Научная статья на тему 'Пространство и время современного города: антропологический аспект'

Пространство и время современного города: антропологический аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
180
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / НЕНАВИСТЬ / БЫТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бабинцева Е. С.

В статье рассматривается проблема фундаментальных характеристик человеческого бытия в связи с изменением пространственно-времен­ных параметров. Данный анализ строится на основных положениях кон­цепции «ненависти» в творчестве Ж. Бодрийяра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространство и время современного города: антропологический аспект»

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Бабинцева Е.С.*

Вятский государственный университет, г. Киров

В статье рассматривается проблема фундаментальных характеристик человеческого бытия в связи с изменением пространственно-временных параметров. Данный анализ строится на основных положениях концепции «ненависти» в творчестве Ж. Бодрийяра.

Ключевые слова информация, пространство, время, ненависть, бытие.

Изменение пространственно-временных характеристик современного города, прежде всего, мегаполиса, существенно влияет на бытие человека, культуру отношений между людьми. Данный процесс исследует Ж. Бодрий-яр в своих работах «Город и ненависть», «Реквием по масс-медиа», «Симу-лякры и симуляция».

Одно из самых важных определений, которое он использует в своей работе, - это ненависть. «"Во мне сидит ненависть" - выражение почти безличное, оно означает не столько субъективную эмоцию или субъективное состояние, сколько объективную и беспричинную ярость, рождающуюся в городской пустыне, прежде всего в пригородах, превращенных в настоящую свалку» [1]. Данное понятие он рассматривает с нескольких позиций. Прежде всего, это информационная ненависть и, конечно, ненависть между членами общества.

Ненависть также связана с понятием «помойки», которое вводит в своей работе Ж. Бодрийяр. Он понимает её в прямом смысле как окраину города и в метафизическом смысле как ненужность человека. В своей работе французский исследователь не только занимается пространственно-временными проблемами современного общества, но также поднимает экологический вопрос. Он пишет о том, что окраины города превращены в огромные мусорные свалки. Весь этот мусор никуда не уходит, человек даже не в состоянии переработать его, так как большинство мусора - это полимеры. Данный продукт сложно перерабатывать, и он остаётся в почве, загрязняя окружающую среду мегаполисов. «Вся биосфера целиком в пределе грозит превратиться в некий архаический остаток, место которого - на помойке истории» [1]. В своей работе «Город и ненависть» Ж. Бодрийяр приводит в пример забастовку мусорщиков в городе Бобуре, где в то же время проходит выставка, посвя-щённая проблемам отходов. «Бобур, превратившись благодаря забастовщикам в некое пространство, заваленное мусором, намного превосходил по своей наглядности эту заурядную выставку» [1]. Если бы мусор не вывози-

* Преподаватель кафедры Культурологии и журналистики.

74

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2013

ли на окраину города, что бы стало тогда с современным мегаполисом? Он превратился бы в огромную помойку, весь мусор скопился бы в городе, превратив культурный и исторический центр в ненужную массу. Мегаполис изменяет человека, делает его более уязвимым и беззащитным. Пространство и время в большом городе постоянно изменяются, всё происходит в бешеном ритме жизни, и человек, который не смог приспособиться к этим условиям, становится изгоем мегаполиса, его отбросом, который можно выкинуть на «помойку» как ненужную вещь. «Хуже всего не то, что мы завалены со всех сторон отбросами, а то, что мы сами становимся ими» [1]. Что же происходит с человеком, которого отправляют на «помойку»?

Мануэль Кастельс пишет: «Новая менеджерская технократичекая и политическая элита создаёт закрытые для потусторонних пространства, столь же изолированные и удалённые от города в целом, как буржуазные кварталы индустриального общества» [2, с. 376]. Если раньше пригороды не играли существенной роли, то сейчас они начинают выходить на первый план. Всё большее число богатых людей переезжают за город. Пригороды образуют закрытые социальные сообщества. Но с другой стороны, существуют пустынные окраины, в которых проживают маргинальные субъекты. Таким образом, традиционное пространство окраины - это одновременно убежище для люмпенов и место жизни богатых людей.

Город XXI века многолик и нестабилен. Напряженная обстановка в экономических точках города свидетельствует о растущем разрыве между пространством потоков и пространством места. Сегодня в городе остается все меньше места, и это не только кризис пространства, но, прежде всего, кризис его освоения. Если древний город преобразовывал чуждое место в свое, окружая его стенами, то город эпохи индустриализации заменяет места промышленными зонами, и, наконец, одной из самых важных характеристик современного мегаполиса является пространство потоков. Такое смещение пространства и времени сильно влияет на жизнь современного человека, растёт количество информации, воздействующей на него. Он живёт в постоянном страхе за свою жизнь, за жизнь близких. Существует огромное количество проблем, связанных с пространством. Например, жизнь электронных систем, недостаточная надежность городской инфраструктуры, отчуждение жителей города, психические и моральные отклонения горожан.

Усложнение пространства и времени в современном мегаполисе ведёт к отчуждению и ненависти людей, так как новейшие характеристики пространства и времени нарушили способность человека ориентироваться в них. Жителю мегаполиса ежедневно приходится приспосабливаться к данной, часто меняющейся среде (по несколько часов стоять в пробке, или подолгу бродить по мегаполису в поисках того или иного магазина). Видя цель (свой дом, например, или другую сторону тротуара), он вынужден не двигаться напрямую, но искать подземный переход, или перекресток, или светофор, одним

Культурология

75

словом, нечто, позволяющее наиболее безопасным образом достичь цели. Автомобилисты, имея гарантированные квадратные метры личного пространства, при этом сталкиваются с инверсивной проблемой времени, получившей имя «пробки». Тот же странный опыт неожиданности и неприятного сюрприза, где знание о времени, затраченном на преодоление некоего расстояния, каждый раз не совпадает с реальным положением дел.

Таким образом, изменение пространственно-временных параметров города и форм контроля человека над ними приводит к «размыванию» фундаментальных оснований бытия человека и ставит под угрозу сохранение социальных связей. С очевидностью возникает вопрос о возможности каких-то новых форм культуры, отношений, обеспечивающих стабильность социума и «человечность» человека.

Список литературы:

1. Бодрийяр Ж. Город и ненависть [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. -Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/Gor_Nas.php (дата обращения: 28.08.2013).

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М., 2000. - 608 с.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РИСУНКА ТОВАРНОГО ЗНАКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XX-XXI ВЕКА

© Кузьмина М.С.*

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

В статье определены хронологические периоды развития товарных знаков в рамках проектно-художественной деятельности России XX-XXI века, с учетом событий творческой сферы, формировавших культурный фон страны. Выявлены основные графические характеристики исследуемых объектов, особое внимание уделено симметрии, намечены тенденции дальнейшего развития рисунка товарных знаков, что актуально как для разработчиков, так и для теоретиков сферы дизайна.

Ключевые слова: развитие дизайна, товарные знаки, симметрия, художественная культура, Россия XX века, хронологические периоды.

Как вид проектно-художественной деятельности культуры дизайн появился сравнительно недавно - на рубеже XIX и XX веков. Главной предпосылкой для его появления принято считать промышленную революцию, охватившую страны Европы и Северной Америки. Индустриализация и механизация принесли с собой кардинально новые технологии машинного

* Дизайнер отдела интегрированных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.