Научная статья на тему '«Проповедник покаяния»: Тихон Смирнов и мнения о нем святителей Иннокентия Пензенского и Филарета Московского'

«Проповедник покаяния»: Тихон Смирнов и мнения о нем святителей Иннокентия Пензенского и Филарета Московского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тихон Смирнов / Иннокентий Пензенский / Филарет Московский / Антоний Радонежский / Аракчеев / Александр I / покаяние / мистицизм / Tikhon Smirnov / Innocent of Penza / Philaret of Moscow / Anthony of Radonezh / Arakcheev / Alexander I / repentance / mysticism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белохвостиков Евгений Петрович

Статья посвящена личности Тихона Ивановича Смирнова (ок. 1788 не ранее 1853), мелкого пензенского чиновника, ставшего известным в первой трети XIX в. благодаря своей «проповеди покаяния» и предсказанию неких катаклизмов в 1825 г. Есть предположение, что в качестве своего орудия пытался использовать «пензенского покаянника» граф А.А. Аракчеев; пророчествами Тихона интересовался Александр I. Несмотря на сумбурный стиль публицистических произведений Смирнова, за искренность и стремление к праведной жизни его лично высоко ценили святители Иннокентий Пензенский, Филарет Московский, преподобный Антоний Радонежский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Preacher of Repentance”: Tikhon Smirnov and the Opinions about Him of Sts Innocent of Penza and Philaret of Moscow

The article is devoted to the personality of Tikhon Ivanovich Smirnov (c. 1788 no earlier than 1853), a small Penza official who became famous in the first third of the XIX century thanks to his “preaching of repentance” and prediction of certain cataclysms in 1825. There is an assumption that Count A. Arakcheev tried to use the “Penza penitent” as his tool; Alexander I was interested in Tikhon’s prophecies. Despite the chaotic style of Smirnov’s works, he was personally highly appreciated by Sts Innocent of Penza, Philaret of Moscow, and Anthony of Radonezh for his sincerity and striving for a righteous life.

Текст научной работы на тему ««Проповедник покаяния»: Тихон Смирнов и мнения о нем святителей Иннокентия Пензенского и Филарета Московского»

Список сокращений

БВ - Богословский вестник БТ - Богословские труды Вестник ЕДС - Вестник Екатеринбургской духовной семинарии Вестник РХГА - Вестник Российской Христианской Гуманитарной академии

ГА РФ - Государственный архив Российской Федерации ГА ПО - Государственный архив Пензенской области НИОР РГБ - Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки РА - Русский архив РГИА - Российский государственный исторический архив ХЧ - Христианское чтение

Белохвостиков Евгений Петрович, диакон

председатель издательского отдела, секретарь комиссии по канонизации, древлехранитель Пензенской епархии Россия, г. Пенза belohvostikov_ep@mail.ru

«Проповедник покаяния»: Тихон Смирнов и мнения о нем святителей Иннокентия Пензенского и Филарета Московского

Аннотация: Статья посвящена личности Тихона Ивановича Смирнова (ок. 1788 - не ранее 1853), мелкого пензенского чиновника, ставшего известным в первой трети XIX в. благодаря своей «проповеди покаяния» и предсказанию неких катаклизмов в 1825 г. Есть предположение, что в качестве своего орудия пытался использовать «пензенского покаянника» граф А. А. Аракчеев; пророчествами Тихона интересовался Александр I. Несмотря на сумбурный стиль публицистических произведений Смирнова, за искренность и стремление к праведной жизни его лично высоко ценили святители Иннокентий Пензенский, Филарет Московский, преподобный Антоний Радонежский.

Ключевые слова: Тихон Смирнов, Иннокентий Пензенский, Филарет Московский, Антоний Радонежский, Аракчеев, Александр I, покаяние, мистицизм

Eugene Belohvostikov, deacon

Chairman of the Publishing Department, Secretary of the Commission on Canonization, Ancient Keeper of the Penza Diocese,

Russia, Penza belohvostikov_ep@mail.ru

The "Preacher of Repentance": Tikhon Smirnov and the Opinions about Him of Sts Innocent of Penza and Philaret of Moscow

Abstract: The article is devoted to the personality of Tikhon Ivanovich Smirnov (c. 1788 - no earlier than 1853), a small Penza official who became famous in the first third of the XIX century thanks to his "preaching of repentance" and prediction of certain cataclysms in 1825. There is an assumption that Count A. Arakcheev tried to use the "Penza penitent" as his tool; Alexander I was interested in Tikhon's prophecies. Despite the chaotic style of Smirnov's works, he was personally highly appreciated by Sts Innocent of Penza, Philaret of Moscow, and Anthony of Radonezh for his sincerity and striving for a righteous life.

Keywords: Tikhon Smirnov, Innocent of Penza, Philaret of Moscow, Anthony of Radonezh, Arakcheev, Alexander I, repentance, mysticism

Проповедник покаяния

Имя Тихона Смирнова ничего не скажет сейчас даже историкам, занимающимся исследованиями религиозной и общественной мысли в России времен Александра I. Меж тем его личностью на рубеже 10-20-х гг. XIX в. интересовались в Петербурге многие; он был самым близким человеком для святителя Иннокентия (Смирнова) в недолгий период пребывания святого в Пензе. Это действительно был человек неординарный, в некотором смысле юродивый, совершенно непонятый современниками; он оставил потомкам несколько загадок, разгадав которые, мы многое поймем и в мировоззрении самого свт. Иннокентия, и сможем лучше понять смелое выражение святителя Филарета Московского: «Между чистыми пророками и между ложно выдающими себя за пророков, или мечтающих быть таковыми, нет ли среднего рода людей?»1

Тихон Смирнов - автор первого известного нам подробного личного дневника, ведшегося в Пензе. Этот дневник он озаглавил «Воспоминания прежних кратких замечаний, или временных записок грешного Тихона, бывшего Краснослоб[одского] духов [ного] правления повытчика, а ныне Краснослободского Спасо-Преоб-раженского монастыря послушника, начатые в сем 1819 году вслед вышедших в минувшем лет», и начал его вести 6 января 1819 г. Здесь зафиксированы уникальные подробности из пензенского периода жизни свт. Иннокентия и из биографии самого автора.

Как пишет Тихон, он родился около 1788 г. в селе Литомгино Пензенского уезда (ныне Мокшанского района Пензенской области) в семье диакона Ивана Трофимова. В 1800 г. епископом Гаием (Такаовым; на кафедре в 1799-1808 гг.) был принят в архиерей-

1 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Антонию 1831-1867 гг. Ч. III: 1850-1856. М., 1883. С. 233.

ский хор, с 1801 г. обучался в семинарии, в 1802 г. был посвящен в стихарь, однако от рукоположения в священный сан отказался: как пишет сам, «осудил себя быти недостойным служителем Церкви, и потому, дабы не прогневать Бога и не осквернить святое место, я пожелал быть в приказных»2. С 1803 г. Смирнов служил копиистом в Кузнецком духовном правлении, непрестанно размышляя о собственной греховности. В 1807 г. он получил чин подканцеляриста и, как пишет, «осудил себя быти недостойным принятия Святых Тайн Христовых на некоторое время» (первый момент в записках Тихона, вызывающий у православного человека сомнения). В 1808 г. Тихон женился на девице из дворян (редчайший случай в то время: представитель духовного сословия сочетался браком с представительницей высшего класса), в 1809 г. перешел повытчиком в Саранское духовное правление. В 1810 г. он был на аудиенции у епископа Моисея (Близнецова-Платонова; на кафедре в 1808-1811 гг.) с предложениями по усовершенствованию делопроизводства, но отклика не нашел; в том же году, после трех лет, проведенных без Причастия, «по совету отца духовного приступил к Святым Тайнам». В 1811 г. Смирнов был переведен в Краснослободское духовное правление (сейчас Краснослободск -райцентр Мордовии), в 1813 г. получил чин коллежского регистратора. Параллельно с карьерой, судя по дневнику, все больше овладевали им мысли о собственной греховности и необходимости изменить свою жизнь. С этого времени все больше места в дневнике Смирнова (и в его сознании, надо полагать) занимают не служебные дела, а видения: как минимум бессмысленные, как максимум очень сомнительные. Среди них заслуживает внимания запись от 3 июля 1816 г.:

При утренней молитве, пред литургиею, когда я был в богомыслии, казалось мне, аки б предстал пред мене зрак раба, и по некотором утешении объявил мне, что в 1825 лето будет туга велия на людех, внушив мне о посещении грядущем и проч.3

Святитель Филарет (Дроздов), в руки к которому попали записки, видел здесь прямое пророчество о междуцарствии по

2 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 59.

3 Там же. Л. 68 об.

кончине Александра I и восстании 14 декабря и задавался вопросом: «Из каких современных событий и как мог извлечь Тихон в 1819 году предсказание, что в 1825 будет туга велия на людех?»4 Еще интереснее запись от 21 мая 1816 г.:

Объявлено мне чрез некоторую юродствующую девицу Федосью, что в Краснос[лободской] общине у Афимьи Стефановны Андреевой, чтоб я, оставив дом, семейство и ближних, шел в мир и засвидетельствовал о делах Христовых, и явился в Пензу к пастырю Иннокентию, и он тебе, как она веселым лицем вещала, мне поможет. - А как Иннокентия я вовсе не знал, то я, избрав свободное время, был в Пензе, спрашивал тамо, кто Иннокентий, и есть ли, и был ли таковый, и обойдя все церкви, мужеский и женский монастыри, искал такового имени, что нет ли из сокровенных подвижников, и не нашед, узнал, что пастыря такового по имени и не было (Пензы наружи), паки возвратился в свое место, размышляя сам в себе, что такое пастырь Иннокентий, и где по Пензе скрывается, или другой кто под сим названием невем Бог весть, и до сих пор не познал5.

Мы ничего не знаем об этой блаженной Феодосии, кроме того, что она жила при богадельне в Краснослободске (позже из нее вырос Успенский женский монастырь, в корпусах которого сейчас -Краснослободское епархиальное управление и районная больница). Но факт остается фактом: в 1816 г., за три года до назначения на кафедру святителя, она уже говорила Тихону, что тот встретит в Пензе Иннокентия. Совпадением это объяснить невозможно, тем более с учетом того, что святитель оказался, по сути, единственным человеком за долгую жизнь Смирнова, кто попытался ему помочь. Правда, за эти три года Тихон успел разувериться в пророчестве, о чем записал 17 июня 1817 г.:

Прежнее объявление, что было в 1816 году под 21 числ[ом] маия от юродивой девицы Федосьи, совсем решился оставить, так как до сего откровения за несколько месяцев я совершенно в Федосье по-колебался6.

4 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Антонию 1831-1867 гг. Ч. III. С. 192-193.

5 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 68-68 об.

6 Там же. Л. 71 об.

13 ноября 1816 г. Тихон оставил службу, посетил с паломничеством Москву, отправил семейство в Кузнецк, а сам поселился сторожем в краснослободской богадельне. В это время в его записках, помимо передаваемых разговоров с ангелами, встречаются рассуждения и о том, как отличить ангела от беса и т. п. В июне 1817 г., после разуверения в пророчестве Федосьи, он поступил послушником в Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь. Отсюда он начал беспрестанно направлять в Пензу, к епископу Афанасию (Корчанову; на кафедре в 1811-1819 гг.), а также в Петербург, в Синод и Библейское общество, свои прошения - содержания (по крайней мере с житейской точки зрения) совершенно бессмысленного. Кое-кто и в столице заинтересовался слухами о необычном проповеднике. Кажется весьма вероятным, что именно Тихона имеет в виду архиепископ Псковский Евгений (Болхо-витинов), который сообщает в письме к В. Г. Анастасевичу 26 марта 1819 г.: «Покаянника Пензенского теперь я знаю, но прежде отгадать не мог. Верно, граф Ар[акчеев] его тянет. А ему, я знаю, не хочется. В Пензе, как и везде, спокойнее Питера»7. Не планировал ли Аракчеев переманить Тихона Смирнова в Петербург и использовать его в борьбе против князя А. Н. Голицына, как спустя несколько лет Фотия (Спасского)? Предположение смелое, но не лишенное интереса.

Между тем, 31 марта 1819 г. Тихон узнал, что на Пензенскую кафедру назначен архимандрит Иннокентий (Смирнов). 3 апреля, в Великий четверг, с дозволения настоятеля Краснослободско-го монастыря (вероятно, сочувствовавшего Тихону), он публично покаялся в грехах (что интересно, сам об этом в дневнике не сообщает)8. 8 мая в консистории получили

репорт Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря настоятеля иеромонаха Дорофея, о публичной в том монастыре исповеди коллежского регистратора Тихона Смирнова, а в чем оная состояла, приложен при том от него, настоятеля, список; сверх же сего и

7 Псковские письма митрополита Евгения Болховитинова к петербургскому библиографу и археологу В. Г. Анастасевичу. 1819-й год / публ. Н. Полетаева // РА. 1889. № 6. С. 179.

8 ГАПО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 831. Л. 494-494 об.

поступившие от самого Смирнова на имя сей консистории от 10-го, 18-го и 25-го числ минувшего апреля три бумаги, заключающие в себе о бывшему ему якобы откровении и назначении его к пропове-данию покаяния.

Консистория вынесла решение:

Как настоятель иеромонах Дорофей допустил к публичному исповеданию грехов коллежского регистратора Смирнова в противность постановлениям Церкви, а бумаги его, Смирнова, заключают какие-то особенные откровения о посольстве на проповедь покаяния, каковые обстоятельства суть необыкновенные, и как консистория входить в рассмотрение оных не осмеливается; то все оные по прибытии Его Преосвященства Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского и кавалера в Пензу, представить на его благорас-смотрение при докладе. Между тем, естли и еще таковые же от него, Смирнова, будут присылаемы в консисторию бумаги, то приобщать оные к сему же делу9.

Таким образом, в Пензе святителя уже ждал не только сам Тихон, но и бумаги о нем.

20 апреля или же между 21 и 27 апреля (смотря в каком смысле он употребляет слово «неделя») Смирнов посетил Спасск (ныне райцентр Пензенской области) и отправил оттуда жалобу в столицу. Он пишет:

На третьей недели по Пасхе, принявши я благословение от отца настоятеля Дорофея и под видом нужд своих, пошедши Тамбовской губернии в город Спасск и там чрез почту подал на пензенского епископа Афанасия, что он не принял от меня бумаг и не помог мне в деле общего спасения, в Свят[ейший] Прав[ительствующий] Синод жалобу. А приложено при том доношение краткого размышления на решение пенз[енских] консистористов. - Комета явилась по подаче чрез полторы недели в севере. - Краснослоб[одского] монастыря святые врата на север и у ворот моя келия10.

С виду кажется, что Тихон поступил продуманно, отправив жалобу из соседней губернии (чтобы не перехватили, наверное),

9 ГАПО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 831. Л. 494-494 об.

10 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 76-76 об.

но какой, в сущности, в ней был смысл, если епископ Афанасий уже пребывал на покое?

Прошения Смирнова заключали в себе не только проповедь покаяния, но и вполне конкретное желание стать священником. Вообще говоря, дело можно было представить себе самым банальным образом (канцелярский служитель, сын диакона, просит посвятить его в духовный сан), если бы не все остальное. Да и здесь - снова загадка: о желании Смирнова стать священником ничего не пишет ни он сам в дневнике, ни святитель Иннокентий в письмах к столичным знакомым (может быть, он находил это преждевременным и неуместным?). Общаясь с Тихоном едва ли не каждый день, поселив его в соседней комнате, за три с лишним месяца собственно его прошения Иннокентий так и не рассмотрел, о чем свидетельствует запись в журнале консистории от 8 декабря 1819 г. В тот день, как мы понимаем, в консистории в очередной раз слушали прошение

коллежского регистратора Тихона Смирнова о посвящении его во священника и при оном еще две бумаги, от него же, Смирнова, поданные: 1-я о месте пребывания его, а 2-я о включении в справку, на которых писанных в прежних его бумагах притчей, и о исключении из оных некоторых слов. Приказали: как из справки видно, что по прежде поданным от коллежского регистратора Смирнова в сию консисторию бумагами журналом сего года маия 8-го дня заключено: по прибытии преосвященного Иннокентия на епархию, представить все оные на его благорассмотрение, и буде впредь какие вступать будут от него, Смирнова, бумаги, приобщать к оным, то и оные приобщить к прочим, и по прибытии преосвященного Амвросия, епископа Пензенского и Саратовского и кавалера, представить все оное дело на его рассмотрение11.

Господь почивает в его сердце

Пришла пора рассказать и о личном знакомстве Тихона Смирнова со святителем Иннокентием. Оно состоялось 24 июня 1819 г. Первый записал в дневнике:

Явился я к пензенскому епископу Иннокентию, быв на сей случай воздвигнут духом, и вскоре представил к нему замечаний и краткое

11 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 1381 об. - 1382.

наставление под образом пастырского наставления и с размышления того, что в Син[од] копию ходатайствовал и просил, чтоб он мне во всем касательно до общего спасения помог, что еписк[оп] Иннокентий упросил меня, недостойного, остаться при его доме и обещался о мне и о деле ходатайствовать. И я из его дома в монастырь уже и не возвратился, и остался в его доме12.

Далее Тихон записывает, что 26 июня духовная беседа с архипастырем «продолжалась более двух часов, и я был приглашен к столу»13; 27 июня они беседовали «о Законе Божием и общем спасении, беседа продолжалась, есть [ли] только не ошибаюсь, более трех часов, и я несколько вкусил пищи у епископа Иннокентия»14, 28 июня они «рассуждали о комете, которая течение взяла и имела у нас против прежнего выше и затмевалась мглою»15; 29 июня

дана мне комната от епископа Иннокентия при нем, и ко мне прорублено было окно. В сей день литургию отправлял еписк[оп] Иннокентий у Петра и Павла, где и я с ним, недост[ойный], был. Пред обедом с полчаса паки рассуждали о Законе Божием и о спасении самих себя и ближних16.

Святой принимал участие и в семейных делах Тихона.

Епископ Иннокентий чистосердечно нередко говаривал мне, не нуждается ли мое семейство и протчее, и есть ли нуждается, то я без сомнения брал у него денег и семейство свое не оставлял <...> супруга моя как в Краснослободский монастырь, так и к архипастырю Иннокентию в сем 1819-м году являлась, и просила меня к ней паки по-прежнему возвратить17.

За неделю до смерти святитель велел отправить сто рублей семейству Смирнова в Кузнецк18.

12 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 76 об. - 77.

13 Там же. Л. 77.

14 Там же. Л. 77-77 об.

15 Там же. Л. 77 об.

16 Там же.

17 Там же. Л. 120.

18 См.: Там же. Л. 80.

Любопытна еще одна дневниковая запись:

Июля 5 было мне испытание, с чего я начал проповедывать покаяние. На сей вопрос я ответствовал, что мы забыли Бога и свой закон, и содержим его на одном языке. - Епископ Иннокен[тий] паки вопрошал: «Ты почему-де узнал». - Ответствовал: надобно осмотреться всякому, кто кому служит и работа[е]т и чье иго и бремя несет, и тем сие происходило довольно. Наконец еписк[оп] Иннок[ентий] сказал: «совершенно проповедывать - покаяние нужно»19.

Видимо, последним выражением святитель давал понять Тихону, что для проповеди покаяния нужно прежде самому совершенно во всем покаяться и очиститься.

4 и 7 июля 1819 г. Иннокентий говорил о Тихоне со своим предместником, епископом Афанасием (который, заметим, велел все поступавшие от Смирнова бумаги попросту сжечь, считая его сумасшедшим). Своими мыслями о «проповеднике покаяния» святитель делился и со столичными корреспондентами. В письме от 6-8 июля он подробно описывает княгине С. С. Мещерской своего нового знакомого:

На сих днях ко мне явился Тихон Смирнов, который проповедует всеобщее покаяние. Ныне в Великой Четверток он сам публичное (в церкви пред народом) с позволением настоятеля принес покаяние во всех грехах своих. Желает (просил комитет библейский), чтобы их напечатали, для смирения его собственно - и во образец смирения прочим. Теперь живет у меня! он и из монастыря Краснос-лободского - Пензенской епархии. Ревность к проповеданию или распространению покаяния, иначе обращения к Богу, имеет непреодолимую - умру, говорит; а не отстану от своих мыслей, от данного мне побуждения распространять славу Божию. - Так милосерд Господь к нам, грешным! Посылает проповедников тогда, как не чаем, и тех, кого не предполагаем; и там, где, кажется, ожидать нельзя. Он 7 лет полагает покаяние; и потому внушает поспешность. Советует завести училища - где бы обучали только страху Божию и благочестию; а не языкам и наукам. Жалуется на духовенство - впрочем, не осуждая; чего крайне боится. Чтение и пение во храмах почитает и называет очень безобразным. Внимания к читаемому не находит: но и кто не найдет того же, коли будет внимательно смотреть на

19 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 78-78 об.

безвнимательную братию нашу. Епархиальные дела мало оставляют времени для беседы с Тихоном: но дотоле не расстанусь; доколе Господь не возмет его из рук моих. Жемчуг беречь надобно. С ис-тинным сокровищем связует сердце: иде же бо сокровище ваше, ту будет и сердце. Разительная или резкая в нем ревность немногим полюбится. Сочтут так, как многие сочли и считают сумасшедшим. И потому авось либо опять возвратят ко мне - также малоумному; о как бы я желал так гореть всем сердцем, всем духом; чтобы восхотел лучше умереть, чем умолчать о покаянии, о распространении славы Божией в народе!20

Около 5 августа 1819 г., забыв, что уже писал о Тихоне месяцем ранее, он вновь в письме к Софье Сергеевне обращается к его фигуре:

Вы не знаете моего или Господня Тихона. Нет! я об нем никогда вам и не говорил. Он явился в Пензе и из одного пензенского монастыря. Недавно была у него жена с дочерью, не дивитесь! жена благородного звания. Он оставил ее - хотя ей и не хочется того, ждет его возвращения к супружеству: а он хотя умереть готов, только бы пожертвовать собою славе Господа Иисуса Христа, только бы обратить христиан ко Христу, на путь правый! Вам не нравится или кажется сомнительным его пророчество о 7 летах. Правда, что такая весть необыкновенна. Но что нам до суждения и осуждения? Час смертный приходит без числ и без измерений наших: он от Господа. Но и можем ли воспретить Господу говорить устами избранных Своих? Можем ли отрицать седмилетие, не знавши судеб, избранным Божиим открываемых? Кто знает, как и чем надобно искуситься и самому Тихону: кто знает, сколько и в нем остается человеческой темноты, которая мешает вполне открыться свету духовному - Божественному. Кто знает, что предсказание есть тма - человеческая для сокрытия других даров Божественных: - или свет, открывающий множество света душам, пробуждающимся от усыпления? Господи! сердца человеческие глубоки - а Твои судьбы? О! кто измерит бездну их! кто стерпит самое приближение к ним, естьли дерзает приступить без очищения и благословения21.

20 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений. Пенза, 2019. Т. 6. С. 544-545.

21 Там же. С. 582-583.

1 июля святитель отправил письмо о Тихоне министру духовных дел и народного просвещения князю А. Н. Голицыну. Процитируем его основную часть:

Краснослободской пустыни, Пензенской епархии, послушник Тихон Смирнов, явясь ко мне, представил бумаги, писанные им в Пензенскую консисторию, в Святейший Синод, сказал, что другие послал в Московской библейской комитет для пересылки в комитет Российской - к Вам, подал преосвященному Афанасию, моему предшественнику; впрочем, все различные, хотя одного почти содержания: именно - в консисторию - открытый лист покаяния публичного, принесенного в Великий Четверток в монастыре по благословению настоятеля; потом 4 побуждения, чтобы консистория представила высшему начальству его бумаги и сама действовала к распространению покаяния в народе. К преосвященному, кроме публичного покаяния о грехах, представил замечания на все грехи - на тяжесть, продолжение и, кажется, очищение. В библейской комитет - лист грехов своих, в коих публично каялся, с приложением двух рублей сребром, дабы комитет напечатал оный лист и два экземпляра прислал к нему, прочие в ком[итет] Петербургский и друг [и] м (конечно, странное желание!). Впрочем, я на сию странность получил ответ: батюшка! для смирения, пусть все считают за глупого и за истинного грешника, так как и в самом деле есть. Бумага в Святейший Синод в виде жалобы на консисторию и на предместника. Впрочем, написана без формы - и пером и языком простым. Предмет всех его желаний есть проповедь покаяния всем, всему роду человеческому: покаяния или истинного обращения ко Господу. Он мысль сию получил от Господа после оного публичного покаяния. Теперь весь горит ко Господу, не переменяя того же желания. Умру, говорит, а не отложу, переменю того, что дано от Господа. Естьли неизвестны Вашему Сиятельству бумаги, ни синодальные, ни комитетские: то могу доставить, а бумаги, поданные преосвящ[енному] Афанасию, по слов[ам] самого преосв[ященного], сожжены; консисторские целы, разве сколько-нибудь позамараны. Сердца судит Господь, а по словам, Тихон любит Господа Иисуса Христа всем сердцем. Теперь живет у меня, не смею, чтобы пожил и подолее; не знаю, согласится ли; жаль, что в расстроенном доме нельзя найти келейки для такого - более духовного, нежели телесного человека22.

22 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений. Т. 6. С. 540541.

Суть дела Смирнова Иннокентий излагает очень точно, свое отношение к нему - тоже; однако о чем же он просит князя? О том, чтобы он дал ход жалобам Тихона? Нет. О напечатании листков с его покаянием? Тоже нет, тем более, что святитель как опытный цензор понимал полную литературную беспомощность принятого им под покровительство автора - как и то, что публикация таких текстов скорее дискредитирует идею покаяния, чем принесет кому-то душевную пользу. Второе и последнее письмо к Голицыну о Тихоне архипастырь написал уже 22 сентября, менее чем за три недели до смерти:

По неотступной просьбе Тихона, о коем доносил Вашему Сиятельству, при сем честь имею препроводить его бумаги на Ваше личное рассмотрение. Оне писаны пером неученым, а потому наполнены повторениями, некоторыми странными словами и выражениями; но точно от избытка сердца. В них опыты духовной жизни изложены без вымыслов, без примеси мирской и суетной: желание проповедать покаяние или обращение к Господу Богу, как душа всех мыслей, начертано, по моему мнению, кровию, которую Тихон действительно готов пролить за имя Господа Иисуса Христа. На проповедь обращения ко Господу и я согласен с Тихоном: а в рассуждении средств и образа, коими и где проповедовать, не могу подать согласия, имея в виду другие, кажется, лучшие. Простите мне, Сиятельнейший князь, что при многочисленности дел Ваших, занимаю Вас бумагами Тихона. Ей, оне духовны! Господь почивает в его сердце и питает его истинным браш-ном любви своей. Чистоту же или нечистоту духа представляю вполне Вашему опытнейшему в делах духовных оку23.

Итак, единственное, о чем просит Иннокентий князя Александра Николаевича, - это прочесть бумаги Смирнова. Занятие, прямо скажем, непростое и не особенно приятное, ввиду не лучшего почерка автора и полного отсутствия у него литературных способностей. Выполнил ли эту просьбу (по сути, последнюю волю!) святителя Иннокентия князь Голицын? Думается, что да: он тоже любил подобных проповедников (не зря же чуть позже привечал и архимандрита Фотия). Во всяком случае, он записки не сжег, а передал святителю Филарету (в его личном фонде в РГИА они и сохранились до наших дней).

23 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений. Т. 6. С. 598.

Сам Тихон, видимо, неустанно докучал Иннокентию просьбами об отсылке своих произведений влиятельным столичным знакомым, и многократно упоминает в позднейших записках об интересе с их стороны к своей персоне. Любопытная деталь: он сам пишет, что и Мещерский, и Голицын советовали святителю «быть против меня осторожне[е] с некоторым замечанием»24. Меж тем, вроде бы, в письмах к ним ничего не должно насторожить. К примеру, князю П. С. Мещерскому, обер-прокурору Синода, 6 июля святитель Иннокентий сообщает:

У меня живет один послушник, Тихон Смирнов, который писал бумагу в Синод в виде жалобы на Пензенскую консисторию: он проповедует всеобщее покаяние, ибо близь есть, при дверех, повторяет он! Еще 7 лет, и что будет? а мы, верующие, должны и говорить, и чувствовать - еще 7 минут, и что будет, кому достанется все - и чего ожидать на этой земле, как не разрушения всего? О князь! будем молиться, чтобы Господь всех вразумил не разделяться; но в любви идти к нему: чтобы великие и мудрые с низкими и глупыми нами соединясь и сердцем, и духом, все творили к славе Господа нашего Иисуса Христа!25

Думается, предостережения петербургских друзей можно истолковать двояко. Во-первых, они знали еще с прежних времен неумеренную любовь святого к разного рода странникам и блаженным, даже если таковых считали безумцами и даже если кто-то из них входил в доверие к нему с корыстными целями. Биограф свт. Иннокентия протоиерей Василий Жмакин пишет:

Расположение Иннокентия ко всевозможного рода юродивым в эпоху деятельности в Петербурге увлекало его иногда за пределы умеренности. К нему под маской религиозного юродства являлись иногда продажные лица, переодетые шпионы с целью узнать его действительный образ мыслей и довести до сведения покровительствовавшего подобного рода низким приемам министра духовных дел. Появление таких лиц тем большую представляло опасность для Иннокентия, что он отличался простотой и откровенностью и никогда не умел скрывать своих убеждений. Друг его Филарет не раз предостерегал его от

24 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 79.

25 Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений. Т. 6. С. 542.

разных проходимцев - святош, и тем, конечно, избавлял Иннокентия от больших неприятностей26.

Это первое, поверхностное предположение. Подтекст мог быть глубже. Мы помним намек (пусть туманный) преосвященного Евгения (Болховитинова) о связях Тихона Смирнова с Аракчеевым. Иннокентий мог и не знать о том, что граф замешан в деле его высылки из столицы; но его более искушенные в интригах друзья, если были в курсе, разумеется, опасались провокаций против святителя и, возможно, против его былого патрона - князя Голицына.

Однако Тихон Смирнов не имел никакого злого умысла. Из своей близости к правящему архиерею он не извлек ни материальной, ни карьерной пользы. Зато навлек на себя гнев служителей архиерейского дома: как сам пишет, за то, что советовал святителю,

чтоб он не только примером благочиния в храмах Божиих содеял, но и здешнее сквернословие, кощунства, пляски и скачки, яко весьма Закону Божию противные, постарался испразднить, и издал бы нащет того повсеместно особое наставление, что оный епископ и намеревался было со временем исполнить. - А по дому для соблюдения того призывал дважды своего эконома и давал ему на тот случай словесный приказ, оттого меня всюду и возненавидели27.

В итоге сразу же после смерти святого из архиерейского дома Тихона выгнали.

В ноябре 1819 г. Тихон на короткое время уехал к знакомому причетнику в Сергиевскую Виргу Нижнеломовского уезда (ныне того же района Пензенской области), а в декабре вернулся к семейству в Кузнецк. 28 декабря побывал у нового правящего архиерея, епископа Амвросия (Орнатского) и вновь начал докучать своими бумагами консистории; Амвросий их уже не жег, как Афанасий, но и не разделял восхищения перед Тихоном святителя Иннокентия. Любопытна запись в дневнике Смирнова, сделанная в феврале 1820 г.: «.в вечеру был я у епископа Амвросия на удиенции, который в сие время расспрашивал, как и прежде, о порядках покойного еписко-

26 Жмакин В. И., прот. Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский: Биографический очерк. СПб., 1885. С. 51-52.

27 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 80. Л. 67-69 об.

па Иннокентия»28. 17 апреля Тихон получил отношение от князя П. С. Мещерского с просьбой прислать имеющиеся при нем сочинения Иннокентия или указать, где таковые находятся, но помочь ничем не смог. С Мещерским они переписывались как минимум до 1826 г. всё о том же - проповеди покаяния - и все так же бесплодно.

Дело о коллежском регистраторе Смирнове

Меж тем в Петербурге после донесения консистории Синода и после писем Иннокентия началось дело о коллежском регистраторе Смирнове. С одной стороны, исследовался факт публичного принесения им покаяния - не было ли здесь чего-то противозаконного; с другой - бумаги, присланные свт. Иннокентием и его преемником. 23 октября 1820 г. Синод своим указом предписал Пензенскому епископу Амвросию (Орнатскому) прислать все бумаги, которые Смирнов адресовал еще епископу Афанасию. 27 октября на заседании Синода рассматривался рапорт Амвросия, при котором он препроводил требуемые бумаги.

Надо сказать, что этот рапорт - едва ли не самое дельное, что было тогда написано о Тихоне и его сочинениях. Во-первых, преосвященный Амвросий дает абсолютно верную характеристику всех бумаг и обосновывает нецелесообразность их публикации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель оных та, чтобы чрез повсеместное распространение оных побудить примером его всех к подобному покаянию, обращении и исправлении жития своего; а как таковых и подобных примеров в истории христианства имеется бесчисленное множество, и наставлениями для священнослужителей несравненно благоразумнейшими, убедительнейшими и назидательнейшими от правительства снабдены достаточно и церкви, и служители алтаря, - то оставить оные бумаги, яко излишние, без всякого действия.

Во-вторых, Амвросий (есть основания предполагать, что он сам, а не кто-то из членов пензенской консистории) взял на себя труд найти смысл и представить общее содержание сочинений Смирнова:

28 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 84 об.

Вообще же содержание сих бумаг заключается в том, что он, Смирнов, почувствовав угрызение совести в грехах своих, испросил у настоятеля позволение принести во оных публичное покаяние в церкви и исполнил оное пред ним и братиею. Потом, желая примером сим и других возбудить к покаянию, отправил оное чрез настоятеля в консисторию, а вслед затем по случаю явления ему Ангела Господня с известием, естьли люди не обратятся на истинный путь и не покаются, узрят во всех концах земли месть Господню; как за бесчеловечные их дела и за вечное их нечестие и бывших потомков их, так и неверие во имя Его святое и содержание истинное в неправде, в 7 лето, каковое место от начала мира не было; явится же Антихрист, всех слава антихристиан и противников Христовых, в настоящем виде до дней ли 1825 лета или в те дни, и сколько будет соблазнять человеческий род на земли, Бог весть29.

Далее автор рапорта пунктуально (но, в отличие от Тихона, внятно) перечисляет все сверхъестественные явления, описанные Смирновым.

В-третьих, епископ Амвросий сообщает два существенных факта: «Некоторые из означенных бумаг внесены были консисто-риею к покойному преосвященному Иннокентию, но по смерти его найдены без резолюции»; «сей же Смирнов, как по делу видно, просил консисторию в декабре 1818-го года о принятии его во священство»30. Это - подтверждение того, что какого-либо окончательного решения о Тихоне, так им ценимом, святитель Иннокентий не принял, равно как и о рукоположении его в священный сан.

В соответствии с журналом Синода, подписанным 3 декабря, обер-прокурор князь П. С. Мещерский 16 декабря 1820 г. направил князю А. Н. Голицыну рапорт:

Имею честь представить при сем копию с определения Святейшего Синода от 3-го сего декабря, которым предоставляется рассмотрению Вашего Сиятельства: не благоугодно ли будет довести до сведения Государя Императора, как о принесенном коллежским регистратором Смирновым публичном покаянии и убеждении к тому других, так и о положении Святейшего Синода по сему предмету последовавшему,

29 РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 14. Л. 85.

30 Там же. Л. 86, 87 об.

о запечатании всех поступивших от пензенского Преосвященного по оному бумаг и об отдаче для хранения в Синодальный архив31.

20 декабря Голицын адресовал Мещерскому записку:

Завтра в половине двенадцатого часа надеюсь у вас быть в Синоде. До того времени можете докладывать дела. Притом прошу Ваше Сиятельство приказать сделать для меня записку, какое производство было о Смирнове по представлению Иннокентия, преосвящен[ного] Пензенского, и на чем остановилось оное ныне32.

На самом же рапорте князь Голицын сделал пометку, что докладывал о Смирнове государю 23 декабря. Судя по всему, Александр I одобрил решение Синода запечатать все бумаги и отправить их в архив и дело на том прекратить.

В декабре 1824 г. князь Мещерский вновь направил епископу Амвросию запрос:

Находя нужным иметь сведение о настоящем образе жизни и поведении коллежского регистратора Смирнова, я покорнейше прошу Ваше Преосвященство меня о том уведомить33.

Почему вдруг вспомнили о Тихоне спустя четыре года? Возможно, опасались каких-либо выступлений с его стороны в связи с наступлением 1825 года, когда «проповедник покаяния» обещал пришествие антихриста? Так или иначе, 11 января епископ Амвросий отвечал:

Оный регистратор Смирнов препровождает жизнь кроткую, тихую, трезвенную и христианину истинному сообразную, занимаясь для содержания себя с семейством своим письмоводительством по вотчинным крестьянским делам Кузнецкого округа Саратовской губернии, пастырем и всеми здравомыслящими и по Духу Божию живущими уважаемый34.

10 февраля князь Мещерский подал Александру I обстоятельную записку с изложением всей предыдущей жизни, взглядов и нынешне-

31 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 8916. Л. 1-1 об.

32 Там же. Л. 2.

33 Там же. Л. 9.

34 Там же. Л. 10.

го состояния Тихона. Это наводит на мысль, что о Смирнове вспомнил сам император. На записке пометка (кажется, рукой начальника отделения Чичагова): «Государь изволил читать 4 марта 1825»35.

Оценки Филарета Московского и Антония Радонежского

Последнее упоминание о Тихоне Смирнове и его попытках напечатать свои труды относится к 1853 г. Ему исполнилось тогда уже около 65 лет; со времени принесения публичного покаяния в Краснослободском монастыре прошло 34 года, а своих мыслей он так и не изменил, и надежд не оставил.

Святитель Филарет (Дроздов) в письме к своему духовнику, наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву; 1792-1877), 8 февраля 1853 г. сообщал:

Весьма благодарю вас за рассуждения, к которым подал случай Тихон Смирнов, и соглашаюсь с тем, что по его письму ничего предпринять нельзя. Но я не думаю, чтобы он движим был желанием прославить свои творения. Он жил у преосвященного Иннокентия Пензенского во все время его пребывания в Пензе, до самой его кончины: и преосвященный постоянно отзывался о нем как о человеке благочестивом и смиренном. После предлагали ему службу ближе к столице: он не погнался за сим и оставался в своем краю в нужде, служа писцом у какого-то городничего. Из каких современных событий и как мог извлечь Тихон в 1819 году предсказание, что в 1825 будет туга велия на людех? Между чистыми пророками и между ложно выдающими себя за пророков, или мечтающих быть таковыми, нет ли среднего рода людей, которые, стремясь к добру, хотя еще находятся в смешанном состоянии, имеют некоторые созерцания, подобно как имеют некоторые добродетели, и провидение Божие, допуская их открывать свои предчувствия, имеет цель, тем, что в них есть доброе, возбудить некоторых к добру, а тем, что в них есть смешанное, облегчить суд над теми, которые не поверят? Рассудите мой помысл, и скажите мне лучшее36.

35 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 8916. Л. 11.

36 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Антонию 1831-1867 гг. Ч. III. С. 192-193.

Оценка святителя Филарета для нас очень важна: она позволяет определиться в своем отношении к личности Смирнова и понять, за что же его так ценил святитель Иннокентий. В одном из рукописных сборников, хранившихся в библиотеке Троице-Серги-евой лавры, есть несколько листков, на которых преподобный Антоний собственноручно выписал изречения «проповедника покаяния» и озаглавил их «Духовные советы, мысли и опыты коллежского регистратора Тихона Смирнова, извлеченные из бумаг его... 1827 года»37. Не видев оригинала, не оценишь, какую трудоемкую и масштабную работу провел прп. Антоний: мы уже говорили о почерке Тихона и его бессвязной манере изложения материала. Тем ценнее извлеченные наместником лавры крупицы; поэтому предлагаем еще ненадолго отвлечься от жизнеописания святителя Иннокентия, вчитаться и вдуматься в избранные тезисы Тихона.

1. Кто против совести в исправлении себя перечит, тот без сомнения скоро совесть свою потеряет и тем крепче смертными сетями опутан будет; и, где не думал, падет, и разобьется душой и телом.

2. Кто вознамерился идти путем добродетели, а от распрей, прекословия и пустословия не удерживается, тот подобен вливающему воду в худой или рассохшийся сосуд.

3. Потребно ищущему Бога удаляться от светских собраний, а когда в них быть доведется, говорить не более, как сколько нужно, иначе празднословием сделает себе вред. Удаляться же от сообществ надлежит осторожно и неприметным образом, потому что ты от оных уклонился, а соблазна никому не дал, возноситься не дерзай.

4. Не оставляется тот, кто, подвизаясь для достижения Царствия Бо-жия, хотя сто крат, но увольяется <?> и поражается, однако восстав не ослабевает, а от своего дела не отстает, и умереть в том добровольно за имя Христово соглашается, приводя <?> себе на ум в самых поражениях своих сии утешительные слова: хотя и умру, но тем от Христа Бога моего не отступлю.

5. Когда противные силы со всех сторон нападут на душу и откроют жаркую войну, тогда потребно в увдалении <?> с умилением молиться часто и кротко, неотступно и крепко: о приходящих помыслах не размышлять, к ним не обращаться и действовать им в себе не попускать, а только мысли свои углублять в молитву, пред очами Божи-ими пребывать и сердечными очами ко Господу взирать; о грехах

37 НИОР РГБ. Ф. 304. II. № 249. Л. 495-497 об.

своих, о нападении вражием и о своей немощи стенать, как же скоро положенное время молитвы окончится, тотчас приниматься за рукоделием или за чтений житий святых отец и других полезных книг.

6. Кто желает спастись и совершенно ищет Господа, тому потребно смириться пред Богом и человеками.

7. Во время молитвы должно противиться не только суетным помыслам, но всяким мыслям о духовных и полезных делах, которые безвременно проходят, а углублять мысль и понуждать свою единственно в чтении молитвы и богомыслие до окончания оных.

8. Ищущий Господа должен сокрушаться о грехах и от них отвращаться и сторониться делать оные вновь.

9. Сверх утренних и вечерних молитв, когда время позволяет, в продолжение дня нужно кратко совершать моление о спасении своей души от всякого зла и от нашествия мысленных татей, и о подкреплении в немощах душевных и телесных.

10. Старших и всех вообще должно почитать и оказывать себя послушным во всем, кроме зла.

11. Должно удалять мысли свои от мира, мирской веселости и роскоши и от всех нечистых и непристойных движений, и на сердце восходить таковым мыслям никогда не позволять.

12. Богомыслием или мысленною молитвою во всякое время, как то при рукоделии, за столом, на постели, в стоянии, хождении и нахождении, заниматься должно и оного ум свой всегда напрягать и тому поучаться.

13. Не должно попускать мыслям бродить, куда случится.

14. Отдохновение ночное и дневное должно брать в меру, осязающему <?> покою, по прихотям плоти, под видом немощи, не предаваться. К таковой, однако, точных живший по мирскому должен изучаться постепенно.

15. Непрерывно заниматься должно, то чтением полезных книг, то духовным размышлением, то умственною краткою молитвою, то рукоделием и нужными домашними делами и между дел праздно время не проводить.

16. В болезнях, бедах, напастях и злословии от людей должно иметь терпение, со благодарением и веселящимся сердцем. На оскорбляющих не раздражаться, гневу противостоять или обращать оный на невидимых врагов, а о людях, ими обманутых, соболезновать, укоризны пропускать мимо ушей и в гонениях на сердце нежели восходить не давать, а ожидать в том утешение Божие.

17. Домашние раздоры кротостию должно прекращать, домашних смирению, взаимной любви и закону Божию поучать и от злых дел

отвращать, а когда невозможно, то принимать крест и все на себя переносить.

18. Всех должно внутренно любить или, естли сего дара еще нет,

На этом рукопись обрывается, внизу помечено другим почерком: «Писано рукою наместника Лавры архим[андрита] Антония»38. Многие мысли просты до банальности, однако все они совершенно здравые, совершенно в духе церковной традиции. Вообще, кажется, если бы Тихон мог хотя бы немного более связно и логично выражать свои мысли, успех его проповеди был бы куда больше. Возьмем, к примеру, его совершенно утопический с виду тезис о том, чтобы «завести училища, где бы обучали только страху Божию и благочестию, а не языкам и наукам». Ведь близкие по духу мысли есть, к примеру, у блаженного Августина в начале его «Исповеди»: он тоже жалуется на то, что в молодости напрасно столь много учился тому же красноречию и столь мало душеспасительным предметам.

При всем неумении выразить свою мысль на письме (вероятно, и устно), при всем его юродстве, при всей невозможности представить себе Тихона приходским священником, надо признать, что он мыслил шире членов пензенской консистории, говорил порой вещи абсолютно верные. В глазах чиновников и даже епископа Афанасия он был безумцем (удивительного в этом мало); но такую же подспудную борьбу с формальным ведением дел, когда поклоны в составе епитимии превращаются из средства покаяния в какое-то механическое, едва ли не гимнастическое упражнение, вел, как можно заметить, и сам святитель Иннокентий Пензенский.

Да, вероятно, Тихон Смирнов имел в себе многое от юродивого. Просто мы привыкли к тому, что юродивые - люди полуграмотные, говорят малопонятными обрывками фраз, значение большей части из которых становится ясно намного позже (если вообще становится). А Тихон, на наш взгляд, был юродивым, только не говорившим, а писавшим. Искать смысл в каждой его строчке -занятие бесперспективное. Однако общее настроение, искренний призыв к покаянию ценил в нем не один Иннокентий, но и преподобный Антоний, и святитель Филарет.

38 НИОР РГБ. Ф. 304. II. № 249. Л. 495-497 об.

Многие мудрые святые ценили юродивых за их обличения, простую искреннюю веру, за открытые им свыше картины из будущего. И то почтение, которое оказывал Иннокентий солдату Ивану в Петербурге и «проповеднику покаяния» Тихону в Пензе, вполне укладывается в эту традицию.

Список источников и литературы

1. Жмакин В. И., прот. Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. Биографический очерк. СПб., 1885.

2. Иннокентий (Смирнов), свт. Полное собрание творений. Т. 6. Пенза, 2019.

3. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы Лавры архимандриту Антонию 1831-1867 гг. Ч. 3. 1850-1856. М., 1883.

4. Псковские письма митрополита Евгения Болховитинова к петербургскому библиографу и археологу В. Г. Анастасевичу. 1819-й год / публ. Н. Полетаева // РА. 1889. № 6. С. 21-84.

Выходные данные статьи

Белохвостиков Е. П. «Проповедник покаяния»: Тихон Смирнов и мнения о нем святителей Иннокентия Пензенского и Филарета Московского // Филаретовский альманах. 2023. Вып. 19. С. 7-29.

Belohvostikov E. (2023) "Propovednik pokayaniya" Tihon Smirnov i mneniya o nem svyatitelej Innokentiya Penzenskogo i Filareta Moskovskogo [The 'Preacher of Repentance' Tikhon Smirnov and the Opinions about Him of Sts Innocent of Penza and Philaret of Moscow]. Filaretovskii al'manakh, vol. 19, pp. 7-29 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.