Научная статья на тему 'Пространственная организация российского авиадвигателестроения: новые решения'

Пространственная организация российского авиадвигателестроения: новые решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН-КВАЗИКОРПОРАЦИЯ / АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ / AIRCRAFT ENGINE CONSTRUCTING / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SPATIAL ORGANIZATION / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERREGIONAL INTEGRATION / QUASI-CORPORATION REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Афтахова Ульяна Владимировна

Какой должна быть эффективная пространственная организация комплекса авиадвигателестроения? Автор, отвечая на этот вопрос, предлагает новый организационно-экономический механизм региональной интеграции предприятий отрасли. Его суть заключается в формировании института развития, построенного на принципе горизонтального взаимодействия региональных органов власти и руководства предприятий авиадвигателестроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Афтахова Ульяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial Organization of Russian Aircraft Engine Constructing: New Solutions

What is the effective spatial organization of the aircraft engine constructing? The author answers this question by offering a new economic-organizing mechanism of the regional integration of the plants of this branch. Its essence is the building of a development institution which is based on the principle of horizontal interaction between regional authorities and aircraft engine constructing plant administration.

Текст научной работы на тему «Пространственная организация российского авиадвигателестроения: новые решения»

пространственная

организация российского авиадвигателестроения:

новые решения

__Аннотация

Какой должна быть эффективная пространственная организация комплекса авиадвигателестроения?Автор, отвечая на этот вопрос, предлагает новый организационно-экономический механизм региональной интеграции предприятий отрасли. Его суть заключается в формировании института развития, построенного на принципе горизонтального взаимодействия региональных органов власти и руководства предприятий авиадвигателестроения.

_Ключевые слова: регион-квазикорпорация, авиадвигателестроение,

_пространственная организация, межрегиональная интеграция

Афтахова Ульяна Владимировна

аспирантка кафедры экономики и организации промышленного производства, Пермский национальный исследовательский политехнический университет [email protected]

Современное развитие авиадвигателестроения определяется снижением спроса на авиадвигатели со стороны авиакомпаний, ориентированных на приобретение авиатехники иностранного производства, реализуемой по демпинговым ценам. На сегодняшний день авиапарк России насчитывает около 1500 самолетов, из которых: 70% - старые, отечественного производства, 26% - подержанные импортные, 4% - новые самолеты отечественного производства [2]. Это, несомненно, привело к падению технологического уровня производимых авиационных агрегатов. Приоритеты создания отечественных двигателей нового поколения прописаны в различных федеральных документах. Так, Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»1 ориентирована на изменение стратегичес-

1 Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 № 728, действует в ред. от 07.07.2011. -Прим. ред.

ское предпринимательство, № 21 (219)/ноябрь 2012

кой позиции гражданского сектора авиационной промышленности России. Суть новой стратегии - в развитии страны как нового мирового центра авиастроения и достижении к 2015 году не менее 5% продаж гражданской авиационной техники на мировом рынке. Отсутствие реального механизма выполнения данной программы привело практически к полной ее неэффективности и соответственно отсутствию государственного влияния на производство авиадвигателей нового поколения. Кроме того, в результате реструктуризации отрасли, сформированный новый вертикально-интегрированный механизм управления двигателест-роением привел к катастрофическому снижению производительности труда, значительному моральному и физическому износу оборудования (доля изношенного оборудования составляет свыше 80% от используемого технологического потенциала), падению объемов опытно-конструкторских работ в среднем в 10 раз, производственные мощности используются на 15-20% от возможных [1, 4].

Необходимость трехуровневой межрегиональной интеграции

В то же время предприятия отрасли обладают существенным производственным, техническим, научным, кадровым потенциалом и вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие регионов. Так, оборот предприятий авиадвига-телестроения только в Пермском крае составляет 23,3 млрд руб., на них занято 22,4 тыс. чел., объем планируемых инвестиций составляет 43 млрд руб. В этих условиях становятся актуальными консолидация профильных предприятий и активизация процессов региональной интеграции в целях совершенствования механизма регулирования комплекса. Наиболее точно данные процессы теоретически подкрепляются положениями концепции «регион-квазикорпорация».

В не меньшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Реализация экономической самостоятельности регионов является проявлением их системной функции, а также ответственности перед населением. Свойства региона как квазикорпорации проявляются и в межре-

...новый вертикально-интегрированный механизм управления двигателестроением привел... к падению объемов опытно-конструкторских работ в среднем в 10 раз...

ау уд

гиональном взаимодействии, позволяющем объединять экономические потенциалы, особенно в отношении крупных промышленных комплексов. В России вследствие исторически сложившейся политики размещения производительных сил, действующей вплоть до 1990 года, сформировались достаточно разобщенные крупные авиадви-гателестроительные комплексы в Пермском крае, Республике Башкортостан, Ярославской и Омской областях. Они ориентированы на продукцию и услуги полного жизненного цикла, что во многом делает их неконкурентоспособными. Необходимость пространственных изменений обусловлена, прежде всего, тем, что глобальная оли-гополистическая конкуренция требует ликвидации разобщенности российских авиадвигателестрои-тельных комплексов и объединения их программ, компетенций и ресурсов. Реализация подобного подхода возможна только на основе трехуровневой межрегиональной интеграции, состоящей в объединении политики и практических усилий в сфере авиадвигателестроения: с одной стороны, органов правления различных субъектов федерации, с другой - руководителей всех предприятий данной отрасли, а также первого и второго уровней.

оборот

предприятий

_авиадвигателе_строения только

_в Пермском крае

_составляет

23,3 млрд руб., на них занято 22,4 тыс. чел.

Пространственная организация комплекса

Таким образом, автором предлагается пространственная организация комплекса как альянса, основанного на принципах кластерного подхода. В качестве центрального территориального элемента данного альянса предлагается Пермский край. Данный субъект федерации в силу объективных процессов размещения производственных сил имеет все предпосылки, чтобы стать центром межрегионального альянса.

Уровень специализации и кооперации предприятий авиадвигателестроительного комплекса, в сравнении с европейскими и американскими примерами альянсов, достаточно низок. Ни государство, ни каждый комплекс в отдельности в настоящее время не располагают достаточными ресурсами для того, чтобы абсолютно самостоятельно создать авиадвигатель нового поколения и современную инфраструктуру его послепродажного обслужи-

ское предпринимательство, № 21 (219)/ноябрь 2012

вания, так как происходит рассредоточение бюджетных ресурсов и дублирование затрат на НИОКР. Поэтому автор предлагает усиление кооперации между предприятиями комплекса на базе распределения существующих и формирования общих ключевых компетенций (см. табл. ниже). Эффективная пространственная организация комплекса авиадвигателестроения является сочетанием кооперации профильных предприятий, расположенных в различных регионах, и межрегиональной интеграции, нацеленной:

1) на определение и согласование между предприятиями комплекса направлений их кооперации на основе распределения ключевых компетенций;

2) создание условий в регионе, оказывающих влияние на повышение эффективности работы предприятий;

3) институциональное обеспечение эффективного функционирования крупного промышленного комплекса в регионах базирования.

Тогда, организационно-экономический механизм модернизации комплекса предприятий авиадвига-

Таблица

Основные компетенции предприятий авиадвигателестроительных комплексов

Наименование предприятия Пермский моторостроительный комплекс, г. Пермь ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», г. Уфа ОАО «НПО «Сатурн», г. Рыбинск ОАО «Омский моторостроительный комплекс», г. Омск

Существующие компетенции полная цепочка услуг от проектирования до послепродажного обслуживания; производит 9 различных модификаций - производство металлических и фторопластико-вых рукавов и фильтров; - полный жизненный цикл производства газотурбинных установок; - ремонт полная цепочка услуг от проектирования до послепродажного обслуживания; производит 6 различных модификаций авиадвигателей полная цепочка услуг от проектирования до послепродажного обслуживания; производит 6 различных модификаций авиадвигателей

Предлагаемое распределение компетенций - лопатки компрессоров и турбин; - отливки из магниевых сплавов; - подготовка кадров алюминиевое и титановое литье инструментальное оборудование камеры сгорания газовых турбин

Выделение общих компетенций - НИОКР; - подготовка кадров испытание - НИОКР; - подготовка кадров сборка

...становятся

актуальными

консолидация

профильных

предприятий

и активизация

процессов

региональной

интеграции

.автором

предлагается

пространственная

организация

комплекса

как альянса,

основанного

на принципах

кластерного подхода

телестроения - это совокупность форм и методов межрегиональной интеграции на базе регулирования кооперации между предприятиями комплекса, формирования условий и институционального обеспечения развития комплекса.

Межрегиональный совет по авиадвигателестроению

Решение проблемы эффективного управления пространственным развитием авиадвигателестроения видится в формировании и применении комплексного подхода к управлению региональным экономическим пространством. Суть данного подхода состоит в создании каркаса региональной сети взаимодействия, что позволит формировать и передавать инновационные импульсы хозяйствующим субъектам. Такой каркас и эффективное управление им сформирует значительный синергетический эффект.

В рамках данного подхода предлагается создать Межрегиональный совет по авиадвигателестрое-нию - это совещательно-консультативный орган, имеющий отделения в каждом субъекте-участнике, состоящий из представителей Правительства РФ, представителей региональных правительств, научного сообщества, представителей ОАК и ОДК, руководителей предприятий в равном количестве. Совет собирается один раз в квартал для решения вопросов и оценки эффективности своей деятельности. Тогда же, на основе анализа ключевых компетенций и достигнутых результатов заводами и территориями, распределяются инвестиционные ресурсы. Механизм функционирования представлен на рис. (см. на с. 99)

Основными функциями Межрегионального совета являются:

1) создание организационных условий для повышения эффективности организации управления предприятиями авиационного двигателестроения;

2) создание информационных условий для разработки и внедрения новых технологий в целях повышения конкурентоспособности;

3) разработка проектов государственно-частного партнерства;

4) контроль за реализацией инвестиционных программ;

ссийское предпринимательство, № 21 (219)/ноябрь 2012

Рис. Организационно-экономический механизм межрегионального воздействия на модернизацию двигателестроительного комплекса и эффект от его реализации

5) подготовка квалифицированного персонала;

6) проведение мониторинга показателей эффективности функционирования предприятий комплекса;

7) развитие инновационной инфраструктуры.

Выводы

На основе анализа структуры экономики Пермского края было рассчитано, что предлагаемые мероприятия позволят существенно изменить структуру экономики края с экспортноориенти-рованной модели в сторону увеличения доли обрабатывающей промышленности. Прогнозируется, что доля последних возрастет до 60%, благодаря повышению эффективности работы Пермского моторостроительного комплекса. Таким образом, внедрение предложенного механизма повысит уровень социально-экономического развития региона, привлечет дополнительные инвестиционные ресурсы.

...организационно-

экономический

механизм

модернизации

комплекса

предприятий

авиадвигателе-

строения - это

совокупность

форм и методов

межрегиональной

интеграции

Литература

1. Итоги работы Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края за 2010 год и направления деятельности на 2011 год. Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://minprom.permkrai.ru/razdel/1/241/.

2. Не расправим крылья // «Новые известия» за 1 августа 2012 г. Экономика [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.newizv.ru/economics/2012-08-01/167385-ne-raspravim-krylja.html.

3. Рыкунов В.И. Основы управления: Монография. -М.: «Изограф» - 2000. - 269 С.

4. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе - августе 2010 года. Мониторинг, сентябрь, 2010 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.kocenka.ru/view_articles.php?id=14.

5. The Global Competitiveness Report 2009-2010. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://gcr.weforum.org/gcr09/.

Uliana V. Aftakhova

Postgraduate Student of the Academic Department of Economics and Industrial Engineering, State National Research Polytechnic University of Perm

Spatial Organization of Russian Aircraft Engine Constructing: New Solutions

Abstract

What is the effective spatial organization of the aircraft engine constructing? The author answers this question by offering a new economic-organizing mechanism of the regional integration of the plants of this branch. Its essence is the building of a development institution which is based on the principle of horizontal interaction between regional authorities and aircraft engine constructing plant administration.

Keywords: quasi-corporation region, aircraft engine constructing, spatial organization, interregional integration

российское пр<

едпринимательство, № 21 (219)/ноябрь 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.