Научная статья на тему 'Современный язычник на празднике (анализ деятельностной мотивации участников праздника)'

Современный язычник на празднике (анализ деятельностной мотивации участников праздника) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / ПРАЗДНИК / МОТИВАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ОБЩИНА / MODERN SLAVONIC PAGANISM / FEAST / MOTIVATION / SOCIOLOGICAL SURVEY / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саберов Рушан Анвярович, Шляхов Михаил Юрьевич, Суровегина Екатерина Сергеевна

На основе анкетного опроса респондентов, присутствовавших на празднике «Купала», в статье проводится анализ вопросов, связанных с причинами, побудившими рядовых членов современного славянского языческого сообщества принять участие в празднестве. Устанавливаются преобладающие комплексы мотивов и целей данного участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Саберов Рушан Анвярович, Шляхов Михаил Юрьевич, Суровегина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN PAGAN AT THE FEAST (ANALYSIS OF THE FEAST PARTICIPANTS’ PRAGMATIC MOTIVATION)

Relying on the results of a survey among participants of the feast “Kupala” the article provides an analysis of motives encouraging ordinary members of the modern Slavonic pagan community to participate in the feast. The authors identify the dominant motives and goals of such participation.

Текст научной работы на тему «Современный язычник на празднике (анализ деятельностной мотивации участников праздника)»

Саберов Рушан Анвярович, Шляхов Михаил Юрьевич, Суровегина Екатерина Сергеевна СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫЧНИК НА ПРАЗДНИКЕ (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАСТНИКОВ ПРАЗДНИКА)

На основе анкетного опроса респондентов, присутствовавших на празднике "Купала", в статье проводится анализ вопросов, связанных с причинами, побудившими рядовых членов современного славянского языческого сообщества принять участие в празднестве. Устанавливаются преобладающие комплексы мотивов и целей данного участия. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-3M2.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 3. C. 152-154. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

18. Примерный устав сельскохозяйственной артели: утв. СНК СССР, ЦК ВКП(б) 17.02.1935 г. // Советская Сибирь. 1935. 20 февраля.

19. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 336.

20. Трофимова А. И. Правовое положение категорий совхозного социума России в 1930-1950-х гг. (по материалам Европейского Севера РСФСР) // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 9. С. 1833-1842.

21. Щеглова Т. К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история. Барнаул, 2008. 527 с.

22. Щеглова Т. К. Система жизнеобеспечения сельского населения тыловой деревни Алтая в годы Великой Отечественной войны: повседневные адаптационные практики, заместительные технологии и жизненные стратегии (в программе Центра устной истории и этнографии, посвященной 70-летию Победы) // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае 2014 г. / отв. ред.: М. А. Демин, Т. К. Щеглова. Барнаул, 2015. С. 248-262.

23. Щеглова Т. К. Структура и категории сельского русского населения сибирской деревни как фактор адаптационных механизмов традиционной культуры жизнеобеспечения в повседневных практиках войны 1941-1945 годов: к проблеме введения и интерпретации материалов устной истории в научные тексты // Этнография Алтая и сопредельных территорий / под ред. Т. К. Щегловой. Барнаул, 2015. Вып. 9. С. 366-378.

24. Щеглова Т. К. Этнография русского крестьянства юга Западной Сибири в XX столетии: культура жизнеобеспечения в годы Великой Отечественной войны: научные и методические материалы. Барнаул, 2015. 132 с.

FEATURES OF LIFE SUPPORT SYSTEM OF RURAL POPULATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: BY THE EXAMPLE OF THE COLLECTIVE-FARM PEASANTRY AND STATE-FARM WORKERS OF THE SOUTH OF WESTERN SIBERIA

Rykov Aleksei Viktorovich

Altai State Pedagogical University avrykov@bk.ru

The article describes peculiarities of everyday and adaptation practices of social groups of the rural society - collective-farm and state-farm workers - during the war in the context of the state social policy. For this purpose the author compares forms and rates of wages, personal subsidiary plots, characteristic features of the social and legal status. The researcher concludes that during the war possibilities of the collective-farm peasantry and state-farm workers were different. The main role in the life support system for these groups was played by family economy.

Key words and phrases: culture of life support; Russian rural population; The Great Patriotic War; socialistic modernization; collective-farm peasantry; state-farm workers; south of Western Siberia.

УДК 298.9

Философские науки

На основе анкетного опроса респондентов, присутствовавших на празднике «Купала», в статье проводится анализ вопросов, связанных с причинами, побудившими рядовых членов современного славянского языческого сообщества принять участие в празднестве. Устанавливаются преобладающие комплексы мотивов и целей данного участия.

Ключевые слова и фразы: современное славянское язычество; праздник; мотивация; социологический опрос; новые религиозные движения; община.

Саберов Рушан Анвярович Шляхов Михаил Юрьевич, к.и.н. Суровегина Екатерина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина saberow@yandex.ru; mik-shlyakhov@yandex.ru; ekaterina.surovegina@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫЧНИК НА ПРАЗДНИКЕ (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАСТНИКОВ ПРАЗДНИКА)

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

Летом 2016 года сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина провели анкетный опрос среди представителей русских языческих общин и союзов, собравшихся на праздник «Купала» (деревня Лукино, Рузский район Московской области). Мероприятие было организовано двумя союзами общин: «Велесов Круг» и «Коло Яра». По данным организаторов праздника, в мероприятии 2016 года (24-26 июня) приняло участие около 1400 человек. В анкетировании приняло участие 163 респондента [8; 9].

Отметим, что анализ некоторых особенностей мировоззрения современных славянских язычников ранее проводился в 2014 году в ходе полевых исследований Р. В. Шиженского [7].

ISSN 1997-292X

№ 12 (74) 2016, часть 3

153

Опросный лист 2016 года состоял из четырех вопросных блоков, содержащих как открытые, так и закрытые вопросы. Целью данного опроса являлось исследование образа современного язычника: особенностей социального портрета респондентов, роли религиозных представлений в сложившейся системе мировоззрения, уровня социальной активности, а также способов взаимодействия с окружающим миром и др. [4, с. 288-289; 5, с. 252-253].

В данной статье авторы рассматривают нюансы мотивационной сферы участников языческих праздников, пытаются вычленить деятельностные мотивы, выступающие факторами участия человека в современных религиозных торжествах. Деятельностные мотивы поведения человека можно условно разделить на несколько групп, каждая из которых связана с особой сферой потребностей человеческой личности. Полученные результаты помогут лучше понять внутренний мир и поведение неофитов, рядовых язычников Купалы и сочувствующих движению.

Одной из первоочередных задач исследования было установление цели посещения праздника «Купала». Респондентам был задан соответствующий вопрос закрытого типа, предполагающий возможность выбора нескольких вариантов ответа. Полученные в ходе анкетного опроса данные позволяют прийти к следующим выводам.

1. Большинство респондентов в качестве цели посещения фестиваля указали: «отдохнуть на природе» (52,1%), «поучаствовать в обряде» (49,7%), «пообщаться с единомышленниками» (47,8%).

Представленные варианты в определенной степени указывают, во-первых, на функциональную («отдохнуть на природе») и социальную («пообщаться с единомышленниками») деятельностную мотивацию участников праздника. Особое место занимает ответ «поучаствовать в обряде», так как он может быть отнесен как к духовному, так и социальному виду деятельностной мотивации, в зависимости от смысла, вкладываемого опрошенными в понятие «обряд». Участие в «обряде» может носить религиозный характер и быть связанным с мистическими переживаниями единства со сверхъестественными силами, что является духовной мотивацией участников языческих праздников. Социальная деятельностная мотивация в данном варианте ответа просматривается в случае желания участников объединиться в общину, приобщиться к религиозной («церковной») институции.

Кроме того, полученные результаты опроса позволяют констатировать, что участие в празднестве носит «религиозно-мировоззренческий» идентификационный характер, выраженный в дефиниционной антитезе «свой - чужой» [6, с. 305]. Отметим, что в данном случае под религиозной идентификацией мы будем понимать: «один из возможных способов духовного соотнесения себя с окружающими людьми (на индивидуальном уровне) и самоопределения целого общества в его соотношении с окружающими его социумами (на макросоциальном уровне)» [3].

2. Следующая по значимости мотивировка респондентов включала участие в «игровых» действиях праздника Купалы. Вариант ответа «участвовать в состязаниях / мастер-классах» выбрало 13,4% опрошенных. К этой категории ответа, вероятно, в большей степени можно отнести и участие в практике ведения хороводов (30,7%). Такие варианты ответов также указывают на функциональную и духовную деятельностную мотивацию. Более четкая идентификация языческого хоровода требует дополнительных исследований, так как данное действо сочетает в себе как сакральную составляющую [1, с. 20, 22-23], так и включает игровой компонент.

3. Преследование коммерческой выгоды от участия в фестивале отметили 16,6% респондентов. Этот показатель связан с уже закрепленной традицией сопровождения праздника «торжищем» (ярмаркой). При этом ассортимент предлагаемых товаров насыщен изделиями ручного производства мастеров-кожевников, резчиков по дереву, кузнецов, ювелиров, ткачей и т.п. Вместе с тем вариант ответа «купить сувениры» получил всего лишь 7,3%. Последнее указывает на материальный вид деятельностных мотивов, которые направлены на удовлетворение потребности в приобретении предметов домашнего обихода и т.д.

4. Процент респондентов, не ответивших на поставленный вопрос, превышает все показатели по другим вариантам выбора и равен 68,7%. По мнению специалистов, в проблеме отказа опрашиваемых от ответа можно выделить три основных аспекта: методологический, социальный и психологический [2, с. 99]. Исходя из специфики проводимого исследования, наиболее вероятным комплексом причин уклонения респондентов от ответа является социальный. Последний включает в себя различные аспекты информированности, т.е. непосредственной «включенности» опрашиваемых в современный славянский языческий социум, в настоящее время представляющий из себя набор подчас диаметрально противоположных по теоретически и практически реализуемым дискурсам объединений.

Проведенное анкетирование выявило наличие у участников праздника всех основных видов деятель-ностных мотивов. Наиболее важными видами мотивов являются социальные и функциональные мотивы, которые четко прослеживаются и дифференцируются согласно данным опроса. Особое место в мотивацион-ной сфере участников языческого праздника занимают духовные мотивы. Духовная часть неразрывно связана с иными сферами мотивации и не может быть оторвана от социальной и функциональных сфер мотивации. Ранжирование данных сфер мотивации может быть осуществлено лишь при личном интервьюировании участников и большой степени откровенности респондентов. Наименьшую часть мотивационной сферы современных язычников занимают материальные мотивы. Последние успешно реализуются в деятельности небольшой группы людей, приехавших на Купалу с целью извлечения коммерческой выгоды и повышения мастерства по изготовлению празднично-обрядовых предметов.

Установленная система деятельностных мотивов, по нашему мнению, позволяет определить паттерны поведения респондентов на фестивале, обобщенно выражаемые в ключевых терминах: социальное общение, отдых, религиозный обряд, извлечение выгоды. Проведенное исследование и полученные в ходе него результаты могут содействовать не только дальнейшей разработке методики и анализа ситуации опроса, но и способствовать более глубокому, детальному изучению процессов, протекающих в среде современных славянских язычников.

Список литературы

1. Доброслав. Радость Солнцепоклонника. Б.м.: Сфера Интернет, 2003. 50 с.

2. Клюшина Н. А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования. 1990. № 1. С. 98-105.

3. Ляушева С. А., Нагой А. А. Религиозная идентичность в современной культуре [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-identichnost-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 21.11.2016).

4. Шиженский Р. В. Иерархическое положение волхвов в структуре русских неоязыческих организаций // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сборник статей / под ред. П. К. Дашковского. Барнаул, 2008. С. 288-295.

5. Шиженский Р. В. Неоязыческий миф о князе Владимире // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2009. № 6. С. 250-256.

6. Шиженский Р. В., Саберов Р. А. Свои - чужие в интеллектуальном конструкте современных белорусских язычников «Содружества Родовичей Белой Руси» (опыт анкетного опроса) // Интеллектуальная культура Беларуси: истоки, традиции, методология исследования: мат-лы Первой межд. науч. конф. (г. Минск, 13-14 ноября 2014 г.) / Ин-т философии НАН Беларуси. Минск: Право и экономика, 2015. С. 304-306.

7. Шиженский Р. В., Тютина О. С., Сморжевская О. А. Особенности современного языческого мировоззрения (по данным полевых исследований) [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/093/shizhensky.pdf (дата обращения: 21.11.2016).

8. Шиженский Р. В., Шляхов М. Ю. Письменные источники современных российских язычников по данным полевых исследований // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (58): в 3-х ч. Ч. III. C. 210-212.

9. Шиженский Р. В., Шляхов М. Ю., Суровегина Е. С. Русский язычник 2016 года: особенности социального портрета // Theories and Problems of Political Studies. 2016. № 4. С. 30-37.

THE MODERN PAGAN AT THE FEAST (ANALYSIS OF THE FEAST PARTICIPANTS' PRAGMATIC MOTIVATION)

Saberov Rushan Anvyarovich Shlyakhov Mikhail Yur'evich, Ph. D. in History Surovegina Ekaterina Sergeevna

Minin University

saberow@yandex. ru; mik-shlyakhov@yandex. ru; ekaterina. surovegina@mail. ru

Relying on the results of a survey among participants of the feast "Kupala" the article provides an analysis of motives encouraging

ordinary members of the modern Slavonic pagan community to participate in the feast. The authors identify the dominant motives and goals of such participation.

Key words and phrases: modern Slavonic paganism; feast; motivation; sociological survey; new religious movements; community.

УДК 008

Философские науки

В данной статье анализируется и рассматривается понятие «культурные индустрии». Сегодня культурные индустрии занимают значительное место в культуре, политике и экономике многих стран. В статье выделены признаки культурных индустрий, характерные черты культурного производства, а также дана характеристика создателей культурных благ. Утверждается, что развитие культурных индустрий помогает инновационному развитию культурного пространства.

Ключевые слова и фразы: культурные индустрии; культурная политика; креативные города; экономика культуры; культурное производство.

Савельева Ксения Викторовна

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону ksuglushchenko@gmail. com

РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В последние несколько лет феномен «индустрии культуры» занимает особое место в научных и политических кругах. Значимый вклад в изучение культурных и творческих индустрий внесли работы профессора университета Лидса (Британия) Дэвида Хезмондалша «Культурные индустрии» и Джеффри Брауна «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории». Среди отечественных исследований стоит также выделить работы профессора Московского государственного университета Андрея Яковлевича Флие-ра «Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии» и Елены Валентиновны Зелен-цовой «Культурные (креативные) индустрии» [3; 4; 6; 9].

Впервые термин «культуриндустрия» был использован с целью привлечь внимание критиков к коммерциализации искусства. Коммерциализация культурного производства началась в XIX веке в тех обществах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.