Научная статья на тему 'ПРОПЕДЕВТИКА УНЫНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С ОПОРОЙ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ'

ПРОПЕДЕВТИКА УНЫНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С ОПОРОЙ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уныние / дети / подростки / социально-реабилитационные центры / православная педагогика / синергия / соработничество Богу / доверие Богу / Евхаристичность

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семянников Сергей Николаевич Иеродьякон Моисей, Савиных Любовь Николаевна, Сизых Ирина Анатольевна

В статье представлен опыт пропедевтики уныния у детей и подростков, временно находящихся в социально-реабилитационных центрах. Следование «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в части взаимодействия с традицион-ными российскими конфессиями позволяет в большинстве случаев решить проблему подросткового суицида, уныния, обрести опору в личностном развитии, в том числе для вик-тимных групп подростков, создать фундамент для их духов-но-нравственного преображения, сделать способными вы-полнить свое предназначение как граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семянников Сергей Николаевич Иеродьякон Моисей, Савиных Любовь Николаевна, Сизых Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОПЕДЕВТИКА УНЫНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С ОПОРОЙ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ»

УДК 281.93:241.13+316.35

Семянников Сергей Николаевич (иеродьякон Моисей),

Савиных Любовь Николаевна, Сизых Ирина Анатольевна (Москва)

ПРОПЕДЕВТИКА УНЫНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С ОПОРОЙ НА ПРАВОСЛАВНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ

Аннотация: В статье представлен опыт пропедевтики уныния у детей и подростков, временно находящихся в социально-реабилитационных центрах. Следование «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в части взаимодействия с традиционными российскими конфессиями позволяет в большинстве случаев решить проблему подросткового суицида, уныния, обрести опору в личностном развитии, в том числе для виктимных групп подростков, создать фундамент для их духовно-нравственного преображения, сделать способными выполнить свое предназначение как граждан России.

Ключевые слова: уныние, дети, подростки, социально-реабилитационные центры, православная педагогика, синергия, соработничество Богу, доверие Богу, Евхаристичность.

Творец, создавший этот мир и любящий Свое творение, принимает непосредственное участие в бытии мироздания и, тем более, человека. Вера в жизнь будущего Века создает фундамент, позволяющий неуклонно выполнять Заповеди Творца. Богообщение создает соработника Богу, синергию

(греч. GUV8pyía «сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество»). В синергии реализуется диалог, «всыновление» (Гал. 4, 5) человечества, подразумевающее-родственные отношения с Творцом (ср.: Мф. 5, 9; Ин. 15, 15 и др.). Диалогический подход позволяет исцелять уныние у детей и подростков из неблагополучных семей. Объединяющим началом служит любовь к Идеалу — Творцу и средством выражения — любовь к ближнему.

Виктимной группой являются дети и подростки, временно находящихся в социально-реабилитационных центрах (СРЦ). Причины изъятия их из семьи разные, но в большинстве — это асоциальная среда, школьная дезадаптация. Религиозные традиции в системе духовно-нравственного воспитания, как часть национальной традиции, позволяют говорить о конфессиональном воспитании подростков. Конфессиональные модули как элемент воспитательной программы реализованы в ряде СРЦ.

Процесс интеграции духовно-ориентированных конфессиональных образовательных программ в педагогику детально рассмотрен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (в дальнейшем «Концепция») (Данилюк, 2009). В частности, «Концепция» указывает и базовые национальные ценности, и основные принципы воспитания, что позволяет избежать искажения в формировании ценностно-смысловой сферы человека, оберегает от различного рода уклонения в сектантство. Конфессиональное воспитание в контексте нашего исследования — это создание условий развития личности ребенка на фундаменте духовно-нравственных традиций в соответствии с «Концепцией». Основной целью такого воспитания является фасилитация духовно-нравственного самосовершенствования подростков с опорой на антропологию и религиозные традиции. На примере православия это предполагает обращение к многочисленным трудам по православным методам духовного преображения.

На фоне пубертатного периода и различного типа травм, полученных в неблагоприятной семейной обстановке (экологии семьи), возникает отрицание Того, Кто может и обязан защищать и помогать (со слов взрослых), протестное игнорирование Его существования (более 6 % из более 4000 респондентов со средним возрастом 13,5 лет не верят в жизнь будущего века. Конфессиональное духовно-нравственное воспитание позволяет вернуть доверие к Богу. В этом безграничном доверии проявляется любовь человека к Творцу, который, тем самым, становится Отцом. В таком случае слова молитвы («Отче наш») звучат не по-фарисейски гордо и лживо, но по-сыновне: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Конфессиональные модули предполагают Евхаристич-ность — жизнь в Таинствах (Иоанн (Зизиулас). 2009, с. 37), без которых жизнь перерождается, по словам И. А. Ильина, в некоторое ханжество, способное исказить «религиозный акт», выродить его до «религиозной пошлости» (Ильин. 1993).

Психолого-педагогическая фасилитация адекватного восприятия своей ответственности как личности за свою жизнь является условием продуктивности всего реабилитационного процесса: кем мы будем, если не будет веры? Уверенность в личное посмертное существование позволяет более взвешенно оценивать свое поведение и строить планы на будущее. В такой ситуации важна роль педагогического коллектива, дающего вектор поиска истины. Много претерпевшие на жизненном пути подростки как никто другой чувствуют фальшь. Искренняя вера и жизнь по этой вере демонстрирует воспитаннику жизненную актуальность провозглашаемых постулатов и их реализацию, способствуя осознанному выбору и его реализации. Община единомышленников как членов семьи, так и близких, разрастается до размеров семьи-церкви в рамках СРЦ. Ответственность индивидуальная перерастает в ответственность коллективную.

В этой связи важна адекватная самооценка развивающей среды реабилитационных центров.

Богообщение позволяет виктимным группам подростков услышать волю Божию в себе, осознать пагубность привычной ранее нормы жизни и добровольно подчинить свою волю воле Творца, обретя в нем твердое основание для личного преображения, для движения к жизни будущего века. А Бог слышит искреннюю молитву таких подростков хорошо и подает много благодати для восполнения страданий, перенесенных в жизни.

Существуют возрастные особенности построения конфессиональных модулей, и безусловным в этом случае является индивидуальный подход.

Следование «Концепции» в части взаимодействия с традиционными российскими конфессиями позволяет в большинстве случаев решить проблему подросткового суицида, уныния, обрести опору в личностном развитии, в том числе для виктимных групп подростков, создать фундамент для их духовно-нравственного преображения, сделать способными выполнить свое предназначение как граждан России.

Литература

Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009 29 с.

Иоанн (Зизиулас) митр. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной эклессиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. 332 с.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.