ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 159.922:61
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИ НОРМАТИВНОМ И НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ
© М. В. ИВАНОВ Научный центр психического здоровья РАМН e-mail: ivanov-michael@mail.ru
Иванов М. В. - Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1245-1248. - В статье рассматриваются методологические предпосылки возникновения проблемы пространственных представлений при нормативном и нарушенном развитии. Показана роль пространственных представлений, как базовой составляющей познавательного развития человека.
Ключевые слова: пространственные представления, нормативное развитие, нарушенное развитие, расстройства шизофренического спектра.
Ivanov M. V. - Spatial notions within tne normal and disturbed development // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1245-1248. - Methodological premises for the problem of spatial notions within the normal and disturbed development are considered in the article. Spatial notions’ role as a basis component of the human cognitive activity.
Keywords: spatial notions, normal development, disturbed development, schizophrenic spectrum disorders.
Пространственные представления относятся к базовым составляющим познавательной деятельности человека, они образуют «ось координат» (по Леонтьеву А. Н.) [14, С. 23] посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивать свой индивидуальный образ мира.
Проблема пространственных представлений находит свое отражение еще в трудах античных философов. Так, Аристотелем пространство и время рассматривались как категории бытия, характеризующие специфику мышления, функционирующего по законам диалектики [1]. Позднее И. Кант пространству и времени придавали характеристику способов познания человеком объективной реальности: «первоначальное представление о пространстве есть априорное созерцание» [11, С. 131], а время «...чистая форма чувственного созерцания» [11, С. 136]. Согласно Г. В. Ф. Гегелю, пространство и время - это предпосылки мысли [6, С. 744].
В отечественной психологии субъективные представления об окружающем пространстве были рассмотрены через выделение единиц пространственных представлений (глубина, длина, форма, цвет и пр.) и проблему точности репрезентации пространства [4, 32].
Во многих работах, как отечественных, так и зарубежных (Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф., Пиаже Ж. и др.), рассматривался вопрос формирования пространственных представлений в возрастной динамике, а
также их влияния на становление ряда других психических функций.
Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. В ходе становления сенсомоторного интеллекта ребенок научается рассматривать себя как часть мира, существующего вне себя лично [23]. У ребенка начинают возникать объективные понятия в качестве когнитивных проекций объектов окружающего мира. Ребенок начинает понимать, что эти предметы находятся в пространственных взаимоотношениях друг с другом.
В процессе взаимодействия приобретаемого в общении с окружающим миром опыта и его когнитивной переработки у ребенка формируются определенные представления о закономерностях окружающего пространства.
В случае нарушенного психическом развитии, имеются свои особенности в формировании представлений о пространстве. Во-первых, может быть снижена познавательная активность и следовательно, способность к самостоятельному исследованию своего окружения; во-вторых, замедлена скорость переработки опыта. Однако большинство детей с нарушенным развитием в состоянии перемещаться и хватать предметы, они это делают не столь часто, как дети с нормативным развитием. В ряде случаев, их опыт количественно ограничен, некоторые дети чрезвычайно активны, (они постоянно сосут, жуют, с чем-нибудь
возятся), тем не менее, подобного рода деятельность не расширяет их знания о предметах окружающего пространства [3, С. 259].
В современной клинической и специальной психологии в достаточной степени разработаны нормативы по формированию пространственных представлений на различных этапах онтогенеза в рамках нормативного развития. Представления о взаиморасположении объектов по отношению друг к другу в вертикальной оси: «выше - ниже» формируется к 3,5-4 годам, «выше, чем - ниже, чем» - 4-4,5 годам. Представления о взаиморасположении объектов по отношению друг к другу в горизонтальной плоскости («ближе, чем - дальше, чем») формируется к 5 годам, «перед» - 5,5 и «за» к 5,5-6 годам [27, С. 129-130].
Владение основными пространственными представлениями и понимание сложных речевых конструкций формируется к 7-8 летнему возрасту [27, 28].
Исследования умственно отсталых детей выявили наличие у них трудности формирования пространственных представлений, связанные прежде всего с недостаточным взаимодействием между различными анализаторами [17, С. 3-17.], а также трудности восприятия формы, выделения фигуры из фона, которые связаны с особенностями зрительного восприятия, его недостаточной развитостью [39, р. 319-325].
С. Я. Рубинштейн отмечает, что восприятие отдельных признаков объектов умственно отсталыми детьми осуществляется легче, чем восприятие нового пространственного качества, возникающего в группе предметов, а при обозрении окружающей действительности умственно отсталые дети плохо устанавливают связи и отношения между объектами [25]. По мнению некоторых исследователей, дети с умственной отсталостью испытывают трудности при ориентировке в направлениях пространства, в латерализации сторон своего тела (соматогнозис), они испытывают трудности при выполнении действий связанные с пространственной ориентировкой по словесным инструкциям [5, 21, 24].
При нарушенном развитии, в ситуации ограниченного речевого развития, дети часто используют речевые конструкции непосредственно фиксирующие представленность предметов в пространстве -«тут», «там» с выраженной жестикуляцией. Старшие дошкольники с отставанием в развития познавательной деятельности не в состоянии самостоятельно овладеть сложными речевыми конструкциями (например: «из-за», «из-под», «между», «над» и др.) [21].
исследования детей страдающих минимальной мозговой дисфункции показали, что в первую очередь страдает перцептивная деятельность моделирующего характера, из-за отсутствия умения анализировать пространственное расположение частей сложных геометрических фигур, проявляемые ошибками по типу инверсий и зеркального отражения элементов [26]. В исследованиях В. И. Насоновой и Л. И. Переслени отмечаются нарушения аналитико-синтетической деятельности при переработке разномодальной информации, что объясняется недоразвитием межанализатор-ных связей коры головного мозга [21, 22].
у детей с церебральным параличом имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с дефицитарностью или повреждением теменной зоны больших полушарий. нарушение пространственного гнозиса связано с недостаточной конвергенцией зрения и фиксацией взора, сужением полей зрения и пр. Патология слухового анализатора в рамках данной нозологической категории, в должной степени нарушает формирование пространственного гнозиса. А. В. Семенович отмечает, что в развитие пространственных отношений у детей с церебральным параличом ведущую роль играет собственно мышечное чувство или первый уровень формирования пространства [28].
Особую важность приобретают исследования пространственных представлений у слабо видящих и слепых людей. В исследованиях под руководством Л. И. Солнцевой выявили, что к 5-6 месяцам слепые дети обретают первую систему ориентации в пространстве - ориентация по горизонтали и вертикали. Пространственная ориентировка слепых детей связана в основном с деятельностью сенсорных систем [30].
В. А. Кручин провел качественный анализ возможностей слепых детей школьного возраста в пространственной ориентировке, им было выделено четыре уровня ориентировочной деятельности данной категории детей, что позволило организовать для них многоуровневый процесс обучения [12].
Достаточно работ посвящено нарушениям зрительного восприятия как независимых синдромов у пациентов с локальными поражениями мозга (Зей-гарник Б. В., Кок Е. П., Корсакова Н. К., Лурия А. Р., Микадзе Ю. В., Симерницкая Э. Г., Хомская Е. Д. и др). При зрительных агнозиях восприятие нарушается в своей специфической характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности. Б. В. Зейгарник с коллегами отмечает что, это прежде всего нарушение обобщающей функции восприятия [9]. Мозговым субстратом нарушения пространственных представлений является теменно-височнозатылочная полушарий головного мозга, именно при поражении этих областей наблюдаются выраженные нарушения пространственных представлений [18].
Особый интерес вызывают деперсонализацион-ные и делириозные состояниях сознания часто встречающиеся в структуре ряда психический заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, эпилепсия, тревожные расстройства и пр. При исследовании деперсона-лизационных и делириозных состояний, выявляются различные психосенсорных нарушении соматопсихи-ческого характера по типу метаморфопсий, макро- и микропсий, расстройства переживаний пространственных и временных отношений, переживания удвоения своего тела и пр. [20].
Еще в конце XIX в. Krieshaber в работе «Церебро-кардиальная невропатия» дал характеристики наблюдаемых деперсонализационных нарушений чувственного восприятия, которое проявлялись у ряда больных с искажением пространственной ориентации. Больные вследствие дефицита чувственной информации, получают недостаточно впечатлений, как от внешне-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
го мира, так и от самого себя. Krieshaber считает, что в основе данного явления, лежат вазоневротические расстройства [38].
Некоторые исследователи деперсонализацион-ных нарушений отмечают, что у больных появляются сомнения в отношении постоянства собственного «я» и внешнего мира, которые возникают в связи с диссоциацией содержания и исчезновения органических миопсихических ощущений. В свою очередь, диссоциация психических процессов нарушает адекватное оценивание пространства, времени и пр. [34, 41].
В рамках расстройств шизофренического спектра отмечаются значительно выраженные психосенсорные расстройства. А. А. Меграбян отмечает, что у ряда больных возникали искажения пространственных отношений (например, пол искривлен, зигзагообразен, стены и потолок палаты то удаляются, то приближаются). Часто элементарные психосенсорные расстройства сопровождаются переживаниями отчуждения, явлением психического автоматизма с галлюцинаторно-бредовой симптоматикой [20].
Отметим и другую сторону этого же расстройства. Замкнутость, чудаковатость, странность («Verschroben») больных расстройствами шизофренического спектра, сочетаются с недоразвитием моторики, неловкостью и средним уровнем интеллекта. У них отмечаются затруднения в оценке времени и тонкой ориентировки в пространстве. Что может объясняться прежде всего в контексте психопатоподобных изменений при органических поражениях головного мозга, как отмечает А. Е. Личко в описании органических психопатов по шизоидному типу [15, С. 228].
Исследования в рамках клинических традиций школы В. М. Бехтерева продолжала Р. Я. Голант с коллегами. ими были описаны некоторые синдромов и симптомов в рамках изучения психосенсорных расстройств. Они выявили синдром с чувством невесомости и легкости; различные чувства измененности всего тела; нарушение чувства завершенности восприятия; симптом отсутствия постоянства предметов внешнего мира и др. В рамках деперсонализационных расстройств они наблюдали нарушение чувства времени и отсутствия ощущения пространства [7].
Исследования детей с расстройствами аутистического спектра рассматривались исходя из представлений о том, что у данной категории детей имеющиеся аффективные расстройства являются производными от специфических когнитивных нарушений. К таковым отнесены отсутствие врожденных антиципирующих схем в процессе отражения мира [16, 29]. Лебединская К. С. и Никольская О. С. отмечают нарушения, как эмоционального, так и физическое «я» у детей с расстройствами аутистического спектра [13].
D. Spiker и M. Ricks отмечают, что в рамках аутистических расстройств наблюдаются нарушения работы проприоцептивной системы, нарушения формирования представления о собственном теле и нарушение узнавания себя в зеркале [40].
Нейропсихологические исследования раннего детского аутизма показали что, дети с аутистически-
ми расстройствами имеют специфические трудности реципрокных координаций и праксиса позы, трудности опознания реалистических и зашумленных изображений, проблемы интроцепции одноактных сюжетных картинок, ошибки топологического характера [19].
Современные исследования аутистических синдромов и расстройств шизофренического спектра в целом отражают стратегию зависимости расстройств когнитивных процессов от состояния их морфо-функ-ционального мозгового субстрата [8, 31, 35, 36, 37]. имеются исследования по нарушению пространственных представлений при расстройствах шизофренического спектра разной степени выраженности [10, С. 933-936] и нейропсихологические исследования опознавания фрагментарных зрительных объектов у больных шизофренией [33, р. 1818-1826].
Резюмируя, следует отметить, что проблема пространственных представлений привлекала большое внимания клинической и специальной психологии, коррекционной педагогики и смежных областей. Пространственные представления являются базовыми составляющим познавательной деятельности человека. Сформированные пространственные представления являются необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности. Важную роль пространственные представления обретают при работе со слабо видящими, слепыми людьми, лицами с церебральной патологией (травмы, опухоли, параличи и пр.) и различными вариантами нарушенного развития, что позволяет организовывать процесс обучения и различные программы по коррекции вторичных дефектов аномального развития.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Физика // Сочинения в 4-х томах. Т. 3. М., 1978.
2. Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. М., 2003. 142 с.
3. Брак У. Б. Ранняя диагностика и коррекция. М., 2007. Т. 1. - 320 с.
4. Величковский Б. М. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М., 1987. С. 120-141.
5. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991. 95 с.
6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М., 1975. С. 744.
7. Голант Р. Я. О деперсонализационных и дереализа-ционных синдромах и их локализации. Харьков, 1941. С. 46-47.
8. Зверева Н. В. Дисгармоничность как специфический признак когнитивного дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте. Вып. 3., Т. 2. Казань, 2005.
С. 138-144.
9. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986. 287 с.
10. Иванов М. В. Особенности пространственных представлений у подростков и молодежи в рамках рас-
стройств шизофренического спектра // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 933-936.
11. Кант И. Собрание сочинений. М., 1964. Т. 3. С. 131.
12. Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. СПб., 1991. 184 с.
13. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М., 1991. 96 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
15. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л., 1983. С. 228.
16. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. 275 с.
17. Лурия А. Р. Некоторые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1956. Т. 1. С. 3-17.
18. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
19. Манелис Н. Г. Сравнительный анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 27 с.
20. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван, 1962. 356 с.
21. Насонова В. И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. 22 с.
22. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. М., 1984. 161 с.
23. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. Инель-дер. М.: Иностранная литература, 1963. 448 с.
24. Пинский Б. И. Особенности обобщения и различения в действиях школьников-олигофренов // Вопросы психологии учащихся вспомогательных школ / Известия АПН РСФСР. Вып. 57. М., 1954. С. 13-26.
25. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1979.
26. Сарагоси Лопес С. С. Роль целенаправленного формирования зрительного восприятия в преодолении задержек психического развития у детей 6-7 лет. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. 24 с.
27. Семаго Н. Я. Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб, 2005. 384 с.
28. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2008.
29. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дис. ... д-ра. психол. наук в виде науч. доклада. М., 1997.
30. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1998. 124 с.
31. Филатова Т. В. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «ювенильной астенической несостоятельностью». Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
32. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959. С. 140-192.
33. Doniger G. M., Selipo G., et al. Impared sensory processing as a basis for oblect regognition defecits in schizophrenia // Am. Psychiatry. 158. 2002. pp. 1818-1826.
34. Forster. Selbstbeobachtung über den meskalinrausch. Z Ref. Zbl. f. N. u PS. Bd. 53. S. 666.
35. Green M. F. What are the functional consequences of neurocognitive deficits in schizophrenia? // American Journal of Psychiatry. 1996. 153 (3). p. 321-330.
36. Harvey P. D. The longitudinal assessment of attention and cognition in schizophrenia // Workshop on: Neurocognitive Impairment in Schizophrenic and Alzheimer's Disorders: Therapeutic Approaches. Abstracts. France, March 12-13. 1999. p. 35-37.
37. Kahn R. S., Hijman R. Cognitive dysfunction in schizophrenia: comperison of treatment with typical and atypical antipsychotics // Workshop on: Neurocogni-tive Impairment in Schizophrenic and Alzheimer's Disorders: Therapeutic Approaches. Abstracts. France, March 12-13. 1999. p. 48-51.
38. Krieshaber. De la neuropathie cerebrocardiaque. Paris, Cite d’apres Faine Oestrreich. 1873.
39. Ritter D. R., Isseldyke J. E. Convergent and Discriminant Validation of the Trait of Visual Figure-Ground Perception // J. Leaning Disabil. 1976. Vol. 9. N 5. p. 319-325.
40. Spiker D., Ricks M. Visual self-recognition in autistic children: developmental relationships // J. Child development. 1984. Vol. 55. N 1.
41. Storch E. Die welt der beginnenden schizophrenie und die archaische welt. Zeitschr.f.d.ges.u. Psych. Bd 127.
S. 799-810.