Научная статья на тему 'МОСКВА КАК ЦЕНТР РАЗМЕЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ'

МОСКВА КАК ЦЕНТР РАЗМЕЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОРОД / МОСКВА / МОСКОВСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ТНК / ФИЛИАЛЫ / FORBES 2000

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Твердов Илья Константинович

Всё возрастающая роль транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике и расширение процесса филиализации ТНК привели к смещению фокуса исследований с изучения распределения лишь штаб-квартир ТНК на размещение всего спектра их филиалов, сосредоточенных, главным образом, в глобальных городах. Одним из таких городов является Москва, привлекающая как отечественные, так и иностранные ТНК. В свою очередь, рассмотрение исключительно иностранных ТНК в городе позволяет хорошо отразить его престиж на глобальной экономической арене. Данная статья посвящена анализу присутствия крупнейших иностранных ТНК в Москве (в границах её агломерации). Информационной базой работы послужили данные рейтинга Forbes 2000 и официальных сайтов ТНК. Раскрыто общее число компаний, проанализирована их отраслевая и страновая принадлежность, а также функциональный профиль представительств. Отраслевой анализ показал количественное преобладание промышленных ТНК, анализ по странам происхождения выявил доминирующую роль ТНК из развитых стран с неоспоримым лидерством компаний США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW AS A CENTER FOR THE PLACEMENT OF FOREIGN TRANSNATIONAL CORPORATIONS

The increasing role of transnational corporations (TNCs) in the global economy and the expansion of the process of TNCs' branching have led to a shift in the focus of research from studying the distribution of only the headquarters of TNCs to locating the entire variety of their branches, mainly concentrated in global cities. One of these cities is Moscow, which attracts both domestic and foreign TNCs. In its turn, consideration of purely foreign TNCs allows us to reflect well the prestige of the city in the global economic arena. This article is devoted to the analysis of the presence of the foreign TNCs in Moscow (within the boundaries of its agglomeration). The information base is the data of the Forbes 2000 rating and the official websites of TNCs. The total number of companies is disclosed, their industry and country affiliation, as well as the functional profile of representative offices are analyzed. Industry analysis revealed the quantitative predominance of industrial companies, analysis by country of origin showed the dominant role of TNCs from developed countries with the indisputable leadership of the US companies.

Текст научной работы на тему «МОСКВА КАК ЦЕНТР РАЗМЕЩЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ»

Москва как центр размещения иностранных транснациональных корпораций Moscow as a center for the placement of foreign transnational corporations

Твердов Илья Константинович

Студент бакалавриата Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова e-mail: tverdovmc@gmail.com

Tverdov Ilya

Undergraduate student Faculty of Geography Lomonosov Moscow State University e-mail: tverdovmc@gmail.com

Аннотация.

Всё возрастающая роль транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике и расширение процесса филиализации ТНК привели к смещению фокуса исследований с изучения распределения лишь штаб-квартир ТНК на размещение всего спектра их филиалов, сосредоточенных, главным образом, в глобальных городах. Одним из таких городов является Москва, привлекающая как отечественные, так и иностранные ТНК. В свою очередь, рассмотрение исключительно иностранных ТНК в городе позволяет хорошо отразить его престиж на глобальной экономической арене. Данная статья посвящена анализу присутствия крупнейших иностранных ТНК в Москве (в границах её агломерации). Информационной базой работы послужили данные рейтинга Forbes 2000 и официальных сайтов ТНК. Раскрыто общее число компаний, проанализирована их отраслевая и страновая принадлежность, а также функциональный профиль представительств. Отраслевой анализ показал количественное преобладание промышленных ТНК, анализ по странам происхождения выявил доминирующую роль ТНК из развитых стран с неоспоримым лидерством компаний США.

Annotation.

The increasing role of transnational corporations (TNCs) in the global economy and the expansion of the process of TNCs' branching have led to a shift in the focus of research from studying the distribution of only the headquarters of TNCs to locating the entire variety of their branches, mainly concentrated in global cities. One of these cities is Moscow, which attracts both domestic and foreign TNCs. In its turn, consideration of purely foreign TNCs allows us to reflect well the prestige of the city in the global economic arena. This article is devoted to the analysis of the presence of the foreign TNCs in Moscow (within the boundaries of its agglomeration). The information base is the data of the Forbes 2000 rating and the official websites of TNCs. The total number of companies is disclosed, their industry and country affiliation, as well as the functional profile of representative offices are analyzed. Industry analysis revealed the quantitative predominance of industrial companies, analysis by country of origin showed the dominant role of TNCs from developed countries with the indisputable leadership of the US companies.

Ключевые слова: глобальный город, Москва, Московская агломерация, иностранные корпорации, ТНК, филиалы, Forbes 2000.

Key words: global city, Moscow, the Moscow agglomeration, foreign corporations, TNC, branches, Forbes

2000.

Введение и постановка проблемы. Теория глобальных городов возникла в начале 1990-х гг. в трудах профессора Чикагского университета С. Сассен [14]. Автор определяла глобальный город как постиндустриальный центр, максимально интегрированный в мировую экономику и во многом черпающий ресурсы и возможности развития за счет взаимодействия в глобальных городских сетях [8]. Практическое подтверждение теории в дальнейшем было получено в работах международной исследовательской группы «Глобализация и мировые города» (Globalization and World Cities», сокр. - GaWC) под руководством П. Тейлора [20]. Группой была разработана сетевая модель взаимодействия глобальных городов, ядром которой выступают ведущие фирмы из сектора высокоспециализированных производственных услуг. Данная модель послужила основой для составления авторитетного рейтинга глобального городов GaWC.

Глобальные города играют роль ключевых узлов мировой экономики. Они создают благоприятную для транснациональных корпораций среду, способствующую снижению издержек ведения их международного бизнеса. В свою очередь, мощнейшие ТНК, активно развивая по всему миру сети своих филиалов и открывая их в глобальных городах, не только формируют деловой рейтинг городов, но и через паутину корпоративных связей объединяют все мировое городское сообщество в т.н. «архипелаг городов». К настоящему времени определены основной состав и соподчинённость глобальных центров, а также особенности их размещения, близко соответствующие географии наиболее богатых и динамично развивающихся стран и регионов мира [8]. Так, согласно последнему рейтингу GaWC (2020 года) [22], в мире насчитывается 224 глобальных города. В классификации GaWC они разделены на ранги: а, в и у. Глобальные города в целом образуют три основные территориальные подсистемы - Европейскую, Азиатско-Тихоокеанскую и Североамериканскую [8]. В настоящее время, несмотря на солидный пул научных работ, роль глобальных городов в трансформации мирового хозяйства всё ещё остаётся не до конца изученной.

Глобальные города в исследованиях, как правило, рассматриваются в своих официальных границах, однако, данный подход крайне ограниченно отражает состав присутствующих иностранных ТНК и их филиалов. По этой причине в данной статье Москва рассматривалась в границах её городской агломерации.

В свою очередь смещение акцента на иностранные ТНК обусловлено тем, что именно интерес иностранного капитала к городу является истинным отражением его глобальной привлекательности и открытости, в то время как рассмотрение филиалов лишь местных ТНК нивелирует значимость глобального города как интегрированного в мировое хозяйство [7].

Московская агломерация - крупнейшая по населению в Европе [23], третья в Европе и восьмая в мире по объёму валового продукта (по III 1С) [24]. При этом она занимает очень слабые позиции или вовсе не рассматривается в зарубежных рейтингах инвестиционной привлекательности городов и городских агломераций [17, 20, 21]. Поэтому, несмотря на свой высокий демографический, экономический потенциал и высокое место в иерархии глобальных городов (ранг-а [22]), Московская агломерация в настоящее время слабо оцениваются иностранными инвесторами в лице ТНК относительно агломераций глобальных городов Европы и мира. Однако, несмотря на падение привлекательности в последние годы, Москва в прошедшие десятилетия привлекла немалое число зарубежных ТНК, о чём косвенно говорит её переход из ранга- в в высший ранг-а в 2008 году [22].

Цель данного исследования - на основе статистической информации получить представление о Москве как центре размещения иностранного транснационального бизнеса посредством общей оценки масштабов присутствия иностранных ТНК, анализа их отраслевой и географической структур, а также функционального профиля филиалов.

Обзор ранее выполненных исследований. Процесс транснационализации мировой экономики, начавшийся в 1950-1960 гг. привёл к возникновению у западных географов исследовательского интереса к ТНК и, как следствие, формированию т.н. корпоративного подхода. За многие годы был аккумулирован солидный пласт научных работ в данном направлении, в том числе и отечественными географами, которые, однако, присоединились к сфере изучения ТНК значительно позже.

В целом в мировой науке размещение филиалов и штаб-квартир ТНК в глобальных городах изучено достаточно хорошо: довольно полно освещена дислокация штаб-квартир национальных ТНК [9, 15], в то же время, размещение региональных штаб-квартир исключительно иностранных корпораций и всего спектра их филиалов пока остаются изученными слабо, в основном, ввиду сложности сбора и обработки необходимой информации, а также отсутствия универсальной методологии и общего понятийного аппарата.

Обзор ранее выполненных исследований позволил выделить наличие довольно ограниченного числа трудов в рамках исследуемой области. Рассмотренные работы раскрывают следующий ряд аспектов.

Во-первых, изучается размещение региональных штаб-квартир иностранных корпораций в глобальных городах [11, 16]. В этих исследованиях отмечается важность факторов международной связности глобальных городов, а также наличия политических организаций в привлечении региональных штаб-квартир иностранных ТНК. В результате чего в первом случае по числу региональных штаб-квартир в мире лидируют Сингапур, Гонконг и Лондон, во втором - Пекин в Китае.

Во-вторых, исследуется связность филиалов ТНК, в том числе и иностранных. В одном из таких исследований [10], проведённом на основе рейтинга Global 500, было выделено две важнейшие компоненты центральности глобальных городов: мощь и престиж города. Мощь зависит от масштаба исходящих связей отечественных ТНК, а престиж вычисляется по входящим связям иностранных ТНК, т.е. по присутствию филиалов иностранных ТНК. Результаты подтвердили доминирующую роль Нью-Йорка, Лондона, Токио и Парижа в сети глобальных городов.

В-третьих, получили популярность исследования в рамках инвестиционного подхода, которые, однако, не всегда базируются на теории глобального города. При данном подходе анализируется география инвестиционных проектов ПИИ, главными акторами которых являются ТНК. Исследования в этой области довольно активно проводятся на разном масштабном уровне как зарубежными учёными [12, 13], так и отечественными [3, 4], а также аналитическими фирмами [20, 21].

И, наконец, в-четвёртых, исследуется размещение всего спектра представительств иностранных ТНК в глобальных городах. Особую важность в данном направлении представляет пионерная работа М. Пильки [7] по глобальных городам США. Один из ключевых выводов его исследования - в глобальных городах США представлена география крупнейших экономик мира, однако, наибольшая доля ТНК принадлежит узкому кругу развитых стран, преимущественно Японии.

Материалы и методика исследования. Основными источниками статистической информации выступили список Forbes 2000 [19] (2018 г.) - наиболее крупный и авторитетный рейтинг компаний в мире, и официальные сайты ТНК.

Москва в работе рассматривалась в границах её агломерации. Однако в целом стоит сказать, что исследовать городские агломерации России, опираясь на отечественную статистику, крайне затруднительно, так как официально границы агломераций у российских городов не выделяются. Решением данной проблемы стало выделение авторских границ агломерации в соответствие с потребностями проводимого исследования.

В основу метода легли следующие пять принципов: 1) Предполагалось, что в агломерацию точно войдут город Москва и Московская область, возможно - частично соседние регионы; 2) Для удобства обработки статистической информации границы агломерации проводились по единицам административно -территориального деления низшего уровня - муниципальным образованиям; 3) Учитывался объективно существующий административно-барьерный эффект, проявляющийся на границах Москва-Подмосковье и Подмосковье-соседние регионы, являющийся следствием межрегиональной разницы в налогах и цене земли [5]; 4) Связующей нитью метода выступили внутрикорпоративные связи компаний. Применительно к делимитации границ агломерации проявлялось это в следующем: муниципальные районы граничащих с Московской областью регионов включались в состав агломерации, только при условии наличия на их территории хотя бы одного филиала иностранной компании, имеющей на территории Подмосковья или Москвы ещё один филиал (как правило, главный офис или штаб-квартиру); 5) «Каркасом» выступил усреднённый портрет границ агломерации, созданный на базе синтеза подходов ряда известных отечественных урбанистов [1, 2, 5, 6]. Таким образом, в

соответствии с авторским методом Московская агломерация включает в себя полностью Москву, Московскую область и граничащие с ней районы и городские округа соседних регионов - Владимирской (Петушинский и Киржачский районы), Калужской (Боровский район и городской округ Обнинск) и Ярославской областей (городской округ Переславль-Залесский).

С использованием рейтинга Forbes 2000 и официальных сайтов ТНК осуществлялся отбор филиалов и дочерних компаний иностранных ТНК, на -100% принадлежащих иностранной материнской ТНК. Страновая и отраслевая принадлежность компаний определялась по списку Forbes 2000, отраслевая уточнялась в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК) [18]. В качестве филиалов не учитывались магазины компаний сферы ритейла, рестораны компаний общественного питания и дилерские центры автопроизводителей в силу их повсеместного распространения.

Посредством анализа официальных сайтов ТНК из общего массива филиалов дополнительно было проанализировано их распределение по трём основным функциональным типам, относящимся к видам деятельности с разной добавленной стоимостью: штаб-квартиры, научно-исследовательские центры (НИЦ) и производства. Первые два типа генерируют наиболее высокую добавленную стоимость, последний - наиболее низкую.

Результаты исследования. Проведённый анализ показал, что в Московской агломерации присутствуют 474 из 2000 компаний (около %) рейтинга Forbes 2000. Всего ими было открыто 609 филиалов. Примечательно, что инвестиционный интерес в большей степени проявляется со стороны высокорейтинговых «игроков» (см. рис. 1), т.е. ТНК с более высоким рангом в рейтинге Forbes 2000. Ранг в рейтинге является средним итоговым местом компании в рейтингах по выручке, чистой прибыли, активам и рыночной капитализации. Наибольший ранг - 1, наименьший ранг - 2000.

На представленном ниже графике (рис. 1) видна следующая зависимость: по мере убывания ранга в рейтинге Forbes уменьшается как частота встречаемости компаний, так и их филиалов. Довольно высока концентрация компаний и филиалов в группах с наибольшим рангом (табл. 1). В то же время концентрация филиалов основных типов в группах с высоким рангом выражена сильнее, чем концентрация компаний и филиалов в целом. В разрезе по типам филиалов (см. табл. 1) НИЦ в наибольшей степени ассоциируются с высокоранговыми компаниями, немного меньше это относится к штаб-квартирам, производства распределены более равномерно, но также связаны с крупнейшими ТНК.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ Количество компаний □Количество филиалов □ Количество филиалов основных типов

У У LI

Рисунок 1. Количество иностранных ТНК и их филиалов в привязке к рангам компаний, агрегированным по

группам в 100 мест рейтинга Forbes 2000. Составлено по: [19, официальные сайты ТНК]

Таблица 1. Концентрация ТНК и их филиалов в группах с высоким рангом в рейтинге Forbes 2000.

Ранг в рейтинге Forbes 2000 Доля ТНК, % Доля филиалов, % Доля филиалов основных типов, % Доля штаб-квартир, % Доля НИЦ, % Доля производств, %

1-100 12 13 18 16 36 13

1-500 42 43 57 63 64 56

1-1000 69 70 79 89 91 75

Составлено по: [19, официальные сайты ТНК и др.]

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что случай Московской агломерации является подтверждением закономерности о том, что чем крупнее компания, тем более развита у неё международная сеть филиалов: у крупнейших ТНК больше ресурсов для открытия большего числа филиалов за рубежом в большем числе стран. Также лидирующие корпорации обладают значительным капиталом для инвестирования в проекты с высокой добавленной стоимостью.

Рассматривая функциональный профиль филиалов, выяснилось, что иностранными корпорациями было открыто 19 штаб-квартир, 11 НИЦ и 55 производств.

Отраслевой анализ иностранных ТНК показал, что в агломерации представлены компании 20 отраслей промышленности и сферы услуг (см. табл. 2). Количественно преобладают промышленные ТНК - их 63% от общего числа компаний. Всего на 4 отрасли (машиностроение, химическая промышленность, финансы и страхование и пищевая промышленность) приходится 64% компаний. Среди подотраслей в наибольшей степени выделяются: в машиностроении - электронная отрасль (32% компаний отрасли) и автомобилестроение (20%), в химической промышленности - фармацевтика (44%).

При отраслевом анализе функционального профиля филиалов (см. табл. 2) выявилось, что наибольшее число штаб-квартир присуще ТНК машиностроения, пищевой и химической промышленности. Компании этих же отраслей располагают и наибольшим числом производств. Однако, компании, по большей части, не одни и те же - лишь примерно у трети ТНК данных отраслей вкупе со штаб-квартирами, имеются ещё и производства.

Среди машиностроительных ТНК в агломерации открыли штаб-квартиры такие компании, как Siemens, Hyundai Motor, KIA Motors, ABB, General Electric и Leonardo. Среди компаний пищевой промышленности

примерами ТНК со штаб-квартирами выступают Anheuser-Busch InBev, Mondelez International, Imperial Tobacco Group и Charoen Pokphand Foods. В химической отрасли располагают штаб-квартирами Roche Holding, Henkel, Covestro и Solvay. НИЦ имеют в основном ТНК машиностроения (Boeing, Schneider Electric), в особенности, компании электронной отрасли (Samsung Electronics, Intel, NXP Semiconductors и IPG Photonics).

В Московской агломерации открыли производства крупнейшие в мире ТНК в своих отраслях. Так, в автомобилестроении были открыты заводы такими гигантами как Daimler и Renault, в электронной отрасли -Samsung Electronics и LG Electronics. В химической отрасли открыла производства крупнейшая в мире химическая ТНК BASF, мировой лидер в производстве косметики и парфюмерии L'Oréal Group, один из лидеров фармацевтической отрасли AstraZeneca. Разместили свои заводы также крупнейшие мировые «игроки» пищевой промышленности: мировой лидер в производстве пива Anheuser-Busch InBev, крупнейший в мире производитель продуктов питания Nestle, крупнейшие в мире производители напитков PepsiCo и Coca-Cola, один из лидеров по производству кондитерской продукции Mondelez International, один из крупнейших производителей молочных продуктов Danone. Открыли свои представительства и крупнейшие в мире компании финансового-страхового сектора, крупнейшие мировые банки: ICBC, China Construction Bank, JPMorgan Chase, Bank of America, BNP

Paribas, Allianz, Morgan Stanley, Goldman Sachs Group, Zurich Insurance Group, Société Générale, UniCredit Group, Citigroup и многие другие. Среди них открыл штаб-квартиру итальянский банк UniCredit Group, в то время как немецкий Deutsche Bank - технологический центр.

Таблица 2. Отраслевая структура иностранных компаний и их филиалов, а также распределение ___филиалов по основным типам в Московской агломерации

Отрасль и виды деятельности Количество компаний Количество филиалов Количество штаб-квартир Количество научно-исследовательских центров Количество производств

Машиностроение, в том числе: 145 (30,6%) 180 (29,6%) 6 (54,5%) 6 (54,5%) 16 (29,0%)

Электронная промышленность 46 (9,7%) 56 (9,2%) - 4 (36,4%) 3 (5,5%)

Автомобилестроение 29 (6,1%) 34 (5,6%) 2 (10,5%) - 3 (5,5%)

Химическая промышленность, в том числе: 75 (15,8%) 100 (16,4) 4 (21,0%) - 10 (18,2%)

Фармацевтика 33 (7,0%) 40 (6,6%) 1 (5,3%) - 1 (1,8%)

Финансы и страхование 53 (11,2%) 62 (10,2%) 1 (5,3%) 1 (9,0%) -

Пищевая промышленность (вместе с с/х производством) 28 (5,9%) 46 (7,6%) 4 (21,0%) - 18 (32,7%)

Профессиональные деловые услуги 26 (5,5%) 36 (5,9%) - - -

Телекоммуникации 22 (4,6%) 29 (4,8%) 1 (5,3%) 1 (9,0%) -

Добывающая промышленность 20 (4,2%) 25 (4,1%) - 1 (9,0%) 1 (1,8%)

Розничная торговля 16 (3,4%) 16 (2,6%) 1 (5,3%) - -

Логистика 14 (3,0%) 27 (4,4%) - - -

Разработка программного обеспечения 13 (2,7%) 15 (2,5%) - 1 (9,0%) -

Авиаперевозки 12 (2,5%) 12 (2,0%) - - -

Строительные услуги и операции с недвижимостью 10 (2,1%) 11 (1,8%) - - -

Производство потребительских товаров 9 (1,9%) 11 (1,8%) 2 (10,5%) - 2 (3,6%)

Металлургия 7 (1,5%) 8 (1,3%) - - -

Промышленность строительных материалов 6 (1,3%) 10 (1,6%) - 1 (9,0%) 3 (5,5%)

Гостиничные услуги и прочие услуги в сфере обслуживания 6 (1,3%) 6 (1,0%) - - -

Целлюлозно- бумажная промышленность 5 (1,0%) 7 (1,1%) - - 4 (7,3%)

Общественное питание 4 (0,8%) 4 (0,7%) - - -

Электроэнергетика 2 (0,4%) 2 (0,3%) — - -

Стекольная промышленность 1 (0,2%) 2 (0,3%) - - 1 (1,8%)

Всего 474 609 19 11 55

Составлено по: [19, официальные сайты ТНК].

Примечание: в скобках указана доля от суммарного значения показателя

В Московской агломерации имеют представительства ТНК из 32 стран мира. (см. табл. 3). Преобладают компании из Европы (39%), примерно поровну их из Северной Америки (32%) и Азии (29%). В топ -5 по числу ТНК входят только развитые страны: это США, Япония, Германия, Франция и Швейцария. В совокупности на них приходится 67% компаний. Неоспоримым лидером выступают компании США - 31% всех ТНК.

Стоит сказать, что американские компании не только в целом преобладают количественно, но и доминируют по своему числу в двух третях представленных отраслей, а также лидируют по числу филиалов основных типов, таких как НИЦ и производства, хотя по штаб-квартирам ТНК США делят лидерство с немецкими компаниями. Компании США в совокупности также имеют наиболее диверсифицированную структуру по сравнению с компаниями других стран, американских компаний нет всего в двух малых (на 1 -2 ТНК) отраслях - стекольной промышленности и электроэнергетике. Таким образом, можно констатировать, что среди компаний всех стран в Московской агломерации наиболее значительным является присутствие американских компаний. Во многом это является следствием экономической мощи США на мировой арене. Важным выводом является и то, что несмотря на напряженные геополитические отношения между США и Россией, экономическое сотрудничество в той или иной степени сохраняется.

Таблица 3. Страновая структура иностранных компаний и их филиалов, а также распределение _филиалов по основным типам в Московской агломерации

Страна происхождения Количество компаний Количество филиалов Количество штаб-квартир Количество научно-исследовательских центров Количество производств

США 148 (31,2%) 189 (31,0%) 3 (15,8%) 6 (54,5%) 15 (27,3%)

Япония 73 (15,4%) 83 (13,6%) - - 2 (3,6%)

Германия 35 (7,4%) 47 (7,7%) 3 15,8%) 1 (9,0%) 5 (9,0%)

Франция 35 (7,4%) 49 (8,0%) - 1 (9,0%) 6 (10,9%)

Швейцария 27 (5,7%) 47 (7,7%) 2 (10,5%) 1 (9,0%) 8 (14,5%)

Великобритания 24 (5,1%) 28 (4,6%) 1 (5,3%) - 3 (5,5%)

Китай 23 (4,9%) 25 (4,1%) - - -

Республика Корея 22 (4,6%) 27 (4,4%) 2 (10,5%) 1 (9,0%) 3 (5,5%)

Нидерланды 10 (2,1%) 15 (2,5%) 1 (5,3%) 1 (9,0%) 2 (3,6%)

Швеция 10 (2,1%) 12 (2,0%) - - -

Дания 8 (1,7%) 11 (1,8%) - - -

Ирландия 7 (1,5%) 8 (1,3%) — — 2 (3,6%)

Италия 6 (1,3%) 7 (1,1%) — — —

Финляндия 6 (1,3%) 9 (1,5%) 1 (5,3%) — 2 (3,6%)

Канада 4 (0,8%) 5 (0,8%) — — —

Индия 4 (0,8%) 4 (0,7%) — — —

Австрия 4 (0,8%) 5 (0,8%) — — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бельгия 3 (0,6%) 4 (0,7%) 2 (10,5%) — 1 (1,8%)

Турция 3 (0,6%) 4 (0,7%) — — 1 (1,8%)

Люксембург 3 (0,6%) 3 (0,5%) — — —

Гонконг 3 (0,6%) 3 (0,5%) — — —

Сингапур 2 (0,4%) 5 (0,8%) — — 1 (1,8%)

Тайвань 2 (0,4%) 2 (0,3%) — — —

Норвегия 2 (0,4%) 2 (0,3%) — — —

Израиль 2 (0,4%) 2 (0,3%) — — —

Австралия 2 (0,4%) 2 (0,3%) — — —

Испания 1 (0,2%) 1 (0,2%) 1 (5,3%) — —

Таиланд 1 (0,2%) 4 (0,7%) 1 (5,3%) — 3 (5,5%)

Мексика 1 (0,2%) 1 (0,2%) — — 1 (1,8%)

Саудовская Аравия 1 (0,2%) 1 (0,2%) — — —

Казахстан 1 (0,2%) 2 (0,3%) — — —

Венгрия 1 (0,2%) 2 (0,3%) — — —

Всего 474 609 19 11 55

Составлено по: [19, официальные сайты ТНК].

Примечание: в скобках указана доля от суммарного значения показателя

Среди европейских ТНК количественно преобладают корпорации Германии, Франции, Швейцарии и Великобритании. Из них лишь немецкие и швейцарские компании располагают филиалами всех трёх основных типов. Наибольшее число штаб-квартир имеют ТНК Германии (Siemens, Henkel и Covestro), в то время как у французских компаний их ни одной. По производствам численно доминируют компании Швейцарии, по 1 НИЦ можно обнаружить у каждой европейской страны-лидера, кроме Великобритании. В целом присутствие европейских компаний в совокупности в агломерации Москвы прослеживается сильнее, чем ТНК любого другого региона мира. Объяснение лидирующих позиций компаний Европы не ограничивается лишь их экономической мощью, важными являются также давние исторические связи и географическая близость стран.

Об азиатских ТНК можно сказать, что в целом их присутствие пока довольно слабое, так как их дислокация в Московской агломерации началась относительно недавно (2000-е - 2010-х гг.). Обращает на себя внимание малое число филиалов основных типов у японских ТНК несмотря на большое число филиалов и ТНК в целом. Объяснить это противоречие можно наличием таких филиалов в других регионах (например, завод Toyota в Санкт-Петербурге), а также общим нежеланием японских ТНК локализировать производство своей высокотехнологичной продукции в России, и уж тем более открывать НИЦ. Поэтому подавляющее большинство филиалов японских корпораций исполняют роль торговых представительств, осуществляющих импорт и дистрибуцию. Среди японских ТНК производства имеют лишь 2 компании: машиностроительная SMC и Asahi Glass (крупнейший в мире производитель стекла). Несколько странным кажется также малое число компаний и одновременное отсутствие филиалов основных типов у компаний крупнейшей мировой экономики (по ППС) -Китая. Связано это с молодостью китайских корпораций, которые относительно недавно начали мировую экспансию, а также особенностями их территориальных стратегий развития. Тем не менее, примечательным является то, что в Москве и её пригородах открыли свои представительства крупнейшие китайские банки, являющиеся также наиболее крупными компаниями в мире (первая десятка рейтинга Forbes 2000): ICBC, China Construction Bank, Agricultural Bank of China и Bank of China. Офисы крупнейших банков Китая обслуживают торговые потоки между странами. Из азиатских ТНК наибольшее реальное присутствие имеют южнокорейские

корпорации, обладающие и штаб-квартирами (Hyundai Motor и KIA Motors), и НИЦ (Samsung Electronics), и производствами (Samsung Electronics, LG Electronics и KT&G). Интересно наличие, хоть и единичное, филиалов ТНК таких «экзотических» стран, как Таиланд и Сингапур. Несмотря на малое число компаний, они располагают производствами и даже штаб-квартирами. Так, у двух ТНК Сингапура в распоряжении имеется 1 производство (у Olam International - одной из крупнейших в мире сельскохозяйственных фирм), а у единственной тайской компании, производителя пищевой продукции, Charoen Pokphand Foods - целых 3 производства и 1 штаб-квартира.

Выводы. Инвестиционный интерес к Москве и её агломерации в большей степени проявляется со стороны высокоранговых «игроков» транснационального бизнеса. С крупнейшими корпорациями сильно ассоциировано корпоративное управление и научно-исследовательская деятельность, в то время как производственная деятельность зависит от размера компании несколько слабее. Всё это объясняется естественными свойствами лидирующих ТНК. Крупнейшие ТНК способны не только количественно доминировать в целом, но и могут позволить себе инвестировать в капиталозатратные проекты, в особенности с высокой добавленной стоимостью (штаб-квартиры и научно-исследовательские центры).

В отраслевой структуре ТНК преобладают промышленные компании. В целом в Московской агломерации довольно ярко выражена производственная деятельность иностранных ТНК, о чём свидетельствует немалое число производств.

Велико разнообразие стран происхождения корпораций. При этом всего на 5 развитых стран приходится две трети ТНК. В наибольшей степени сильно присутствие европейских компаний - они доминируют в сфере корпоративного управления (штаб-квартиры). В свою очередь, присутствие азиатских ТНК в целом пока довольно слабое в силу относительно позднего начала экспансии, исключением являются южнокорейские компании. Отдельно стоит выделить американские ТНК - их присутствие в агломерации наиболее значительно. Они не только преобладают количественно, но и превалируют в двух третях представленных отраслей, лидируют в научной и производственной сфере, отчасти в сфере корпоративного управления, к тому же их отраслевой профиль наиболее диверсифицирован.

Список используемой литературы:

1. Глушкова, В. Г. Московская агломерация / В.Г. Глушкова / Энциклопедия «Москва» - М., 1997.

2. Гольц Г. А., Лаппо Г. М., Трейвиш А. И. Московский столичный регион: закономерности и перспективы развития территориальной структуры // Известия Российской академии наук. Серия географическая. — 1987. — № 5. — С. 55-70.

3. Гурков И. Б. Размещение российских предприятий зарубежных корпораций, открытых в 2012-2018 гг //Пространственная экономика. - 2019. - Т. 15. - №. 2.

4. Кузнецова О. В., Михайлов А. А. Территориальные стратегии развития крупнейших иностранных компаний в России //Федерализм. - 2019. - №. 3. - С. 74-89.

5. Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Москва: мегаполис? агломерация? мегалополис? // Демоскоп WEEKLY. 2012. №517-518.

6. Махрова А.Г., Трифонов А.А. Некоторые черты развития урбанизационных процессов в Московском регионе // Русский город (исследования и материалы). Выпуск 9. М., 1990. С. 40-74

7. Пилька М.Э. Глобальные города США как центры размещения иностранных транснациональных корпораций: дис. канд. геогр. наук: 25.00.24. М., 2017.

8. Слука Н. А. Геодемографические феномены глобальных городов. - Смоленск: Ойкумена, 2009. - 317

с.

9. Abrahamson M. Global Cities. - Oxford University Press, 2004. - 192 p.

10. Alderson A. S., Beckfield J. Power and position in the world city system // American Journal of Sociology. - 2004. - 109, No 4. - pp. 811-851.

11. Belderbos R., Du H. S., Goerzen A. Global cities, connectivity, and the location choice of MNC regional headquarters //Journal of Management Studies. - 2017. - Т. 54. - №. 8. - С. 1271-1302.

12. Belderbos R., Du H. S., Slangen A. When do firms choose global cities as foreign investment locations within countries? The roles of contextual distance, knowledge intensity, and target-country experience //Journal of World Business. - 2020. - Т. 55. - №. 1. - С. 101-122.

13. Castellani D., Lavoratobri K. Location of R&D abroad—An analysis on global cities //Relocation of Economic Activity. - Springer, Cham, 2019. - С. 145-162

14. Sassen S. (1991) The global city: New York, London, Tokyo. Princeton, New Jersey, 480 p

15. Tonts M., Taylor M. Corporate location, concentration and performance: Large company headquarters in the Australian urban system //Urban studies. - 2010. - Т. 47. - №. 12. - С. 2641-2664

16. Zhao S. X. B., Cai J., Zhang L. Asymmetric information as a key determinant for locational choice of MNC headquarters and the development of financial centers: A case for China //China Economic Review. - 2005. - Т. 16. - №. 3. - С. 308-331.

17. Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы. Июнь 2019 // Ernst & Young. URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-european-attractiveness-survey-2019-rus/%24FILE/ey-european-attractiveness-survey-2019-rus.pdf

18. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК). Пересмотренный вариант 3.1. 2005 год. URL: https://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/seriesm_4rev3_1r.pdf

19. Forbes 2000. URL: https://www.forbes.com/lists/global2000

20. Global Cities Investment Monitor 2019. URL: https://gp-investment agency.com/wpcontent/uploads/2019/06/GlobalCitiesInvestmentMonitor2019web -compressed.pdf/

21. Global Location Trends 2019 Annual report. URL: https://www.ibm.com/thought-leadership/institute-business-value/report/gltr2019

22. Globalization and World Cities. URL: https://www.lboro.ac.uk/gawc/

23. Major Agglomerations of the World. Population Statistics and Maps. URL: http://www.citypopulation.de/

24. Redefining Global Cities // The Brookings Institution. URL: https://www.brookings.edu/research/redefining-global-cities/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.