Научная статья на тему 'Пространство и время в рассказе И. Пташникова «Арчыбал»'

Пространство и время в рассказе И. Пташникова «Арчыбал» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8694
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССКАЗ / STORY / ПОЭТИКА / POETICS / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / TIME AND SPACE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмич Н.В.

В данной статье предпринята попытка исследования некоторых особенностей поэтики, а именно пространственно-временной организации рассказа «Арчибал» белорусского писателя Ивана Пташникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TIME AND SPACE IN THE STORY «ARCHIBAL» OF IVAN PTASHNIKOV

The same poetics’ peculiarities as time and space of the story «Archibal» of modern Belarusian writer Ivan Ptashnikov are revealed in the thesis.

Текст научной работы на тему «Пространство и время в рассказе И. Пташникова «Арчыбал»»

УДК 821.161.3.09(092)

Н.В. Кузьмич

канд. филол. наук, доцент, кафедра литературно-художественной критики, Институт журналистики Белорусского государственного университета

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В РАССКАЗЕ И. ПТАШНИКОВА «АРЧЫБАЛ»

Аннотация. В данной статье предпринята попытка исследования некоторых особенностей поэтики, а именно пространственно-временной организации рассказа «Арчибал» белорусского писателя Ивана Пташникова.

Ключевые слова: рассказ, поэтика, пространство, время.

N.V.Kuzmich, Belarusian State University

THE TIME AND SPACE IN THE STORY «ARCHIBAL» OF IVAN PTASHNIKOV

Abstract. The same poetics' peculiarities as time and space of the story «Archibal» of modern Belarusian writer Ivan Ptashnikov are revealed in the thesis.

Keywords: story, poetics, time and space structure.

В каждом рассказе белорусского писателя Ивана Пташникова, независимо от тематики, присутствует своя поэтика в пределах той модели, которая сложилась на основе реалистичной манеры письма. Писатель в каждом конкретном случае находит необходимые способы и приемы художественной выразительности, которые естественно вытекают из идейно-творческого замысла и, в то же время, дают ему органичное выявление; возникает взаимообусловленность, благодаря которой создаются целостность и завершенность произведений в соответствии с форматом жанра.

В отечественном литературоведении проводились исследования, связанные с выявлением особенностей стиля И. Пташникова, становлением его творческой индивидуальности (работы Нуждиной Т., Васюченко П., Шамякиной Т.), исследованием тематики романов писателя, изображением облика современника (Коваленко В., Дюбайло П.). В данной статье впервые нами предпринята попытка исследования особенностей художественных пространства и времени в рассказе И. Пташникова «Арчибал». Цель данной работы - выявить особенности пространственно-временной организации рассказа, что расширит представления о композиционной поэтике писателя.

Как отмечают исследователи, «литературные произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, бесконечно многообразными и значимыми» [2]. Поэтому «понятие пространственно-временного континуума существенно значимо для филологического анализа художественного текста, так как и время, и пространство служат конструктивными принципами организации литературного произведения» [3].

Художественное время - это форма бытия эстетической действительности, особый способ познания мира, что связано с воплощением авторской концепции видения мира. Поэтому закономерно, что проблема художественного времени и пространства давно занимала теоретиков литературы, искусствоведов и лингвистов (Лессинг Г.Э., Лихачев Д.С., Фрэнк Д., Потебня А.А., Лотман Ю.М., др.). В данном материале мы обратим внимание на время и пространство в тексте как на категории, которые составляют основу сюжета произведения.

В рассказе сюжетное действие связано с медведем Арчибалом; медведь передвигается по текстовому пространству и так организует сюжет. Развитие сюжета ведется в нескольких тематических планах: медведь Арчибал - люди - природа. Пространство в тексте в основном замкнутое, оно открывается и расширяется за счет введения подробностей. В тексте объективное время (связано с пространством) и субъективное время медведя Арчибала. Например, некие моменты-ощущения подаются с помощью образа солнца; солнце служит знаком, фиксирующим время для Арчибала. Трижды на фоне вечернего неба появляется солнце, которое опускается все ниже и ниже и каждый раз в новой цветовой гамме, но Арчибал одинаково воспринимает его через образ матери, который связывает его со свободой: по мере того, как солнце садится, ассоциации, связывающие прошлое с сегодняшним днем, обрываются, становятся тоньше, пока не становятся призрачными.

Время и пространство в тексте организуют сюжет. Время, в рамках которого происходит основное действие в рассказе, с одной стороны, ограничено - медведя забрали из цирка вечером и вечером следующего дня привезли обратно. Но, с другой стороны, во время развития основного действия появляются вставные конструкции с изображением некоего события, которое происходило раньше в сжатый промежуток времени - можно сказать, что это отрезки времени из прошлой жизни героя. Также стоит отметить, что время в тексте может протекать медленно: на описание того, что с медведем происходило за одни сутки вне цирка, отводится основная часть произведения; или же оно проносится практически мгновенно: автор

в нескольких абзацах говорит про последние годы жизни медведя. Время в тексте тесно связано с пространством, которое то сужается, то расширяется, что, в свою очередь, сопряжено со временем развертывания действия и насыщением данного пространства подробностями. Также заметим, что текст рассказа разбит на несколько частей со своими темами: медведя увозят из цирка, медведь в лесу, Хозяин и Иностранный Гость на охоте, последние дни медведя Арчибала.

Рассказ начинается с ограничения пространства и времени: «Яго пагруз^ у крытую брызентам машыну вечарам, перад захадам сонца» [1, с. 459], т.е. пространственно-временные рамки ограничены. Но далее с помощью подробностей автор уточняет внешнее, открытое пространство, расширяет его -среди запахов опилок с песком из манежа, бензина, колбасы, батонов, рафинада, печенья, яблок, шоколадных конфет медведь Арчибал ловил носом запах меда, густой, «не той са слокау, яга яму давалi у цырку, а з лесу, што у асшавых дуплах, ягам пахла некалi мащ i ад гэтага у яго пяршыла у горле, круцтася галава i хацелася хутчэй на волю...» [1, с. 460].

Пространство практически закрыто - клетка с запахами и ощущениями медведя и внешний мир, который медведь осязает через отверстие в брезенте машины, - и пространство расширяется, хоть и до дырки в брезенте - медведь видит через нее кусочек яркого неба. Солнце заходит и поджигает ядреным огнем черное тяжелое облако, и медведю кажется, что там, на небе, - Медведица. Здесь с помощью небольшого эпизода из прошлого медведя расширяется пространство и время (возвратом к тому, что происходило несколько лет назад). Его медведица Маргарита любила волю, любила маленькую Люську. Но Люську любили все и давали ей конфеты, а Маргарита сжимала ее лапами и прятала, и однажды задушила, потом сама вырвалась из конюшни и попала под машину. Например, такое расширение пространственно-временных представлений происходит за то время, пока медведя грузили в машину для отправки.

Машина рванула с места - в отверстие брезента виден купол цирка, зеленый парк над речкой и вышка, потом стрижи и мошки; выехали за город - сначала под брезент несло гарь от бензина и солярки, ревели машины, потом все стихло и пахнуло как будто медом, затем появились запахи фермы и молока, речки, укропа и дыма, сырого холодного соснового леса. Едкий дым от сожженного табака дает толчок к включению в текст вставки-ретроспекции пятнадцатилетней давности, когда медведь маленьким теплым комком появился на свет в берлоге большой бурой ласковой медведицы, от которой и зимой пахло медом, ягодами, травой, гречкой, птицами, мурашками, тухловатым мясом. Также автор своеобразно расширяет пространство берлоги, как бы выводя читателя за ее пределы, говоря о том, чего медведь не знал - что зима была морозная, что медведица-мать легла поздно и т.д. Потом пространство меняется: медвежонка завернули в брезент и понесли, затем везли в кабине тягача и в кузове машины. Это было раньше, а теперь он не спал всю ночь и смотрел в темный провал ночи. И снова вводится вставка про цирк, про то, что было немного раньше, и к перевозке на грузовой машине ночью отношения не имеет, но благодаря чему расширяются временные границы и открывается новое пространство: в тот вечер у медведя было три выхода на арену - на роликах, на мотоцикле, потом он должен был боксировать с медведем Барибалом, - но только замахнулся, как глаза заслонил желтый песок с арены.

Когда Арчибал открыл глаза, вокруг стояла густая тишина, было слышно, как стучит рядом дятел и шелестит река по камням. Отвалился, делая пространство открытым и расширяя его, задний борт у машины. У Арчибала закружилась голова. Мыло пахло малиной. А черника из мисочки была горькая. Его спустили с ошейника - и медведь мчится на всех четырех лапах. Впереди в густых верхушках сосен светило солнце, там было тихо и оттуда пахло вереском и малиной. И вдруг перед ним оказалась поляна -чистая и круглая, как арена в цирке. Из-за леса ее осветило - как цирковыми прожекторами - ядреное и колючее солнце. Он не мог смотреть на солнце - слепило глаза, как в цирке.

Далее в рассказе происходит расширение художественного пространства за счет введения новых героев. Поляна лежала перед Хозяином и Иностранным Гостем, круглая, большая, выкошенная вчера, только с другой стороны, от леса, колыхалась высокой травой - оттуда и должен был появиться медведь. И вот он выскочил смело, никого не боясь и даже не оглядываясь; на середину поляны не пошел, через пару шагов стал подниматься, разводить лапы в стороны, вытянулся в струнку, замер, потом отдал одной лапой салют и пошел вприсядку по поляне, как по арене цирка. Арчибала в тот же день доставили на машине туда, откуда взяли - в конюшню цирка.

Последняя часть рассказа представляет собой несколько абзацев, в которых говорится о последних днях медведя. Время здесь ограничено - последние два года медведь жил в заповеднике, в клетке около сторожки. С одной стороны, это закрытое пространство, но в то же время оно включено в более широкое благодаря строению клетки.

Стоит отметить такую деталь в тексте, как снег. Родился медвежонок в глухую зимнюю пору, в самые сильные морозы; выпал снег, густой и чистый, снег, торжественно-белый, лег вокруг берлоги, чтобы до весны оберегать маленькое существо от человека и от суровой природы. Определенная закономерность наблюдается в том, что первая временная граница, где берет отсчет художественное пространство, начинается с чистого снега, от света, - с ними родился медвежонок, свободный, независимый от чьей-

нибудь воли. Про судьбу этого медвежонка, а чуть позже - старого медведя Арчибала, и рассказывается в произведении Пташникова.

Но если заглянуть в творческую лабораторию писателя, то можно заметить, что рассказ прежде всего про отношение человека ко всему живому, к животным, к их жизни, в которой по его же воле возникают непредсказуемые повороты, что приводит зверя к трагедии. Выразительными штрихами пишется картина, когда в зимнюю ночь, ночь появления на свет медведя, на землю лег густой снег. Это чистый символ свободы; и она, кажется, должна всему существующему начертить свои круги жизни. Также можно отметить, что каждый круг судьбы медведя рядом с людьми выписывается в художественных картинах, фоном которых служит особенная цветовая гамма. Но все же преобладают светлые тона, поскольку Арчи-бал все, что происходит с ним и рядом, подсознательно связывает с матерью, а через нее (через приятные и любимые запахи и звуки, дающие ему надежду) - со свободой.

Когда смотритель Димыч снимает цепь, медведь идет в сторону, где нет человека, так как там больше света, а в нем Арчибал интуитивно воспринимает свое спасение. В такие моменты в рассказе появляется образ солнца. Оно натурально занимает свое место как символ свободы, который находится недосягаемо высоко и далеко как знак времени, текущее без остановки. Таким образом туже затянулся психологический узел. Медведь на момент оказался свободным, но в то же время оказывается перед лицом неизбежной смерти, которая ожидала его на поляне, ведь там в засаде были охотники Хозяин и Иностранный Гость. Он идет по линии туда, где светило солнце - там не было людей, там шумела пуща, в недрах которой ему показалась медведица. Ее образ следовал за ним постоянно, возбуждал болью и горечью. Хозяин и Иностранный Гость все же не подняли своих ружей, когда Арчибал, будто оказавшись на арене цирка, начал танцевать на поляне.

В пущу Арчибала не пустили, он бы там - приученный к жизни в клетке - погиб сразу. Странно, но это так: свобода стала бы его убийцей. У медведя уже не было выбора. И свобода, и несвобода для него были одинаковыми врагами. Два года он еще жил в заповеднике, в клетке. И образ воли не покидал его. Не стало его в глухую осеннюю ночь, а накануне выпал снег. Утром снег лежал рыхлой полосой около железной решетки перед самым носом медведя. Предсмертное восприятие Арчибалом окружающего мира выразительно и натурально: ему подумалось, что земля, засыпанная снегом, пахнет медведицей, а значит - свободой, которая так и не стала для него реальностью. Складывается аналогия: снег, девственно-чистый, засыпал берлогу для свободы, когда Арчибал родился, - снег, уже серой полосой, лишенный свежести, лежал утром, когда медведя не стало, в неволе. Так свобода и неволя слились воедино через образ снега. Художественное пространство, обозначенное им во времени, замкнулось. В нем остались боль и сожаление, что человек не смог понять природу.

Таким образом, пространство и время в тексте организуется вокруг героя, который своим передвижением по тексту развивает сюжет, и расширяется или сжимается за счет введения подробностей и деталей, раскрывая авторское видение проблемы отношения человека и природы.

Список литературы:

1. Пташнкау, I. Збор творау. У 4 т. Т. 1. Раман; Апавяданш. - Мн.: Маст. лп\, 1990. - 478 с.

2. Хализев В.Е. Время и пространство в произведении [Электронный ресурс]. - URL: http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/literaturnoe-proizvedenie/vremya-i-prostranstvo-v-proizvedenii/368/?n=368&q=471

3. Николина Н.А. Художественное время и пространство [Электронный ресурс]. - URL: http://www.xliby.ru/literaturovedenie/filologicheskii_analiz_teksta_uchebnoe_posobie/p7.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.