УДК 159.9:616.89
М. В. Иванов, мл. науч. сотр., (495) 952-86-66, ivanov-michael@mail.ru (Россия, Москва, НЦПЗ РАМН)
НАРУШЕНИЕ БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАССТРОЙСТВАМИ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Анализируются результаты исследования особенностей нарушения базовых составляющих познавательной деятельности у лиц с расстройствами шизофренического спектра. В исследование показано, что лица с расстройствами шизофренического спектра обладают собственным паттерном, спецификой сформированности и взаимообусловленности базовых составляющих познавательной деятельности.
Ключевые слова: базовые составляющие познавательной деятельности, пространственные представления, шизофрения, шизотипическиерасстройства.
Базовые составляющие познавательной деятельности (пространственные и временные представления) в рамках аномального психического развития претерпевают значительные изменения, что является чрезвычайно важной проблемой для науки. Пространственные представления относятся к «стержневым» структурам психического развития, они образуют «ось координат» (по А. Н. Леонтьеву),
посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивать свой индивидуальный образ мира [12, с. 23].
Пространственные представления относятся к важнейшей когорте понятий, характеризующих сознание человека и определяющих специфику его мышления, а также образа мира в целом. Этому явлению посвящено немало работ как отечественных (ШемякинФ. H., 1959; МеграбянА. А., 1962; КокЕ. П., 1967; ЛурияА. Р., 1973; ЗейгарникБ. В., 1986;
Хомская Е. Д., 1987; ЦветковаЛ. С., 1990, 1997; АхутинаТ. В., 1996, 2000; Семенович А. В., 1998; Семаго Н. Я., 2001, 2005, и др.), так и зарубежных ученых (Rey A., 1941; Osterrieth P. A., 1944; Taylor E. M., 1959; Hecaen H., 1969; Grüsser O. J., Landis T. 1991; Ulman S., 1996; Sugase Y. et al., 1999; Tamura G. A., Tanaka K., 2001; Bar M., 2003 и др.) в области психического здоровья.
Предпосылки проблемы пространственных представлений обнаруживаются еще в трудах античных философов. К примеру, Аристотелем пространство и время были выделены как сопоставимые категории бытия в качестве характеристики мышления, функционирующего по логическим законам [3].
Позднее П. Кантом, пространству и времени придавали характеристику способов познания человеком объективной реальности: «первоначальное представление о пространстве есть априорное созерцание», а время «... чистая форма чувственного созерцания» [7, 8].
Согласно Г. В. Ф. Гегелю, пространство и время - это предпосылки мысли [6], далее его последователи определяли пространство как горизонт мысли, а время как мыслимое [14].
Основоположниками гештальт психологии были заложены некоторые концептуальные идеи изучаемой проблемы (Koffka K., 1922, 1935; Wertheimer M., 1923, 1954-1959; Köhler W., 1940, 1959), которые сформировали один из подходов к определению универсальных структур, лежащих в основе восприятия пространства.
В отечественной психологии субъективные представления об окружающем пространстве были рассмотрены через выделение единиц пространственных представлений (глубина, длина, цвет, форма и пр.) и проблему точностирепрезентациипространства [4, 5, 11, 16].
Во многих работах, как отечественных, так и зарубежных, рассматривался вопрос формирования пространственных представлений в возрастной динамике, а также их влияния на становление ряда других психических функций [1, 2, 15, 18, 19].
Базовые составляющие познавательной деятельности широко изучаются при различных формах патологии: у слабо видящих и слепых людей (Бюрклен П., 1981; Наумов М. H., 1982; Цыганок А. А.,
ГордонЕ. Б., 1999; ЛитвакА. Г., 2006), при задержках психического развития (ТригерР. Д., 1971; Levinson H. N., 1980; ЛубовскийВ. И., 1994; Корнев A. H., 1997; Парамонова Л. Г., 2001), а также при различных вариантах дизонтогенеза (Вайзман Н. П., 1976; Гаврилушкина О. П., 1976; Солнцева Л. И., 1991, 2000; Stratford B., 1980 и др.). Имеются данные о нарушении представления о пространстве и времени, при различных формах заболеваний головного мозга - опухолях, травмах, ДЦП и другой церебральной патологии (КокЕ. П., 1968; Лурия А. Р., 1973;
ЗейгарникБ. В., 1986; Хомская Е. Д., 1987; Титова О. В., 2004;
Микадзе Ю. В., 2008; Kleist K., 1934; Zangwill O. L., 1964; Ulman S., 1996). В истории науки известно, что представления о пространстве могут значительно изменяться под воздействием ряда психоактивных веществ (J.-J. Moreau de Tours, 1845; Beringer K., 1927; Mayer-Gross W., 1954 и др.).
Представления о пространстве являются важными показателями, свидетельствующими об изменениях психического здоровья, но остается открытым вопрос изменения представлений о пространстве у лиц с расстройствами шизофренического спектра (при разной степени выраженности заболевания). Имеются отдельные указания Doniger J. M. с коллегами на нарушения опознавания фрагментарных зрительных объектов у больных шизофренией [17]. Однако пространственные представления именно у данной категории лиц изучены недостаточно.
В то же время возникает проблема положения пространственных представлений как диагностического «теста» по определению специфичности и глубины эндогенного психического процесса.
В связи с наибольшей распространенностью расстройств шизофренического спектра в обществе [9], теоретическое и практическое значение для науки обретает изучение сформированное™ базовых составляющих познавательной деятельности в детско-юношеском возрасте при данном виде психической патологии.
Пространственные представления - это особая гетерогенная функция познавательного процесса, включающая пространственное восприятие, пространственное ориентирование и другие составляющие, и непосредственно влияющие на поведение человека, в том числе на то, как он взаимодействует с людьми, как выполняет свои профессиональные функции и пр.
Данное экспериментальное исследование позволит медицинской психологии и психиатрии выявлять нарушения в сфере познания на ранних этапах психической патологии, при латентных формах, включая группы высокого риска по эндогенным заболеваниям.
Теоретико-методологические основания исследования составляют: фундаментальные положения С. Л. Рубинштейна о принципах неклассической психологии, изложенные в «Принципе творческой самодеятельности» (1922); положения теории Л. С. Выготского о развитие высших психических функций (1960); положения деятельностного подхода А. Н. Леонтьева (в т. ч. о пространственных координатах как составляющих психологической структуры образа мира и проч.); идеи ряда авторов о патологии познавательной деятельности при психических заболеваниях (ЛурияА. Р., 1962; Рубинштейне. Я, 1979; НиколаеваВ. В., 1985, 1987; ЗейгарникБ. В., 1986; Лебединский В. В., 1985, 2003 и др.); а также концепция А. В. Снежневского о соотношении «patos» и «nosos» (1971) и идеи о малопрогредиентной шизофрении в фундаментальных работах отечественного психиатра А. Б. Смулевича (1987, 2009).
Цель исследования: изучить особенности базовые составляющие познавательной деятельности (пространственные представления) в рамках расстройств шизофренического спектра и пола испытуемых.
Объект исследования: пространственные представления у лиц с расстройствами шизофренического спектра.
Предмет исследования: особенности пространственных
представлений у лиц с расстройствами шизофренического спектра разной степени выраженности.
Гипотеза исследования: базовые составляющие познавательной деятельности в рамках расстройств шизофренического спектра нарушаются по типу основных шизотипальных дисфункций, их особенности зависят от степени выраженности психических нарушений и пола испытуемых.
Материал и методы исследования
В исследование принимали участие испытуемые в возресте от 16 до 23 лет, общее количество которых составило 60 человек. В экспериментальную и контрольную группы (по 30 человек в каждой) вошли испытуемые проходившие амбулаторное и стационарное лечение в следующий учреждениях: отдел по изучению психической патологии раннего детского возраста НЦПЗ РАМН, Морозовская детская городская клиническая больница, психиатрическая больница № 13, а также учащиеся средних, средне-специальных и высших учебных заведений г. Москвы.
Экспериментальная группа состоит из лиц в возрасте от 16 до 23 лет (30 человек), с расстройствами шизофренического спектра (психотические и непсихотические формы).
Критерий включения испытуемых в экспериментальную группу: шизофрения (по МКБ-10, Б20) шизотипическое расстройство (Б21), возраст от 16 до 23 лет. Критерий исключения: органические поражения ЦНС, умственное отставание (Б70-Р79), эпизодические и параксизмальные расстройства (040-047).
Контрольную группу составляют условно здоровые подростки и юноши в возрасте от 16 до 23 лет (30 человек), учащиеся в учебных заведениях г. Москвы.
Для реализации поставленной цели исследования были применены следующие группы методик: (1) методики по исследованию
пространственных представлений: восприятие перечеркнутых
изображений (на основе проб Поппельрейтера В.); опознавание фигур в «шуме» (пробы по Тонконогому И. М.); исследование сформированности пространственных представлений (по Семаго Н. М. и Семаго Н. Я.); (2) исследование мышления, методика «исключение предметов»; (3) методы статистической обработки данных, входящие в пакет программы БіагіБІЇса 7.0.
Помимо общепринятых нейро- и патопсихологических диагностических инструментов, нами предложена методика исследования пространственных представлений. В качестве стимульного материала были выбраны «кубики Никитина» (изначально предназначенные для лекатек детских образовательных учреждений). Был использован данный стимульный материал для создания методики, с помощью которой можно оценить в полной мере пространственные представления. Методика состоит из пяти заданий (фигуры изображенные на карточках с помощью кубиков и блоков), которые нужно собрать с помощью соответствующего им стимульного материала.
В данном исследовании необходимо оценить статистическую значимость различий в полученных показателях между независимыми выборками при помощи параметрических и непараметрических
статистических критериев входящих в пакет программы Statistica 7.0. Использовались следующие критерии: критерий t-Стью дента для
независимых выборок, который позволяет прямо оценить различия в средних, ^-критерий Колмогорова-Смирнова и U-критерий Манна-Уитни, основывающиеся на максимальной разности между функциями распределения; также применена диаграмма описательной статистики (Box-Whisker plot by group).
Результаты
Исследование «стержневых» составляющих познавательной
деятельности выявило грубые искажения пространственного восприятия в экспериментальной группе (испытуемые с расстройствами
шизофренического спектра), что подтверждает выдвинутую гипотезу об особенностях искажения базовых составляющих познавательной
деятельности по типу основных шизотипальных дисфункций. Имеются статистически значимые различия между экспериментальной и
контрольной группами при p<0,05. Важно отметить, что по мере усложнения заданий у испытуемых экспериментальной группы количество ошибок не увеличивалось. В группе контроля статистически значимые различия не обнаружены, но качественный анализ показал, что девушкам в большей степени присущи нарушения пространственных представления, например восприятия формы объекта и др.
Выявлены различия (как количественные, так и качественные) по полу в способах выполнения проб на пространственные представления.
Коэффициент ретестовой надежности предложенной методики исследования пространственных представлений варьируется в диапазоне
0,58-0,89.
Обсуждение и выводы
Нарушения пространственного восприятия при расстройствах шизофренического спектра выступают в виде выхолощенности, искажения образа объекта, повторения мелких деталей (персеверации), расщепления и агглютинации понятий, парадоксальности решений, их амбивалентности, и других дисфункций, свойственных расстройствам данного вида патологии. Эти нарушения квалифицировались как особые негативные психопатологические проявления изменения мышления и восприятия при шизофрении.
Помимо вышеотмеченных особенностей, также встречались дисфункции «внешне» похожие по типу нарушений межполушарного взаимодействия и корково-подкорковой регуляции. Следует отметить, что данного рода нарушения пространственных представлений свойственны
лицам с органическими поражениями ЦНС, в форме органической агнозии. Однако, в рамках данного исследовании лица с органическими поражениями мозга исключались из экспериментальной группы (в соответствии с предъявляемыми критериями). В то же время эти нарушения могли расцениваться, как проявления шизофренической энцефалопатии (вследствие искажения цитоархитектоники коры, глии и пр.), которая развивается в случаях хронического прогредиентного ядерного шизофренического процесса [13].
Следует отметить С. И. Консторума с коллегами, которые отмечали течение шизофрении с «мягким» шизофреническим процессом (вялотекущем, малопрогредиентном), при котором у больных, образно говоря «трясло» диэнцефальную область головного мозга [10]. Но в ходе экспериментального исследования из анамнестических данных, известно, что психопатологическая симптоматика обследованных носила функциональный характер (невротический или истерический) и не была стереотипной, как при органическом диэнцефальном синдроме.
По сути дела вышеописанные нарушения пространственных представлений носят эндогенный прогредиентный диэнцефалоподобный характер и рассматриваются в рамках своеобразия негативных психопатологических проявлений мышления и восприятия при расстройствах шизофренического спектра.
Были выявлены различия как количественные, так и качественные (по полу испытуемых) в способах выполнения проб на пространственные представления. По способам решения задач у юношей отмечались более абстрактные и нестандартные решения, тогда как у девушек - более конкретные и фрагментарные стратегии выполнения. В эксперименте задания выстраивались с увеличивающейся сложностью, при этом, у испытуемых экспериментальной группы количество ошибок не увеличивалось.
Сопоставление группы больных шизофренией и больных с шизотипическими расстройствами показывает наличие схожих нарушений. Следует отметить, что в рамках шизотипический (непроцессуальных) расстройств существует возможность коррекции выполнения заданий с переводом мышления в более традиционные формы. Эти лица обучаемы, восприимчивы к помощи, по сравнению с атактически мыслящими больными шизофренией (процессуальные формы).
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что такая гетерогенная функция познавательного процесса, компонент, а то и фактор психической деятельности, как пространственные представления у лиц с расстройствами шизофренического спектра, связаны со степенью выраженности заболевания, т. е. нарушения носят нозологический характер отклонения психического здоровья в целом.
Проведенное исследование показывает, что лица с шизотипическими расстройствами воспринимают свой предметный мир в известной мере парадоксально, у них имеется специфика образнознаковых систем.
Данное исследование открывает возможность диагностировать нарушения в мыслительной сфере на ранних этапах психической патологии, таким образом, появляется шанс выявлять определенные аномалии при психических расстройствах (латентные формы) в группах высокого риска. По пространственным представлениям, тесно связанным с особенностями восприятия и мышления можно выявлять предиспозицию к латентной психической патологии различного генеза (в том числе эндогенного).
Обнаружено, что пространственные представления у лиц с шизотипическими особенностями отражают имеющиеся нарушения последовательности и логичности процесса мышления, специфические для расстройств шизофренического спектра. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что пространственные представления в рамках шизоидных особенностей личности нарушаются по типу основных шизотипальных дисфункций - схизис, парадоксальность, персеверации, фрагментарность и другие формы, свойственные расстройствам шизофренического спектра. Существенно, что имеются различия в способах решения задач, связанные с полом испытуемых.
Было показано, что лица с расстройствами шизофренического спектра обладают собственным паттерном, спецификой сформированное™ и взаимообусловленности базовых составляющих познавательной деятельности, подобный паттерн рассматривается в качестве основного психологического синдрома, который может приниматься за основу типологии, а особенности сформированное™ базовых составляющих - как главные классификационные критерии психологического диагноза.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г., Ломов Б. Ф. Проблемы восприятия пространства ивремени. Л.: АПНРСФСР, 1961. 197 с.
2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 303 с.
3. Аристотель. Физика // Соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1978.
4. Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. М.: ИП РАН, 2003. 142 с.
5. Величковский Б. М ., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. С. 120-141.
6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. М.: Мысль, 1975.
7. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. С. 229.
8. Кант И. Собрание сочинений. Т.3. М.: Мысль, 1964.
9. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. М.: Медицина. 1998.
10. Консторум С. И.,Окунева Э. Г., Барзак С. Ю. Ипохондрическая форма шизофрении // Проблемы пограничной психиатрии / под ред. Т. А. Гейера. М.; Л., 1935. С. 150-202.
11. Лапин Е. А. Пространственные репрезентации в деятельности человека. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 23 с.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. С. 23
13. Снежневский А. В., Вартанян М. Е. Структурнофункциональные соотношения в патогенезе шизофрении и их
наследственная обусловленность. М., 1972.
14. Черняк Л. С. Время у Гегеля // От философии жизни к философии культуры. СПб.: Алетейя, 2001. С. 323-334.
15. Шемякин Ф. Н. К психологии пространственных
представлений // Ученые записки Государственного института психологии. М., 1940. С. 197-256.
16. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наукав СССР. М., 1959. С. 140-192.
17. Doniger J. M., Silipo G., Rabinowicz E., Snodgrass J.G., &
Javvitt D. C. Impared sensory processing as a basis for object recognition deficits in schizophrenia. Am J Psychiatry. 2002. P. 1818-1826.
18. Piaget J., Inhelder B. La representation de l’espace chez l’enfant. Presses universitaire de France. Paris, 1947.
19. Wallon H. Psychologie et education de l'enfance, numero special de l'enfance, recueil d'articles et conferences. Paris, 1959.
M. V. Ivanov
BASIC COMPONENTS OF THE COGNITIVE ACTIVITY DISTORTION AMONG YOUNG MEN AND WOMEN WITH SCHIZOPHRENIC SPECTRUM DISORDERS
Basic components of the cognitive activity distortion peculiarities among young men and women with schizophrenic spectrum disorders research results are analyzed in the
article. Pattern, specific to the persons with schizophrenic spectrum disorders is descript in the article: they have formation and interdependence of the cognitive activity’s basic components specific.
Keywords: basic components of the cognitive activity, spatial notions, schizophrenia, schizotypical disorders.
Получено 12.04.2011 г.