Научная статья на тему 'Прошлое и настоящее плакатов «Интуриста»: долгая жизнь печатной эфемеры 1930-х годов'

Прошлое и настоящее плакатов «Интуриста»: долгая жизнь печатной эфемеры 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристический плакат / печатные эфемеры / плакаты «Интуриста» / «Интурист» / образ страны / графический дизайн / коллекционирование советских плакатов / travel poster / printed ephemera / posters of Intourist / Intourist / image of the country / graphic design / collecting of Soviet posters

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макеев Дмитрий Борисович

Укрепление международного положения молодой Советской страны в 1920-е гг. и признание самостоятельности Советского Союза способствовало началу экономического подъема. Годы первых пятилеток ознаменовались появлением новых отраслей промышленности и становлением сервиса в области международного туризма. Образованное в 1929 г. акционерное общество «Интурист» являлось заказчиком рекламы для эффективного осуществления бизнес-деятельности, рассматриваемой государством с учетом идеологического аспекта. Созданные талантливыми московскими плакатистами яркие и убедительные образы являются уникальным отголоском социально-экономических преобразований 1930-х гг., в то же время отражают парадоксальную специфику туризма в СССР. После периода забвения интерес к печатным эфемерам «Интуриста» растет, они занимают свое место в коллекциях рядом с лучшими образцами туристической рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Past and Present of Intourist Posters: Long Life of the Printed Ephemera of the 1930s

The strengthening of the international position of the young Soviet country in the 1920s and the recognition of the independence of the Soviet Union contributed to the start of economic growth. The years of the first five-year plans were marked by the emergence of new industries and services in the field of international tourism. The state joint-stock company Intourist, formed in 1929, was the customer of advertising for the effective implementation of business activities considered by the state, taking into account the ideological aspect. The bright and convincing images created by talented Moscow poster artists are a unique echo of the social and economic transformations of the 1930s, at the same time reflecting the paradoxical specifics of tourism in the USSR. After a period of oblivion, interest in the printed ephemera of Intourist is growing, they take their place in collections alongside the best examples of tourist advertising.

Текст научной работы на тему «Прошлое и настоящее плакатов «Интуриста»: долгая жизнь печатной эфемеры 1930-х годов»

УДК 769.91+763+7.074

Д. Б. Макеев

Прошлое и настоящее плакатов «Интуриста»: долгая жизнь печатной эфемеры 1930-х годов

Укрепление международного положения молодой Советской страны в 1920-е гг. и признание самостоятельности Советского Союза способствовало началу экономического подъема. Годы первых пятилеток ознаменовались появлением новых отраслей промышленности и становлением сервиса в области международного туризма. Образованное в 1929 г. акционерное общество «Интурист» являлось заказчиком рекламы для эффективного осуществления бизнес-деятельности, рассматриваемой государством с учетом идеологического аспекта. Созданные талантливыми московскими плакатистами яркие и убедительные образы являются уникальным отголоском социально-экономических преобразований 1930-х гг., в то же время отражают парадоксальную специфику туризма в СССР. После периода забвения интерес к печатным эфемерам «Интуриста» растет, они занимают свое место в коллекциях рядом с лучшими образцами туристической рекламы.

Ключевые слова: туристический плакат; печатные эфемеры; плакаты «Интуриста»; «Интурист»; образ страны; графический дизайн; коллекционирование советских плакатов

Dmitrii Makeev Past and Present of Intourist Posters: Long Life of the Printed Ephemera of the 1930s

The strengthening of the international position of the young Soviet country in the 1920s and the recognition of the independence of the Soviet Union contributed to the start of economic growth. The years of the first five-year plans were marked by the emergence of new industries and services in the

field of international tourism. The state joint-stock company Intourist, formed in 1929, was the customer of advertising for the effective implementation of business activities considered by the state, taking into account the ideological aspect. The bright and convincing images created by talented Moscow poster artists are a unique echo of the social and economic transformations of the 1930s, at the same time reflecting the paradoxical specifics of tourism in the USSR. After a period of oblivion, interest in the printed ephemera of Intourist is growing, they take their place in collections alongside the best examples of tourist advertising.

Keywords: travel poster; printed ephemera; posters of Intourist; Intourist; image of the country; graphic design; collecting of Soviet posters

Государственное акционерное общество «Интурист», образованное в 1929 г., являлось заказчиком изобразительной рекламы, направленной на информирование об успехах социалистического строительства в СССР и убеждение в необходимости его посещения. Сопоставительное исследование проявившихся тенденций в художественной культуре первой трети XX в. и форм репрезентации ценностно-смысловых ориентиров, транслируемых советской визуальной пропагандой в 1920-1930-е гг., наглядно указывает на практическое внедрение в плакате «Интуриста» не только самых различных уже сложившихся передовых идей, но и целого ряда творческих открытий, выходящих за рамки функционально-стилевой принадлежности к институциональным стратегиям власти, к языку проводимой Страной Советов идеологии. История последних десятилетий наглядно показала, что игнорировать, во всяком случае слишком долго, сущность и значимость печатных эфемеров «Интуриста» не получалось. Как оказалось, ажиотаж вокруг винтажных туристических плакатов несуществующей ныне страны только отчасти связан с тем, что сегодня нельзя обойти вниманием феномен советского плаката как таковой. Действительные же причины кроются в объективной потребности накопления историко-культурного наследия. Поиск промежуточных и параллельных форм творческой деятельности особенно важен, когда требуется увязать прошлое не только с настоящим, но и с будущим, осознать себя частью некой исторически сложившейся общности и достойно противостоять вызовам времени. Сегодняшний всплеск интереса к печатным эфемерам

«Интуриста», отыскавшимся в частных иностранных коллекциях, российских библиотечных и архивных фондах, показателен, так как эта находка - ценное, пусть и повторное в каком-то смысле, но чрезвычайно важное сейчас для всех открытие. В фокусе общественного внимания оказалась хрупкая недостающая страница истории советского рекламного плаката, звено, без которого она выглядит недостаточно убедительной и, уж точно, неполной.

Вряд ли когда-либо можно будет говорить о данном весьма противоречивом явлении в экспортной рекламе 1930-х гг. как об утверждавшейся в СССР новой репрезентативной практике в силу специфики самого жанра произведений, парадоксальных условий и экспериментального характера творческой деятельности Центральной художественной мастерской (ЦХМ), определявших ее. Система советской внешнеторговой рекламы, организованная на базе Всесоюзной торговой палаты (ВТП), с точки зрения эффективности не была идеальной [6, с. 16]. Однако принцип централизованного руководства, снижение затрат на рекламу, сжатые сроки исполнения заказов, диктуемые мобилизационной экономикой молодой Советской страны, очевидно не стали помехой для раскрытия художественных возможностей плакатистов. Вклад молодых иллюстраторов в становление отрасли туризма и советской экспортной рекламы заключается не только в разработке плакатов. Они оформили множество журналов, путеводителей, брошюр, карт, буклетов и листовок, разрабатывали логотипы и багажные этикетки, тем самым создавали стиль «Интурист». Им удалось заложить основу фирменной айдентики, сквозь иллюзорную призму которой в довоенное время иностранцы воспринимали Советскую Россию. Среди авторов, тесно сотрудничавших с «Интуристом», были Александр и Борис Зеленские, Александр Житомирский, Мария Несте-рова-Берзина, Виктор Климашин, Сергей Сахаров, Николай Жуков и др. Весьма заметный след в истории отечественного турплаката оставили Максим Литвак-Максимов (Макс Литвак) и Роберт Фе-дер, чьи имена известны лишь узкому кругу специалистов. Этот творческий тандем создал для «Интуриста» как минимум три варианта одного плаката, приглашающего посетить СССР. Плакаты

«Besuchet UdSSR» и «See USSR» для немецкоязычных и англоязычных гостей соответственно (1930, РГБ, Москва) [13, с. 30] (ил. 1) сегодня являются большими редкостями, они котируются среди коллекционеров наравне с лучшими европейскими и североамериканскими туристическими постерами [1, с. 45].

Прообразом современной наружной туристической рекламы можно считать листовые крупноформатные издания, впервые появившиеся в городах Европы еще во второй половине XIX в., и демонстрировавшие уникальные особенности рекламного жанра в период расцвета технологий цветной литографской печати. В начале XX столетия туристические плакаты из разных стран уже легко было отличить благодаря выраженным национальным особенностям визуального языка, несмотря на их общую принадлежность к стилю модерн. В прикладной графике Российской империи проявлялись типологические черты русского модерна, не ставшие исключением для печатной наборно-шрифтовой и художественно-иллюстративной рекламы курортов. По понятным причинам Октябрьская революция и годы Гражданской войны негативно отразились на имидже Советской России и не способствовали формированию образа гостеприимного государства. Такая ситуация существовала вплоть до середины 1920-х гг., когда в стране наметился экономический рост, а визуальное пространство явилось полем нескончаемых экспериментов художников и дизайнеров, придумавших такое понятие, как «агитживопись» [2, с. 219]. Плакат для туристов того периода оставался на реалистических позициях и успешно осваивал художественно-композиционные приемы станковой графики. Он не обладал пестротой цвета и смелостью геометрических форм, но для убедительности опирался на изобразительные возможности шрифта, мог привлечь внимание туриста живописным видом морского побережья или роскошного парка с фонтанами и скульптурными работами и лишь в этом «картинном» смысле походил на живопись.

Плакаты «Интуриста» создавались системно в узких рамках отдельного дизайн-проекта для коммерческой компании монополиста, в то же время они были результатом стратегического

планирования политического и экономического развития страны, явлением со всех сторон противоречивым, возникшим на стыке жанров торговой рекламы и агитплаката, в тесной взаимосвязи с ярмарочными формами искусства дореволюционного прошлого и еще не забытого революционного авангарда.

Как уже говорилось выше, к созданию первых буклетов, открыток, постеров и других образцов печатной продукции, рекламирующих СССР, привлекались молодые талантливые художники, в числе которых своими работами выделился Н. Н. Жуков. Его творческий путь не был обойден вниманием современников во многом благодаря обширному графическому наследию и многотысячным тиражам проиллюстрированных книг. Однако довоенный период художественных поисков Жукова принято связывать лишь с книжной иллюстрацией, работой над образами советских вождей и идеологов мировой революции. Обладая скромным опытом создания агитационно-пропагандистских форм графики, он и его коллеги впитывали новаторские идеи Л. М. Лисицкого, В. Е. Татлина, А. М. Родченко, Г. Г. Клуциса, Н. П. Прусакова, В. А. и Г. А. Стенбергов. В самом начале дизайнерского пути молодые иллюстраторы видели их примеры успешного внедрения советского авангардного искусства 1920-х гг. в области рекламы и афиши. Изучение широкого арсенала новаторских приемов по работам отечественных и зарубежных мэтров плакатного жанра, а также умозрительное проникновение в последние тенденции развития дизайна западной журнальной периодики позволили в короткие сроки показать миру техничные, исполненные на уровне иностранных аналогов имиджевые плакаты и печатную графику малых форм. Плакаты «Интуриста» наравне с книгами и путевыми заметками уже побывавших в СССР иностранцев меняли представление о Советском Союзе [11, с. 67]. В этой связи весьма показателен пример дальновидности и стратегического мышления авторов. В экспортной советской туристической рекламе 1930-х гг. почти без задержки отражались все новомодные тенденции в сфере путешествий и многие черты передовых влиятельных течений в искусстве стран Западной Европы, которые только набирали популярность в США.

Обращение к литературным и документальным источникам позволяет говорить о высочайшем профессионализме и самоотдаче художников, сотрудничавших с «Интуристом». В мирное время они оживляли рисунками журналы и книги, придумывали дизайн зарубежных выставок и туристических офисов, в военное - служили в редакциях фронтовых газет. Используя весь оформительский опыт и знания, они выпускали фронтовые листовки, создавали сильные плакатные образы, мужественно сражались и всеми силами приближали Великую Победу. Новаторские эксперименты с туристической рекламой Н. Н. Жукова, В. С. Климашина, А. А. Житомирского более полувека оставались в тени их фронтовых подвигов и послевоенного творчества. Судя по переписке и личному дневнику Н. Н. Жукова [5, с. 28], воспоминаниям В. В. Лазурского [7, с. 70], может показаться, что художники не ставили себе в заслугу сотрудничество с «Интуристом», но они явно придавали этому опыту огромное значение. Творческая активность советских художников-графиков в рамках данного проекта занимает короткий отрезок времени - порядка десяти лет, за которые было создано в целом небольшое число работ. В действительности же мы понимаем, что вклад этот значителен и явно недооценен.

Исторические плакаты «Интуриста» появились в поле научных исследований сравнительно недавно, но сразу подняли ряд проблемных вопросов, связанных с искусством Советской России, едва ли знакомым соотечественникам. Причины, по которым вклад советских конструкторов плаката в развитие отечественного графического дизайна и въездного туризма не был известен широкой общественности, лежат на поверхности. Плакаты, мотивирующие посетить Москву и Ленинград, Крым, Кавказ и многие другие города и регионы страны, не показывались советским людям. Выставочными площадками в 1930-е гг. для них служили коммерческие офисы и витрины компаний Intourist и Thomas Cook в Англии, Германии, Франции, США и других странах. Рассредоточенные в крупных городах Европы, центрах культурной и деловой жизни Северной Америки, удачных с точки зрения покупательской активности местах, туристические плакаты сыграли свою внешнеторговую роль.

Однако у себя на родине в годы «развитого социализма» чуждая эстетика отдыха в плакатах «Интуриста» не афишировалась или подвергалась ангажированной критике, в лучшем случае не замечалась за художественным наследием авторов, отражавшим истинно «советский образ жизни».

По всей видимости, послевоенное общество было не вполне готово увидеть обилие буржуазных мотивов в изображениях «советских здравниц» и настолько «смелую» интерпретацию образов обычных людей труда. Так или иначе, наш соотечественник, представленный внешнеторговой рекламой в изысканном и непринужденном виде, демонстрировал высокий уровень достатка и собственного достоинства, а вместе с тем и общее благополучие страны. Тем не менее выработки объективной идеологически непредвзятой оценки рекламного творчества интуристовских художников продолжительное время не происходило. Вплоть до наступления перестройки интерес к рекламной графике «Интуриста» также не проявлялся ввиду того, что ее изучение не затрагивало «актуальных проблем», подлежащих рассмотрению.

Сегодня ситуация, казалось бы, поменялась, и интерес широкой общественности к отечественному плакату как к «бумажному искусству» и художественной графике не ослабевает. Постепенно складывается понимание значимости плакатного жанра. Регулярно устраиваемые показы русского плаката разных лет в крупнейших художественных музеях мира не остаются незамеченными. Выставки пользуются неизменным интересом у самых разных категорий зрителей и способны вызывать искреннюю ностальгию об ушедшей «большой эпохе». До того как несколько плакатов «Интуриста» были проданы на торгах старейшим аукционным домом «Кристис» (Christie's, с 1766), их исследованием, описанием и хранением занимались в основном эксперты библиотечных и музейных фондов, а также частные галереи и профессиональные собиратели артефактов советского времени. Тогда, осенью 2014 г., в Лондоне плакаты А. А. Житомирского, Н. Н. Жукова, С. Д. Игумнова, В. С. Климашина, П. Н. Меринова, В. С. Пшеничникова, а также плакат Р. П. Федера и М. М. Литвака впервые

были поставлены в один ряд с афишами и плакатами А. де Ту-луз-Лотрека, А. М. Кассандра, Д. С. Моора. Однако переломный момент в истории советской туристической рекламы произошел еще раньше - в июне 2013 г., когда западный зритель смог увидеть «нетипичное» искусство советской пропаганды [8, с. 12]. В выставочном пространстве частной лондонской галереи русского искусства и дизайна GRAD были представлены интуристовские постеры из коллекции Кирилла Калинина [3]. Выставка сопровождалась выступлениями ведущих российских и британских специалистов в области плакатного искусства и выходом иллюстрированного каталога, включающего тематические статьи [13]. На тот момент событие, ставшее важной вехой в историографии исследование художественного рекламного плаката, активно обсуждалось в западной печатной прессе и интернет-пространстве, но отечественным зрителем оно едва ли было замечено.

Проектная деятельность художников-плакатистов, выполнявших заказ «Интуриста» в 1930-е гг., все еще недостаточно освещена. Обнаружившийся в последние несколько лет интерес к творчеству довоенного периода А. А. Житомирского, Н. Н. Жукова, В. С. Кли-машина, М. А. Нестеровой-Берзиной, С. Г. Сахарова и других авторов со стороны отдельных представителей научного сообщества обязывает пересмотреть недооцененный в советское время вклад коллектива ЦХМ ВТП в развитие советской экспортной рекламы и отечественного искусства плаката. Мнение специалистов, сравнительно недавно исследовавших особенности маркетинговой деятельности «Интуриста», еще раз подтверждает недостаточность системного историко-культурологического изучения рекламных плакатов, выпущенных компанией в 1930-е гг. [11, с. 72].

В постперестроечный период запрос на печатную графику «Интуриста» формировался по мере того, как специалисты в области печатной графики СССР, коллекционеры и просто любители «советского» открывали для себя забытые имена художников, книжных графиков, создателей иллюстрированной рекламы. Рынок советских вещей стал формироваться сразу после развала СССР. В этом секторе коллекционерского интереса выделилось сообщество

людей, ценящих эстетику старых плакатов. Тогда, в перестройку, хлынувшие в страну первые иностранные коллекционеры могли позволить себе купить практически любую вещь ушедшей эпохи, не говоря уже о тиражных изданиях, предлагаемых за весьма скромную цену. По этой причине в 1990-е гг. страну покинули десятки тысяч отечественных плакатов, отдельные экземпляры которых позже становились предметами торгов ведущих аукционных домов Sotheby's, Christie's, Swann Auction Galleries и многих других менее крупных галерей и аукционов.

В постсоветский период плакаты «Интуриста», выполненные для стран Европы и США, не попали в фокус внимания крупных арт-дилеров, так как имена многих авторов, работавших над туристической рекламой, не входили в списки известных фигур русского авангарда, интерес к которым обозначился задолго до развала Советского Союза. В поле зрения коллекционеров и арт-дилеров находились лишь наиболее знаковые экземпляры советской печатной рекламы, киноафиши и политические плакаты периода авангарда. Ожидаемо, что в первую очередь интерес к советским плакатам был обусловлен громкими именами Владимира и Георгия Стенбергов, Густава Клуциса, Александра Родченко, Владимира Маяковского, то есть особую ценность представляли работы тех авторов, чьи имена давно получили мировую известность.

Изучение вклада в обогащение художественно-коммуникативной формы туристического плаката до сих пор затрудняется недостатком сведений как о самих художниках, так и о методах их работы. Здесь хочется сказать словами Г. С. Островского: «За каждым произведением стоит художник со всем его жизненным опытом, победами и поражениями, чувствами и переживаниями, напряженной, подчас мучительной работой творческой мысли» [9, с. 5]. Широкие перспективы в решении общих задач искусствоведения видятся в использовании семиотического метода анализа произведений изобразительного искусства (художественной семиотики). Этот подход эффективен и с точки зрения атрибуции произведений неизвестных художников, так как позволяет выявлять особую семантику, отражающую авторское видение мира. К со-

жалению, некоторые плакаты «Интуриста» до сих пор остаются без авторства. В то же время А. М. Кассандр утверждал, что плакат лишь средство для связи. Актуальное плакатное искусство не нуждается в атрибуции, оно становится символом, несущим печать абсолютного признания [10].

Обращаясь к проектам сталинской эпохи с непосредственным участием Жукова, хочется отметить, что при всем тематическом многообразии творчества художника его вклад в советское искусство все еще определяют по революционно-исторической иллюстрации. Его творчество до сих пор рассматривается критиками сквозь призму созданной им «Ленинианы», хотя ситуация могла поменяться еще в 1980-1990-е гг. Диссертация С. И. Урманова о Н. Н. Жукове (1979) уже указывает на существенное смягчение идеологической риторики и норм, применяемых в оценке творчества художника [12, с. 6]. По всей видимости, устойчивость стереотипных оценок и однобокое мнение о его художественных предпочтениях являются следствием многолетней дискуссии о «главной и самой любимой в творчестве художника» теме [4, с. 16]. Подобное узкое восприятие творчества характерно не только по отношению к работам Жукова.

В искусствоведческой литературе и научных источниках личность А. А. Житомирского как дизайнера политического и крайне эффективного фотомонтажа раскрыта, казалось бы, весьма хорошо. Сегодня он известен как последователь модернистских принципов и методов работы Д. Хартфилда, при этом его довоенный вклад в становление советской туристической рекламы до сих пор не нашел должного отклика у исследователей. Изобразительный метод Житомирского, реализованный им в оформлении книг, журналов и множестве коллажей, не вписывается в общий контекст художественной практики поздних 1930-х гг. Наполненные искренним созерцанием окружающего мира, его довоенные рисунки еще далеки от функционального стиля политически острой фронтовой и послевоенной графики, но уже в них ощутимо формальное мышление и сознательный уход от классических изобразительных принципов к собственной трактовке реальности. Картина мира, транслируемая Житомирским сквозь призму формального зрения, и сегодня не

теряет своей актуальности и притягательности. Наследие художника 1930-х гг. является уникальным в своем роде свидетельством поиска изобразительных основ и новых принципов образности в период расцвета тоталитарного искусства.

Кроме того, существует и обратная сторона проблемы. Так, имя М. А. Нестеровой-Берзиной, напротив, связывают исключительно с заказами «Интуриста». Складывается мнение, что художник В. С. Житенёв внес скромный вклад в рекламную кампанию дальневосточных туристических направлений плакатом «Бурят-Монголия» («ВийаЬо-Мо^оИа», 1934, галерея АпйкВаг, Лондон) [13, с. 26] (ил. 2), хотя этой работой его сотрудничество с «Интуристом» явно не ограничивалось. Представление о его удивительном творчестве и авторском стиле в общих чертах складывается после посещения виртуальной выставки графических работ, организованной в Интернете сыном художника Д. В. Житенёвым и отдельными почитателями таланта мастера.

На фоне нехватки объективных данных о многих художниках появление в глобальной сети или на аукционных торгах ранее неизвестных произведений мастеров отечественного туристического плаката вызывает всплеск интереса со стороны искусствоведов, коллекционеров и просто любителей всего советского. Обновленная информация о Н. Н. Жукове или А. А. Житомирском еще долгое время будет оставаться открытием, не говоря уже о введении в научный оборот дополнительных материалов к биографиям таких художников, как К. Г. Бор-Раменский, И. В. Кашинская, П. Н. Меринов, А. С. Фролов, о которых почти нет никаких сведений. Как показала практика, первая книга о них быстро попала в категорию библиографических редкостей, еще раз подтвердив, что интерес к настоящему искусству не ослабевает и выдерживает любую проверку временем. Бережно сохраняемые в государственных музеях, национальных архивах, библиотеках и отдельных частных коллекциях плакаты ВАО «Интурист» являются уникальным наследием раннего графического дизайна нашей страны и удостоены признания в мире. Какие направления искусства они впитали, системообразующие формы нашла для них рука мастера, а также почему

эти бумажные произведения являются иконами изобразительной рекламы, еще предстоит разобраться.

В XXI в. интерес к советскому прошлому России как со стороны соотечественников, так и со стороны иностранной аудитории не ослабевает. Не проходит мода на советское искусство и символику. Так, всплеск интереса к СССР в последние несколько лет во многом продиктован новыми кризисами, политическая ситуация вновь преломляет угол зрения на образы идеологов коммунизма. Однако, как и тридцать лет назад, давать беспристрастную оценку советскому искусству все еще сложно. И все же вывод о культурно-исторической ценности плакатов «Интуриста» уже можно сделать. Они часть истории России, являющейся правопреемником Советского Союза. Сегодня становится очевидно, что кризисные явления в экономике имеют циклический характер, а политическая обстановка в мире по-прежнему остается крайне напряженной, грозит разыграться новыми, еще более серьезными конфликтами. Обострение глобальных проблем человечества порождает ретроспективный интерес к графическим средствам агитации и пропаганды, желание вспомнить многие имена советских художников плаката, переосмыслить и не забывать важные уроки истории нашего Отечества.

В заключение необходимо сказать, что среди знатоков и любителей винтажного графического дизайна бытует мнение, что имиджевые плакаты таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и США, обладают рядом достоинств перед примерами графических брендов других государств, в одно время с ними принимавших участие в процессах становления международного туристского рынка. В пользу существования данного заключения находится аргумент: якобы европейскую рекламу отличало большее прагматическое и эстетическое совершенство, с чем нам, конечно, сложно согласиться. В качестве контраргумента можно заметить, что в странах, выбравших капиталистический путь развития, за исключением отдельных государств Европы, таких как Германия или Италия, не обозначился столь явный разрыв рекламных традиций, не было кардинальной смены художественного метода во всех областях творческой деятельности и таких всеподчиняющих

агитационных новшеств в искусстве, повсеместно наблюдавшихся в послереволюционной России. Результаты проведенного исследования первых советских туристичесэкспортких плакатов, сравнение их с дореволюционными указывают на стихийный характер сложения графического языка в 1920-1930-е гг. Экспортируемый в капиталистические страны туристический плакат наравне с советской торговой рекламой периода НЭПа выражал программную установку, обусловленную вынужденной экономической ситуацией [1, с. 45].

Делать исключительно скептические и поверхностные заключения в корне неверно еще потому, что вклад отечественных художников в глобальный процесс развития и эстетизации визуальной культуры «путешествий и отдыха» не учтен в достаточной степени. Опираясь на существующие исследования хозяйственной деятельности акционерного общества «Интурист», нужно сказать, что стремление Советского Союза занять свое место в сфере международного туризма все-таки оправдалось. Немаловажным наблюдением в аспекте проблематики графического языка плакатов «Интуриста» является положение о том, что успех выстраивания бизнеса напрямую зависел от выхода отечественной внешнеторговой рекламы на качественно новый конкурентный уровень, который мог не произойти без системного подхода к решению задач управления, в частности без скоординированной сверху стратегии коллектива ЦХМ, в общем и целом - без грамотного планирования развития отрасли туризма. Благодаря правильно выбранному курсу в стране начал накапливаться уникальный опыт дизайн-проектирования в русле европейского и общемирового контекста.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Воронкова Л. П., Афанасьев О. Е., Мармер Л. И. Исторические плакаты «Интуриста»: у истоков формирования туристского имиджа страны // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 4. Т. 10. С. 41-62.

2. Глинтерник Э. М. Реклама в России XVIII - первой половины XX века: опыт иллюстрированных очерков. СПб. : Аврора, 2007.

3. Дробинина Е. Советские плакаты: агитпроп для единоличника. Кто и почем собирает советские плакаты // The Art Newspaper Russia. 2014. № 1(20). С. 36-39. URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/3905/ (дата обращения: 01.09.2021).

4. Дубровина Л. Жар сердца людям // Огонек. 1968. № 49. С. 16.

5. Жуков Н. Н. Счастье творчества. М. : Мол. гвардия, 1970.

6. Конаныхин К. В. Реклама в СССР 30-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2000.

7. Лазурский В. В. Путь к книге. Воспоминания художника. М. : Книга, 1985.

8. Маркина Т. Лицом от себя. Выставка «See USSR» в лондонской галерее GRAD // Коммерсантъ Weekend. 2013. № 25. 5 июля. С. 12.

9. Островский Г. С. Как создается картина. М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1962.

10. По К., Аске Д. Французский мастер плаката / Vltramarine: Он-лайн-издание для творческих людей: [сайт]. [2005 - 2021]. URL: http:// vltramarine.ru/mag/design/graphic/484 (дата обращения: 03.09.2021).

11. Сквозь «железный занавес». Sее USSR!: иностранные туристы и призрак потемкинских деревень / И. Б. Орлов, А. Д. Попов ; Нац. ис-след. ун-т - Высшая школа экономики. М. : ВШЭ, 2018.

12. Урманов С. И. Н. Н. Жуков. Творчество : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1979.

13. See USSR: Intourist Posters and the Marketing of the Soviet Union / ed. by Elena Sudakova; contributions by Irina Nikiforova, Alexandra Chiriac, Alexander Shkliaruk. London : GRAD Publishing, 2013.

1. М. М. Литвак-Максимов, Р. П. Федер. Увидь СССР. Интурист. Хромолитография. 100,5*69 см. 1930. РГБ, Москва

2. В. С. Житенёв. Бурят-Монголия. Интурист. 1934. Хромолитография. 71^59,5 см. Галерея АпйкВаг, Лондон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.