Научная статья на тему 'Некоторые особенности отношения к семье подростков из социально-реабилитационных центров'

Некоторые особенности отношения к семье подростков из социально-реабилитационных центров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ (РЦ) / ПРАВОСЛАВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЬ ПО ОБРАЗЦУ ХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЫ-СЕМЬИ / ДИАЛОГ ЛИЧНОСТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ И С БОГОМ / СИМФОНИЯ МИССИОНЕРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN SOCIAL REHABILITATION CENTERS (RC) / ORTHODOX FAMILY VALUE ORIENTATIONS / LIFE MODELED ON THE CHRISTIAN COMMUNITY-FAMILY / THE DIALOGUE OF PERSONALITIES BETWEEN THEMSELVES AND WITH GOD / SYMPHONY OF MISSIONARY AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семянников С.Н., Рязанова Т.Б.

Статья посвящена рассмотрению назревших вопросов о возможности успешной социализации подростков в социально-реабилитационных центрах (РЦ). В поиске ответов на эти вопросы автор обосновывает актуальность православных семейных ценностных ориентаций для исцеления личности социальных сирот, указывает на экклесиологичность этих проблем, на феномен «духовного сиротства». В статье предпринимается попытка эмпирически сравнить семейные ценностные ориентации подростков из реабилитационных центров и из современных семей посредством авторской анкеты. Затрагивается ряд аспектов, связанных с отношением подростков к семье и семейным ценностям, взаимоотношениями в семье. Авторы выделяют основные проблемы подростков РЦ: внутренний конфликт между заниженной самооценкой и высокими притязаниями; высокий уровень агрессивности и скрытность (лживость); низкая самооценка, социальная апатия, гипотонус социализации; высокая степень проекции внутреннего мира и характера родителей, как предпосылка повторения судьбы родителей; высокая степень эгоцентризма, как выражение обиды от недолюбленности; неразвитое чувство приятия (принятия) себя в семье, отсутствие четких перспектив в будущей семейной жизни. Авторы делают вывод об актуальности опыта жизни по образцу христианской общины-семьи. Ими подчеркивается, что целеполагание положительной динамики в развитии личности воспитанников РЦ требует формирования особой развивающей среды РЦ среды семейных отношений, построенной на диалоге личностей между собой и с Богом. Миссионерская работа в РЦ должна быть органичной и неотъемлемой частью воспитательной системы РЦ, что свидетельствует о необходимости разработки новой методологии для решения актуальных пастырских и миссионерских задач на базе святоотеческих трудов. Предлагаемая структурно-функциональная модель духовно-нравственного диалога в реабилитационном процессе с подростками РЦ предусматривает гармоничность развивающей среды, миссию к педагогам, синергию миссионерской и реабилитационной деятельности, индивидуализацию духовно-нравственной реабилитации, переход от полилога на основе доверия через миссионерский диалог с личностью подростка к богообщению. Делается вывод о том, что такой подход позволяет социализировать подростков РЦ, в том числе в их последующей семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семянников С.Н., Рязанова Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the attitudes towards family in adolescents from social rehabilitation centers

The article is devoted to the consideration of pressing questions about the possibility of successful socialization of adolescents in social rehabilitation centers (RC). In search of answers to these questions, the author substantiates the relevance of Orthodox family value orientations for healing the personality of social orphans, points to the ecclesiological nature of these problems, the phenomenon of "spiritual orphanhood." The article attempts to empirically compare the family value orientations of adolescents from rehabilitation centers and from modern families through the author's questionnaire. It touches on a number of aspects related to adolescents' attitudes towards family and family values, and family relationships. The authors identify the main problems of adolescents RC: internal conflict between low self-esteem and high claims; high level of aggressiveness and secrecy (deceit); low self-esteem, social apathy, hypotonic socialization; a high degree of projection of the inner world and character of the parents, as a prerequisite for the repetition of the fate of the parents; a high degree of egocentrism, as an expression of insult from lack of love; an undeveloped sense of acceptance (acceptance) of oneself in the family, the lack of clear prospects in future family life. The authors conclude on the relevance of the experience of living modeled on the Christian community-family. They emphasize that the goal-setting of positive dynamics in the development of the personality of pupils of the RC requires the formation of a special developing environment of the RC an environment of family relations, built on a dialogue of personalities between themselves and with God. Missionary work in the RC should be an integral and integral part of the educational system of the RC, which indicates the need to develop a new methodology for solving actual pastoral and missionary tasks on the basis of patristic works. The proposed structural-functional model of spiritual and moral dialogue in the rehabilitation process with adolescents RC provides for a harmonious development environment, a mission to teachers, a synergy of missionary and rehabilitation activities, individualization of spiritual and moral rehabilitation, a transition from a polylog based on trust through a missionary dialogue with the personality of the adolescent to communion. It is concluded that such an approach allows socializing adolescents in the RC, including in their subsequent family life.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности отношения к семье подростков из социально-реабилитационных центров»

Некоторые особенности отношения к семье подростков из социально-реабилитационных центров

С.Н. Семянников иеродиакон Моисей1, Т.Б. Рязанова2

'Ставропигиальный Иосифо-Волоцкий Мужской монастырь 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево Stavropegial monastery of St Josef Volotsky

Teryaevo village, Volokolamsky District, Moscow Region 143615 Russia e-mail: sergey-64588@mail.ru

^Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23, стр. 5а Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Novokuznetskaya str., 23, building 5a, Moscow 115184 Russia e-mail: t-riazanova@yandex.ru

Ключевые слова: социализация подростков в социально-реабилитационных центрах (РЦ); православные семейные ценностные ориентации; жизнь по образцу христианской общины-семьи; диалог личностей между собой и с Богом; симфония миссионерско-педагогической деятельности.

Key words: socialization of adolescents in social rehabilitation centers (RC); Orthodox family value orientations; life modeled on the Christian community-family; the dialogue of personalities between themselves and with God; symphony of missionary and educational activities.

Резюме: Статья посвящена рассмотрению назревших вопросов о возможности успешной социализации подростков в социально-реабилитационных центрах (РЦ). В поиске ответов на эти вопросы автор обосновывает актуальность православных семейных ценностных ориентаций для исцеления личности социальных сирот, указывает на экклесиологичность этих проблем, на феномен «духовного сиротства». В статье предпринимается попытка эмпирически сравнить семейные ценностные ориентации подростков из реабилитационных центров и из современных семей посредством авторской анкеты. Затрагивается ряд аспектов, связанных с отношением подростков к семье и семейным ценностям, взаимоотношениями в семье. Авторы выделяют основные проблемы подростков РЦ: внутренний конфликт между заниженной самооценкой и высокими притязаниями; высокий уровень агрессивности и скрытность (лживость); низкая самооценка, социальная апатия, гипотонус социализации; высокая степень проекции внутреннего мира и характера родителей, как предпосылка повторения судьбы родителей; высокая степень эгоцентризма, как выражение обиды от недолюбленности; неразвитое чувство приятия (принятия) себя в семье, отсутствие четких перспектив в будущей семейной жизни. Авторы делают вывод об актуальности опыта жизни по образцу христианской общины-семьи. Ими подчеркивается, что целеполагание положительной динамики в развитии личности воспитанников РЦ требует формирования особой развивающей среды РЦ - среды

семейных отношений, построенной на диалоге личностей между собой и с Богом. Миссионерская работа в РЦ должна быть органичной и неотъемлемой частью воспитательной системы РЦ, что свидетельствует о необходимости разработки новой методологии для решения актуальных пастырских и миссионерских задач на базе святоотеческих трудов. Предлагаемая структурно-функциональная модель духовно-нравственного диалога в реабилитационном процессе с подростками РЦ предусматривает гармоничность развивающей среды, миссию к педагогам, синергию миссионерской и реабилитационной деятельности, индивидуализацию духовно-нравственной реабилитации, переход от полилога на основе доверия через миссионерский диалог с личностью подростка к богообщению. Делается вывод о том, что такой подход позволяет социализировать подростков РЦ, в том числе в их последующей семейной жизни.

Abstract: The article is devoted to the consideration of pressing questions about the possibility of successful socialization of adolescents in social rehabilitation centers (RC). In search of answers to these questions, the author substantiates the relevance of Orthodox family value orientations for healing the personality of social orphans, points to the ecclesiological nature of these problems, the phenomenon of "spiritual orphanhood." The article attempts to empirically compare the family value orientations of adolescents from rehabilitation centers and from modern families through the author's questionnaire. It touches on a number of aspects related to adolescents' attitudes towards family and family values, and family relationships. The authors identify the main problems of adolescents RC: internal conflict between low self-esteem and high claims; high level of aggressiveness and secrecy (deceit); low self-esteem, social apathy, hypotonic socialization; a high degree of projection of the inner world and character of the parents, as a prerequisite for the repetition of the fate of the parents; a high degree of egocentrism, as an expression of insult from lack of love; an undeveloped sense of acceptance (acceptance) of oneself in the family, the lack of clear prospects in future family life. The authors conclude on the relevance of the experience of living modeled on the Christian community-family. They emphasize that the goal-setting of positive dynamics in the development of the personality of pupils of the RC requires the formation of a special developing environment of the RC - an environment of family relations, built on a dialogue of personalities between themselves and with God. Missionary work in the RC should be an integral and integral part of the educational system of the RC, which indicates the need to develop a new methodology for solving actual pastoral and missionary tasks on the basis of patristic works. The proposed structural-functional model of spiritual and moral dialogue in the rehabilitation process with adolescents RC provides for a harmonious development environment, a mission to teachers, a synergy of missionary and rehabilitation activities, individualization of spiritual and moral rehabilitation, a transition from a polylog based on trust through a missionary dialogue with the personality of the adolescent to communion. It is concluded that such an approach allows socializing adolescents in the RC, including in their subsequent family life.

[Semiannikov S.N. hierodiakon Moses1, Riazanova T.B.2 Some features of the attitudes towards family in adolescents from social rehabilitation centers]

Семья, как институт не только социальный, но и духовно-нравственный.

Трансформация форм семейной организации, распространение внебрачной рождаемости, искажение семейных ценностных ориентаций стали причиной резкого увеличения численности социальных сирот. Социальное сиротство - явление присущее современному обществу. Оно характеризуется присутствием в обществе подростков, по каким-либо причинам оставшихся без родительского контроля и попечения. Причины могут быть разными: признание родителей недееспособными, лишение родительских прав, безвестно отсутствующие родители и т.д.

Особенности отношения социальных сирот к семье не могут сводиться только к социальным и нравственным аспектам. Безусловно, семья, как «малая Церковь», влияет и на духовность своих членов. Поэтому, когда мы говорим о социальном сиротстве, мы в первую очередь обязаны указывать на экклесиологичность этой проблемы, на феномен «духовного сиротства». Очевидно, что, отрыв ребёнка, подростка от лона родной семьи не может не повлиять на его отношение к окружающему миру, с дальнейшей трансляцией последующим поколениям. Разрыв с родителями, пусть даже и ведущими асоциальный образ жизни, в любом случае наносит невосполнимый ущерб внутреннему миру ребёнка, его «духовному опыту» (Ильин, 1993).

Исследования отношения «подростков РЦ» к основным семейным ценностям

Рассмотрим сравнительные результаты исследований мировоззрения исследуемой группы «подростков РЦ» (далее «ИГ») и контрольной группы «подростков семьи» («КГ»). ИГ состоит из подростков реабилитационных центров Подмосковья, расположенных в Волоколамском, Лотошинском, Шаховском, Можайском (г. Можайск и село Мышкино Можайского района) и Одинцовском (Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь - Приют) районах. В КГ вошли подростки, проживающие в семьях Подмосковья, Красноярского края, Ленинградской и Псковской областей. Средний возраст и количество подростков видны из таблицы 1.

Таблица 1

Возраст респондентов

Возраст 8 9 10 11 12 13

Количество 62 70 120 416 546 616

Возраст 14 15 16 17 18

Количество 715 660 372 165 94

Текст анкеты, прошедший научную экспертизу в ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет, был размещен на ресурсе: http://podrostki.today/ для анонимного анкетирования, в котором приняли участие 3946 респондентов, них 43% мужского пола и 57% женского пола (на момент написания статьи). Средний возраст респондентов составил 13,5 лет. Ниже, в таблице 2, представлены результаты, характеризующие семейные отношения как в явном виде, так и опосредованно, в терминологии отношения к ближнему. Тип ответов - шкала.

Сопоставление результатов для исследуемой и контрольной групп указывает на то, что семья в равной степени значима для них, что они готовы считаться с мнением родителей, но отношение к родителям скорее потребительское, как к защитникам и источникам благ, ибо создание своей семьи для них менее важное целеполагание, чем забота о родителях. Обращает внимание апатичность подростков РЦ в отношении работы и достатка, малые ожидания комфорта от будущей жизни. Уровень ответов в целом значимо ниже, что говорит о заниженной самооценке и скрытности подростков РЦ. Дефицит любви в их окружении делает справедливость значительно более ценной. Они не готовы к жертвенной любви, как и подростки семьи. В то же время запрос на любовь к себе, эгоцентризм, выражены.

Таблица 2

Отношение подростков к семье и семейным ценностям

Варианты ответов ИГ КГ

Вопрос: Что мне дороже всего?

Семья 4,6 4,6

Друзья 3,0 3,8

Учёба 3,0 3,7

Мои увлечения 2,5 3,5

Сам Я 2,5 3,4

Вопрос: Главная цель моей жизни - это ...

Создание семьи 3,5 4,1

Забота о родителях 3,6 4,3

Учёба 3,2 3,8

Работа 3,0 4,0

Приобретение материального достатка 2,4 3,8

Цель жизни каждого человека - стремление к 2,3 3,7

получению комфорта и удовольствия

Вопрос: Чьё мнение для тебя важнее?

Родителей 3,7 4,4

Взрослых из семьи - моих родных 2,9 3,9

Взрослых не из семьи, а окружающих людей 2,0 2,5

Друзей 2,2 3,4

Моё собственное 2,4 3,9

Я пока не знаю 1,5 1,7

Я не хочу отвечать на этот вопрос 1,3 1,6

Варианты ответов ИГ КГ

Вопрос: В моём характере этого нет, но я хочу приобрести.

Любовь к ближнему, чтобы поставить его 2,7 3,4

интересы выше своих

Умение гасить ссору, чтобы просто не обидеть 3,3 3,9

человека и не потерять друга

Правдивость и твёрдость характера 2,3 3,7

Умение поставить на место обидчика 2,7 3,5

Вопрос: Больше всего в людях я ценю...

Любовь и доброту 3,8 4,4

Честность и принципиальность, когда нужно 3,5 4,1

сказать человеку правду, даже если обидишь

его этим

Умение пусть и соврать, но избежать конфликта 2,3 2,8

Умение в любом случае достичь поставленной 2,7 3,9

цели

Умение быть безразличным к нуждам 2,0 2,6

окружающих, чтобы не наживать себе врагов

Вопрос: От окружающих я бы хотел получить.

или У окружающих я бы хотел заслужить.

Любовь 3,2 4,1

Уважение за справедливость 3,7 4,3

Страх 1,7 1,9

Стремление всемерно мне угодить 2,0 2,3

Дальнейшие вопросы, касающиеся взаимоотношений в семье, отраженные в Таблице 2, требуют одиночного выбора, и для исследуемой и контрольной групп указывается процент респондентов, сделавших этот выбор. Выводы, сделанные в результате сравнения исследуемой и контрольной групп, коррелируют с обозначенными выше:

- подростки РЦ с неуверенностью смотрят в будущие семейные отношения, более скрытны в своих ответах;

Таблица 3

Взаимоотношения в семье

Варианты ответов ИГ КГ

Вопрос: Моё представление о будущей моей семье

Большая и дружная, а преодоление материальных проблем лишь сближает нас 35,3% 48,3 %

Пусть и маленькая, но материально обеспеченная 11,8% 19,8 %

Главное в семье, чтобы все умели постоять за 10,6% 6,4%

себя и завоевать «место под солнцем», тогда

всё будет хорошо

Каждый человек - это личность, поэтому в 9,4% 4,1%

первую очередь он должен заботиться о себе,

а семья - это лишь средство для более

комфортной жизни

Я пока не знаю 8,2% 9,5%

Я не хочу отвечать на этот вопрос 17,6% 5,9%

Иной ответ 7,1% 5,9%

Вопрос: Какова должна быть иерархия в семье?

Каждый человек заслуживает любви и 54,1% 63,9

уважения, независимо от того, мужчина он %

или женщина

Каждый сам должен добиваться уважения и 14,1% 17,5

любви к себе, и мужчины, и женщины %

Жизнь сама показывает, кто лучше, мужчина 10,6% 4,0%

или женщина

Я считаю, что в моей жизни важнее всего 9,4% 3,2%

мои интересы, поэтому я уважаю и люблю в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

первую очередь себя самого и стремлюсь

свою позицию всемерно защищать

Я пока не знаю 2,4% 4,6%

Я не хочу отвечать на этот вопрос 8,2% 5,1%

Иной ответ 1,2% 1,8%

Вопрос: Когда я вырасту, у меня появятся дети. М ои

родителя захотят помогать мне воспитывать внуков. Об

участии моих родителей в воспитании моих детей я

думаю, что.

Я родителей люблю и доверяю их 51,8% 57,8

жизненному опыту, поэтому я постараюсь, %

чтобы мои родители помогали мне

воспитывать моих детей

Родители - люди опытные, поэтому я 17,6% 25,1

разрешу родителям давать нам советы и буду %

применять их

Жизнь постоянно меняется, поэтому опыт 5,9% 2,4%

родителей устареет, поэтому я постараюсь

оградить своих детей от излишней опеки

Мои дети - это мои дети, поэтому воспитывать их будем мы с женой (мужем) и только так, как я сочту необходимым 9,4% 3,1%

Я пока не знаю 3,5% 4,1%

Я не хочу отвечать на этот вопрос 9,4% 4,5%

Иной ответ 2,4% 3,0%

- им свойственна эгоцентричность и агрессивный поиск любви; они готовы принять родителей в будущей семье как источник этой любви;

- немногим более половины респондентов ИГ декларируют положительные, альтруистичные, социально-значимые отношения во внутрисемейной жизни.

Обобщая результаты, можно выделить основные проблемы исследуемой группы подростков (подростков РЦ):

- внутренний конфликт между заниженной самооценкой и высокими притязаниями, приводящий к душевному дискомфорту, одними из проявлений которого являются высокий уровень агрессивности и скрытность (лживость);

- низкая мотивация к позитивному изменению своего характера, работе над собой, возможно, как следствие низкой самооценки, социальная апатия, гипотонус социализации;

- высокая степень проекции внутреннего мира и характера родителей на ребёнка, что является предпосылкой повторения судьбы родителей;

- высокая степень эгоцентризма, как выражение обиды от недолюбленности и стремление (часто даже не осознанное) оградить ближних от общения со своими родителями;

- неразвитое чувство приятия (принятия) себя в семье, отсутствие четких перспектив в будущей семейной жизни.

Все выделенные аспекты очевидно являются результатом множественного стресса: переживания в семье; отрыв от семьи; привыкание к режиму, дисциплине, другим требованиям жизни в РЦ и др. Для преодоления негативных тенденций необходимо прививать ребёнку ценность и потребность элементарного витального доверия, товарищества, дружбы, любви. Этого

можно достичь только в жизни по образцу христианской общины-семьи, в результате адекватной миссионерской работы; в психологическом консультировании не предполагается возможность вмешательства в духовность подростка, и только миссионерская работа способна удовлетворить этот запрос.

Подчеркивается, что целеполагание положительной динамики в развитии личности воспитанников РЦ требует формирования особой развивающей среды РЦ - среды семейных отношений, и миссионерская работа в РЦ должна быть органичной и неотъемлемой частью воспитательной системы РЦ.

Семейная обстановка СРЦ

Не вызывает сомнений, что обстановка в тех учреждениях, где воспитываются дети, признанные социальными сиротами, определяет и формирует многие личностные особенности воспитанников. Особую роль в этом процессе играет система межличностных отношений как между самими детьми, так и между детьми и взрослыми, созданная в данном типе учреждения. Эта система формирует, как отмечают исследователи (Кондратьев, 1994: 14), различные виды замкнутых подростковых сообществ, складывающиеся под воздействием условий конкретного воспитательного учреждения интернатного типа. Каждое такое учреждение характеризуют жёсткие режимные условия, строгая изоляция воспитанников от социального окружения. Такая система существенно снижает вариативность социальной ситуации развития подростков, обедняет и огрубляет систему значимых для них межличностных связей, осложняет путь адекватной социализации личности (Кондратьев, 1994: 19).

Как указывают современные исследователи Е.В. Змановская, М.Ю. Кондратьев, З.Д. Пояркова, Е.В. Змановская и др., одной из актуальных проблем современного гуманитарного знания является проблема поиска психолого-педагогических оснований обеспечения процесса адекватной социально-психологической адаптации

воспитанников государственных учреждений интернатного типа к общественным реалиям. В нашем исследовании основное внимание уделяется рассмотрению проблем, связанных не столько с физическим или социальным статусом подростка, но и

с его духовно-нравственными особенностями, влияющими на его духовный статус. Остроту и востребованность этой темы отмечал ещё Патриарх Алексий II: «В современном образовании слишком мало воспитания, а это негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни» (Ридигер, 2014).

Рассмотрим специфику детских социальных учреждений типа социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних (СРЦ). Так, в отличие от своих сверстников, включённых и в иную деятельность (семейные обязанности, социальная деятельность, труд), подростки РЦ включены, по большей части, только в учебную деятельность. Из жизни исключаются не только труд, как средство пропитания, но часто даже и как банальное самообслуживание (например, уборка жилых помещений), а также практически все остальные трудовые действия, как факторы социализации и духовно-нравственного воспитания: «восстановления

нарушенных физических и психических функций личности подростков, способствующий социализации» (Пояркова, 2008). В данных социальных условиях отношение к учебному процессу поневоле становится важнейшей нравственной ценностью, которая доминирует в потребностях, интересах и социальных ожиданиях молодых людей. Этот факт был выделен ещё в 19 веке С.А. Рачинским, который говорил, что такое положение дел «... возлагает на (такой вид образовательного учреждения - прим. автора) школу разные виды ответственности ...», не свойственные обычным школам. (Рачинский,. 1883: 12) Соответственно, как отмечают исследователи (И.Ф. Дементьев, И.Б. Назарова, Е.В. Змановская, А.В. Мудрик, Е.А. Гребенникова, Д.А. Медведев, Г.В. Семья и др.), в сознании подростка происходит ряд важных изменений. Е.В. Змановская делит эти изменения на два типа: «социальные (снижение обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудом, хроническая неуспешность в жизненно важных сферах, конфликты с законом, изоляция и др.) и индивидуальные (негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям, завышенные претензии к окружающим при

стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм, хронический эмоциональный дискомфорт, неэффективность саморегуляции, конфликтность, слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности и др.) проявления подростковой дезадаптации» (Змановская, 2004: 7).

Говоря о психолого-педагогических и социально-нравственных аспектах мировоззрения подростков РЦ, мы возвращаемся к духовно нравственным принципам и причинам наблюдаемых явлений. Они диктуют необходимость более активной, живой миссиологической деятельности не только с подростками РЦ, но и с сотрудниками этих учреждений. Ведь увлечь подростка, зажечь его душу может только тот взрослый, который сам горит своей идеей - живёт по ней.

Взаимосвязь и взаимодействие всех активных участников воспитательного процесса: семьи, школы, социума необходимы для полноценного и адекватного развития личности подростка РЦ. Нынешние условия воспитания подростка в школе, где он получает только пакет образовательных услуг, и в социуме, где он видит и чувствует отчуждённость и враждебность среды, к сожалению, не развивают в нём эти качества. Если ретроспективно рассматривать основные принципы педагогических систем К.Д. Ушинского (1824-1870), С.А. Рачинского (1833-1902), Януша Корчака (1878(79)-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), то можно чётко выделить генеральную линию их создателей - мотивация личности к развитию, активности подростков в условиях коллектива, предусматривающих творческую активность, диалогичность с опорой на духовность.

Коллективизм помогает творческому поиску и реализации личности в её развитии, коллективизм строит систему отношений, стремящихся к семейным, основанных на любви и уважении. Это реализация одного из принципов Богоподобия личности - её творческой составляющей, не наносящей ущерба ближнему, что согласуется с Евангельской Заповедью «возлюби ближнего своего, как самого себя».

«Детей нет - есть люди» - слова Януша Корчака (Корчак Я. 2016: 125) обосновывают необходимость диалогичности

воспитательного процесса. Эта диалогичность, если её анализировать беспристрастно и последовательно, в своей взаимопроникновенности приводит к духовно-

ориентированному диалогу, возводящему его участников к Богообщению.

Построенная на диалоге личностей между собой и с Богом семейная образовательная среда необходимы для того, чтобы социализировать подростков РЦ, в том числе и в их последующей семейной жизни.

Симфония миссионерско-педагогической деятельности Симфония в процессе воспитания социальных сирот достигается взаимопроникновением, гармоничным сочетанием всех элементов системы. Именно это условие даёт эффект синергичности, «соработничества Богу». В душе подростка складывается своеобразная цепочка: семья - малая Церковь (духовная составляющая), семья - ячейка продолжения моего рода (нравственная составляющая), семья - мой дом, моя крепость (социальная составляющая). Такая цепочка помогает всем членам малой Церкви сакрализовать свою жизнь и в семье, и в обществе (Ильин, 1993). Это позволяет говорить о совместном участии в жизни как «малой», так и «большой» Церкви - об объединении всех членов Церкви в Литургической (Asxoupyia) Евхаристии (su-xapioxia). (напр. Зизиулас, 2009, Стамулис, 2002)

Индивидуализация духовно-нравственной реабилитации предусматривает переход от обычного общения с группой подростков РЦ, как формы коммуникации, к диалогичному полилогу (по Т.А. Флоренской - диалогу с группой). Такое перерождение общения происходит на основе доверия к миссионеру. Подростки начинают раскрываться в своих чаяниях, т.е. постепенно рождается полилогическое общение коллектива со ставшим близким человеком. Эта ступень необходима для органичного роста доверия к самому миссионеру, чтобы на этом фундаменте перейти от общения с тем, кого видят, к общению с Тем, кому начинают доверять - с Богом. Доверие и общение с Личностью, которая утишает боль души, даёт эффект возникновения потребности общения с Ней. Потребность общения переходит в необходимость на основе Любви.

Такой же поступенчатый принцип Пути в Царство

Небесное указывают и другие авторы, например, святитель Иннокентий (Вениаминов, 2016.), что подтверждает действенность методики автора исследования.

Проведённый анализ показал (Степанов, Семянников, 2017) эффективность создания модели образовательной среды для преодоления, сглаживания проявлений этих негативных процессов. Содержательно-деятельностный подход является необходимым, поскольку только в сознательной деятельности могут быть сформированы устойчивые позитивные отношения к основным социально-нравственным идеалам и ценностям. Духовно-нравственное развитие детей и подростков в РЦ должно осуществляться на основе структурно-функциональной модели духовно-нравственного диалога, представляющей собой пирамиду, содержащую компоненты, необходимые для совершенствования личности подростков РЦ, своего рода ступени лестницы духовного роста, по которым происходит развитие-восхождение к вершинам совершенствования в Боге (Рис.1).

нравственного диалога в реабилитационном процессе с подростками РЦ

Вывод. Именно симфония миссионерско-педагогической деятельности, с учётом особенностей отношения подростков РЦ

к основным духовно-нравственным ценностям, и семейная образовательная среда необходимы для того, чтобы социализировать подростков РЦ, в том числе и в их последующей семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Вениаминов И. 2016. Указание пути в Царство Небесное / Иннокентий (Вениаминов), митрополит. - Азбука Веры [Электронный ресурс]. -URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ukazanie-puti-v-tsarstvo-nebesnoe/#sel=23:1,23:48 Зизиулас И. 2009. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева Пустынь. 332 с. Змановская Е.В. 2004. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд. испр. М.: Изд. центр «Академия». 288 с. Ильин И.А. 1993. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ». 448 с. Кондратьев М.Ю. 1994. Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебно-воспитательных учреждениях. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. М. 81 с. Корчак Я. 2016. Любовь к ребёнку. СПб.: Питер. 288 с. Макаренко А.С. 1986. Педагогическая поэма. М.: Московский рабочий. 639 с. Пояркова З.Д. 2008. Педагогические условия трудовой реабилитации подростков группы риска в социально-реабилитационных центрах. Дис. ... канд. пед наук: 13.00.01. ЧитаЮ. 215 с. Рачинский С.А. 1883. Заметки о сельских школах. Собрание сочинений. СПб.:

Синодальная типография. 123 с. Ридигер А.М. 2014. Воспитывать человека - значит определять судьбу нации». -Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (ОСРЦН) [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.orcpnz.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=164:%D0 %B2%D0%BE%D1 %81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2% D0%B0%D1%82%D 1 %8C-

%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0 %B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0% Стамулис И. 2002. Православное богословие миссии сегодня. М.: ПСТГУ. 448 с. Степанов П.В., Семянников С.Н. 2017. Критерии и показатели результативности миссии в социально-педагогической и духовно-нравственной реабилитации детей и подростков. - Успехи современной науки и образования. № 2: 127-130.

Получена /Received: 05.10.2018 Принята/Accepted: 29.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.