Проблемы экономики и менеджмента
У.В. Афтахова
аспирант, кафедра экономики и организации промышленного производства, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВИАДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
Аннотация. В данной статье предлагается новый подход к управлению авиационным двигателестроением, нацеленный на усиление его региональной составляющей и предполагающий создание межрегиональной авиадвигателестроительной квазикорпорации. В статье представлена агрегированная информация по оценке инновационного потенциала четырех регионов, где находятся ключевые предприятия авиадвигателестроения. На основании этого анализа были выявлены ключевые компетенции каждого предприятия. После этого была предложена модель участия государства в модернизации авиадвигателестроения.
Ключевые слова: межрегиональная квазикорпорация, авиадвигателестроение, пространственная организация, регион, индустриальный округ.
U.V. Aftakhova, Perm National Research Polytechnic University
PROPOSALS FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC AEROENGINE EFFECTIVE SPATIAL ORGANIZATION
Abstract. A new approach is presented in this article. It aims to strengthen its regional component. The approach assumes the creation of an interregional aeroengine quasi. Estimation of the innovation potential of the four regions, where key aeroengine enterprises are located, is also presented in this article. This analysis allowed to distinguish general competences of the enterprises. Therefore a model of Government’s participation in modernization process was offer.
Keywords: interregional quasicorporation, aeroengine, spatial organization, region, industrial district.
Изначально регион выступал как сосредоточение на определенной территории ресурсов, а не как субъект экономических отношений. В современных условиях необходимо рассматривать регион как отдельную квазикорпорацию, которая имеет межрегиональные интересы. В этой связи особую актуальность приобретает эффективное управление пространственной организацией этой квазикорпорации через регулирование взаимоотношений с расположенными на ее территории крупными промышленными комплексами, которые становятся полюсами роста и промышленными узлами, тем самым, улучшая инфраструктуру региональной экономической системы.
Рассматривая методологические аспекты региональной пространственной организации, а также эффективного взаимодействия в условиях межрегиональной квазикорпорации, необходимо, в первую очередь, определить понятийный инструментарий.
Используя системный подход при анализе понятия «регион», можно определить данную дефиницию как территориально-индустриальный округ, обладающий общностью объективных и субъективных экономических интересов, которые направлены на получение синергетического эффекта. Полагаем, что границы региона могут, как совпадать с границами субъектов Федерации, так и объединять несколько субъектов.
Решение проблемы эффективности управления пространственным развитием
№ 10 (14) - 2012
31
Проблемы экономики и менеджмента
видится в формировании и применении комплексного подхода к управлению региональным экономическим пространством. Эффективная организация регионального экономического пространства понимается как сочетание кооперации профильных предприятий, расположенных в различных субъектах Федерации, и межрегиональной интеграции, нацеленной на: 1) определение и согласование между предприятиями комплекса направлений их кооперации на основе распределения ключевых компетенций;
2) создание условий (организационных, информационных, инфраструктурных, кадровых) в регионе, оказывающих влияние на повышение эффективности работы предприятий; 3) институциональное обеспечение эффективного функционирования крупного промышленного комплекса в регионах базирования.
Несмотря на большое количество исследований, наиболее значимыми являются направления, не имеющие должного теоретического и методологического обеспечения, а именно: 1) степень участия региональных органов власти в управлении наукоемкими отраслями промышленности и базовые принципы такого управления; 2) отношения взаимодействия субъектов в рамках формирующегося организационно-экономического механизма межрегионального управления авиадвигателестроением в условиях его модернизации;
3) систематизация показателей, характеризующих эффективность межрегионального управления в рамках формирования и развития организационно-экономического механизма управления модернизацией крупного отраслевого комплекса.
Сегодня регион с позиции концепции региона-квазикорпорации - это самодостаточный субъект экономической деятельности, основанной на имеющемся ресурсном потенциале и крупной региональной и муниципальной собственности; при этом основной задачей региона видится создание предпосылок (прежде всего, институциональных и инфраструктурных) для эффективного функционирования всех субъектов экономической деятельности [3, с. 92].
Модель региона-квазикорпорации предполагает использование принципиально новых подходов, применяемых ранее исключительно в бизнес-среде. То есть теперь регион является предпринимателем, который обязан формировать необходимые условия среды, привлекать ресурсы и обеспечивать их рациональное использование. Регион-предприниматель стимулирует формирование и становление интеллектуальной экономики, а также развитие рыночной инфраструктуры. Такая стратегия создает предпосылки для активизации процессов территориальной интеграции.
В последние 20-30 лет феномен индустриального округа становится все более популярным за рубежом, особенно в странах Центральной и Западной Европы, «где в течение длительного времени формировалась плотная сеть («сетевой капитал») взаимодополняющих экономических, социальных, административных образовательных и других организаций внутри географически небольших территорий. Примерами могут служить Баден-Вюртемберг и Северная Рейн-Вестфалия в Германии, Эмилия-Романья в Италии, Каталония в Испании» [3, с. 99].
Предпочтительность формирования индустриальных округов в современной
32
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
экономике очевидна. Это связано с проявлением синергетического эффекта, обусловленного устойчиво-прогрессивным взаимодействием предпринимателей и государственных структур на основе комплементарной природы бизнеса. Это, в свою очередь, создает производственную кооперацию и социальную интеграцию.
Применительно к Российской Федерации этот феномен еще мало изучен, хотя с 2002 года предпринимается попытка создания промышленного округа с привлечением итальянского опыта [2, с. 65-82]. Считаем, что опыт формирования, развития и управления промышленными парками итальянского города Модены представляет существенный интерес для России [3, с. 101-103.].
Эпоха глобализации предъявляет специфические требования к пространственной организации промышленности. В первую очередь, это удовлетворение субъективных интересов за счет межрегионального разделения труда. Также в этих условиях повышается роль территориальной специализации и интеграции. «Использование многообразных форм интеграционного взаимодействия экономических систем различного уровня служит сегодня важнейшей движущей силой самореализации территорий как формы наращивания и более эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ. Представляется обоснованным положение о том, что чем полнее субъекты Федерации и муниципальные образования будут использовать потенциал интеграционного взаимодействия, тем динамичнее пойдут процессы адаптации региональной экономики к современным бизнес-стратегиям и, соответственно, - возникнут новые возможности для самореализации территории» [3, с. 285].
Межрегиональная интеграция может принимать формы экономического союза, что вызывает необходимость первоочередного решения проблемы переговоров между главами субъектов Федерации. Ключевую роль в межрегиональной интеграции занимают инновационно активные предприятия, играющие роль полюсов роста. Французский экономист Франсуа Перру писал, что доминирующая единица, т. е. господствующая, технологически передовая фирма сама создает условия для роста прибыли, активно воздействуя на другие фирмы и потребителей, заставляя их принять ее «правила игры» [1, с. 437].
В России существует два крупных производителя авиадвигателей - ОАО «Пермский моторостроительный комплекс» и ОАО «Сатурн» (г. Рыбинск). Также можно выделить Омский моторостроительный комплекс и ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Территориальное размещение предприятий авиационной промышленности, в основном, формировалось в направлении строительства узкоспециализированных моногородов, население которых в большинстве работало на основных и смежных предприятиях отрасли. Это позволяло минимизировать издержки по транспортировке и соответствовало существующей системе управления. Высокий уровень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) формировался за счет того, что федеральный бюджет финансировал за счет собственных средств научно-исследовательские центры авиационной промышленности
№ 10 (14) - 2012
33
Проблемы экономики и менеджмента
по следующим направлениям:
• непосредственное финансирование из бюджета целевых, инвестиционных программ и на поддержание мобилизационных мощностей;
• предоставление льготных кредитов в виде освобождения от уплаты налогов, таможенных пошлин;
• предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков.
Автором был проведен анализ предпосылок пространственного развития отрасли авиадвигателестроения в четырех регионах: Ярославская область, Республика Башкортостан, Омская область, Пермский край. В сводной таблице 1 оценки инновационного потенциала представлены данные по основным показателям, которые влияют на формирование благоприятного инновационного климата и развитие инновационной инфраструктуры.
Таблица 1 - Сводная оценка инновационного потенциала регионов
Показатель Ярославская область Республика Башкортостан Омская область Пермский край
Тип региона Экспортоориен- тированный Экспортоориен- тированный Экспортоориен -тированный Экспорто- ориентиро- ванный
Индекс промышленного производства (в % к предыдущему периоду) 133 115,5 111,2 120,8
Ранг 1 3 5 2
Инвестиции в основной капитал, тыс. руб./чел. 33,49 39,58 34,31 44,85
Ранг 4 3 5 1
Инвестиционный рейтинг 3В1 2В 3В1 2В
Ранг 3 2 3 2
Рейтинг кредитоспособности А ВВ+ А+ А
Ранг 2 3 1 2
Рейтинг инвестиционного риска 21 15 19 49
Ранг 3 1 2 5
Рейтинг инвестиционного потенциала 36 15 31 13
Ранг 5 3 4 2
Рейтинг инновационного потенциала 21 18 25 11
Ранг 4 3 5 2
Общий ранг 22 19 25 16
Интегральный рейтинг 3 2 4 1
И таблицы 1 видно, что Пермский край опережает остальные регионы. Республика Башкортостан занимает в рейтинге второе место, занимая среднюю позицию
34
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
практически по всем показателям, кроме кредитного рейтинга.
Показатели Ярославской и Омской областей находятся примерно на одном уровне. Тем не менее, Ярославская область, имея самый высокий индекс промышленного производства, осуществляет инвестиции в основной капитал примерно на одном уровне с Омской областью, у которой самый низкий индекс промышленного производства среди анализируемых регионов.
Таким образом, видно, что при эффективном взаимодействии данных регионов в рамках межрегиональной квазикорпорации авиадвигателестроения, недостатки каждого региона в отдельности будут компенсированы достоинствами другого региона. Это, в свою очередь, сформирует значительный синергетический эффект при развитии отечественного авиадвигателестроения.
Проведенный анализ инновационного потенциала территорий позволил сформировать следующую гипотезу: развитие отрасли авиадвигателестроения должно быть построено не на концепции моноцентрического развитии, когда ставка делается на развитие только одного завода, одной территории, а на концепции полицентрического развития, основанного на пространственном взаимодействии территорий при их развитии, на которых находятся ключевые предприятия авиадвигателестроения России.
Необходимо отметить, что в отличие от зарубежных производителей, отечественные имеют существенно более ограниченные финансовые и технологические ресурсы. Это ведет к остановке работы предприятий отрасли, понижению уровня деловой активности и их предбанкротному состоянию. Многие из данных предприятий являются градообразующими. В свою очередь, это может вызвать социальную напряженность в обществе. Единственным сдерживающим элементом вышеобозна-ченных тенденций становятся заказы наземной техники, в частности, заказы ОАО «Газпром» на газотурбинные установки.
Соединение данных субъектов Федерации в межрегиональную квазикорпорацию позволит повысить эффективность управления двигателестроением за счет использования имеющихся стержневых компетенций. Уровень специализации и кооперации предприятий авиадвигателестроительного комплекса, в сравнении с европейскими и американскими примерами альянсов, достаточно низок. Ни государство, ни каждый комплекс в отдельности, в настоящее время, не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы абсолютно самостоятельно создать авиадвигатель нового поколения и современную инфраструктуру его послепродажного обслуживания, т.к. происходит рассредоточение бюджетных ресурсов и дублирование затрат на научноисследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР). Поэтому автор предлагает усиление кооперации между предприятиями комплекса на базе распределения существующих и формирования общих ключевых компетенций, которые представлены в таблице 2.
Крупные промышленные регионы являются центрами инвестиционных, инновационных, социальных процессов. Большая удаленность отельных регионов, комплексов
№ 10 (14) - 2012
35
Проблемы экономики и менеджмента
и промышленных предприятий, постепенно сводит на нет их территориальную сплоченность. Европейский союз наглядно продемонстрировал, что стратегия региональной политики, ориентированная на сплочение отдельных территорий формирует предпосылки для сбалансированного устойчиво-прогрессивного развития последних. Именно поэтому потребность в авиации высока.
Таким образом, видно, что сегодня нужен комплекс мер, нацеленный на программный подход к управлению территориальным развитием. Он позволит объединить в одном документе планово-административные и либеральные инициативы, а также распределять финансовые ресурсы.
Суть предлагаемого подхода состоит в создании каркаса региональной сети взаимодействия, которая позволит формировать и передавать инновационные импульсы хозяйствующим субъектам. Такой каркас и эффективное управление им сформирует значительный синергетический эффект.
Таблица 2 - Основные компетенции предприятий авиадвигателестроительных комплексов
Наименование предприятия Пермский моторо-строитель-ный комплекс, г. Пермь ОАО «Уфимское моторостроительное производст-вен-ное объединение, г. Уфа ОАО «НПО «Сатурн», г. Рыбинск ОАО «Омский моторострои-тель-ный комплекс», г. Омск
Существую- щие компетенции Полная цепочка услуг от проектирования до послепродажного обслуживания. Производит 9 различных модификаций. Производство металлических и фторопластиковых рукавов и фильтров. Полный жизненный цикл производства газотурбинных установок. Ремонт Полная цепочка услуг от проектирования до послепродажного обслуживания Производит 6 различных модификаций авиадвигателей Полная цепочка услуг от проектирования до послепродажного обслуживания Производит 6 различных модификаций авиадвигателей
Предлагаемое распределение компетенций Лопатки компрессоров и турбин. Отливки из магниевых сплавов. Подготовка кадров Алюминиевое и титановое литье Инструменталь- ное оборудование Камеры сгорания газовых турбин
Выделение общих компетенций НИОКР. Подготовка кадров Испытание НИОКР. Подготовка кадров Сборка
Для реализации данного подхода предлагается создание новой организационной структуры «Межрегиональный совет по авиадвигателестроению».
Межрегиональный совет по авиадвигателестроению - это совещательноконсультативный орган, имеющий отделения в каждом субъекте-участнике, состоящий из представителей Правительства Российской Федерации, представителей региональных правительств, научного сообщества, представителей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной двигателестроительной корпорации
36
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
(ОДК), руководителей предприятий в равном количестве. Совет собирается один раз в квартал для решения вопросов и оценки эффективности своей деятельности. Тогда же, на основе анализа ключевых компетенций и достигнутых результатов заводами и территориями, осуществляется выбор модели финансирования и распределяются инвестиционные ресурсы.
Рисунок 1 - Организационно-экономический механизм межрегионального воздействия на модернизацию двигателестроительного комплекса и эффект от его реализации
Основными функциями Межрегионального совета являются:
1) создание организационных условий для повышения эффективности организации управления предприятиями авиационного двигателестроения;
2) создание информационных условий для разработки и внедрения новых технологий в целях повышения конкурентоспособности;
3) разработка проектов государственно-частного партнерства;
4) контроль за реализацией инвестиционных программ;
5) подготовка квалифицированного персонала;
6) проведение мониторинга показателей эффективности функционирования
№ 10 (14) - 2012
37
Проблемы экономики и менеджмента
предприятий комплекса;
7) развитие инновационной инфраструктуры.
Механизм функционирования представлен на рисунке 1.
На основании методики оценки эффективности работы авиадвигателестроительных предприятий, входящих в совет, определяется модель участия государства в модернизации комплекса предприятий. Она представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Многофакторная модель государственного управления модернизацией регионального двигателестроительного комплекса
Каждая из представленных моделей участия государства зависит от уровня либерализации рыночных отношений и отличается степенью участия федеральных органов власти, региональных органов власти и предприятий в программе модернизации. Краткая характеристика каждой модели представлена в таблице 3.
Было рассчитано, что в результате предложенных мероприятий структура экономики анализируемых субъектов Федерации может существенно измениться с экспортноориентированной модели в сторону увеличения доли обрабатывающей промышленности. Предполагается, что доля предприятий обрабатывающей промышленности возрастет до 60%, благодаря повышению эффективности работы двигателестроительных комплексов. Это произойдет благодаря следующему:
1) формирования бизнес-структур нового поколения, обладающих потенциалом саморазвития;
2) увеличения доли инновационной продукции (до 15% к 2015 году);
3) улучшения инновационного климата;
4) ускорения темпов обновляемости основных фондов;
38
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
5) облегчения доступа на финансовые рынки, что позволит расширить использование ценных бумаг для привлечения новых инвесторов;
6) сохранения и создание новых рабочих мест, что предотвратит отток высококвалифицированных научно-технических кадров в другие регионы и сферы экономики;
7) повышения спроса на высококвалифицированный персонал, что улучшит его возрастную структуру;
8) роста производительности труда в два раза;
9) увеличения налоговых поступлений;
10) роста высокотехнологичного экспорта, что приведет к ослаблению зависимости экономики региона от конъюнктуры сырьевого рынка, улучшив тем самым структуру внешнеторгового оборота.
Таблица 3 - Краткая характеристика моделей регионального участия в программе модернизации
Модель гос. Инвестирования Модель реализ. ГЧП Модель кредитования Модель гос. невмешательства
Участни- ки Федеральные органы власти Региональные органы власти Комплекс предприятий Федеральные органы власти Региональные органы власти Комплекс предприятий Региональные органы власти Комплекс предприятий Комплекс предприятий
Схема финанси- рования Ф - 30% Р - 30% К - 40% Ф - 25% Р - 25% К - 50% Р - 20% К - 80% К - 100%
Преиму- щества Сравнительно не-высокие затраты корпоративных структур на инвестирование. Усиление возможностей государственно го контроля над развитием отрасли Наличие правового механизма распределения рисков и ответственности участников ГЧП. Возможность концентрировать государственные ресурсы на необходимых направлениях и хорошая мотивация бизнеса в отношении конечных результатов. Существенное снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет привлечения внебюджетных источников Стимуляция инвестиционной активности предприятий, формирование благоприятного инновационного климата через создание технопарков
Недостат- ки Фактическая национализаци я предприятий Боле высокая стоимость капитала. Затратная процедура проведения инвестиционного конкурса Государство финансирует фундамент. разработки и ОКР. Несовершенство законодательства ограничивающеего привлечение негосударственных инвестиций Высокорискованные и низкорентабельные инвестиции из-за длительного срока их окупаемости
№ 10 (14) - 2012
39
Проблемы экономики и менеджмента
Применение данного подхода позволит существенно изменить стратегическую позицию российского авиадвигателестроения на мировом рынке, а также обеспечит возвращение Российской Федерации на этот рынок в качестве одного из центров авиационного моторостроения.
Список литературы:
1. 25 ключевых книг по экономике / А. Бейтон [и др.]. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - 600 с.
2. Меморандум по вопросам создания промышленных округов на территории Российской Федерации с использованием итальянского опыта // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2004. - № 4.
3. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве / Важенин С.Г. [и др.]. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2011.
List of references:
1. 25 general books of economics / A. Bayton [et al]. - Chelyabinsk: Ural LTD, 1999. - 600 p.
2. Memorandum po voprosam sozdaniya promishlennikh okrugov na temtorii Rossiyskoy Fedracii s is-polzovanien italyanskogo opita // Promishlennaya politika v Rossiskoy Federacii. - 2004. - No. 4.
3. Territoralnya konourencia v economicheskom prostranstve [Territorial competition in economic space] / Vazhenin S.G. [et al]. - Ekaterinburg: Institut economiki UrO RAN, 2011.
Е.В. Голубев
аспирант, экономический факультет, кафедра маркетинга, ФГБОУВПО «Российскийуниверситет дружбы народов»
ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРАУДСОРСИНГА
Аннотация. Статья дает представление о краудсорсинге с точки зрения природы организации, в том числе природы фирмы. Автор дает рабочее определение и раскрывает сущность краудсорсинга на реальных примерах из трех областей: коммерческое, общественное и государственное (территориальное) использование технологии краудсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, краудсорсинг, инсорсинг, природа фирмы, теория организации, траснакционные издержки, инновации, инновационные бизнес-модели.
Y.V. Golubev, Peoples’ Friendship University of Russia
CROWDSOURCING AS AN EXAMPLE OF INNOVATIONS AT LOCAL LEVEL OF MANAGEMENT
Abstract. The article explains the origin of crowdsourcing from the point of view of evolution of organization. The author gives a working definition and reveals the essence of crowdsourcing on real examples from three areas: business, public and goverment (territorial) usage of crowdsourcing technology.
Keywords: outsourcing, crowdsourcing, insourcing, the nature of the firm, organization theory, tras-naktsionnye costs, innovation, innovative business models.
40
№ 10 (14) - 2012