Научная статья на тему 'Пространственная мобильность в современном славянском язычестве: мотивы, цели, направления (по данным полевых исследований)'

Пространственная мобильность в современном славянском язычестве: мотивы, цели, направления (по данным полевых исследований) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / ОПРОС / МОБИЛЬНОСТЬ / КУПАЛА / ПУТЕШЕСТВИЯ / ИДЕЯ / MODERN PAGANISM / QUESTIONING / MOBILITY / MIDSUMMER DAY / TRAVELLING / IDEA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тютина Ольга Сергеевна, Суровегина Екатерина Сергеевна

Используя материал анкетного опроса участников Купальского праздника 2016 года, авторы поднимают в статье вопросы, связанные с выявлением уровня мобильности представителей современного русского языческого движения. Устанавливаются территориальные рамки поездок (Россия/заграница) и частота последних. Кроме того, предпринимается попытка определения мотивов, лёгших в основу «языческих путешествий» XXI века, а также их содержательной составляющей (экскурсии, религиозно-просветительские спортивные или деловые выезды).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тютина Ольга Сергеевна, Суровегина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL MOBILITY IN MODERN SLAVIC PAGANISM: MOTIVES, GOALS, DIRECTIONS (ON THE BASIS OF FIELD RESEARCHES)

Using the materials of a questionnaire of the participants of the Midsummer Day festival of 2016, the authors of the article raise the issues related to identification of the mobility level of representatives of the contemporary Russian pagan movement. The paper determines territorial limits of travelling (Russia/abroad) and frequency of the latter. In addition, the article attempts to determine motives underlying “Pagan travelling” in the XXI century, as well as their meaningful component (excursions, religious-educational sports or business trips).

Текст научной работы на тему «Пространственная мобильность в современном славянском язычестве: мотивы, цели, направления (по данным полевых исследований)»

Тютина Ольга Сергеевна, Суровегина Екатерина Сергеевна

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ: МОТИВЫ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ (ПО ДАННЫМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИИ)

Используя материал анкетного опроса участников Купальского праздника 2016 года, авторы поднимают в статье вопросы, связанные с выявлением уровня мобильности представителей современного русского языческого движения. Устанавливаются территориальные рамки поездок (Россия/заграница) и частота последних. Кроме того, предпринимается попытка определения мотивов, легших в основу "языческих путешествий" XXI века, а также их содержательной составляющей (экскурсии, религиозно-просветительские спортивные или деловые выезды). Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/1/53.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1(75) C. 201-203. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

LAWS AND FACTORS OF VALUE TRANSFORMATIONS

Toreeva Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Lomonosov Moscow State University diogen04@yandex. ru

The article is devoted to reconstruction of M. M. Tareev's ideas about nature of values and laws of their development. The paper singles out factors of value transformations, mechanisms and laws of value determination. It is shown that transformation of values is subject to a number of tendencies that acquire immutability of laws in M. M. Tareev's "transcendental axiology". These laws stipulate and determine dynamics of values in space of human existence and determine the procedure of changing value hierarchies and value preferences in the society.

Key words and phrases: M. M. Tareev; values; existential values; factors of value transformation; laws of value determination; "transcendental axiology".

УДК 299.572(470) Философские науки

Используя материал анкетного опроса участников Купальского праздника 2016 года, авторы поднимают в статье вопросы, связанные с выявлением уровня мобильности представителей современного русского языческого движения. Устанавливаются территориальные рамки поездок (Россия/заграница) и частота последних. Кроме того, предпринимается попытка определения мотивов, лёгших в основу «языческих путешествий» XXI века, а также их содержательной составляющей (экскурсии, религиозно-просветительские спортивные или деловые выезды).

Ключевые слова и фразы: современное язычество; опрос; мобильность; Купала; путешествия; идея.

Тютина Ольга Сергеевна Суровегина Екатерина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина о. (уШта@таИ ги; ekaterina. surovegina@mail. ги

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ: МОТИВЫ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ (ПО ДАННЫМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

Летом 2016 г. сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина провели анкетный опрос среди рядовых представителей русских языческих общин и союзов [5, с. 288-295], собравшихся на праздник Купалы (деревня Лукино, Рузский район Московской области) [6, с. 122-129]. Мероприятие было организовано двумя союзами общин: «Велесов Круг» и «Коло Яра». Следует отметить, что если «Велесов Круг» зарекомендовал себя в роли организатора наиболее массовых «родноверческих» праздников в России, то союз «Коло Яра» фигурирует как «организационная площадка» впервые (информация о данной организации практически отсутствует, даже на странице этого содружества в социальной сети «ВКонтакте» (Коло Яра)). По данным организаторов праздника, в мероприятии 2016 г. (24-26 июня) приняло участие около 1400 человек.

Опросный лист 2016 года состоял из четырех вопросных блоков, содержащих как открытые, так и закрытые вопросы. В предлагаемой статье рассматриваются особенности данных блока № 2. Вопросы раздела были направлены на определение пространственной мобильности рядовых язычников Купалы и сочувствующих движению. В анкетировании приняло участие 163 респондента.

Первый вопрос «пространственного» блока звучал следующим образом: «Как часто Вы путешествуете по России?». Результаты ответов показали следующую картину: большинство опрошенных - 52,8% (86 человек) путешествуют достаточно редко, 4,3% не путешествуют вообще. Поездки по России совершают регулярно 29,4% язычников (48 человек). Шестнадцать респондентов (9,8%) выезжают очень часто.

Следующий вопрос касался выездных путешествий, которые совершались за пределы России. Количество регулярно выезжающих составило 16,6% (27 человек). Количество язычников, совершающих поездки за рубеж «очень часто», сократилось до 2,5% (4 человека). Редко путешествуют 42,9% (70 неоязычников). Соответственно, не выезжают в заграничные путешествия 34,4% (56 человек). Таким образом, более 62% опрошенных предпринимают путешествия за рубеж, 34% респондентов никогда не выезжают за пределы страны.

Стоит отметить, что полученные показатели намного выше средних по России. По данным социологического опроса, 53% россиян никогда не были в странах ближнего зарубежья, 81% - дальнего, соответственно [4]. Согласно информации Федерального агентства по туризму, за первое полугодие 2016 года 13 225 россиян совершили туристические поездки за рубеж [3].

202

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Также стоит обратить внимание на процентное соотношение зарубежных поездок и поездок по России. Процент респондентов, путешествующих по России, выше, чем процент тех, кто путешествует за рубеж. Представленные данные соответствуют общей статистической картине по стране. В России за последние несколько лет значительно вырос внутренний туризм [2], последнее, в свою очередь, находит отражение и в ответах адептов современного язычества.

Третий вопрос блока был направлен на раскрытие содержательной части предпринимаемых туристических поездок. Большинство респондентов (62,6% (102 человека)) в качестве основной цели поездки указали экскурсионную программу. На втором месте по популярности оказались религиозно-просветительские мотивы, им отдали предпочтение 16,6% опрошенных (27 человек). По 5,5% ответов получили «спортивные» и «деловые» мероприятия. Опираясь на вышеизложенное, можно констатировать, что среди участников «Ку-палы - 2016» наблюдается преобладание светской мотивировки путешествий над религиозной.

Четвертый вопрос звучал следующим образом: «Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?». Полностью отвергают мысль об участии в подобном предприятии 10 человек (6,1%), 49 язычников (30,1%) также в большей степени выступают против предложенного вида заработка. Полностью согласны с указанными условиями 38 человек (23,3%). Пятьдесят четыре участника опроса, что составило 33,1%, ответили, что, скорее всего, приняли бы подобного рода предложение. Таким образом, с большей или меньшей степенью вероятности выразили свое согласие на участие в экспедиции с целью материального обогащения 56,4% респондентов, в противовес 36,7% тех, кто не готов принимать участие в обозначенном мероприятии.

Следующий вопрос раздела также был направлен на выяснение движущих сил в современном языческом мировосприятии. В отличие от предыдущего вопроса, в качестве мотива была предложена идеологическая составляющая: «Согласились бы Вы ради идеи участвовать в опасной и длительной экспедиции?». В опасное путешествие ради идеи готовы пуститься, не раздумывая, 23,3% опрошенных (38 человек). 77 человек (47,2%) из числа опрошенных на празднике язычников скорее бы согласились участвовать в предложенном мероприятии, чем нет. Полностью не поддержали бы экспедицию ради идеи 12 язычников (7,4%). В свою очередь, 17,2% с определенной долей сомнения также высказались против предложенной ситуации и предпочли выбрать вариант ответа «более 'нет', чем 'да'». Соответственно, по совокупности ответов теоретически 70,5% язычников готовы принять участие в опасном мероприятии из идеологических соображений, 24,6% опрошенных высказались против.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно высказать предположение о том, что идеалистические мотивы преобладают у большего числа адептов языческого праздника 2016 года, нежели мотивы материального порядка. 70,5% готовы пуститься в опасное предприятие исключительно из соображений духовно-нравственных, что на 14% превышает долю «материалистически» настроенных респондентов. Также интересен тот факт, что многими респондентами оба мотива расценивались как возможные для выбора.

С помощью шестого вопроса было необходимо определить предпочтительный статус участника в предполагаемой экспедиции. Результаты опроса показали, что 20,9% респондентов (34 язычника) видят себя в качестве лидеров «туристического движения», 55,2% (90 человек), напротив, предпочли стать рядовыми участниками. Выступить в роли спонсоров экспедиции решили 1,8% опрошенных (3 человека). Остались на прежних позициях, отказавшись принимать участие в предложенном мероприятии, 14,7% (24 респондента).

Таким образом, стоит отметить, что пятая часть участников Купальского праздника гипотетически склонна к лидерству. Сопоставляя представленные данные с информацией о членстве в общине (по данным опроса 2016 года только 16% участников Купалы состоят в последней), можно сделать вывод о том, что количество потенциальных лидеров обратно пропорционально количеству общинников, что во многом объясняет отсутствие четкой структурной организации в среде современных язычников.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно говорить о том, что, во-первых, большая часть последователей современной языческой традиции, принявших участие в опросе, путешествуют достаточно редко как по России, так и за ее пределами. Количество тех, кто никогда не выезжал за границу в восемь раз превышает количество тех, кто никогда не путешествовал в пределах Российской Федерации. Однако количество тех, кто никогда не путешествовал за границу, среди современных язычников более чем в два раза ниже аналогичных показателей по России. Так, по данным последних опросов, только 71% россиян имеют заграничный паспорт. Вместе с тем среди адептов новой религиозности только 34% никогда не выезжали за рубеж [1].

Во-вторых, приоритетным направлением являются путешествия по России. В поездках внутри России принимают участие (с различной степенью периодичности) 92% опрошенных. Аналогичный показатель для заграничных путешествий составляет 62%. Данные тенденции характерны для современной России, когда внутренний туризм преобладает над внешним.

В-третьих, при выборе направления приоритетным мотивом для большинства язычников выступает путешествие с экскурсионными целями. Религиозные мотивы - на втором месте по популярности, в соотношении 1:4. Полученные данные свидетельствуют в пользу наличия потребности у современных язычников в удовлетворении познавательного интереса.

В-четвертых, несмотря на «светский» характер уже предпринятых поездок, в вопросах гипотетического характера (Согласились бы Вы...?) большинство респондентов стоят на идеалистических позициях и с большей долей вероятности готовы принять участие в опасной экспедиции из идейных соображений, нежели ради материальных выгод.

В-пятых, четверть опрошенных видят себя в роли лидера опасного путешествия, а каждый второй готов согласиться на роль рядового участника. Таким образом, на двоих участников приходится по одному предполагаемому лидеру, что свидетельствует в пользу высокого потенциала активности движения.

Список литературы

1. Наличие загранпаспорта и поездки за рубеж [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2016/04/26/nalichie-zagranpasporta-i-poezdki-za-rubezh/ (дата обращения: 22.11.2016).

2. Отдельные показатели деятельности турфирм [Электронный ресурс]. URL: http://wwwrussiatourism.ru/contents/statis1ika/ statisticheskie-dannye-po-rf/otdelnye-pokazateli-deyatelnosti-koUektivnykh-sredstv-razmeshcheniya-i-turfirm-2011 -2015-gg/ (дата обращения: 22.11.2016).

3. Показатели выезда российских граждан за рубеж в I квартале 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/vyborochnaya-statisticheskaya-informatsiya-rasschitannaya-v-sootvetstvii-s-ofitsialnoy-statisticheskoy-metodologiey-otsenM-chisla-vezdnykh-i-vyezdnykh-taistskikh-poezdok/ (дата обращения: 22.11.2016).

4. Сколько россиян бывали за границей? [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/obshchestvo/11470 (дата обращения: 22.11.2016).

5. Шиженский Р. В. Иерархическое положение волхвов в структуре русских неоязыческих организаций // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сборник статей / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул, 2008. С. 288-295.

6. Шиженский Р. В. Праздно-обрядовый календарь русского неоязычества // Этносоциум и межнациональная культура. М., 2008. № 6 (14). С. 122-129.

SPATIAL MOBILITY IN MODERN SLAVIC PAGANISM: MOTIVES, GOALS, DIRECTIONS (ON THE BASIS OF FIELD RESEARCHES)

Tyutina Ol'ga Sergeevna Surovegina Ekaterina Sergeevna

Minin University [email protected]; [email protected]

Using the materials of a questionnaire of the participants of the Midsummer Day festival of 2016, the authors of the article raise the issues related to identification of the mobility level of representatives of the contemporary Russian pagan movement. The paper determines territorial limits of travelling (Russia/abroad) and frequency of the latter. In addition, the article attempts to determine motives underlying "Pagan travelling" in the XXI century, as well as their meaningful component (excursions, religious-educational sports or business trips).

Key words and phrases: modern paganism; questioning; mobility; Midsummer Day; travelling; idea.

УДК 1; 091.129 Философские науки

В данной статье рассматривается теория бессмертия в «космической философии» известного ученого К. Э. Циолковского. На основе трудов самого мыслителя и научных исследований по теме автор попытался проследить эволюцию развития у Циолковского идеи о «вечной жизни», начиная с предпосылок и заканчивая её теоретическим оформлением. Несмотря на спорность и противоречивость, рассуждения философа о возможном пути обретения бессмертия вызывают у многих исследователей определённый научный интерес, так как и в ХХ1 столетии вопрос продления жизни нисколько не теряет своей актуальности.

Ключевые слова и фразы: философия; бессмертие; иммортализм; космос; вселенная; космизм; космическая философия; монизм; жизнь; смерть.

Федюлина Елена Владимировна

Астраханский государственный университет elyukshina@yandex. ги

ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ В «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Видный ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) широко известен своей теорией ракетостроения. Однако именно он явился последователем основных идей философа Николая Федоровича Федорова - создателя уникального религиозного учения, родоначальника русского космизма и преданного сторонника «вечного блага» - бессмертия.

В 1870-х годах К. Э. Циолковский лично встречался с Н. Ф. Федоровым в Чертковской библиотеке в Москве. В большой автобиографии «Черты из моей жизни», написанной в январе 1935 года, Константин Эдуардович вспоминает, что у библиотекаря было «необыкновенно доброе лицо». Циолковский пишет: «Он же давал мне запрещенные книги. Потом оказалось, что это известный аскет Федоров - друг Толстого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.