Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация подростков: принципы диалога'

Социокультурная адаптация подростков: принципы диалога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социализация / социальная адаптация / подростки реабилитационных центров / диалог / социально-нравственная реабилитация. / Socialization / social adaptation / teenagers in charities / dialog / social and moral rehabilitation.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семянников Сергей Николаевич

Рассматривается специфика педагогических условий социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних для налаживания миссионерского диалога с подростками. Детализированы принципы миссионерского диалога, позволяющие добиться результативности нравственного развития и социализации подростков в процессе реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семянников Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ADAPTATION ADOLESCENTS IN THE PRINCIPLES OF DIALOGUE

The specifics of the pedagogical conditions of the charities for minors are being considered for establishing a missionary dialogue with adolescents. The principles of missionary dialogue with teenagers in charities, allowing effective achieving of moral development and socialization of adolescents in the process of rehabilitation, are detailed.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация подростков: принципы диалога»

ПРАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

RAR

УДК 316.7 ББК: 60.54

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ: ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГА

Иеродьякон Моисей (Семянников Сергей Николаевич),

соискатель МФ ПСТГУ, с. Теряево, монастырь, МО Волоколамский р-н, 143615, 638806@rambler. ru

Аннотация

Рассматривается специфика педагогических условий социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних для налаживания миссионерского диалога с подростками. Детализированы принципы миссионерского диалога, позволяющие добиться результативности нравственного развития и социализации подростков в процессе реабилитации. Ключевые слова

Социализация; социальная адаптация; подростки реабилитационных центров; диалог; социально-нравственная реабилитация.

80

Одной из основных задач, связанных с социализацией детей и подростков, проходящих реабилитационный курс в социально-реабилитационных центрах несовершеннолетних (в дальнейшем СРЦН), является преодоление сложности и травматичности адаптационного процесса при переходе от девиантной среды в семье и социально неблагополучных сообществах на всех сущностных уровнях личности — физиологическом, психологическом и социальном, к среде СРЦН. Негативный «багаж» внутреннего опыта ребёнка ставит ряд проблем перед коллектива-

ми СРЦН, что требует создания эффективной системы и разработки её принципов.

Рассмотрим основные проблемы и соответствующие цели и задачи СРЦН: • дефицит диалогичности, откровенная агрессивность, замкнутость и боязнь общения, препятствующие достоверному и оперативному определению глубины поражения внутреннего мира подростка. Комплексную программу по социальной адаптации сотрудникам центров приходится начинать, основываясь на результатах тестирования и наблюдения на момент по-

ступления подростка в центр, без учёта фактов, скрывающихся за «стеной молчания» подростка. Дефицит диалогичности вызывает:

• сложность продуктивного формирования истинной иерархии ценностей в личности, что препятствует её нормальной социализации;

• затруднения в процессе приспособления, привыкания подростка к новым правилам жизни, требующем достаточное количество моральных и временных ресурсов и эффективного, прочного положительного подкрепления.

Отсюда задача по созданию открытой и доверительной атмосферы в реабилитационном центре, способствующей диалогичности всего реабилитационного процесса в противовес замкнутости и агрессивности предыдущей «атмосферы выживания».

• последствия педагогической запущенности. На первом этапе основные усилия по социальной адаптации1 сводятся к ознакомлению с базовыми социально-этическими и гигиеническими нормами. Жизнь в СРЦН в некоторой степени закрепляет эту информацию в сознании, но, как показывает практика, недостаточно глубоко из-за краткосрочности курса реабилитации. Отсюда задача интенсификации социальной адаптации при поддержке коллектива СРЦН.

• отсутствие мотивации к саморазвитию на фоне недоверия к педагогическому коллективу и окружающим. Воспоминания о принципах предыдущей жизни, которые не требовали совершать над собой усилия для их реализации, в отличие от социально-нравственных норм, требующих целого ряда определённых волевых импульсов, приводят к отторжению педагогического воздействия. Отсюда задача положительного подкрепления саморазвития.

• отсутствие иммунитета к негативным факторам, вредным для психики и нравственности, ибо детям, предоставленным самим себе, никто не объяснял, что злу надо сопротивляться. Любой подросток обязан уметь классифицировать, анализировать и отсеивать вредную для себя информацию. Вхождение современных информационных технологий в обиход среднестатистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо своих прямых функций, компьютерные игры, информационные сети,

средства multimedia прямо или косвенно влияют на рост агрессивности поведения, откровенно навязывают мировоззрение и жизненные приоритеты. Подростку необходим сильный внутренний иммунитет для выживания в таких условиях, формируемый при поддержке значимых взрослых, которых нет в жизни поступающих в СРЦН. С усложнением социальных условий и увеличением потока разнородной информации, для овладения требованиями социума необходим более высокий и активный интеллектуальный и духовно-этический уровень подростка, удлиняется период социализации. Отсюда задача формирования доверительных отношений, при которых подросток может быть уверен, что его поймут и простят, если он не справится с этой сложной задачей.

• превалирование социальной адаптации над социализацией в реабилитационном процессе. Это даёт эффект шаткости тех постулатов, которые внушаются подросткам. Воспитанникам внушают социально-бытовые нормы, но недостаточно прочно прививают осознание, внутреннее приятие необходимости соблюдения этих норм в жизни, самостоятельного формирования устойчивых позитивных ценностных ориентаций. Учитывая возрастные особенности, можно смело утверждать, что это не просто шаткость, а вполне определённая мимикрия к наличным условиям. При возвращении в социум все привнесения, как психолого-педагогические, так и духовно-нравственные, будут с облегчением отторгнуты. Отсюда задача формирования доминантной среды развития.

Разумеется, это неполный перечень проблем, более подробно изложенных в ряде исследований: Moses Semjannikov, Riazanova T. B., 2016.2, Ромашина С. Я., Семянников С. Н., Андронова Р. Е., Межина А. В.3, 2016, Семянников,

1 Академик. Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1719 (дата обращения 28.07.2016 г.)

Moses Semjannikov, Riazanova T. B. Международные научные конференции 2016 [В Интернете] // WORLD Science. — WORLD Science, 2016 г.. — 04102016 г.. — http://ws-conference.com/view_article.php?article=1627.

Ромашина С. Я., Семянников С. Н., Андронова Р. Е., Межина А. В. Диалог культур, культура диалога. В поисках передовых социогуманитарных практик. Материалы Первой международной научно-практической конференции 14-16 апреля 2016 г., [Конференция] // Диалог культур в личностно развивающем иноязычном образовании./ред. Под общ. ред. Е. Г. Та-ревой Л. Г. Викуловой. — М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2016. — стр. 620.

81

2

3

82

20144, Семянников, 20155, Семянников, 20136, Степанов П. В., Семянников С. Н., 20177 и др. Обозначим главную задачу как переход от социальной адаптации к социализации.

Общенаучный термин «социализация» (Энциклопедия Кругосвет, б.д.) апеллирует к таким свойствам личности, как включение, приобщение, обучение, утверждение себя, раскрывает тем самым смысл термина в волеизъявлении личности к какому-либо идеалу, стремлении общения с ним. Если мы говорим о высшем смысле идеала, к которому может устремляться человеческая личность, то таким идеалом может быть только Бог. Следовательно, включение, приобщение, обучение и утверждение себя в Нём и с Ним являются характеристическими свойствами личности, именно как образа Божия, и говорят о необходимости обожения личности человека, как онтологическом свойстве и потребности. По словам Симеона Нового Богослова, эти свойства являются целью, для которой мы пришли в этот мир и родились людьми8, то есть

4 Семянников С. Н. Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Конференция] // Различия духовно-нравственного состояния подростков при разных условиях воспитания. Миссионерские выводы из пилотажного исследования. — М.: ПСТГУ,2014. — Т. №24, с.186-190.

5 Семянников С. Н. Кирилло-Мефодиевские чтения в СамГТУ сборник материалов XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. [Конференция] // Социально-нравственные аспекты мировоззрения современной молодёжи из реабилитационных центров. — Самара: [б.н.],2015. — Т. с.355-359

6 Семянников С. Н. Особенности формирования нравственного мировоззрения школьников, воспитывающихся в семьях и в реабилитационных центрах (Результаты пилотажного исследования). Православный учёный в современном мире. Материалы2-й научно-практической конференции [Конференция]. — Воронеж: «Истоки»,2013. — Т. —3, С.101-106.

7 Степанов П. В., Семянников С. Н. «Критерии и показатели результативности миссии в социально-педагогической и духовно-нравственной реабилитации детей и подростков» [Журнал] // Успехи современной науки и образования/ред. С. В. Клюев. — Белгород: Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования»,2017 г.. — №2: Т.1. — стр. 127-130.

8 Симеон Новый Богослов Творения Т. 1-3 репринт-

ное издание «Слова преподобного Симеона Нового

Богослова в переводе на русский язык с новогреч. Еп.

Феофана. Изд. 2-е, М. 1892»/Слово 4-е, параграф 3,

[Книга] = Репринтное издание «Слова преподобна-

го Симеона Новаго Богослова в переводе на русский

являются идеалом социализации. Но достижение этой цели самому человеку, без участия Бо-жией Благодати, невозможно. Обожение — это Дар Божий, результат синергии — совместного труда, содействия, сотрудничества Бога и чело-века.9 Но, обращаясь к антропологическим аспектам этой проблемы, можно заключить, что образ Божий в человеке, как отмечает святитель Григорий Нисский, является непознаваемым.10 Непознаваемость — одно из свойств личности. Поэтому реализация синергии возможна только при безусловном согласии, стремлении субъекта — личности к этому процессу и его результатам — возникновению субъект — Субъектного диалога.11 Диалог личности с Личностью, личности с Идеалом, ребёнка с Отцом. Прп. Макарий Великий выразил это в образах двух душ: «душа, так сказать, в душу и ипостась в ипостась, чтобы таковая душа могла жить Его Божеством»12, потому что в общении души человека с Духом Святым происходит единение Духа Святого с духом человека.

Миссионерская направленность работы с коллективами центров, со всеми субъектами процесса реабилитации имеет целью не просто социализацию молодёжи, а создание модели духовно-ориентированной образовательной среды для более эффективной христианизации сущности процесса социализации. Необходимо понимать основополагающий принцип всего процесса, который схематично можно выразить так: общение подростка с миссионером принимает доверительный характер и переходит в диалог. По-

язык с новогреч. Еп. Феофана. Изд. 2-е, М. 1892». — Сергиев Посад: СТСЛ, 1993. — Т. 1 том: Слова с 1-52-е, 2 том: Слова с 53-92-е. 3 том: Гимны с 1-60-й.

9 Хоружий С. С. Синергия: Проблемы аскетики и мистики Православия [Книга]. — М.: Ди-Дик, 1995. — Т. Научный сборник под общей редакцией Хоруже-го С. С.: стр. 366.

10 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. [Книга]. — М.: Центр «СЭИ», приложение к журналу «Трибуна», 1991. — стр. 288. (стр. 90)

11 Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. [Книга]. — М.: Русский Хроно-графъ, 2009. — стр. 440.

12 Макарий Великий прп. Семь слов. Слово о возвышении ума. Глава 6 [В Интернете] // Православная беседа. Библиотека.. — Макарий Великий, преп.. — 28 07 2016 г.. — http://pravbeseda.ru/ library/ index. php?page=book&id=627.

степенно в ходе этого диалога, вслед за миссионером, подросток обращается к Богу со своими потребностями и переходит к диалогу с Богом. Учитывая эту схему взаимоотношений, миссионер должен обладать не только запасом прочности — достаточной степени доверия со стороны собеседника, но и запасом духовно-нравственной чистоты, позволяющим перевести диалог между двумя людьми в русло диалога человека с Богом. При этом важно не трансформировать диалог на полусектантское общение адепта с гуру.13 Основное свойство человеческой личности, позволяющее ей общаться с окружающим миром, — способность к диалогичности для исполнения слов Спасителя: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». (Мф. 18,20) Перечислим наиболее адекватные в этой ситуации принципы эффективного миссионерского диалога с подростками из СРЦН:

• Принцип обоснованности вмешательства в духовность;

• Принцип учета необходимости медикаментозной поддержки;

• Принцип охвата субъектов духовно-нравственного развития;

• Принцип Богоцентричности;

• Принцип субъектности коррекционной деятельности;

• Принцип причинности миссии;

• Принцип безопасности технологий миссионерской деятельности;

• Значение семьи в жизни подростка РЦ — принцип опоры на семью;

• Понятие дисциплины как выражения любви — принцип Добродетели Послушания.

Изложенный перечень принципов, органично дополняя классические методики, позволяет более безболезненно и структурно провести весь комплекс реабилитации. Обосновывая для себя уровень, степень и, соответственно, методы духовно-нравственного вмешательства во внутренний мир человека, педагог в диалоге с подростком стимулирует и его самого к участию в этой работе, постепенно восходящей до синергии. Реализация этих принципов возможна исключительно в условиях продуктив-

ной развивающей среды. Представляется целесообразным как перед началом миссионерской работы, так и в её процессе проводить диагностику развивающей среды СРЦН на основе модели Ясвина В. А.14 Нами адаптирована и апробирована модель, позволяющая педагогическим коллективам СРЦН возможность самооценки образовательной среды и успешного её совершенствования.15

Эффективность такого подхода подтверждается апробацией разработанной модели развивающей среды в трех социально-реабилитационных центрах Волоколамского, Лотошинско-го и Шаховского районов Московской области: ГКУ СО МО «Волоколамский СРЦНН» (рис.1);

ГКУ СО МО «Лотошинский СРЦНН» (рис. 2); ГКУ СО МО «СРЦНН Колпица» (рис.3).

Рис. 1. Развивающая среда ГКУ СО МО «Волоколамский СРЦН»

14

13 Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования [Книга]. — Н.-Новгород: Христианская библиотека, 2007. — Изд. 3-е, пераб. и доп.: Т. гл.3., ч.2.: стр. 813с..

Ясвин В. А. Школа как развивающая среда [Книга]. — М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. — стр. 360. — Монография. Он же. Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком» [Журнал] // Директор школы. — М.: Высшее образование в России, 2010 г.. — № 1 (144). — стр. 31-37. Он же. Экспертиза школьной образовательной среды [Книга]. — М.: Сентябрь, 2000. — стр. 128. — Монография.

15 Андронова Р. Е., Курсаков А. В., Семянников С. Н. В сборнике материалов международной научно-практической конференции: Теорнетические и методические проблемы создания современной образовательной среды [Конференция] // Развивающая среда для детей с отставанием в социальном развитии. — 2016. — стр. 141-146. — Редакционная коллегия: Кальней В. А., Артемьева С. И., Рабадано-ва Р. С., Юлина Г. Н., Вячистова Т. В.

83

84

Рис. 2. Развивающая среда ГКУ СО МО «Лотошинский СРЦН»

Рис. 3. Развивающая среда ГКУ СО МО «СРЦН Колпица»

Приведенные результаты свидетельствуют о существенных различиях условий для миссионерского диалога в СРЦН и необходимости индивидуального подхода к совершенствованию развивающей среды, без гармонизации которой задача перехода от социальной адаптации к социализации подростков становится трудновыполнимой. Предложенная модель и изложенные выше принципы апробированы и продемонстрировали результативность миссионерского диалога в социально-реабилитационных центрах несовершеннолетних.

Список литературы

1. Moses Semjannikov, Riazanova T. B. (2016). Международные научные конференции 2016. (WORLD Science) Получено 04102016 г., из WORLD Science: http://ws-conference.com/view_ article.php?article=1627

2. Академик. (б.д.). Социальная Адаптация это:. Получено 28 07 2016 г., из Акаде-

мик. Словари и инциклопедии на Академике: http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1719

3. Андронова Р. Е., Курсаков А. В., Семянников С. Н. (2016). В сборнике материалов международной научно-практической конференции: Те-орнетические и методические проблемы создания современной образовательной среды. Развивающая среда для детей с отставанием в социальном развитии, (стр. 141-146). Получено 17012017 г., из http://elibrary.ru/item.asp?id=27365842

4. Дворкин, А. Л. (2007). Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования (изд. Изд. 3-е, пераб. и доп., Т. гл.3., ч.2.). Н.-Новгород: Христианская библиотека.

5. Лосский, В. Н. (1991). Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М.: Центр «СЭИ», приложение к журналу «Трибуна».

6. Макарий, В. п. (б.д.). Семь слов. Слово о возвышении ума. Глава 6. Получено 28072016 г., из Православная беседа. Библиотека.: http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=-book&id=627

7. Ромашина С. Я., Семянников С. Н., Андронова Р. Е., Межина А. В. (2016). Диалог культур, культура диалога. В поисках передовых социогу-манитарных практик. Материалы Первой международной научно-практической конференции 14-16 апреля 2016 г.,. В Л. В. Под общ. ред. Е. Г. Та-ревой (Ред.), Диалог культур в личностно развивающем иноязычном образовании. (стр. 620). М.: МГПУ; Языки Народов Мира.

8. Семянников, С. Н. (2013). Особенности формирования нравственного мировоззрения школьников, воспитывающихся в семьях и в реабилитационных центрах (Результаты пилотажного исследования). Православный учёный в современном мире. Материалы 2-й научно-практической конференции. Воронеж: «Истоки».

9. Семянников, С. Н. (2014). Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Различия духовно-нравственного состояния подростков при разных условиях воспитания. Миссионерские выводы из пилотажного исследования. № 24, с. 186-190. М.: ПСТГУ.

10. Семянников, С. Н. (2015). Кирилло-Мефо-диевские чтения в СамГТУ сборник материалов XI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Социально-нравственные

аспекты мировоззрения современной молодёжи из реабилитационных центров, с.355-359. Самара.

11. Симеон, Н. Б. (1993). Творения Т. 1-3 репринтное издание «Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреч. Еп. Феофана. Изд. 2-е, М. 1892»/Слово 4-е, параграф 3, (Т. 1 том: Слова с 1-52-е, 2 том: Слова с 53-92-е. 3 том: Гимны с 1-60-й). Сергиев Посад: СТСЛ. Получено 28072016 г., из Азбука веры. Православная библиотека: http://azbyka.ru/otechnik/81шеоп_Моуу)_ Bogoslov/ alfavitnyj-ukazatel/#0_14

12. Степанов П. В., Семянников С. Н. (2017). «Критерии и показатели результативности миссии в социально-педагогической и духовно-нравственной реабилитации детей и подростков». (К. С. В., Ред.) Успехи современной науки и образования, 1 (№ 2), 127-130.

13. Флоренская, Т. А. (2009). Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронографъ.

14. Хоружий, С. С. (1995). Синергия: Проблемы аскетики и мистики Православия (Т. Научный сборник под общей редакцией Хоружего С. С.). М.: Ди-Дик. Получено 22042017 г., из https:// books.google.ru/books/about/%D0%A1%D0%B8 %D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D 1%8F.html?id=xzUlAQAAIAAJ&redir_esc=y

15. Энциклопедия Кругосвет. (б.д.). Социализация. Получено 2007 2016 г., из Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно -популярная онлайн-энциклопедия: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nau-ki/sociologiya/SOTSIALIZATSIYA.html

16. Ясвин, В. А. (2000). Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь.

17. Ясвин, В. А. (2010). Школа как развивающая среда. М.: Институт научной информации и мониторинга РАО. Получено 22042017 г., из http://yasvinlab.ru/Content/pdfs/books/3_2010.pdf

18. Ясвин, В. А. (2010). Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком». Директор школы (№1 (144)), 31-37.

SOCIO-CULTURAL ADAPTATION ADOLESCENTS IN THE PRINCIPLES OF DIALOGUE

Hierodeacon Moses (Semyannikov SN),

Joseph of Volokolamsk Monastery, Post-graduate applicant for the Missionary Faculty of St. Tikhon Orthodox Church, Humanitarian University, Moscow, Russia 638806@rambler.ru

Abstract

The specifics of the pedagogical conditions of the charities for minors are being considered for establishing a missionary dialogue with adolescents. The principles of missionary dialogue with teenagers in charities, allowing effective achieving of moral development and socialization of adolescents in the process of rehabilitation, are detailed.

Keywords

Socialization; social adaptation; teenagers in charities; dialog; social and moral rehabilitation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.