УДК 159.922.7/.8 МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Инесса Юрьевна Чёрная, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Аннотация
В статье обоснована концепция духовно-нравственного развития подростков с девиантным поведением в современной практике социального воспитания. Нами разработана педагогическая модель стимулирования нравственного саморазвития девиантных подростков на основе использования нравственного потенциала православия и педагогической технологии культурновоспитательной работы.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, нравственное развитие, стимулирование.
MODEL OF STIMULATION OF MORAL SELF-DEVELOPMENT TEENAGERS
WITH DEVIANT BEHAVIOR
Inessa Yurievna Chernaya, the competitor,
Saint-Petersburg State University of Culture and Arts
Annotation
In article, the concept of spiritually moral development of teenagers with deviant behavior in modem practice of social education is proved. We develop pedagogical model of stimulation of moral selfdevelopment deviant teenagers based on use of moral potential of Orthodoxy and pedagogical technology of cultural-educational work.
Keywords: teenagers, deviant behavior, moral development, promotion.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социализации подростков с девиантным поведением является на протяжении многих десятилетий одной из наиболее "болезненных" в отечественной педагогической науке. Это обусловлено, с одной стороны, ситуацией кризиса личностной и духовной идентичности, потерей нравственных ориентиров для значительной части подрастающего поколения, с другой, причинами, относящимися к особенностям существующей практики социально-педагогической деятельности, осуществляемой различными субъектами. В результате реформирования Российской системы образования и социального воспитания возникает необходимость восполнения в культурно-воспитательном пространстве утраченного опыта духовно-нравственного воспитания, рассматриваемого как важнейший культуросозидающий ресурс педагогической практики. Обращение к педагогическому опыту православной церкви обусловлено возможностью использования потенциала духовного наследия в практике становления и развития нравственного самосознания и совершенствования подростков и молодежи. Несмотря на то, что исследование духовно-нравственных ценностей в воспитании подростков и молодёжи в социальнокультурной сфере нашло свое отражение в философских, культурологических, социологических и других работах ученых, проблема применения в практике социального воспитания современных технологий, ориентированных на использование духовнонравственного потенциала православия, педагогического опыта церкви остаётся недостаточно изученной и раскрытой. Исходя из актуальности данной тематики цель работы следующая: выявление возможностей и разработка педагогической технологии использования нравственного потенциала православия в культурно-воспитательной работе с девиантными подростками. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется исторически сложившимися ценностями, сберегаемыми в передаваемых от
поколения к поколению культурных, семейных, социальных, религиозных, этнических традициях. Основная задача по возрождению, сохранению и использованию отечественных традиций воспитания возлагается на светское образование. Перед системой образования, как одним из институтов воспитания, поставлена задача духовно-нравственного становления и восхождения личности к идеалу. По утверждению ряда учёных, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох. При этом отмечается возможность достижения идеала путём самосовершенствования, являющегося главной идеей и смыслом воспитания человека нравственного и духовного [4]. Между тем отметим, что опыт, накопленный в православной педагогике, представляет существенный и, в настоящее время, недостаточно востребованный ресурс педагогической коррекции личностного развития девиантных подростков. Использование духовного и нравственного потенциала православия в воспитательной работе с девиантными подростками предоставляет возможность конструирования и управления процессом самосовершенствования личности, поскольку, с точки зрения В. А. Сластенина, духовность может выступать как принцип самостроительства человека, как выход к высшим ценностным инстанциям конструирования личности и её менталитета. Этим обусловливается стратегия достижения основной задачи социализации - усвоение личностью отечественных духовно-нравственных ценностей [6]. Важными компонентами в культурно-воспитательной практике являются саморазвитие, самопознание, самоопределение, самосовершенствование, самореализация заключающимися в изучении и реализации подростком своих потенциальных возможностей, открытие внут-риличностных ресурсов, способствующих: формированию внутренней установки личности; формированию внутренних качеств; выбору и принятию нравственных норм поведения; творческой самореализации.
С точки зрения автора, приоритетность саморазвития заключается в реализации идеи о направленности и развитии личности как субъекта самоорганизующегося. Перспективность метода нравственного саморазвития обусловлена возможностями конструирования и создания личностью своего внутреннего мира, о важности которого, высказывались православные учителя. Так, Свт. Иоанн Кронштадтский, непрестанно следивший за движениями своего внутреннего человека, призывал учиться искусству из искусств - воевать со злом, со своими недостатками, считая самой трудной победой - победу над самим собой, по его мнению, необходимо напрячь все внутренние силы в борьбе со своим ветхим человеком и создавать нового человека по образу творца [5].
Саморазвитие позволяет подростку выбрать возможные варианты внутриличност-ного роста и нравственные нормы поведения сформировать, структурировать в своём сознании представления о "Я - идеальном". Саморазвитие требует рефлексивной деятельности, постоянной оценки (самооценки, самоконтроля) степени соответствия нравственным требованиям осуществляемых личностью действий, намерений, желаний, побуждений и соответственно нравственной коррекции. С одной стороны, формируется неудовлетворённость личностью своим поведением (стыд, досада, разочарование), с другой, через саморазвитие складывается новая поведенческая модель.
Нравственное саморазвитие возможно рассматривать и как творческий процесс, поскольку происходит творческое самосозидание личности, появляются новые формы осознания себя и новые формы поведения. Отметим, что нравственное саморазвитие девиантных подростков является основным направлением в культурно-воспитательной работе.
Разработанная модель (рис. 1) стимулирования нравственного саморазвития девиантных подростков предполагает поэтапную реализацию совокупности технологических элементов, представляющих единую концепцию введения в культурновоспитательную работу педагогических технологий, направленных на развитие нрав-
ственных качеств личности.
Формирование новой модели поведения, внутреннее преображение
Стимулирование Методы формирования
деятельности и 4» нравственной установки Рефлексия
поведения « 1 личности ►
- Содействие в саморазвитии личности, реализация творческого потенциала в социальноориентированной деятельности, самопознание, самосовершенствование и самореализация посредством совершения добрых дел, проявления милосердия, заботы о ближних (т.е. осуществление "Я-идеального");
- Раскрытие и развитие духовно-нравственных ориентиров поведения (смирение, милосердие, терпение, послушание)
ЗГ
Нравственная саморегуляция, самоограничение, самоконтроль, самооценка личности Ш 1
Воспитывающие ситуации ч —^1 т Методы формирования социально одобряемого поведения «4* Мотивация —»
- Раскрытие и развитие духовных и нравственных ресурсов личности подростка (воля, совесть, доброта, ответственность);
- Формирование позитивной нравственной самооценки, обусловленной на принятых в обществе представлениями о добре и зле, ценностях и идеалах отечественной культуры
~ 1Г
Принятие личностью нравственных норм - требование к самому себе, накопление духовно-нравственного опыта
Предъявление личности социаль но- культур но й 4* Методы формирования социально одобряемой 4* Упражнение
нормы деятельности ^ -»
- Создание культурно-воспитывающих условий, предоставляющих подростку ситуации нравственного выбора и возможности самостоятельного определения
- Приобщение подростка к ценностям, традициям, духовному наследию отечественной культуры
11Г
Формирование ценностно-смысловой сферы, основанной на высших ценностях и образе совершенной личности, соединяющей все добродетели
Убеждение Методы формирования Самоубеждение
сознания личности 1
- Создание педагогических условий, способствующих формированию нравственноориентированной личности;
- Организация культурно-воспитывающей среды, "одухотворение" воспитательного пространства, включение субъективно значимых лидеров, героев, символов, представленных в отечественной истории и культуры
Рис. 1. Модель стимулирования нравственного саморазвития девиантных подростков
Модель включает методы самопознания, самоопределения, самоконтроля, самооценки и целенаправленное их использование в соответствии с ценностными ориентира-
ми православной педагогики. Реализация модели стимулирования нравственного саморазвития подростков с девиантным поведением в практике социального воспитания возможна при выполнении ряда условий:
- в создании педагогических условий, способствующих формированию нравственно-ориентированной личности;
- в организации культурно-воспитывающей среды, "одухотворении" воспитательного пространства, включении в него субъективно значимых лидеров, героев, символов, представленных в отечественной истории и культуры;
- в проектировании культурно-воспитывающих условий, предоставляющих подростку ситуации нравственного выбора и возможности самостоятельного определения;
- в приобщении подростка к ценностям, традициям, духовному наследию отечественной культуры;
- в раскрытии духовных и нравственных ресурсов личности подростка (воли, совести, доброты, ответственности);
- в формировании позитивной нравственной самооценки, обусловленной на принятых в обществе представлениями о добре и зле, ценностях и идеалах отечественной культуры;
- в содействии саморазвития личности, реализации творческого потенциала в социально-ориентированной деятельности, самопознании, самосовершенствовании и самореализации посредством совершения добрых дел, проявления милосердия, заботы о ближних (т.е. осуществление "Я - идеального");
- в формировании духовно-нравственных ориентиров поведения (смирения, милосердия, терпения, послушания).
Образец нравственной модели поведения, соединяющей все добродетели, воплощается в конкретном образе авторитетной (исторической, духовной) личности. Добродетель рассматривается как совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру, стремление к самосовершенству.
В воспитательной практике добродетель проявляется в следующем: а) стремление подростка к добру; б) доброе расположение (предрасположенность) или навык к добру; в) осуществление добрых дел (как следствие первых двух).
Основная задача культурно-воспитательной работы - создание педагогических условий для стимулирования нравственного саморазвития девиантных подростков, обогащения внутреннего мира и выбора личностью нравственных норм, способствующих формированию новой модели поведения. Необходимым условием стимулирования нравственного саморазвития для подростка становится: внутренняя направленность на высшие ценности, требование к самому себе, рассматриваемое как самоконтроль, нравственное самоограничение, основу которого определяют такие качества, как ответственность, чувство долга, чувство собственного достоинства; раскрытие и развитие духовных и нравственных ресурсов личности подростка (воля, совесть, доброта, ответственность); формирование позитивной нравственной самооценки, нравственной позиции личности, обусловленной представлениями о добре и зле, ценностях и идеалах отечественной культуры; саморазвитие личности, самопознание, самосовершенствование и самореализация посредством совершения добрых дел, проявления милосердия, заботы о ближних (т.е. осуществление "Я-идеального"); пробуждение внутренней потребности позитивного отношения личности к другим (любовь к ближнему), Отечеству, родной земле, к своему народу.
Ориентация поведения в данном случае, заключается в понимании возможного и невозможного, желательного и нежелательного, допустимого и недопустимого в различных жизненных ситуациях и основывается на нравственных ценностях подростка.
Таким образом, происходит внутреннее преображение личности, одухотворение
жизни, раскрытие и развитие духовно-нравственных ориентиров поведения (смирение, милосердие, терпение, послушание), формирование новой модели поведения, ведущие личность к нравственному самосовершенствованию.
Проведенное социально-педагогическое исследование позволяет констатировать возможность и необходимость использования потенциала и опыта православной педагогики в современной культурно-воспитательной работе с девиантными подростками. Концепция предлагаемой модели заключается в реализации педагогических условий духовно-нравственного развития на основе использования нравственного потенциала православия и представляет: создание одухотворённого воспитательного пространства, базирующегося на христианских ценностях православия; интегрированного использования в воспитательной практике средового и индивидуального подходов, ориентированных на раскрытие духовно-нравственных качеств личности, стимулирование нравственного саморазвития; применение в культурно-воспитательной работе методов и технологий, ориентированных на создание воспитывающей и развивающей социокультурной среды, способствующей изменению содержания и форм взаимодействия личности воспитуемого с социальным окружением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.В. Федоренко, М.В. Проскурнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 26-32.
2. Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинквентным поведением / В. Г. Белов, И. Н. Димура, Е. С. Панасюк, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.
- № 2 (72). - С. 14-20.
3. Белов, В.Г. Психологические особенности подростков с девиантной виктимно-стью / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.М. Кирьянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 28-73.
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.
5. Святой праведный Иоанн Кронштадский. О борьбе человека со страстями (извлечения из дневниковых тетрадей за 1856-1866 годы) / сост. мон. Серафима (Иванова). -М. : Отчий дом, 2008. - 208 с.
6. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 567 с. - (Высшее образование).
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
Валерий Александрович Щеголев, Заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор,
Александр Владимирович Русских, мастер спорта, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Annotation
В статье раскрываются особенности организации оздоровительно-прикладной физической подготовки юношей допризывного и призывного возрастов с различным уровнем физического со-