к отчизне, к отечеству. Особенность советского патриотизма заключалась в том, что утомленные социальными невзгодами и бытовыми неурядицами граждане в общении друг с другом могли сколько угодно ругать строй, политиков и действительность, но рьяно защищали все это, если слышали то же от чужеземцев.
После распада СССР большинство людей оказались в растерянности. Хотя Россия и провозгласила себя правопреемницей Советского Союза, но все понимают, что это уже другая страна, а
значит, и другое Отечество. «У нас пока нет отечественного телевидения. Как, впрочем, нет пока и самого Отечества, — заявил в 1998 г. известный режиссер И. Беляев. — Есть некое постсоветское пространство, наполненное населением, объединенное слабым государством, газетным наречием и прошлой культурой. Историческая задача в том и состоит, чтобы потрудиться и выстроить ОТЕЧЕСТВО. А в нашем случае ОТЕЧЕСТВЕННОЕ телевидение»10.
За последние годы телевизионные структуры пережили массу перетрясок, которые и реформированием трудно назвать: по российской традиции они были скорее революционными. Сегодня нет средства, равного телевидению по силе воздействия на аудиторию. Значит, и спрос с его работников особый. Какой бы ни стала Россия, нашему ТВ необходимо всерьез заняться воспитанием патриотизма. Ибо мы вслед за классиками марксизма-ленинизма слишком долго были пораженцами и, вопреки призыву Б.Ш. Окуджавы, из грехов нашей родины сотворили себе кумира, желая ей поражения в пусть и холодной, но все-таки войне. «Мы завели Россию, как Гензель и Гретель из сказки братьев Гримм, в темный лес... Нам нельзя ее жалеть... Мы должны привыкнуть к мысли, что люди будут стреляться, топиться, сходить с ума... Это только начало... Я благодарна Ельцину за то, что он не помешал Разрушению», — чуть ли не по всем федеральным телеканалам вещает «совесть нации» В. Новодворская. Но если это совесть — то мы давно уже не нация.
По сей день журналисты либеральных СМИ ерничают по поводу патриотизма российских граждан, не желая видеть, что во многих весьма цивилизованных странах данное понятие свято и, в нашем представлении, порой доходит до абсурда. 16 ноября 2001 г. зрители НТВ увидели репортаж из Нью-Йорка о том, что на фестивале кондитерских изделий главной была патриотическая тема: преобладали фигурки из шоколада президентов и нью-йоркских пожарных. В одной из телепрограмм И. Кобзон с завистью говорил о патриотизме американцев, о
том, с каким воодушевлением они поют свой гимн (ОРТ, «Процесс», 3 февраля
2000 г.).
Все мы слышали сотни раз о том, что патриотизм — последнее прибежище негодяя (варианты: подлеца, подонка и т.п.). Наклеивание ярлыков — прием весьма избитый, но надежный. Тем не менее надо набраться мужества и признать, что настало время всем жителям России стать... негодяями, т.е., по мировым меркам, патриотами. Похожими на американцев, канадцев, австралийцев, немцев и иных подлецов, желающих процветания в первую очередь своей семье, своей стране, и только потом — остальному страждущему человечеству.
В ответ на такие слова наши суперлибералы воскликнут, что все зависит от того, какую родину защищает человек. Но родину надо любить всегда, вне зависимости от того, прекрасная ли она и благоухающая или обнищавшая и растерзанная. Ибо нормальные дети матерей любят не только тогда, когда их груди полны молока.
Представим себе, что российская Госдума приняла закон, обязывающий каждый день в школах начинать с клятвы верности государственному флагу. Либералы, правозащитники всех мастей наверняка подняли бы шум, который не стихал бы несколько лет. Но вот в США школьные занятия начинаются именно так. Это нравится далеко не всем. В 2002 г., как сообщило агентство Яе^еге, Федеральный апелляционный суд признал упоминание о Боге в клятве не соответствующим секулярному характеру конституции США и запретил произнесение клятвы в государственных школах в девяти штатах Западного побережья. Однако сенат конгресса США в срочном порядке рассмотрел и единогласно принял резолюцию, в которой содержится требование восстановить в правах ежедневную клятву верности государственному флагу США. За резолюцию, «выражающую поддержку клятве верности», проголосовали все 99 сенаторов, которые потребовали оставить в силе использование в клятве слов, где говорится о США как о «единой нации перед Богом».
Такой патриотический комплекс присущ не только супердержавам. Телезрители много раз видели, с каким воодушевлением перед началом матчей поют свой гимн спортсмены и болельщики из небольших по размеру государств (а многие ли из нас могут похвастаться знанием гимна России?). Читатели «Московского комсомольца» знают, что столица Майорки Пальма де Майорка ежегодно в последний день декабря отмечает не Новый год, а религиозно-патриотический праздник в честь короля Дона Хайме I. Причем традиция эта идет с 31 декабря 1229 г.
В одном из номеров журнала «Broadcasting» бывший руководитель Федеральной службы по телевидению и радиовещанию В.В. Лазуткин обратил внимание на то, что в Канаде ведущие телепередач просто обязаны подчеркнуть уважение к стране, ее гражданам и даже выразить благодарность за оказанную честь обратиться к нации11. Если же в чем-то подобном уличат ведущих наших телеканалов, в профессиональной тусовке они будут признаны негодяями вдвойне.
Советский человек мучительно долго, но небезуспешно выдавливал из себя коммунистического раба. И не заметил, как попал в рабство иного, теперь уже либерального, сознания, усиленно культивируемого политиками и СМИ. Причем либеральная мораль по своей омерзительности не только сравнялась с коммунистической, но в ряде случаев и превзошла ее. Р. Сагдеев в «Известиях» поведал о том, как экс-президент США Р. Никсон после встречи с А. Козыревым, который гордо сообщил, что у новой России нет национальных интересов, только общечеловеческие, долго отплевывался: «Я, как сукин сын, всю жизнь защищал национальные интересы, Киссинджер был еще больший сукин сын, а этому юноше надо работать в филантропической организации»12.
Во время кампании по выборам Президента Российской Федерации 1996 г. многие телеканалы показывали репортажи с собрания либеральной интеллигенции, вызвавшие чувство брезгливости: у
входа в зал лежало красное знамя, о которое должны были вытирать ноги все входившие. Остается лишь сожалеть, что сборище посетил один известный политик, что, конечно же, не прибавило ему популярности. Без сомнения, подобные действа вызывают дисфункцию, и многие зрители из чувства элементарного протеста отдали свои голоса другой стороне.
Нельзя не остановиться на силовой, по сути дела, попытке решения вопроса о нахождении тела В.И. Ленина в Мавзолее. Даже относясь к проблеме совершенно индифферентно, отметим, что подобный шаг был бы не просто некорректен, но даже крайне непорядочен по отношению к старшим поколениям. Да и показ хорошо с профессиональной точки зрения сделанного фильма «Телец» А. Сокурова вряд ли стоило приурочивать именно ко дню рождения Ленина. Ибо еще в школе всех учили не оскорблять чувства верующих. Пожилые люди в России и без того унижены и оскорблены. Попытка вопреки их воле убрать Ленина из Мавзолея есть не что иное, как желание показать, кто в доме, т.е. в стране, хозяин. «Я думаю, что для многих людей это символ, и нельзя вот так просто наступать на символы», — заметил по данному поводу гость телепрограммы «Без протокола» главный раввин России А.С. Шаевич (ТВ-6, 11 октября
2001 г.). Скорее всего через два-три десятка лет новое поколение само решит проблему тихо и безболезненно. Ибо со временем меняется отношение и к символам.
Одна из главных проблем реформирования телевидения заключается в том, что меняются приоритеты профессии. Если раньше в основном учили делать телевидение, то сейчас на первое место вышло умение делать деньги. Сама по себе эта способность замечательная. Однако компромисс достигается не всегда. Поэтому проблема заключается в том, чтобы и овцы остались целы, и волков каким-либо образом довести до состояния сытости.
Не продается вдохновенье — но можно рейтинги продать. В условиях
рынка рейтинги стали основным мерилом эффективности производства. Поэтому делающим деньги ребятам не нужны передачи детские, учебные, просветительные, которыми всегда было сильно наше ТВ. Видимо, они должны занять свою нишу на государственных телеканалах.
Как известно, в мировой драматургии существует примерно семь основных сюжетов. Ситуация вокруг отечественного ТВ напоминает «Голого короля». Многие каналы уже давно и регулярно, даже в детское время, показывают «обнаженку». Советы типа «не нравится — выключи» даются людьми, которые лукавят. Лукавство заключается в том, что с таким же успехом можно говорить «остановись» наркоману, давно уже сидящему на игле. Но после кайфа наступает ломка. А это, говорят, стократ хуже, чем самое тяжелое похмелье.
Кстати: в США после скандала с поп-звездой Джанет Джексон, выставившей якобы нечаянно на всеобщее обозрение грудь во время выступления между таймами финала чемпионата по силовому футболу, введены жесткие ограничения на трансляцию «обнаженки». Сенат практически единогласно одобрил предложенный законопроект, мотивировав свое решение тем, что люди устали от пошлости на телеэкране, причем в самое доступное для детей эфирное время, что эта мера принята для того, чтобы остановить некоторых зарвавшихся телевизионщиков. Определена и ответственность ведущих телепрограмм и журналистов, нарушивших условия игры, — до 275 тыс. дол.
Обратимся вновь к Президенту РФ (не от избытка верноподданнических чувств, а потому, что он определяет основные приоритеты не только внешней, но и внутренней политики). В своем очередном Послании к Федеральному собранию В.В. Путин обозначил весьма сложные задачи: обеспечить доступность жилья, модернизацию здравоохранения, удвоение ВВП, — решение которых позволит России стать свободной страной свободных людей. Но без веры в собственные силы, без уважения к себе и своей стране, ее прошлому данные за-
дачи практически неразрешимы. «Беда в том, что у большинства наших политиков нет уважения к своей стране, — сказала Е. Масюк после показа на РТР фильма о Курильских островах «Акватория восходящего солнца». — С начала перестройки так и говорят: „в этой стране“. С интонацией снисхождения и презрения».
Патриотизм — категория не только нравственная, но и экономическая. Летом 2002 г. практически все федеральные телеканалы показывали разгул стихии на Черноморском побережье. В итоге сочинские курорты потеряли около 30 % ожидаемых клиентов: люди сдавали путевки прямо после эфира, а мэр Сочи успокаивал людей по местному телевидению. Не исключено, что это была недружественная акция со стороны московских туристских агентств, работающих с зарубежными курортами. Поскольку в последние годы курортный бизнес в самой России начинает выходить из кризиса и все больше людей решают отдохнуть на Черном море, конкуренты при помощи руководителей ряда телеканалов пошли на неординарный шаг. Хотя когда ливни заливали уже Западную Европу, те же каналы весьма сдержанно показывали последствия стихии.
Как правило, по-иному строят свою вещательную политику региональные ГТРК. В «Вестнике ВГТРК», размещенном на сайте телерадиокомпании и посвященном подведению итогов Всероссийского конкурса «Патриот России», отмечалось: «.вполне закономерный вывод напрашивается, когда знакомишься с именами победителей. Почти все они представляют региональные государственные телерадиокомпании. Это говорит о том, что при всех сложностях — программных, технических, финансовых — ГТРК осознают, сколь важна сегодня их роль в воспитании патриотизма граждан».
Меньше года остается до 60-летия Победы. И с особой остротой встает вопрос о ее значении в истории, а для нас, профессиональных работников телевидения, — о роли ТВ в воспитании патриотизма российской молодежи. Ибо оши-
бок как в воспитании молодежи, так и в ее образовании допущено слишком много. Необходимо признать, что за последние десятилетия мало внимания уделялось той роли, которую телевидение может играть в образовании молодежи. Причем пробелы существуют даже не столько в теории (в Ульяновской области О.Р. Самарцев издал интересные очерки теории образовательного телеви-дения13), сколько в практике ТВ.
Конечно, можно сослаться на неограниченные возможности Интернета, на то, что в кабельных сетях ТВ появились специализированные каналы, программная политика которых строится в основном на учебных и просветительских фильмах: National Geografie, Rambler, Viasat History, Viasat Explorer. Но Интернет, как и кабельные каналы, пока доступен не всем даже в больших городах, не говоря уже о сельской местности. Поэтому ставка должна делаться на общефедеральные телеканалы. Телевидение в большей степени, чем любое другое СМИ, способно восполнить пробелы в образовании и воспитании школьников и студентов. В том числе и пробелы в формировании исторического сознания, которые особенно заметны сейчас, когда мы готовимся отметить 60-летие Победы.
Каждая массовая политическая кампания имеет свое начало. Очевидно, что таким мощным стартом нынешней кампании стал концерт на Красной площади Дмитрия Хворостовского и Государственного камерного оркестра России, который 28 мая 2004 г. в прямом эфире транслировало российское телевидение. Давал Хворостовский концерты в Москве и раньше. Но впервые его песни звучали на главной площади страны, не требующей никаких декораций. И, как всегда, в них слышался укор нашим певцам, забывшим о богатейшем наследии: «Вот
солдаты идут», «Подмосковные вечера», «Моя Москва». При первых звуках «Москвы майской» площадь разразилась аплодисментами: аудитория соскучилась по таким песням.
Итак, кампания, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, стартовала. Причем планка изначально поднята высоко. Задача телевидения — в течение года выдать в эфир лучшие из хранящихся в архивах программы о Великой Отечественной, записать и положить на вечное хранение беседы, интервью с еще живыми ветеранами. Чтобы этот материал в целях образования молодежи и воспитания патриотизма могли использовать те педагоги и журналисты, которые придут работать после нас.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992. С. 8.
2 Гулыга А. Искусство истории. М., 1980. С. 16.
3 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. С. 84.
4 Шкловский В.Б. За 60 лет: Работы о кино. М., 1985. С. 190.
5 Изгаршев И. Даниил Гранин: «Если бы я встретился с собой 30-летним, то стал бы себе врагом» // Аргументы и факты. 1999. № 37. С. 15.
6 Цит. по: Добрюха Е. Учебником по истории // Моск. комсомолец. 2002. 22 февр. С. 3.
7 Цит. по: Федосов А. История — это не веселые картинки // Труд. 2002. 26 окт. С. 3.
8 Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям // Известия. 2000. 25 февр. С. 5.9
9 Путин В. Россия на рубеже тысячелетия // Изв. Мордовии. 2000. 29 февр. С. 5.
10 Беляев И. Гражданское. Христианское. Пушкинское // ТЭФИ Обозрение. 1998. Вып. 3(6). С. 11.
11 См.: Лазуткин В.В. Бизнес и общество — не параллельные миры // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2002. № 8. С. 1.
12 Цит. по: Сагдеев Р. Интеллигенция проиграла троечникам // Известия. 2002. 23 янв. С. 3.
13 См.: Самарцев О.Р. Телевидение. Личность. Образование: (Очерки теории образовательного телевидения). Ульяновск, 1998.
Поступила 24.08.04.