ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
izvestia
penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta
imeni V. G. BELINSKoGo
public sciences
№ 24 2011
УДК 159.9:61
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ РАССТРОЙСТВ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА
© М. В. ИВАНОВ Научный центр психического здоровья РАМН, Москва e-mail: ivanov-michael@mail.ru
Иванов М. В. - Особенности пространственных представлений у подростков и молодежи в рамках расстройств шизофренического спектра // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 933-936. - В данной работе отражено экспериментальное исследование пространственных представлений в контексте расстройств шизофренического спектра разной степени выраженности с учетом пола и возраста испытуемых. По пространственным представлениям, тесно связанным с особенностями восприятия и мышления в целом, в том числе, может быть выявлена предиспозиция к латентной психической патологии различного генеза (в том числе эндогенного). Ключевыеслова:пространственныепредставления,восприятиепространства,шизофрения,шизотипическиерас-стройства.
Ivanov M. V. - The spatial idea peculiarities within the schizophrenical spectrum disorders research among teenagers and youth // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 933-936. - Experimental research of the spatial ideas in the context with schizophrenic spectrum disorders in various degree of intensity is presented in the article. In addition, predisposition to the latent psychic pathology of the different genesis (including endogenous) can be defined by means of the spatial ideas’ peculiarities (they are in close connection with the perception and thought peculiarities) research. Keywords: spatial ideas, space perception, schizophrenia, schizotypical disorders.
Пространственные представления относятся к важнейшей когорте понятий характеризующих сознание человека и определяющих специфику его мышления, а также образа мира в целом. Этому явлению посвящено немало работ по психологии и психиатрии, как отечественных (Шемякин Ф. Н., 1959; Мегра-бян А. А., 1962; Кок Е. П., 1967; Лурия А. Р., 1973; Зей-гарник Б. В., 1986; Хомская Е. Д., 1987; Цветкова Л. С., 1990, 1997; Ахутина Т. В., 1996, 2000; Семенович А. В., 1998; Семаго Н. Я., 2001, 2005, и др.), так и зарубежных (Rey А., 1941; Osterrieth P. А., 1944; Taylor Е. M., 1959; Hecaen Н., 1969; Grusser O. J., Landis T. 1991; Ulman S., 1996; Sugase Y. et al., 1999; Tamura G. А., Tanaka K., 2001; Bar M., 2003 и др.).
Представления о пространстве имманентно присущи всем индивидам, независимо от принадлежности к какому либо этносу или полу. Они образуют «сетку координат» («ось координат» по Леонтьеву А. Н.) [13, с. 23], посредством которой люди воспринимают действительность и выстраивают свой собственный образ мира [7, 13].
Проблема пространственных представлений находит свое отражение еще в трудах философов. К примеру, Аристотелем пространство (Аристотель не поль -зовался категорией пространства, вводя вместо нее категорию «места»: место - внешняя граница тела,
определяемая соседствующими телами) и время были выделены как сопоставимые категории бытия в качестве характеристики мышления, функционирующего по логическим законам [3].
ПозднееИ.Кантом,пространствуивременипри-давали характеристику способов познания человеком объективной реальности: «первоначальное представление о пространстве есть априорное созерцание», а время«.. .чистаяформачувственногосозерцания» [8,9]. Согласно г. В. Ф. Тегелю, пространство и время - это предпосылки мысли [6], далееегопоследователиопре-деляли пространство как горизонт мысли, а время как мыслимое [15].
Основоположниками гештальт психологами были заложены некоторые концептуальные идеи изучаемой проблемы (Koffka K., 1922, 1935; Wertheimer M., 1923, 1954-1959; Kohler W., 1940, 1959), которые сформировали один из подходов к определению универсальных структур, лежащих в основе восприятия пространства.
В отечественной психологии субъективные представления об окружающем пространстве были рассмотренычерезвыделениеединицпространствен-ных представлений (глубина, длина, цвет, форма и пр.) и проблему точности репрезентации пространства [4, 5, 12, 17].
Во многих работах, как отечественных, так и за-рубежных,рассматривалсявопросформированияпро-странственныхпредставленийввозрастной динамике, а также их влияния на становление ряда других психических функций [1, 2, 16, 19, 20].
Большое внимание уделялось особенностям пространственных и пространственно-временных представлений при различных формах патологии: у слабо видящих и слепых людей (Бюрклен П., 1981; Наумов М. Н., 1982; Цыганок А. А., Гордон Е. Б., 1999; Литвак А. Г., 2006), при задержках психического развития ( Т ригер Р. Д., 1971; Levinson Н. N., 1980; Лубов-ский В. И., 1994; Корнев А. Н., 1997; Парамонова Л. Г., 2001),атакжеприразличныхвариантахдизонтогенеза (Вайзман Н. П., 1976; Гаврилушкина О. П., 1976; Солнцева Л. И., 1991, 2000; Stratford B., 1980 и др.). Имеются данные о нарушении представления о пространстве и времени, при различных формах заболеваний головного мозга - опухолях, травмах, ДЦП и другой церебральной патологии (Кок Е. П., 1968; Лурия А. Р., 1973; Зейгарник Б. В., 1986; Хомская Е. Д., 1987; Титова О. В., 2004; Микадзе Ю. В., 2008; Kleist K., 1934; Zangwill O. L., 1964; Ulman S., 1996). В истории науки известно,чтопредставления опространстве могут значительно изменяться под воздействием ряда психоактивных веществ (J.-J. Moreau de Tours, 1845; Berin-ger K., 1927; Mayer-Gross W., 1954 и др.).
Представленияопространствеявляютсяважны-ми показателями, свидетельствующими об изменени-яхпсихического здоровья. Остается открытым вопрос изменения представлений о пространстве у лиц с расстройствами шизофренического спектра (при разной степени выраженности болезни). Имеются отдельные указания Doniger J. M. с коллегами на нарушения опо-знаванияфрагментарныхзрительныхобъектовуболь-ных шизофренией [18]. Однако пространственные представления именно в этом ракурсе психической патологии изучены мало.
В тоже время, возникает проблема положения пространственных представлений как диагностического теста по определению специфичности и глубины эндогенного психического процесса.
В связиснаибольшейраспространенностью расстройств шизофренического спектра в обществе [10], теоретическое и практическое значение для науки обретает изучение особенностей пространственных представлений в детско-юношеском возрасте при данном виде психической патологии.
Пространственные представления, это особая гетерогенная функция познавательного процесса, включающаяпространственноевосприятие,простран-ственное ориентирование и другие составляющие, и непосредственно влияющие на поведение человека, в том числе на то, как он взаимодействует с людьми, как выполняет свои профессиональные функции и пр.
Данноеэкспериментальноеисследованиепозво-лит медицинской психологии и психиатрии выявлять нарушения в сфере познания на ранних этапах психической патологии, при латентных формах включая группы высокого риска по эндогенным заболеваниям.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: положения теории Л. С. Выготского (1960) о развитие высших психических функций; концепция П. К. Анохина (1975) о функциональных системах и их роли в целесообразном поведении; идеи ряда авторов о патологии познавательной деятельности при психических заболеваниях Б. В. Зейгарник (1986), В. В. Лебединский (1985), А. Р. Лурия (1962),
В.В. Николаева (1985), С. Я. Рубинштейн (1979) и др.; а также концепция А. В. Снежневского (1971) о соотношении «patos» и«побоз», и идеио малопрогредиент-ной шизофрении в фундаментальных работах отечественного психиатра А. Б. Смулевича (1987).
Цель исследования: изучить особенности пространственных представлений в рамках расстройств шизофренического спектра разной степени выраженности.
Объект исследования: пространственные представления у лиц с расстройствами шизофренического спектра.
Предмет исследования: особенности пространственных представлений у лиц с расстройствами ши-зофреническогоспектраразнойстепенивыраженности.
Гипотезаисследования:пространственныепред-ставления в рамках расстройств шизофренического спектра нарушаются по типу основных шизотипаль-ных дисфункций, их особенности зависят от степени выраженности психических нарушений и пола испытуемых.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследование принимали участие испытуемые в возресте от 16 до 23 лет, общее количество которых составило 60 человек. В экспериментальную и контрольную группы (по 30 человек в каждой) вошли испытуемые проходившие амбулаторное и стационарное лечение в следующий учреждениях: отдел по изучению психической патологии раннего детского возраста НЦПЗ РАМН, Морозовская детская городская клиническая больница, психиатрическая больница № 13, а так же учащиеся средних, средне-специальных и высших учебных заведений г. Москвы.
Экспериментальная группа состоит из лиц в возрасте от 16 до 23 лет (30 человек), больные с психотическими и непсихотическими формами шизофрении.
Критерий включения испытуемых в экспериментальную группу: шизофрения (по МКБ-10, F20) шизотипическое расстройство ^21), возраст от 16 до 23 лет. Критерий исключения: органические поражения ЦНС, умственное отставание ^70^79), эпизодические и параксизмальные расстройства (С40-С47).
Контрольную группу составляют условно здоровые подростки и юноши в возрасте от 16 до 23 лет (30человек)учащиесявучебных заведенияхг. Москвы.
Для реализации поставленной цели исследования были применены следующие группы методик:
(1) методики по исследованию пространственных представлений: восприятие перечеркнутых изо-бражений(наосновепробПоппельрейтераВ.);опозна-вание фигур в «шуме» (пробы по Тонконогому И.М.);
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
исследование сформированности пространственных представлений (по Семаго Н. М. и Семаго Н. Я.);
(2) исследование мышления, методика «исключение предметов»; (3) методы статистической обработки данных входящие в пакет программы Statistica 7.0.
Помимо общепринятых нейро- и патопсихологических диагностических инструментов, нами предложена методика исследования пространственных представлений. В качестве стимульного материала были выбраны «кубики Никитина» (изначально предназначенные для лекатек детских образовательных учреждений). Был использован данный стимульный материал для создания методики, с помощью которой можно оценить в полной мере пространственные представления. Методика состоит из пяти заданий (фигуры изображенные на карточках с помощью кубиков и блоков), которые нужно собрать с помощью соответствующего им стимульного материала.
В данном исследование необходимо оценить статистическую значимость различий в полученных показателях между независимыми выборками при помощи параметрических и непараметрических статистических критериев входящих в пакет программы Statistica 7.0. Использовались следующие критерии: критерий t-Стьюдента для независимых выборок, который позволяет прямо оценить различия в средних, l-критерий Колмогорова-Смирнова и U-критерий Манна-Уитни, основывающиеся на максимальной разности между функциями распределения; так же применена диаграмма описательной статистики (Box-Whisker plot by group).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследованиепространственныхпредставлений выявило грубые искажения пространственного восприятия в экспериментальной группе (испытуемые с расстройствами шизофренического спектра). Что подтверждает выдвинутую гипотезу об особенностях искажения пространственных представлений по типу основных шизотипальных дисфункций. Имеются статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами при p£0,05. Важно отметить, что по мере усложнения заданий у испытуемых экспериментальной группы количество ошибок не увеличивалось. В группе контроля статистически значимые различия не обнаружены, но качественный анализ показал, что девушкам в большей степени присущи нарушения пространственных представления, например восприятия формы объекта и др.
Выявлены различия (как количественные, так и качественные) по полу в способах выполнения проб на пространственные представления.
Коэффициент ретестовой надежности предложенной методики исследования пространственных представлений варьируется в диапазоне 0,58-0,89.
Нарушения пространственного восприятия при расстройствах шизофренического спектра выступают в виде выхолощенности, искажения образа объекта, повторения мелких деталей (персеверации), расщепления и агглютинации понятий, парадоксальности
решений, их амбивалентность, и других дисфункций свойственных расстройствам данного вида патологии. Эти нарушения квалифицировались, как особые негативные психопатологические проявления изменения мышления и восприятия при шизофрении.
Помимо выше отмеченных особенностей, так же встречались дисфункции «внешне» похожие по типу нарушений межполушарного взаимодействия и корково-подкорковой регуляции. Следует отметить, что данного рода нарушения пространственных представлений свойственны лицам с органическими поражениями ЦНС, в форме органической агнозии. Однако, в рамках данного исследовании лица с органическими поражениями мозга исключались из экспериментальной группы (в соответствии с предъявляемыми критериями). В тоже время, эти нарушения могли расцениваться, как проявления шизофренической энцефалопатии (вследствие искажения цитоархитектоники коры, глии и пр.), которая развивается в случаях хронического прогредиентного ядерного шизофренического процесса [14].
Следует отметить Консторума С. И. с коллегами, в котором отмечалось течение шизофрении с «мягким» шизофреническим процессом (вялотекущем, малопрогредиентном) при котором у больных, образ-ноговоря«трясло»диэнцефальнуюобласть головного мозга [11]. Но в ходе экспериментального исследования из анамнестических данных, известно, что психопатологическая симптоматика обследованных носила функциональный характер (невротический или истерический), и не была стереотипной, как при органическом диэнцефальном синдроме.
По сути дела, выше описанные нарушения пространственных представлений носят эндогенный про-гредиентныйдиэнцефалоподобныйхарактерирассма-триваются в рамках своеобразия негативных психопатологических проявлений мышления и восприятия при расстройствах шизофренического спектра.
Были выявлены различия, как количественные, так и качественные (по полу испытуемых) в способах выполнения проб на пространственные представления. По способам решения задач у юношей отмечались более абстрактные и нестандартные решения, тогда как у девушек - более конкретные и фрагментарные стратегии выполнения. В эксперименте задания выстраивались с увеличивающейся сложностью, важно отметить, что у испытуемых экспериментальной группы количество ошибок не увеличивалось.
Сопоставление группы больных шизофренией и больных с шизотипическими расстройствами показывает наличие схожих нарушений. Следует отметить, что в рамках шизотипический (непроцессуальных) расстройств существует возможность коррекции выполнения заданий с переводом мышления в более традиционные формы. Эти лица обучаемы, восприимчивы к помощи, по сравнению с атактически мыслящими больными шизофренией (процессуальные формы).
Резюмируя выше сказанное, следует отметить, что такая гетерогенная функция познавательного процесса, компонент, а то и фактор психической деятель-
ности, как пространственные представления у лиц с расстройствами шизофренического спектра связаны со степенью выраженности заболевания, т. е. нарушения носят нозологический характер отклонения психического здоровья в целом.
Проведенноеисследованиепоказывает,чтолица с шизотипическими расстройствами воспринимают свойпредметный мир в известной мере парадоксально, у них имеется специфика образно-знаковых систем.
Данное исследование открывает возможность диагностировать нарушения в мыслительной сфере на раннихэтапах психическойпатологии,такимобразом, появляется шанс выявлять определенные аномалии при психических расстройствах (латентные формы) в группах высокого риска. По пространственным представлениям, тесно связанным с особенностями восприятия и мышления можно выявлять предиспози-цию к латентной психической патологии различного генеза (в том числе эндогенного).
Обнаружено, что пространственные представления у лиц с шизотипическими особенностями отражают имеющиеся нарушения последовательности и логичности процесса мышления, специфические для расстройств шизофренического спектра. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что пространственные представления в рамках шизоидных особенностей личности нарушаются по типу основных шизотипальных дисфункций - схизис, парадоксальность, персеверации, фрагментарность и другие формы, свойственные расстройствам шизофренического спектра. Существенно, что имеются различия в способах решения задач связанные с полом испытуемых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г., Ломов Б.ф. Проблемы восприятия пространства и времени. Л.: АПН РСФСР, 1961. 197 с.
2. АнаньевБ.Г., РыбалкоЕ. Ф.Особенностивосприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. 303 с.
3. Аристотель. Физика // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 3. М.: Мысль, 1978.
4. Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. М.: ИП РАН, 2003. 142 с.
5. Величковский Б. М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. С. 120-141.
6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. М.: Мысль, 1975.
7. ГуревичА.Я.Категориисредневековойкультуры.М.: Искусство, 1974. 318 с.
8. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. С. 229.
9. Кант И. Собрание сочинений. Т.3. М.: Мысль, 1964.
10. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. М.: Медицина. 1998.
11. Консторум С. И., Окунева Э. Г., Барзак С. Ю. Ипохондрическая форма шизофрении // Проблемы пограничной психиатрии / Под ред. Т. А. Гейера. М., Л., 1935. С. 150-202.
12. Лапин Е. А. Пространственные репрезентации в деятельности человека. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 23 с.
13. Леонтьев А. Н.Деятельность. Сознание.Личность М.: Политиздат, 1975. С. 23
14. СнежневскийА. В.,ВартанянМ. Е. Структурно-функциональные соотношения в патогенезе шизофрении и их наследственная обусловленность. М., 1972.
15. Черняк Л.С. Время у Гегеля // От философии жизни к философии культуры. СПб.: Алетейя, 2001.
С. 323-334.
16. Шемякин Ф. Н. К психологии пространственных представлений // Ученые записки Государственного института психологии. М., 1940. С. 197-256.
17. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М., 1959. С. 140-192.
18. Doniger J. M., Silipo G., Rabinowicz Е., Snodgrass J.G., &Javvitt D. C. Impared sensory processing as a basis for object recognitiondeficitsinschizophrenia // Am.J. Psychiatry. 2002. V. 158. P. 1818-1826.
19. Piaget J., Inhelder B. La representation de l’espace chez l’enfant. Paris: Presses universitaire de France, 1947.
20. WallonH.Psychologieeteducationdel'enfance,numero special de l'enfance, recueil d'articles et conferences. Paris, 1959.