Удк 159.9 ББк Ю941.5
Валерий Леонидович Ситников,
доктор психологических наук, профессор, Петербургский государственный университет путей сообщения (190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9)
e-mail: [email protected] Елена Александровна Евдокимова, доктор психологических наук, профессор, Харьковский национальный университет внутренних дел (61080, Украина, г. Харьков, пр-т 50-летия СССР, 27)
e-mail: [email protected] Лилия Алексеевна Бондаренко, ст. преподаватель кафедры социологии и психологии, Харьковский национальный университет внутренних дел (61080, Украина, г. Харьков, пр-т 50-летия СССР, 27) e-mail: liliayalekseevna@gmail. com
Особенности образа проститутки у несовершеннолетних девушек1
Разработка проблемы образа имеет исключительное значение как для развития общей теории психологии, так и для решения многочисленных практических задач, которые ставятся перед психологией.
Образы самосознания человека, наряду с образами окружающего мира, являются необходимой основой саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми. В статье рассмотрены особенности формирования образов в юношеском возрасте, функции социально-перцептивных образов. Исследованы особенности представлений несовершеннолетних о таком социальном явлении, как проституция. Рассмотрены психологические аспекты проституции, в частности, причины и особенности детской проституции.
В ходе исследования, в котором приняли участие девушки из среднеобразовательных школ, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, выявлены определённые закономерности репрезентации девушками 15-17 лет личности проститутки. Так, школьницы при описании образа проститутки чаще остальных респондентов использовали набор положительных качеств или особенностей характера; ученицы профессионально-технического училища в описании образа проститутки чаще прибегали к перечню социальных ролей, описанию внешности, личностных качеств и особенностей характера; воспитанницы интерната, представляя образ проститутки, описывали её через определённые социальные роли, внешность, увлечения, опыт, через оценку способностей, навыков. Установлено, что образ проститутки в глазах молодёжи утрачивает свою моральную и социальную негативность, а проституция перестает восприниматься молодежью как аморальное явление и форма социальной девиации. Отмечена необходимость более детального исследования социально-психологических представлений несовершеннолетних о проституции с целью дальнейшей разработки психокоррекционных программ, направленных на предупреждение вовлечения детей в проституцию.
Ключевые слова: личность, образ, проституция, детская проституция, психологическая концепция.
1 В. Л. Ситников, Е. А. Евдокимова являются основными авторами, им принадлежит идея статьи, а также разработка и организация проведённого исследования.
© В. Л. Ситников, Е. А. Евдокимова, Л. А. Бондаренко, 2014 91
Valery Leonidovich Sitnikov,
Doctor of Psychology, Professor, Petersburg State Transport University (9 Moskovsky Ave., St. Petersburg, Russia, 190031)
e-mail: [email protected] Elena Aleksandrovna Evdokimova, Doctor of Psychology, Professor, Kharkov National University of Internal Affairs (50-let USSR Ave, Kharkov, Ukraine, 61080) e-mail: [email protected] Lilia Alekseevna Bondarenko, Senior Teacher, Kharkov National University of Internal Affairs (50-let USSR Ave, Kharkov, Ukraine, 61080) e-mail: [email protected]
Peculiarities of Prostitute Image of Teenager1
The research of problem of the image is of great importance both for the development of a General theory of psychology, and for solving many practical tasks that are put before psychology.
Images of self-consciousness, as the images of the surrounding world are necessary basis of self-regulation of man's work and his interaction with others. In the article the peculiarities of the formation of images in adolescence, the functions of social-perceptual images were considered. The peculiarities of minors' views on such social phenomenon as prostitution were studied. The psychological aspects of prostitution, in particular, causes and characteristics of child prostitution were considered.
The research, where girls from secondary schools, boarding schools and vocational schools took part, identified certain patterns of representation of 15-17 years old girls of prostitute' personality. So, schoolgirls in the description of the image of prostitutes more often than other respondents used the set of positive qualities or character; the students of vocational schools in the description of the image of prostitutes often resorted to the list of social roles, appearance, personal qualities and character traits; girls from boarding school, presenting the image of prostitutes, described her through certain social roles, appearance, hobbies, experience, skills. It is established that the image of the prostitute in the eyes of youth loses its moral and social negativity, and prostitution ceases to be perceived by young people as immoral phenomenon and a form of social deviation. It was noted the necessity for more detailed studying of socio-psychological representation of juvenile about prostitution for further developing of psychological programs aimed at preventing the involvement of children into prostitution.
Keywords: identity, image, prostitution, child prostitution, psychological concept.
Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Серьезное внимание анализу влияния образов на поведение человека уделяли создатели теории субъективного бихевиоризма Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Важность изучения проблемы образа и его влияния на практическую деятельность подчеркивал Б. Ф. Ломов: «К числу важнейших проблем психологической науки принадлежит проблема образа. Её разработка имеет исключительное значение для развития как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она и для решения много-
численных практических задач, которые ставятся перед психологией» [6, с. 63]. Об этом же говорит и Е. А. Климов: «Одним из фундаментальных понятий психологии является «образ» (как отображение субъектом некоторой реальности, включая и самого субъекта). ...Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми» [5, с. 32].
Содержание каждого образа отличается неоднородностью. Образы являются специфическим сплавом отражения реального объекта, воспринятого субъектом, и предшествующего собственного опыта субъекта по восприятию подобных объектов и взаимодействию с ними.
'V. L. Sitnikov, E. A. Evdokimov are the main authors, they generated the idea of the article, made a conception and organized the research.
Предшествующий опыт формирует некоторые ожидания или, иначе говоря, идеалы, эталоны, которые, соединяясь с опытом, создают образ, более или менее совпадающий с реальностью. Но, отразившись в сознании и зафиксировавшись в том или ином виде (в вербальном или визуальном изображении), образ сам становится реальностью, влияющей на последующее осознание действительности [10; 18].
Социально-перцептивные образы - это отражение в сознании человека образов других людей и самого себя как члена человеческого сообщества. Они могут отражать как наиболее значимые и существенные характеристики, так и поверхностные, несущественные, ситуативные, а порой и просто случайные. Понятие «образ человека» в последнее время широко применяется для обозначения облика человека, характерного для той или иной культуры в целом или для определенных этапов её развития.
Особое значение образ человека приобретает в подростковом и юношеском возрасте. В своё время В. В. Маяковский точно подметил: «Юноше, обдумывающему житьё, делать жизнь с кого...» очень важно иметь примеры для подражания. Эти примеры могут быть как вполне конкретные, так и обобщенные, идеализированные. Обе эти группы образов: «образы-отражения» и «образы-эталоны» [10, с. 57-58] являются ориентирами развития человека, сверяясь с которыми он формирует собственную личность.
Образ-отражение - это образ-ориентир, образ конкретного, реального человека, отражающегося в сознании субъекта. Таких образов может быть достаточно много, так как в различных конкретных ситуациях даже одним человеком, в зависимости от ситуации, отражаются разные одного и того же конкретного человека.
Одной из важнейших разновидностей образов-отражений являются образы-ориентиры. Они отражают тех конкретных людей, с которыми человек себя сравнивает для того, чтобы точнее осознавать самого себя и определить то, каким хотелось бы или, наоборот, не хотелось бы быть.
Образ-эталон - это воображаемый образ-обобщение гипотетического, собирательного, «абстрактного» человека, некая имплицитная модель, в которой собираются, проецируются основные представления о людях. Таких моделей может быть неограниченно много как в сознании разных людей,
так и в сознании одного человека. Более того, в виде такого обобщенного образа-эталона может выступать и одна из разновидностей Я-образа человека, выступающая в роли ситуативного образа субъективной идеи собственного Я.
Во всем этом многообразии социально-перцептивных образов человек, в период становления его личности выделяет ключевые, наиболее значимые для него ориентиры и идеалы.
Молодёжь очень чувствительна к событиям, которые происходят в социуме. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Это обусловливает разнородность и неоднозначность в адаптации молодежи к изменяющимся условиям её самоопределения, планированию собственного будущего, склонность к противоречию данных процессов и, как следствие, высокую вероятность возникновения проблем [12].
Отношение взрослого населения и несовершеннолетних к тем или иным явлениям общественной жизни могут коренным образом отличаться. И одним из таких проявлений является восприятие проституции.
Функции социально-перцептивных образов весьма разнообразны: смыслообразую-щая, мотивирующая, прогностическая, регулирующая, корректирующая. Понятие «образ человека» не только фиксирует представления о природе человека, но и содержит нормативные элементы, указывая на предназначение, смысл жизни человека, на некие конкретные образцы личности, достойные подражания [10].
С этой точки зрения образ проститутки у несовершеннолетних девушек может считаться фактором, определяющим их принятие/непринятие проституции как явления.
Что касается научного сообщества, то существуют самые разнообразные точки зрения на природу проституции вообще и на мотивы занятия ею. Одни взгляды являются по своей сути дискриминационными и несоответствующими действительности, другие - гендерно нейтральными, ставят знак равенства между женской и мужской проституцией.
В советской идеологии широко была представлена точка зрения, согласно которой проститутками становятся либо мораль-
но неустойчивые, деградирующие личности, у которых ценностные ориентации смещены в сторону исключительно материальных интересов, либо это молоденькие неопытные жертвы «соблазнения». данное убеждение было основано на выводах уголовно-антропологической школы Ч. Ломброзо, Г. Ферре-ро и др.
Вторая группа теорий женской проституции придает особое значение психологическим факторам ее существования. Все они в той или иной степени находятся под влиянием идей З. Фрейда. Подобно тому, как Ч. Ломброзо рассматривал проституцию с точки зрения биологической обусловленности, Фрейд природу проституции связывал с неспособностью женщин освободиться от комплекса Эдипа.
Третью группу составляют теории ментальных заболеваний. Поддерживается она американскими исследователями, которые обратили внимание на то, что женщины, которые работают проститутками, страдают психическими заболеваниями, психическими и эмоциональными расстройствами, включая депрессию, шизофрению, эмоциональную депривацию и психозы.
Четвёртую группу представляют теории промискуитета. Основание проституции может крыться в развитии особых индивидуальных психофизиологических и психологических характеристик личности. Во-первых, это гедонизм как стремление вступать в сексуальные контакты ради получения удовольствия. Во-вторых, это могут быть сексуальные аддик-тивные чувства. Таким, например, является страх перед действительностью, порождающий стремление уйти от реальности.
Пятую группу теорий происхождения проституции представляют теории гиперсексуальности, т. е. значительно повышенного полового влечения, выраженного в синдромах нимфомании или сексомании.
Шестую группу теорий представляют теории интереса, как психологического основания вхождения в проституцию. Действительно, ряд девушек и женщин, которые росли в среде, жестко поддерживающей общественные нормы, испытывают сильный интерес к «теневой» стороне жизни. И некоторые из них становятся проститутками именно потому, что стремятся удовлетворить свой чрезмерный интерес.
К седьмой группе теорий происхождения проституции можно отнести работы американского исследователя В. Томаса. Он пред-
ложил рассматривать проституцию с точки зрения теории конфликта целей, согласно которой каждый человек имеет четыре основных желания: желание безопасности, признания, новых экспериментов и ответственности. Криминальное поведение наиболее подвержено влиянию конфликта желаний новых экспериментов и ответственности. Причиной женской проституции, по мнению В. Томаса, является необходимость в приятных желаниях, входящих в конфликт с ответственностью. Для женщины, с этой точки зрения, проституция в той или иной форме - наиболее естественный способ удовлетворения этой потребности.
Восьмую группу составляют теории экономических факторов вхождения в проституцию. Большинство исследователей все же считают, что основная причина женской проституции лежит в сфере экономики. Она является экономической базой для тех женщин, которые ищут альтернативные стратегии выживания или для тех лиц, которые извлекают прибыль из торговли женским телом [3].
Что касается исследований проституции девушек-подростков, то детерминанты мотивации стать проституткой, как правило, делятся на три категории: психоаналитическую, ситуативную и экономическую. Психоаналитические исследования связывают женскую подростковую проституцию с такими психическими расстройствами, как шизофрения, депрессия и эмоциональная депривация. Ситуативные исследования были сосредоточены на связи между проституцией девушек и жестоким обращением в детстве, и безнадзорностью, инцестом, притязаниями, изнасилованием, ранним сексуальным опытом и другими ситуативными детерминантами [14]. Несмотря на то, что наибольшее распространение получили теории экономических моти-вационных факторов, Г. Б. Дерягин считает, что в студенческой проституции экономический фактор является не основным, а лишь одним из мотивообразующих, инициирующих проституирование лишь в сочетании с иной сексуальной и, вероятно, социальной деви-антностью. По мнению автора, достаточно высокая сцепленность проституции с крайними деструктивными (зоофилия, инцест) и иными формами сексуальной девиантности, далеко не обязательная материальная нищета, повышенная виктимность могут свидетельствовать о скрытой психопатологии, обусловленной напластованиями многих негативных и позитивных факторов, закладыва-
ющихся в личность в период полового созревания, что следует учитывать в деятельности специалистов, соприкасающихся с этой категорией людей [2].
Вовлечённость в проституцию значительных субпопуляций девушек школьного возраста выводит её на уровень одной из ключевых теоретических и прикладных проблем современной психологии [7].
По информации Детского Фонда ООН (UNISEF), каждый год 1 млн детей попадают в секс-индустрию. Дети могут быть проданы или введены в проституцию своими семьями [8].
Семья является одним из главных факторов, определяющих особенности сексуального развития и поведения девушек в подростковом возрасте. Негативное влияние на психосексуальное развитие девушек оказывают изменение структуры семьи, её низкий социально-экономический уровень, нарушенные семейные взаимоотношения, высокий уровень конфликтности, сложные эмоциональные связи, чрезмерная идентификация с матерью или отцом, искажение нормальных образцов поведения родителей, нарушения в распределении супружеских и сексуальных ролей, бестактность в проявлении элементов половых отношений в семье, систематическое насилие, жестокость между супругами [4].
Характерными особенностями проституции несовершеннолетних являются: неосознанность совершаемых поступков, отсутствие осознания угрозы криминализации своего поведения и образа жизни; неосознанность последствий своего поведения для физиологического, психического и духовного здоровья; правовой нигилизм, который связан с асоциальным окружением; повышенный уровень тревожности у несовершеннолетних девушек-проституток; сексуальные контакты в состоянии алкогольного или наркотического опьянения [13].
Л. Д. Ерохина в вопросе о детской проституции и её коммерческой эксплуатации занимает четкую позицию - детская проституция является вопиющим насилием прав человека и недопустимой формой детского труда.В случае взрослой проституции возможно допустить различие между добровольным выбором проституции как формы работы и проституцией по принуждению. В случае детской проституции любая её форма должна быть определена как принудительная, и её цели должны быть чётко понимаемы как обществом, так и властными структурами,
призванными предотвращать и бороться с проституцией. В отличие от взрослой проституции, детская проституция имеет более серьёзные последствия для жизни и здоровья её жертв.
В зависимости от способа вхождения в проституцию, содержания и условий работы, её можно представить в пределах от социальной комфортности до полного рабства и лишения каких-либо человеческих прав. К сожалению, отчёты о проституции не входят в официальную статистику. Некоторую информацию о фактах проституции можно найти в местной прессе, причём она, конечно же, недостаточна полная. Дело в том, что, во-первых, вся местная секс-индустрия находится под контролем криминальных структур и, порою, правоохранительных органов, которые по вполне понятным причинам не идут на контакты с прессой. Во-вторых, часть женщин настолько хорошо конспирирует своё занятие, что о них ничего не известно. Например, скрытой проституцией занимаются замужние женщины или женщины с определённым социальным статусом (учительницы, инженеры, студентки и даже сотрудницы милиции). Занятие проституцией для них - вид дополнительного заработка к скудной зарплате или стипендии. Обычно никто из родственников, знакомых, сослуживцев не знает об этом. В-третьих, внимание, как правило, уделяется женской проституции, а самый страшный вид проституции - детская проституция - остаётся за пределами внимания газетчиков и органов правосудия [3].
В 2012 г. нами был проведён опрос студенток Харьковских университетов в возрасте 17-22 лет. Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов, ответы на которые отражали бы представление испытуемых о проституции. По данным опроса 39,6 % девушек считают проституцию нормальным явлением, 29,7 % - не смогли определиться, и только 30,7 % - чётко оценили проституцию как ненормальное социальное явление. На вопрос о положительных сторонах проституции 72,8 % девушек отметили, хороший заработок, 9 % - «удовлетворение сексуальных потребностей мужа», и только 18,2 % считают, что положительные стороны отсутствуют. Что касается негативных сторон проституции, то лидирующее положение (67 % респондентов) занимает мысль о том, что занятие проституцией приводит к распространению эпидемии ВИЧ/СПИД, 16 % девушек считают, что занятие проституцией
ведет к бесплодию, 7 % отмечают отсутствие семьи, и 6 % - проявляют абсолютно негативное отношение. На вопрос, почему девушка начинает заниматься проституцией, девушки ответили следующим образом: 32,9 % -«принуждение», 53,6 % - «нехватка денег», 8 % - «ради спасения близкого человека (потребность в значительной сумме средств)», 5,5 % - «для удовлетворения своих сексуальных потребностей». 17,4 % девушек - «альтруистические мотивы, помощь близкому человеку» [1].
Полученные результаты показывают незрелость и идеализированность социально-психологических представлений молодёжи о проституции. При этом толерантность к проституции является одним из факторов риска вовлечения в секс-бизнес. Данный опрос послужил основанием для продолжения исследования в этом направлении.
Наши исследования показали, что в подростковый возраст является наиболее сен-зитивным для формирования системы социально-перцептивных образов на основе образов-отражений и образов-эталонов. Именно в этом возрасте эта система тесно сплавляется с ценностно-смысловыми установками, в значительной степени определяющими дальнейшее нормативное или аддиктивное поведение личности. Вот почему так важно изучение социально-перцептивной системы подростков и молодёжи, особенно женского пола
Нами была изучена специфика образа проститутки у несовершеннолетних девушек. В исследовании приняли участие 213 девушек в возрасте 15-17 лет. В первую группу вошли воспитанницы интерната, оставшиеся без родительской опеки (52 человека), во вторую - школьницы (68 человек), в третью группу вошли ученицы профессионально-технического училища (93 человека).
Для изучения особенностей образа проститутки у девушек 15-17 лет мы использовали тест «20 высказываний» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой). Е. В. Рягузова пишет, что субъективный образ Другого является образом себя через Другого в перспективе своих возможностей и соотносится с самостью, составляя с ней единый гештальт [9].
Испытуемым было предложено ответить на вопрос «Кто такая проститутка?» и предоставить как можно больше ответов. В качестве инструментария математико-стати-ческой обработки мы использовали угловое преобразование Фишера.
Математико-статистический анализ продемонстрировал более высокий показатель по шкале социальных характеристик в группе воспитанниц интерната по сравнению со школьницами и ученицами профессионально-технического училища. Зафиксирован этот же более высокий показатель у школьниц по сравнению с ученицами профессионально-технического училища.
Не были выявлены достоверные различия по шкале коммуникативных характеристик между испытуемыми трёх групп. Это указывает на то, что во всех трёх группах есть девушки, которые при описании образа проститутки использовали понятия, обозначающие оценку взаимодействия с людьми, или описывали проститутку как субъекта дружеских отношений.
Не было также выявлено достоверных различий между первой и третьей группами по шкале материальных характеристик. Не выявлены достоверные различия по показателям в группе школьниц по сравнению с ученицами профессионально-технического училища. Не было выявлено достоверных различий между воспитанницами интерната и школьницами. Это свидетельствует о том, что девушки всех трёх групп при описании образа проститутки использовали описание её как субъекта собственности или через описание отношений с окружающим миром.
Математико-статистический анализ результатов исследования показал достоверное повышение показателя по шкале физических характеристик у испытуемых первой группы (воспитанницы интерната) по сравнению со второй (школьницы). Выявлено достоверное повышение исследуемого показателя в группе школьниц по сравнению с ученицами профессионально-технического училища. Не выявлены статистически достоверные различия в показателях между испытуемыми первой (воспитанницы интерната) и третьей (ученицы профессионально-технического училища) групп. Таким образом, воспитанницы интерната и ученицы профессионально-технического училища в презентации личности проститутки чаще школьниц использовали описание внешности и физических данных.
Не было выявлено достоверных различий в показателях по шкале деятельностных характеристик между испытуемыми первой (девушки из интерната) и третьей (ученицы профессионально-технического училища) групп. Не зафиксировано достоверных различий между школьницами (вторая группа)
и ученицами профессионально-технического училища. При этом отмечены достоверные различия по шкале деятельностных характеристик между испытуемыми первой (воспитанницы интерната) и второй (школьницы) групп. Таким образом, воспитанницы интерната в описании образа проститутки чаще использовали её возможные занятия, деятельность, опыт или оценку способностей, умений, навыков, знаний, что свидетельствует о большей, чем у школьниц, дифференци-рованности этого образа в их сознании.
Математико-статистический анализ результатов исследования показал достоверное превышение показателя по шкале характеристик перспективы у испытуемых первой группы (воспитанниц интерната) по сравнению с ученицами профессионально-технического училища и школьницами. Не выявлены статистически достоверные различия в показателях между испытуемыми второй (школьницы) и третьей (ученицы профессионально-технического училища) групп. Таким образом, воспитанницы интерната в описании образа проститутки чаще использовали характеристики будущего, будущие социальные роли. Следует отметить, что содержание будущих социальных ролей, которые выделяли воспитанницы интерната, имели позитивную валентность.
По шкале рефлексивных характеристик в первой и во второй группах отмечено достоверное превышение показателя по сравнению с третьей группой. Рефлексивные характеристики включают в себя личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрая, искренняя, общительная, настойчивая), персональные характеристики, эмоциональное
отношение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что школьницы и воспитанницы интерната в описании образа проститутки чаще использовали характеристики, отражающие персональную идентичность, при этом выделенные качества имели позитивную валентность.
Таким образом, можно отметить определенные закономерности репрезентации личности проститутки девушками 15-17 лет. При описании образа проститутки школьницы чаще остальных респондентов использовали набор положительных качеств или особенностей характера. В описании образа проститутки ученицами профессионально-технического училища преобладают: перечень социальных ролей, описание внешности, личностных качеств и особенностей характера. Воспитанницы интерната, представляя образ проститутки, чаще использовали описание её через определённые социальные роли, внешность, деятельность, увлечения, опыт, через оценку способностей, навыков, будущих социальных ролей.
Результаты нашего исследования показывают, что образ проститутки в глазах молодёжи постепенно утрачивает свою моральную и социальную негативность, а проституция перестает восприниматься молодёжью как аморальное явление и форма социальной девиации. Это подчеркивает актуальность исследования психологических аспектов проституции как одной из острых проблем современности. Дальнейшее изучение социально-психологических и правовых представлений несовершеннолетних о проституции позволит разработать программы, направленные на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в секс-бизнес.
Список литературы
1. Бондаренко Л. О. Ставлення студенток уыверсите^в до проституцп // Ключовивъ проси в съвременната наука - 2011: матерiали VII Междунар.науч.-практ. конф. 17-25 април 2011 г. София: Бял ГРАД-БГ ООД. С. 71-72.
2. Дерягин Г. Б. Проституция как форма сексуальной эксплуатации. URL: http://www.sud-med-nsmu.narod.ru/articles/prost.html (дата обращения: 18.08.2014).
3. Ерохина Л. Д. Социологический анализ криминальных аспектов женской трудовой миграции в страны Юго-Восточной Азии / под ред. С. В. Севостьянова // Дальний Восток России и СевероВосточная Азия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Владивосток: ВГУЭС, 2001. C. 149-167.
4. Ильченко В. В. Этнические особенности психосексуального развития девушек в поликультурной среде (на примере Республики Северная Осетия-Алания): дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 279 с.
5. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
6. Ломов Б. Ф. Проблема образа в психологии // Вестн. АН СССР 1985. № 6. С. 85-92
7. Новосельцева Т. Ф. Методика оценки сексуального поведения девушек старшего школьного возраста и её возможности в диагностике и профилактике склонности к девиантно-сексу-альному поведению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 22 с.
В. Проблемы секс-бизнеса в контексте общественного здравоохранения / сост. Ю. Саран-ков. Киев: СПИД Фонд Восток-Запад, 2009. 12В с.
9. Рягузова Е. В. Субъективные представления современных подростков о герое // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. 2. С. 226-229.
10. Ситников В. Л. Образ ребёнка (в сознании детей и взрослых). СПб.: Химиздат, 2001. 36В с.
11. Ситников В. Л., Стреленко А. А. Гендерные особенности Я-образов жертв сексуального насилия // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы Второй Всероссийской науч. конф. Казань: Отечество, 2013. Ч. II. С. 212-217.
12. Степанищенко О. В. Исследование молодёжи как особой социальной группы в социально-гуманитарных науках // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 09 (073). С. 533-546.
13. Социальная педагогика: учебник для вузов / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Владос, 200В. 416 с.
14. Flowers R. B. The Prostitutionof Womenand Girls. NC: McFarland & CoInc., 2005. 263 р.
References
1. Bondarenko L. О. Stavlennya studentok universitetiv do prostitutsiï // Klyuchoviv» prosi v s»vremennata nauka - 2011: materiali VII Mezhdunar.nauch.-prakt. konf. 17-25 april 2011 g.Sofiya: Byal GRAD-BG OOD. S. 71-72.
2. Deryagin G. B. Prostitutsiya kak forma seksual'noi ekspluatatsii. URL: http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/articles/prost.html (data obrashcheniya: 1В.0В.2014).
3. Erokhina L. D. Sotsiologicheskii analiz kriminal'nykh aspektovzhenskoi trudovoimigratsii v strany Yugo-Vostochnoi Azii / pod red. S. V. Sevost'yanova // Dal'nii Vostok Rossii i Severo-Vostochnaya Aziya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Vladivostok: VGUES, 2001. C. 149-167.
4. Il'chenko V. V. Etnicheskie osobennosti psikhoseksual'nogo razvitiya devushek v polikul'turnoi srede (na primere Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya): dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2010. 279 s.
5. Klimov E. A. Obraz mira v raznotipnykh professiyakh. M.: Izd-vo MGU, 1995. 224 s.
6. Lomov B. F. Problema obraza v psikhologii // Vestn. AN SSSR. 19В5. № 6. S. В5-92
7. Novosel'tseva T. F. Metodika otsenki seksual'nogo povedeniya devushek starshego shkol'nogo vozrasta i ee vozmozhnosti v diagnostike i profilaktike sklonnosti k deviantno-seksual'nomu povedeniyu: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kazan', 2006. 22 s.
В. Problemy seks-biznesa v kontekste obshchestvennogo zdravookhraneniya / cost. Yu. Sarankov. Kiev: SPID Fond Vostok-Zapad, 2009. 12В s.
9. Ryaguzova E. V. Sub»ektivnye predstavleniya sovremennykh podrostkov o geroe // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2011. № 1. T. 2. S. 226-229.
10. Sitnikov V. L. Obraz rebenka (v soznanii detei i vzroslykh). SPb.: Khimizdat, 2001. 36В s.
11. Sitnikov V. L., Strelenko A. A. Gendernye osobennosti Ya-obrazov zhertv seksual'nogo nasiliya // Psikhologiya psikhicheskikh sostoyanii: aktual'nye teoreticheskie i prikladnye problemy: materialy Vtoroi Vserossiiskoi nauch. konf. Kazan': Otechestvo, 2013. Ch. II. S. 212-217.
12. Stepanishchenko О. V. Issledovanie molodezhi kak osoboi sotsial'noi gruppy v sotsial'no-gumanitarnykh naukakh // Nauchnyi zhurnal KubGAU. 2011. № 09 (073). S. 533-546.
13. Sotsial'naya pedagogika: uchebnik dlya vuzov / pod obshch. red. M. A. Galaguzovoi. M.: Vlados, 200В. 416 s.
14. Flowers R. B. The Prostitutionof Womenand Girls. NC: McFarland & CoInc., 2005. 263 р.
Статья поступила в редакцию 10.09.2014