Крылов Александр Владимирович
©
доктор исторических наук, профессор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Адрес: 119454, Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, 76 E-mail: [email protected]
Пророческая эсхатология Иоанна Крестителя и феномен первоначального христианства
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00190
Эта статья была написана под впечатлением от многочисленных поездок к святым для христиан, иудеев и мусульман местам в Израиле и на территории, которая сейчас контролируется Палестинской национальной администрацией. В предлагаемом читателю исследовании автор руководствовался в основном несколькими источниками — Ветхим и Новым Заветами, текстами документов, которые были найдены в Кумране, известными историческими произведениями Иосифа Флавия, а в своих рассуждениях оставался сторонником принципов историзма и рационального обоснования смысла человеческих действий и поступков в конкретных исторических обстоятельствах. Опираясь на эти и другие источники, автор попытался дать собственное индивидуальное представление того, как жизненный путь и деяния одного человека, его поступки и речения в определенных драматических условиях способны определить умонастроения, религиозное мировоззрение, политические взгляды и культурные традиции, сохраняющиеся и передающиеся из поколения в поколение на протяжении многих веков. Для автора статьи был интересен прежде всего феномен появления в смутные исторические времена новой религии — первоначального христианства, возникновение которого, вне всякого сомнения, связано с фигурой Иоха-нана бен Захарии, более известного по евангельским преданиям как Иоанн Баптист, т. е. «окунающий в воду», или, в православном установлении, Иоанн Креститель, а также Иоанн Предтеча (предвестник Мессии). В христианской традиции Иоанн является наиболее почитаемым святым — пророком мессианской радости, пастырем, ведущим человечество к пониманию учения Христа. Почитаем Яхйя (Иоанн) как величайший пророк и в исламе (Коран, 6:85). В хадисах сказано, что «в Судный день никто из сынов Адама (мир ему) не избежит греха или намерения совершить грех, кроме Яхйи (мир ему), сына Закарии» [Ахмад ибн-Ханбаль, 1:345]. Законоучители Талмуда в отношении фактов о жизни и пророчествах Иоанна поступили по древнегреческому принципу «забыть Герострата», но оставленные ими источники дают немало интересной косвенной информации о человеке, в корне изменившем судьбу и сознание человеческой цивилизации.
Ключевые слова: Иисус Христос, Иоанн Креститель, пророк Илия, Учитель Праведности, евангелическая литература, талмудическая литература, кумранские рукописи, Иудея.
Для цитирования: Крылов А.В. Пророческая эсхатология Иоанна Крестителя и феномен первоначального христианства // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 3. С. 5-17.
Alexander V. Krylov ©
Doctor of Historical Sciences, Professor, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Address: 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russia, 119454 E-mail: [email protected]
Prophetic Eschatology of John the Baptist and the Phenomenon of Early Christianity
DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00190
This article was written under the influence of numerous trips to the Holy places dear to the believers of the three main monotheistic religions and located in Israel and on the territory now controlled by the Palestinian National Authority. In his study the author has been guided mainly by several sources — the Old and New Testaments, the scrolls that were found in Qumran, the famous works by Josephus Flavius, and in his reasoning remains devoted to the principles of historicism and rational understanding how individuals act under the specific historical circumstances. Relying on the above mentioned and other sources the author tried to give his own idea of how the life path and deeds of one person, his actions and utterances under certain dramatic conditions can determine the mindset, religious and political views, cultural traditions that have been preserved and transmitted from generation to generation for many centuries. The researcher mainly focuses on the phenomenon of the appearance in the historical times of troubles of a new religion, the Early Christianity, the emergence of which, no doubt, is associated with the figure of Johanan ben Zachariah better known according to the gospel traditions as John the Baptist, i.e. "dipping in to the water", or in the Orthodox setting — St. John Prodromos. In the Christian tradition John is the most revered Prophet — a precursor of the Messianic era, a shepherd leading humanity to the understanding of the teachings of Jesus Christ. Yahya (John) is also honored as a prophet in Islam. (Quran, 6:85). It is said in Hadith: «Every son of Adam (may peace be upon him) will come on the Day of Resurrection and he will have sin against him except Yahya bin Zakariya (may peace be upon him)» [Ahmad ibn-Hanbal, 1:345]. The teachers of the Talmud regarding the facts of life and prophecies of John acted according to the ancient Greek principle "forget Herostratus", but the sources they left give a lot of interesting indirect information about a person who radically changed the destinies and conscience of humanity.
Keywords: Jesus Christ, John the Baptist, St. Elijah, Teacher of Righteousness, Evangelical literature, Talmudic literature, Qumran manuscripts, Judea, early Christianity.
For citation: Krylov A.V. Prophetic Eschatology of John the Baptist and the Phenomenon of Early Christianity. Christianity in the Middle East, 2023, vol. 7, no. 3, pp. 5-17.
Вступление
Фигура и необычная судьба отшельника и пророка Иоанна привлекала многих исследователей тем, что их интересовал прежде всего феномен генезиса практического мессианизма [Crossan, Borg, 2007; Crossan, 1994; Goodacre, 2011; Hansen, 2023].
Рукописи, найденные в 1947 г. в пещерах Кумрана в районе Мертвого моря, подтвердили предположение, выдвинутое рядом западных протестантских и католических теологов и би-блеистов, что одно из течений в иудаизме — ессейство — предвосхитило формирование ряда основополагающих доктрин первоначального христианства, в том числе тех, которые были характерны для проповедей Иоанна Предтечи [Штраус, 1907; Ренан, 1990; Мецгер, Бардт, 2018; Мецгер, 2011]. Некоторые исследователи даже утверждали, что Иоанн Креститель и Учитель Праведности из кумранских текстов — одно и то же лицо [Thiering, 1992].
Весомый вклад в кумрановедение внесла отечественная школа изучения свитков Мертвого моря. Еще до того, как в 1958 г. в Париже начал издаваться специальный журнал Revue de Qumran, в Иерусалиме [Sukeenik, 1955; Yadin, 1985; Avigad, Yadin, 1956; Aharoni, 2012] и в Ленинграде [Амусин, 1960; Старкова, 1973; Старкова, 1957; Война сынов света против сынов тьмы, 1966] сформировались авторитетные научные сообщества для изучения кумранских артефактов. Вершиной изучения Кумранских рукописей стало издание в СССР перевода на русский язык с научными комментариями основных документов, найденных в пещерах Хирбет-Кумра-на [Тексты Кумрана, 1971].
Пробудившийся на Западе в начале XXI в. интерес к изучению сакральных текстов и традиций секты мандеев1, именуемых также сабиями, вновь дал толчок для научных дискуссий и новых публикаций о значении фигуры Иоанна Крестителя в становлении раннего христианства [Buckley, 2002; Lupieri, 2002; Van Bladel, 2017; Petermann, 2007;, Yamauchi, 2004]. Событием научного значения стала публикация в 2019 г. перевода на английский язык «Драса д'Яхйя» («Учение Иоанна») — главной сакральной книги мандеев [The Mandaean Book of John, 2019].
Несмотря на достаточно большое количество публикаций по рассматриваемой тематике, некоторые важные аспекты и исторические факты, связанные с земной жизнью и учением Иоанна Крестителя, как представляется, требуют нового анализа и осмысления событий и явлений, в водовороте которых на библейском Востоке зарождалось первоначальное христианство. Возможно, настоящая статья дополняет существующие представления о последнем в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии.
Источники, апокрифы и прижизненные свидетельства об Иоанне Крестителе
По всей видимости, Иоанн, сын священника Иерусалимского храма Захарии (Закария), родился в одно время с Иисусом Христом. Дату рождения Вседержителя и Предтечи Мессии принято связывать с концом эпохи правления царя Иудеи Ирода Великого (40 г. до н. э. — 4 до н. э.). В Евангелии от Матфея приводится рассказ, согласно которому Ирод, узнав об известии волхвов о рождении Мессии, приказал перебить всех младенцев в Вифлееме родом от двух лет и менее (Мф. 2:16). Далее евангелист сообщает о спасении появившегося на свет в это время Иисуса благодаря бегству его матери — Богородицы и Иосифа Оброчника в Египет, где св. семейство находилось до самой смерти царя Иудеи. (Мф. 2:15). В Протоевангелии от Иакова, датируемом сер. II в. н. э., есть эпизод, указывающий на то, что Иисус и Иоанн, рожденный «в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17), были одногодками. Апокриф от Иакова живописует, что «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: «Гора Бога, мать с сыном». И гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» [Апокрифы древних христиан, 1989. C. 114-115]. Эта пещера с источником, который арабы называют Айн аль-Хабис (Источник отшельника), в настоящее время находится на территории францисканского монастыря св. Иоанна Предтечи
1 Мандеи — этнорелигиозная группа, представители которой проживают в труднодоступных районах Ирака (5 тыс. чел.), Ирана (2,5 тыс.) и Иордании (2,5 тыс.). В мусульманской традиции их называют сабии — люди, не имеющие сформированной конкретной религии, но имеющие эклектические убеждения, близкие к христианству, иудаизму, исламу, зороастризму. Секта была открыта только в сер. XVII в. монахом-кармелитом Игнатием. Название группы происходит от арамейского корня МНД («знать, познать»). Говорят и пишут на диалекте арамейского языка. Мандеи убеждены, что получили веру от учеников Юхана бар Закрии, т. е. Иоанна Крестителя. Согласно их верованию, он обладает божественной силой. Иоанн был назореем, Великим Учителем, посланником Света Божьего (Нхура), обладателем божественной Истины (кушта) и единственным на земле хранителем полученного от Всевышнего Высшего духовного знания (манда). Иоанн приобщал людей к Высшей Истине и Знанию посредством погружения тела в воду. Древние тексты мандеев показывают, что первые последователи Иоанна Крестителя рассматривали его в качестве главного реформатора иудейской традиции [Thomas, 2007].
у подножия горы Ора, напротив которой раскинулся русский Горенский женский монастырь, — место, где располагался отчий дом Иоанна Крестителя. Косвенно эта евангельская история подтверждается Иосифом Флавием. Во время болезни, предчувствуя свою смерть, Ирод распорядился собрать в Иерусалиме и его окрестностях «из дома по одному человеку и умертвить их» в знак траура по своей приближавшейся кончине [Флавий, 1999. С. 457]. Однако последняя воля деспота не была выполнена: из-за боязни народного гнева родственники Ирода отпустили всех заложников [там же. С. 460]. Возможно, именно это событие с годами было переиначено в миф об избиении младенцев, поскольку родители, конечно, спасали от смерти прежде всего первенцев.
Дата смерти Иоанна Предтечи определяется более четко: евангелист Лука говорит, что его обличительная проповедь против царской четы Ирода Антипы2 и Иродиады3 пришлась на «пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (Лк. 3:1-2). Следовательно, дата смерти Иоанна приходится на 29/30-й год н. э. [Птифис, 2011. C. 21; Grant, 1977. P. 71; Sanders, 1993. P. 10-11; Ben Witherington III, 1998].
Пророческое будущее Иоанна, можно сказать, было предрешено еще до его рождения. Родители Иоанна вели свою родословную от священнического рода левитов4 (Лк. 1:5), и у них долгое время не было детей. По господствовавшим тогда в иудейской среде представлениям, поздний ребенок, о рождении которого родители молили Бога годами, воспринимался как посланец Всевышнего и его было принято приобщать к аскетическому назорейскому образу жизни5. Сославшись на сообщение евангелиста Луки о том, что «ибо он (Иоанн Креститель) будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера (пиво) и Духа Святого исполнится еще из чрева матери» (Лк. 1:15), можно заключить, что будущий Предтеча еще до своего рождения воспринимался окружающими как «осененный божественной благодатью» (Рм. 6:14). Гала-хические мидраши Мишны6 предписывают: приобщать мальчика к аскезе назорейства в том случае, если после длительного пребывания в браке у супругов долгое время не было детей, ибо мальчик, родившийся после многолетних молитв, является посланцем Бога, и его земная жизнь должна быть посвящена духовному служению (Назир 2:7-10). Человек, соблюдавший с детства аскетические нормы назорейства7, считался приобщенным к божественному служению как представитель дома Аарона и мог даже стать первосвященником. По всей видимости, уже в юношеском возрасте Иоанн приобщился к назорейской аскезе, уверовал в предначертанное ему свыше «высокое служение в духе и силе Илии» (Лк. 1:17) и, следуя пророческой традиции, уединился в Иудейской пустыне.
В этой связи уместно заметить, что психологи давно обратили внимание на то, что длительное пребывание в одиночестве, в особенности человека, одержимого каким-либо учением или идеей, в условиях первозданной природы и скудного рациона питания, а также тяжелых физических и умственных нагрузок, как правило, приводит к необратимой концентрации и фиксации всех его помыслов только лишь на одной идее, во имя исполнения которой он впоследствии готов отдать все свои жизненные силы, вплоть до самопожертвования. Как известно, в Ветхом и Новом Заветах индивидуальное сосредоточение в себе в условиях полного уединения при соблюдении строгого поста ради восприятия божественных откровений требовало от подлинного пророка пройти в своей жизни этап сорокадневного одиночного скитания в пустынной местности. Моисей 40 дней постился на Синайской горе, когда получал Десять заповедей (Исх. 34-38). Пророк Илия также постился на этой горе (III Цар. 19-8). Искушение Христа длилось 40 дней в районе гористой пустыни близ Иерихона (Мт. 3:13-17). Впоследствии каббалисты на основе предыдущего опыта усовершенствовали технику достижения профети-
2 Ирод Антипа (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) — сын царя Ирода Великого и самаритянки Малтаки, был назначен императором Октавианом Августом тетрархом Галилеи и Переи; правил с 20 г. по 39 г. н. э.
3 Иродиада — внучка Ирода Великого от его сына Аристобула. Первоначально была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею (Шлом-Цион), затем вступила в преступный с точки зрения иудейского законодательства брак с его единокровным братом, Иродом Антипой.
4 Согласно законам Моисея, род левитов не участвовал в разделе территории Ханаана после завоевания израильскими коленами; главная функция представителей колена левитов заключалась в сохранении и поддержании культа иудейской религии. По установлению царя Давида (царствовал прибл. с 1004 по 965 гг. до н. э.), левиты подразделялись на 24 череды (мишмарот), осуществлявшие посменно служение в Иерусалимском храме по две недели в году (Нм. 12:44-46). Захария, отец Иоанна Крестителя, был священником из череды Авия (Лк 1:5). Мать Предтечи также происходила из рода Аарона и была родственницей Богородицы (Лк. 1:42-43).
5 По законам Торы иудей, принявший обет назорейства, должен был воздерживаться от употребления винограда и вина, не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чс. 6:1-2:1).
6 Галаха — свод ортодоксальных законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. Мидраш (толкование) — тексты гомилетического характера, дающие комментарий к библейским книгам. Мишна (повторение) — первый постбиблейский сборник основ иудейского права, составная часть Талмуда.
7 В поздних разделах Талмуда институт назорейства порицается (Назир. 19а) и к Средним векам полностью исчезает в иудаизме, а термин назир используется применительно к монахам и отшельникам из других религий.
ческого вдохновения и разработали весьма эффективную систему, позволяющую, по их мнению, обладателям тайных способов медитации проникать в мистический мир с целью извлечения Божественных откровений.
Автор согласен со многими исследователями, которые усматривают очевидную связь между социально-религиозными воззрениями и моделью поведения библейского пророка Илии и Иоанна Крестителя [Penny, 2013; Galligan, 2003; Barber, 2015; Okorie, 1999; Kaiser, 1982]. Иначе быть не могло, ведь, согласно предсказаниям последних библейских пророков (и об этом имел представление каждый иудей эпохи Второго храма), именно пророк Илия будет предшествовать «дню Господню». Вот почему в синоптических Евангелиях появление Иоанна Крестителя напрямую связывается со вторым пришествием Илии (см., напр.: Мт. 11:14). Очевидно, за годы уединения в Иудейской пустыне Иоанн и сам уверовал в то, что он является истинным воскресшим пророком Илией (Лк. 1:17). К тридцати годам он доводит аскезу до полного абсолюта: у него не было ни дома, ни семьи, он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался только пчелиным медом диких пчел и акридами (вид саранчи) (Мк. 1:6). Пророк Илия тоже, судя по источнику, жил в отшельничестве, скрывался в труднодоступных местах и носил волосяную одежду с кожаным поясом (IV Цар. 1:8).
Следует отметить, что ведение замкнутого образа жизни в отрыве от основной массы населения Иудеи было довольно распространенным явлением в конце эпохи Второго храма, т. е. на стыке I в. до н. э. — I в. н. э. В труднодоступных районах Иудейских гор и Иудейской пустыни, а также в районе Мертвого моря обосновалось несколько братств замкнутого типа (ессеи, эвиониты, банаим, гемеробаптисты, магарийцы, кумраниты и т. п.). В Тосефте8 этих затворников законоучители называли людьми, «окунающимися на заре» («товелей шахарит») [Яд. 2:20]. Иосиф Флавий также указывает, что во времена первых Маккавеев уже существовало немало ессейских религиозных сообществ [Флавий, 1993. С. 122-128]. Во искупление грехов и приобщение к праведности они исполняли обряд ритуального омовения в священных водах Иордана. У иудеев уже в глубокой древности воды Иордана считались чудодейственными и целебными. Так, пророк Елисей (Элиша) излечил от проказы военачальника арамеев На'амана, велев ему семь раз окунуться в Иордан (II Цар. 5:10-14).
Примечательно, что наиболее чистой для отправления ритуальных таинств считались воды Иордана в районе Иерихона, на подступах к месту впадения реки в Мертвое море. В талмудической литературе отмечается, что чудодейственностью обладают только те воды Иордана, которые протекают южнее Иерихона (Бехор: 55а). Этот район в Ветхом Завете так и называется — Ярден-Йерихо (Чис. 22:1). Именно в этом месте бежавшие из египетского плена сыны Израиля вступили на землю обетованную, пройдя Иордан по сухому руслу, что стало результатом чудом расступившихся вод (Нв. 3:13-17). В Талмуде приводится такой рассказ: когда Иисус Навин (Йегошуа бин Нун) привел Израиль к Иордану, поднялся водяной столб в 20 километров, оставив посредине безводное пространство, равное занимаемому израильскими коленами лагерю, так что весь народ мог беспрепятственно пройти по высохшему дну реки (ср. Сота. 34а)9. Пророк Илия разделял для прохода реку Иордан, ударяя по ней своей одеждою (IV Цар. 2:8). Приблизительно в двух километрах от места Крещения Иисуса Христа находится холм Тель-Мар-Ильяс, с которого, по преданию, пророк Илия вознесся на небеса на огненной колеснице (IV Цар. 2:11). Вряд ли это случайность, что Иоанн и члены ессейского братства выбрали для пребывания именно это место. Примечательно, что Флавий свидетельствует о том, что эта местность два тысячелетия назад была покрыта растительностью и славилась «редкими и прекрасными плодами», а также пчелиным медом [Флавий, 1993. С. 271].
Иоанн Предтеча в контексте артефактов Кумрана
Текст кумранского манускрипта, названного исследователями «Дамасский документ», свидетельствует, что первое замкнутое иудейское братство возникло спустя 390 лет после разрушения Первого Иерусалимского храма в 586 г. до н. э. (Дам. документ I:3-4), что соответствует приблизительно 195 г. до н. э. Через 20 лет в общине, члены которой называли себя «Сыновья Света» (Бней-Ор), появляется Учитель Праведности (а-Морэ а-Яхид), который, опираясь на законы Торы, определил дошедший до наших дней устав (там же, I:11-17). В наставлениях Учителя особое место занимает ритуал очищения тела чистыми водами во искупление грехов (там же, Х:10-14).
8 Тосефта (дополнение) — законодательные положения эпохи танаев (законоучители эпохи Мишны (1-11 вв. н. э.), наряду с Мишной является составной частью Талмуда.
9 Случай, когда русло Иордана становилось на значительное время безводным, был зафиксирован, в частности, во время землетрясения в 1927 г.
Одновременно с появлением Учителя Праведности возникает фигура его прямой противоположности, воплощение всех сил зла и порока — Проповедник лжи (лаглеган), или Дьявол (блияаль). Последнему удается увести за собой многих людей, и эти отступники — «сыновья тьмы» («бней-хошех») — начинают преследовать сынов праведных (Устав общины 1:10). Оставаясь верными Новому Завету, «Сыновья Света» бежали в землю Дамасскую, т. е. в пустыню, определив время своего местонахождения вплоть до начала решающей схватки Посланника Божия с Проповедником лжи накануне грядущей мессианской эры (Емей Машиах). В тексте свитка «Война Сынов Света против сынов тьмы» указывается, что такое сражение состоится в пустыне Иерусалимской (1:3), т. е. на бесплодной равнине между северной оконечностью Мертвого моря и Иерихоном.
Как видно, иудеи, последовавшие за Учителем Праведности, были предрасположены к глубокому восприятию традиционной для эпохи Второго храма мессианской идеи; они явно верили в то, что их духовный наставник и есть истинный помазанник Божий. «Дамасский документ» недвусмысленно указывает на появление накануне окончания «поры бесчестия» двух помазанников — одного от Арона и другого от Израиля. Причем пришествию помазанника от священнического колена левитов предшествует явление помазанника от Израиля (Дам. документ, ХП:23). Таким образом, христианская концепция о ниспослании Богом «перед наступлением дня Господня» и накануне явления Иисуса Христа сына Давидова (от Израиля) и Ангела-Предтечи (от Аарона) находится в полной гармонии с эсхатологическими представлениями безымянных авторов «Дамасского документа».
Скорее всего, после смерти Учителя Праведности ученики не смогли смириться с тем, что тот ушел из жизни как простой смертный. Вот тогда и происходит рождение идеи о воскрешении и повторном приходе Учителя в самый решающий момент, накануне Божьего Суда над человечеством. Оформившееся почти за два десятилетия до проповеди Иисуса Христа братство «Сыновей Света» уже тогда имело много общего с будущими христианами. Свое богослужение они проводили в удаленных от мирской суеты местах, где жили сообща и по деталям жизни и обрядам очень напоминали будущие христианские монашеские обители.
Анализ кумранского «Устава общины» позволяет судить, что члены иудейских затворнических братств полагали, что сыны Израиля вне общин ессейского типа погрязли в преступлениях и грехах; подпали под влияние дьявола, или Проповедника лжи (Устав общины, 1:23-24). По их представлениям, только люди общины являют собой «истинный дом Израиля» (там же, V:5-6) и «истинную основу Израиля», объединившуюся ради «правосудия, чтобы обличать в нечестии всех преступающих Закон» (там же, V:5-7). Примечательно, что первые христиане также называли себя «преемниками истинного Израиля».
Члены «общины праведников» обобществляли все свое имущество, «ибо в личном имуществе — нечестивое» (там же, V:20); они практиковали совместное занятие физическим и умственным трудом, общие трапезы, молитвы и ритуальные омовения. Общинники подчинялись строгой иерархии и дисциплине. Так, устав кумранитов четко оговаривал права и обязанности общинников: жрецы (ими могли быть только представители рода Аарона) сидят первыми, старцы — вторыми, и весь остальной народ сидит каждый по своему чину (там же, V:8-9). Совет общины состоял из 12 человек и трех жрецов (там же, VIII: I), и лишь они вправе «властвовать над судом и имуществом» (там же, 1Х:7). Рядовые общинники призывались к беспрекословному повиновению «устойчивого в святыне Совета общины» (там же, ХШ:5). Последние занимались преимущественно сельскохозяйственным трудом и ремеслами, что позволяло обеспечить общину всем необходимым в условиях ее автономного существования. Как известно, внутренние установки ессейских братств запрещали им не только вести товарный обмен с людьми вне общины, но и строго предписывали общинникам «не спорить и не вступать в тяжбу с людьми преисподней... скрывать совет Торы среди людей тьмы» (там же, IX: 16-17).
Самым тяжелым наказанием для провинившегося члена ессейского братства было отлучение от общины (там же, VII:25). Изгнание фактически обрекало человека на существование в полном одиночестве, поскольку принесенные ранее клятвы и обеты запрещали ессеям контактировать с внешним миром.
Иоанн Креститель, возможно, был изгоем одного из ессейских братств. Эта мысль подтверждается хотя бы необычностью одежды и рациона питания Иоанна. Так одеваться и питаться мог только человек, не имевший возможности контактировать ни с людьми, жившими в общине, ни с людьми, жившими вне общины. К этому следует добавить, что современники ессеев на основании личных наблюдений сообщали об отрицании брака некоторыми затворническими общинами [Флавий, 1993. С. 122]. Иоанн Креститель не мог не испытать влияния ессейской религиозной идеологии хотя бы потому, что он проповедовал и совершал ритуаль-
ное омовение в водах нижнего Иордана в Вефаре (Бейт-Арава) и Еноне (Энон) (Ин. 3:23), т. е. вблизи от Кумрана — местности, где предпочитали селиться в уединении ессейские затворники. Небезынтересно, что не только Иоанн уединялся на берегах Иордана: И. Флавий в своей автобиографической книге «Жизнь» сообщает о некоем Банусе, который «жил в пустыне, одежду себе находя на деревьях, а пищу — там, где ее произвела природа, и часто днем и ночью обливаясь холодной водой для очищения» [Флавий, 2006. С. 221].
Обращает на себя внимание то, что сообщения синоптических Евангелий и проповеди Иоанна Крестителя в Иудейской пустыне почти слово в слово повторяют положение «Устава общины» кумранитов относительно высшего предназначения «избранников Завета». Вот выдержка из текста устава: «И всякое слово, скрытое от Израиля, какое найдется у человека, расследующего, пусть не скрывает его от этих избранников из-за боязни отступничества. И когда станут общиной в Израиле по этим правилам, пусть отделятся от местопребывания людей Лжи, дабы идти в пустыню, чтобы проложить там дорогу Богу» (Устав, VIII: 12-13); далее идет цитата из Торы: «В пустыне проложите дорогу Всевышнему, выровняйте в степи торный путь нашему Богу» (Ис. 40:3; Устав, VIII: 14). Изложенный текст кумранского устава почти ничем не отличается от повествования евангелиста Матфея: «В те времена приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мт. 3:3).
Думается, несложно объяснить мотивы отступничества Иоанна от всех существовавших в его время течений в иудаизме. Поскольку все его слова и поступки были строго подчинены логике тогдашней политической и религиозной обстановки в Иудее. Наверное, именно поэтому и все свидетельства о его деяниях доходят до нас без примеси мистификаций и чудотворств. Можно сделать обоснованное предположение, что в начале своей пророческой деятельности он находился под влиянием ессеев эвионитского толка, т. е. той ветви ессеев, сторонники которой искренне полагали, что бедность и отказ от личной собственности — единственный верный путь к очищению души от всех пороков. Эвиониты раздавали свое имущество и жили замкнутыми общинами на коммунистических началах. К этому же призывал в своих проповедях Иоанн Креститель: «У кого есть две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:10). Эта нехитрая проповедь была весьма притягательна для многих иудеев, и послушать ее приходили «из Иерусалима, всей Иудеи и окрестностей Иордана» (Мт. 3:5). Потомок Аарона, который не жил, как основная масса левитов, в роскоши богатых кварталов Иерусалима, становился на редкость привлекательной фигурой для ессейского сообщества10.
По всей видимости, Иоанн действительно пробыл какое-то время в одной из таких общин, но либо сам покинул ее, либо был изгнан, поскольку пришел к осознанию того, что разбросанные по берегам священного Иордана затворнические религиозные коммуны — каждая со своим уставом, на редкость усложненной риторикой и сверхсложной процедурой приобщения к светлому братству — не могут служить идеалом для благочестивых избранников Всевышнего.
Итак, порвав или будучи отвергнутым ессеями, Иоанн Креститель оказался вне существовавших тогда в Иудее религиозных институций, поскольку к двум другим наиболее влиятельным группировкам фарисеев и саддукеев он относился недоброжелательно; называл и тех и других «порождением ехидны» (Мт. 3:7) и «древом, не приносящим доброго плода, и посему достойного быть срубленным и уничтоженным огнем» (Мт. 3:10).
Тот факт, что первоначальное христианство имеет именно ессейские корни, кажется парадоксальным, ибо основная цель создания закрытого аскетического братства прежде всего заключалась в том, чтобы «изучать и строжайше следовать Законам Торы» (Устав общины, V:2, 21-22). Но как раз исполнение в полной мере законов Торы было неосуществимо в условиях замкнутой организации, порвавшей с культовым центром в Иерусалиме. Еще задолго до знаменитых слов Иисуса Христа «научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Мт. 9:13) кумраниты жили по уставу, который повелевал им отказаться от «всесожжений мяса и жертвенного жира» ради «вечной истины, искупления вины и божьего благословения» (Устав общины. !Х:4). Жизнь в уединении и затворничестве делала невозможным соблюдение законов, касавшихся жертвоприношений или отправления соответствующих обрядов в период традиционных еврейских праздников. Кумранские рукописи со всей очевидностью демонстрируют, что их составители, несмотря на страстное стремление следовать духу и букве законов Торы, на практике развивали свои собственные самобытные правила и установки. В этом они обнаруживают почти полное совпадение с главным идейным постулатом фарисеев: закон су-
10 Составители кумранских рукописей тоже полагали, что служители Иерусалимского храма «презрели Тору и Слово Святого Израиля» (Фрагменты толкования книги Исайи, 6:8, 10).
ществует для жизни, а не жизнь для закона, и поэтому законы Всевышнего не могут быть отменены, но их можно толковать, ибо они сами дают право на это. Известные представители немецкой рационалистической школы иудаики еще в конце XIX в. справедливо доказывали, что по сути «ессейство является фарисейством в превосходной степени» [Еврейская энциклопедия, 1908-1913. C. 519]. Флавий также свидетельствует, что принципиально ессеи отличались от фарисеев лишь тем, что первые сторонились политики и не имели политических стремлений. Тогда как другие, наоборот, активно вмешивались в общественно-политическую жизнь [Флавий, 1999. Т. 2. С. 209].
Исторический контекст
Сказанное наталкивает на необходимость обратиться к фактам реальной истории, относящимся ко времени земной жизни Иоанна Предтечи и Иисуса Христа. Период на стыке Христовой и дохристовой эры был отмечен серьезными политическими потрясениями, и его, имея на то все основания, можно назвать периодом смутного времени. Утвердившиеся у власти в Иудее после победы Маккавеев в войне с Селевкидским царством представители Хасмоней-ской династии11 подчинили власти своего двора, все религиозные и законодательные учреждения, включая Синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт Иудеи до разрушения римлянами Второго храма в Иерусалиме в 70 году н. э. Вскоре после образования независимого Хасмонейского государства новое поколение хахамов12 (чаще их называли фарисеями) объединились в политическую группировку, противостоящую саддукеям13, а зачастую и власти этнарха. «До сих пор от имени Святого Духа пророчествовали пророки; отныне обрати ухо свое и внимай словам хахамим» [Седер Олам Рабба, 1845. C. 80].
В 90 г. до н. э. фарисеи, пользовавшиеся, в отличие от саддукеев, народной поддержкой [Флавий, 1999. T 2. C. 209], восстали против этнарха Александра Яная (правил с 103 по 76 до н. э.). Гражданская война, длившаяся шесть лет, унесла жизни 50 тыс. иудеев. Несколько раз Янай предлагал мир фарисеям, но их тогдашний лидер рабби Шимон бен-Шетах недвусмысленно отвечал на призывы этнарха: «Мир — да, но в обмен на твою смерть» [Клаузнер, 1978. C. 139]. Когда Янай приказал казнить 800 фарисеев, то их лидеры обратились к своим недавним самым ненавистным врагам — Селевкидам — с просьбой помочь им свергнуть Хасмонеев с престола. Именно тогда с благословения Яная за фарисеями укрепился ярлык лицемеров. Узнав о предательстве фарисеев, он сказал жене Саломее Александре: «Не бойся фарисеев и тех, кто не фарисеи, но остерегайся тех, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно» (Сота. 22б).
Братоубийственная война, продолжавшаяся при всех правителях Хасмонейской династии, явно способствовала тому, что Римская империя без особого труда установила свое владычество в Иудее. В 63 г. до н. э. римский полководец Гней Помпей завоевал страну и вошел со своими легионами в Иерусалим. Отныне идолопоклонническая держава начинала диктовать свою волю «богоизбранному народу». В 37 г. до н. э. римский сенат утвердил на иудейском престоле свою креатуру в лице недавнего прозелита Ирода, которому тогдашний император Ок-тавиан Август дал весьма красноречивую характеристику: «Лучше быть свиньей в стаде Ирода, чем (его) сыном» [Макробий, 2009. C. 104].
При Ироде и его отпрысках Иудея полностью потеряла независимость и была поставлена в положение римской сатрапии. Спустя два года после смерти Ирода его преемник Архелай был отстранен Октавианом Августом от власти в Иудее, реальным правителем которой с 6 в. н. э. становится римский прокуратор. Одним из таких прокураторов был Понтий Пилат (правил в Иудее с 26-го по 36-й г.). В Галилее, где проповедовал Иисус Христос и принял мученическую смерть Иоанн Креститель, правил шестой сын Ирода — Ирод Антипа.
В годы наместничества Понтия Пилата именно Галилея становится главным очагом неповиновения римскому господству. Здесь наряду с зелотами (ревнители веры) возникает движение сикариев (меченосцы), которые вели войну на два фронта — и против римлян, и против
11 Во главе восстания правоверных иудеев (хасидеи) встали первосвященник Маттатия и его сыновья Иуда, Ионатан и Шимон из рода Хасмонеев, прозванные также Маккавеями («верующие в Единого»). В результате Маккавейских войн (167-140 гг. до н. э.) был освобожден Иерусалим и восстановлен храм как религиозный центр иудаизма (165 г. до н. э.); была также уничтожена группировка эллинизированных иудеев (митявним) и прекращено влияние греческих полисов в Иудее, на Великом Собрании (а-Кнессет а-Гдола) властные полномочия были закреплены за династией Хасмонеев. Шимон Маккавей в 140 г. до н. э. был объявлен одновременно повелителем еврейского народа (этнарх), первосвященником и главнокомандующим. Это назначение было наследственным и должно было передаваться потомкам Шимона «вплоть до того, как явится истинный пророк» [Очерк истории еврейского народ, 1970. T. 1. C. 139].
12 Хахамим (мудрецы) — авторитетные знатоки и толкователи законов Торы.
13 Саддукеи — потомки библейского Садока (Цадока), родоначальника древней династии первосвященников и служителей Иерусалимского храма.
фарисеев и саддукеев, обвиняя и тех и других в продажности и стремлении к компромиссам с врагами. Массовая ненависть иудеев к власти марионеточных правителей, способствовавших повсеместному распространению римского влияния на святой земле Израиля; полная беспомощность фарисеев и саддукеев, лишенных при Ироде и римских прокураторах возможности решать сколько-нибудь существенные вопросы; вопиющее падение нравов, особенно среди представителей правящей элиты, — вот те обстоятельства, которые нагнетали атмосферу всеобщего отчаяния и оставляли для многих истинно верующих людей лишь одну мессианскую надежду. Именно эти люди потянулись в общины, ограждавшие себя от воздействий политических страстей внешнего порочного мира. Именно они были убеждены в том, что кто вне общины, тот служит Проповеднику тьмы, а поскольку сейчас тот правит миром, то следует ожидать скорого Суда Божьего (Мишпат а-Амим) и наступления Небесного Царства (Малькут а-Шамаим), где в грядущем миру (а-Олам а-Ба) покой и душевное равновесие обретут лишь Сыновья Света. Именно они принимали на веру проповедь назорея из рода священнослужителей, похожего по облику и образу жизни на библейского пророка. Они искренне верили, что Иоанн и есть воскресший Илия — предвестник Мессии. В это поверили даже некоторые фарисеи и саддукеи, приходившие на проповедь к брегам священного Иордана, где Иоанн призывал к немедленному покаянию и возвещал о скором приближении мессианской эры (Мт. 3:7). Даже Ирод Антипа, отдавший приказ обезглавить пророка, согласно источникам, охотно внимал гласу проповедника пустыни (Мк. 6:20).
Именно в этот критический момент происходит историческая встреча Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Примерно через полгода после того, как Иоанн почувствовал, что Всевышний призвал его для выполнения миссии Предтечи, он совершил обряд омовения Иисуса из галилейского Назарета в водах иорданских и узрел в Нем «Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мт. 3:16). После этой знаменательной встречи в Вефаре пути Иоанна Крестителя и Иисуса Христа больше не пересекались.
После крещения Христа Иоанн Креститель продолжил следовать тем путем, который избрал для себя пророк Илия.
Илия выступил с обличительной проповедью в тот исторический момент, когда царствовавшая чета Ахава и Изевель способствовала распространению в Израиле культа финикийских богов. Пророк развернул открытую борьбу с финикийским жречеством и стал распространять повсеместно резкую критику всех пороков царского двора. Вскоре вокруг Илии образовалась группа единомышленников, молодых пророков Бней а-невиим (Сыны пророков) — ревнителей ортодоксального иудаизма. Вынужденный постоянно скрываться от преследований Ахава и Изевель, Илия бежал в Иудейскую пустыню, а оттуда совершил переход к священной Синайской горе. С этого момента о судьбе пророка сохранились противоречивые сообщения, окутанные пеленой мистической таинственности. Библейское сказание об Илии и особенно рассказ о его загадочной кончине послужили питательной средой для обширной апокрифической иудейской литературы эсхатологического характера, в которой Илия представал как истинный пророк, ревнитель Бога, чудотворец, прибегающий к сверхъестественной силе во благо скорбящих и убогих, и, наконец, как предвестник Мессии. В откровениях поздних пророков второе пришествие Илии напрямую связывалось с наступлением мессианского века. Так, пророк Малахия предрекал от имени Всевышнего: «Вот, Я пошлю Вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5).
На рубеже старой и новой эры талмудические авторитеты доказывали, что «Илия появится раньше Мессии, чтобы принести мир и соединить разрозненных». Таково было мнение одного из самых влиятельных законоучителей времен падения Второго храма рабби Иоханана бен-Заккая (Тосефта, Эйдуйот. VII: 7). Другой мудрец Талмуда — рабби Элиэзер утверждал, что Илия явится, чтобы пророчествовать в конце времен [Пиркей де-раби Элиэзер, 2020. С. 235].
Как Илия за 850 лет до проповеди Иоанна выступил обличителем пороков царского двора Ахава и Иезавели, точно так же сам Иоанн Креститель обрушил беспощадную критику в адрес Ирода Антипы (около 20 г. до н. э. — 39 г. н. э.)14 и его жены Иродиады. Среди прочего Иоанн обвинял Антипу в противоправном кровосмесительном браке с женой брата Филиппа. Кроме того, изгнание законной жены Антипы, которая была дочерью царя Харираты IV (Арета IV Филопатрис), спровоцировало нежелательную для Иудеи войну с набатейцами. В этой войне
14 Сохранившиеся источники характеризуют Антипу как малодушного и завистливого человека, пресмыкавшегося перед Римом. Будучи правителем Галилеи, он несколько раз ходатайствовал перед римскими императорами об исполнении первоначальной воли отца и назначении его «царем иудейским». Возможно, в силу неуемного желания повелевать во всей Иудеи он один раз в Евангелии от Марка был назван царем (Мк. 6:14). Приход императора Калигулы к власти сыграл роковую роль в судьбе амбициозного властолюбца из Галилеи. Под надуманным предлогом о якобы участии Антипы в организации заговора против Рима он и его семья были сосланы в ссылку в Галию (37 г. н.э.), где он через два года умер в заточении в полной безвестности и нищете.
Антипа потерпел сокрушительное поражение. Рим также выражал недовольство неразумной политикой галилейского наместника и готовил ему замену в лице Агриппы, сына Ирода Ари-стобула и большого друга императора Калигулы. Все эти обстоятельства сыграли не последнюю роль в трагической судьбе Иоанна Крестителя, который принял мученическую смерть в тюрьме-крепости Махерон [Флавий, 1999. Т. 2. C. 504], расположенной в оазисе, в нескольких километрах к востоку от Мёртвого моря. По настоянию Саломеи, дочери Иродиады, усекно-венная голова Предтечи была доставлена ей на блюде во время пира по случаю дня рождения Антипы (Мт. 14:8). По преданию, Иродиада еще несколько дней в неистовстве протыкала иголками язык пророка, а насытившись глумлением, повелела закопать голову казненного Иоанна Крестителя на городской свалке. Сохранилось предание, что служившая при дворе Антипы благочестивая Иоанна, относившаяся с благоговением к пророку, откопала голову Предтечи, поместила ее в глиняный горшок и захоронила на вершине Елеонской горы, напротив врат Мессии, ведущих к священному Иерусалиму15. Тело Иоанна Крестителя было предано земле его учениками в Себастии (недалеко от современного Наблуса).
Вместо заключения
В последнее время в академических кругах на Западе развернулась дискуссия по вопросу о взаимоотношениях между Иисусом Христом и Иоанном Крестителем [Taylor, Adinolfi, 2012; Crosby, 2008; Deffinbaugh, 2004]. Некоторые, как, например, проф. теологии Бирменгемского университета К. Мосс, пытаются доказать, что Иисус и Иоанн были чуть ли не «конкурентами на древнем рынке религий» [Moss, 2015]. Однако первоисточник убеждает, что никаких недоразумений и тем более разладов в отношениях между ними не было. Иисус Христос зачастую призывал своих учеников идти в Иудейскую пустыню, чтобы слушать проповедь того, кто «больше пророка» (Мт. 11:10). Сам же Он был убежден, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мт. 11:2).
Проведенный анализ показывает, что и Иисус Христос, и Иоанн Предтеча с достоинством исполнили предначертанное им свыше предписание. Чтобы донести до окружавших их людей откровение и исполнить предначертанную библейскими пророками миссию, они осознанно отказались от всех земных благ и при исполнении этой миссии проявили поистине нечеловеческую силу воли и духа. И возможно, именно этим объясняется то, что, упростив обряд причащения к общине истинной праведности посредством омовения тела в Иордане любого пожелавшего покаяться в грехах накануне грядущего Царства Божьего, пророк Иоанн, позже нареченный Крестителем, и уверовавшие в его проповедь, сами того не подозревая, сделали первый шаг к новому религиозному учению — христианству.
Литература
Амусин И.Д. (1960). Рукописи Мертвого Моря. — М.: Академия наук СССР. — 272 с.
Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — 333 с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (1904). — Спб.: Синодальная типография. — 1548 с.
Война сынов света против сынов тьмы (1996) / Введ., пер. с древнееврейского и арамейского и коммент. А.М. Газова-Гинзберга, М.М. Елизаровой и К.Б. Старковой. — СПб.: Петербургское востоковедение. — 440 с.
Еврейская энциклопедия. (1908-1913). В 16-ти томах. — СПб: изд. Брокгауз и Эфрон. Т. 7. — 960 с.
Клаузнер Й.Г. (1978). Царь Янай — великий хасмонейский завоеватель // Когда нация борется за свою свободу (сб. статей). — Иерусалим: Библиотека Алия. — С. 81-102.
Коран (1986) / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. — М.: Наука. — 727 с.
Макробий. (2009). Сатурналии / Пер. с лат. и греч., прим. и словарь M168 В.Т. Звиревича. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 367 с.
Мецгер Б.М. (2011). Новый завет: контекст, формирование, содержание / пер. с англ.: Г.Г. Ястребов. 3-е изд. — М.: Изд. Библейского богословского института. — 360 с.
Мецгер Б., Барт Э. (2018). Текстология Нового Завета: рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала / пер. с англ. Д. Браткин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. Библейского богословского института. — 405 с.
15 На месте обретения честной головы Иоанна Крестителя на Елеоне была построена часовня. Само св. место находится на территории русского Спасо-Вознесенского женского монастыря в Иерусалиме.
Пиркей де-раби Элиэзер: поучения великого раби Элиэзера. (2020) / перевод с иврита С. Элиашвили. — М.: Изд. горских евреев Байт Сфаради. — 443 с.
Птифис Ж. (2018). Иисус. Жизнеописание Христа. От исторической реальности к священной тайне. — М.: Центрполиграф. — 557 с.
Ренан Э. (1990). Жизнь Иисуса: Репринт. изд. / [Послесл. А. Меня]. — М: Изд. Слово. — 509 с.
Старкова К.Б. (1959). «Устав для всего общества Израиля в конечные дни» // Палестинский сборник. № 4 (67). — М.; Л.: Издательство АН СССР. — С. 17-72.
Старкова К.Б. (1971). Литературные памятники кумранской общины. — Л.: Наука, Ленинградское отделение. — 25 с.
Талмуд. Мишна и Тосефта (1902-1903). В 6 Т. / критический перевод Н. Переферковича. 2-е изд. — СПб.: Издательство П.П. Сойкина. Т. 3. 426 с.; Т. 4. — 648 с.
Тексты Кумрана (1971) / Пер. с древнеевр. и арамейск., введ. [С. 13-126] и коммент. И.Д. Амусина. — М: Наука. 495 с.
Флавий И. (1993). Иудейская война / под ред. М.Л. Гринберга и А.Б. Ковельмана / Пер. с древнегреч. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. — М.: Еврейский университет в Москве. — 510 с.
Флавий И. (2006). Жизнь / Пер. Д.Е. Афиногенова, вступ. статья и комм. Л.В. Семенченко // Вестник древней истории. № 4 (259). — С. 220-251.
Флавий Иосиф. (1999). Иудейские древности. — Ростов на Дону: Феникс. Т. 1. 640 с; Т. 2. — 640 с.
Штраус Д.В. (1907). Жизнь Иисуса / Полный пер. М. Синявского; Под ред. [и предисл.] Н.М. Никольского. Т. 1-2. — М: Типография А.П. Поплавского. Т. 2. — 288 с.
Aharoni Y. (2012). The Archaeology of the Land of Israel. London: SCM Press. 366 p.
Avigad N., Yadin Y. (1956). A Genesis Apocryphon: A Scroll from the Wilderness of Judaea. Jerusalem: Magnes and Heikhal Ha-Sefer. 48 p.
Barbara E. (1992). Thiering, Jesus & the Riddle of the Dead Sea Scrolls: Unlocking the Secrets of His Life Story. San Francisco: Harper Collins. 451 р.
Barber M. (2015). John the Baptist: In the Spirit and Power of Elijah. Steubenville, USA: The St. Paul Center for Biblical Theology.
Ben Witherington III. (1998). Primary Sources // Christian History, vol. 17, no. 3, pp. 12-20.
Buckley J.J. (2002). The Mandaeans: Ancient Texts and Modern People. New York: Oxford University Press. 216 р.
Crosby M.H. (2008). Why Didn't John the Baptist Commit Himself to Jesus as a Disciple? // Biblical Theology Bulletin, vol. 38, pp. 158-162.
Crossan J.D., Borg M.J. (2007). The First Christmas: What the Gospels Really Teach About Jesus' Birth. New York: Harper One. 272 р.
Crossan J.D. (1994). Jesus: A Revolutionary Biography. San Francisco: Harper. 256 р.
Deffinbaugh R. L. John's Problem with Jesus (Luke 7:18-35). Bible.org. June 22, 2004 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bible.org/seriespage/22-johns-problem-jesus-luke-718-35 (дата обращения: 02.09.2023).
Galligan P. (2003). The Spirit and Power of Elijah. Toowomba, Queensland, Australia: Revival Ministries Australia. 52 р.
Goodacre M. (2011). The Synoptic Problem: John the Baptist and Jesus, in Method and Meaning: Essays on New Testament Interpretation in Honor of Harold W. Attridge, eds Andrew B. McGowan and Kent Harold Richards. Atlanta: Society of Biblical Literature. рр. 177-92.
Grant M. (1977). Jesus: An Historian's Review of the Gospels, Scribner's, New York: Charles Scribner's Sons. 261 р.
Hansen C. (2023). The Indisputable Fact of the Baptism: The Problematic Consensus on John's Baptism of Jesus // Literature & Aesthetics, vol. 33 (1), рр. 1-18.
Kaiser W.C. (1982). The Promise of the Arrival of Elijah in Malachi and the Gospels // Grace Theological Journal, no. 3.2, pp. 221-233.
Lupieri E. (2002). The Mandaeans: The Last Gnostics. Eerdmans. Grand Rapids, Michigan, USA: Wm. B. Eerdmans-Lightning Source. 302 р.
Moss C. 'Finding Jesus': John the Baptist Q&A. CNN, March 23, 2015 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// edition.cnn.com/2015/03/09/living/finding-jesus-q-a-john-the-baptist/ (дата обращения: 02.09.2023).
Okorie A.M. (1999). John the Baptist and Elijah // Melita Theologica, vol. 50, no. 2, pp. 79-85.
Penny M. (2013). Was John the Baptist Elijah? Fordland Mount, Berkshire, UK: The Open Bible Trust. 76 р.
Petermann J.H. (2007). The Great Treasure of the Mandaeans. Piscataway, NJ., USA: Gorgias Press, 241 р.
Sanders E.P. (1993). The Historical Figure of Jesus, London: Penguin Books. 352 р.
Sukeenik E.L. (1955). The Dead Sea Scrolls of the Hebrew University. Jerusalem: Magnes Press. 44 p.
Taylor J.E., Adinolfi F. (2012). John the Baptist and Jesus the Baptist: A Narrative-Critical Approach // Journal for the Study of the Historical Jesus, no. 10/3, pp. 247-284.
The Mandaean Book of John. Critical Edition (2019) / Translation, and Commentary Edited by Charles G. Haberl and James F. McGrath. Berlin/Boston: De Gruyter. 474 р.
Thomas R. (2007). The Israelite Origins of the Mandaean People // Studia Antiqua, vol. 5, no. 2, рр. 1-27.
Van Bladel K. (2017). From Sasanian Mandaeans to Sabians of the Marshes. Leiden: Brill. 164 р.
Yadin Y. (1985). The Temple Scroll — The Hidden Law of the Dead Sea Sect. London: Weidenfeld & Nicolson. 261 р.
Yamauchi E. (2004). Gnostic Ethics and Mandaean Origins. Piscataway, NJ., USA: Gorgias Press. 125 р.
Ахмад ибн-Ханбаль. Муснад (Сборник хадисов). Каир: Дар уль-Ислам, 1970. 1:345 (на арабском языке).
Седер Олам Рабба — Великий миропорядок. (1845). О древней истории Еврейской. Соч. р. Йова Бен Халафата. Вильно: Тип. М. Ромма и З. Типографа. 87 с. (на языке иврит).
References
Aharoni Y. (2012). The Archaeology of the Land of Israel. London: SCM Press, 366 p.
Ahmad ibn Hanbal. Musnad (Collection of Hadith). Cairo: Dar ul-Islam, 1970, 1:345 (in Arabic).
Amusin I.D. (1960). Dead Sea Manuscripts. M.: Academy of Sciences of the USSR, 272 p. (In Russian).
Apocrypha of ancient Christians: Research, texts, comments. Moscow: Mysl, 1989, 333 p. (In Russian).
Avigad N., Yadin Y. (1956). A Genesis Apocryphon: A Scroll from the Wilderness of Judaea. Jerusalem: Magnes and Heikhal Ha-Sefer, 48 p.
Barbara E. (1992). Thiering, Jesus & the Riddle of the Dead Sea Scrolls: Unlocking the Secrets of His Life Story. San Francisco: Harper Collins, 451 р.
Barber M. (2015). John the Baptist: In the Spirit and Power of Elijah. Steubenville, USA: The St. Paul Center for Biblical Theology.
Ben Witherington III. (1998). Primary Sources. Christian History, vol. 17, no. 3. pp. 12-20.
Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments. (1904). St. Petersburg: Synodal Printing House, 1548 p. (In Russian).
Buckley J.J. (2002). The Mandaeans: Ancient Texts and Modern People. New York: Oxford University Press, 216 р.
Crosby M.H. (2008). Why Didn't John the Baptist Commit Himself to Jesus as a Disciple? Biblical Theology Bulletin, vol. 38, pp. 158-162.
Crossan J.D., Borg M.J. (2007). The First Christmas: What the Gospels Really Teach About Jesus' Birth. New York: Harper One, 272 р.
Crossan J.D. (1994). Jesus: A Revolutionary Biography. San Francisco: Harper, 256 р.
Deffinbaugh R.L. John's Problem with Jesus (Luke 7:18-35). Bible.org. June 22, 2004. URL: https://bible.org/seriespage/22-johns-problem-jesus-luke-718-35 (data of access: 02.09.2023).
Flavius I. (1993). Jewish War. Ed. M.L. Greenberg and A.B. Kovelman. Transl. from ancient Greek M. Finkelberg, A. Vdovichenko. Moscow Jewish University, 510 p. (In Russian).
Flavius I. (2006). Life. Transl. D.E. Afinogenov, introd. and comment. L.V. Semenchenko. Bulletin of Ancient History, no. 4 (259), pp. 220-251. (In Russian).
Flavius Joseph. (1999). Jewish Antiquities. Rostov-on-Don: Phoenix, vol. 1, 640 p; vol. 2, 640 p. (In Russian).
Galligan P. (2003). The Spirit and Power of Elijah. Toowomba, Queensland, Australia: Revival Ministries Australia, 52 р.
Goodacre M. (2011). The Synoptic Problem: John the Baptist and Jesus, in Method and Meaning: Essays on New Testament Interpretation in Honor of Harold W. Attridge, eds Andrew B. McGowan and Kent Harold Richards. Atlanta: Society of Biblical Literature, рр. 177-92.
Grant M. (1977). Jesus: An Historian's Review of the Gospels, Scribner's, New York: Charles Scribner's Sons, 261 р.
Hansen C. (2023). The Indisputable Fact of the Baptism: The Problematic Consensus on John's Baptism of Jesus. Literature & Aesthetics, vol. 33 (1), рр. 1-18.
Jewish Encyclopedia. (1908-1913). In 16 volumes. St. Petersburg: ed. Brockhaus and Efron, vol. 7, 960 p. (In Russian).
Kaiser W.C. (1982). The Promise of the Arrival of Elijah in Malachi and the Gospels. Grace Theological Journal, no. 3.2, pp. 221-233.
Klausner J.G. (1978). King Yanai — the great Hasmonean conqueror. When a nation fights for its freedom (collection of articles). Jerusalem: Aliya Library, pp. 81-102. (In Russian).
Koran (1986). Trans. and comment. I.Yu. Krachkovsky. 2nd ed. Moscow: Science, 727 p. (In Russian).
Lupieri E. (2002). The Mandaeans: The Last Gnostics. Eerdmans. Grand Rapids, Michigan, USA: Wm. B. Eerdmans-Lightning Source, 302 р.
Macrobius. (2009). Saturnalia. Transl. from lat. and Greek, notes and dictionary M168 V.T. Zvirevich. Yekaterinburg: Publishing House of Ural University, 367 p. (In Russian).
Metzger B., Bart E. (2018). Textology of the New Testament: manuscript tradition, the occurrence of distortions and reconstruction of the original. Transl. from English. D. Bratkin. Moscow: Ed. Biblical Theological Institute, 405 p. (In Russian).
Metzger B.M. (2011). New Testament: context, formation, content. Transl. from English: G.G. Yastrebov. 3rd ed. Moscow: Ed. Biblical Theological Institute, 360 p. (In Russian).
Moss C. 'Finding Jesus': John the Baptist Q&A. CNN, March 23, 2015. URL: https://edition.cnn.com/2015/03/09/living/ finding-jesus-q-a-john-the-baptist/ (data of access: 02.09.2023).
Okorie A.M. (1999). John the Baptist and Elijah. Melita Theologica, vol. 50, no. 2, pp. 79-85.
Penny M. (2013). Was John the Baptist Elijah? Fordland Mount, Berkshire, UK: The Open Bible Trust, 76 p.
Petermann J.H. (2007). The Great Treasure of the Mandaeans. Piscataway, NJ., USA: Gorgias Press, 241 p.
Petifis J. (2018). Jesus. Life of Christ. From historical reality to sacred mystery. Moscow: Tsentrpoligraf, 557 p. (In Russian).
Pirkei de Rabbi Eliezer: Chapters of the great Rabbi Eliezer. (2020). Transl. from Hebrew by S. Eliashvili. M.: Ed. Mountain Jews Bayt Sfaradi, 443 p. (In Russian).
Renan E. (1990). Life of Jesus: Reprint. ed. / [Afterword by A. Men]. Moscow: Ed. Word, 509 p. (In Russian).
Sanders E. P. (1993). The Historical Figure of Jesus, London: Penguin Books, 352 p.
Seder Olam Rabbah — The Great World Order. (1845). On ancient Jewish history. The writings of r. Yova Ben Khalafata. Vilna: Printing house of M. Romm and Z. Typographer, 87 p. (in Hebrew).
Starkova K.B. (1959). "Charter for the entire society of Israel in the last days". Palestine Collection, no. 4 (67). Moscow; Leningrad: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, pp. 17-72. (In Russian).
Starkova K.B. (1971). Literary monuments of the Qumran community. Leningrad: Nauka, 25 p. (In Russian).
Strauss D.V. (1907). Life of Jesus. Complete trans. M. Sinyavsky; ed. [and foreword] N.M. Nikolsky, vol. 1-2. Moscow: Printing house A.P. Poplavsky, vol. 2, 288 p. (In Russian).
Sukeenik E.L. (1955). The Dead Sea Scrolls of the Hebrew University. Jerusalem: Magnes Press, 44 p.
Talmud. Mishnah and Tosefta (1902-1903). In 6 Vol. Critical transl. by N. Pereferkovich. 2nd ed. St. Petersburg: Publishing house P.P. Soikin, vol. 3, 426 p.; vol. 4, 648 p. (In Russian).
Taylor J.E., Adinolfi F. (2012). John the Baptist and Jesus the Baptist: A Narrative-Critical Approach. Journal for the Study of the Historical Jesus, no. 10/3, pp. 247-284.
Texts of Qumran (1971). Transl. from Hebrew and Aramaic, introd. [13-126 pp.] and comment. I.D. Amusin. M: Science Publishing House, 495 p. (In Russian).
The Mandaean Book of John. Critical Edition (2019). Translation, and Commentary Edited by Charles G. Häberl and James F. McGrath. Berlin/Boston: De Gruyter, 474 p.
Thomas R. (2007). The Israelite Origins of the Mandaean People. Studia Antiqua, vol. 5, no. 2, pp. 1-27.
Van Bladel K. (2017). From Sasanian Mandaeans to Säbians of the Marshes. Leiden: Brill, 164 p.
War of the Sons of Light against the sons of darkness (1996). Introduction, trans. from Hebrew and Aramaic and commentary. A.M. Gazov-Ginzberg, M.M. Elizarova and K.B. Starkova. St. Petersburg: Petersburg's Oriental Studies, 440 p. (In Russian).
Yadin Y. (1985). The Temple Scroll — The Hidden Law of the Dead Sea Sect. London: Weidenfeld & Nicolson, 261 p.
Yamauchi E. (2004). Gnostic Ethics and Mandaean Origins. Piscataway, NJ., USA: Gorgias Press, 125 p.