Научная статья на тему 'ПРОПОВЕДЬ ПОКАЯНИЯ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ И ЕГО ПОСЛЕДНЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ'

ПРОПОВЕДЬ ПОКАЯНИЯ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ И ЕГО ПОСЛЕДНЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛИЕ / ИОАНН ПРЕДТЕЧА / ПРОРОКИ / ИОСИФ ФЛАВИЙ / СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ / СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Страхов Анатолий Владиславович, Усольцев Димитрий Евгеньевич

Предлагаемая статья представляет собой историко-экзегетический анализ мест Евангелия, посвященных личности святого пророка и Предтечи Господня Иоанна. Основное внимание авторы уделяют теме покаяния в проповеди Иоанна Крестителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОПОВЕДЬ ПОКАЯНИЯ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ И ЕГО ПОСЛЕДНЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ»

Протоиерей Анатолий СТРАХОВ, кандидат богословия, старший преподаватель СПДС, протоиерей Димитрий УСОЛЬЦЕВ, кандидат богословия, старший преподаватель СПДС

Проповедь покаяни я Иоанна Крестител я

и ЕГО ПОСЛЕДНЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ

Аннотация: Предлагаемая статья представляет собой историко-экзегетический анализ мест Евангелия, посвященных личности святого пророка и Предтечи Господня Иоанна. Основное внимание авторы уделяют теме покаяния в проповеди Иоанна Крестителя.

Ключевые слова: Евангелие, Иоанн Предтеча, пророки, Иосиф Флавий, святитель Иоанн Златоуст, святитель Фео-филакт Болгарский.

Archpriest Anatoly sTRAKHov, candidate of theology, senior lecturer, archpriest Dimitry usoLTsev, candidate of theology, senior lecturer

John the Baptist's sermon of repentance

and his last testimony of Christ

Abstract: The proposed article is a historical and exegetical analysis of the Gospel parts dedicated to the personality of the Holy Prophet and Forerunner of the Lord John. The authors focus on the theme of repentance in the sermon ofJohn the Baptist.

Keywords: Evangelie, John the Baptist, the prophets, Josephus Flavius, St. John Chrysostom, St. Theophylact the Bulgarian.

Проповедь Иоанна Крестителя и его свидетельство о Господе Иисусе Христе содержится во всех четырех Евангелиях.

Матфей, Марк, Лука и Иоанн повествуют об этих событиях практически с одинаковыми подробностями. Только в Евангелии от Иоанна проповедь Иоанна Крестителя описывается в более общих чертах.

Святой евангелист Лука повествует о хронологических рамках выхода на проповедь Иоанна Крестителя, а вместе с тем и о времени выхода на общественное служение Самого Господа: В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвер-товластником в Итурее и Трахонитской области, а Лиса-ний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне (Лк. 3, 1-2).

Чтобы правильно истолковать повествование евангелиста Луки, необходимо иметь представление о политической карте мира того времени. В первые годы новой эры Палестина принадлежала Римской империи и находилась под управлением тетрархов, или четвертовластников, действующих от имени императора Тиберия, сына и преемника Октавиана Августа, при котором родился Христос. Иудея находилась во власти Понтия Пилата, пятого римского прокуратора, действующего вместо Архелая; в Галилее правил Ирод Анти-па, сын Ирода Великого, устроившего избиение младенцев в Вифлееме; Итуреей, страной по восточную сторону Иордана, и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана, управлял другой его сын, Филипп; четвертая область, Авилинея, расположенная на северо-востоке от Галилеи, при подошве Антиливана, находилась под управлением Лисания. Согласно святому апостолу Луке, в это время Анна и Каиафа были первосвященниками. Здесь нужно внести некоторую ясность: де-юре первосвященником был только Каиафа. Его тесть Анна, по другим источникам — Анан, был отстранен от должности гражданскими властями, однако

среди народа он пользовался непререкаемым авторитетом и уважением и поэтому де-факто также считался первосвященником и разделял власть вместе с Каиафой1.

После смерти Августа Тиберий стал римским императором, однако за два года до этого события он уже стал его соправителем. В Библейской энциклопедии говорится, что «прежде чем Тиберий стал единоличным правителем (14 г. по Р. Х.), он уже получил от Августа полную власть над рядом провинций, в т. ч. и над Сирией» 2. Именно в 15-й год его правления Господь Иисус Христос начал Свое служение, и было Ему около тридцати лет (см.: Лк. 3, 1-23).

По свидетельству евангелиста Луки, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной земле Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 2-3). Так проявилось особое откровение Божие, призыв к служению. Согласно Евангелию от Матфея, местом первого служения Иоанна Крестителя была пустыня Иудейская (ср.: Мф. 3, 1). Под пустыней подразумевалось западное побережье Иордана и Мертвого моря, так как в этой местности население было малочисленным. Позднее Иоанн продолжил свое служение в более густонаселенных районах, расположенных у крупных водоемов, что позволяло совершать обряды крещения.

Для святых апостолов Матфея (3, 3), Марка (1, 3), Луки (3, 4) и Иоанна (1, 23) Иоанн Креститель — это глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Евангелисты свидетельствуют, что эти слова принадлежат пророку Исаие, с которыми он обращается к жителям Иерусалима, предвещая, что скоро явится

1 См.: Вениамин (Пушкарь), еп. Священная Библейская история Нового Завета. Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та, 2000. С. 30.

2 Никифор (Бажанов), архим. Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1990. С. 203.

слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это (Ис. 40, 5).

Пророчество Исаии сбылось в тот момент, когда персидский царь Кир освободил от семидесятилетнего вавилонского пленения почти 42 тысячи иудеев и разрешил им вернуться в свое отечество. Возвращение иудеев на родину представляется торжественным, происходящим под предводительством Самого Бога и имеющим предвестника. Вестник возглашает, чтобы в пустыне, где пролегает путь Господа и Его народа, подготовили прямую и ровную дорогу — ямы заполнили землей, горы и холмы сровняли. Все евангелисты толкуют это пророчество в переносном, иносказательном смысле. Нужно отметить, что в таком ключе следует понимать практически все ветхозаветные события, которые являются предвестниками событий Нового Завета. Господь, Который ведет Свой народ из плена в Свое отечество, — это Мессия, вестник же, который предвосхищает пришествие Господа с Его народом, — это Иоанн Предтеча. В этом духовном иносказании под пустыней понимается сам народ израильский, а под ее неровностями, которые мешают путешествию Господа и Его народа и которые нужно сровнять с землей, — грехи человеческие. По этой причине основной смысл проповеди Иоанна Предтечи раскрывается в одной фразе: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Малахия, один из последних ветхозаветных пророков, принимает пророчество Исаии и говорит об Иоанне Крестителе как об «Ангеле Господнем», имея в виду, что он призван предвозвестить путь Мессии. Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мк. 1, 2) — так начинает свое повествование о земном пути Господа Иисуса Христа евангелист Марк, который вслед за ветхозаветным пророком Малахией именует Предтечу Ангелом.

В этом контексте особый смысл приобретает проповедь Иоанна Крестителя о покаянии, которую он связывал с приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (см.: Мф. 3, 2). Наступление Царства Небесного означает полное освобождение человечества от власти греха и обретение праведности во внутреннем мире каждого человека (см.: Лк. 17, 21; Рим. 14, 17), а также образование союза всего человечества, имя которому — Церковь (см.: Мф. 13, 24-43, 47-49), и вечную небесную славу их в будущей жизни (см.: Лк. 23, 42-43).

Ожидая и предвосхищая скорое наступление Царства Мессии и Его приход, Иоанн Предтеча со всем пылом призывает народ к покаянию, а уверовавших в скорый приход Мессии крестит крещением покаяния во оставление грехов. Вот как свидетельствует об этом событии евангелист Матфей: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 11-12). В своей проповеди Иоанн Предтеча подчеркивает, что его крещение — это не благодатное христианское крещение, не таинство, а лишь погружение в воду как знак и символ того, что уверовавший готов к приходу Мессии, ждет Его, желает очищения от своих грехов, которое подобно омовению водой от телесной грязи. Омовение, совершаемое Иоанном Крестителем, не могло иметь благодатной силы, очищающей от греха, поскольку не была еще принесена искупительная жертва Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст в «Толковании на Евангелие от Матфея» прямо указывает на это важное отличие крещения Иоаннова от крещения Христова: «Что было с пасхою, то же происходит и с крещением. Как там Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало, так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной. Как там в одной вечери,

так здесь в одной реке и тень начертал, и истину представил. Только наше крещение имеет благодать Святого Духа; крещение же Иоанново не имело такого дара» 3.

Современники рисуют образ Иоанна Крестителя как строгого подвижника, аскета, облаченного в грубую одежду из верблюжьего волоса и потребляющего в пищу побеги растений, акриды (род саранчи) и дикий мед (см.: Мф. 3, 4). Святитель Иоанн Златоуст раскрывает символизм его внешнего облика: «Он не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом подобном, но, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь. Для того-то он и носил власяную одежду, чтобы и самою одеждою научить нас удаляться человеческого и не иметь ничего общего с землею, но возвращаться к прежнему благородству, в каком был некогда Адам, прежде, нежели возымел нужду в платье и одежде. Таким образом, сама одежда Иоанна служила знаком и царского достоинства, и покаяния»4.

Не только внешним видом Иоанн разительно отличался от других, живших также в это время, наставников иудейского народа. Обращала на себя внимание и не могла остаться незамеченной проповедь Предтечи о скором наступлении Царства Мессии. Тем более что в это время Его ожидание, предсказанное многими ветхозаветными пророками, было особенно сильно среди народа.

Следуя своей основной миссии предвестника грядущего Господа, Иоанн обращается к народу со строгими и обличительными словами: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: вся-

3 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея: В 2 кн. Кн. I. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Беседа 12. С. 85.

4 Там же. С. 71.

кое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 7-9). Гнев Иоанна Предтечи справедлив, ибо фарисеи, точно следуя букве Моисеева закона, тем самым скрывали свои пороки, считая главным происхождение от Авраама и внешнюю показную праведность, а саддукеи, будучи сторонниками светского образа жизни, забыли о жизни духовной и загробном воздаянии.

Иоанн в своей проповеди указывает им на их надменность и ложную уверенность в том, что происхождение от Авраама освобождает их от греховности и праведного гнева Господа. Дети Авраама — это те, кто, так же как и он, живет в духе его веры и преданности Богу. Упование на происхождение плоть от плоти Авраама не есть гарантия спасения. Если вы не раскаетесь, не принесете плоды покаяния, то Бог вас отвергнет и призовет на ваше место новых чад Авраама по духу.

Согласно Евангелию от Луки, эта обличительная речь Иоанна Крестителя предназначалась для народа. Такая жесткая позиция Предтечи во многом обусловлена тем, что лжеучения фарисейства глубоко засели в умах людей. Народ, смутившись строгостью речи Иоанна, восклицает: что же нам делать? (Лк. 3, 10). Иоанн Креститель говорит о необходимости творить дела любви и милосердия, быть справедливыми и воздерживаться от всякого зла. Он указывает, что именно в этом можно найти спасение и тем самым явить «плоды, достойные покаяния».

Большое значение в проповеднической деятельности святого Иоанна Предтечи имеет его последнее свидетельство об Иисусе Христе, о котором мы узнаем из Евангелия от Иоанна (см.: Ин. 3, 22-36). Евангелист свидетельствует, что после беседы с Никодимом в Иерусалиме во время пасхи Иисус Христос оставил Иерусалим: и после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил (Ин. 3, 22).

Обратим внимание, что в этом отрывке Евангелия от Иоанна говорится о достаточно длительном пребывании Господа Иисуса Христа в самой южной части Палестины, которая в то время была известна как Иудея. Об этом факте умалчивается в трех других Евангелиях. О том, какое время Иисус Христос пребывал в Иудее, мы можем узнать из свидетельства евангелиста Иоанна. В Евангелии описывается следующее событие: во время остановки в Самарии, по пути из Иудеи в Галилею Господь обращается к Своим ученикам со словами: Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4, 35).

Таким образом, мы можем предполагать, что Спаситель возвращается в Галилею за четыре месяца до жатвы. Географическое местоположение и погодные условия Палестины, как правило, позволяют начать жатву в весенние месяцы — апреле или начале мая 5. Достаточно простые вычисления позволяют нам сделать вывод, что Господь оставил Палестину не ранее ноября и, следовательно, пробыл в Иудее не менее восьми месяцев, с апреля до ноября. Святые апостолы Лука, Матфей и Марк опускают сей факт в своих Евангелиях и ничего не говорят обо всем этом первом периоде общественного служения Господа Иисуса Христа. Поэтому святой Иоанн, который был свидетелем этих событий и который, по преданию, уже знал синоптические евангельские тексты, берет на себя миссию дополнить пропущенные эпизоды земной жизни Христа.

Все время пребывания в Иудее Господь со Своими учениками крестил народ, хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4, 2). Никаких отличий от крещения Иоанна Предтечи это крещение не имело. Оно скорее носило подготовительный характер и по своей сути не было благодатным,

5 См.: Никифор (Бажанов), архим. Указ. соч. С. 491.

так как апостолы не обладали еще Духом Святым: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 39). Только после Воскресения Иисуса Христа из мертвых, перед Вознесением на небо, апостолы получают повеление от Господа крестить народ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Святой Иоанн Предтеча во время пребывания Господа в Иудее продолжал крестить людей в Еноне близ Салима. Мы не можем с полной уверенностью сказать, что это было за место, однако, скорее всего, оно находилось вблизи Иордана, при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада, и в этом случае закономерным является объяснение евангелистом причины выбора места: потому что там было много воды (Ин. 3, 23)6. Вероятно, Господь Иисус Христос и Иоанн Креститель пребывали в Иудее одновременно, потому что этим допущением можно легко объяснить причину возникновения спора учеников Иоанна с иудеями о том, от кого должно принимать крещение: «Некоторые иудеи... вступили в состязание с учениками Иоанна об очищении. т. е. об обычаях иудеев обмывать посуду и самим омываться, а отсюда, вероятно, перешли и к спору о сравнительном достоинстве крещения, совершавшегося Иоанном, и крещения, совершавшегося Христом»7. Предположительно, иудеи называли деятельность Крестителя бесполезной, поскольку уже пришел Тот, к Кому обращал сам святой пророк Иоанн взоры своих учеников. Однако последние были настроены по отношению ко Христу негативно, и, по утверждению блаженного Феофилакта Болгарского, это было еще одной причиной, по которой Иоанн Предтеча не мог оставить своего служения: «Если бы он перестал крестить, чего бы не сделали

6 См.: Там же. С. 311-312.

7 Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 3. Новый Завет. СПб.: Тип. Монтвида, 1911-1913. С. 344.

ученики его, при завистливом расположении ко Христу? Если он, весьма часто взывая и всегда уступая первенство Христу, не убедил их обратиться к Нему, то какую бы зависть возбудил в них, когда бы перестал крестить?»8.

Вскоре ученики святого Иоанна стали негодовать по поводу малого числа желающих креститься у него: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин. 3, 26).

Свободный от завистнических чувств к Иисусу Христу, Предтеча в своей речи прямо указывает на безусловное величие Христово в отношении и себя, и всего народа и дает новое, уже последнее, торжественное свидетельство о Божественном достоинстве Христовом: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин. 3, 27). Тем самым Иоанн встает на защиту безусловного права Христа крестить народ. Он также говорит, что ни один посланник не может сравнить себя с Господом и не может принять на себя что-либо такое, что не дано ему с неба. А Иисус крестит, так как имеет на это власть от Бога.

Иоанн продолжает: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась (Ин. 3, 28-29). Тем самым он напоминает ученикам о своей роли предвестника прихода Господа. Он радуется приходу Иисуса и называет Его «женихом», себя же именует «другом жениха». Отметим, что в Ветхом Завете единство Бога и верующих в Него, а в Новом Завете единство Иисуса Христа с Церковью довольно часто представляется в образе брака (см.: Ис. 54, 5-6; 62, 5; Еф. 5, 23-27). Называя себя «другом жениха», Иоанн пока-

8 Феофилакт Болгарский, свт. Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского: В 2 т. Т. 2: Толкование на Евангелие от Луки. Толкование на Евангелие от Иоанна. М.: Сибирская Благозвон-ница, 2013. С. 206.

зывает, какая миссия на него возложена. В традиции евреев друг жениха играет большую роль только во время, предшествующее браку. После того как брак признан и жених становится мужем, необходимость в друге жениха отпадает и вся честь и первенство переходят именно жениху 9.

Иоанн Креститель играл важнейшую роль в деле ожидания и приготовления народа к принятию Иисуса Христа. Как только Христос приступил к Своему общественному служению, он, как «друг жениха», уступил Ему главенствующую роль. В этом контексте более символично звучат его слова: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, отмечает, что «Служение Иоанново для служения Иисуса Христа было нужно. Недолго продолжавшееся служение Крестителя не могло сделать многого. Иоанн, по пророчеству отца своего, должен был обратити сердца отцем на чада (Лк. 1, 17). В точности исполнить это назначение невозможно было. Иоанн по видимому приготовлял народ Иудейский, но, собственно, он был приготовителем целого человечества. Он своей проповедью возбудил внимание народа и пробудил в нем благочестивое чувство»10.

Признавая превосходство Христа над собой, Предтеча возвещает, что Христос Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3, 31), а он как простой человек был проводником Божественной истины лишь в той мере, в какой это доступно сущему от земли (ср.: Ин. 3, 31). Вот что пишет об этом библейском событии епископ Вениамин (Пушкарь): «Это было последнее всенародное свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе как Истинном Мессии. Он как бы говорил своим последователям: "Мое служение заканчивается, теперь

9 См.: Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 9. Новый Завет. С. 345.

10 Иннокентий (Борисов), свт. Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого. М., 2013. С. 76-77.

идите к Нему. Он есть Тот Истинный Мессия, Сын Божий, Которого столько веков ожидал израильский народ. Кто будет веровать в Него, тот спасется, а не верующий в Сына отвергает Бога и за это будет отвергнут Богом. Веруйте же в Иисуса как Сына Божия, обещанного вам Христа Мессию; а меня признавайте, как я и говорил вам раньше, рабом Его, недостойным даже развязать ремень обуви Его. Идите же к Нему и следуйте за Ним". Это было предсмертное завещание Предтечи своим ученикам»11.

Когда миссия святого Иоанна была исполнена, настал срок его трагической гибели. Поводом для его убийства стали политические события. То воздействие, которое оказывал Иоанн Креститель на современников, не могло остаться незамеченным властями. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, «многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен»12.

Таким образом, заканчивая свою миссию предвестника Господа на земле, Иоанн Креститель еще раз возвестил о приближающемся благодатном Царстве Мессии и призвал и своих учеников, и весь народ следовать за Христом и не отступать от Него. Эти слова Предтечи следует воспринимать как завещание величайшего из пророков.

11 Вениамин (Пушкарь), еп. Указ. соч. С. 42.

12 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 2. О древности иудейского народа (против Апиона). М.: АСТ: Ладомир, 2002. С. 318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.