УДК 281.93:241.13+316.35
Семянников Сергей Николаевич (иеродьякон Моисей),
Савиных Любовь Николаевна, Сизых Ирина Анатольевна (Москва)
ПРОПЕДЕВТИКА УНЫНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С ОПОРОЙ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ
Аннотация: В статье представлен опыт пропедевтики уныния у детей и подростков, временно находящихся в социально-реабилитационных центрах. Следование «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в части взаимодействия с традиционными российскими конфессиями позволяет в большинстве случаев решить проблему подросткового суицида, уныния, обрести опору в личностном развитии, в том числе для виктимных групп подростков, создать фундамент для их духовно-нравственного преображения, сделать способными выполнить свое предназначение как граждан России.
Ключевые слова: уныние, дети, подростки, социально-реабилитационные центры, православная педагогика, синергия, соработничество Богу, доверие Богу, Евхаристичность.
Творец, создавший этот мир и любящий Свое творение, принимает непосредственное участие в бытии мироздания и, тем более, человека. Вера в жизнь будущего Века создает фундамент, позволяющий неуклонно выполнять Заповеди Творца. Богообщение создает соработника Богу, синергию
(греч. GUV8pyía «сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество»). В синергии реализуется диалог, «всыновление» (Гал. 4, 5) человечества, подразумевающее-родственные отношения с Творцом (ср.: Мф. 5, 9; Ин. 15, 15 и др.). Диалогический подход позволяет исцелять уныние у детей и подростков из неблагополучных семей. Объединяющим началом служит любовь к Идеалу — Творцу и средством выражения — любовь к ближнему.
Виктимной группой являются дети и подростки, временно находящихся в социально-реабилитационных центрах (СРЦ). Причины изъятия их из семьи разные, но в большинстве — это асоциальная среда, школьная дезадаптация. Религиозные традиции в системе духовно-нравственного воспитания, как часть национальной традиции, позволяют говорить о конфессиональном воспитании подростков. Конфессиональные модули как элемент воспитательной программы реализованы в ряде СРЦ.
Процесс интеграции духовно-ориентированных конфессиональных образовательных программ в педагогику детально рассмотрен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (в дальнейшем «Концепция») (Данилюк, 2009). В частности, «Концепция» указывает и базовые национальные ценности, и основные принципы воспитания, что позволяет избежать искажения в формировании ценностно-смысловой сферы человека, оберегает от различного рода уклонения в сектантство. Конфессиональное воспитание в контексте нашего исследования — это создание условий развития личности ребенка на фундаменте духовно-нравственных традиций в соответствии с «Концепцией». Основной целью такого воспитания является фасилитация духовно-нравственного самосовершенствования подростков с опорой на антропологию и религиозные традиции. На примере православия это предполагает обращение к многочисленным трудам по православным методам духовного преображения.
На фоне пубертатного периода и различного типа травм, полученных в неблагоприятной семейной обстановке (экологии семьи), возникает отрицание Того, Кто может и обязан защищать и помогать (со слов взрослых), протестное игнорирование Его существования (более 6 % из более 4000 респондентов со средним возрастом 13,5 лет не верят в жизнь будущего века. Конфессиональное духовно-нравственное воспитание позволяет вернуть доверие к Богу. В этом безграничном доверии проявляется любовь человека к Творцу, который, тем самым, становится Отцом. В таком случае слова молитвы («Отче наш») звучат не по-фарисейски гордо и лживо, но по-сыновне: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).
Конфессиональные модули предполагают Евхаристич-ность — жизнь в Таинствах (Иоанн (Зизиулас). 2009, с. 37), без которых жизнь перерождается, по словам И. А. Ильина, в некоторое ханжество, способное исказить «религиозный акт», выродить его до «религиозной пошлости» (Ильин. 1993).
Психолого-педагогическая фасилитация адекватного восприятия своей ответственности как личности за свою жизнь является условием продуктивности всего реабилитационного процесса: кем мы будем, если не будет веры? Уверенность в личное посмертное существование позволяет более взвешенно оценивать свое поведение и строить планы на будущее. В такой ситуации важна роль педагогического коллектива, дающего вектор поиска истины. Много претерпевшие на жизненном пути подростки как никто другой чувствуют фальшь. Искренняя вера и жизнь по этой вере демонстрирует воспитаннику жизненную актуальность провозглашаемых постулатов и их реализацию, способствуя осознанному выбору и его реализации. Община единомышленников как членов семьи, так и близких, разрастается до размеров семьи-церкви в рамках СРЦ. Ответственность индивидуальная перерастает в ответственность коллективную.
В этой связи важна адекватная самооценка развивающей среды реабилитационных центров.
Богообщение позволяет виктимным группам подростков услышать волю Божию в себе, осознать пагубность привычной ранее нормы жизни и добровольно подчинить свою волю воле Творца, обретя в нем твердое основание для личного преображения, для движения к жизни будущего века. А Бог слышит искреннюю молитву таких подростков хорошо и подает много благодати для восполнения страданий, перенесенных в жизни.
Существуют возрастные особенности построения конфессиональных модулей, и безусловным в этом случае является индивидуальный подход.
Следование «Концепции» в части взаимодействия с традиционными российскими конфессиями позволяет в большинстве случаев решить проблему подросткового суицида, уныния, обрести опору в личностном развитии, в том числе для виктимных групп подростков, создать фундамент для их духовно-нравственного преображения, сделать способными выполнить свое предназначение как граждан России.
Литература
Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009 29 с.
Иоанн (Зизиулас) митр. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной эклессиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. 332 с.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. 448 с.