basis
Уже упоминалось о том, что в «Vox Medii Aevi» начинают публиковаться критические переводы опубликованных источников. Это первый наш подобный опыт, однако не последний. Перед вами текст проповеди XIII века, который позволила нам опубликовать Наталья Голубева, наш друг из МГУ. Кроме того, она подготовила вступительную статью, а также снабдила текст ссылочным аппаратом, который позволит разобраться в библейских и не только отсылках источника. Перевод это авторский и его использование влечет за собой некоторые моральные обязательства, о которых приличные люди даже не говорят, т. к. уже о них осведомлены.
Проповедь о Ни о ком (вступительная статья)
Христианская проповедь, первоначально развивавшаяся хаотично, как дисциплина берет свое начало с Блаженного Августина, писавшего о знаковой природе речи в своей работе «De doctrina christiana». В отличие от античной, христианская традиция строила риторическую аргументацию не от рассуждений, а от авторитетов, среди которых был один абсолютный — Священное Писание.
На рубеже XII-XIII вв. происходят два чрезвычайно важных события: во-первых, осуществляется перевод с греческого на латынь «Риторики» Аристотеля, важнейшего памятника античной философии, во-вторых, составляются первые логические «суммы» по основным наукам. Считается, что новый тип христанского поучения сложился в средневековом университете, поскольку здесь проповеди читались перед квалифицированной аудиторией, и построение их могло быть предметом внимания и обсуждения.
Одновременно возрастает число источников, свидетельствующих об антиклерикальной сатире в университетских кругах, которая становится все менее добродушной, все более страстной и обличительной1. В это время становятся популярными пародийные проповеди, возникающие во многих европейских странах.
В конце ХШ века в папской курии оказалась пародийная проповедь на латыни, вобравшая в себя изменения искусства риторики в течение предыдущих
1. Dronke P. Profane elements in literature// Renaissance and renewal in the twelfth century. Cambridge, 1991. P. 582
2. Beriou N. L'avènement des maîtres de la Parole. La prédica-7 tion à Paris au XIII siècle.
Paris, 1998. P. 207
3. Библейские симфонии, или конкорданции — это собрание в алфавитном порядке всех встречающихся в Священном Писании слов, выражений и фраз с указанием места, где они находятся.
4. Небытие или Ничто — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия.
столетий. Этот текст, хранящийся ныне в Апостолической библиотеке Ватикана, содержит в себе опровержение («Reprobatio») созданной неким Раулем (Рудольфом) защиты «Проповеди о Ни о ком».
Автор «Опровержения» называет имя в начале своего труда. Речь идет об Стефане из Сент-Джорджа, являвшимся одним из прокуроров короля Англии в римской курии и одновременно в 1280-х гг. секретарем папы. Защитник веры призывает осудить историю Никого (Nemo), «сына дьявола» и «Антихриста», искусно собранного из отрывков различных строф Писания. Известно, что Стефан представил свое произведение кардиналу Бенедетто Гаэтани, утвердившему «Опровержение». Секретарь заявил, что Рауль — ересиарх, основатель секты, приверженцем которой являлся Петр из Лиможа.
Благодаря положительной оценке «Опровежения» кардиналом Гаэтани текст был помещен в анналах 1281—1290 гг. Г. Денифль, их издавший, предложил более точную датировку — 1290 год, основываясь на намеке в последних строках на предстоящий Собор.
Николь Берьу, чье критическое издание мы использовали в данной работе, придерживается иной точки зрения. Она считает, что «Опровержение» в действительности было юмористическим ответом на пародийную проповедь, нечто вроде развлечения священника — любителя хорошей шутки2. В любом случае, нападки Стефана из Сент-Джорджа наводят нас на группу из Сорбонны, сердца развития искусства проповеди XIII века Никто, очевидно, — персонаж, появившийся благодаря усовершенствованию инструментария работы проповедников, то есть с помощью третьей, «английской» конкордации, выполненной около 1250 года, указывавшей контекст слов Писания3. Никто был одним из «слов-маркеров», чье местонахождение легко отыскивалось в тексте. Создатели проповеди дали жизнь человеку по имени Никто, используя примерно сорок цитат из Писания.
Откуда же пришла идея проповеди? Она появляется в развитом Средневековье, прежде всего, в онтологии: парадокс Ничто4, которое одновременно может быть чем-то. Тем не менее, автор проповеди вряд ли обладает подобными интеллектуальными амбициями. Он, вероятно, испытал влияние Исидора Севильского и его «Этимологий», в которых встречался nemo из ne-homo.
Самый древний манускрипт, содержащий «Проповедь о Ни о ком», относится ко второй половине XIII века; согласно катологу Мадана (№ 3462), манускрипт создан в Англии во второй половине XIII века и включает в себя различные назидательные отрывки в прозе и стихах. Другой, более поздний, манускрипт предлагает ту же версию текста проповеди. Различия минимальны,
с помощью последующих версии их количество можно сократить и воссоздать текст, созданный в Сорбонне5.
В целом, существует пять версий истории Никого, удостоверенных 19 манускриптами. Критическое издание второй, более совершенной, версии было предпринято Мартой Бэйлесс.
Существует две главные редакции этого текста. Первая, подтвержденная двумя манускриптами:
a) Оксфорд. Бодлейнская библиотека. Фонд Selden supra, рукопись 74, листы 10-13.
Она датируется XIII веком; первое издание было подготовлено Мейером, Монтальоном и де Ротшильдом в 1855—1878 гг.
b) Мюнхен, Баварская национальная библиотека, рукопись 12034, листы 140-142;
Другая датируется XV веком, около 1404/5 гг.
Вторая версия подтверждена двумя манускриптами XIV и XV вв. Критическое издание текста проведено Мартой Бэйлес. Она также использовала отрывки из первой редакции и выявила различающиеся фрагменты6.
Этот перевод сделан по тексту, изданному Николь Берьу по оксфордской рукописи7. Стоит отметить, что обе рукописи чрезвычайно близки композиционно. Однако существуют уникальные интерполяции, встречающиеся только в одной из них.
Источник написан на латинском языке, который отличают некоторые особенности. При работе с проповедями всегда существует вероятность того, что изначально произведение было написано или произнесено на volgare, а уже впоследствии оформлено на латыни. Анализ нашего источника указывает на его университетское происхождение. Грамматика почти не содержит отклонений от нормы, базируясь преимущественно на примитивных конструкциях, связывающих сюжет с цитатами из Писания: ut legitur, et alibi, unde alibi.
Что касается лексики источника, то в проповеди использованы приемы пародий предшествующих столетий на священную литературу. Шутливая подборка цитат из Писания является главным комическим орудием. Тем не менее, эти цитаты не видоизменены и не комментируются.
Структура «Проповеди о Ни о ком» базируется на использовании идиом и техник, характерных для средневековой традиции. В проповеди XIII века обыкновенна четкая конструкция, в значительной степени являвшаяся ответом на «схоластическую дисциплину» в университетах, с ее акцентом на системный анализ и дефиниции как доказательства. В источнике существует
5. N. Beriou. L'avènement des maîtres de la Parole. P. SS0.
6. Ibid. P. SS1.
7. Beriou N. L'avènement des maîtres de la Parole. La prédication à Paris au XIII siècle. Paris, 1998
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — Изд. 3-е. — М., 2011.
thema и prothema: вместе они представляют собой введение проповеди. Первая анносирует сам текст, вторая говорит о значении текста для слушателя. Затем следует invocatio: символический призыв к Богу, Христу или Деве Марии. Thema, prothema и invocatio являются частями partitio, то есть риторического «разделения», которое риторически расчленяет исходный текст на проясняемые куски. Доказательства (argumentatio) следуют за каждым из этих кусков порознь, образуя своеобразную микропроповедь, то есть небольшую историю о Ни о ком. Именно в формальной безукоризненности проповеди лежит основа пародии как жанра, создавая контраст между литературной и риторической структурой.
«Святой Никто» является типичным примером проповеди по своей содержательной конструкции. Автор источника собирают из различных мест Писания слово «Nemo» и производные от него и таким образом организуют биографию персонажа.
Специфика грамматики латинского языка вынуждает сказать несколько слов о переводе, выполненного нами.
Как известно, в латыни не существует двойного отрицания, свойственного русскому языку. Именно этот факт заставил нас вынести в скобки отрицание, иначе бы потерялась вся сюжетная логика и пародийный элемент. Кроме того, следует отметить, что при переводе за стилистическую основу был взят православный синодальный перевод Библии8. Перевод осуществлен по изданию, выполненному Николь Берьё, сопровожденному комментарием на французском языке.
Наталья Голубева Московский государственный университет
[email protected] vk.com/id5332836
1.
ii. Iii.
iv.
Список литературы
Bataillon J.-L. La prédication au Paris XIII siècle en France et Italie. Norfolk, 1993. Beriou N. L'avènement des maîtres de la Parole. La prédication à Paris au XIII siècle. Paris, 1998. d'Avray D. L. The preaching of the fiars. Oxford, 1985.
d'Avray D. L. Method in the study of medieval sermons// Modern questions about medieval sermons. University of Michigan, 1994.
v. Dronke P. Profane elements in literature// Renaissance and renewal in the twelfth century. Cambridge, 1991
vi. Kahn V. Rhetoric, Prudence, and Scepticism in the Renaissance. New York, 1985.
vii. Murphy J. Rhetoric in the Middle Ages. New York, 1990.
viii. Гаспаров М. Л. Проблемы литературной теории в Византии и латинском Средневековье. М., 1986.
Проповедь о Ни о ком
Возлюбленные, некогда многими различными способами Бог вещал через пророков1, которые как бы сквозь тусклое стекло и (гадательно)2, предсказали пришествие Единосущного Сына Божьего для спасения сидящих во тьме и тени смертной3. В последнее же время Он свидетельствуется явно через свое Священное Писание4, и является, проповедует и удостоверяется через блаженного Никого, подобного Ему Самому, рожденного прежде времен, однако неизвестного человечеству до сего дня по грехам нашим. Сам Спаситель и Господь наш, который всегда милосерден и никогда не оставляет своих без помощи, явил жалость к людям5, искупленным Его собственной кровью, снял застарелую пелену6 с наших глаз и удостоил такого славного сокровища, которое, прежде гибельно скрытое, ныне мы можем спасительно созерцать глазами, исполненными спасительной веры.
Итак, блаженный Никто, единовременный Богу Отцу, совершенно единосущный Сыну, несотворенный, нерожденный, но исходящий7, упоминается в Священном Писании, где ясно сказано через Пророка: «Дни родились и Никто (не) был»8. Достоинство его взрасло потом настолько, что, отвергнув земное, он чудесным образом вознесся в хляби небесные: «Никто (не) восходил на небо»9. О том же свидетельствует Господь, говоря: «Никто (не) приходит ко мне»10.
Вознесясь, как сказано, на небо, святой Никто узрел чистое божество во всей полноте, Троицу, чего никто больше не удостаивался, о чем мы читаем: «Никто (не) узрел Бога»11. Что Бога видел этот Никто, утверждает Евангелие, где сказано: «Никто (не) познал Отца», и еще: «Никто (не) познал Сына»12, и в другом месте: «Никто (не) говорил в Духе Святом»13, а он, видя Его воочию, спокойно говорил и с Отцом, и с Сыном.
Затем, вернувшись с небес, добродетельный и могучий Никто явил отвагу и справедливость; в то время как
1. Евр 1, 1
2. 1 Кор 1зЩ
3. Лк 1, 79
4. Евр 1, 1
5. Евр 13, 5
6. Ис 29, 18
7. Отсылка к Никео-Царьградскому Символу веры
8. Пс 138, 16
9. Ин 3, 13
10. Ин 6, 44
11. Ин 1, 18 12-гМат 11, 27 13. 1 Кор 12, 3
14. Ин 7, 30 15. Ин 3, 2
16. Ап 3, 7 17. Иов 10, 7 18. Мат 6, 25
19. Ин 16, 22
20. Ин 10, 18
21. Прем 7, 5 22. Лк 1, 61
23. 2 Тим 2, 4
24. Августин, Исповедь, 10, 32
проклятые иудеи, пришедшие схватить Иисуса, не смели взять Его, только бывший с ними Никто взял его, как сказано: «И Никто (не) наложил на него руку»14.
Начальник иудеев, по имени Никодим, так сказал о силе славного Никого: «Учитель, Никто (не) может творить те чудеса, каковые ты творишь»15. И хотя Никодим заслуженно говорит о силе блаженного Никого, она еще более отчетливо засвидетельствована в других местах Писания.
Действительно, один Никто мог Господу нашему Иисусу Христу противоречить, как читаем: «Бог скрывает и Никто (не) открывает, Бог открывает и Никто (не) скрывает»16. Свидетельствует блаженный Иов, среди прочего говорящий Богу: «Некому избавить меня от руки Твоей»17. И которое никому не позволено, единственно только Никому дозволено совершать недозволенное, ведь «Никто (не) может служить двум господам»18, и снова: «Никто (не) служил (выгодно) двум господам».
Господь наш Иисус Христос говорил, обращаясь к ученикам своим, о силе и смелости Никого: «И радости вашей Никто (не) отнимет у вас»19. Ничего удивительного, возлюбленные, в этих словах Иисуса ученикам, когда и о Себе Самом он говорит столь внушительно: «Никто (не) отнимет от меня душу мою»20.
Поскольку святой Никто столь добродетелен, неудивительно, что он, возжелав воплотиться и родиться в этом мире подобно Христу, выбрал для этого славный род, как читаем в книге Иисуса Сына Сирахова: «Ибо Никто (из царей) (не) имел начала рождения»21. Как вы знаете, это было сказано о родословной Иисуса Христа. А на вопрос об имени Иоанна Крестителя в Евангелии дается ответ: «Никого (нет) в родстве твоем»22.
Он был истинно воином сильным и смелым, как здесь: «Никто (не) воюющий»23: говорится даже о его скромности и невозмутимости: «Никто (не) спокоен»24. Справедливо ведь сказано, что бесстрастный Никто превосходит природу в добродетели: «Что природа отрицает,
на то благополучно Никто (не) дерзает». И снова там же: «Что Природа дала, Никто (не) может отнять»25.
Его служение не то, что у нынешних воителей, продажных, как свежая рыба, за которую приходится платить вперед: если говорить начистоту, они и на смерть-то идут за мзду, а не ради чести. Ему же угодно, по величию его и доходам, которыми он превосходит всех живущих, выполнять воинский долг даром: «Никто (не) должен служить за свой счет»26.
Поскольку знатные, смелые и возвышенные люди всегда отличались и ученостью, а блаженный воин Никто не хотел ни в чем отстраниться от своего знатного рода, он изучил грамматику и сделался мудрейшим, как читаем: «Никто (не) есть пророк»27.
Дар пророчества и учености, который он приобрел благодаря ночному бдению, усердию и прилежанию он не расточал подобно нынешним клирикам, которые не интересуются ничем, кроме денег и доходных пребенд и поэтому, забыв о свободных искусствах, устремляются на доходные факультеты. Никто же, избегая такого дурного влияния, в одиночестве созерцал небесные явления, как читаем: «Никто (не) живет без греха»28. И снова: «Никто (не) блажен вовсе»29. И в другом месте сказано: «Никто (не) имеет большей любви»30. И какой великой любовью обладает святой Никто, святейшая наша мать Церковь провозглашает, говоря: «Вот, каким образом умирает праведник» и «Никто (не) чувствует сердцем», и снова там же: «Мужа праведного убивают и Никто (не) видит».
Теперь взгляните на страдания славного Никого, сострадавшего умирающему Христу и его святым; он сжалился над тем бедняком, благодаря молитвам которого тесненный город освободился от царя, как написано: «И Никто (не) вспоминал об этом бедном человеке»31.
Вы знаете, что святой Никто был сведущ не только в свободных искусствах, он знал и арифметику настолько, что увиденное Иоанном в Апокалипсисе великое множество смог счесть, как читаем: «И узрел великое множество
25. Максимиан, Элегия V, стих 54
26. 1 Кор 9, 7
27. Лк 4, 24
28. Catonis I, 5
29. Не идентифицировано.
30. Ин 15, 13 («Нет больше той любви, как если кто положит дуШУ свою за друзей своих»).
31. Екк 9, 15
34. Не
35. Не
36. Лк 10, 14 37. Мк 1, 44
32.Ап 7,9 (людей), которого Никто (не) мог перечесть»32. И далее
33. Ап 5,4 опять читаем о его знании, как предсказано: «Никто (не) был достоин открыть книгу и вскрыть печать ту»33. О том же ясно свидетельствует Присциан, называя Никого сотоварищем и равным себе в грамматике: «Никого (не) обрету спутником»34. Никто был также астрономом: «Никто (не) смотрит на луну»35.
Теперь вы смогли увидеть, возлюбленные, сколькими заслугами отличается тот святой, как велико было его знаниеи какого уважения удостоился, как был чтим славой и любовью чистой наряду с Самим Богом, ради которого все живут и коего прославляют ангелы и архангелы. Он (Бог) всегда любил святого Никого до того безоговорочной любовью, что, когда отправлял своих апостолов по миру, повелевал и предписывал тем, как только они встретят на пути блаженного Никого, приветствовать его и открывать ему свои видения и тайны веры, как написано: «Никого приветствуете вы в пути»36. Он сказал излечившемуся от проказы в Евангелии: «Смотри, Никому (не) говори»37.
Что еще сказать? Не только среди учеников Иисус Христос почитает блаженного Никого, но и Сам единолично удостоил его прославления. В то время праздно-шатавшиеся иудеи желали подловить Господа на слове и привели к Нему осужденную в прелюбодеянии замужнюю женщину, Он же, от которого ничто не скрыто, признавая исключительность, мудрость и превосходство возлюбленного своего Никого, отказался судить упомянутую жену по тому обвинению, говоря: «Женщина! Где
38. Ин 8,10-11 твои обвинители? Никто (не) осудил тебя?». Ему она от-
39. втор 23,24 вечает: «Никто, Господи»38. Услышав, Господь обдумал 40. Ин 8,11 это и, поскольку право выносить решение было не за
ним, словно праведный судия, не желая простирать серп свой на чужую жатву39, направил женщину к Никому, говоря: «И я не осуждаю тебя»40.
Ибо знал Господь, что следует препоручить согласности должности и лицу. Вот и тогда он передал дело
Никому, ведь тот сам, наставник в проповеди, некогда упрекнул самого Иисуса Христа, когда Он говорил у источника с самарянкой и стоящие подле ученики не смели молвить слово, и, словно хороший и старательный учитель, наказал ученика, как читаем: «Никто (не) сказал, однако: Что судишь или что говоришь с ней?»41.
В другом месте, как завещано Богом, вопросил учитель, после того, как сказал Бог: «Иду к Прославившему меня и Никто (не) спрашивает меня: куда идешь?»42, так как не хотел святой Никто, чтобы Господь сбился с пути. И в другом месте читаем, когда Господь открылся ученикам своим: «И Никто (не) смел спросить его: кто ты?»43. О назидании проповедующего и несущего мир Никого полно имеется в той части Евангелия, когда о законе Господь спорил с иудеями: «Не дал Моисей вам закона и Никто (не) поступает по закону»44.
Сверх того, святой Никто просиял таким долготерпением и смирением, что по пророческому слову: «Кто не работает, тот не ест»45, и далее: «Ты будешь есть от трудов рук твоих»46, решил работать трудом рук своих; но он хлопотал не только о мирских делах, как Марфа, но и о божественных, как Мария: «Никто (не) возложивший
47
руку на плуг... », и в другом месте, как созерцательный и истинный верующий вставал к утрене и всенощной, усердствовал в песнопении: «Никто, зажегши свечу.»48, и далее: «Никто (не) мог научиться сей песни»49.
Столь велики были сердце и душа Никого, что он желал не только работать усердно, но и праздного нанять и занять: «Что вы стоите весь день праздно?», — и был ответ Ему: «Никто нас (не) нанял»50.
Святой не забыл слово Божье: «Раздели с голодным хлеб твой»51. Он исполнил Его повеление: когда бедняк в Евангелии, ища сытости в крошках, падавших со стола богача, просил милостыни, лишь святой сострадающий Никто, как вы знаете, подал ему: «И Никто тому (не) по-
52
дал»52.
41. Ин 4, 27
42. Ин 16, 5
43. Ин 21, 12
44. Ин 7, 19
45. 2 Фесс 3, 10
46. Пс 127, 2
47. Лк 9, 62 («Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.»).
48. Лк 11, 33
49. Ап 14)3^
50. Мат 20, 7
51. Ис 58, 7
52. Лк 16, 21
53. Екк 9, 4
54. Не идентифицировано.
Итак, возлюбленные, через сказанное вы могли в полной мере увидеть жизнь, силу, смелость, воплощение, благородство, знание, справедливость, славу, смирение и любовь славнейшего Никого, в согласии с тем, что сказано о нем в Священном Писании. Взвесив это в новейшее время, понтифики, из любви к Господу, Коего они на земле наместники, почитая блаженнейшего Никого вечным царем и совечным всемогущему Богу (как читаем: «Никто (не) вечен», и в другом месте: «Никто (не) есть тот, кто вечно живет»53), его, которого всемогущий Бог одарил блаженством на небесах, решили и на земле достойно почтить, разрешив ему без обвинения в двоеженстве жениться на двух, как здесь: «Никому (не) разрешается
54
иметь двух жен» .
Этот святой может продавать церковное добро и красть мощи святых, как написано: «Никто да (не) украдет мучеников», и в другом месте: «И Никто (не) продаст». Он может не выполнять решения церковного суда, как написано: «Никто (не) пренебрегает церковным судом». И наконец, как вы наверняка знаете, во всех привилегиях, разрешениях и отпущениях, предоставляемых папами, всегда предусматривается позволение блаженного Никого, как отмечается в конце их документов. Они заявляют: «Но в настоящее время Никто (не) может наши предписания нарушить». Цари же и князья в своих решениях обязуются давать обет, что и делают под названной формой, как прибавлено сие: «Ты клянешься наши тайны и решения Господни сохранять и Никому (не) раскрывать».
Бесконечными добродетелями просиял достохваль-ный святой Никто, и, чтобы они иному из вас не наскучили или, упаси боже, не ввели в оторопь своей многочисленностью, то, что вы благочестивым умом усвоили из этой проповеди, на ветер не разбрасывайте, но запечатлейте в сердцах своих тверже камня, вмурованного в стену. А мне пора уже умолкнуть. Да сподобит нас и вас его святости и славы Живущий и Правящий присно, Аминь.