Научная статья на тему 'Пространственное трассирование линейно-протяженных объектов на примере САПР АД'

Пространственное трассирование линейно-протяженных объектов на примере САПР АД Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
196
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТРАНСТВЕННОЕ ТРАССИРОВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / SPATIAL TRACING / HIGHWAYS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Елугачев Павел Александрович, Катасонов Максим Александрович

Автомобильные дороги (АД) отличаются от других сложных продуктов человеческой деятельности своей чрезвычайной протяженностью и уникальностью привязки к конкретному ландшафту. Так как типовой проект АД содержит чертежи трех ее проекций (план, продольный и поперечные профили), их раздельный анализ не позволяет дать оценку дороге как пространственному сооружению с точки зрения потребительских свойств трассы (оптическая ясность, плавность и гармоничность проектируемой дороги).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Елугачев Павел Александрович, Катасонов Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial tracing of linear extended objects on example of SAPR highways

Highways (H) differ from other complex products of human activity by the extreme extent and uniqueness of binding to a concrete landscape. As the standard project the H contains drawings of its three projections (the plan, longitudinal and cross structures), their separate analysis does not allow to assess road as to a spatial construction from the point of view of consumer properties of a line (optical clearness, smoothness and harmonistic of a projected road).

Текст научной работы на тему «Пространственное трассирование линейно-протяженных объектов на примере САПР АД»

УДК 625.72

П.А. Елугачев, М.А. Катасонов

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ТРАССИРОВАНИЕ ЛИНЕИНО-ПРОТЯЖЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ САПР АД

Автомобильные дороги (АД) отличаются от других сложных в инженерном отношении продуктов человеческой деятельности своей чрезвычайной протяженностью и уникальностью привязки к конкретному ландшафту. Так как типовой проект АД содержит чертежи трех ее проекций (план, продольный и поперечные профили), их раздельный анализ не позволяет дать оценку дороге как пространственному сооружению с точки зрения потребительских свойств трассы (оптическая ясность, плавность и гармоничность проектируемой дороги) [7]. Перспективным считается определение оптически плавной трассы через понятие кручения [1-5].

Кручение представляет собой дифференциальную характеристику трассы как пространственной кривой и, следовательно, трасса должна иметь математической описание в виде трехмерной функции. Удобнее всего трассу в пространстве задавать в виде системы параметрических уравнений:

{х = х(1), У = у(1), 2 = 2(1)}, где I - текущий параметр (например, время движения по трассе).

Если форма плоской кривой определяется функцией ее кривизны, то форма пространственной кривой однозначно определяется совокупностью двух функций - кривизны и кручения [6]. Кривизна (р) пространственной трассы имеет тот же механический смысл ускорения поступательного движения автомобиля, что и для плоской трассы:

Кручение - новое геометрическое понятие для трассы автомобильной дороги как кривой в пространстве, но именно кручением кривой можно объяснить многие из явлений зрительного восприятия, которые до сих пор оцениваются и объясняются на основе лишь эмпирических правил. Кручение (Т) пространственной кривой определяется формулой:

х у 2' х" у " 2" х'" у "' 2 ""

р =

х >2 ,2 ,2Л, ,,2 ,,2 „2Л , , ,, , ,, , „л2

(х + у + 2 )(х + у + 2 ) + (х х + у у + 2 2 )

, ,2 ,2 ,2,3

(х + у + 2 )

где х, х" - первая, вторая производные х по I и т. д.

/ '2 , /2 , г2\Ъ 7

(х + у + 2 ) где К=1/р - радиус кривизны.

Целью исследования является установление вида и величины кручения при сочетании разных видов аналитически заданных кривых в плане и продольном профиле и их взаимном расположении.

В исследовании рассматриваются такие сочетания кривых, которые в пространстве образуют линии, выходящие из плоскости.

Оценивать кручение пространственной кривой будем исходя из двух правил получения проектных данных:

• задание массива пространственных точек (если неизвестны элементы трассы, начала и концы кривых, их математическое описание, например, при паспортизации и диагностике автомобильных дорог, при проезде по оси дороги с вР8-приемником);

• аналитическое задание кривой (если элементы трассы известны, средствами традиционной методики трассирования при новом строительстве, ремонте и реконструкции дорог);

В первом случае плоскую кривую в плане х, у} и профиле 2,} (выраженную дискретной

112

П.А. Елугачев, М. А. Катасонов

моделью пространственных точек с фиксированным шагом) преобразуем в пространственный вид {х, у, 2,}, ,'=0,1,...N.

Для определения кручения в конкретной точке пространства необходимо наличие минимального количества четырех последовательных пространственных точек кривой

р,(^, у,, 2i), , = 1,2,3,4.

Тогда можно сформировать три пространственных вектора, задающие два последовательных изменения направления трассы от входящего пространственного тангенса (по аналогии с традиционными тангенсами):

(и,, V, Щ^

с координатами:

1=1,2

Полученные векторы позволяют вычислить векторы бинормалей с координатами:

\х, = V +1 - щ *у+{;

иі = Хі+1 - Х1

V = Уі+1 - у;

ж = 7і+1 - 7.

Т = ж *и,+1 - и, *жм; 2,- = и і *ум - V *иі +1,

і=1,2

Поворот вектора бинормали в пределе при сближении точек, в соответствии с определением [6], задает угол кручения по формуле:

ь * ь

Т = агооо8(—1——),

где длина вектора

Ь,* Ь

\=4ґ[+¥[+ІЇ , і=1,2

скалярное произведение

*

Ьу* Ь2

ь2- Х1* Х2 + Г1* Г2 + 1*

Во втором случае кривая описана аналитически, и для нее необходимо предложить точный метод вычисления кручения. Для этого создадим заготовки для аналитического вычисления всех входящих в выражение (3) производных и определим пространственную кривизну по формуле:

и 2 и 2 и 2

т т т

К(і) =

Л 2 Л 2 Л 2

(— Х(())2 + (— у(())2 + (— 2(())2

Лі2 Лі2 л2

, ,,2 . ,,2 . ,,2 (-Х(І))2 + (-у(І))2 + (—2(1 ))2

аі аі аі

3

л л2 с с2 с с2

(- Х(/)) * — Х(і) + (- у(і)) * — у(і) + (- 7(1)) * — 2(і)

Лі

л2

а

Л 2

а

Л2

(Лх(і))2 + (Лу(і))2 + (Л2(і))2

а а а

Кручение определяем по формуле:

(с с с \

Ліх(і) Ліу(і) лґ(і)

с2 с2 . с2

----^х(Ґ) ------ у(і) ------ 2(І)

Лі2 Лі2 Лі 2

с3 ,, с3 с3

—- х(і) —3 у(і) —3 2( і)

Лі Лі Лі

Т (і) = -

КХ0:

(Лх(і))2 + (Лу(і))2 + (Л2( і))2

а а а

На основе данного аппарата кручения при аналитическом выражении трассы АД, возможно, проводить анализ различных параметрических кривых, в том числе при сочетании элементов формирующих пространственную кривую постоянного уклона (винтовая кривая) (рис. 1). Например: аналитическое выражение кривой, 0 < / < п: х( 0 = а ео8(0,

у( 0 = а вт( О,

2(0 = Ь(^ - п)к, к = 1.

Аналитический график кручения винтовой кривой имеет линейный вид (рис. 2).

При движении по такой пространственной кривой оптическая ясность будет обеспечиваться при соблюдении минимального расстояния видимости в плане в соответствии с категорией дороги (её кривизной).

С использованием пространственного моделирования трассы АД и изучения ее дифференциальных свойств в будущем возможно объяснить и описать ряд эмпирических правил трассирования автомобильных дорог, и тем самым формализовать эти законы для внедрения в САПР АД.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56

с.

2. Бойков В.Н., Елугачёв М.А., Елугачёв П.А. Применение кривых Безье при трассировании автомобильных дорог. - НиТ в Дорожной отрасли, №3 - 2005, стр. 17-20

3. БабковВ.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1980. - 189 с.

4. ДзенисП.Я., Рейнфельд В.Р. Пространственное проектирование автомобильных дорог. - М.: Транспорт. - 120 с.

5. Елугачев П.А. Опытное трассирование автомобильной дороги с использованием пространственных

3

кривых Безье. Электронный журнал «Исследовано в России», 96, 915-922, 2006. http://

zhumal.ape.relam.ru/articles /2006/096.pdf

6. Бойков В.Н., Шумилов Б.М., Елугачев П.А., Эшаров Э.А. Пространственное трассирование автомобильных дорог: Аспекты математической реализации// Экологические проблемы в транспортнодорожном комплексе: Сб. науч. Тр. / МАДИ (ГТУ); УФ МАДИ (ГТУ): М., 2005, С. 63-75.

7. Бойков В.Н., Елугачев П.А., Крысин П.С. «Актуальность метода пространственного трассирования автомобильных дорог» Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета -№1, 2006 г., С. 145-149.

□ Авторы статьи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елугачёв Павел Александрович

- канд.техн.наук, доц. Томского государственный архитектурностроительного университета E-mail: [email protected]

Катасонов Максим Александрович

- ассистент каф. автомобильных дорог КузГТУ E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.