УДК: 821.511.152 (045) ББК: 83.3 (2р-6 Мо) Б821
Борейкина Татьяна Петровна
аспирант
кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева г. Саранск Boreykina Tatyana Petrovna Post-graduate Chair of Literature Teaching Methods of Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev
Saransk
Пространственно-временная организация пьес В. И. Мишаниной «Ёронь юромста стирня» («Девочка из племени перепёлки») и «Куйгорож» в аспекте создания художественной условности The Arrangement of Time and Space in the Plays "A Girl From a Hemipod "Tribe" and "Kuigorozh" by V. I. Mishanina in the Aspect of Artistic
Convention Creating
Данная статья посвящена художественному времени и пространству как формообразующим категориям художественного мира пьес В. И. Мишаниной. В ней рассматриваются свойства и особенности хронотопа. На основе анализа пьес «Девочка из племени перепёлки» и «Куйгорож» делаются выводы о мишанинской специфике в аспекте создания художественной условности.
The article is dedicated to the artistic time and space as the main categories of the artistic world of plays by V. I. Mishanina. The features and peculiarities of the chronotopos are considered there. Based on the analysis of the plays "A Girl From a Hemipod Tribe" and "Kuigorozh", the conclusions connected with Mishanina's particularity in creating the aspect of artistic convention are made.
Ключевые слова: художественное время, художественное пространство, хронотоп, драматургия.
Key words: artistic time, artistic space, chronotopos, drama.
Художественное время и художественное пространство - важные составляющие литературного произведения, обеспечивающие целостное восприятие отраженной действительности и организующие его мир.
Наряду с понятиями художественного времени и художественного пространства в литературоведении активно используется понятие хронотопа («времяпространство»), которое было введено литературоведом М.М. Бахтиным. Ученый определял хронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в
литературе», утверждая, что «... всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа» [1: 234, 406].
Литературовед А. Б. Есин использует понятия «художественное время» и «художественное пространство», причисляя их наряду с художественными деталями и художественной условностью к элементам и свойствам изображенного мира. Ученый утверждает, что художественная условность (жизнеподобие и фантастика) может существовать только во времени и пространстве, которые, по его мнению, «представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации художественного мира» [2: 97].
В драматическом творчестве В. И. Мишаниной особое внимание заслуживает пространственно-временная организация пьесы «Ёронь юромста стирня» («Девочка из племени перепёлки»). Пространство в этой пьесе не замкнуто. Так, действие пьесы разворачивается в просторной деревенской избе. Однако воображаемые героиней события заставляют нас оказаться не только в этой избе, а во многих местах, находящимися за ее пределами. Начало действия связано с избой, в которой Аню представляет появление отца. Дальнейшие события, связанные с ним, перемещают нас в другое измерение -воображаемое, в котором происходят необъяснимые вещи. О том, что происходящее есть воображение, объясняет следующее: «... Отец переворачивает стол, впереди ставит стул. Аню снимает с кровати покрывало и покрывает перевернутый стол. Действительно, получается что-то похожее на лодку с парусом...» [3: 178].
Так перед читателями и зрителями Аню с отцом оказываются в лодке, в которой они, обнявшись, плывут по озеру. В последующем героиня с другом Антоном оказывается в другом пространстве: «. Путь их загораживают деревья, завалы, густые заросли. Вокруг поют птицы.» [3: 181].
Пройдя через лес, Аню и Антон оказываются на озере, на котором отдыхает Цюрбуря. Драматург описывает место одной фразой: «С озера подает голос лягушка.» [3: 183].
По мнению А. Б. Есина, «по особенностям художественной условности литературное время и пространство можно разделить на абстрактное и
конкретное». Абстрактное, как правило, не имеет «выраженной характерности», оно как пространство «всеобщее» [2: 99].
В пьесе «Девочка из племени перепёлки» пространство конкретное. Оно «не просто «привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям, но активно влияет на всю структуру произведения» [2: 100]. Так, В. И. Мишаниной важно было показать озеро, указав, что «отец стоит в воде по колено» [3: 179]. Лес, через который проходит Аню с Антоном, позволяет охарактеризовать их личностные качества.
Пространство пьесы заполняет множество предметов, которые позволяют составить природу и интерьер, элементы изображенного мира. Каждое пространство имеет свои предметы. Например, в избе стоит елка без игрушек, разрезной шкаф, дверь темного цвета, деревянная кровать, большой стол, два стула, две табуретки, домотканая дорожка [3: 171].
Конкретное пространство в пьесе «Девочка из племени перепёлки» связано с формами конкретизации художественного времени. А. Б. Есин такими формами называет «привязку» действия к реальным историческим ориентирам» и «точное определение «циклических» временных координат: времен года и времени суток» [3: 100].
Первая форма конкретизации художественного времени находит свое выражение в обозначении описанного дня, о котором сообщает Аню: «... Вот пришел этот день, двадцать пятое декабря.». О наличии второй формы свидетельствует точное определение времени года: «И снега выпало много» [3: 172].
Показателем художественного пространства является заполняющие его предметы, у художественного времени - это интенсивность событий. А.Б. Есин выделяет три возможных варианта интенсивности времени: среднюю; увеличенную, когда возрастает количество событий на единицу времени; уменьшенную, когда насыщенность событиями минимальная [2: 102].
В пьесе «Девочка из племени перепёлки» интенсивность времени увеличенная. Конкретное время в пьесе ограничено, все события происходят в течение одного дня - двадцать пятого декабря, тем не менее, количество событий возрастает. Мать застает Аню дома, узнает о ее сне, сказке, которую
сочинила, игра Аню, драка с соседом Антоном, приход мамы и долгожданное появление отца. У В.И. Мишаниной в данной пьесе повышенная насыщенность художественного пространства сочетается с повышенной интенсивностью времени.
Еще одним примечательным свойством художественного пространства в пьесе «Девочка из племени перепёлки» является переход из воображаемого в реальное и обратно. Переход в реальный мир сопровождается стуком: «... Раздается стук в дверь. Аню, услышав стук, встрепенулась, смотрит на темную дверь. Спохватывается, подбегает к отцу и Анне Ванне. быстро заталкивает в шкаф, за ними исчезает и сама... Стук прекращается, открывается дверь и входит Анна Ванна.» [3: 177].
При похожих обстоятельствах стук матери также возвращает Аню в реальный мир: «Стук становится сильнее. Девочка спохватывается. хватает за рукав Антона и заталкивает его в шкаф. Аню подбегает к двери, открывает ее. Входит мать...» [3: 184].
Переход в воображаемое происходит через дверцы шкафа, который считается особенным, «в нем живет сказка, а также все то, что рождается в голове девочки» [3: 171].
Литературное время и пространство в пьесе некоторым образом наделено еще одним свойством - дискретностью (прерывностью). Так, мы узнаем, что описанному дню предшествовало одно событие, а именно: в прошлом году мама сказала Аню, что на будущий год в это же время вернется отец. Пьеса не воспроизводит весь временной поток этого года, а лишь описывает один день, отличающийся художественно значимыми событиями.
Дискретность, переход из воображаемого в реальное, повышенная насыщенность художественного пространства и времени позволяет говорить о своеобразной пространственно-временной организации пьесы «Девочка из племени перепёлки».
Индивидуальна и самобытна пространственно-временная организация изображенного мира пьесы «Куйгорож». Художественное время и пространство в пьесе подразделяются на абстрактное и конкретное. Пространственная организация пьесы конкретна - помещение деревенского
дома (велень кудботма). Все события происходят в доме героев (единство действия), что не может не влиять на структуру пьесы. Художественное пространство заполнено предметами: посередине стол (кучкаса моркшс), на нем деревянная солонка (лангсонза шуфтонь салдоркс), на полке деревянная и глиняная посуда (лавця лангса шуфтонь и сёвонень кядьгонят), на стене висит сито (стенати повфтаф сивтем), на правой стороне печь (види ширеса пянакуд). Перечисленные предметы позволяют представить интерьер, составить представление о мире, в котором живут герои пьесы (Пята и Сюмерьге) и согласится с драматургом, что представлена действительно деревенская изба со всеми «представительскими атрибутами». Некоторые предметы, как например, деревянная солонка, деревянная и глиняная посуда, позволяют некоторым образом отнести действие пьесы в далекое прошлое.
Временная организация пьесы «Куйгорож» несколько отличается от пространственной. Так, художественное время носит абстрактный характер, т. е. «не имеет выраженной характерности и поэтому не оказывает никакого влияния на художественный мир произведения: не определяет характер и поведение человека, не связано с особенностями действия, не задает никакого эмоционального тона» [2: 99]. Действие пьесы В. И. Мишанина обозначила как давние времена: «Тевсь моли кунардонь пингть» [4: 126].
В пьесе художественное время обладает свойством дискретности. Так, с того момента, как Пята принес яйцо и Сюмерьге начала высиживать его, прошло шесть недель - «кота недялят тячи топодсь» [4: 134]. Временная дискретность позволяет драматургу опустить незначительные моменты, связанные с шестью неделями, и позволяет воспроизвести лишь заметные события, а именно появление куйгорожа.
Прерывность художественного времени используется в пьесе довольно часто. Поэтому следующий значимый фрагмент в пьесе обозначен словами: «Тевсь моли од кудса» [4: 136] («Дело идет в новом доме»).
События в пьесе «Куйгорож» происходят постепенно и постоянно, но их количество не возрастает (как при увеличенной интенсивности времени), поэтому заполненность времени событиями средняя, «нормальная».
В пьесе наблюдаются отношения между реальным и художественным временем. Поэтому важно определить тип художественного времени, что «во многом определяет темповую организацию произведения, что, в свою очередь, обусловливает характер эстетического восприятия, формирует субъективное читательское время» [2: 103]. А. Б. Есин выделяет три типа художественного времени - бессобытийного («нулевого»), хроникально-бытового, событийно-сюжетного. По мнению литературоведа, реальное время в некоторых случаях может равняться нулю, например, при описаниях. Такое время называется бессобытийным. Событийное время внутренне неоднородно, поэтому подразделяется на событийно-сюжетное, в котором события и действия существенно меняют или человека, или взаимоотношения людей, или ситуацию в целом и на хроникально-бытовое, которое рисует картину устойчивого бытия, т. е. действия и поступки повторяются изо дня в день, из года в год.
В пьесе «Куйгорож» время носит событийно-сюжетный характер. Иначе говоря, в ней происходят события, которые меняют и человека, и взаимоотношения людей, и ситуацию в целом. Таким человеком в пьесе выступает не один персонаж, а два - Пята и Уняжа. События, связанные с характерными изменениями обоих персонажей связаны с появлением куйгорожа, который изменил и отношение этих людей друг другу. Этот же персонаж (куйгорож) изменил ситуацию - устойчивый быт, повторяющийся для Пяты изо дня в день. Об этом можно судить благодаря роли повествователя (азондысь), рассказ которого создает впечатление размеренного, медленного темпа: «Сиредсь Пята, сиредсь, мезе тият. Пяк ни эрязста ковсь и шись полафнихть фкя-фкянь. А идняц-ажаняц стаки ашезь шача. Мезевок аф тият, тяфта ни лиссь.» [4: 126] («Состарился Пята, состарился, что поделать. Слишком быстро летит время. А ребенка так и не родила. Ничего не поделаешь, такая жена досталась .»).
Драматург не воспроизводит устойчивый уклад жизни героя, а лишь вводит в небольшой экскурс и благодаря динамичным событиям событийное время принимает вид событийно-сюжетный.
Так, свойства художественного времени и пространства - временная дискретность, событийно-сюжетное время, абстрактное время и конкретное
пространство организуют пространственно-временную форму пьесы «Куйгорож».
Библиографический список
1. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 234, 406.
2. Есин, А. Б. Принципы и приемы литературного произведения / А.Б. Есин. - М. : Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
3. Мишанина, В. И. Девочка из племени перепёлки : пьеса / В. И. Мишанина // Венок родной земли : пьесы финно-угорских драматургов России / сост. и ред. А. В. Попов. -Сыктывкар : Издательство «Эском», 2008. -С. 171-189.
4. Мишанина, В. И. Вальмафтома куд : повесть, азкст, пьесат / В.И. Мишанина. -Саранск, 2002. - С. 126-150.
5. Щанкина, В. И. Мокшень-рузонь валкс - Русско-мокшанский словарь / В.И. Щанкина. - Саранск, 1993. - 448 с.
Bibliography
1. Bakhtin, M. M. Forms of Time and Chronotopos in a Novel. Essays About Historical Poetics / M. M. Bakhtin // Quetions of Literature and Aesthetics. - Moscow: Khudozhestvennaya Literatura, 1975. - Р. 234, 406.
2. Esin, A. B. Principles and Devices in Fiction / A. B. Esin. - Moscow: Flinta, Nauka, 2000.
- Р. 248.
3. Mishanina, V. I. A Girl From a Hemipod Tribe: Play / V. I. Mishanina. The Crown of Native Land: Plays of Finno-Ugric Playwrights / Edited by A.V. Popov. - Syktyvkar: Eskom, 2008.
- Р.171-189.
4. Mishanina, V. I. The House Without Windows: Novels, Stories, Plays / V. I. Mishanina. -Saransk, 2002. - P. 126-150.
5. Shankina, V. I. Moksha-Russian Dictionary - Russian-Moksha Dictionary / V. I. Shankina.
- Saransk, 1993. - 448 p.