Научная статья на тему '«Прошлое, которое не уходит». К вопросу об исторической памяти современной молодежи о Великой Отечественной войне'

«Прошлое, которое не уходит». К вопросу об исторической памяти современной молодежи о Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / историческая память / молодежь о войне 1941– 1945 гг. / World War II / historical memory / youth about the war of 1941-1945

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филенко К. В.

В данной статье представлен взгляд на трансформацию исторической памяти событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В преддверии 75-летия Победы, автор счел необходимым проанализировать отношение и восприятие современной молодежью военных событий 1941–1945 гг. В этих целях было проведено социологическое исследование, в ходе которого автор выявил причины слабой заинтересованности молодого поколения в истории собственного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE PAST THAT DOES NOT GO AWAY». TO THE QUESTION OF THE HISTORICAL MEMORY OF MODERN YOUTH ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

This article presents a look at the transformation of the historical memory of the events of the Great Patriotic War of 19411945. On the eve of the 75th anniversary of the Victory, the author considered it necessary to analyze the attitude and perception of modern youth of military events of 19411945. For this purpose, a sociological study was conducted, during which the author revealed the reasons for the young people’s weak interest in the history of their own state.

Текст научной работы на тему ««Прошлое, которое не уходит». К вопросу об исторической памяти современной молодежи о Великой Отечественной войне»

УДК 9+930

DOI 10.25797^НР.2020Л8.1.008

«ПРОШЛОЕ, КОТОРОЕ НЕ УХОДИТ». К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Аннотация:

В данной статье представлен взгляд на трансформацию исторической памяти событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В преддверии 75-летия Победы, автор счел необходимым проанализировать отношение и восприятие современной молодежью военных событий 1941-1945 гг. В этих целях было проведе-

но социологическое исследование, в ходе которого автор выявил причины слабой заинтересованности молодого поколения в истории собственного государства.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, историческая память, молодежь о войне 19411945 гг.

«THE PAST THAT DOES NOT GO AWAY». TO THE QUESTION OF THE HISTORICAL MEMORY OF MODERN YOUTH ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR

Annotation:

This article presents a look at the transformation of the historical memory of the events of the Great Patriotic War of 19411945. On the eve of the 75th anniversary of the Victory, the author considered it necessary to analyze the attitude and perception of modern youth of military events of 1941-

1945. For this purpose, a sociological study was conducted, during which the author revealed the reasons for the young people's weak interest in the history of their own state.

Keywords:

World War II, historical memory, youth about the war of 1941-1945

Великая Отечественная Война - особая страница в истории нашей страны. Эта война затронула каждую семью и оставила неизгладимый след в исторической

памяти советского народа. Воспоминания о Великой Отечественной Войне каждый раз отзываются болью в сердцах всех последующих поколений, спасшиеся свои-

ми предками от «кровавой мясорубки». Однако время неотвратимо отдаляется от нас, поколение победителей безвозвратно уходит, оставляя после себя Великий подвиг народа, забыть который означает предать священную память о миллионах проливавших кровь солдат и мирных жителей за свою Родину. Вместе с тем век информационных технологий бросает новые вызовы, бесчисленные потоки информации нагружают общественное сознание современными проблемами, оттеняя историческое прошлое, процесс глобализации стирает какие бы то ни было границы (культурные, национальные, межпоколенческие).

При этом политическая элита стран, подвергшихся вероломному вторжению и уничтожению местного населения гитлеровскими войсками, предпочла фальсифицировать исторические факты и взращивать почву для неонацистских проявлений. Так, яркими примерами политического мракобесия неонацистского толка являются страны Восточной Европы и Прибалтики, которые за 2018-2019 гг. неоднократно осквернили историческую память СССР. По нашим подсчетам ежемесячно в МИД РФ в 2019 г. поступали сообщения о «надругательстве» над памятниками и героизацией нацизма в странах ближнего зарубежья, тем самым, нарушая резолюцию ООН «Борьба с героизацией нацизма.. .»[6], а также международно-правовые обязательства, заключенные в 1992-1994 гг., согласно которым власти должны охранять и защищать объекты историко-культурного наследия.

Таким образом, в «охоте на ведьм» власти Восточной Европы и Прибалтики достигли уровня политической «олигоф-

рении». Приведем лишь некоторые сведения: «война с памятниками», массовое переименование улиц и населенных пунктов, запрет георгиевских ленточек, новое законодательство Украины приравнивает ветеранов Великой Отечественной Войны к участникам Майдана, по инициативе премьер-министра Украины В. Гройсмана Верховная Рада утвердила поправки к закону «О статусе ветеранов», согласно которым из текста Закона полностью удаляется любое упоминание о ВОВ, которое теперь заменяется термином «Вторая мировая война», в центре Риги проходит ежегодное шествие ветеранов «Ваффен-СС» и их сторонников, Польша отказала в присоединении России к международному проекту обновления Музея-Места памяти «Собибор», сейм Латвии уравнял участников войны со стороны СССР и фашистской Германии. Данные мероприятия лишний раз указывают на сознательную популяризацию фашизма, что свидетельствует о невыученных уроках истории.

Наряду с данными неонацистских тенденций повсеместно зомбируется сознание молодого поколения. В первую очередь, в рамках образовательной системы. На сегодняшний день ситуация вокруг итогов Второй Мировой войны остается дискуссионной, что и нашло свое отражение на страницах школьных и вузовских учебников различных стран. «Школьные учебники до известной степени представляют собой продукт идеологических войн»[5,9]. Особый интерес представляют учебники стран Восточной Европы и Прибалтики, поскольку содержат оттенок национализма и шовинизма.

В основе учебников лежит несколько методологических конструкций: теории

«двух врагов», «проигранной войны». Таким образом, школьные учебники имеют общие основания при интерпретации истории ВОВ и ВМВ, с акцентуацией на региональный тип. Обратим внимание на узловые проблемы, которые представлены в этих учебниках.

Во-первых, отсчет военного времени. Например, согласно польским учебникам - начало войны базируется на двух датах: 1 сентября 1939 г. - «поход» нацистов на Польшу и 17 сентября 1939 г. -день вступления Красной Армии на территорию Польши; в прибалтийских и украинских учебниках начало войны связывают с заключением пакта Молотова-Риббентропа.

Во-вторых, термин «Великая Отечественная война» не употребляется, а заменен термином «Вторая мировая война». Авторы учебников находят оправдание в том, что «Великой Отечественной эта война была названа Сталиным, хотя по своей сути она была битвой двух тоталитарных режимов» [5,85].

В-третьих, общая оценка Великой Отечественной войны содержит различные интерпретации исторического события. Так, ВОВ перед учащимися предстает как: «несправедливая война, обернувшаяся большими жертвами, массовой эмиграцией и завершившаяся повторной советской оккупацией»[4,356] (Латвия), «проигранная война» »[4,388] (Эстония).

Подобная трактовка Великой Отечественной войны на страницах школьных и вузовских учебников стран Восточной Европы и Прибалтики во многом объясняют политику современных стран, их самоидентификацию и роль исторической памяти для этих государств. В этой свя-

зи, закономерно будет указать выражение М. Ферро о значении интерпретаций исторических событий: «История в том виде, как ее рассказывают детям, да и взрослым, позволяет одновременно узнать и то, что общество думает о себе, и то, как изменяется его положение с течением време-ни»[3,9]. В этой связи, мы вынуждены говорить об «историоморе»[2], или другими словами трепанации исторической памяти, которая явилась закономерным шагом после распада СССР и долгого периода лихолетья 1990-х гг. на постсоветском пространстве. Продолжением этого процесса в современности явилась попытка действующей власти актуализировать вопрос об исторической памяти у российского общества, но особенно у современной молодежи. Вполне достаточно указать массовые акции, которые проводятся по всей стране накануне и в знаменательный день для граждан России (9 мая): МИПОД «Бессмертный полк» (в современном варианте, данная акция была инициирована томскими журналистами С. Лапенковым, С. Колотовкиным, И. Дмитриевым в 2011 г. [1]), Всероссийский тест по истории Великой Отечественной Войны (проект разработан Молодежным парламентом при Государственной Думе г. Москва). На территории Кемеровской области с 2011 г. реализуется проект «Дважды победители». Суть проекта сводится в увековечивании памяти о земляках, которые сражались на полях Великой Отечественной войны и внесли особый вклад в восстановлении народного хозяйства региона и послевоенное развитие страны.

Однако для нас наиболее важным является взгляд молодежи на события Великой Отечественной войны и то, ка-

кую смысловую нагрузку на сегодняшней день они вкладывают в наше историческое прошлое, и как повлияла перманентная трансформация исторической памяти посредством различных каналов воздействия (семья, СМИ, образование и др.) на восприятие современной молодежи тех трагичных и беспощадных событий 1941-1945 гг., о которых всячески пытаются забыть в западном мире.

Для выявления отношения к событиям Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны современной молодежью, нами было проведено социологическое исследование. Респондентами стали школьники среднего общего образования (15-16 лет) и студенты среднего профессионального и высшего профессионального образования (17-19 лет). Данная категория респондентов входит в социальную группу, становление личности которых происходит под неотфиль-трованным информационным потоком, они наблюдали процессы политического осквернения исторической памяти СССР в странах постсоветского пространства (Украина, Грузия, Польша, Латвия, Литва, Эстония).

Кроме того, учитывая особенности современной системы образования, количество часов на изучение тем «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война» с каждым годом сокращается, то вполне закономерно, что молодое поколение знает историю «Великой Войны» весьма поверхностно, а отсюда и усиливаются тенденции национализма, про-тестного движения.

В ходе социологического исследования респондентам предлагалось написать эссе «Великая Отечественная война: уроки

истории и цена победы. Мое отношение к Великой Отечественной войне».

Респондентам в эссе предлагалось раскрыть следующие вопросы:

- Откуда Вы знаете о событиях Великой Отечественной войны?

- Интересны ли Вам данные события?

- Ходите ли Вы 9 мая на парад в честь «Великой Победы»? Считаете ли это необходимым?

- Обсуждаете ли Вы в своей семье данное историческое событие?

- Знаете ли Вы, кто из Ваших родственников был на войне, в тылу?

- Как Вы считаете, нужно ли изучать историю Великой Отечественной войны? Почему?

- Какие исторические, литературные, художественные произведения Вы знаете, посвященные Войне 1941-1945 гг.?

По преимуществу, респонденты отмечали негативное отношение к событиям Великой Отечественной войны, что объясняется огромным количеством погибших, без вести пропавших, военнопленных, судьба которых до сегодняшнего дня малоизвестна; тяжелыми условиями жизни, а зачастую выживания в военное бремя. Приведем некоторые выдержки из эссе респондентов, которые заостряют на этом свое внимание (примечание - цитирование приведено дословно, орфография и пунктуация сохранена для более точного представления современной молодежью событий Великой Отечественной войне).

«Мое отношение к Великой Отечественной войне отрицательное. Это страшное время, когда люди теряли своих родных, переживали голод. Я воспринимаю войну, как большую трагедию, горе»; «Лично мое мнение было об этой войне.

Война - самое обыкновенное событие, в котором нужно помнить только дату и главные события. Если поинтересоваться, что было в эту войну, то можно прийти к выводу, что это самая страшная и мучительная война и даже послевоенные годы были ужасны»; «Великая Отечественная война, в моем отношении это «шаблон», по которому происходят теракты, войны, только с лучшим вооружением и ужасающими последствиями».

Как видим, у молодого поколения происходит наслаивание исторических событий середины ХХ века с современностью, в результате чего фальсифицируется историческая память о Великой Отечественной войне. В некоторых эссе, респонденты пытаются анализировать свое неоднозначное отношение к событиям 1941-1945 гг. и объясняют, прежде всего, трансформацией исторической памяти.

«Сейчас страшные события этих лет все больше уходят из памяти общества. Людей, переживших эту войну, становится меньше с каждым годом, и, несмотря на различные митинги и парады, современные поколения относятся к этой памяти холоднее, в них поселяется некоторое безразличие»; «Я не могу сказать вынесло ли общество из этой войны урок. Я знаю, что идеи нацизма были признаны жестокими и несправедливыми и их приверженцы потерпели гонения, что в нашей стране ежегодно проводится Парад Победы, посвященный памяти погибших, но, на мой взгляд, русские люди стали забывать ценности этого огромного человеческого подвига, больше не сопереживают ветеранам так живо, как раньше и к народам часто относятся нейтрально - и это вызвано не тем, что прошло много времени (конечно,

это тоже сказывается на восприятии событий), люди становятся безучастными не только в вопросах чужих потерь, чужого горя, но и в тех событиях, что произошли с нашим народом, с нашими родственниками! Я считаю, что такое поведение недопустимо и может привести к повторению ошибок, к ослабеванию уважения к чужой жизни, к судьбе»; «По моему мнению, общество не вынесло для себя уроков из данной ситуации, потому что мир сейчас на грани войны. Нынешнее поколение не уважает свою историю и не хочет узнать ее. А незнание истории, приведет к ошибкам прошлого»; «Порой я задаюсь вопросом, почему мы до сих пор должны помнить ВОВ, почему мы не помним также и другие войны? Я надеюсь, что когда-нибудь найду ответ на вопрос».

Указанием на интерес и восприятие исторической памяти о Великой Отечественной войне являются знания респондентов отдельных событий, отраженных в памятниках культуры. Так, на вопрос, каким образом Великая Война художественным образом отражена в отечественной культуре, респонденты без затруднения называли известные произведения, вошедшие в золотой фонд мировой культуры. Например, стихотворения Константина Симонова, А. Твардовского, повести и рассказы Б. Васильева, М. Шолохова, песни «Темная ночь», «Священная война», «День Победы», «Катюша», «На безымянной высоте», «Журавли», кинофильмы «Офицеры», «Брестская крепость», «А зори здесь тихие», «Битва за Севастополь», «Освобождение», скульптуры, памятники «Мамаев курган», «Аллея героев», «Родина-мать», «Дом Павлова».

Таким образом, результаты социологического исследования показали, что значительная часть респондентов выявила трансформацию исторической памяти в отношении событий войны 1941-1945 гг.. Это продиктовано, во-первых, сильным информационным потоком, давлеющим над массовым сознанием молодого поколения, где на первый план выдвигаются современные политические угрозы (международный терроризм, неонацистские тенденции, проявления экстремизма). Во-вторых, стремлением со стороны государства оптимизировать систему образования, как правило, за счет качественной составляющей. В результате количество часов на изучение тем «Второй мировой войны», «Великой Отечественной войны» значительно сократилось, а значит и уровень усвоения данного тематического блока резко снизился. В-третьих, различные интерпретации исторических собы-

тий ВОВ в учебниках, учебных пособиях среднего и высшего образования откладывают свой отпечаток как на систему образования, в целом, так и на формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Следствием невосполнимости структурной воспитательной, образовательной и организационной деятельности молодого поколения является высокий уровень протестного движения, вступления молодежи в ряды экстремистских организаций, участие в несанкционированных пикетах и т.д.

Подводя итог, скажем, что современная Россия стоит на тропе безусловного сохранения исторической памяти одной из самых страшных войн ХХ века не только на территории собственного государства, но и других государств, которые были втянуты в эту войну и в XXI веке забывшие, либо не желающие помнить невыученные уроки истории.

Список литературы

Набатникова М. С портретом прадеда. Как встать в ряды «Бессмертного полка»? // Аргументы и факты. - 2014. - № 17 (1746) за 23 апреля. - С. 58.

Полян П. Историомор, или Трепанация памяти.- М.: Издательство АСТ, 2016. - 624 с.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира: пер.с фр. - М.: Высшая школа, 1992. - 351 с.

Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств / Данилов А.А., Филиппов А.В. - М., 2009. - 389 с.

«Расскажу Вам о войне.» Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран / кол. авт. : Т.С. Гузенкова, Д.А. Александров, А.Б. Едемский, В.Д. Кузнечевский, Д.А. Мальцев, В.В. Марьина, П.В. Мультатули, А.В. Ожиганова, О.В. Петровская, Е.С. Роговой, В.Н. Филянова. - М. : РИСИ, 2012. - 432 с.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН // Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости . - Электронный ресурс: https://genproc.gov.ru/nuremberg/files/139.pdf

References

Nabatnikova M. S portretom pradeda. Kak vstat' v ryady «Bessmertnogo polka»? // Argumenty i fakty. - 2014. - № 17 (1746) za 23 aprelya. - S. 58.

Polyan P. Istoriomor, ili Trepanatsiya pamyati.- M.: Izdatel'stvo AST, 2016. - 624 s.

Ferro M. Kak rasskazyvayut istoriyu detyam v raznykh stranakh mira: per.s fr. - M.: Vysshaya shkola, 1992. - 351 s.

Osveshcheniye obshchey istorii Rossii i narodov postsovetskikh stran v shkol'nykh uchebnikakh istorii novykh nezavisimykh gosudarstv / Danilov A.A., Filippov A.V. - M., 2009. - 389 s.

«Rasskazhu Vam o voyne...» Vtoraya mirovaya i Velikaya Otechestvennaya voyny v uchebnikakh i soznanii shkol'nikov slavyanskikh stran / kol. avt. : T.S. Guzenkova, D.A. Aleksandrov, A.B. Yedemskiy, V.D. Kuznechevskiy, D.A. Mal'tsev, V.V. Mar'ina, P.V. Mul'tatuli, A.V. Ozhiganova, O.V. Petrovskaya, Ye.S. Rogovoy, V.N. Filyanova. - M. : RISI, 2012. - 432 s.

Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON // Bor'ba s geroizatsiyey natsizma, neonatsizma i drugimi vidami praktiki, kotoryye sposobstvuyut eskalatsii sovremennykh form rasizma, rasovoy diskriminatsii, ksenofobii i svyazannoy s nimi neterpimosti . - Elektronnyy resurs: https://genproc. gov.ru/nuremberg/files/139.pdf

Филенке К.В.

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». Filenko K.V.

Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.