6 (150) - 2007
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-КОМПЛЕКСНЫЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ*
Н. В. БЕКЕТОВ,
доктор экономических наук, профессор,заместитель директора по научной работе Финансово-экономического института Якутского госуниверситета
Актуальность прогнозирования расселения и повышения уровня жизни населения Республики Саха (Якутия) возрастает в период диверсификации социально-экономической жизни региона. Следует иметь в виду, что в перспективе произойдут не только количественные, но и существенные качественные изменения, которые необходимо учесть в разрабатываемых прогнозах. При этом важно предусмотреть структурные изменения в региональной системе расселения, во всех видах межселенных связей, превращение населенных мест в гармонично функционирующую жизненную среду, формирование новых поселенческих общностей и др.
Прогноз расселения представляет собой важную научную основу для составления планов социально-экономического развития региона, для принятия рациональных управленческих решений. Важную роль в обосновании перспектив будущего расселения, определении путей повышения уровня и улучшения условий жизни населения призваны сыграть общественно-географические исследования. Они более других научных подходов раскрывают специфические особенности территории, выявляют взаимосвязи и взаимоотношения в системе «производство — расселение — природа», определяют стратегию расселения в планах социально-экономического развития региона.
Основополагающим при прогнозировании населения республики стало следующее методологическое положение: прогноз требует знания закономерностей и тенденций собственно демографического движения населения, а также учета взаимосвязей,
Окончание. Начало см. в № 5 (149), 2007.
существующих между социально-экономическими, урбанизационными и демографическими процессами. При этом обязательно нужно учитывать, что демографический прогноз, с одной стороны, представляет собой исходную базу для стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона, а с другой — сам зависит от намечаемого уровня народного хозяйства, осуществления социальных программ.
Важнейшая особенность демографической перспективы республики состоит в том, что она совпадает с периодом интенсификации экономических и урбанизационных процессов в регионе. Именно в предстоящем периоде существенно возрастает роль инновационных факторов, ибо темпы роста экономических показателей будут всецело определяться возможностями повышения высокотехнологичности труда.
Особенности движения населения и трудовых ресурсов республики в ближайшие 15-25 лет определят тенденции воспроизводства населения, которые наметились в начале 1990-х — середине 2000-х гг. Экстраполируя их на прогнозируемый период, можно заключить, что и к2020г. в геодемографическом развитии региона не должно произойти существенных изменений. К тому же будущий уровень производительных сил не повлияет на сложившиеся геодемографические процессы в такой степени, что можно будет говорить о возникновении к концу исследуемого периода новой демографической обстановки. Вместе с тем в обозримой перспективе в республике произойдут, по-видимому, некоторые изменения в сторону улучшения геодемографической обстановки. Этому будут способствовать следующие обстоятельства.
*
В процессе проведения активной демографической политики (повышение престижа родитель-ства, стабилизация института семьи, выравнивание уровней жизни семей различного состава, повышение социальной нормы детности различных слоев населения и т. д.) действие факторов, сдерживающих генеративную активность населения, будет ослабевать. В перспективе во все большей мере станут создаваться предпосылки для того, чтобы преодолеть дальнейшее углубление процесса уменьшения рождаемости в городской и сельской местности.
Рост материального благосостояния и культурного уровня населения республики, улучшение условий его труда и быта, успехи здравоохранения в перспективе должны нейтрализовать тенденцию повышения смертности, особенно среди мужчин.
Повышение темпов экономического развития, совершенствование экономической структуры региона, повышение уровня жизни людей, создание более благоприятной среды для их жизнедеятельности и другие мероприятия позволят стабилизировать численность населения.
В перспективе республика сохранит свою роль одного из самых урбанизированных регионов ДФО. Показатель удельного веса городского населения ориентировочно поднимется здесь до уровня 80 %. Стратегическая линия развития якутской системы расселения на долгосрочную перспективу базируется на единой для всей страны концепции, обоснованной в генеральной схеме расселения и нашедшей свое отражение в региональной схеме расселения на территории республики. Одно из центральных мест этой концепции занимает переход от автономно независимого к взаимосвязанному развитию городских и сельских поселений с формированием систем расселения различных иерархических уровней. Они функционируют в органической взаимозависимости с развитием и совершенствованием территориальных систем общественного производства, инфраструктуры и других элементов региона.
Прогнозирование перспектив территориальной структуры расселения региона — сложная, многоплановая, междисциплинарная проблема. Используя методологические приемы современной региональной экономики и социально-экономической географии, можно попытаться выявить наиболее общие тенденции будущего развития якутской системы и определить возможные изменения ее территориально-урбанистической структуры.
Учитывая высокую степень сформированности территориально-урбанистической структуры республики, разветвленную и многоступенчатую сеть населенных пунктов различных типов и рангов, принимая во внимание возможные изменения в структуре хозяйства, можно утверждать, что в
обозримой перспективе не следует ожидать здесь существенных изменений.
Формирование и развитие региональной системы расселения должно служить территориальной основой развития технологического уклада, соответствующего современным принципам организации информационного общества, способствовать улучшению социально-экономических, экологических и санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности людей, помочь решению других задач. И наоборот, внедрение инновационно-кластерной концепции развития экономики республики, проведение активной социальной политики, демографические изменения, повышение роли информационных факторов в экономике, совершенствование методов и форм управления не могут не повлиять на расселенческие процессы. Повышение требований, предъявляемых со стороны общества к расселению, качеству жизненной среды вызывает необходимость усиления научной обоснованности расселенческих мероприятий.
Развитие региональной системы в течение последующих этапов пойдет в основном по пути совершенствования и реконструкции всего исторически сложившегося расселения, усиления тенденций дифференциации и пространственной интеграции различных типов городских и сельских поселений, неуклонного роста функциональной целостности всей системы населенных мест.
Это генеральное направление позволяет активизировать положительные и преодолеть отрицательные тенденции. В прогнозируемом периоде территориальная структура на уровне мезорайонов должна претерпеть некоторые изменения, выражающиеся в усложнении тенденций и траекторий размещения городского и сельского населения, обусловленных перспективной организацией производства.
Ожидаемые отраслевые и территориальные сдвиги в экономике республики, расширение ведущих отраслей материального производства и инфраструктуры преимущественно в мезорайонах со сравнительно невысоким уровнем индустриализации и урбанизации будут способствовать дальнейшему росту городских поселений, прежде всего в Центральном и Южном, и сдержанному их развитию — в Северных и Северо-Восточных регионах. Необходимо отметить и такую новую тенденцию, как сосредоточение все большей части сельского населения в высокоурбанизированных районах. Так, Центрально-Якутский и Южно-Якутский мезорегионы к 2010 г. смогут концентрировать около 38 % сельских жителей региона (против 24 % в 1995 г.).
Одним из наиболее вероятных направлений является дальнейшее формирование полосно-узловой
структуры расселения, ведущими звеньями которой остаются быстро растущие локальные системы. Масштабы, темпы и уровни перспективного развития последних будут определяться необходимостью:
— обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие и территориальную организацию производства, инфраструктуры и расселения;
— максимально использовать социальные и экономические эффекты территориальной интеграции населенных пунктов различных типов;
— в связи с интенсификацией производства упорядочить экономическую структуру городских и сельских поселений, входящих в состав локальных систем;
— повысить эффективность использования объектов производственной и социальной инфраструктуры;
— увеличить доступное разнообразие выбора мест приложения труда, досуга, отдыха населения путем поддержания в целесообразных размерах межселенной трудовой и социально-культурной подвижности людей, обеспечивающей создание относительно разнокачественной среды для их жизнедеятельности;
— обеспечить рациональное природопользование и экологическое равновесие.
Для прогнозирования развития локальных систем расселения республики были предусмотрены целевые альтернативные варианты: 1) экстраполяция процессов и тенденций последнего периода, ведущих к дальнейшему опережающему росту четырех ведущих городских систем расселения, к усилению тем самым территориальной концентрации населения; 2) всемерная поддержка тенденций к смягчению ограничений (и даже стабилизации и росту) доли ведущих агломераций в общем приросте населения за счет стимулирования других систем расселения. Для условий республики наиболее приемлемым представляется второй вариант. Однако (ввиду значительных различий в уровнях социально-экономического развития отдельных локальных систем) тот или иной из этих вариантов требует выборочного применения в зависимости от специфических задач преобразования сложившегося расселения в пределах различных частей региона. Основные прогнозные направления определяют сохранение состава высо-коагломерированных и появление новых систем на слабоурбанизированной территории. Каждая из них имеет индивидуальные особенности перспективного развития. В то же время существует много общих черт, характерных для типологических групп.
Процесс формирования городских агломераций продолжится и в перспективе. Совершенствование четырех ведущих (Якутской, Нерюнгринской, Мирнинской, Алданской) будет осуществляться с
учетом вариантов развития всего промышленного комплекса. Это обусловлено той решающем ролью, которую они и дальше будут играть в социально-экономическом развитии региона, а также теми задачами, которые они выполняют при решении узловых народнохозяйственных проблем. Планово-регулируемое развитие этих городских систем расселения предполагает переход от экстенсивного к интенсивному функционированию, ориентацию на достижение общественно обусловленных, четко сформулированных целей экономического, социального и экологического характера. Это достигается на основе отбора наиболее эффективных народнохозяйственных функций ; установления рациональных пропорций между различными элементами производства, инфраструктуры и расселения; определения и стимулирования территориального развития в заданном направлении; рационализации трудовых, культурно-бытовых и социальных связей; учета факторов, связанных с охраной и восстановлением окружающей среды. Планируемое активное экономическое развитие небольших периферийных городских поселений, входящих в состав ведущих городских агломераций, хотя и разгрузит в значительной степени их ядра, сдержит их быстрый рост, но в целом укрупнит масштабы этих урбанистических образований, значительно увеличит зоны их экономического и социального влияния.
Преимущественный рост динамично формирующихся городских систем расселения (Покровск, Ленск, Олекминск, Нюрба) в значительной степени обусловлен сравнительно быстрым развитием межотраслевой и территориальной структуры межулусных и региональных комплексов. Общие тенденции развития, внутренняя и внешняя экономическая и социальная ситуации ведут к возрастанию роли этих локальных систем в региональном расселении. К 2017 г. эти формирующиеся агломерации будут концентрировать более 20 % населения республики.
Важной особенностью перспективного развития систем расселения в регионе является активное формирование агломераций второго и третьего «эшелонов» в пределах основных (Центральной, Южной, Западной) мезосистем, что существенно улучшит территориальную организацию производства и расселения. В перспективе (Ленская, Олекминская, Покровская, Нюрбинская и ряд других) городские системы расселения не только будут схожими по своей экономической структуре, но и превратятся в субрегиональные ядра, выступят в качестве территориально-экономических балансиров по отношению к функционирующим ведущим городским центрам. Все это позволит вовлечь в хозяйственный оборот новые территории, использовать новые экономические, социальные
и природные ресурсы и резервы, приспособить структуру расселения к растущим потребностям людей и регионального производства.
Несмотря на замедление темпов прироста населения в слабоагломерированных системах республики, процесс урбанизации здесь будет продолжаться. Это находит свое выражение в увеличении доли населения, проживающего в городских и промышленных поселениях ряда локальных систем расселения.
Дальнейшая аккумуляция населения и производства в агломерациях, постоянное расширение их границ за счет притяжения новых районов и роста вдоль главных осей, соединяющих региональные центры, интенсификация взаимосвязей между поселениями приведут к тому, что уже в обозримой перспективе ряд городских агломераций настолько сблизится между собою, что возможно их «сцепление» и образование субагломерированных структур (Якутск-Покровск-Жатай, Нерюнгри-Алдан-Том-мот). Ускоренное развитие таких цепей в границах двух меридиональных полос ставит сложные задачи функционирования специфической высокоурбанизированной среды класса техноэкополисов приарктических регионов.
Для остальных локальных систем расселения, находящихся за пределами данных полос, может быть принята в основном «центростремительная модель» перспективного роста, связанная с наращиванием урбанистического потенциала. Для их функционирования важное значение имеют как преимущественное развитие ядер (средних и малых городов), укрепление взаимосвязей со своей иерархией, так и укрепление их контактов со смежными крупными системами расселения, в первую очередь с городскими агломерациями. В данных системах основные проблемы связаны с достижением экономической и планировочной целостности, формированием новых систем, преобразованием сети рассредоточенных городских и особенно сельских поселений, увеличением территорий, подверженных городскому воздействию, организацией единой производственной и социальной инфраструктуры. Темпы прироста численности населения здесь невелики, однако довольно высока динамичность городского расселения, так как процессы урбанизации происходят довольно активно.
На основе анализа перспективной численности населения городов-центров, их динамики до 2017-2020 гг. можно сделать следующие выводы.
1. Процесс концентрации населения в центрах систем расселения всех типов и уровней будет продолжаться и в перспективе. Наиболее высокие темпы будут характерны для центров самых высоких и самых низких градаций.
2. В будущем произойдет дальнейшее увеличение доли населения городов-центров во всех территориальных системах.
3. Преимущественное развитие таких городов усилит их влияние на развитие всех систем расселения, позволит расширить их функции по организационно-хозяйственному и культурно-бытовому обслуживанию соответствующих территорий.
4. Дальнейшее формирование системы городов — опорных центров становится одним из главных факторов пространственного развития урбанизации.
Создание относительно разнокачественной градостроительной среды во всех населенных местах обеспечивается не только пропорциональным развитием городов-центров, но и опережающим развитием единой межпоселенной транспортной инфраструктуры. В первую очередь будет создана благоприятная доступность центров систем для всех населенных пунктов, попадающих в зону их влияния. Прогноз показывает, что на период до 2017 гг. все города-центры получат достаточно надежную связь. Особенно актуальными являются новые транспортные системы, часть которых будет создана за пределами 2020г. Речь идет о Западно-Магаданской железной дороге (Якутск — Магадан), а также о прокладке железнодорожных магистралей по территории Центральной Якутии в смежные мезореги-оны (Якутск—Мирный — Вилюская группа улусов) и на север (Намцы — Сангар). Важную роль будут играть новые широтные и меридиональные автомобильные дороги федерального и республиканского значения.
Можно утверждать, что в Республике Саха (Якутия) и в дальнейшем сохранится основной рисунок размещения узловых элементов опорного каркаса расселения с двумя меридиональными осями нагрузки — Западно-Якутский и Центрально-Якутский. Дальнейшее упорядочение и обогащение такого каркаса связано и с резким возрастанием роли некоторых малых и средних населенных пунктов. Так, развитие Северного морского пути и приполярных территорий республики требует опережающего роста портовых комплексов Тикси и других поселений; для активизации пространства между Якутском и Магаданом целесообразно дальнейшее развитие целой сети поселений. Необходимо наращивание социально-экономического потенциала Алдана, который еще недостаточен для образования в пределах мезосистемы взаимосвязанной структуры расселения. Таким образом, перспективы развития системы расселения республики ориентированы на диверсификацию общественного производства, совершенствование жизни населения, повышение уровня и качества обслуживания людей.