Научная статья на тему 'Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии'

Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5801
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / НОРМАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / НАРУШЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РАССТРОЙСТВА ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА / SPATIAL NOTIONS / NORMAL DEVELOPMENT / DISTURBED DEVELOPMENT / SCHIZOPHRENIC SPECTRUM DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов М. В.

В статье рассматриваются методологические предпосылки возникновения проблемы пространственных представлений при нормативном и нарушенном развитии. Показана роль пространственных представлений, как базовой составляющей познавательного развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial notions within tne normal and disturbed development

Methodological premises for the problem of spatial notions within the normal and disturbed development are considered in the article. Spatial notions’ role as a basis component of the human cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 159.922:61

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРИ НОРМАТИВНОМ И НАРУШЕННОМ РАЗВИТИИ

© М. В. ИВАНОВ Научный центр психического здоровья РАМН e-mail: [email protected]

Иванов М. В. - Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1245-1248. - В статье рассматриваются методологические предпосылки возникновения проблемы пространственных представлений при нормативном и нарушенном развитии. Показана роль пространственных представлений, как базовой составляющей познавательного развития человека.

Ключевые слова: пространственные представления, нормативное развитие, нарушенное развитие, расстройства шизофренического спектра.

Ivanov M. V. - Spatial notions within tne normal and disturbed development // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1245-1248. - Methodological premises for the problem of spatial notions within the normal and disturbed development are considered in the article. Spatial notions’ role as a basis component of the human cognitive activity.

Keywords: spatial notions, normal development, disturbed development, schizophrenic spectrum disorders.

Пространственные представления относятся к базовым составляющим познавательной деятельности человека, они образуют «ось координат» (по Леонтьеву А. Н.) [14, С. 23] посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивать свой индивидуальный образ мира.

Проблема пространственных представлений находит свое отражение еще в трудах античных философов. Так, Аристотелем пространство и время рассматривались как категории бытия, характеризующие специфику мышления, функционирующего по законам диалектики [1]. Позднее И. Кант пространству и времени придавали характеристику способов познания человеком объективной реальности: «первоначальное представление о пространстве есть априорное созерцание» [11, С. 131], а время «...чистая форма чувственного созерцания» [11, С. 136]. Согласно Г. В. Ф. Гегелю, пространство и время - это предпосылки мысли [6, С. 744].

В отечественной психологии субъективные представления об окружающем пространстве были рассмотрены через выделение единиц пространственных представлений (глубина, длина, форма, цвет и пр.) и проблему точности репрезентации пространства [4, 32].

Во многих работах, как отечественных, так и зарубежных (Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф., Пиаже Ж. и др.), рассматривался вопрос формирования пространственных представлений в возрастной динамике, а

также их влияния на становление ряда других психических функций.

Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. В ходе становления сенсомоторного интеллекта ребенок научается рассматривать себя как часть мира, существующего вне себя лично [23]. У ребенка начинают возникать объективные понятия в качестве когнитивных проекций объектов окружающего мира. Ребенок начинает понимать, что эти предметы находятся в пространственных взаимоотношениях друг с другом.

В процессе взаимодействия приобретаемого в общении с окружающим миром опыта и его когнитивной переработки у ребенка формируются определенные представления о закономерностях окружающего пространства.

В случае нарушенного психическом развитии, имеются свои особенности в формировании представлений о пространстве. Во-первых, может быть снижена познавательная активность и следовательно, способность к самостоятельному исследованию своего окружения; во-вторых, замедлена скорость переработки опыта. Однако большинство детей с нарушенным развитием в состоянии перемещаться и хватать предметы, они это делают не столь часто, как дети с нормативным развитием. В ряде случаев, их опыт количественно ограничен, некоторые дети чрезвычайно активны, (они постоянно сосут, жуют, с чем-нибудь

возятся), тем не менее, подобного рода деятельность не расширяет их знания о предметах окружающего пространства [3, С. 259].

В современной клинической и специальной психологии в достаточной степени разработаны нормативы по формированию пространственных представлений на различных этапах онтогенеза в рамках нормативного развития. Представления о взаиморасположении объектов по отношению друг к другу в вертикальной оси: «выше - ниже» формируется к 3,5-4 годам, «выше, чем - ниже, чем» - 4-4,5 годам. Представления о взаиморасположении объектов по отношению друг к другу в горизонтальной плоскости («ближе, чем - дальше, чем») формируется к 5 годам, «перед» - 5,5 и «за» к 5,5-6 годам [27, С. 129-130].

Владение основными пространственными представлениями и понимание сложных речевых конструкций формируется к 7-8 летнему возрасту [27, 28].

Исследования умственно отсталых детей выявили наличие у них трудности формирования пространственных представлений, связанные прежде всего с недостаточным взаимодействием между различными анализаторами [17, С. 3-17.], а также трудности восприятия формы, выделения фигуры из фона, которые связаны с особенностями зрительного восприятия, его недостаточной развитостью [39, р. 319-325].

С. Я. Рубинштейн отмечает, что восприятие отдельных признаков объектов умственно отсталыми детьми осуществляется легче, чем восприятие нового пространственного качества, возникающего в группе предметов, а при обозрении окружающей действительности умственно отсталые дети плохо устанавливают связи и отношения между объектами [25]. По мнению некоторых исследователей, дети с умственной отсталостью испытывают трудности при ориентировке в направлениях пространства, в латерализации сторон своего тела (соматогнозис), они испытывают трудности при выполнении действий связанные с пространственной ориентировкой по словесным инструкциям [5, 21, 24].

При нарушенном развитии, в ситуации ограниченного речевого развития, дети часто используют речевые конструкции непосредственно фиксирующие представленность предметов в пространстве -«тут», «там» с выраженной жестикуляцией. Старшие дошкольники с отставанием в развития познавательной деятельности не в состоянии самостоятельно овладеть сложными речевыми конструкциями (например: «из-за», «из-под», «между», «над» и др.) [21].

исследования детей страдающих минимальной мозговой дисфункции показали, что в первую очередь страдает перцептивная деятельность моделирующего характера, из-за отсутствия умения анализировать пространственное расположение частей сложных геометрических фигур, проявляемые ошибками по типу инверсий и зеркального отражения элементов [26]. В исследованиях В. И. Насоновой и Л. И. Переслени отмечаются нарушения аналитико-синтетической деятельности при переработке разномодальной информации, что объясняется недоразвитием межанализатор-ных связей коры головного мозга [21, 22].

у детей с церебральным параличом имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с дефицитарностью или повреждением теменной зоны больших полушарий. нарушение пространственного гнозиса связано с недостаточной конвергенцией зрения и фиксацией взора, сужением полей зрения и пр. Патология слухового анализатора в рамках данной нозологической категории, в должной степени нарушает формирование пространственного гнозиса. А. В. Семенович отмечает, что в развитие пространственных отношений у детей с церебральным параличом ведущую роль играет собственно мышечное чувство или первый уровень формирования пространства [28].

Особую важность приобретают исследования пространственных представлений у слабо видящих и слепых людей. В исследованиях под руководством Л. И. Солнцевой выявили, что к 5-6 месяцам слепые дети обретают первую систему ориентации в пространстве - ориентация по горизонтали и вертикали. Пространственная ориентировка слепых детей связана в основном с деятельностью сенсорных систем [30].

В. А. Кручин провел качественный анализ возможностей слепых детей школьного возраста в пространственной ориентировке, им было выделено четыре уровня ориентировочной деятельности данной категории детей, что позволило организовать для них многоуровневый процесс обучения [12].

Достаточно работ посвящено нарушениям зрительного восприятия как независимых синдромов у пациентов с локальными поражениями мозга (Зей-гарник Б. В., Кок Е. П., Корсакова Н. К., Лурия А. Р., Микадзе Ю. В., Симерницкая Э. Г., Хомская Е. Д. и др). При зрительных агнозиях восприятие нарушается в своей специфической характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности. Б. В. Зейгарник с коллегами отмечает что, это прежде всего нарушение обобщающей функции восприятия [9]. Мозговым субстратом нарушения пространственных представлений является теменно-височнозатылочная полушарий головного мозга, именно при поражении этих областей наблюдаются выраженные нарушения пространственных представлений [18].

Особый интерес вызывают деперсонализацион-ные и делириозные состояниях сознания часто встречающиеся в структуре ряда психический заболеваний, таких как депрессия, шизофрения, эпилепсия, тревожные расстройства и пр. При исследовании деперсона-лизационных и делириозных состояний, выявляются различные психосенсорных нарушении соматопсихи-ческого характера по типу метаморфопсий, макро- и микропсий, расстройства переживаний пространственных и временных отношений, переживания удвоения своего тела и пр. [20].

Еще в конце XIX в. Krieshaber в работе «Церебро-кардиальная невропатия» дал характеристики наблюдаемых деперсонализационных нарушений чувственного восприятия, которое проявлялись у ряда больных с искажением пространственной ориентации. Больные вследствие дефицита чувственной информации, получают недостаточно впечатлений, как от внешне-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

го мира, так и от самого себя. Krieshaber считает, что в основе данного явления, лежат вазоневротические расстройства [38].

Некоторые исследователи деперсонализацион-ных нарушений отмечают, что у больных появляются сомнения в отношении постоянства собственного «я» и внешнего мира, которые возникают в связи с диссоциацией содержания и исчезновения органических миопсихических ощущений. В свою очередь, диссоциация психических процессов нарушает адекватное оценивание пространства, времени и пр. [34, 41].

В рамках расстройств шизофренического спектра отмечаются значительно выраженные психосенсорные расстройства. А. А. Меграбян отмечает, что у ряда больных возникали искажения пространственных отношений (например, пол искривлен, зигзагообразен, стены и потолок палаты то удаляются, то приближаются). Часто элементарные психосенсорные расстройства сопровождаются переживаниями отчуждения, явлением психического автоматизма с галлюцинаторно-бредовой симптоматикой [20].

Отметим и другую сторону этого же расстройства. Замкнутость, чудаковатость, странность («Verschroben») больных расстройствами шизофренического спектра, сочетаются с недоразвитием моторики, неловкостью и средним уровнем интеллекта. У них отмечаются затруднения в оценке времени и тонкой ориентировки в пространстве. Что может объясняться прежде всего в контексте психопатоподобных изменений при органических поражениях головного мозга, как отмечает А. Е. Личко в описании органических психопатов по шизоидному типу [15, С. 228].

Исследования в рамках клинических традиций школы В. М. Бехтерева продолжала Р. Я. Голант с коллегами. ими были описаны некоторые синдромов и симптомов в рамках изучения психосенсорных расстройств. Они выявили синдром с чувством невесомости и легкости; различные чувства измененности всего тела; нарушение чувства завершенности восприятия; симптом отсутствия постоянства предметов внешнего мира и др. В рамках деперсонализационных расстройств они наблюдали нарушение чувства времени и отсутствия ощущения пространства [7].

Исследования детей с расстройствами аутистического спектра рассматривались исходя из представлений о том, что у данной категории детей имеющиеся аффективные расстройства являются производными от специфических когнитивных нарушений. К таковым отнесены отсутствие врожденных антиципирующих схем в процессе отражения мира [16, 29]. Лебединская К. С. и Никольская О. С. отмечают нарушения, как эмоционального, так и физическое «я» у детей с расстройствами аутистического спектра [13].

D. Spiker и M. Ricks отмечают, что в рамках аутистических расстройств наблюдаются нарушения работы проприоцептивной системы, нарушения формирования представления о собственном теле и нарушение узнавания себя в зеркале [40].

Нейропсихологические исследования раннего детского аутизма показали что, дети с аутистически-

ми расстройствами имеют специфические трудности реципрокных координаций и праксиса позы, трудности опознания реалистических и зашумленных изображений, проблемы интроцепции одноактных сюжетных картинок, ошибки топологического характера [19].

Современные исследования аутистических синдромов и расстройств шизофренического спектра в целом отражают стратегию зависимости расстройств когнитивных процессов от состояния их морфо-функ-ционального мозгового субстрата [8, 31, 35, 36, 37]. имеются исследования по нарушению пространственных представлений при расстройствах шизофренического спектра разной степени выраженности [10, С. 933-936] и нейропсихологические исследования опознавания фрагментарных зрительных объектов у больных шизофренией [33, р. 1818-1826].

Резюмируя, следует отметить, что проблема пространственных представлений привлекала большое внимания клинической и специальной психологии, коррекционной педагогики и смежных областей. Пространственные представления являются базовыми составляющим познавательной деятельности человека. Сформированные пространственные представления являются необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности. Важную роль пространственные представления обретают при работе со слабо видящими, слепыми людьми, лицами с церебральной патологией (травмы, опухоли, параличи и пр.) и различными вариантами нарушенного развития, что позволяет организовывать процесс обучения и различные программы по коррекции вторичных дефектов аномального развития.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Физика // Сочинения в 4-х томах. Т. 3. М., 1978.

2. Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. М., 2003. 142 с.

3. Брак У. Б. Ранняя диагностика и коррекция. М., 2007. Т. 1. - 320 с.

4. Величковский Б. М. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М., 1987. С. 120-141.

5. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991. 95 с.

6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М., 1975. С. 744.

7. Голант Р. Я. О деперсонализационных и дереализа-ционных синдромах и их локализации. Харьков, 1941. С. 46-47.

8. Зверева Н. В. Дисгармоничность как специфический признак когнитивного дизонтогенеза при шизофрении в детском возрасте. Вып. 3., Т. 2. Казань, 2005.

С. 138-144.

9. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986. 287 с.

10. Иванов М. В. Особенности пространственных представлений у подростков и молодежи в рамках рас-

стройств шизофренического спектра // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 933-936.

11. Кант И. Собрание сочинений. М., 1964. Т. 3. С. 131.

12. Кручинин В. А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. СПб., 1991. 184 с.

13. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. М., 1991. 96 с.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

15. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Л., 1983. С. 228.

16. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. 275 с.

17. Лурия А. Р. Некоторые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. М., 1956. Т. 1. С. 3-17.

18. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

19. Манелис Н. Г. Сравнительный анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 27 с.

20. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван, 1962. 356 с.

21. Насонова В. И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. 22 с.

22. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. М., 1984. 161 с.

23. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. Инель-дер. М.: Иностранная литература, 1963. 448 с.

24. Пинский Б. И. Особенности обобщения и различения в действиях школьников-олигофренов // Вопросы психологии учащихся вспомогательных школ / Известия АПН РСФСР. Вып. 57. М., 1954. С. 13-26.

25. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1979.

26. Сарагоси Лопес С. С. Роль целенаправленного формирования зрительного восприятия в преодолении задержек психического развития у детей 6-7 лет. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1979. 24 с.

27. Семаго Н. Я. Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб, 2005. 384 с.

28. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2008.

29. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дис. ... д-ра. психол. наук в виде науч. доклада. М., 1997.

30. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М., 1998. 124 с.

31. Филатова Т. В. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «ювенильной астенической несостоятельностью». Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.

32. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959. С. 140-192.

33. Doniger G. M., Selipo G., et al. Impared sensory processing as a basis for oblect regognition defecits in schizophrenia // Am. Psychiatry. 158. 2002. pp. 1818-1826.

34. Forster. Selbstbeobachtung über den meskalinrausch. Z Ref. Zbl. f. N. u PS. Bd. 53. S. 666.

35. Green M. F. What are the functional consequences of neurocognitive deficits in schizophrenia? // American Journal of Psychiatry. 1996. 153 (3). p. 321-330.

36. Harvey P. D. The longitudinal assessment of attention and cognition in schizophrenia // Workshop on: Neurocognitive Impairment in Schizophrenic and Alzheimer's Disorders: Therapeutic Approaches. Abstracts. France, March 12-13. 1999. p. 35-37.

37. Kahn R. S., Hijman R. Cognitive dysfunction in schizophrenia: comperison of treatment with typical and atypical antipsychotics // Workshop on: Neurocogni-tive Impairment in Schizophrenic and Alzheimer's Disorders: Therapeutic Approaches. Abstracts. France, March 12-13. 1999. p. 48-51.

38. Krieshaber. De la neuropathie cerebrocardiaque. Paris, Cite d’apres Faine Oestrreich. 1873.

39. Ritter D. R., Isseldyke J. E. Convergent and Discriminant Validation of the Trait of Visual Figure-Ground Perception // J. Leaning Disabil. 1976. Vol. 9. N 5. p. 319-325.

40. Spiker D., Ricks M. Visual self-recognition in autistic children: developmental relationships // J. Child development. 1984. Vol. 55. N 1.

41. Storch E. Die welt der beginnenden schizophrenie und die archaische welt. Zeitschr.f.d.ges.u. Psych. Bd 127.

S. 799-810.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.