Научная статья на тему 'Пространство этнокультурных традиций в старинных и современных песнях селькупов'

Пространство этнокультурных традиций в старинных и современных песнях селькупов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
категории пространства и времени / этнокультурные традиции / музыкальная деятельность / песни селькупов / коренные малочисленные народы Севера. / categories of space and time / ethno-cultural traditions / musical activity / songs of the Selkups / indigenous peoples of the North.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дидимова Илонна Александровна

Статья посвящена изучению закономерностей структуры и содержания песен селькупов Красноселькупского района Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования — выявить базовые архетипы, организующие представления о мире и человеке в песнях селькупов, сохранившихся к началу XXI века. Научная новизна заключается в систематизации фактов, научных наблюдений и размышлений отечественных и зарубежных учёных об особенностях существования мифологических представлений селькупов в музыкальном творчестве. В результате делается вывод о приуроченности жанров конкретным культурно-географическим ландшафтам: распространении старинных (родовых) песен-легенд по всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа; преобладании лирических песен селькупов на территориях отдалённых стойбищ; шуточных и ритуально-обрядовых песен — в промысловых хозяйствах. Структура и содержание поэтического текста отражают представления селькупов об устройстве мира, в то время как ладовая дифференциация диатонических мажора и минора, представленных в своих модальных разновидностях, нередко служит «маркером» разных миров в музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space of Ethnocultural Traditions in the Old and Modern Songs of the Selkup

The article studies the structural and content regularities of songs of the Selkups living in Krasnoselkup district of Tyumen region, Yamal-Nenets Autonomous Okrug. The purpose of the study is to identify the basic archetypes that organize the Selkups’ ideas about the world and man in the songs, preserved by the beginning of the 21st century. Scientific novelty is in the systematization of facts, scientific observations and reflections of domestic and foreign scientists about the peculiarities of the existence of Selkups’ mythological ideas in music. The research demonstrates that genres are confined to specific cultural and geographical landscapes: the spread of ancient (generic) legendary songs throughout the territory of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug; the predominance of lyrical songs of the Selkups in the territories of remote camps and comic and ritual songs in commercial farms. The structure and content of the poetic text reflect the Selkup's ideas about the world, while the modal differentiation of the diatonic major and minor, presented in their modal varieties, often serves as a «marker» of different worlds in music.

Текст научной работы на тему «Пространство этнокультурных традиций в старинных и современных песнях селькупов»

Дидимова Илонна Александровна, аспирант Краснодарского института культуры Didimova Ilonna Aleksandrovna, Post-graduate student of the Krasnodar Institute of Culture

E-mail: parashuk76@mail.ru

ПРОСТРАНСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СТАРИННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ПЕСНЯХ СЕЛЬКУПОВ

Статья посвящена изучению закономерностей структуры и содержания песен селькупов Красноселькупского района Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования — выявить базовые архетипы, организующие представления о мире и человеке в песнях селькупов, сохранившихся к началу XXI века. Научная новизна заключается в систематизации фактов, научных наблюдений и размышлений отечественных и зарубежных учёных об особенностях существования мифологических представлений селькупов в музыкальном творчестве. В результате делается вывод о приуроченности жанров конкретным культурно-географическим ландшафтам: распространении старинных (родовых) песен-легенд по всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа; преобладании лирических песен селькупов на территориях отдалённых стойбищ; шуточных и ритуально-обрядовых песен — в промысловых хозяйствах. Структура и содержание поэтического текста отражают представления селькупов об устройстве мира, в то время как ладовая дифференциация диатонических мажора и минора, представленных в своих модальных разновидностях, нередко служит «маркером» разных миров в музыке.

Ключевые слова: категории пространства и времени, этнокультурные традиции, музыкальная деятельность, песни селькупов, коренные малочисленные народы Севера.

SPACE OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS IN THE OLD AND MODERN SONGS OF THE SELKUP

The article studies the structural and content regularities of songs of the Selkups living in Krasnoselkup district of Tyumen region, Yamal-Nenets Autonomous Okrug. The purpose of the study is to identify the basic archetypes that organize the Selkups' ideas about the world and man in the songs, preserved by the beginning of the 21st century. Scientific novelty is in the systematization of facts, scientific observations and reflections of domestic and foreign scientists about the peculiarities of the existence of Selkups' mythological ideas in music. The research demonstrates that genres are confined to specific cultural and geographical landscapes: the spread of ancient (generic) legendary songs throughout the territory of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug; the predominance of lyrical songs of the Selkups in the territories of remote camps and comic and ritual songs in commercial farms. The structure and content ofthe poetic text reflect the Selkup's ideas about the world, while the modal differentiation of the diatonic major and minor, presented in their modal varieties, often serves as a «marker» of different worlds in music.

Key words: categories of space and time, ethno-cultural traditions, musical activity, songs of the Selkups, indigenous peoples ofthe North.

В основе данной статьи лежит анализ сборника песен «Старинные и современные селькупские песни», 1999 года издания [6], исполняемых уроженцами посёлка Ратта, фактории Кики-Акки, села Толька и близлежащих территорий Красноселькупского района Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа. Магнитофонные записи песен, их исполнение и расшифровки были сделаны разными людьми, но материал отредактирован и собран Юрием Юнкеровым (1941-2018) — ямальским композитором, педагогом, заслуженным работником культуры Российской Федерации, автором гимна Ямало-Ненецкого автономного округа. Юрию Петровичу принадлежат 18 песенных сборников: «Край олений», «Праздник тундры», «Фольклорные песни народов Севера», «Старинные и современные селькупские песни» и др.

Ю. П. Юнкеров — музыкальный редактор Центра сохранения и развития народной культуры ГАУК ЯНАО «Окружной Центр национальных культур» г. Салехарда — вёл активную собирательскую и исследовательскую деятельность. В последние годы жизни он объехал Ямало-Ненецкий автономный округ, записывая образцы музыкального наследия коренных малочисленных народов Севера. На сегодняшний день оно включает более 400 старинных и современных, фольклорных и

авторских песен, среди которых ненецкие, хантыйские, селькупские, коми-зырянские напевы и наигрыши, которые были расшифрованы и нотированы [7].

В основе сборника Ю. П. Юнкерова лежат тридцать четыре старинных и современных селькупских песен. Примечательно их региональное распределение. Так, песни, бытующие в посёлке Ратта, находящемся в устье речки Ратты, отличаются наиболее древним происхождением, поскольку большинство текстов песен пересказывают легендарные сюжеты. Таковы «Родовая песня Ириковых», «Два оленя», «Песня о детях», «Младший сын», «Легенда о матери», «Устье Ратты-речки», «Заячья шуба». Об этом говорит опора на натуральные лады, переменность размера, прихотливость метроритмических формул, передающих непредсказуемую импровизационность речи повествователя. О привязке к наррации свидетельствует также размещение мелодии в удобном диапазоне первой октавы и развитие напева с преобладанием терцовых, кварто-квинтовых попевок с плавным поступенным заполнением. Эпичность, повествовательность в этих песнях обусловлена самим философским сюжетом. В «Родовой песне Ириковых» (прим. 1), которая передаётся из поколения в поколение, есть важный посыл о том, чтобы эту песню постоянно повторяли и «эту песню люди наверху часто

слышали» [6, с. 7].

Пример 1

9) 4 То ка - та пи - я пай мы-та, няй - я И - ма - ко - та тан

VII - КЫЛ - ТЯ- 1.1,'). кя - кыл - тя - ты . няй - я

В песне «Два оленя» описывается архетипическая ситуация, свойственная организации обыденной жизни селькупа и как бы наблюдаемая рассказчиком: «В песне говорится о двух оленях. Один олень белой масти, другой олень черной масти. Один олень в упряжке будет передовым, а второй — вторым в упряжке. Побегут быстро, быстро, и никто их не догонит» [5, с. 11]. «В песне о детях» вновь воспроизводится типичная, повторяемая модель, укоренённая в обыденном сознании селькупа: «Отец поёт о своих детях. Дети выросли, стали самостоятельными людьми, но будущее их ему неизвестно, что будет, он не знает. Возможно, своих внуков будет в люльке качать, а возможно нет» [6, с. 12].

Доцент Томского государственного педагогического университета Н. А. Тучкова в своей монографии отмечает, что представления селькупов об устройстве мира зафиксированы в селькупской мифологии, которая четко передаёт «сосуществование двух мировоззренческих концепций, исходящих из горизонтального и вертикального членения мира. Особенно репрезентативно выражено горизонтальное (или плоскостное) мироустройство» [5, с. 17].

Данные о нем закреплены в песенном творчестве. Так, сольные одноголосные песни «Утро» и «Дорожная песня» [6, с. 54-55], которые исполняет Нина Никитична Агичева из посёлка Красноселькуп, знакомят нас с картиной семейной жизни, когда с утра хозяин отправлялся на охоту и возвращался с добычей домой. Переход оленьей упряжки из мира дома в мир леса, другой мир, формирует не домашнее восприятие мира, а «иное», где свои порядки и законы. В этнических традициях селькупов есть негласный закон, согласно которому человек, во время охоты обнаруживший берлогу со спящим медведем, должен сохранить все в неприкосновенности, поскольку медведь является носителем души умершего предка.

Во многих песнях сборника, например, таких как «Родовая песня Ириковых», «Младший сын», которые исполнила Ольга Александровна Ирикова из Красноселькупа, неоднократно следует обращение к «людям наверху». Однако вертикальную концепцию мира селькупов, как полагает Н. А. Тучкова, в мифологическом творчестве выстроить довольно сложно. Об этом говорят «лишь отдельные фольклорные эпизоды, речевые обороты, фрагменты верований и запретов, которые выдают наличие представлений о вертикальном устройстве мироздании, вплетённые в общую совокупность их мировоззренческих установок» [5, с. 19].

В песнях Татьяны Петровны Куболевой — житель-

ницы посёлка Красноселькупа, помещенных в сборнике «Старинные и современные селькупские песни», отражены мировоззренческие установки селькупов, согласно которым «люди живут между нижней и верхней частью земли. Умершие лишь внешне покидают мир, в обличье медведей они продолжают обитать в том же жизненном пространстве, но живут в верхнем мире и также семьями родами. Вверху — там жарко, там лучше, больше оленей, рыбы, зверя. Там нет войн и болезней. Там больше селькупов, а на земле их остаётся всё меньше. Таковы образы песен-обращений к "верхним людям", которых всем живущим надо почитать и слушаться» [6, с. 4].

Признаки разделения миров сохраняются в песнях. Так, в «Родовой песне Ириковых» этому служит ладовая окраска. Она балансирует между D-dur и h-moll с элементом дорийского, подчёркивая вокальные формы модального мышления. В песне мир «земной» прорисован преобладанием h-moll с элементами дорийского лада (прим. 2), а «верхнем» мире тепла и радости отдельные слова и фразы «окрашивает» светом О^иг.

Пример 2

Н. А. Тучкова справедливо отмечает, что в мифо-поэтике селькупов параллельно с реальным миром существует несколько миров: мир мертвых, мир высших существ, мир предков, мир злых духов и др. Миры эти взаимоперекрываются, иногда они тождественны друг другу. Однако конкретные указания, определяющие их соотнесенность между собой, в селькупских текстах отсутствуют.

Учёный отмечает веру селькупов в то, что в реальном мире существует невидимая брешь (дыра), через которую можно попасть в иной мир. Обычно такими местами считались: труба очага или «сторона кострища», противоположная месту рассказчика, рукав верхней одежды или центр развернутого платка, «где-то в яме на кладбище» или в месте истока или устья реки и др. Через эту дыру новорождённая душа приходила в мир, и души умерших отправлялись в иной мир [5, с. 18].

Песня «Младший сын», исполненная Татьяной Петровной Куболевой из посёлка Ратта, подтверждает наблюдения исследователя. В ней музыка служит способом связи пространств-миров в существующей модели мира селькупов: «Ката, старушка моя, спою. Один самый младший сын в люльке лежит. Люди наверху пусть слушают. Один самый младший сын в люльке лежит» [6, с. 18]. Кроме особой функции музыки, в качестве механизма связи между мирами выступает время, раскрываемое через род — детей и внуков.

Содержание старинных песен-легенд говорит о том, что вокальное творчество селькупов благодаря вербальному компоненту выполняет множественные функции в культуре: когнитивную (закрепляет информацию о ведущих этнических характеристиках), поведенческую (со-

храняет устойчивые, принятые у данного этноса модели поведения, систему отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях), эмоционально-оценочную, аффективную (фиксирует отношение человека к происходящим событиям) [2, с. 197]. Зафиксированные в песнях ведущие установки и этнокультурные традиции являются выражением представлений селькупов о мире и месте человека в нём, устойчивых архетипических образах, влияющих на сознание народа, организующих его представления о себе, пространстве и времени.

Для отдалённых районов размещения селькупов в Ямало-Ненецком автономном округе наиболее типичными являются лирические песни о родственных отношениях, близких людях. Таковы «Песня о матери», «Дядя Ваня», «Напев» (фактория Кики-Акки); «Одиночество», «Песня дедушки Чела», «Сон» (стойбище у Чёртовых озёр). В этих песнях сильно эмоциональное начало, что определяет увеличение длины фраз, внутримелодические распевы, ячейковую структуру мелодии, преобладание «перевёрнутой» формы мелодической волны (с «вершины источника»), более частую пульсацию ритма (шестнадцатыми, восьмыми длительностями). В песне «Дядя Ваня» (прим. 3) рассказывается о надеждах селькупов, что не угаснет их род, и народ будет всегда жить и процветать: «Дядя Ваня так споём. После меня будут жить. Чынча мужчина после нас будут жить. Внук мой, внук мой. Вечно будет жить. Я пойду на своё место. Люди мои всегда будут шагать. Внуки мои будут жить, будут жить» [6, с. 22].

Пример 3

кой-мыт-ты калай-и ма-най мо-ка- на ку

Вокальное творчество в промысловых угодьях отражает смысл ведущих видов деятельности селькупов — охота, промысловое хозяйство. Таковы песни рыбоугодья Яунтарка Тазовского района: «Песня про рыб», «Лиса охотится». Как правило, это шуточные песни. В основе мелодического развития припева и куплета угадываются тонико-доминантовые отношения. Мелодическое развитие опирается на простые попевки на основе опевания устойчивых тонов — I и V ступени. Национальное своеобразие шуточным песням придаёт ладовое развитие. В «Песне про рыб» «дразнилки» рыб воплощает гармонический минор, звучащий на слова: «Окунь, ёрш, чебак, сорога. Воду замутили. Карася разбудили. Эй, карась, проснись!». Элементы «устрашения» карася передаёт натуральный минор на слова: «Эй, не мойся! Сейчас щука придёт, тебя проглотит» [6, с. 50]. Такое использование ладов говорит о существенном влиянии на музыкальное развитие песни иных законов музыкального мышления, поскольку повышенная VII ступень является ведущим признаком инструментального мышления, связанного в эволюции гармо-

нии в XVII веке и переходом от модального мышления к функциональному. Соответственно, можно сделать выводы, что шуточные песни возникают в творчестве селькупов на более позднем этапе.

Не менее важным для понимания мировоззрения селькупов является образ главного героя популярных сказаний селькупского эпоса — Ичи-охотника. Под этим именем предстаёт храбрый защитник народа. Кроме Ича, встречаются также имена Ите, Ийя. Он меняет не только своё имя, но и облик, предстаёт в виде дедушки, юноши, ребёнка. В песнях Нины Ивановны Куболевой Ича выступает как нарушитель спокойствия, пересмешник.

В основе песни «Ича — охотник» лежит сюжет об охоте Ичи на диких уток. Первые три куплета песни повествуют о том, как утки своим гомоном разбудили героя, и он бежит на берег реки, чтобы подманить уток. В тексте четвёртого куплета рассказывается о том, что утки улетают, пока Ича бегает за ружьём [6, с. 46]. Шуточное содержание песни обусловило повторность интонационных и метроритмических формул в удобном, речевом диапазоне, словно воспроизводящее кряканье уток. Простота структуры мелодии (в пределах квинты) напоминает частушечное изложение (прим. 4).

Пример 4

с_^ с_г ^_г ^ с::_г ^ 1 «г ^ ^^^

Ка - рыт кут-тыр че - лыт ку - ры. Ин - на танты-ка ны

5

Щи - пат ча - ры тот ка - ны - кан ун - та - ле - кы на ны

Ещё одна песня повествует о дедушке Иче, облачённом в шубу зайца. Песня записана с голоса народной певицы Людмилы Дмитриевны Сильвестровой и представляет народную легенду: «Дедушка в заячьей шубе. Жил в давние времена. Заячья шуба (най-я, най-я). Дедушка в заячьей шубе — большой человек. Его любят все. Заячья шуба (най-я, най-я). Дедушка в заячьей шубе сказал: "Живите на своей земле". Заячья шуба (най-я, най-я). Поём о нём, его вечно воспеваем. Заячья шуба (най-я, най-я)» [6, с. 57]. Здесь сохранены музыкальные признаки старинных песен-легенд: опора на терцовые, кварто-квинтовые попевки, удобный диапазон развития мелодии, однако повторность мелодических формул, приверженность к выровненному ритму (движение четвертями, остановки на длительностях половинных) позволяют связать их с обрядово-ритуальным пластом песенного творчества селькупов (прим. 5).

Пример 5

Нё-май пор-кый Ил-ча-мы - ны Ис-са-че - ры и-лым-па - ны.

Связь дедушки Иче с образом зайца может свидетельствовать о ритуальной практике героя песни в качестве шамана, где заяц был духом-помощником. Почитание народа выражено в словах «большой че-

ловек». Е. В. Нам подчёркивает «привязку» к образам животных у шаманов среди народов крайнего Севера. Выбор образа был связан с типом ритуальных обрядов и с той функцией, которую обычно выполнял шаман. В наибольшей степени в качестве духов-покровителей были распространены образы медведя, оленя, птицы, стрекозы [4, с. 90].

Анализ содержания и музыкальных особенностей старинных песен-легенд селькупов показал сложную структуру культурного ландшафта, отражённую в ряде образцов вокального творчества. Суть этой структуры Д. Н. Замятин определяет сочетанием природных и антропогенных слоев.

Обычаи взаимодействия человека с природой передаёт интонационная драматургия, связанная с отражением мифологических представлений селькупов о голосах тайги, рек и гор, образах природных стихий, передачей знаков-сигналов голосов животных и птиц. Так, в песнях воссоздаётся интонационный портрет, индивидуальная картина культурно-географического ландшафта как отдельного художественного образа. Такие образы становятся «устойчивыми пространственными представлениями», «совокупностью знаков и символов, описывающих реальные пространства» [3, с. 92-93].

Песенный репертуар посёлка Красноселькуп и села Толька объединяет как старинные, так и современные песни селькупов. Старинные песни включают эпос «Легенды о змеях», «Весенняя песня» (родовая), «Песня моей бабушки» (родовая), «Дедушка в заячьей шубе» (народная песня-легенда), сохраняющие все перечисленные ранее музыкальные признаки старинных селькупских песен. Современные песни объединяет тематика коллективных форм деятельности: «Фестивальная песня», «Песня о Севере», «Песня о Красноселькупе», «Страна Селькупия», «Наш селькуп — изумительный край». Современное песенное творчество отличает более развитые формы поэтического изложения, а также устойчивость метроритма, повторность метроритмических формул, изобретательность мелодического развития, включающего скачки на широкие интервалы (септимы, октавы) в мелодии, угадывается движение по гармоническим функциям, как, например, в «Песне о Красноселькупе» (прим. 6).

Пример 6

5 Вбез - бреж - ■ ном прос - - то ре Та - - ёж но - го

чу" * * J ' J 1 ** «1 1 ^ ' ц

мо - ря Где вол - ны реч - ные бе - гут.

В современном песенном творчестве селькупов тематика иная — Север, который «испытывает» людей; любовь к месту, где живёшь; любовь к «селькупочке с глазами черничного цвета». Большинство песен, сочинённых во второй половине ХХ века селькупами, передают «исследовательскую романтику», которая

обусловила освоение районов Крайнего Севера и приезд новых людей разных профессий.

Пространство этнокультурных традиций селькупов формируется в содержании текста песен почтительным отношением к старшим (культ предков), к женщине-матери (культ матери); культом отца; чадолюбием (культ ребёнка); привязанностью к родной земле (культ Родины), раскрывающейся в почитании природы — леса, гор, водных источников, которые окружают людей.

Таким образом, опираясь на этические, культурологические и социальные подходы, Н. А. Григорьева понимает этноэтикет как «результат духовно-нравственной деятельности этноса в определенных социокультурных условиях. Это феномен, имеющий специфическую структуру, взаимосвязанные компоненты, отражающий систему характерных для этноса традиционных норм и правил поведения, стандартизированного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия» [1, с. 8].

В заключение сделаем некоторые обобщения. Анализ содержания и структурных особенностей песен сборника «Старинные и современные песни селькупов» показал, что и старинные и современные образцы продолжают существование в реальном пространстве и времени обыденной жизни селькупов. Интересным фактом в композиции сборника является преобладание старинных (родовых) песен-легенд, которые выполняют множественные функции в музыкальной культуре селькупов: когнитивную (закрепляют и передают в поколениях информацию о ведущих этнических характеристиках); поведенческую (сохраняют устойчивые, принятые у данного этноса модели поведения); эмоционально-оценочную, аффективную (фиксируют отношение человека к происходящим событиям).

Несмотря на многочисленные замечания этнографов о сложности выстраивания вертикальной концепции, отражённой в мифологических представлениях селькупов, анализ содержания поэтической стороны песенных текстов показал ясную фиксацию вертикальной координаты в виде неоднократного упоминания «людей наверху». В то же время, границы миров и их разделение обозначаются весьма условно. В музыке этому служит ладовая дифференциация диатонических мажора и минора, представленных в своих модальных разновидностях.

Интересным аспектом песенного наследия селькупов является жанровое разнообразие и его взаимосвязь с культурно-географическим ландшафтом. Старинные (родовые) песни-легенды исполняются на всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа. На отдалённых территориях (стойбища, фактории) преобладают лирические песни о родственных отношениях, близких людях, выражая тоску по дому, обществу. В промысловых районах (охотничьих угодьях, промысловых хозяйствах) распространены шуточные песни и обря-дово-ритуальные песни-легенды о духах-помощниках и духах-покровителях, задобрив которых, можно было получить удачные результаты своих трудов.

Исследование песенного наследия селькупов представляется перспективным с точки зрения раскрытия жанровой приуроченности песен к конкретным терри-

ториям и отражении в них культурно-географического ландшафта с его устойчивыми признаками в музыке.

Литература

1. Григорьева Н. А. Этноэтикет как средство формирования личности ребёнка. М.: МПГУ, 2006. 32 с.

2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Шнейдер. М.: МПСУ, 2003. 272 с.

3. Замятин Д. Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 487 с.

4. Нам Е. В. «Ритуальные специалисты» в системе традиционного мировоззрения народов Сибири (терминологический анализ) // Вестник Томского государственного университета.

2016. № 403. С. 87-98.

5. Тучкова Н. А. Селькупская ойкумена. Обжитое пространство селькупов южных и центральных диалектных групп. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2014. 224 с.

6. Юнкеров Ю. П. Старинные и современные селькупские песни. Салехард: Спэйб, 1999. 63 с.

7. Юнкеров Юрий Петрович. Электронный ресурс: https:// www.rodinatyumen.ru/person/iskusstvo/yunkerov-yuriy-ре^оушИ/ (дата доступа: 23.03.2021).

References

1. Grigor'eva N. A. Etnoetiket kak sredstvo formirovaniya lichnosti rebenka [Ethno-etiquette as a means of forming a child's personality]. M.: MPGU, 2006. 32 p.

2. Identichnost': Khrestomatiya [Identity: Reader] / Sost. L. B. Shneider. M.: MPSU, 2003. 272 p.

3. Zamyatin D. N. Kul'tura i prostranstvo: modelirovanie geogra-ficheskikh obrazov [Culture and space: modeling of geographical images]. M.: Znak, 2006. 487 p.

4. Nam E. V. «Ritual'nye spetsialisty» v sisteme traditsionnogo mirovozzreniya narodov Sibiri (terminologicheskij analiz) [«Ritual specialists» in the system of traditional worldview of the peoples of Siberia (terminological analysis)] // Vestnik Tomskogo gosu-

darstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2016. № 403. Pp. 87-98.

5. Tuchkova N. A. Sel'kupskaya oikumena. Obzhitoe prostranstvo sel'kupov yuzhnykh i tsentral'nykh dialektnykh grupp [Selkup oikumena. The inhabited space of the Selkups of the southern and central dialect groups]. Tomsk: Izd-vo Tom. gos. ped. un-ta, 2014. 224 p.

6. Yunkerov Yu. P. Starinnye i sovremennye sel'kupskie pesni [Ancient and modern Selkup songs]. Salekhard: Speib, 1999. 63 p.

7. Yunkerov Yurii Petrovich. Elektronnyi resurs: https://www. rodinatyumen.ru/person/iskusstvo/yunkerov-yuriy-petrovich/ (Access date: 23.03.2021).

Информация об авторе

Илонна Александровна Дидимова E-mail: parashuk76@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» 350072, г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 33

Information about the author

Ilonna Aleksandrovna Didimova E-mail: parashuk76@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education «Krasnodar State Institute of Culture» 350072, Krasnodar, 33, 40th Anniversary of Victory Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.