УДК 625.72
П.А. Елугачев, М.А. Катасонов
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ТРАССИРОВАНИЕ ЛИНЕИНО-ПРОТЯЖЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ САПР АД
Автомобильные дороги (АД) отличаются от других сложных в инженерном отношении продуктов человеческой деятельности своей чрезвычайной протяженностью и уникальностью привязки к конкретному ландшафту. Так как типовой проект АД содержит чертежи трех ее проекций (план, продольный и поперечные профили), их раздельный анализ не позволяет дать оценку дороге как пространственному сооружению с точки зрения потребительских свойств трассы (оптическая ясность, плавность и гармоничность проектируемой дороги) [7]. Перспективным считается определение оптически плавной трассы через понятие кручения [1-5].
Кручение представляет собой дифференциальную характеристику трассы как пространственной кривой и, следовательно, трасса должна иметь математической описание в виде трехмерной функции. Удобнее всего трассу в пространстве задавать в виде системы параметрических уравнений:
{х = х(1), У = у(1), 2 = 2(1)}, где I - текущий параметр (например, время движения по трассе).
Если форма плоской кривой определяется функцией ее кривизны, то форма пространственной кривой однозначно определяется совокупностью двух функций - кривизны и кручения [6]. Кривизна (р) пространственной трассы имеет тот же механический смысл ускорения поступательного движения автомобиля, что и для плоской трассы:
Кручение - новое геометрическое понятие для трассы автомобильной дороги как кривой в пространстве, но именно кручением кривой можно объяснить многие из явлений зрительного восприятия, которые до сих пор оцениваются и объясняются на основе лишь эмпирических правил. Кручение (Т) пространственной кривой определяется формулой:
х у 2' х" у " 2" х'" у "' 2 ""
р =
х >2 ,2 ,2Л, ,,2 ,,2 „2Л , , ,, , ,, , „л2
(х + у + 2 )(х + у + 2 ) + (х х + у у + 2 2 )
, ,2 ,2 ,2,3
(х + у + 2 )
где х, х" - первая, вторая производные х по I и т. д.
/ '2 , /2 , г2\Ъ 7
(х + у + 2 ) где К=1/р - радиус кривизны.
Целью исследования является установление вида и величины кручения при сочетании разных видов аналитически заданных кривых в плане и продольном профиле и их взаимном расположении.
В исследовании рассматриваются такие сочетания кривых, которые в пространстве образуют линии, выходящие из плоскости.
Оценивать кручение пространственной кривой будем исходя из двух правил получения проектных данных:
• задание массива пространственных точек (если неизвестны элементы трассы, начала и концы кривых, их математическое описание, например, при паспортизации и диагностике автомобильных дорог, при проезде по оси дороги с вР8-приемником);
• аналитическое задание кривой (если элементы трассы известны, средствами традиционной методики трассирования при новом строительстве, ремонте и реконструкции дорог);
В первом случае плоскую кривую в плане х, у} и профиле 2,} (выраженную дискретной
112
П.А. Елугачев, М. А. Катасонов
моделью пространственных точек с фиксированным шагом) преобразуем в пространственный вид {х, у, 2,}, ,'=0,1,...N.
Для определения кручения в конкретной точке пространства необходимо наличие минимального количества четырех последовательных пространственных точек кривой
р,(^, у,, 2i), , = 1,2,3,4.
Тогда можно сформировать три пространственных вектора, задающие два последовательных изменения направления трассы от входящего пространственного тангенса (по аналогии с традиционными тангенсами):
(и,, V, Щ^
с координатами:
1=1,2
Полученные векторы позволяют вычислить векторы бинормалей с координатами:
\х, = V +1 - щ *у+{;
иі = Хі+1 - Х1
V = Уі+1 - у;
ж = 7і+1 - 7.
Т = ж *и,+1 - и, *жм; 2,- = и і *ум - V *иі +1,
і=1,2
Поворот вектора бинормали в пределе при сближении точек, в соответствии с определением [6], задает угол кручения по формуле:
ь * ь
Т = агооо8(—1——),
где длина вектора
Ь,* Ь
\=4ґ[+¥[+ІЇ , і=1,2
скалярное произведение
*
Ьу* Ь2
ь2- Х1* Х2 + Г1* Г2 + 1*
Во втором случае кривая описана аналитически, и для нее необходимо предложить точный метод вычисления кручения. Для этого создадим заготовки для аналитического вычисления всех входящих в выражение (3) производных и определим пространственную кривизну по формуле:
и 2 и 2 и 2
т т т
К(і) =
Л 2 Л 2 Л 2
(— Х(())2 + (— у(())2 + (— 2(())2
Лі2 Лі2 л2
, ,,2 . ,,2 . ,,2 (-Х(І))2 + (-у(І))2 + (—2(1 ))2
аі аі аі
3
л л2 с с2 с с2
(- Х(/)) * — Х(і) + (- у(і)) * — у(і) + (- 7(1)) * — 2(і)
Лі
л2
а
Л 2
а
Л2
(Лх(і))2 + (Лу(і))2 + (Л2(і))2
а а а
Кручение определяем по формуле:
(с с с \
Ліх(і) Ліу(і) лґ(і)
с2 с2 . с2
----^х(Ґ) ------ у(і) ------ 2(І)
Лі2 Лі2 Лі 2
с3 ,, с3 с3
—- х(і) —3 у(і) —3 2( і)
Лі Лі Лі
Т (і) = -
КХ0:
(Лх(і))2 + (Лу(і))2 + (Л2( і))2
а а а
На основе данного аппарата кручения при аналитическом выражении трассы АД, возможно, проводить анализ различных параметрических кривых, в том числе при сочетании элементов формирующих пространственную кривую постоянного уклона (винтовая кривая) (рис. 1). Например: аналитическое выражение кривой, 0 < / < п: х( 0 = а ео8(0,
у( 0 = а вт( О,
2(0 = Ь(^ - п)к, к = 1.
Аналитический график кручения винтовой кривой имеет линейный вид (рис. 2).
При движении по такой пространственной кривой оптическая ясность будет обеспечиваться при соблюдении минимального расстояния видимости в плане в соответствии с категорией дороги (её кривизной).
С использованием пространственного моделирования трассы АД и изучения ее дифференциальных свойств в будущем возможно объяснить и описать ряд эмпирических правил трассирования автомобильных дорог, и тем самым формализовать эти законы для внедрения в САПР АД.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56
с.
2. Бойков В.Н., Елугачёв М.А., Елугачёв П.А. Применение кривых Безье при трассировании автомобильных дорог. - НиТ в Дорожной отрасли, №3 - 2005, стр. 17-20
3. БабковВ.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1980. - 189 с.
4. ДзенисП.Я., Рейнфельд В.Р. Пространственное проектирование автомобильных дорог. - М.: Транспорт. - 120 с.
5. Елугачев П.А. Опытное трассирование автомобильной дороги с использованием пространственных
3
кривых Безье. Электронный журнал «Исследовано в России», 96, 915-922, 2006. http://
zhumal.ape.relam.ru/articles /2006/096.pdf
6. Бойков В.Н., Шумилов Б.М., Елугачев П.А., Эшаров Э.А. Пространственное трассирование автомобильных дорог: Аспекты математической реализации// Экологические проблемы в транспортнодорожном комплексе: Сб. науч. Тр. / МАДИ (ГТУ); УФ МАДИ (ГТУ): М., 2005, С. 63-75.
7. Бойков В.Н., Елугачев П.А., Крысин П.С. «Актуальность метода пространственного трассирования автомобильных дорог» Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета -№1, 2006 г., С. 145-149.
□ Авторы статьи:
Елугачёв Павел Александрович
- канд.техн.наук, доц. Томского государственный архитектурностроительного университета E-mail: [email protected]
Катасонов Максим Александрович
- ассистент каф. автомобильных дорог КузГТУ E-mail: [email protected]