Ольга Цкитишвили
Иоанн Предтеча и его служение
Иоанн Креститель был последним ветхозаветным пророком. По-видимому, он долгое время жил среди ессеев и отчасти воспринял их идеи, но он отделился от них, так как был призван «глаголом Божиим». Согласно евангелиям, Иоанн Креститель видел цель совершаемого им крещения в подготовке людей для встречи Господа. Сам Иисус пришел к нему креститься, чтобы начать Свое служение, и Иоанн засвидетельствовал, что Он Мессия. Своей проповедью и действиями Иоанн утверждал радостную новость о том, что Царство Божие приблизилось. Иисус Христос говорил, что «от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется».
ключевые слова: Мессия, Иоанн Креститель, ессеи, крещение покаяния, служение.
1 Мф 3:5; Лк 7:29
2 Мф 11:14
3 Лк 1:41-45
Когда в долине Иордана появился аскет-назорей, своим внешним видом напоминавший древних израильских пророков, народ откликнулся на его призыв к покаянию, признав в нем истинного пророка *1, пришедшего в духе и силе великого пророка Илии *2.
Служение Иоанна Предтечи начинается еще до его рождения: «...взыграл младенец во чреве ее... и Елизавета исполнилась Святого Духа», исповедав Господом Младенца во чреве Марии *3. Он — дитя обетования; священник Захария получает откровение о рождении сына во время своего служения у кадильного жертвенника: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя.» 1 *4 Само имя младенца, которым нарекает его Господь, *4 Лк 1:13а означает «дар Божий» или «милость» — оно возвещает о милости Бога к Своему народу *5 и само по себе является свидетельством. *5 Лк 1:136 Удивительно, что и мать Иоанна настаивает именно на этом имени своему сыну, вопреки сложившейся семейной традиции, а письменное подтверждение со стороны Захарии и вовсе делает ситуацию загадочной и даже страшной для присутствующих:
1. Здесь и далее, где это специально не оговорено, цитаты из Священного писания по-русски приводятся в Синодальном переводе.
154
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКОГО ИНСТИТУТА
" Лк 1:66 «Что будет младенец сей?» * И тогда отец Иоанна пророчествует,
исполнившись Духа Святого:
*2 Лк 1:76-77; ср.: Ис 40:3; Мал 3:1; Мф 3:3
*3 Исх 13:2, 22:29 *4 Лк 1:6
5 Чис 8:24
*6 Иуд. война. 2. 8. 2
*7 Лк 3:2
*8 40 174; 10Б 9. 11; 10 28а [IQSa]; CD 1. 7
...Ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему... просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира *2.
Первенцы в Израиле по Закону принадлежали Богу, Господь сказал о них: «Мои они» *3. Захария и Елизавета, конечно, исполнили закон, так как были праведны *4, но посвящение Богу Иоанна имело свои особенности: он не был искуплен, потому что был потомком Левия, а был только представлен в Храм, чтобы имя его было внесено в список потомков Аарона и чтобы за ним утвердились права его служения перед алтарем после получения им священного помазания по достижении 25-летнего возраста *5. Родители Иоанна вскоре умерли, он остался сиротой в самом раннем детстве, и вся его жизнь вплоть до начала служения окутана тайной. О месте его пребывания и об образе жизни в этот период существует много версий. Опираясь на сведения Иосифа Флавия, что ессеи охотно усыновляли детей и подростков *6, многие исследователи предлагают понимать евангельский текст о пребывании Предтечи с детства «в пустыне» *7 как то, что он принадлежал к общине ессеев [Мень 1993, 74]. Но наступает момент, когда Иоанн появляется на берегах Иордана, призывая народ к покаянию.
Все четыре евангелиста придают исключительное значение выходу на проповедь Иоанна Предтечи. Он пророк и аскет, и то, что именно с него в определенном смысле все и начинается, очень хорошо акцентировано у евангелиста Марка: «начало» евангелия в Мк — это именно проповедь Иоанна. С чем связан такой подробный рассказ о родителях Иоанна и повествование о его рождении, едва ли не более подробное, чем рассказ о Рождестве Спасителя, у евангелиста Луки? Попытаться ответить на эти вопросы можно, обратившись к Кумранским текстам. Несмотря на довольно запутанные и неопределенные мессианские представления кумранитов *8, из них следует, что сначала придет Мессия «от Аарона», а после него — Мессия «от Израиля», который будет иметь большую власть и которого иногда именуют «Сыном Божиим» [Ра1итЬо, 76]. В этом случае становится понятно, почему явление Иоанна — это необходимое знамение, от которого отсчитывается мессианское время, причем не от Рождества
Христова и не от начала Его проповеди, а именно от момента выхода на проповедь Иоанна Предтечи, который был призван «глаголом Божиим» услышал этот призыв и ответил на него. Со слов Предтечи уже предначинается Царство Божие, так что в его проповеди соединяются и приготовление к встрече Царства, и само его пришествие [Булгаков, 64]. Однако все вышесказанное, по-видимому, не могло быть воспринято вне пределов узкого круга предания. В ессейских кругах с образом Мессии были связаны свойства некоей метаисторической надвременности (отсюда ассоциации с Мелхиседеком), согласно которым ему предстоит не родиться, а явиться в этот мир. Однако это вовсе не означало его небесного предсуществования, так как часто утверждалось, что он уже рожден на земле, но вынужден скрываться из-за грехов народа [Аверинцев, 134]. Пауль Холленбах, ссылаясь на пророка Иеремию *2, напоминает, что среди пророков древнего Израиля вообще существовала традиция обособления, отделения от традиционной жизни [Hollenbach, 892]. Интересно апостольское свидетельство о важности происходящего: синоптические Евангелия описывают начало служения Предтечи именно как явление *3 из пустыни, служившей ему до времени местом скрытого пребывания *4.
Внешний вид пророка вызывал у всех ассоциации с древним пророком Илией, с древней традицией ветхозаветного назорей-ства. Иоанн с самого детства и до смерти — назорей *5 и «был в пустынях до дня явления своего Израилю» *6.
Точная датировка выхода на проповедь Иоанна Крестителя исчисляется по пятнадцатому году правления Тиберия (Лк 3:1), что соответствует 29 г. н. э. Согласно апокрифической традиции, Иоанну в это время было около 30 лет (символический образ полного совершеннолетия).
Иосиф Флавий пишет, что Иоанн Креститель был святой человек, который учил евреев добродетели, справедливости и благочестию *7, но такая характеристика, по мнению Ч. Додда, представляется уж очень пресной и неполной [Додд, 100-102], хотя в своих этических призывах Иоанн, несомненно, подобен многим древним пророкам. Пророческая проповедь нередко содержит призывы к отвращению от греха и послушанию Богу, с этими призывами связана угроза суда. Для получения Божьего прощения постятся, раздирают свои одежды, облекаются во вретище *8; возникают специальные покаянные жертвоприношения и обряды, составляются сборники уставного плача, иногда прибегают
1 Лк 3:2
2 Иер 15:17
*3 Мк 1:4
*4 Лк 3:2
*5 Лк 1:15 *6 Лк 1:80
*7 Иуд. древн. 18. 5- 2
*8 Суд 20:26; Иона 3:5-8 и др.
* Исх 32:30; Иер 14:1-15:4 и др.
к заступничеству вождя или пророка Получив после плена значительное развитие, эти обычаи могли оставаться чисто внешними, не затрагивая сердца человека и не принося плодов в реальных делах. Греховному ограничению покаяния поверхностной обрядовостью пророки противопоставляют свой призыв к истинному покаянию и обращению к Богу. Именно эти пророческие призывы, по-видимому, и вдохновили членов Кумранской общины на ведение аскетической жизни в пустыне, чтобы искренне обратиться к Закону и «приготовить путь» Богу, хотя их стремления во многом носят печать законничества.
Из евангельского текста видно, что Предтеча в начале своего служения говорил народу о трех различных вещах: о покаянии, о крещении и о Царстве Небесном; можно предположить, что каждой из этих тем соответствовала собственная проповедь.
Святитель Филарет Московский пишет, что «крещение покаяния, как бы ни толковали сие выражение, дает разуметь, что покаяние в учении Иоанна Крестителя составляло главную черту, необходимую потребность, как объясняет Евангелие само себя, когда всю проповедь Иоанна заключает в следующих словах: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное"» 2. И действительно, этическая составляющая проповеди пророка существенна и в основе своей традиционна:
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного,
2 Ис 1:16-17 защищайте сироту, вступайтесь за вдову *2.
„Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда
3 Ис 58:7 увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся *3.
*4 Ин 4:25 *5 Иоил 2:12-14
*6 Иоанн Златоуст. Толкования на Евангелие от Матфея. 10
Пророки Иеремия, Иезекииль, Даниил говорили о том, что соблюдение обрядового закона не есть путь к небу, покаяние должно быть наполнено Духом, а это свершится, когда придет Мессия *4; об этом говорил и пророк Иоиль *5. До пришествия Христова отпущение грехов было неизвестно, «когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святой не сходил, ни грехи не были заглажены, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось» *6. Таким образом, Иоанн Креститель первый говорит о прощении грехов через покаяние, и эта весть о всепрощении производила впечатление на народ, толпа людей вокруг него росла.
2. Цит. по: [Вишняков, 113].
Иудеи знали об исповедании грехов, поскольку в законе существует соответствующая заповедь Эта традиция поддержи- *1 Лев 5:5; вается и другими текстами — Сир 4:24-30, Пс 140:4 и др. Таким Чис 5:6, 7 образом, Иоанн не требовал ничего необычного. Современные Предтече фарисеи исказили и извратили заповедь об исповедании грехов, принося вместо покаяния оправдание и тщеславие *2, *2 Сир 4:25 и сл. осуждая при этом других *3, а от фарисеев эта практика перешла *3 Лк 18:10-14 и на народ. Иоанн же возрождал смысл происходящего покаяния, к которому он и призывал *4. *4 мф 3:6
Интересно, что тех, кто пришел креститься без должного покаяния, Иоанн называл «порождения ехиднины» *5, иначе говоря, *5 мф 3:7 «сыны дьявола» (заметим, что Иисус тоже употребляет это определение — Мф 12:34). Точно такая же фраза встречается и в одном из кумранских благодарственных гимнов *6, т. е. язык Иоанна (и *6 iQH Иисуса!) обогащен кумранскими образами [Betz, 212].
Закон был дарован людям именно для того, чтобы они могли распознать свои грехи (об этом говорит и ап. Павел в послании
Римлянам *7). Поэтому этические призывы Иоанна адресны и *7 Рим 7:5-7 предельно конкретны (и, по-видимому, не случайно так близки практике личностного покаяния у ессеев). Не исключено, что исповедание грехов сопровождалось некоей покаянной формулой,
подобной той, что была принята в кумранской общине *8. *8 iQS 1. 24-2. 2 Слова Предтечи, адресованные религиозным вождям народа:
.Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь *9,
9 Мф 3:7-10
обличают лицемерие, но указывают и решение проблемы: «Сотворите же достойный плод покаяния». Это тоже непосредственно связано с практикой ессеев, которые отвергали официальную религию Израиля, осквернившую святыню и извратившую Закон, полагая свое движение последним оплотом истинной веры. Но если для ессеев их собственное избранничество предрешено, также как предрешено и отвержение всех остальных — «Бог не избрал их» *10 и поэтому для них нет надежды, — то, по словам Иоанна, каждый имеет возможность стать «избранным», если его покаяние не останется бесплодным *11. При этом важно не медлить: «Уже и секира при корне дерев лежит.» *12 Но фарисеи и саддукеи не услышали пророческого призыва, и Сам Господь обличает их в этом: «Вы не поверили ему.», и даже увидев
*10 CD 2:7
*" Мф 3:8 *12 Мф 3:10
* Мф 21:32 *2 Мф 23:23-39
*3 Лк 3:10
*4 Лк 3:11
*5 Мф 25:31-46 *6 CD 6:20-21
чужую веру, «не раскаялись после, чтобы поверить ему» Официальная традиционная религия, по-видимому, действительно была не способна воспринять призывы пророка *2, и поэтому ессейское обособление было в определенном смысле обоснованным и даже вынужденным.
«И спрашивал Его народ: что же нам делать?» *3 Этические требования Иоанна готовят народ к принятию этики Христа, он говорит о милости и сочувствии к ближним: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» *4. Иоанну Предтече было предназначено «заложить в народе хотя бы самые начатки любви, без чего совершенно невозможно было бы услышать и воспринять проповедь грядущего Христа» [Вишняков, 159], поэтому Иоанн требовал жертвы, реально выражающей покаянное настроение духа.
Призыв к благотворительности — которая, по словам Спасителя *5, есть основание для Суда — тоже имеет свои аналогии в ессейской практике. Филон пишет, что ессеи заботятся о стариках и «больные не остаются у них в небрежении», поскольку для ухода за ними предусмотрена определенная статья общинного бюджета 3. В «Дамасском документе», не предусматривавшем общего ведения хозяйства и общности имущества, тем не менее содержатся определенные указания на обязательную благотворительность *6.
Вопрос мытарей требует специального ответа пророка, поскольку их положение в обществе было особым. В провинциях Римской империи налоги и пошлины (а их было не менее пяти видов [НойвпЬасН, 896-897]) собирались не государством, а отдавались на откуп арендаторам, осуществлявшим сбор денег через своих чиновников (мытарей), на всех уровнях завышая установленные тарифы. Понятие «мытарь» было почти равнозначно понятию «грешник» [Иеремиас, 130-132]; возможно, что им даже не разрешалось входить в синагоги и принимать участие в общественных молитвах, они не могли быть свидетелями на суде и от них не принимались приношения в храм [Вишняков, 160]. К этим людям Иоанн обращает свой призыв к изменению жизни. Требуя, чтобы они не собирали больше, чем им определено по договору, Иоанн подрывает основы всей системы налогообложения и отчасти социального устройства в целом. Некоторые авторы полагают, что именно эта проповедь могла послужить одной из причин ареста Иоанна Иродом Антипой [НойвпЬасН, 895].
3. Цит. по: [Амусин, 103].
Между сборщиками налогов и солдатами, по-видимому, существовала связь — поскольку союз такого рода характерен для многих древних обществ, — обеспечивая единство военных и политических сил государства [Но11впЬасН, 895]. В Иудее того времени существовало несколько групп военнослужащих: солдаты, подчиняющиеся непосредственно Ироду, храмовые войсковые части, а также части, находящиеся в распоряжении римского наместника. Слова пророка обращены к иудейским воинам: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» В любом случае это тот этический уровень требований, * Лк 3:14 который был вполне выполним.
Обличение нераскаявшихся и призывы к плодам покаяния — это обращение к тем, кто пришел креститься. Ирод Антипа единственный из обличаемых назван по имени, но он также едва ли не единственный из тех, чье обличение, по-видимому, никак не связано с намерением креститься. Отношения с Антипой принципиально важны и потому, что именно они привели к убийству пророка.
Иосиф Флавий объясняет внимание Антипы к Иоанну тем, что тот был лидером некоего массового движения, которое могло быть воспринято как политическое. Это может быть, с одной стороны, косвенным свидетельством очень широкого распространения Иоаннова движения, с другой — позволяет предположить более широкий диапазон критических и обличительных высказываний Иоанна в адрес Антипы, чем критика его женитьбы на Иродиаде: «„и за все, что сделал Ирод худого.» *2. Поскольку в *2 Лк 3:19 Палестине I в. религиозные, этические и политические аспекты жизни были переплетены воедино [Но11впЬасН, 897-898], складывается впечатление, что целью призывов Иоанна к Антипе было целостное изменение — и его поведения, и его политики, призвание его к благочестию и соблюдению законности.
Бог всегда воздвигал нового пророка для Своего народа в особо сложные и важные исторические периоды. Служение Предтечи особое, пророческое, но и не только *3: Иоанн непосредственно *3 Лк 7:26-27 предваряет приход в мир воплощенного Бога. Его предназначение состоит в том, чтобы дать верующим конкретные указания, какие действия нужно совершать в данный момент и какие решения, соответствующие воле Божией, следует принять.
Иоахим Иеремиас предлагает обратить внимание на то, что только Матфей резюмирует проповеди Предтечи и Иисуса в одних и тех же словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство
1 Мф 3:2; 4:17
2 Ис 44:22
*3 Мф 3:2
*4 Иоанн Златоуст. Толкования на Евангелие от Матфея. 10 *5 Лк 1:17 *6 Мк 1:7
*7 Ис 11:1-10 и сл.; Иер 31:31 и сл.; Дан 2:44; 7:18 и сл.
*8 Ин 1:8
*9 Ин 1:26, 30-33
Небесное»*1 [Иеремиас, 60]. Несмотря на содержащийся в обоих случаях призыв к покаянию, различается не только сущность этого покаяния, но и приводящая к нему мотивация. Так, если у Предтечи это прежде всего страх перед грозящим судом, то Иисус, хотя полностью и не устраняя мотива страха (Лк 13:1-5), основной акцент делает на опыте непостижимой доброты Бога, поскольку само обращение происходит в результате проявления милости Божией. Этот элемент присутствует и в пророческой проповеди *2, но как обещание на будущее, а новозаветная проповедь — это милость, явленная уже сейчас, милость, которая открывается в радостной вести «уже» (хотя «еще не»). В связи с этим возникает вопрос, действительно ли акцент проповеди Предтечи делается на покаянии как таковом? Скорее, покаяние — средство для возможного приобщения к Царству («ибо приблизилось Царство...»), и в этом призыве Предтечи соединились Закон и Евангелие.
Само покаяние было необходимо именно ввиду приблизившегося Царства *3. По словам Иоанна Златоуста, Иоанн впервые проповедует иудейскому народу то, чего он никогда ни от одного пророка не слышал *4. Такой точке зрения соответствует и формулировка цели прихода Предтечи евангелистом: «Дабы представить Господу народ приготовленный» *5, и главным в проповеди является все-таки провозглашение близости Царства Божия: «Идет за мною Сильнейший меня» *6.
Многие пророки предвещают Царство, но в их пророчествах речь идет об ином Царстве, хотя смысл этой инаковости сокрыт, а время прихода слишком неопределенно *7. Большая часть современников Предтечи понимала эти пророчества ложно, и Иоанн призван был рассеять мрак непонимания — не просто провозвестить, но буквально указать своим современникам небесного Царя и Его Царство: «Он. был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» *8. Это Царство близко, так как уже явился среди народа Царь, хотя еще и неведомый никому *9. Впервые после долгого перерыва длиной почти в 400 лет народ Божий услышал слово Господа через Его пророка, и слово это возвещало Царство Небесное. По-видимому, проповедь Царства была не очень понятна слушателям Предтечи (уже позже Сам Господь будет подробно говорить о Царстве в целом ряде притч, хотя и Его слова будут постоянно встречать непонимание).
Термин «Царство Небесное» (Божие), многократно встречающийся в евангельских текстах, совершенно не характерен для древнеиудейской литературы. Впервые он появляется у пророка
Даниила и лишь изредка встречается в ветхозаветных апокрифах и псевдоэпиграфах [Мень 1992, 265]. В ессейской литературе (кумранские рукописи) выражение Царство Божие встречается трижды — ^М 6. 6, ^М 12. 7 и IQSb 4. 25-26. Кроме того, в ряде случаев, когда употребляется слово «Царство», речь идет не о Царстве Бога, а о царстве Давида. Однако сама личность и даже внешний облик Предтечи не позволяли понимать Царство в грубо чувственном смысле. Вся фигура пророка была олицетворением Того, Кто не имел места на земле, чтобы преклонить голову: «„фигура его была таинственна, проповедь загадочна. для чего. говорил Иоанн иудеям о небесах и небесном царстве, когда они не понимали слов его? „чтобы они, будучи возбуждены таинственностью слов, стали искать проповедуемого» [Вишняков, 144].
Иеремиас убедительно доказывает, что термин «Царство Бо-жие» непосредственно связан с речью Иисуса и встречается в текстах евангелий именно в связи с передачей авторами Его речений. Иисус делает этот термин главной темой Своей проповеди, наполняя его новым содержанием, не имеющим аналогий [Иеремиас, 52]. Тот же автор приводит высказывание одного из ученых о том, что Иисус — «единственный известный нам древний иудей», возвестивший, «что новая эра спасения уже началась» [Иеремиас, 129], однако возвещает Царство не Иисус, а Предтеча, Иисус же его Собой являет. В связи с этим представляет особый интерес ответ Господа на вопрос Крестителя: «Ты ли?..» * Слова Спасителя на первый взгляд выглядят как перечисление чудес, совершенных Иисусом на глазах посланцев Иоанна: «„слепые прозревают.» *2, но Иисус, скорее всего, все-таки имел в виду другое. Приведенные слова Господа представляют собой комбинацию цитат из книги пророка Исайи *3, где использованы образы и древнейшие речевые обороты, которыми на Востоке описывали эру спасения. По восточной пословице, хромой, слепой, прокаженный и бездетный приравниваются к мертвым [Иеремиас, 125], поэтому совокупность приведенных цитат означает, что настала эра спасения, потому что мертвые пробуждаются к жизни *4.
* Мф 11:2-19; Лк 7:18-23
*2 Лк 7:22
*3 Ис 35:5 сл.; 29:18 сл.; 61:1 сл.
4 Ис 26:19
Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит как олень, и язык немого будет петь„ *5
„Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам
*5 Ис 35:5-6
* Ис 61:1-2
открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих. *1
2 40 521
3 Лк 7:19
Кумранский «Текст о воскрешении» *2 [Чарльзуорт, 51] имеет поразительное сходство с текстом Нового Завета: он начинается с требования, чтобы «небеса и земля повиновались Его (Бога) Мессии», и продолжается предсказанием о том, что Господь «прославит праведных», «освободит пленных», «даст зрение слепцам» и возвысит униженных, Он «исцелит раненых», «даст жизнь мертвым», «пошлет благую весть бедным, насытит алчущих и поведет тех, кто был изгнан». Когда Иоанн Креститель послал учеников к Иисусу *3 с вопросом, является ли Он Мессией, ответ Иисуса, в свете вышеприведенного текста кумранского документа, звучит удивительно:
*4 Лк 7:22; ср.: Мф 11:4-5
*5 Ис 29:18; 35:5-6; 42:18; 26:19; 61:1; Сир 48:5 и др.
*6 1 Пет 3:20
*7 1 Кор 10:1
*8 Чис 19:2-10; Втор 23:10; Лев 11:40; 13:6; 15:5
Пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (в переводе С.С. Аверинцева: «нищие слышат Бла-говестие». — О.Ц.); и блажен, кто не соблазнится о Мне! *4
Эти слова — свидетельство об исполнении пророчеств *5, но ни один ветхозаветный текст не соответствует словам Иисуса, приведенным апостолами Матфеем и Лукой, с такой поразительной точностью, как кумранский «Текст о воскрешении». Джеймс Чарльзуорт полагает, что Иисус мог знать этот текст, например, через Крестителя, которого автор называет «прежним учителем Иисуса» и который был близок к ессеям и знаком с этим документом [Чарльзуорт, 52].
Иоанн не просто возвещает Царство, а свидетельствует о его пришествии. Это абсолютно ново и не имеет аналогий ни в общеиудейской традиции, ни в идеологии Кумрана. Предтеча говорит, что Тот, Кого ждали, уже пришел, он предупреждает всех, кто хочет слышать, чтобы они могли избежать скорого грядущего возмездия, признав свои грехи, искренне раскаявшись, вернуться к Богу и омыться в Иордане.
Очистительное значение воды очень ясно выражено в Ветхом завете. Оно проявляется во многих событиях Священной истории, которые впоследствии стали рассматриваться как прообразы крещения — например, потоп *6 или переход через Чермное море *7. В различных случаях нарушения ритуальной чистоты Закон предписывал обрядовые омовения, которые очищали и позволяли человеку вновь участвовать в богослужении *8.
Пророки возвещали излияние воды, очищающей от греха; омовение в пророческих предсказаниях становится символом такого очищения В послепленный период число обрядовых омовений умножается, а сам обряд усложняется *2. К евангельским временам эти обряды во многом формализуются фарисеями *3, хотя традиция водных омовений продолжала существовать, причем в разных вариантах. Возможно, что к этому времени уже совершались омовения прозелитов, обращающихся в иудейство *4. Омовение (крещение) прозелитов появилось предположительно в I в. по Р.Х. — оно совершалось, наряду с обрезанием, над язычниками, принимающими иудаизм, и было однократным, а для женщин оно было единственным внешним признаком обращения. Кроме того, было известно омовение для послушников в секте ессеев в Кумране, а также многократные очищающие омовения в проточной воде для всех ессеев.
При попытке проанализировать ближайшие аналоги крещения Иоанна в литературе высказываются разные точки зрения [Вишняков; Чуб; БсЫ//тап и др.], но наиболее удачной представляется формулировка Дж. Данна, что «крещение Иоанна было, скорее всего, вариантом иудейского ритуального омовения, причем с определенным влиянием кумранской практики» [Данн, 191195]. Действительно, крещение Иоанна очень напоминает однократное очистительное омовение прозелитов, но, в отличие от последнего, оно совершается над иудеями и после их реального покаяния. Последнее обстоятельство сопровождало и омовения ессеев, но они были многократно повторяемыми в отличие от однократного и неповторимого Иоаннова крещения.
По словам ап. Павла, «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем» *5, т. е. проповедь у Иоанна представляет собой и слово, и дело (крещение). Ветхозаветные пророки нередко выражали волю Божию символическими действиями (например, Иер 27, Иез 4). Таким образом, крещение Иоанна было символом его пророческого служения: «Я„ для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Иисус Христос) явлен был Израилю» *6, т. е., с одной стороны, необходимо было покаянием подготовить народ к встрече с Господом, а с другой, крещение Иоанна — это одно из его свидетельств о Христе.
Таким образом, с проповеди Предтечи в определенном смысле уже начинается Суд. Еще пророк Амос пытался внушить народу, что Господь начнет Свой суд с избранных Своих. Но и во время Предтечи значительная часть иудеев полагала, что приход
* Пс 50:4,9; Ис 1:16;4:4; Иер 2:22; 4:14; Иез 36:25; Зах 13:1
*2 Мф 15:2; Мк 7:8
*3 Мк 7:1-5 *4 Мф 23:15
5 Деян 19:4
*6 Ин 1:31
Мессии сулит избранному народу лишь благоволение по одной только принадлежности к потомкам великих праведников («отец у нас Авраам» — Лк 3:8), без всякого личного усилия с его сторо-*1 Лк 3:17 ны. Вопреки этому пророк говорит: «Лопата Его в руке Его.» *
*2 Лк 3:9 и «секира при корне дерев лежит» *2.
Крещение Иоанна формирует особую группу людей — тех, кто в качестве плода покаяния обрел способность встретить Грядущего. Именно безусловное требование предварительного покаяния и внутреннего очищения роднит Иоанново крещение с омовениями ессеев и принципиально отличает от сложившейся официальной иудейской чисто обрядовой практики [Амусин, 142-144]. Место, где совершалось крещение, располагалось, по-видимому, близко к Кумрану, что лишний раз наводит на мысль о наличии связи между деятельностью Иоанна и традицией ессеев. Помимо географического соседства, Крестителя сближает с ессеями и то, что последние, как уже отмечалось, тоже призывали к покаянию, а свой уход «в пустыню» обосновывали тем же местом Писания, на которое опирается и Креститель в своей деятельности в степи Иудеи: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, *3 Ис 40:3 прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» *3.
Если ессеи наполнили этот обряд смыслом в соответствии с древней пророческой традицией:
И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь ото всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. <.> И будете. Моим народом, и Я *4 Иез 36:24-29 буду вашим Богом. И освобожу вас от всех нечистот ваших *4,
то Иоанн пошел еще дальше, не только переместив акцент на личное покаяние, но и открыв путь к избранничеству всем, чье покаяние было истинным и имело свои плоды. Не исключено, что в покаянном омовении Иоанна уже могли содержаться не только абсолютно новые смысловые акценты, но даже, возможно, таинственные элементы. Е.М. Верещагин полагает, что употребление слова «крещение» вместо «омовение» при переводе евангельского текста на церковнославянский язык не случайно и является церковным свидетельством этого обстоятельства.
Анализируя евангельскую формулировку цели Иоаннова крещения — «для прощения грехов» *5, И. Иеремиас полагает, что она сложилась уже под влиянием христианского словоупотребления *6. Во всяком случае, Иосиф Флавий категорически оспаривает
*5 Мк 1:4 *6 Ср. Деян 2:38
утверждение, что крещение Иоанна имело какое-то отношение к отпущению грехов Иеремиас предлагает рассматривать Мф 3:7 (и пар. Лк 3:7) как косвенное указание на то, что погружением в воду Креститель приобщал готовых покаяться к эсхатологическому народу Божьему, чтобы уберечь их от осуждающего приговора на Страшном суде [Иеремиас, 60-68].
Интересно, что в Уставе кумранской общины тоже предписывается сочетание очищения тела и души для последующего очищения Духом Святым и истиной Божьей *2, и если в евангелии Иоанн предвещает Идущего за ним *3, то и в Кумране ожидали, что на смену их омовениям в последние времена придет очищение Святым Духом, Который Сам Бог изольет с небес и Который очистит сердца избранных *4 [Bвtz, 210].
Еврейское предание Ветхого завета не содержит представления об ипостаси, именуемой Святым Духом. Термин «Святой Дух» до новозаветных текстов встречается практически исключительно в рукописях Мертвого моря [Чарльзуорт, 49-51], где учение о Святом Духе выделяется как особо значимое, что подтверждается текстом «Устава общины» *5, например: «Он (Бог) очистит его (человека) Святым Духом от всех противных Богу поступков и окропит его Духом Истины, словно водой очищения» *6.
Крещение Иисуса в Иордане, по-видимому, является самостоятельной темой для исследования. Но роль Предтечи в этом событии представляет особый интерес. Прот. Сергий Булгаков обращает внимание на то, что евангелист Лука об Иоанне и об Иисусе говорит в одних и тех же выражениях: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» *7. Хотя Иисус относит к Себе слова пророка Исайи: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня» *8, о. Сергий считает, что хотя по божественной природе Дух Святой пребывал на Иисусе предвечно, для полноты боговоплощения Дух Святой должен был почить и на человеческой природе Иисуса. При этом о. Сергий полагает, что схождение Святого Духа на Него должно было быть самостоятельным актом, отличным от Его схождения на Деву Марию при зачатии Младенца [Булгаков, 81]. Само указание на возрастание и укрепление Младенца *9 свидетельствует о некоей исходной неполноте Его человеческой природы. И эта полнота достигается только в Крещении, когда Иисус становится Христом [Булгаков, 82], т. е. совершенный по Божеству Иисус становится совершенным человеком только в Крещении, совершенном руками Крестителя.
Для Иисуса Крещение было временем принятия решения. Наступил момент, когда Отец обратился к Нему. Именно в появлении
* Иудейские древности. :8.5.2
2 ^ 3. 3-8
3 Мк 1:7-8
1 IQS 4. 20-22
*5 ^ 3. 6-8; 4. 21; 8. 15-16; 9. 3-4
*6 ^ 4. 21
*7 Лк 1:80; Лк 2:40
*8 Лк 4:18
*9 Лк 2:40
* Мк 1:11 и пар., ср. Ис 42:1-4 и Быт 22:2
2 ср. 3 Цар 1:32-
46
*3 Мф 3:17; Мк 1:11; Лк 3:22
*4 Лк 2:22-35
*5 Ин 1:29
*6 Ин 1:33 *7 Ин 1:34
*8 Ин 1:26-27, 30 *9 Ин 1:33
*10 Ин 7:37-39; глл. 14-16; 20-22
*" Ин 7:39
2 Ин 1:34
Иоанна Крестителя Иисус увидел Божий призыв к действию и ответил на него покорностью Святому Духу. Поэтому Он оставляет свое плотничье ремесло. К Иоанну был глагол Божий, а Иисус выходит на служение, ибо вышел проповедовать Иоанн [Додд, 100]. Появление Иоанна явилось для Него знаком к началу служения. В акте Крещения Иисуса выражается не только Его единение со Своим народом, но также Его согласие на предлежащую Ему миссию. В крещении Он получил одобрение и полномочия от Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» *1, что соответствовало облечению в силу Духа Святого. Если принять гипотезу о принадлежности Иоанна к ессеям, если и он — «сын Садока», то в Крещении осуществляется помазание на Царство Сына Давидова священником-садокидом *2.
В Деян 10:37-38 приводятся слова ап. Петра: «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета.» И тогда же, в Крещении Господа, состоялось Его усыновление по человечеству *3 [Булгаков, 80].
Понятно, что в такой ситуации Крестителем мог быть не всякий. Иоанн должен был быть свидетелем, так как именно он принимает Мессию, подобно тому, как в свое время старец Симеон принял на руки особенного Младенца *4. Интересно, что именно на свидетельстве Иоанна Крестителя делает акцент евангелист Иоанн Богослов — бывший ученик Предтечи и любимый ученик Господа, который начинает свое благовестие со свидетельства Предтечи об Иисусе как об Агнце Божьем *5. Оно является указанием на предстоящий Ему путь страстей и крестную смерть, откровением о Нем как о крестящем Духом Святым *6 и как о Сыне Божьем *7 [Безобразов 1996, 54]. Иоанн противополагает своему крещению присутствие Того, Кто идет за ним, но стал впереди него, потому что был прежде него *8, и этот Больший крестит Духом Святым *9. Но все служение Христово — это крещение Духом Святым (этому соответствует и Мф 3:11; Мк 1:8; Лк 3:16), и конечная цель служения Христа — ниспослание Духа Святого *10, обусловленное прославлением Иисуса *11, которое совершается через Страсти. Таким образом, второе свидетельство Иоанна о крещении Духом Святым полностью совпадает с его первым свидетельством об Агнце Божьем. Но «крещение Духом Святым» — это не последнее слово Иоанна об Иисусе. Слово, которым свидетельство завершается — о Христе как о Сыне Божьем *12. Пославший Иоанна крестить сказал ему: «.на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего
на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым» И само свидетельство: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» *2, может означать только то, что Иоанн увидел присутствие Духа, которое и являет в Иисусе Сына Божия. Именно как Сын Божий Он и есть крестящий Духом Святым. «Свидетельство Иоанна об Иисусе как о Сыне Божием есть его основное свидетельство, подводящее догматическое основание под все, что он говорит о Христе» [Безобразов 1996, 56]. Иоанн повторил свое свидетельство об Иисусе как об Агнце Божьем в присутствии своих учеников, и оба ученика по его слову последовали за Иисусом *3.
И еще одно свидетельство Иоанна Крестителя содержится в Ин 3:22-4:3, возводящее служение Иисуса как Сына Божьего к любви Отца: «Отец любит Сына и все дал в руку Его» *4, что связано со стихами Ин 1-21 и ссылкой на Духа в Ин 3:34 [Безобразов 1996, 74-77].
В связи с крещением можно говорить о свидетельстве Предтечи — и в его лице всей мистической ветхозаветной Церкви — об Иисусе: Предтеча узнает Мессию не только как пророк, но и как законный представитель священнического рода. При этом он свидетельствует о Грядущем как о могущественном и единовластном Владыке, Который Своей собственной рукой будет совершать суд в Своем народе *5, хотя собственно Мессией Иоанн Иисуса нигде не называет.
Есть один эпизод, который можно воспринять как свидетельство того, что Иоанн не только был хорошо знаком с кумран-ской идеей мессианского дуализма, но и, возможно, прилагал ее к конкретной ситуации собственного служения мессии-ааро-нита. Речь идет о вопросе, который Иоанн, уже находясь под арестом в крепости Махерон, задает Иисусу через своих посланных учеников: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» *6
Профессор М.Д. Муретов, анализируя этот текст, обратил внимание, что евангелисты Матфей и Лука для обозначения слова «другого» пользуются разными греческими словами, которые хотя и синонимичны, все-таки имеют разные смысловые оттенки [Муретов]. Так, евангелист Лука использует слово аХХоу («другого» в смысле «иной», «не этот, а другой»), а у евангелиста Матфея в этом месте стоит слово етероу («другого» в смысле «второй-из-двух»). Таким образом, получается, что вопросы евангелистов приобретают несколько разный смысл: у Матфея — «Ты ли тот самый Мессия или нам еще надо ждать второго (а Ты только первый)»,
1 Ин 1:33
2 Ин ::34
3 Ин ::37
4 Ин 3:35
5 Лк 3:17
*6 Мф 11:3; Лк 7::9
1 Ин 1:30-31
а у Луки — «Ты ли Мессия или ждать другого, иного вместо Тебя». Муретов пытается объяснить такой различный выбор слов неосведомленностью природного еврея Матфея в тонкостях словоупотребления в греческом языке, в то время как грек Лука, по мнению автора, выбирает слово, более соответствующее смыслу.
Однако, располагая сведениями о мессианских представлениях ессеев, невозможно полностью исключить вероятность того, что Матфей употребляет «другой-второй» не случайно, но буквально воспроизводя слова Предтечи. В этом случае можно представить, что Иоанн имеет в виду исполнение пророчеств о двух мессиях, из которых он сам был первым, как мессия-ааронит, причем его пророчество о себе как о предтече звучит еще до встречи со Христом * [Булгаков, 66]. Но свидетельство Иоанна о себе как о предтече и об Иисусе при Богоявлении на Иордане — это фактическое исполнение мессианского дуализма кумранитов и, следовательно, эсхатологическое свидетельство о наступлении Царства, о чем и говорит Иисус, в ответ на ессейский вопрос Иоанна цитируя пророка Исайю в кумранском изложении («Текст о воскрешении»).
*2 Лк 16:16 и пар. Мф 11:12
*3 Мф 11:13 и пар. Лк 16:16
*4 Деян 1:5; 19:4 и др.
5 Мф 11:12
Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царство Божие благовествуется,
и всякий усилием входит в него *2.
.Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна *3.
Фраза о том, что «закон и пророки до Иоанна» (включительно), в изложении Луки относит самого пророка к древним временам, причем в книге Деяний евангелист Лука вновь подчеркивает, что эра спасения началась уже после смерти Крестителя *4. Матфей же использует другой предлог, позволяющий относить и самого Иоанна уже к новому эону — «со времени Иоанна» *5, т. е. включительно. Иеремиас анализирует языковые особенности евангелистов, указывая на семитизм Матфея и отмечая тенденцию пер-вохристианской церкви подчеркивать подчиненное положение Крестителя по отношению ко Христу:
Его приближение к Иисусу — это всегда признак большей древности предания. Следовательно, Матфей, текст которого также и по иным соображениям следует считать более древним, предлагает правильный вариант: время пророчеств простирается лишь до прихода Крестителя. С него начинается уже их исполнение. В пользу такого толкования говорит также текст Мф 11:9 и пар. Лк 7:26, где Иисус называет Крестителя пророком [Иеремиас, 65-66].
Обладание Духом является отличительным признаком пророка и сигнализирует о наступлении эры спасения [Иеремиас, 102].
Логия Мф 11:12 сл. — это самое поразительное высказывание Иисуса о Крестителе: эра спасения начинается с Иоанна. Все слова, в которых выражается столь высокая оценка Крестителя, без сомнения, подлинные. Перво-христианская Церковь, соперничавшая с общиной учеников Крестителя, не могла выдумать подобное [Иеремиас, 66].
Источники
Апокрифы, околохристианские тексты : Свитки иудейской пустыни. URL: http://biblia.org.ua/apokrif/kumran/_default.htm (дата обращения: 01.11.2011).
Библия : Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета / В рус. пер. с
прил. Брюссель : Жизнь с Богом, 1989. 2536 с. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея // Полное собрание творений : В 12 т. М. : Святитель Иоанн Златоуст, 2000. Т. 7. Кн. 1. 482 с.
Иосиф Флавий. Иудейская война. Москва : Гешарим, 1993. 512 с. (Библиотека Флавиана).
Иосиф Флавий. Иудейские древности : В 2 т. Минск : Беларусь, 1994. Т. 2. 606 с.
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Пер. с греч. под ред. еп. Кас-
сиана (Безобразова). М. : РБО, 1997. 514 с. Тексты Кумрана : Выпуск i / Пер., введ. и коммент. И.Д. Амусина. М. : Наука, 1971. 495 с.
Тексты Кумрана : Выпуск 2 / Пер., введ. и коммент. А.М. Газова-Гинзберг, М.М. Елизаровой, К.Б. Старковой. СПб. : Петербургское Востоковедение, i996. 440 с.
Литература
1. Аверинцев = Аверинцев С.С. Мессия // София-Логос : Словарь. Киев : Дух и литера, 2001. С. 131-135.
2. Амусин = Амусин И.Д. Кумранская община. М. : Наука, 1983. 328 с.
3. Безобразов 1996 = Кассиан (Безобразов), еп. Водою и Кровию и Духом : Толкование на Евангелие от Иоанна. [Meudon] : Bibliotheque Slave de Paris, 1996. 247, [4] с.
4. Безобразов 2003 = Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету : Евангелие от Марка. Paris : Presses Saint-Serge — Institut de Théologie Orthodoxe, 2003. 143 с.
5. Булгаков = Булгаков С., прот. Друг Жениха : О православном почитании Предтечи. Paris : YMCA-Press, 1927. 276 с.
6. Вишняков = Вишняков С., свящ. Св. великий Пророк и Предтеча и Креститель Господень Иоанн. М. : Типография Н.Л. Пушкарева, 1879. 3i6 с.
7. Данн = Данн Дж. Единство и многообразие в Новом Завете : Исследование природы первоначального христианства. М. : ББИ, 1997. 526 с.
8. Додд = Додд Ч. Основатель христианства. М. : МВПХШ, 1997. 152 с.
9. Иеремиас = Иеремиас И. Богословие Нового Завета : Часть первая : Провозвестие Иисуса. М. : Восточная литература, 1999. 367 с.
10. Мень 1992 = Мень А., прот. История религии : В 6 т. Т. 6 : На пороге Нового Завета : От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. М. : СП Слово, 1992. 622 с.
11. Мень 1993 = Мень А., прот. Кумранская община и христианство // Мир Библии. 1993. № 1. С. 65-74.
12. Муретов = Муретов М.Д. Вопрос Крестителя и ответ Господа // Православное обозрение. 1883. № 11. C. 402-452.
13. Чуб = Михаил (Чуб), еп. Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958. № 8. C. 65-72.
14. Чарльзуорт = Чарльзуорт Дж. Иисус и рукописи Мертвого моря // Мир Библии. 2000. № 7. С. 39-57.
15. Betz = Betz O. Was John the Baptist an essene? // Understanding the Dead Sea Scrolls : A reader from the Biblical archaeology review / Ed. by H. Shanks. New York : Vintage books, 1993. P. 205-214.
16. Hollenbach = Hollenbach P.W. John the Baptist // The Anchor Bible Dictionary : In 6 voll. New York :Doubleday, 1992. V. 3. P. 887-899.
17. Palumbo = Palumbo A.E. The Dead Sea Scrolls and the Personages of Earliest Christianity. New York : Algora Publishing, 2004. P. 298.
18. Schiffman = Schiffman J.H. The Sadducean origins of the Dead Sea Scroll Sect // Understanding the Dead Sea Scrolls : A reader from the Biblical archaeology review / Ed. by H. Shanks. New York : Vintage books, 1993. P. 35-49.
Список сокращений
CD «Дамасский документ»
iQS «Устав общины» из первой кумранской пещеры
iQSa Первое дополнение к «Уставу общины» под названием
«Две колонки» из первой кумранской пещеры
iQSb Второе дополнение к «Уставу общины» под названием
«Благословение отцов и князя» из первой кумранской пещеры
1Q33 (IQ M)
«Свиток Войны» или «Война сынов Света против сынов Тьмы»
«Благодарственные гимны» из первой кумранской пещеры Антология мессианско-эсхатологических текстов из четвертой кумранской пещеры
«Мессианский апокалипсис» из четвертой кумранской пещеры
iQH 4Q 174
4Q 521
Olga Tskitishvili
John the Baptist and his ministry
John the Baptist was the last Old Testament prophet. Presumably he lived among the essenes for a long time and partly accepted their ideas, but separated from them later, following the "God's call". According to the Gospels, John the Baptist saw the purpose of his baptism in preparing people to meeting the Lord. Jesus Himself came to receive baptism from him to begin His ministry, and John witnessed that He was the Messiah. John's sermon and activity were in order to preach the gospel that the Kingdom of Heaven is at hand. Jesus Christ asserted that "from the days of John the Baptist until now the Kingdom of Heaven suffers violence".
key words: Messiah, John the Baptist, essenes, baptism of repentance, service.