ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 4 (20) 2023
М. В. Красова
Проповедник Слова Божия: регентское служение протодиакона Павла Герасимова (1930-2002)
УДК 78.071.2(092)+271.2-9:783 DOI 10.47132/2541-9587_2023_4_188 EDN PPQDZD
Аннотация: Статья посвящена одному из выдающихся регентов советского времени — протодиакону Павлу Герасимову (1930-2002), оставившему заметный след в культуре Петербурга. В основе статьи — документы из семейного архива отца Павла, предоставленные его супругой Людмилой Александровной Герасимовой, а также записанное с ней в мае 2023 г. интервью. Приводятся различные факты, подтвержденные архивными документами, из жизни отца Павла. Показана духовно-просветительская и концертная деятельность хора духовенства Ленинградской митрополии, созданного по инициативе митрополита Никодима (Ротова; 1929-1978) в 1971 г. Публикуется перевод газетной статьи «Sang som kan rubba berg», рассказывающей о выступлении хора духовенства в Финляндии в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси. Также в статье освещается творческое становление и регентская практика Л. А. Герасимовой в различных церквях Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: регент, церковное пение, протодиакон Павел Герасимов, хор духовенства Ленинградской митрополии, митрополит Никодим (Ротов).
Об авторе: Маргарита Владимировна Красова
Выпускница Регентского отделения ЛДАиС 1990 г. Регент Храма Ильи Пророка на Пороховых Санкт-Петербурга, художественный руководитель вокального ансамбля «Артос», соискатель степени кандидата искусствоведения научно-исследовательского Российского института истории искусств (РИИИ). E-mail: [email protected]
Для цитирования: Красова М. В. Проповедник Слова Божия: регентское служение протодиакона Павла Герасимова (1930-2002) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №4 (20). С. 188-204.
Статья поступила в редакцию 01.09.2023; одобрена после рецензирования 11.09.2023; принята к публикации 18.09.2023.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 4 (20) 2023
Margareta V. Krasova
Preacher of the Word of God: The Choir Director Ministry of Proto-Deacon Pavel Gerasimov (1930-2002)
UDC 78.071.2(092)+271.2-9:783 DOI 10.47132/2541-9587_2023_4_188 EDN PPQDZD
Abstract: This article is dedicated to one of the outstanding choir directors of the Soviet era, Proto-Deacon Pavel Gerasimov (1930-2002), who left a significant legacy in the culture of Saint Petersburg. The foundation of the article is based on documents from the family archive of Father Pavel, provided by his spouse Lyudmila Alexandrovna Gerasimova, along with an interview recorded with her in May 2023. Various facts from Father Pavel's life, supported by archival documents, are presented. The article showcases the spiritual and educational as well as concert activities of the choir of the clergy of the Leningrad Metropolis, established at the initiative of Metropolitan Nikodim (Rotov; 1929-1978) in 1971. It also includes a translation of a newspaper article titled "Sang som kan rubba berg," recounting the performance of the clergy choir in Finland as part of the celebration of the 1000th anniversary of the Baptism of Rus. Additionally, the article sheds light on the creative development and choir directing practice of Lyudmila A. Gerasimova in various churches in Saint Petersburg.
Keywords: choir director, church singing, Proto-Deacon Pavel Gerasimov, choir of the clergy of the Leningrad Metropolis, Metropolitan Nikodim (Rotov).
About the Author: Margareta Vladimirovna Krasova
Graduate of the Choir Department of Leningrad Theological Academy and Seminary in 1990. Choir Director at the Church of the Prophet Elijah on Porokhovy in Saint Petersburg and Artistic Director of the vocal ensemble "Artos", Competitor for the degree of Candidate in Art History at the Research Institute of Russian Art History (RIAR). E-mail: [email protected]
For citation: Krasova M. V. Preacher of the Word of God: The Choir Director Ministry of Proto-Deacon Pavel Gerasimov (1930-2002). Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 4 (20), pp. 188-204.
The article was submitted 01.09.2023; approved after reviewing 11.09.2023; accepted for publication 18.09.2023.
История регентского дела в Санкт-Петербурге все больше привлекает внимание современных исследователей1. Имя легендарного регента Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры протодиакона Павла Герасимова, создателя и руководителя епархиального хора духовенства, навсегда вошло в историю церковного пения. Это был яркий, талантливый, темпераментный, трудолюбивый и добродушный труженик на ниве Христовой. Долгие годы церковного служения о. Павла пришлись на советское время, на период настоящей дискриминации со стороны государства. В Ленинграде было лишь несколько открытых для молитвы храмов, многие верующие были друг с другом знакомы, общались. По промыслу Божьему молодой регент в 1965 г. встретил на клиросе Троицкого собора будущую спутницу своей жизни Людмилу Александровну, которой затем передал познания в области работы с церковным хором, и которая также стала известным в городе на Неве регентом. Семья о. Павла и матушки Людмилы воспитала в церковном духе троих сыновей. Крестным отцом Андрея и Евгения был выдающийся архипастырь митрополит Никодим (Ротов; 1929-1978), а Сергея — митрополит Алексей (Коноплев; 1910-1988).
Автору настоящей статьи посчастливилось неоднократно наблюдать о. Павла за дирижерским пультом на богослужениях в Александро-Невской лавре. Он восхищал кипучей энергией и регентским талантом, а матушка Людмила, всегда носившая безукоризненно сидящий строгий костюм и аккуратную прическу «по церковной моде», являлась для молодых девушек благородным образцом для подражания.
Также автору довелось записать пространное интервью с Людмилой Александровной, фрагменты которого, с добавлением комментариев и уточняющей информации по документам архива семьи Герасимовых, приводятся ниже.
— Людмила Александровна, расскажите о семье о. Павла, о начале его церковного служения.
— Родился будущий протодиакон Павел 16 февраля 1930 г. в селении Крутицы Дзержинского района Калужской области в семье Петра Ивановича и Ирины Семеновны Герасимовых. В семье было семеро детей, и отец, чтобы прокормить всех, днем работал на рынке, а ночами занимался кожевенным делом, выделывая шкуры животных, которые мать потом продавала. Частные сапожники покупали обработанную кожу и шили из нее обувь. По доносу родители были обвинены в спекуляции, арестованы и посажены.
1 Чернышева Т. А. Пойте Богу нашему, пойте. Страницы истории церковно-певческого подвижничества // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX — начала XXI века. 1917-2017: в 3 т. Т. 2. СПб., 2017. С. 366-387; Ее же. Страницы церковно-певческой истории: памяти композитора-регента В. Г. Самсонен-ко // Там же. T. III. Ч. 2. СПб., 2018. C. 234-251; Иванова И. И. Светлой памяти К. М. Федорова // Официальный сайт Спасо-Парголовского храма. URL: https://happy-school. ra/publ/our_church/memoryJbook/sveÜoj_pamjati_k_m_fedorova/238-1-0-24922 (дата обращения: 26.07.2023); Красова М. В. Михаил Иванович Ващенко: санкт-петербургский регент — хранитель православной певческой традиции // Временник Зубовского института. 2020. Т. ХХ. № 1. С. 137-159.
Протодиакон Павел Герасимов дирижирует хором духовенства
Всех детей — а у Павла было пять братьев и сестра Елена — определили в детский дом, а во время войны эвакуировали в Ташкент. Там в духовом оркестре, в котором он играл на тромбоне, Павел познакомился с азами музыкальной грамоты. При этом выяснилось, что будущий регент обладал абсолютным слухом. После окончания войны, в 15-летнем возрасте, Павел решил вернуться обратно в Калугу. Денег на билет у него не было, но добраться домой помогли машинисты поезда. Павел помогал им бросать уголь в топку, а машинисты подкармливали юношу куриными яйцами и простоквашей. В Калуге через знакомых Павел разыскал родителей. Его мама ходила петь в церковный любительский хор на ранние литургии, и поэтому будила сына рано, в 5 часов утра, со словами «Пашенька, вставай, пойдем Господу петь!» По промыслу Божьему Павел воцерковился и решил стать священнослужителем. Отец предупреждал его о возможных проблемах со стороны атеистической власти, но юноша был крепок в своем решении связать жизнь с Церковью.
Заметим, что на основании документов из семейного архива Герасимовых можно проследить жизненный путь о. Павла. Свою церковную карьеру он начал в качестве сторожа Николо-Козинской церкви г. Калуги2. После
2 Подтверждено документально справкой от 28.06.1949 г., подписанной старостой В. Климовой и председателем церковного совета протоиереем Георгием Соколовым.
службы в армии, обучаясь в Московской духовной семинарии в Загорске (ныне Сергиев Посад), руководил левым церковным хором во время богослужений3.
По постановлению Совета Московской духовной академии и семинарии от 18 июля 1956 г. Павел Герасимов получил аттестат об окончании курса Духовной семинарии по второму разряду4. По завершении обучения ему также было присвоено звание регента церковного хора, о чем имеется свидетельство5. Документ подписан ректором Московской духовной семинарии протоиереем Константином Ружицким, инспектором семинарии профессором Н. Доктусовым и секретарем Совета Н. Муравьевым.
Со слов Людмилы Александровны, сразу после семинарии Павел поехал управлять церковным хором в Федоровский собор Ярославля. В 1957 г. еп. Алексий (Коноплев) был направлен священноначалием готовить к открытию Троицкий собор Александро-Невской лавры6 в Ленинграде, и взял Павла с собой келейником. По приезду Павел вынужден был устроиться на светскую работу, чтобы прописаться в Ленинграде. Сначала он работал специалистом телеграфных аппаратов, затем плотником в поселке Шушары7. Естественно, в дни церковных праздников регент плотничать не выходил. В те времена недремлющее око уполномоченного по делам религии и других государственных органов пристально следило за священнослужителями. 13 марта 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» вышел заказной фельетон под названием «Ангел без нимба», автор которого критиковал моральный облик Павла Герасимова, не стесняясь в эпитетах8. Журналист саркастически обвинял первых христианских мучеников — вифлеемских младенцев, убиенных Иродом, святителя Николая и Александра Невского в том, что советский плотник прогуливает работу и таким образом подрывает основы социализма...
С февраля 1958 г. еп. Алексий определил Павла управлять левым хором Троицкого собора, а Павел Владимирович Пулга9 служил регентом правого
3 Справка № 263 от 04.04.1954 г.: «Выдана Герасимову Павлу Петровичу в том, что он во время обучения своего в Московской Духовной Семинарии был регентом левого церковного хора» // Архив Герасимовых.
4 Аттестат // Архив Герасимовых.
5 Удостоверение № 879 от 20.06.1956 г.: «Дано настоящее Павлу Петровичу Герасимову в том, что он прошел курс обучения в регентском классе при Московской Духовной Семинарии и ему присвоено звание регента церковного хора» // Архив Герасимовых.
6 Епископ Алексий (Коноплев; 1910-1988) 14 марта 1957 г. решением Синода назначен епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, настоятелем возвращенного верующим Троицкого собора Александро-Невской лавры, руководителем работ по его восстановлению.
7 В архиве Герасимовых имеется учетно-послужная карточка к военному билету.
8 Медведев М. «Ангел без нимба» // Вечерний Ленинград. 1963. 13 марта.
9 Павел Владимирович Пулга (1887 — не раньше 1967) по окончании регентских классов Придворной певческой капеллы (1913 г.) служил регентом в Воскресенском Смольном соборе Петербурга и учителем пения в столичных гимназиях. Участвовал в Первой мировой войне в чине ефрейтора; в 1917-1918 гг. являлся членом Поместного Собора, принимая участие в заседаниях Подотдела о церковном пении и чтении. После революции преподавал в школах Петрограда (Ленинграда). В 1925 г. окончил Институт истории искусств (б. Зубовский институт) и в 1937 г. — ленинградский Педагогический институт. С 1924 г. — регент храма Иоанна Предтечи на Лесном проспекте.
хора. Затем Павел Герасимов был назначен регентом праздничного архиерейского хора Свято-Троицкого собора и до декабря 1992 г. нес это послушание.
— Расскажите о каких-либо характерных чертах о. Павла.
— Отец Павел всегда ходил он стремительно и почти взбегал на хоры Троицкого собора, которые пристроил о. Борис Глебов там и в Преображенском соборах, когда был настоятелем. Хор в лавре был смешанный. Певчие любили и уважали о. Павла, с которым всегда было интересно работать, называя его «наш папа». Частенько хористы Троицкого собора шутили: «Слышишь, лестница трясется, — это папа наш несется!»
Добавим к воспоминаниям матушки Людмилы устное свидетельство матушки Лидии Григорьевой (вдовы протоиерея Александра Григорьева): «Я пела в Троицком соборе под управлением о. Павла и вспоминаю о тех годах, как о самом счастливом времени своей жизни! После того как о. Павел спустился с хоров в алтарь и стал служить Господу как протодиакон, хор возглавил Ю. Е. Волотковский, но певческий состав сохранился. Однажды, в беседе с любимой солисткой о. Павла Надеждой Дмитренко, которую он ласково называл соловьем, я спросила: "Как же Павел Петрович дирижировал Всенощной Рахманинова, не имея консерваторского образования?" Надя ответила: "Он звонил в нас как в колокола!" Этот ответ удивил меня и запомнился на всю жизнь!»10
— Расскажите об общении с владыкой Никодимом. Как он служил?
— Служил владыка Никодим неторопливо и величественно, при этом был очень требователен ко всем. Во время его богослужений ленинградские храмы были переполнены! Сам владыка обладал прекрасным голосом и музыкальным слухом. В Неделю перед Рождеством приходил петь на клирос канон на мотив «Волною морскою» на утрене. Также любил выходить из алтаря на солею к хору петь последние постовые службы перед Рождеством Христовым.
Владыка Никодим имел горячий характер. Как-то на Страстной велел о. Павлу не петь «Великого господина», а тот забыл и спел. Владыка вызвал его после службы в алтарь и отругал, и о. Павел извинялся с земными поклонами. На следующее утро в алтаре о. Павел подошел под благословение, а митрополит с улыбкой говорит: «Когда я буду сердиться и требовать регента, ты, Павло, не ходи, мое недовольство вскоре остынет!..» Вообще владыка Никодим очень ценил о. Павла как регента.
С 1929 г. — регент храма св. Владимира в Лесном, затем св. Иова Многострадального на Волковом кладбище. В послевоенное время регентовал в храмах: Свято-Троицком на Смоленском кладбище (с 1947), Князь-Владимирском в посёлке Лисий Нос (с 1951 и в 1962-1963 гг.), свт. Николая Чудотворца на Большой Охте (с 1953 г.), Троицком соборе в Пскове (с 1956 г.). С 1957 г. был главным регентом Троицкого Александро-Невского собора в Ленинграде. В 1959-1961 гг. преподавал церковное пение и управлял хором в Ленинградской духовной академии.
10 Информация из интервью (июль 2023 г.) с Вероникой Герасимовой — невесткой матушки Людмилы.
В 1971 г. по благословению митрополита Никодима был создан хор духовенства епархии. Отец Павел нес непростое послушание руководителя этого хора, — приходилось назначать репетиции, учитывая богослужебное расписание клириков.
К сказанному матушкой Людмилой добавим, что создать хор священнослужителей в советские годы было непросто, так же как непросто было и привести к единому хоровому ансамблю голосистых служителей Церкви, и договориться с властями о концертах, гастролях и записях духовной музыки.
В те времена о. Павел выполнял ответственную миссию проповедника Слова Божия через исполнение духовной музыки. На протяжении десятилетий своего служения он собирал и переписывал ноты духовных песнопений, давая новую музыкальную жизнь забытым партитурам, сохраняя для потомков лучшие в художественном отношении образцы храмового литургического пения. Хор духовенства принимал участие в архиерейских богослужениях и епархиальных мероприятиях.
По словам Людмилы Александровны, «в хоре у о. Павла пели, к примеру, протодиакона: о. Алексей (Довбуш), о. Василий (Марков), о. Василий (Цыпка-ло), о. Ананий (Кинох) и другие ревностные служители Святой Церкви и обладатели прекрасных голосов. Протодиакон Петр Колосов был хорошим тенором, даже брал уроки вокала у Евгении Алексеевны Войтон (сама Людмила Александровна также занималась у нее частным образом. — М. К.)».
Далее приводится список священнослужителей, принимавших участие с хором духовенства в торжествах по случаю интронизации Святейшего Патриарха Пимена11 (1971 г.); в архиве Герасимовых сохранился список фамилий на заказ билетов в Москву и Загорск (28.05-29.05.1971): свящ. И. Мазур, диак. П. Колосов, прот. В. Молчанов, прот. В. Бутыло, прот. И. Ивановский, свящ. И. Губин, диак. Г. Януленок, прот. И. Преображенский, Нисковец, Яблонский, И. Дорошин, протодиак. А. Мазур, В. Подусенко, диак. П. Климанко-вич, диак. А. Кинах, диак. С. Дымша, протодиак. А. Довбуш, диак. В. Марков, диак. А. Подобаев, диак. И. Скопец, диак. Б. Сойко, свящ. В. Фоменко, диак. В. Цыпкало, свящ. А. Швец, псаломщик Стеценко, М. Тишкин, прот. И. Киве-рович, прот. В. Сидоров, прот. И. Кондрашев, иподиаконы: Шорохов, Коньков, Сергиевский, Кондрашов, Минин.
В 1977 г. был выпущен двойной альбом (на виниловых пластинках) хора духовенства и хора Троицкого собора Александро-Невской лавры, который для простых верующих, к сожалению, был практически недоступен.
Со слов матушки Людмилы, возможность записи духовных песнопений в те годы появилась благодаря о. Борису Глебову, который как-то сумел договориться с представителями властей, тормозившими выпуск альбома. Сам о. Борис смеялся, рассказывая о. Павлу о встрече, на которой он договаривался с советским начальством: «Сам понимаешь, сухая ложка горло дерет!..»
11 Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; 1910-1990). Интронизация 03.06.1971 г. в Богоявленском соборе Москвы.
В альбом «Избранные духовные песнопения», записанный звукорежиссером Г. Цесом на фирме «Мелодия», вошли следующие песнопения.
Хор Духовенства Ленинградской митрополии. Регент — диакон Павел Герасимов.
I Пластинка Сторона 1
1. «Кто Бог велий». Великий прокимен. Неизвестный автор. Солист протодиакон А. Мазур.
2. Стихиры русским святым. Подобен «Доме Евфратов». Напев Киево-Печерской Лавры.
3. «От юности моея». Антифон 4 гласа. Дмитрий Аллеманов.
4. «Посетил ны есть свыше Спас наш». Светилен на Рождество Христово. Иеромонах Викторин.
5. «Небо и земля». Калядка. Неизвестный автор.
6. «Слава во вышних Богу». Стихира на Рождество Христово. Д. Борт-нянский.
7. Тропари великопостных часов. Иван Маслов. Сторона 2
8. «Днесь висит на древе». 15 антифон утрени Великой Пятницы. Самопо-добен Оптиной пустыни.
9. Ирмосы Трипеснца Великой Пятницы. Протоиерей Петр Турчанинов.
10. «Разбойника благоразумного». Светилен утрени Великой Пятницы. Николай Успенский. Солист Борис Михайлов.
11. «Искупил ны еси от клятвы законныя». Тропарь Великой Пятницы. Священник Василий Зиновьев.
12. Единородный Сыне. Протоиерей Петр Турчанинов.
13. Достойно есть. Дмитрий Яичков.
14. Заступнице Усердная. Неизвестный автор.
Хор Троицкого собора Александро-Невской лавры. Регент — диакон Павел Герасимов.
II Пластинка Сторона 1
1. «От восток солнца до запад хвально имя Господне». Неизвестный автор.
2. Тон деспотин. Священник Михаил Лисицын.
3. «Днесь Христос в Вифлееме рождается». Стихира на Рождество Христово. Степан Дегтярев.
4. Задостойник на Сретение Господне. Протоиерей Петр Турчанинов.
5. Запевы на 9-й песне канона праздника Сретения Господнего. Московский Напев.
6. «На реках Вавилонских». Псалом 136. Артемий Ведель. Сторона 2
7. «Днесь Владыка твари». стихира. Артемий Ведель.
8. «Воспойте людие боголепно в Сионе». Тропарь из канона праздника Входа Господня во Иерусалим. Дмитрий Бортнянский.
9. Преславная Днесь. Стихира праздника Святой Троицы. С. Дегтярев.
Также Людмила Александровна любезно предоставила для публикации список хора духовенства более позднего времени (конец 80-х — 90-е гг.). В нем перечислены имена священнослужителей, значимых для истории Санкт-Петербургской епархии:
1. Свящ. Балакирев В.А. (Никольский собор)
2. Прот. Бутыло В. Е. (пос. Сусанино)
3. Протодиак. Васильев А. И. (Никольский собор)
4. Игум. Маркелл (Ветров) (Преображенский собор)
5. Свящ. Воскобойников А. П. (Смоленская церковь)
6. Прот. Глебов Б. М. (Преображенский собор)
7. Диак. Губин Н. П. (Троицкий собор)
8. Протодиак. Дымша С. И. (препод. ЛДА)
9. Свящ. Ерошенко В. В. (Троицкий собор)
10. Диакон Забалотский Н. А. (село Мурино)
11. Диакон Кинах А.А. (Князь-Владимирский собор)
12. Прот. Климанкович П. М. (свечная мастерская)
13. Прот. Довбуш А. А. (Троицкий собор)
14. Прот. Ковальский И. В. (Коломяги)
15. Свящ. Ковальчук Г. В. (г. Петродворец)
16. Прот. Красноцветов П. Г. (Князь-Владимирский собор)
17. Прот. Кудряшов А. В. (Троицкий собор)
18. Архим. Назарий (Лавриненко) (наместник Коневского монастыря)
19. Прот. Мазур И. А. (Троицкий собор)
20. Диакон Мазур А. И. (Троицкий собор)
21. Свящ. Малинин И.А. (Князь-Владимирский собор)
22. Протодиак. Марков В. Г. (Князь-Владимирский собор)
23. Прот. Мороз А. И. (пос. Усть-Ижора)
24. Прот. Московский В. А. (Смоленская церковь)
25. Диак. Нерода Л. М. (Преображенский собор)
26. Протодиак. Подобаев А. Н. (Преображенский собор)
27. Прот. Ранне А. И. (Преображенский собор)
28. Прот. Сидоров В. А. (пос. Вырица)
29. Свящ. Скорик И. А. (Троицкий собор)
30. Прот. Скопец И. И. (Князь-Владимирский собор)
31. Прот. Сойко Б. И. (Никольский собор)
32. Свящ. Сорокин А. В. (Князь-Владимирский собор)
33. Прот. Фоменко В. Т. (церковь Владимирской иконы Богородицы)
34. Прот. Царев А. М. (Преображенский собор)
35. Прот. Церпицкий Л. Л. (г. Выборг)
36. Протод. Цыпкало В. П. (Троицкий собор)
37. Диакон Цыпкало С. В. (церковь Серафима Саровского)
38. Протод. Чижов А. И. (Никольский собор)
39. Прот. Швец А. И. (Князь-Владимирский собор)
40. Свящ. Шубин А. А. (пос. Сиверская)
41. Свящ. Федор Гуряк (Никольский собор)
42. Герасимов Андрей.
43. Жук Андрей.
44. Жук Богдан.
45. Паставский Сергей.
46. Глебов Александр.
47. Глебов Иван.
Отметим, что в данном списке рукой о. Павла Герасимова вписаны фамилии профессиональных вокалистов и церковных певчих, которых приглашали для усиления состава хора на выступления: теноры Василий Тимонин и Юрий Купреев, бас-октавист Владимир Пасюков.
После кончины митрополита Никодима (Ротова) в 1978 г. деятельность хора духовенства приостановилась. Возобновилась она лишь с приходом в 1986 г. на ленинградскую кафедру митрополита Алексия (Ридигера; 19292008), будущего Святейшего Патриарха. В 1987 г. обновленный состав хора сопровождал митрополита Алексия в его поездке по Финляндии и участвовал в IV Международном фестивале церковной музыки в г. Куопио (Финляндия)12 с концертной программой, посвященной празднованию 1000-летия Крещения Руси. После этого в местной газете города Порвоо (Финляндия) на шведском языке (в этом городе большая часть населения — шведы) была опубликована рецензия Gustaf Widen «Sang som kan rubba berg»13. Далее приводится перевод статьи14.
Песнопения, которые могут свернуть горы!
Не каждый день встретишь более 30-ти православных священников в кафедральном соборе г. Порвоо (Borga), где установлена статуя императора Александра I, как символ величия России. Во вторник вечером около 200 зрителей имели возможность впервые слушать хор священнослужителей из Ленинграда, которые приехали на гастроли в Финляндию по случаю 1000-летнего
12 Командировочное удостоверение протодиакона о. Павла в Финляндию № 800 от 10 марта 1988 г., подписанное председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии митрополитом Минским и Белорусским Филаретом // Архив Герасимовых.
13 Widen G. Sang som kan rubba berg // Архив Герасимовых [газетная статья].
14 Перевод с шведского выполнила филолог Е. В. Хельсинг.
юбилея Русской Церкви. Литургические песнопения, которые созданы для Богослужений, называть концертом неправильно, так как это может ввести в заблуждение. По канонам греческой Православной Церкви пение играет важнейшую роль, в то время как аккомпанирующие инструменты не разрешены (не предусмотрены). Вместо доминирующего (ревущего) органа массовый эффект создаётся многоголосным пением хора.
Облаченное в черные ризы духовенство под руководством протодиакона регента Павла Герасимова исполнило внушительную музыкальную программу. Редко можно услышать подобные глубокие и сильные басовые голоса. Даже объединенные финско-шведские хоры, как бы ни старались кричать, не смогут превзойти звуковую силу этого великолепного «бородатого» хора. В программе исполнялись как древние гимны, так и современные композиции в старинном стиле. Сам тип песнопений, на мой взгляд, звучит немного односторонне, так как здесь не присутствуют вариации и модуляции, характерные для западноевропейской музыки. Песнопения звучат с все прорывающей силой. Отличительной чертой ортодоксальных канонов является использование в богослужении ритмов старинной музыки. Можно по-разному судить о чисто музыкальных качествах русских церковных песнопений, но что касается лично меня (автора статьи. — М. К.), то я бы предпочел этим неистовым песнопениям финскую хоровую музыку.
Отметим символичность того, что в указанном храме установлена скульптура Александра I, который лично открывал созыв соборного собрания в 1809 г. (Боргского сейма), утвердившего широкую автономию Финляндии.
Из статьи, написанной под впечатлением концерта хора духовенства в соборе Евангелической лютеранской церкви города Порвоо (Финляндия), становится ясно, что пассионарность15хорового звучания и особенно басовой партии буквально ошеломила слушателя, привыкшего к спокойно-созерцательному пению псалмов под орган. Русских басов по силе звука в низкой тесситуре можно сравнить с трубами, разрушившими своим звуком стены древнего библейского Иерихона. По всей видимости, такому звучанию хора способствовал о. Павел, аккумулировавший хоровые эмоции, создавая единый хоровой организм. Регент как бы «заводил» и объединял окружающих излучаемой энергией. Неслучайно митрополит Никодим именно его поставил руководить хором духовенства. Отец Павел был носителем и проводником певческого духа, пробуждая своей энергией «спящих», направляя творческие импульсы на созидание прекрасного. Ему в полной мере была присуща настоящая дирижерская харизма, умение «передавать» свою волю.
Особо следует отметить, что о. Павел, безусловно, был наделен особой духовной энергией. По мнению И. А. Ильина, «эта энергия, как таковая, есть изначально и существенно искра Божия; и человек призван к тому, чтобы принять и утвердить в себе эту Божию искру, как свою подлинную и собственную сущность; человек должен предаться этой духовной искре, потерять
15 Пассионарность — врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы, склонность к жертвенности ради высоких целей. О гипотезе см.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. С. 308.
себя в ней и тем самым найти себя вновь. Тогда он сам станет Божией искрой и сумеет разжечь ее в целое пламя, а себя превратить в не сгорающую купину духа (<...>). И так, в этом жизненном развитии искра Божия очеловечивается и индивидуализируется, а человек оправдывает свое существование и освящается в своем творчестве. Человек становится художественным созданием Божиим, личным светильником Его Света, индивидуальным иероглифом Духа Божия»16. Искра таланта о. Павла разгорелась и согрела на долгие годы своим теплом множество собравшихся вокруг него церковных певчих, поющих клириков, прихожан Троицкого собора и многочисленных слушателей его концертов.
В 1988 г. хор духовенства в рамках концертной программы к 1000-летию Крещения Руси выступил на сцене Кировского (Мариинского) театра и Академической Капеллы, в которой был записан двойной виниловый альбом. Также в рамках праздничных мероприятий митрополит Алексий брал с собой хор духовенства на архиерейские богослужения в Эстонию, Новгородскую, Олонецкую и Псковскую области.
С 27 марта по 1 апреля 1991 г.о. Павел был направлен Отделом внешних церковных сношений в паломническую поездку на Святую Землю в составе делегации Русской Православной Церкви, возглавляемой Патриархом Алексием17.
Прослужив в Троицком соборе Александро-Невской лавры 34 года, 27 ноября 1992г.о. Павел подал митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву; 1927-1995) прошение об освобождении его от должности регента и дальнейшем служении штатным протодиаконом18. Владыка Иоанн, приняв о. Павла с матушкой в резиденции на Каменном острове, сказал: «Вчера приходил Ю. Волотковский (регент Преображенского собора. — М. К.) и просил место регента. Значит, так тому и быть!»
14 апреля 2000 г., к празднику Святой Пасхи, Патриарх Алексий II за усердное служение Русской Православной Церкви и в связи с 70-летием наградил о. Павла Герасимова орденом прп. Сергия Радонежского 3-й степени.
Творческое становление и регентская практика Л. А. Герасимовой в различных церквях Санкт-Петербурга
— Людмила Александровна, расскажите о своей семье и о том, как Вы стали регентом.
— Я родилась и воспитывалась в воцерковленной семье. Мама и тетя были верующими и своих детей растили в Православии. Отец родом из Смоленска, а мама из Твери. В 1941 г. папа ушел добровольцем на фронт и вскоре погиб под Невской Дубровкой. Старшая сестра родилась в 1936 г., средняя — в 1938 г.
16 Ильин И.А. Поющее Сердце. Книга тихих созерцаний. Мюнхен, 1958. С. 127.
17 Командировочное удостоверение № 675 от 26 марта 1991 г. // Архив Герасимовых.
18 Прошение от 27.11.1992 г. // Архив Герасимовых.
(умерла в младенческом возрасте), а я 1940 года рождения. В блокадные дни мама осталась в Питере, а детей отправили в эвакуацию на Большую землю. Мы с сестрой во время войны были у крестной в Тверской области и росли, держась за юбку тети на клиросе. Обиход церковный с детства был у нас на слуху. У старшей сестры было высокое сопрано, и она даже пела «Соловья» Алябьева. Тетя читала и пела в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник», который сожгли в хрущевское время. Каждое лето после войны мы ездили к тете.
— В какие храмы Ленинграда Вы ходили на службы?
— Ходила молиться в Никольский собор, так как мы жили на Нарвской заставе и это был от нас ближайший храм. Петь я начала в любительском хоре храма преподобного Серафима Саровского в 1957 г. Однажды гуляли с подругой на Каменном острове и решили посмотреть церковь на Серафимовском кладбище, которая находилась недалеко. Регент хора как раз раздала всем прихожанам тетрадочки с акафистом. Услышав, что мы знаем напев и хорошо читаем славянский текст, нас пригласили постоянно петь в любительский хор. Так и стала я ездить туда от Нарвских ворот на службы. Одна знакомая певчая как-то пригласила меня в Князь-Владимирский собор петь в любительский хор. Кто-то из певчих сказал: «Такой красивый голос у тебя, надо бы заняться постановкой». Посоветовали брать уроки вокала у солистки хора Никольского собора Евгении Алексеевны Войтон.
— Как Вы познакомились с о. Павлом?
— По совету знакомых я стала ходить в семинарский храм петь ранние литургии в любительском хоре. Ночевала в Апраксином переулке у верующей семьи и к 6 часам утра отправлялась пешком на раннюю службу на Обводный канал, д.17. В Духовной академии ранние литургии пели «ба-бульки» и один бас, который похвалил мой голос и посоветовал идти петь в лавру к молодому регенту. Одна певчая хора знала его, и утром после ранней службы повела меня встречать Павла Петровича с троллейбуса. Встретили. Первый вопрос был: «Тебе есть 18 лет? Если есть, то приходи в понедельник, я тебя послушаю». Тогда было запрещено брать в церковный хор несовершеннолетних. Вечером в понедельник я пришла в Троицкий собор на службу. Стихиры и ирмосы пелись по Бахметьеву, у меня они были на слуху. Хор пел на правом клиросе. Вторым регентом была матушка Валентина — супруга о. Анания Кинах. В лавре пелись особенные гласы, вероятно, из Калуги, а может быть, из Сергиева Посада. Некоторые гласы совпадали, но не все. Павел Петрович взял меня в хор, присматривался, а через год предложил выйти за него замуж. На нашем венчании 22 января 1967 г. хором лавры управлял Михаил Иванович Ващенко, с которым у нас всегда были теплые дружеские отношения.
Матушка Людмила рассказала, что вскоре после свадьбы Павел Петрович подал прошение о рукоположении во диакона, на которое митрополит Никодим наложил резолюцию: «Благословляю святое намерение и желание.
Рукоположение назначается на день Праздника Св. Александра Невского»19. Хиротония состоялась 6 декабря 1967 г. Через двадцать лет о. Павел Герасимов за долголетнее и усердное служение Церкви Божией был возведен в сан протодиакона.
— Как происходило Ваше профессиональное становление как регента?
— Я начала петь на правом клиросе Троицкого собора лавры как ученица, сперва всего лишь за оплату проездной карточки на транспорт. Регент поставил меня перенимать опыт в партию сопрано рядом с Еленой Красовской — солисткой Малого оперного театра. Музыкального образования у меня не было никакого, так как мама нас с сестрой воспитывала одна и средств на обучение не хватало. Как-то шла петь в лавру с девушкой из хора и узнала от нее про музыкальную школу Н. А. Римского-Корсакова на улице Некрасова, куда принимали взрослых. Подала документы на хоровое отделение20. Училась по дирижированию в классе Е. Г. Бобковской21, которая после открытия Регентского класса при Ленинградских Духовных школах перешла туда преподавать.
Уроков гармонии в вечерней музыкальной школе не было, и я с благословения архиепископа Кирилла (Гундяева), в те годы ректора ЛДА, в течение трех лет посещала как вольнослушатель в Регентском классе занятия по сольфеджио и гармонии. На тот момент у нас с о. Павлом уже было трое детей, и учиться на дневном с девушками не было возможности22. Однажды я молилась в храме Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище. Пение у хора не «заладилось», и мне подумалось, что я могла бы лучше провести службу. В душе загорелось желание стать регентом. Дома, посоветовавшись с мужем, я начала основательно изучать церковный устав и тонкости регентского дела. Отец Павел вдохновился моей мечтой и помог мне в обучении необходимым профессиональным навыкам. Как будто Бог за руку вел!
Через некоторое время (со слов матушки Людмилы, в 1981 г. — М. К.) староста Преображенского собора о. Борис Глебов приехал к о. Павлу и просил порекомендовать регента для ранних литургий. Иван Милентиевич (Миле-тович) Ружанский23 был главным регентом собора, параллельно занимаясь
19 Архивный документ канцелярии митрополита Ленинградского и Ладожского № 1190/12 от 14.11.1967 г.
20 Свидетельство № 82 об окончании по специальности хоровое дирижирование, выданное музыкальной школой им. Н.А. Римского-Корсакова 15.06.1982 г. Л.А. Герасимовой // Архив Герасимовых.
21 Екатерина Георгиевна Бобковская (1944-1921) в течение многих лет преподавала дирижирование и чтение хоровых партитур на Регентском отделении в ЛДА.
22 В 1980-1983 гг. сольфеджио на Регентском отделении в ЛДА преподавала Нина Ивановна Петухова, а теорию музыки и гармонию — Ирина Васильевна Кубовская, которая была в те годы заведующей Регентским классом. Вечернего отделения не было, и обучалась матушка Людмила исключительно по благословению ректора архиепископа Кирилла.
23 В годы нашего обучения в Духовных школах (конец 80-х — начало 90-х) в разговорной практике все называли Ружанского Иваном Милентиевичем, хотя по документам его отчество — Милетович.
преподавательской работой в ЛДА. Отец Павел посоветовал взять меня регентовать на будние и ранние службы со словами: «Лучше моей жены не найдете!» Вообще, тогда регентов в городе практически не было. Целый год я проводила ранние праздничные и будничные литургии и оставалась петь на поздние и вечерние богослужения. Готовились к службам вместе с о. Павлом. На ранние службы первое время он вставал вместе со мной, стоял на богослужениях рядом и помогал руководить хором, чтобы я не растерялась.
Однажды о. Борис Глебов обратился ко мне с просьбой помочь наладить церковное пение его племяннику, который был старостой в церкви Смоленской иконы Богородицы. Регента у них не было, петь слажено не могли, и запевал на службе диакон Иоанн Андрюшенко. Народ жаловался уполномоченному... Тогда старосту вызвали «на ковер» и пригрозили, что если не исправит пение, то его уволят вместе с настоятелем о. Климентом Тол-стихиным (бывшим иподиаконом вл. Никодима). Я согласилась перейти на должность главного регента. На Смоленке я прослужила 9 лет. В 1988 г., после канонизации блж. Ксении, мне довелось провести первую литургию в часовне и освящение престола в честь святой в главном храме Смоленской иконы Божией Матери.
— Как Вы возглавили хор собора Владимирской иконы Божией Матери?
— Однажды на престольный праздник приехал служить митрополит Иоанн (Снычев). Владыка поблагодарил хор за пение, после чего пожаловался, что ему не нравится хор в храме Владимирской иконы Богородицы, в котором митрополит был настоятелем. После этого владыка Иоанн благословил мне перейти служить главным регентом во Владимирский собор. Отец Виктор не хотел отпускать своего регента, но против благословения правящего архиерея ведь не пойдешь.
— Где Вы брали церковно-певческий репертуар и как размножали партитуры?
— Все, что пел о. Павел в лавре, взяла и я. Мы привозили ноты из поездок, сами расписывали партии. После 1988 г. стало легче — нам разрешили ксерокопировать партитуры, а до этого всё писали по партиям, партитуры же были только у регента. Очень неудобно было работать.
— Что бы Вы посоветовали молодым регентам и церковным певчим?
— Надо приходить в церковный хор служить, а не работать. Приходить только по внутреннему влечению души, любить Церковь, службы. Неверующим выстаивать службы очень тяжело. Регенту необходимо осознавать и чувствовать, что за тобой весь молящийся народ24.
24 Со слов Людмилы Александровны, свой богатейший регентский опыт она передала регенту Полине Фоменко, которая служит в церкви Смоленской иконы Божией Матери, и Надежде Маркович, которая несет послушание регента собора Владимирской иконы Божией Матери.
И. А. Ильин, размышляя о состоянии поющего сердца, отмечает: «Есть только одно истинное счастье на земле — пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все. . Сердце поет, когда оно любит; оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает. <...> Тогда все остальное в жизни является не столь существенным: тогда солнце не заходит, тогда Божий луч не покидает душу, тогда Царство Божие вступает в земную жизнь, а земная жизнь оказывается освященною и преображенною. А это означает, что началась новая жизнь, и что человек приобщился новому бытию»25.
В заключение хотелось бы отметить, что регентская деятельность протодиакона Павла Петровича Герасимова и его спутницы жизни и единственной ученицы — матушки Людмилы Александровны, безусловно, являются значимым вкладом в историю церковно-певческого искусства Санкт-Петербурга. Отец Павел дал жизнь хору духовенства епархии, который по сей день продолжает активную творческую деятельность. Своим «поющим сердцем» протодиакон Павел Герасимов объединил множество клириков и певчих города на Неве.
Источники и литература
1. Аттестат // Архив Герасимовых.
2. Командировочное удостоверение № 675 от 26 марта 1991 г. // Архив Герасимовых.
3. Командировочное удостоверение протодиакона о. Павла в Финляндию № 800 от 10 марта 1988 г., подписанное председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии митрополитом Минским и Белорусским Филаретом // Архив Герасимовых.
4. Прошение от 27.11.1992 г. об освобождении от должности регента и дальнейшем служении штатным протодиаконом // Архив Герасимовых.
5. Свидетельство № 82 об окончании по специальности хоровое дирижирование, выданное музыкальной школой им. Н.А. Римского-Корсакова 15.06.1982г. Л. А. Герасимовой // Архив Герасимовых.
6. Справка №263 от 04.04.1954 г.: «Выдана Герасимову Павлу Петровичу в том, что он во время обучения своего в Московской Духовной Семинарии был регентом левого церковного хора» // Архив Герасимовых.
7. Справка от 28.06.1949 г., подписанная старостой В. Климовой и председателем церковного совета протоиереем Георгием Соколовым // Архив Герасимовых.
8. Удостоверение № 879 от 20.06.1956 г.: «Дано настоящее Павлу Петровичу Герасимову в том, что он прошел курс обучения в регентском классе при Московской Духовной Семинарии и ему присвоено звание регента церковного хора».
9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. 496 с.
10. Иванова И.И. Светлой памяти К.М. Федорова // Официальный сайт Спасо-Парголовского храма. URL: https://happy-school.ru/publ/our_church/memory_book/ svetloj_pamjati_k_m_fedorova/238-1-0-24922 (дата обращения: 26.07.2023).
25 Ильин И.А. Поющее Сердце, Книга тихих созерцаний. С. 150. Теория и история культуры, искусства
11. Ильин И.А. Поющее Сердце, Книга тихих созерцаний. Мюнхен, 1958. 162 с.
12. Красова М. В. Михаил Иванович Ващенко: санкт-петербургский регент — хранитель православной певческой традиции // Временник Зубовского института. 2020. Т. ХХ. № 1. С. 137-159.
13. Медведев М. «Ангел без нимба» // Вечерний Ленинград. 1963. 13 марта.
14. Чернышева Т. А. Пойте Богу нашему, пойте. Страницы истории церковно-певческого подвижничества // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX — начала XXI века. 1917-2017: в 3 т. / Сост. А. Л. Казин. Т. 2: 1935-1964. СПб.: Петрополис, 2017. С. 366-387.
15. Чернышева Т.А. Страницы церковно-певческой истории: памяти композитора-регента В. Г. Самсоненко // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве XX — начала XXI века. 1917-2017: в 3 т. / Сост. А. Л. Казин. T. III. Ч. 2: 1992-2017. СПб.: Петрополис, 2018. C. 234-251.
16. Widen G. Sang som kan rubba berg // Архив Герасимовых [газетная статья] / пер. с швед. Е. В. Хельсинг.