Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (ПИИ) / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потоцкая Татьяна Ивановна

Исследование посвящено выявлению отраслевых и пространственных особенностей функционирования транснационального бизнеса в России. Автор использовал два аналитических подхода: основанный на анализе потоков и характере прямых иностранных инвестиций; и базирующийся на работе с материалами о деятельности отдельных транснациональных компаний; дана характеристика каждого из них; выделены достоинства и недостатки их применения; сделан вывод о целесообразности совместного их использования для продуктивного экономико-географического анализа иностранной транснациональной деятельности в России. Для решения поставленной задачи была создана база данных по 100 крупнейшим нефинансовым иностранным компаниям, работающим в России, содержащая сопоставимую информацию обо всех компаниях: специализация, страна регистрации, место расположения головного офиса в России, количество филиалов и место их расположения в России, количество собственных предприятий и место их расположения в России, наличие образовательной деятельности и место ее локации, наличие исследовательской деятельности и место ее локации, стоимость чистых активов, объем выручки. На данной основе составлены рейтинги компаний по каждому из перечисленных количественных показателей и выделены крупнейшие из них; определена география их регистрации, подчеркнута их принадлежность к экономически развитым и странам с переходной экономикой; выявлена отраслевая структура их деятельности, подчеркнуто лидерство: электроники, пищевой промышленности, фармацевтики, автомобилестроения, розничной торговли; дана характеристика деятельности компаний в рамках каждой отрасли с констатацией числа занятых компаний, страновой принадлежности, локации производственной, научно-исследовательской, образовательной видов деятельности. Выделены группы компаний по их отношению к работе в России в условиях экономических и политических санкций: компании, заявившие о своем полном уходе из России; компании, приостановившие реализацию инвестиционных проектов, маркетинговых компаний, закрытии части производств; компании, не планирующие остановку деятельности в России. Выявлена корреляция между типом поведения иностранной компании в России, с одной стороны, и отраслевой структурой ее деятельности и географией регистрации, с другой. Обозначены причины корреляции: совпадение специализации фирмы с санкционным списком товаров, соответствие страны регистрации фирмы и страны-инициатора санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL AND SECTORAL ASPECTS OF FOREIGN TRANSNATIONAL BUSINESS OPERATION IN RUSSIA

The study is devoted to the identification of sectoral and spatial features of the functioning of transnational business in Russia. The author used two analytical approaches: the one based on the analysis of flows and the nature of foreign direct investment and the other based on work with materials on the activities of individual transnational companies. Both approaches are described; the advantages and disadvantages of their application are identified; joint use of these approaches is shown to be beneficial for a productive economic and geographical analysis of foreign transnational activities in Russia. The author created a database of 100 largest non-financial foreign companies operating in Russia, which contains comparable information about all the companies: specialization, country of registration, location of the head office in Russia, number of branches and their location in Russia, number of the company’s own enterprises and their location in Russia, whether and where the company conducts educational activities, whether and where the company conducts research activities, the value of net assets, and the amount of revenue. Based on this, the companies were ranked according to each of the listed quantitative indicators and the largest of them were identified; the geography of their registration was determined, their belonging to economically developed countries and countries with economies in transition is noted; the sectoral structure of their activity was identified, the leadership of electronics, food industry, pharmaceuticals, automotive industry, and retail trade is shown; the activities of the companies within each industry are described, with a statement of the number of the employed with the companies, country affiliation, and the location of production, research, and educational activities. The companies were grouped according to their attitude to work in Russia under economic and political sanctions: companies that have announced their complete withdrawal from Russia; companies that have suspended the implementation of investment projects, marketing campaigns, closed part of of part of their production facilities; companies that do not plan to cease their operation in Russia. A correlation has been revealed between the type of behavior of a foreign company in Russia, on the one hand, and the sectoral structure of its activities and the geography of registration, on the other. The reasons for the correlation are indicated: a situation when the company's specialization falls under the sanctions list of goods or when the company is registered in a country being the initiator of the sanctions.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Научная статья УДК 914/919

doi: 10.17072/2079-7877-2022-3-19-34

ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Татьяна Ивановна Потоцкая

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

ptismolensk@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6746-8466, Scopus Author ID: 56502278600, SPIN-код: 78338757

Аннотация. Исследование посвящено выявлению отраслевых и пространственных особенностей функционирования транснационального бизнеса в России. Автор использовал два аналитических подхода: основанный на анализе потоков и характере прямых иностранных инвестиций; и базирующийся на работе с материалами о деятельности отдельных транснациональных компаний; дана характеристика каждого из них; выделены достоинства и недостатки их применения; сделан вывод о целесообразности совместного их использования для продуктивного экономико-географического анализа иностранной транснациональной деятельности в России. Для решения поставленной задачи была создана база данных по 100 крупнейшим нефинансовым иностранным компаниям, работающим в России, содержащая сопоставимую информацию обо всех компаниях: специализация, страна регистрации, место расположения головного офиса в России, количество филиалов и место их расположения в России, количество собственных предприятий и место их расположения в России, наличие образовательной деятельности и место ее локации, наличие исследовательской деятельности и место ее локации, стоимость чистых активов, объем выручки. На данной основе составлены рейтинги компаний по каждому из перечисленных количественных показателей и выделены крупнейшие из них; определена география их регистрации, подчеркнута их принадлежность к экономически развитым и странам с переходной экономикой; выявлена отраслевая структура их деятельности, подчеркнуто лидерство: электроники, пищевой промышленности, фармацевтики, автомобилестроения, розничной торговли; дана характеристика деятельности компаний в рамках каждой отрасли с констатацией числа занятых компаний, страновой принадлежности, локации производственной, научно-исследовательской, образовательной видов деятельности. Выделены группы компаний по их отношению к работе в России в условиях экономических и политических санкций: компании, заявившие о своем полном уходе из России; компании, приостановившие реализацию инвестиционных проектов, маркетинговых компаний, закрытии части производств; компании, не планирующие остановку деятельности в России. Выявлена корреляция между типом поведения иностранной компании в России, с одной стороны, и отраслевой структурой ее деятельности и географией регистрации, с другой. Обозначены причины корреляции: совпадение специализации фирмы с санкционным списком товаров, соответствие страны регистрации фирмы и страны-инициатора санкций.

Ключевые слова: экономическая география, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), транснациональные компании, Россия

Для цитирования: Потоцкая Т.И. Пространственно-отраслевые аспекты деятельности иностранного транснационального бизнеса в России // Географический вестник = Geographical bulletin. 2022. № 3(62). С. 19-34. doi: 10.17072/2079-7877-2022-3-19-34.

© Потоцкая Т.Н., 2022

ECONOMIC, SOCIAL AND POLITICAL GEOGRAPHY

Original article

doi: 10.17072/2079-7877-2022-3-19-34

SPATIAL AND SECTORAL ASPECTS OF FOREIGN TRANSNATIONAL BUSINESS OPERATION IN RUSSIA

Tatyana I. Pototskaya

Smolensk State University, Smolensk, Russia

ptismolensk@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6746-8466, Scopus Author ID: 56502278600, SPIN-code: 78338757

Abstract. The study is devoted to the identification of sectoral and spatial features of the functioning of transnational business in Russia. The author used two analytical approaches: the one based on the analysis of flows and the nature of foreign direct investment and the other based on work with materials on the activities of individual transnational companies. Both approaches are described; the advantages and disadvantages of their application are identified; joint use of these approaches is shown to be beneficial for a productive economic and geographical analysis of foreign transnational activities in Russia. The author created a database of 100 largest non-financial foreign companies operating in Russia, which contains comparable information about all the companies: specialization, country of registration, location of the head office in Russia, number of branches and their location in Russia, number of the company's own enterprises and their location in Russia, whether and where the company conducts educational activities, whether and where the company conducts research activities, the value of net assets, and the amount of revenue. Based on this, the companies were ranked according to each of the listed quantitative indicators and the largest of them were identified; the geography of their registration was determined, their belonging to economically developed countries and countries with economies in transition is noted; the sectoral structure of their activity was identified, the leadership of electronics, food industry, pharmaceuticals, automotive industry, and retail trade is shown; the activities of the companies within each industry are described, with a statement of the number of the employed with the companies, country affiliation, and the location of production, research, and educational activities. The companies were grouped according to their attitude to work in Russia under economic and political sanctions: companies that have announced their complete withdrawal from Russia; companies that have suspended the implementation of investment projects, marketing campaigns, closed part of of part of their production facilities; companies that do not plan to cease their operation in Russia. A correlation has been revealed between the type of behavior of a foreign company in Russia, on the one hand, and the sectoral structure of its activities and the geography of registration, on the other. The reasons for the correlation are indicated: a situation when the company's specialization falls under the sanctions list of goods or when the company is registered in a country being the initiator of the sanctions.

Keywords: economic geography, foreign direct investment, transnational companies, Russia

For citation: Pototskaya T.I. (2022). Spatial and sectoral aspects of foreign transnational business operation in Russia. Geographical Bulletin. No. 3(62). Pp. 19-34. doi: 10.17072/2079-7877-2022-3-19-34.

Введение

Деятельность транснациональных компаний - один из основных механизмов функционирования современной мировой экономики, обеспечивающий эффективность работы большинства национальных экономик мира, исходя из чего исследование любых проявлений транснационализации, в том числе и географических, является востребованными. Кроме того, деятельность иностранных компаний в России создает дополнительный фактор стимула / сдерживания экономического и территориального развития. Иностранные компании, принося новые технологии производства, продвижения, потребления определенных товаров и услуг, в случае выведения бизнеса из страны (что и происходит в условиях постоянного увеличения числа политических и экономических санкции против российского бизнеса) не только создают потребительский вакуум, но и, освобождая экономическую нишу, стимулируют, с одной стороны, правительство России на создание привлекательной бизнес-среды для национального капитала в конкретном виде экономической деятельности, что, с другой стороны, обусловливает его активизацию (импортозамещение).

Другими словами, современное российское общество живет в то время, когда создается

и новая экономика, и новая ее география. При этом основные факторы, которые к этому приводят, - внешние. Соответственно, цель исследования - попытаться понять, функционирование каких отраслей национальной экономики России связано с иностранным бизнесом, насколько широка его география и какова позиция иностранных компаний по отношению к работе в России в условиях экономических и политических санкций. Анализ данной проблемы позволяет прогнозировать рассматриваемое явление.

Материалы и методы исследования

Как было отмечено ранее, транснационализация мировой экономики - одно из основных условий успешного развития любой национальной экономики в современном мире. На этой основе в рамках отечественной экономической географии сформировалось отдельное научное направление, которое часто называют «корпоративной географией». Не останавливаясь на характеристике содержания данной научной области, отметим, что при исследовании географии транснационального бизнеса наиболее часто используются два подхода.

Первый основан на анализе потоков и характера прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и предполагает работу на национальном (страновом) и районном территориальных уровнях. Наиболее значимые работы в данной области связаны с изысканиями Н.С. Мироненко, П.Ю. Фомичева [6], Д.Н. Самусенко [7; 8], Л.М. Синцерова [9] и др.

Второй базируется на анализе материалов о деятельности отдельных транснациональных компаний и предполагает работу на локальном территориальном уровне, который, в свою очередь, дает возможность анализа исследуемого явления на любом территориальном уровне. Наиболее значимые работы в данной области связаны с изысканиями Н.А. Слуки [10; 11], М. Пильки [11], Е.А. Гречко [1] и др.

Для глубокого продуктивного экономико-географического анализа иностранной транснациональной деятельности в России целесообразно использовать оба подхода. В этой области научных исследований есть удачные примеры применения такой методической комбинации; в первую очередь, это работы А.В. Кузнецова [5], О.В. Кузнецовой [2; 3; 4].

Каждый из перечисленных подходов имеет как достоинства, так и недостатки. Основными преимуществами использования подхода, базирующегося на исследовании ПИИ, являются: достоверность статистики, так как она основана на данных платежного баланса каждого государства, и, как следствие, её территориальная всеохватность, открытость и постоянная актуализация. Именно поэтому академические изыскания географии транснациональной деятельности на основе ПИИ являются наиболее распространенными. Вместе с тем статистика ПИИ не позволяет «отсечь» ту их часть, которая существенно искажает полученные на ее основе географические выводы - «фантомные инвестиции». Они, по сути, являются псевдоиностранными прямыми инвестициями. Это не подлинные инвестиции из-за рубежа, а средства инвесторов-резидентов, вложенные на родине через другие страны (как правило, специальные юрисдикции, такие как Кипр, Нидерланды, Нормандские острова, Ирландия, Гонконг, Багамские острова, Виргинские острова, Бермудские острова, Кайманы и др.). Речь идет о так называемых круговых схемах (round-tripping) вывода средств за рубеж с их последующим возвращением под видом иностранных вложений. По мнению финансовых аналитиков, чем больше объем фантомных инвестиций, тем меньше в стране реальных иностранных инвестиций. Это явление характерно для большинства стран мира, в том числе и для России, где они формируют по разным оценкам от 25 до 58% ППИ [17]. Наиболее очевидные причины, определяющие значительную долю круговых инвестиций в экономике России: стремление к оптимизации налогов; стремление застраховаться от политических рисков; бегство от неопределенности внутреннего регулирования; возможность скрыть личность бенефициара от властей; сохранность

инвестиции и удобство распределения прибыли. В то же время не учитывать ПИИ, идущие из оффшоров в страну с целью избегания учета круговых инвестиций, не целесообразно, поскольку не все инвестиции из данных территорий можно отнести к фантомным.

В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что одним из недостатков работы с ПИИ при выявлении географических особенностей функционирования транснационального бизнеса является ограниченность территориального масштаба исследования. Официальная статистика по ПИИ не позволяет проводить изыскание на локальном уровне.

Вместе с тем изучение географии транснациональной деятельности на основе информации о транснациональных компаниях (ТНК) лишено перечисленных недостатков, связанных с аналитикой ПИИ. Априори, информация о работе конкретной компании в конкретной стране предполагает локальный уровень и открытую информацию (если компания торгуемая). В силу того, что большинство крупных ТНК - торгуемые, при проведении исследования есть смысл отталкиваться от материалов именно по ним. Однако использование данного подхода требует от исследователя кропотливости, последовательности и даже креативности, необходимых для составления консолидированной базы данных по крупным иностранным компаниям, работающим в пределах определенного государства, поскольку таких готовых баз данных нет.

Различные деловые издания пытаются их создавать. В нашей стране наиболее известная ежегодно обновляемая база - это «Рейтинг Форбс / Forbes 50 крупнейших иностранных компаний в России» [14]. В него включены компании, более чем на 50% принадлежащие иностранным владельцам. Не включают в базу банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании ввиду их существенных отличий от торговых и промышленных компаний в бизнесе и бухгалтерском учете. Не включаются и компании, деятельность которых сводится к управлению активами. Основные характеристики компаний, входящих в данный список, - время начала работы в России, объем выручки и его динамика в сравнении с предыдущим годом. За основу оценки выручки взяты сведения, официально предоставленные компаниями, их годовые отчеты с консолидированной выручкой российских активов, данные, представленные в системе СПАРК. При отсутствии официальной информации берется расчетная оценка, основанная на данных о финансовом положении головной компании и подразделений.

Учитывая очевидную информационную недостаточность данного рейтинга, его можно рассматривать скорее как отправную точку для проведения исследования. Попыткой расширить спектр изучаемых крупных иностранных компаний, работающих в России, можно считать рейтинг аналитического департамента компании White Sq uare Journal «100 крупнейших иностранных компаний в России» [15]. По сравнению с рейтингом Форбс, он содержит и большее количество компаний (100 вместо 50), и большее количество показателей: указаны страновая принадлежность и специализация компании в России.

Дальнейшее расширение базы данных возможно за счет включения в нее таких показателей, как место расположения головного офиса в России; количество филиалов и место их расположения в России; количество собственных предприятий (производственных / торговых) и место их расположения в России; наличие образовательной деятельности и место ее локации; наличие исследовательской деятельности и место ее локации; стоимость чистых активов по каждой анализируемой компании. Существует целый ряд Интернет -ресурсов, которые содержат информацию такого рода [12; 18; 19] и др. Используя их, можно получить вполне репрезентативную выборку, позволяющую ответить на Традиционные экономико-географические вопросы «что, где и почему?». В контексте заявленной темы

это: какие виды экономической деятельности в рамках иностранного транснационального бизнеса формируются в России, на территории каких субъектов РФ и площадках это происходит и какие факторы этому способствуют?

Таким образом, перечисленные подходы, применяемые при выявлении географических аспектов иностранной транснациональной деятельности на территории России, решают разные задачи. Статистика по ПИИ позволяет, во-первых, определить в целом объем иностранных финансовых средств, инвестируемых в экономику России; во-вторых, увидеть распределение их по странам-донорам и на этой основе сделать предварительную оценку объема и доли «фантомных инвестиций»; в-третьих, выявить субъекты РФ, наиболее активно принимающие инвестиции.

В свою очередь, база данных по иностранным ТНК, действующим в России, позволяет выявить виды экономической деятельности, наиболее привлекательные для иностранного бизнеса (специализация компании в стране приема может значительно отличаться от специализации этой же компании в стране-регистрации), и степень приоритетности каждого из них. Более того, она дает возможность скорректировать географическую информацию, полученную на основе ПИИ, определив, во-первых, компании, реально работающие в стране, и соответственно перечень стран-доноров, реально инвестирующих в ее экономику, и степень их активности; во-вторых, выявив не только субъекты РФ, но и отдельные площадки локации компаний в их пределах, что облегчает поиск ответа на вопрос о факторах размещения.

В данном исследовании приоритет отдан подходу, основанному на анализе материалов о деятельности отдельных ТНК, поскольку, акцентируя внимание на локальный территориальный уровень, он показывает реальную географию изучаемого явления. Вместе с тем для проверки объективности полученных результатов автором использовался и подход, основанный на анализе потоков и характера ПИИ.

Результаты исследования

Составленная автором база данных (100 крупнейших иностранных нефинансовых компаний), хотя и не дает возможность выявить все общие и географические особенности функционирования иностранного транснационального бизнеса в России (в силу ограниченности выборки), все же позволяет увидеть и обозначить главные закономерности как общего, так и пространственного характера.

Ее анализ показал, что совокупная выручка иностранных компаний, действующих в России, формируют 7,5% ВВП страны, или 29% ПИИ (2019 г. - по методике платежного баланса). Они зарегистрированы в 16 странах, большинство из которых относится к экономически развитым (табл. 1). Исключением можно считать только соседей России -Латвию и Китай, относящихся к странам с переходной экономкой. Ряд компаний-лидеров мировых отраслевых рынков работают в нашей стране через свои дочерние подразделения. Например, «Эппл» или «Кока-Кола», будучи американскими компаниями, работают в России через свои подразделения в Нидерландах и Швейцарии, соответственно.

В то же время географический анализ ПИИ в Россию (остатки по странам-инвесторам по видам экономической деятельности, 2020) [16] выявил 127 стран и территорий, инвестирующих в национальную экономику России. Самые крупные инвесторы - Кипр (29% общего объема ПИИ), Нидерланды (11%), Люксембург (10%), Бермуды (7%), Ирландия (5%), Багамы (5%), Великобритания, Швейцария, Франция, Германия (по 4%), Виргинские острова, Джерси (по 2%), остальные страны - по 1%. Очевидно, лидерство принадлежит оффшорам, через которые проходят упомянутые ранее фантомные инвестиции, не учитываемые в данном исследовании. Однако перечень остальных стран-лидеров соответствует перечню, выделенному на основе использования авторской базы данных по ТНК (табл. 1).

Таблица 1

Страны регистрации крупнейших иностранных компаний, работающих в России. Составлено и рассчитано автором Registration countries of the largest foreign companies operating in Russia. Compiled and calculated by the author

Страна Число компаний Число видов деятельности Число собственных предприятий Число филиалов в РФ Выручка, млрд, руб Стоимость чистых активов, млрд, руб

США 25 12 1021 778 1464,4 291,6

Германия 14 6 579 321 1448,1 230,1

Япония 14 5 14 113 980,4 176,2

Франция 9 7 380 526 1261,9 212,4

Великобритания 6 5 15 438 450,5 125,4

Р.Корея 4 2 4 140 738,8 131

Швейцария 4 3 23 70 358,5 50,3

Дания 3 3 89 151 99,7 62,7

Италия 3 2 8 11 105,6 66,1

Нидерланды 3 2 97 50 382,3 46,1

Финляндия 3 3 10 25 139,5 129

Испания 2 2 85 63 103,8 12,2

Швеция 2 2 4 71 310,9 23,1

Бельгия 1 1 14 114 66 18

Китай 1 1 - 18 127,7 15

Латвия 1 1 - 1 72,4 1,7

Всего 95 15 2343 2890 8110,5 1590,9

Некоторые компании, имеющие длительную историю работы в нашей стране, начинали свою деятельность еще в период существования Российской империи, это - «Басф» (Германия), «Филипс» (Нидерланды) и др. Ряд компаний начали свою деятельность в период существования СССР - «Фереро» (Италия), «ДХЛ» (Германия), «Ниппон» (Япония) «Пепсико», «Ксерокс», «Эббот Лэбораторис» (США), «Шнейдер Электрик» (Франция) и др. Вместе с тем большая часть компаний появилась в России в постсоветский период.

Выявление отраслевой структуры функционирования иностранных компаний в России на основе использования статистики по прямым иностранным инвестициям позволяет выделить 21 укрупненную группу видов экономической деятельности, из которых наиболее привлекательными для иностранного бизнеса являются: добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность, торговля (оптовая и розничная), финансовая и страховая деятельности. На них приходится 23, 21, 17 и 13% ПИИ в России, соответственно (2020 г.) [16]. В свою очередь, в добыче полезных ископаемых лидирует добыча топливно-энергетических ресурсов, а в обрабатывающей промышленности -пищевая и табачная, химическая и фармацевтика, металлургия, автомобилестроение.

Вместе с тем определение отраслевой структуры деятельности иностранных компаний на основе анализа материалов о деятельности отдельных транснациональных компаний (база данных по крупнейшим иностранным компаниям в России) показал, что они вовлечены в 16 видов экономической деятельности (табл.2). При этом наибольшее число компаний работают в сфере электроники (15% совокупного числа исследуемых компаний, 12% совокупной выручки компаний, 11% совокупных чистых активов); пищевой промышленности (15, 12, 18%, соответственно), розничной торговли (13, 15, 15%), автомобилестроении (14, 24, 14%), фармацевтики (8, 4, 7%) и др. В то же время есть такие виды деятельности, которые привлекают небольшое число иностранных компаний, но при этом лидируют по отдельным совокупным показателям. Например, табачная отрасль, в

которой занято всего 4 компании (из авторской базы данных), формирует 12% совокупной выручки, или электроэнергетика, в которой занято всего 2 компании, формирующих 10% совокупных чистых активов. Однако если рассматривать каждую компанию как совокупность головной компании и принадлежащих ей производственных и торговых подразделений, то по очевидным причинам на ведущие позиции по числу работающих в их составе предприятий войдут розничная торговля (41% всех компаний), общественное питание (37%) и логистика (9%).

Таблица 2

Виды экономической деятельности крупнейших иностранных компаний, работающих в России.

Составлено и рассчитано автором Types of economic activity of the largest foreign companies operating in Russia.

Compiled and calculated by the author

Вид экономической деятельности Число компаний Число стран Число собственных предприятий Число филиалов в РФ Выручка, млрд, руб Стоимость чистыа активов, млрд, руб

Электроника 14 6 113 119 1 005,1 170,2

Пищевая 14 8 99 543 1213,4 282

Розничная торговля 12 7 958 666 1 245,5 245,3

Автомобилестроение 13 6 17 235 1952,5 223,8

Фармацевтика 8 6 11 126 331,1 113

Информационные технологии 6 2 2 14 114,3 22,8

Машиностроение 4 3 11 63 202 66,1

Потребительские товары 5 3 11 102 281,8 44,2

Химическая 5 4 26 39 218,4 56,7

Табачная 4 3 11 279 939,0 103,5

Деревообработка 2 2 7 35 306,7 55,1

Логистика 2 3 206 84 21,4 1,4

Общепит 2 1 860 295 105,9 33,9

Электроэнергетика 2 2 14 27 131,7 157

Добыча нефти и газа 1 1 4 300 102,3 20

Стекольная 1 1 1 1 5,4 2,7

Таким образом, сопоставляя оба подхода в исследовании иностранной экономической деятельности на территории России, можно сказать, что отраслевая структура их функционирования определяется вовлеченностью, в первую очередь, в пищевую и табачную промышленности, торговлю, автомобилестроение, фармацевтику. По этим факторам использованные подходы совпадают. Однако есть и отличия, связанные с лидирующими позициями, с одной стороны, финансовой и страховой деятельностью (подход на основе ПИИ) и электроники (подход на основе ТНК), с другой стороны. Эти отличия связаны с тем, что при составлении базы данных по иностранным компаниям, работающим в России, автор не включил в нее финансовые копании (в силу очевидности их географии). Аутсайдерские / лидирующие позиции электроники связаны, по всей видимости, с высоким уровнем локализации данной отрасли в стране.

Соответственно, самыми крупными иностранными компаниями, работающими в России, являются компании, занятые в перечисленных видах деятельности (рис. 1): табачная («Филипп Моррис», «Джапан Тобакко»); розничная торговля («Леруа Мерлен», «Ашан», «Метро Групп»); автомобильная («Фольксваген», «Рено», «Тойота Моторс»); электроника «(Эппл», «Самсунг электроникс»); пищевая («Пепсико») и др.

PepsiCo (США) Kia Motors (Р. Корея) Metro Group (ФРГ) IKEA (Нидерланды) Samsung Electronics (Р. Корея) Toyota Motor (Япония) Apple (Нидерланды) Auchan (Франция) Groupe Renault (Франция) Japan Tobacco International (Япония) Volkswagen (ФРГ) Leroy Merlin (Франия) Philip Morris (США)

26

69

9,1

37

31

24

.64,2

15,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31

23

61

217,6 221,3 ■ 230,6 245,6 246 263,9 266,3 273,7 310 311,8 319,7 347,2 359,5

Рис. 1. Рейтинг иностранных компаний, работающих в России по объему выручки и стоимости чистых активов,

млрд руб., 2019 г.

Fig. 1. Rankings of foreign companies operating in Russia by revenue and net asset value, billion rubles, 2019 Примечание: Синим цветом показаны объемы выручки, коричневым цветом - величина стоимости чистых активов.

Note: Blue color shows revenues, brown color - the net asset value.

Однако необходимо отметить, что многие иностранные компании, обладая производственной специализацией, реализуют в России только торговую функцию, ориентированную на продвижение товара, произведенного ими в других странах. Таких компаний много в сфере электроники и информационных технологиях - «Эппл», «Хьюлетт-Паккард», «Оракл» (США), «Нокиа» (Финляндия), «Кэнон», «Фуджифильм», «Шарп» (Япония); автомобилестроении - «Хонда» (Япония); потребительских товарах - «Колгейт-Палмолив», «Эсте Лаудер» (США). Есть компании, которые работают на контрактной основе, предоставляя свои технологии / детали для производства товара российским производителям: сборка автомобилей «БМВ» в Калининграде; производство телевизоров «Сони» в Твери; производство оборудования компании «Циско» в Зеленограде и Твери; производство лекарств «Пфайзер»: вакцины для профилактики пневмококковой инфекции в Подольске, препаратов для лечения ревматоидного артрита в Санкт-Петребурге, препаратов для лечения онкологических заболеваний в Уфе; производство сахароснижающих препаратов «Ново Нордиск» в Ростове-на-Дону и др. Данный аспект не учитывался при расчете отраслевой структуры функционирования иностранного бизнеса в России, что связано с быстрым переходом производящей компании от производства к дистрибуции и обратно в пределах конкретных стран.

Каждая отрасль обладает рядом общих и географических особенностей функционирования в России. Так, электроника (14 компаний, 6 стран) - лидер не только по совокупному числу компаний, но и по числу собственных производственных предприятий в России. Все крупные компании стремятся к их созданию. Например, «Самсунг Электроникс» (Республика Корея) изготавливает телевизоры, мониторы, стиральные машины на заводе в Ворсино (Калужская область); «ЛГ Электроникс Рус» (Республика Корея) собирает телевизоры, холодильники, стиральные машины на заводе в Дорохово (Московская область); «Сони» (Япония) производит карты памяти и USB-устройства в Санкт-Петербурге, а видеоигры в Боровске (Калужская область) и др. Кроме того, компании данного вида деятельности ориентированы на научно-исследовательскую деятельность в сфере своих интересов: «Самсунг Электроникс» (Республика Корея) работает над проблемой искусственного интеллекта в научной лаборатории в Москве; «Панасоник Рус» (Япония) открыл в инновационном центре Сколково агролабораторию по тестированию

Экономическая, социальная и политическая география Потоцкая Т.И.

почвенных субстратов, питательных растворов, различных сортов посевного материала; «Интел» (США) занимается развитием глобальных проектов в области программного обеспечения, искусственного интеллекта, машинного зрения, 5G интернета в центрах НИОКР в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде; «Хуавей» (Китай) имеет 2 центра исследований и разработок в Москве и в Санкт-Петербурге и др.

Логистика Добыча нефти и газа Общепит

Информационные технологии Электроэнергетика Химическая Потребительские товары Деревообработка Фармацевтика Машиностроение Табачная Электроника Пищевая Розничная торговля Автомобилестроение

■М ,4

4з 902'3

232>5'9 - 114,3

Ш,757

44? 218,4 44,2 281,8

306,7

331,1

56,

113

118,1

103,5

170,2

264

245,3

171,8

713,5

939,0 - 1 005,1

1 132,4 1 245,5

1 441,0

Рис. 2. Рейтинг видов экономической деятельности, в которых заняты иностранные компаний, работающие в России по объему выручки и стоимости чистых активов, млрд. руб., 2019 г.

Fig. 2. Rankings of economic activities of foreign companies operating in Russia by revenue and net asset value,

billion rubles, 2019

Примечание: Синим цветом показаны объемы выручки, коричневым цветом - величина стоимости чистых активов.

Note: Blue color shows the volume of revenue, brown - the net asset value.

Особенностью пищевой промышленности (14 компаний, 8 стран) является самый высокий уровень локализации (формирование иностранными компаниями собственных производственных мощностей на территории страны-приема бизнеса с использованием местного сырья / деталей), что определяет ее широкую географию. В отличие от узкой географии деятельности большинства иностранных компаний, размещающих свое производство в столичных регионах, компании с данной специализацией разбросаны по всей России. Например, «Пепсико» (США) - крупнейший в стране переработчик картофеля и один из крупнейших переработчиков сырого молока (бренды «Lays», «Домик в деревне», «Агуша», «Фруктовый сад» и др.) имеет 14 собственных заводов, расположенных в Кашире, Новосибирске, Москве, Лебедяни, Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Сочи, Челябинске. «Нестле Россия» (Швейцария) располагает 7 заводами по производству кофе в Тимашевске, детского питания - в Вологде, кормов для домашних животных - в Ворсино, кондитерских изделий - в Перми и Самаре, кубиков и приправ - в Вязниках, готовых завтраков - в Перми. «Марс» (США), владеющий брендами «Snickers», «M&Ms», «Orbit», «Skittles», «Juicy Fruit», «Коркунов» и др., производит их на 10 заводах в Санкт-Петербурге, Ступино, Ульяновске, Новосибирске, Одинцово, Луховицах, Дмитрове, Ростове-на-Дону. «Данон» (Франция) имеет 15 заводов, расположенных в Санкт-Петербурге, Липецке, Владимире, Волгограде, Тихорецке, Лабинске, Самаре, Саранске, Казане, Тюмени, Екатеринбурге, Красноярске, Кемерово, Шадринске, Чехове. «Юнилевер» (Нидерланды) обладает 8 предприятиями - маргариновый завод в Москве, соусная, чаеразвесочная фабрика и парфюмерно-косметическая фабрики в Санкт-Петербурге, пищевая фабрика и завод по производству мороженого в Туле, а также заводы по производству мороженого в Новосибирске и Омске. «Балтика» (Дания) размещает

свои пивоваренные заводы в 8 городах России: Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Хабаровске, Воронеже, Туле, Ярославле, Ростове-на-Дону. «Кока-Кола» (США) владеет 10 заводами в Москве, Истре, Щёлкове, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке и др.

Розничная торговля (12 компаний, 7 стран) - однозначный лидер по совокупному количеству собственных предприятий (поскольку в данном контексте ими считаются магазины) и, как следствие, по географии бизнеса. В свою очередь, эти особенности формируют одну из лидерских позиций отрасли по совокупной выручке. Так, «Леруа Мерлен Восток» (Франция), специализирующаяся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада, имеет 112 магазинов в 66 городах, «Ашан Ритейл Россия» - один из крупнейших операторов розничных сетей владеет 241 магазинами в 73 городах, «ОБИ» (Германия) - международная торговая сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров включает 28 магазинов в 14 городах, «Лего Групп» (Дания) - сеть сертифицированных магазинов («Мир кубиков») обладает 80 магазинами в 22 городах, «Леви Страус» (США) имеет 109 магазинов в 36 городах России и др.

Схожая география деятельности (всеохватность) характерна для всех видов деятельности, связанных с обслуживанием населения. Так, несмотря на небольшое количество компаний, занятых в логистике и общественном питании, широта географии их деятельности впечатляет. Логистика (ориентируется на экспресс-доставку грузов, документов, посылок и почтовых отправлений по стране и миру): «ДХЛ» (Германия) -206 офисов 73 субъектах РФ, «Пони Экспресс» (США) - 126 представительств в 60 субъектах РФ. Общепит: «Макдоналдс» - более 700 ресторанов во всех субъектах РФ, «Старбакс» - более 100 кофеен в 10 городах России и др.

Особенностью автомобилестроения (13 компаний, 6 стран) России можно считать вовлеченность в нее большей части крупнейших мировых автопроизводителей, что формирует лидерство отрасли по совокупной выручке. Это компании Франции («Рено»), Японии («Тойота Мотор», «Ниссан», «Мицубиси Моторс», «Мазда», «Хонда»), Республики Кореи («Киа Моторс», «Хендэ Мотор»), Германии («Фольксваген», «БМВ», «Мерседес-Бенц»), Швеции («Вольво Восток»), США («Дженерал Моторс» ушла из России в 2019 г.). Самой крупной из них по выручке является «Рено», а по стоимости чистых активов -«Тойота Мотор», «Хендэ Мотор» и «Киа Моторс». При этом перечисленные компании можно разделить на четыре группы:

- производящие автомобили на собственных заводах: «Фольксваген» в Калуге и Нижнем Новгороде; «Мерседес-Бенц» в Есипово (Московская область); «Вольво Восток» в Калуге; «Тойота Мотор» в Шушарах (Ленинградская область); «Киа Моторс» в Санкт-Петербурге; «Ниссан» в Парголово;

- фирмы, сотрудничающие с компаниями, производящими автомобили на контрактной основе: «БМВ», «Киа Моторс» - сборка «Автотором» в Калининграде; «Ниссан» -сборка «Рено» в Москве;

- компании, производящие автомобили в России в альянсе с другими автомобильными компаниями («Рено, Автоваз» - Москва, Тольятти, «Мерседес-Бенц» и КАМАЗ -Набережные Челны; «Хендэ Мотор» и «Киа Моторс» - Санкт-Петербург; «Мицубиси Моторс» и «Пежо Ситроен» - Калуга; «Мазда» и «Соллерс Авто» - Владивосток;

- компании, ориентированные только на дистрибуцию автомобилей и их обслуживание («Хонда»).

Фармацевтика (8 компаний, 6 стран) в отличие от других лидирующих отраслей обладает узкой географией. Самая крупная по объему выручки иностранная компания отрасли, работающая в России, - «Байер» (Германия), она производит в Санкт-Петербурге контрастное средство, используемое для диагностической визуализации в компьютерной

томографии. «Новартис Фарма» (Швейцария) производит лекарственные средства для применения в области кардиологии, неврологии, трансплантологии, онкологии, гастроэнтерологии и диабета на заводе в Санкт-Петербурге. «Санофи Россия» (Франция) изготавливает инсулин и лекарство для онкологических больных в Орле. «Эббот Лэбораторис» (США) производит детское питание, диагностическое оборудование, медицинские устройства и фармацевтические препараты на заводах в Вольгинском (Владимирская область), Белгороде и Воронеже. «Глаксосмитклайн» (Великобритания) владеет предприятием в Москве по производству рекомбинантной вакцины против гепатита B, вакцины против гепатита A, вакцины против гриппа. «Ново Нордиск» (Дания) на заводе в Грабцево (Калужская область) производит инсулин. Только «Пфайзер» (США) работает на контрактной основе, сотрудничая с НПО «Петровакс Фарм» (Подольск, МО), НТФФ «Полисан» (Санкт-Петербург), «Фармстандарт-УфаВИТА» (Уфа), что упоминалось ранее.

Машиностроение (общее и тяжелое) (3 компании, 3 страны). Самая крупная компания в отрасли по объему выручки - «Комацу» (Япония), специализирующаяся на производстве одноковшовых экскаваторов в Ярославле и тяжёлых гусеничных экскаваторов в Иваново (СП с «Кранэкс»). Вторую позицию занимает «Шнейдер Электрик» (Франция), которая имеет 5 собственных заводов, производящих электроустановочные изделия, кабеленесущие системы, распределительные щиты, розетки, выключатели и др. (Козьмодемьянск); электрооборудование (Коммунар); цифровые устройства релейной защиты и автоматики (Санкт-Петербург); инверторов для солнечных электростанций (Самара, Москва). «Катерпиллар» (США) выпускает большегрузные самосвалы, гидравлические экскаваторы, а также компоненты к ним на заводе в Тосно (Ленинградская область) и кузова для карьерных самосвалов на заводе в Новосибирске. Для компаний данной отрасли характерно наличие полновесной отраслевой инфраструктуры, в состав которой входят: система профессионального образования, ориентированного на подготовку специалистов, способных управлять производимой техникой и обслуживать ее; сервисные центры, направленные на постпродажное обслуживание; региональные склады запасных частей.

Для химической промышленности (5 компаний, 4 страны) характерен высокий уровень локализации иностранных компаний, хотя широкая география деятельности свойственна только для «Хенкель» (Германия), производящей чистящие и моющие средства, косметику и средства личной гигиены, клеевые материалы на 11 заводах в Москве, Перми, Энгельсе, Тосно, Кочубеевском, Тушнинском, Коломне, Коркино, и «Басф» (Германия), производящей добавки в бетон, гидроизоляционные материалы для подземного строительства, полимерные полы, химические анкеры, депрессорно-диспергирующие присадки для дизельного топлива на 12 заводах в Санкт-Петербурге и Обнинске. Остальные компании имеют ограниченную географию деятельности. «Нокиан Шина» (Финляндия) владеет заводом по изготовлению легковых и внедорожных шин во Всеволожске (Ленинградская область); «Мишлен» (Франция) - по производству шин и их шипованию в Давыдово (Московская область). «Гудиер» (США) утилизирует шины на заводе в Краснодаре.

Табачная промышленность(4 компании, 3 страны) в России развивается усилиями мировых лидеров этой отрасли. Крупнейшей среди них по выручке является «Филипп Моррис» (США), производящая марки сигарет «Parliament», «Marlboro», «Chesterfield», «L&M», «Bond Street», «Оптима» и др, а также системы нагревания табака на собственных заводах в Ленинградской области и Краснодаре. Вторая по выручке - «Джапан Тобакко Интернэшнл» (Япония), занимающаяся обработкой табачного сырья на собственных заводах в Ельце и Санкт-Петербурге, а также производством табачных изделий брендов «Winston», «Camel», «LD», «Петр I», «Русский Стиль», «Тройка», «Наша Прима» и др., на собственных фабриках в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Лидер по чистым активам - «БАТ» (Великобритания). Она специализируется на производстве сигарет марок «Dunhill», «Kent»,

«Vogue», «Rothmans», «Lucky Strike», «Ява» и др., а также устройств для нагревания табака и стики в Санкт-Петербурге. Великобритании принадлежит также «Империал Табакко», изготавливающая табачные изделия брендов «Davidoff», «West», «Максим» и др. на собственном заводе в Волгограде. В силу того, что табачные иностранные компании рассматривают Россию в качестве рынка сбыта произведенной продукции, все они имеют в своей структуре подразделения по маркетингу и продажам, расположенных в большинстве субъектов РФ, что обеспечивает их деятельности широкую географию.

Особенностями деятельности иностранных компаний в сфере информационных технологий (6 компаний, 3 страны) можно считать, во-первых, лидерство компании США («Гугл», «Оракл», «Интел», «Циско»), Финляндии («Нокиа»), Японии («Ниппон»), во-вторых, отсутствие производственной деятельности в России, ориентация на продвижение уже существующих продуктов. Отсюда концентрация в столичных регионах и научных центрах: «Гугл» - реклама, пиар, маркетинг; «Нокиа» - продажа и сопровождение телекоммуникационных решений операторского класса, услуги сопровождения инфраструктуры и сетей операторов связи на основе аутсорсинга; «Оракл» - продажа лицензии и услуг техподдержки программного обеспечения для госорганов и госкомпании России; «Интел» - НИОКР по развитию глобальных проектов в области программного обеспечения, искусственного интеллекта, машинного зрения, 5G и интернета вещей; «Ниппон» - информационные технологии IT продуктов и услуг связи для IT сферы, а также для правительственных учреждений. Исключением является «Циско», не только поставляющая, обслуживающая и технически поддерживающая сетевую инфраструктуру, но и производящая оборудование в Зеленограде и Твери (на контрактной основе).

Деревообработка (2 компании, 2 страны). География данного вида деятельности в рамках иностранного бизнеса в России полностью определяется используемой ресурсной базой. Ведущей компанией по объему чистых активов является «Монди» (Великобритания), которая владеет четырьмя заводами по производству целлюлозы, упаковочной и немелованной бумаги (Сыктывкар), упаковки для продуктов питания, бытовой химии, продуктов сельского хозяйства, медицинских и фармацевтических товаров, табачной продукции, средств личной гигиены (Переславль), гибкой полимерной упаковки (Арамиль), упаковки из гофрокартона (Лебедянь). Крупнейшая компания по объему выручки - «ИКЕА» (Нидерланды), специализирующаяся на производстве и продаже мебели и товаров для дома. Она имеет собственные производства: лесопильное производство (Республика Карелия), лесопильный цех и цех склейки, мебельные фабрики (Тихвин, Есипово, Великий Новгород, Красная Поляна). Произведенная продукция реализуется через собственную торговую сеть (16 магазинов в 12 городах страны).

Электроэнергетика (2 компании, 2 страны). Несмотря на небольшое число иностранных компаний, вовлеченных в электроэнергетику, география их деятельности выделяется «размахом». Так, компания «Энел Россия», 56% акций которой принадлежит итальянской компании «Энел», отвечает за работу Конаковской ГРЭС (Тверская область), Невинномысской ГРЭС и Родниковской ВЭС (Ставропольский край), Среднеуральской ГРЭС (Свердловская область), строящейся Кольской ВЭС (Мурманская область), Азовской ВЭС (Ростовская область). В структуру «Фортум Россия» (Финляндия) входят 9 ТЭС (в Челябинской и Тюменской областях, в том числе Няганская ГРЭС - одна из самых крупных и современных тепловых электростанций России).

Стекольное производство. Представлено деятельностью британской компании Pilkington Glass (с 2006 г. входит в группу Nippon Sheet Glass.)

Все иностранные компании (из составленной базы данных) по их отношению к работе в России в условиях экономических и политических санкций условно можно разделить на три группы. Во-первых, это компании, заявившие о своем полном уходе из

России сразу после начала спецоперации российских войск на Украине и приложившие значительные усилия к реализации этого решения. К ним относится более 30% исследуемых организаций. Деятельность самых крупных из них связана с электроникой - «Эппл» (США), «Самсунг электроникс» (Республика Корея), «Техкомпания Хуавей» (Китай); пищевой промышленностью - «Пепсико Холдингс» (США); табачной - «Бритиш Америкэн Табако» (Великобритания); автомобилестроением - «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (Германия); добывающей промышленностью - «Шелл Нефть» (Великобритания, Нидерланды); ресторанным бизнесом - «Макдоналдс» (США) и др.

В свою очередь, ряд правительственных мер, предпринятых в России, ориентированных на защиту интересов отечественных потребителей товаров, производимых уходящими иностранными компаниями, тормозит процесс их ухода. К таковым можно отнести разрешение параллельного импорта (ввоза оригинальных товаров в страну без разрешения правообладателя), который распространяется более чем на 50 категорий товаров, таких как автомобили и запчасти, фармацевтическая продукция, бытовая техника, смартфоны, железнодорожные локомотивы и подвижной состав, трамваи, устройства и оборудование для железных дорог и др. Более того, поскольку наиболее мобильной, быстро покинувшей страну, была электроника, в России упростили, в первую очередь, ввоз электронных устройств, облегчив процедуру нотификации на указанную технику, которая требуется для всех электронных устройств, поддерживающих криптографические возможности или шифрование.

Но поскольку быстрый массовый уход с любого рынка - это сложная задача (трудности при оценке бизнеса на изолированном рынке, поиск покупателей в условиях санкций, отношения с властями и риск национализации активов и др.), большинство фирм ограничились заявлением о приостановке инвестиционных проектов в России, остановке маркетинговых компаний, закрытии части производств (делая исключение, как правило, для поставок товаров первой необходимости из области здравоохранения и сельского хозяйства). Многие из них, заявляя о приостановке инвестиции и коммерческой деятельности в стране, продолжают производить свою продукцию на собственных заводах в России, объясняя это необходимостью выработать закупленное сырье или продать уже произведенные товары, или выполнить социальные обязательства перед работниками. В этой группе оказалось большинство исследуемых компаний (около 50%). Их деятельность связана с разными видами бизнеса, но самые крупные концентрируются в табачной промышленности -«Филипп Моррис» (США), «Джапан Тобакко» (Япония); автомобильном производстве -«Фольксваген» и «БМВ» (Германия), «Рено» (Франция), «Тойота Моторс» (Япония), «Киа Моторс» и «Хендэ Мотор» (Республика Корея) и др. Вместе с тем стоит отметить, что фирмы, попавшие в данную категорию, по-разному декларируют причину своего намерения свернуть бизнес в России. Кто-то четко указывает политические причины (преимущественно американские и европейские компании); есть компании и их много, которые связывают это со стремлением минимизировать убытки, неизбежно возникающие в результате разрушенной логистики поставок сырья / товаров в условиях санкций (преимущественно азиатские компании, такие как «Тойота Мотор», «Ниссан», «Мазда», «Хендэ Мотор» и др.). Более того, процесс свертывания бизнеса ряд компаний начали еще до начала спецоперации. Например, автомобильный производитель «Дженерал моторс» (США) ушел из России еще в 2019 г., а «Хонда» (Япония) планировала сделать это в 2020 г. и др., поскольку в тот период времени ни СО"УГО, ни экономические санкции против России не способствовали росту доходности иностранных инвестиционных проектов в стране. Некоторые компании в качестве основной причины выхода с рынка называют возможность использования ее продукции в России «не в гражданских» целях («Бош»).

Третья группа - это компании, которые не планируют останавливать деятельность

в России (около 15%). Это, в основном, предприятия занятые в розничной торговле - «Леруа Мерлен» и «Ашан» (Франция), «Метро Групп» и «Гиперглобус» (Германия); пищевой промышленности - «Данон Трейд» (Франция), «Юнилевер» (Нидерланды), «Каргилл» (США), «Бакарди» (Испания), «Барилла» (Италия); автомобилестроении - «Вольво» (Швеция); фармацевтике - «Санофи Россия» (Франция), «Ново Нордиск» (Дания); электронике - «Филиппс» (Нидерланды» и др.

Очевидно, есть определенная корреляция между типом поведения иностранной компании в России, с одной стороны, и ее специализацией (что определятся санкционным списком товаров) и географией регистрации, с другой (совпадает со списком стран -инициаторов санкций).

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, стоит подчеркнуть, что изучение пространственно-отраслевых аспектов функционирования иностранного бизнеса в России возможно с применением двух аналитических подходов: основанного на анализе потоков и характере прямых иностранных инвестиций; и базирующегося на работе с материалами о деятельности отдельных транснациональных компаний. Если первый из них обеспечен открытой статистической базой дынных, то использование второго требует составления базы данных (что и было сделано автором). Ее анализ позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, национальная принадлежность инвесторов, проявляющих интерес к России, определяется тремя группами стран: страны / территории оффшоры, являющиеся во многом источником фантомных инвестиций (искажающие и отраслевую, и географическую структуру деятельности иностранного бизнеса в России и поэтому не учитываемые в данном исследовании), экономически развитые страны (лидерами среди которых являются США, Германия, Япония, Франция, Великобритания) и соседние страны (Китай, Латвия).

Во-вторых, крупные иностранные компании, работающие в России, вовлечены в функционирование 16 видов экономической деятельности. При этом наибольшее число компаний работают в отраслях с высоким уровнем локализации: электроники, пищевой промышленности, розничной торговли, автомобилестроения, фармацевтики, табачной промышленности, электроэнергетики

В-третьих, наряду с производственной / торговой деятельностью многие иностранные компании, работающие в России, вовлечены в научно-исследовательские проекты, как правило, в наукоемких видах экономической деятельности: электронике («Самсунг Электроникс», «Хуавей», «Панасоник Рус», «Интел» и др.) и фармацевтике («Пфайзер», «Глаксосмитклайн» и др.). А также они участвуют в образовательных и консультативных проектах, ориентированных на совместные обучающие программы в рамках взаимодействия с ведущими университетами страны, которые организуют мастер-классы и профессиональные образовательные школы для практикующих специалистов. В большей мере это свойственно машиностроительным и химическим компаниям разной специализации («Вольво Восток», «Комацу СНГ», «Интел», «Шнейдер электрик», «Пфайзер», «Глаксосмитклайн», «Шелл Глобал Солюшнс» и др.). В совокупности, перечисленные особенности позволяют утверждать, что крупные иностранные компании, работающие в России, способствуют не только формированию, но и распространению новых знаний, технологий, умений ими управлять и использовать.

В-четвертых, иностранные компании имеют разные позиции по их отношению к работе в России в условиях экономических и политических санкций: компании, заявившие о своем полном уходе из России сразу после начала спецоперации российских войск на Украине и приложившие значительные усилия к реализации этого решения; компании, заявившие

о приостановке инвестиционных проектов и маркетинговых компаний в России, закрытии части производств; компании, не планирующие остановку деятельности в России. Позиция зависит от специализации компании и ее страновой принадлежности.

В-пятых, деятельность крупных иностранных компаний концентрируется на территории 45 субъектов РФ. При этом их локация зачастую привязана к индустриальным паркам и особым экономическим зонам [13], что способствует трансформации территориальной организации национальной экономики страны в целом (что нашло отражение в других исследованиях автора).

В заключение отметим, что отраслевая и территориальная структура национальной экономики России сегодня во многом связана с иностранным бизнесом (30% ПИИ страны и более 50% субъектов РФ!). Каковы ни были бы внешние факторы, меняющие условия его функционирования (как в позитивном, так и негативном ключе), в любом случае, они способствуют трансформации национальной экономики страны в целом. Знание особенностей и закономерностей деятельности иностранных компаний позволит направлять эту трансформацию.

Список источников

1. Гречко Е.А. Географические различия систем корпоративного управления. М.: ЮРАЙТ, 2020. 157 с.

2. Кузнецова О.В. Накопленные иностранные инвестиции в российских регионах: территориальная структура и роль офшорного капитала // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2015. № 8(6). С. 47-62.

3. Кузнецова О.В. География особых экономических зон и их аналогов в России // Региональные исследования. 2020. № 4. С. 19-31.

4. Кузнецова О.В. Прямые иностранные инвестиции в российских регионах в условиях санкций // Международные процессы. 2016. Т. 14. № 3(46). С. 132-142.

5. Кузнецов А.В. Особенности анализа географии зарубежных инвестиций транснациональных компаний // Балтийский регион 2016. Т. 8. № 3. С. 30-44.

6. Мироненко Н.С., Фомичев П.Ю., Гитер Б.А. Транснационализация мирового хозяйства // Пространственные структуры мирового хозяйства. М.: Пресс-Соло. 1999. С. 197-224.

7. Самусенко Д.Н. География прямых иностранных инвестиций в современном мировом хозяйстве // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2016. № 3. С. 16-27.

8. Самусенко Д.Н. Масштабы и структура прямых зарубежных инвестиций в России // Вопросы экономических наук. 2019. № 6(100). С. 53-59.

9. Синцеров Л.М. Трансформация роли транснациональных корпораций в мировом хозяйстве и сдвиги в географии прямых иностранных инвестиций // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2021. Т. 85. № 6. С. 819-827.

10. Слука Н.А., Карякин В.В., Колясев Е.Ф. Глобальные города как хабы новых транснациональных акторов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 1. С. 203-226.

11. PilkaM.E., Sluka N.A., Szymanska D. The World's Largest Foreign Tncs In U. S. Global Cities: Observations In Studying Industrial Composition // Cities. 2022. Т. 120. С. 103432.

12. Е-ДОСЬЕ - Электронный эколог. Независимая информация о российских организациях. URL: https://e-ecolog.ru (дата обращения: 11.10.2021).

13. Обзор индустриальных парков России 2022 // Индустриальные парки и ОЭЗ России. URL: https://indparks.ru/materials/edition/obzor-industrialnykh-parkov-rossii-2022/ (дата обращения: 07.04.2022).

14. Рейтинг Forbes. 50 крупнейших иностранных компаний в России - 2020 // Forbes.Ru. URL: https ://www.forbes.ru/biznes/441733 -50-krupnejsih-inostrannyh-kompanij -v-rossii-2021 -rejting-forbes (дата обращения: 14.02.2021).

15. Рейтинг топ-100 иностранных компаний в России 2019. URL: https://wsjournal.ru/rejting-top-100-inostrannyh-kompanij-v-rossii-2019 (дата обращения: 01.01.2021).

16. Статистика внешнего сектора // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/ (дата обращения: 14.03.2022).

17. Ткачёв И., Гальчева А. МВФ оценил долю «фантомных» иностранных инвестиций в России. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/12/2019/5df78cc59a79470da759cc2e (дата обращения: 09.12.2021).

18. Rusprofile. URL: https://www.rusprofile.ru (дата обращения: 14.12.2021).

19. Tadviser: Государство. Бизнес. Технологии. URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 02.12.2021).

References

1. Grechko, E.A (2020), Geograficheskie razlichiya sistem korporativnogo upravleniya [Geographic differences in corporate governance systems], YURIGHT, Moscow, Russia.

2. Kuznetsova, O.V. (2015), Accumulated foreign investments in Russian regions: territorial structure and the role of offshore capital, Outlines of global transformations: politics, economics, law, no. 8(6), pp. 47-62.

3. Kuznetsova, O.V. (2020), Geography of Special Economic Zones and Their Analogues in Russia, Regional Studies, no. 4, pp. 19-31.

4. Kuznetsova, O.V. (2016), Direct foreign investments in Russian regions under sanctions, International processes, T. 14, no. 3(46), pp. 132-142.

5. Kuznetsov, A.V. (2016), Features of the analysis of the geography of foreign investments of transnational companies, Baltiyskiy region, T. 8, no. 3, pp. 30-44.

6. Mironenko, N.S., Fomichev, P.Yu. etc. (1999), Transnationalization of the world economy, Prostranstvennye struktury mirovogo hozyajstva [Spatial structures of the world economy/, Press Solo, Moscow, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Samusenko, D.N. (2016), Geography of foreign direct investment in the modern world economy, News of the Russian Academy of Sciences. Geographic series, no.3, pp. 16-27.

8. Samusenko, D.N. (2019), The scale and structure of foreign direct investment in Russia, Questions of economic sciences, no. 6(100), pp. 53-59.

9. Sintserov, L.M. (2021), Transformation of the role of transnational corporations in the world economy and shifts in the geography of foreign direct investment, News of the Russian Academy of Sciences. Geographic series, T. 85, no. 6, pp. 819-827.

10. Sluka, N.A., Karyakin, V.V. etc. (2020), Global cities as hubs of new transnational actors, Outlines of global transformations: politics, economics, law, T. 13, no. 1, pp. 203-226.

11. Pilka, M.E., Sluka, N.A etc. (2022), The World's Largest Foreign Tncs In U.S. Global Cities: Observations In Studying Industrial Composition, Cities, T. 120, pp. 103432.

12. The official site E-DOSIER (2021), available at: https://e-ecolog.ru (Accessed 10 December 2021).

13. The official site of Association of Industrial Parks of Russia "Overview of industrial parks in Russia" (20 22), available at: https://indparks.ru/materials/edition/obzor-industrialnykh-parkov-rossii-2022/ (Accessed 7 April 2022).

14. The official site Forbes (2020), available at: https://www.forbes.ru/biznes/441733-50-krupnejsih-inostrannyh-kompanij-v-rossii-2021-rejting-forbes (Accessed 14 February 2021).

15. The official site White Square Journal "Rating of the top 100 foreign companies in Russia" (2019), available at: https://wsjournal.ru/rating-top-100-inostrannyh-kompanij-v-rossii-2019 (Accessed 1 January 2021).

16. The official site of The Bank of Russia "Statistics of the external sector" (2022), available at: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/ (Accessed 14 March 2022).

17. The official site of RBC Company "The IMF estimated the share of phantom foreign investments in Russia" (2021), available at: https://www.rbc.ru/economics/18/12/2019/5df78cc59a79470da759cc2e (Accessed 9 December 2021).

18. The official site "Rusprofile" (2021), available at: https://www.rusprofile.ru (Accessed 14 December 2021).

19. The official site "Tadviser: State. Business. Technologies" (2021), available at: https://www.tadviser.ru (Accessed 2 January 2021).

Статья поступила в редакцию: 27.07.22; одобрена после рецензирования: 15.08.22; принята к опубликованию: 19.09.22.

The article was submitted: 27 July 2022; approved after review: 15 August 2022; accepted for publication: 19 September 2022.

Информация об авторе Татьяна Ивановна Потоцкая

Доктор географических наук, профессор кафедры географии, Смоленский государственный

университет;

24000, Россия, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

е-таИ: р^то]

Information about the author Tatyana I. Pototskaya

Doctor of Geographical Sciences, Professor, Department of Geography, Smolensk State University;

4, Przhevalsky St., Smolensk, 214000, Russia isk@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.