УДК 159.9(075.8)
I ПРОСТИТУЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК | СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Л. А. Бондаренко
В статье проанализированы теоретические подходы к изучению проституции как социально-психологического феномена. Выделены основные причины и особенности проституции несовершеннолетних; подчеркнута необходимость изучения социально-психологических представлений несовершеннолетних о проституции. Обозначены основные направления работы по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в секс-индустрию.
Ключевые слова: несовершеннолетние, проституция, профилактика проституции, секс-индустрия, социальнопсихологические представления.
Проституция как социальное явление, свойственное практически всем историческим формам общественной организации, возникло в древнейшие времена и сохраняется до наших дней. Она является, с одной стороны, общепризнанным негативным социальным феноменом, с другой стороны, чрезвычайно прибыльным и легальным во многих странах бизнесом. В мире существует огромный рынок секс-бизнеса, в том числе детского, он приносит большие прибыли.
Особую социальную остроту это явление приобрело в связи с тем, что проституция стала одним из каналов распространения СПИДа. Кроме того, проституция «молодеет» — в сферу секс-бизнеса все активнее привлекаются несовершеннолетние. По данным различных источников, только в Украине в этом бизнесе занято 25-27 тысяч малолетних.
Проблема проституции несовершеннолетних много лет привлекает внимание не только правоохранительных органов и медиков, но и специалистов в области психологии и педагогики. Сложность темы исследования, но вместе с тем и интерес к ней обусловлены тем, что проституция — это многогранное явление в истории и культуре человечества.
Проституция в глазах молодежи постепенно перестает быть аморальным явлением и формой социальной девиации. Это подчеркивает актуальность исследования психологических аспектов проституции как одной из значимых проблем современности. Изучение социально-психологических и правовых представлений несовершеннолетних о проституции позволит разработать программы, направленные на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в секс-бизнес. По оценочным данным социологов, в 2011 г. в Украине в коммерческий секс было привлечено около 110 тысяч женщин. По информации О. Балакиревой, каждая шестая-седьмая проститутка — несовершеннолетняя 1.
Что касается изучения проституции девушек-подростков, то детерминанты мотивации стать проституткой, как правило, делятся на три категории: психоаналитическую, ситуативную и экономическую. Психоаналитические исследования связывают женскую подростковую проституцию с такими психическими расстройствами, как шизофрения, депрессия и эмоциональная де-
привация. Ситуативные исследования были сосредоточены на связи между проституцией девушек и жестоким обращением с ними в детстве, безнадзорностью, инцестом, притязаниями, изнасилованием, ранним сексуальным опытом и другими ситуативными детерминантами 2. Несмотря на то что наибольшее распространение получила теория экономических мотивационных факторов, Г. Б. Дерягин считает, что в студенческой проституции экономический фактор не является основным, он лишь один из мотивообразующих, инициирующих проституирование лишь в сочетании с иной сексуальной и, вероятно, социальной девиантностью. По мнению автора, достаточно высокая сцепленность проституции с крайними деструктивными (зоофилия, инцест) и иными формами сексуальной девиантности, далеко не обязательные материальные трудности, повышенная виктимность могут свидетельствовать о скрытой психопатологии, обусловленной напластованиями многих негативных и позитивных факторов, закладывающихся в личность в период полового созревания, что следует учитывать в деятельности специалистов, соприкасающихся с этой категорией людей3.
Сексуальное поведение молодых людей все чаще становится предметом бытового и спекулятивно-публицистического обсуждения или подвергается криминологическому анализу, однако комплексных педагогических и психологических исследований сексуального поведения и девиантной сексуальной активности с учетом половозрастного диморфизма практически не проведено.
Вместе с тем многие исследования показывают, что такие поведенческие девиации, как ранняя сексуальная активность, коммерческий секс, однополые связи, наблюдаются все чаще в среде старших школьниц. Более того, эти феномены нередко значительно влияют на референцию формирования личности, во многом нарушая процессы социализации, профессионального выбора, формирования традиционных семейных моделей. Вовлеченность в проституцию значительных субпопуляций девушек старшего школьного возраста выводит ее на уровень одной из ключевых теоретических и прикладных проблем современной психологии 4.
Л. Д. Ерохина в вопросе о детской проституции и ее коммерческой эксплуатации занимает четкую позицию — детская проституция является недопустимой формой детского труда, вопиющим насилием, нарушает права человека. В случае взрослой проституции возможно допустить различие между добровольным выбором проституции как формы работы и проституцией по принуждению. В случае детской проституции любая ее форма должна быть определена как принудительная, и ее цели следует четко понимать как в целом обществе, так и во властных структурах, призванных предотвращать и бороться с такими явлениями 5.
М. А. Галагузова отмечает, что характерными признаками проституции несовершеннолетних являются: неосознанность совершаемых поступков, угрозы криминализации своего поведения и образа жизни, последствий своего поведения для физиологического, психического и духовного здоровья; правовой нигилизм, ко-
торый связан с асоциальным окружением; повышенный уровень тревожности у несовершеннолетних; сексуальные контакты в состоянии алкогольного или наркотического опьянения 6.
В большинстве случаев привлечение несовершеннолетних к занятию проституцией обусловлено комплексом причин. Кроме экономических факторов, дефицит эмоционального контакта с родителями, особенно с матерью, высокая личностная тревожность, нарушения в сфере межличностных отношений (неспособность индивида установить адекватный контакт с окружающей средой), желание выглядеть взрослым, стремление получить поддержку и восхищение сверстников, сформированная или деформированная система моральных ценностей, желание самоутвердиться, интерес, ориентация на удовлетворение своих потребностей любой ценой способствуют привлечению несовершеннолетних в секс-бизнес.
В 2012 г. нами было проведено изучение восприятия несовершеннолетними образа проститутки, поскольку содержание этого образа здесь является регулятором отношения к проституции и определяет возможность принятия или не принятия проституции. Нами была изучена репрезентативная специфика образа проститутки у несовершеннолетних. В исследовании приняли участие 213 девушек в возрасте 15-17 лет. В первую группу вошли воспитанницы интерната, оставшиеся без родительской опеки (52 человека), во вторую — школьницы (68 человек), в третью группу вошли ученицы профессиональнотехнического училища — (93 человека).
Для изучения особенностей восприятия образа проститутки девушками 15-17 лет мы использовали тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой). Теоретической основой создания данного теста является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которого можно определить через ответы на вопрос «Кто Я такой?», обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица «Кто Вы такой?»).
Испытуемым было предложено ответить на вопрос «Кто такая проститутка?» и предоставить как можно больше ответов. В качестве математико-статистического инструментария мы использовали угловое преобразование Фишера. Полученные результаты показали не только незрелость, но и значительную степень идеализации социально-психологических представлений молодежи о проституции. При этом толерантность к проституции является одним из факторов риска вовлечения в секс-бизнес. Данный опрос послужил основанием для продолжения исследований в этом направлении.
Математико-статистический анализ продемонстрировал более высокий показатель по шкале «социальное Я» в группе воспитанниц интерната по сравнению со школьницами. Зафиксирован также более высокий данный показатель у школьниц по сравнению с ученицами профессионально-технического училища. Не были выявлены достоверные различия по шкале «коммуникативное Я» между испытуемыми трех групп. Это указывает на то, что во всех трех группах есть девушки, которые при описании образа проститутки использовали
понятия, обозначающие оценку взаимодействия с людьми, или описывали проститутку как субъект дружеских отношений или общения.
Не было также выявлено достоверных различий между первой и третьей группами по шкале «материальное Я». Не выявлены достоверные различия по показателям в группе школьниц по сравнению с ученицами профессионально-технического училища. Не было получено достоверных различий между воспитанницами интерната и школьницами. Это свидетельствует о том, что девушки всех трех групп при описании образа проститутки использовали описание ее как субъекта собственности или через описание отношений с окружающим миром.
Математико-статистический анализ результатов исследования показал достоверное повышение показателя по шкале «физическое Я» у испытуемых первой (воспитанниц интерната) группы по сравнению со второй (школьницы). Выявлено достоверное повышение исследуемого показателя в группе школьниц по сравнению с ученицами профессионально-технического училища. Не установлены статистически достоверные различия в показателях между испытуемыми первой (воспитанниц интерната) и третьей (ученицы профессионально-технического училища) групп. Таким образом, воспитанницы интерната и ученицы профессионально-технического училища в презентации личности проститутки чаще школьниц использовали описание внешности и физических данных.
Не было выявлено достоверных различий в показателях по шкале «деятельное Я» между испытуемыми первой (девушки из интерната) и третьей (ученицы профессионально-технического училища) групп. Не зафиксировано достоверных различий между школьницами и ученицами профессионально-технического училища. Отмечены достоверные различия по шкале «деятельное Я» между испытуемыми первой (воспитанниц интерната) и второй ( школьницы) групп. Таким образом, воспитанницы интерната в описании образа проститутки чаще использовали ее возможные занятия, деятельность, опыт или оценку способностей, умений, навыков, знаний, что свидетельствует о дифференциро-ванности этого образа в их сознании.
Математико-статистический анализ результатов исследования показал достоверное повышение показателя по шкале «перспективное Я» у испытуемых первой (воспитанницы интерната) группы по сравнению с ученицами профессионально-технического училища и школьницами. Не выявлены статистически достоверные различия в показателях между испытуемыми второй (школьницы) и третьей (ученицы профессиональнотехнического училища) групп. Таким образом, воспитанницы интерната в описании образа проститутки чаще использовали характеристики будущего, будущие социальные роли. Следует отметить, что содержание будущих социальных ролей, которые выделяли воспитанницы интерната, имело позитивную валентность.
По шкале «рефлексивное Я» выявлено достоверное повышение показателя в первой группе (девушки из интерната) по сравнению со второй ( школьницы) и тре-
тьей группами. Математико-статистический анализ продемонстрировал достоверное повышение показателя по этой шкале между испытуемыми второй (школьницы) и третьей (ученицы профессионально-технического училища) групп. Это свидетельствует о том, что школьницы и воспитанницы интерната в описании образа проститутки чаще использовали позитивные личностные качества и особенности характера.
Таким образом, можно отметить определенные закономерности репрезентации личности проститутки девушками 15-17 лет. При описании образа проститутки школьницы чаще остальных респондентов использовали набор положительных качеств или особенностей характера; в описании образа проститутки ученицами профессионально-технического училища преобладают перечень социальных ролей, описание внешности, личностных качеств и особенностей характера; воспитанницы интерната, представляя образ проститутки, чаще использовали описание ее через определенные социальные роли, внешность, деятельность, увлечения, опыт, через оценку способностей, навыков, будущих социальных ролей.
Романтизированные, неадекватные социальнопсихологические представления, сформированные у современных школьниц под влиянием СМИ, приводят к искаженным установкам и способствуют вовлечению их в секс-бизнес.
Поэтому первостепенное значение приобретает осуществление комплекса социально-экономических,
моральных, правовых мер, направленных на преодоление привлечения в проституцию. Основные усилия должны быть направлены на нравственное возрождение общества, восстановление системы его ценностных ориентаций, коррекцию идеализированных социальнопсихологических представлений о проституции. Стремительное распространение данного негативного общественного явления обусловливает необходимость дальнейшей разработки и внедрения эффективных программ его профилактики и преодоления.
1 Мінц М. О. Соціологія девіантної поведінки: навч. посібник для вузів. Миколаїв, 2010. С. 45-53.
2 Flowers R. B. The Prostitution of Women and Girls. NC, 2005. 263 р.
3 Дерягин Г. Б. Проституция как форма сексуальной эксплуатации. URL: http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/articles/ prost.html (дата обращения: 11.03.2014).
4 Новосельцева Т. Ф. Методика оценки сексуального поведения девушек старшего школьного возраста и ее возможности в диагностике и профилактике склонности к девиантносексуальному поведению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 22 с.
5 Ерохина Л. Д. Социологический анализ криминальных аспектов женской трудовой миграции в страны ЮгоВосточной Азии / под ред. С. В. Севостьянова // Дальний Восток России и Северо-Восточная Азия: мат-лы Международной научно-практической конференции. Владивосток, 2001. С. 149-167.
6 Проблемы секс-бизнеса в контексте общественного здравоохранения / сост. Ю. Саранков. Киев, 2009. С. 11.