РЕЦЕНЗИИ
Пропедевтика детских болезней.
Геппе Н.А., Подчерняева Н.С. (ред.)
М: ГЭОТАР-Медиа 2008; 460.
Учебник «Пропедевтика детских болезней» предназначен для студентов лечебных и лечебно-профилактических факультетов медицинских вузов. Он охватывает все разделы предмета: анатомо-физиологические особенности развития плода и здорового ребенка, методы обследования детей разного возраста, симптомы и синдромы основных заболеваний, алгоритмы диагностики, вопросы вскармливания и питания детей.
Новая книга восполняет пробел в учебной литературе. Она написана известными педиатрами и специалистами в области детских болезней, профессорами Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой и их коллегами, весьма своевременна и представляет собой законченный и осмысленный труд.
Курс пропедевтики детских болезней открывает студентам мир клинической педиатрической практики. Термин «пропедевтика» происходит от греческого слова propaideo, что означает «обучаю предварительно». Несмотря на широкое внедрение высокоинформативных инструментальных и лабораторных методов диагностики, в современной медицине по-прежнему широко признаются, а у детей подчас остаются единственными и незаменимыми методы физикального обследования ребенка. Базовые знания остаются незыблемыми: врач-педиатр должен уметь быстро и правильно оценить развитие ребенка, его соответствие возрастным нормам и темпам развития, выявить отклонения в состоянии здоровья с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Цель учебника пропедевтики детских болезней — помочь студентам научиться выявлять клинические симптомы, уметь правильно оценить патологические проявления наиболее распространенных соматических и инфекционных заболеваний у детей. Большое место в учебнике пропедевтики отводится изложению алгоритмов диагностического поиска, что ориентирует студента по окончании курса пропедевтики детских болезней на целенаправленное изучение различных как наиболее распространенных, так и редко встречающихся заболеваний детского возраста.
Книга содержит 14 глав, освещающих узловые вопросы рассматриваемого предмета. В учебнике обобщен опыт работы по этой проблеме кафедры детских болезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
В 1-й главе дана классификация возрастных периодов развития ребенка с подробной их характеристикой. Особое внимание уделено внутриутробному этапу с возможностью формирования врожденной патологии, манифестации наследственных заболеваний; рассмотрены вопросы медико-генетического консультирования. Выделены группы здоровья, представлен календарь профилактических прививок, рассмотрены медико-социальные аспекты развития подростков.
Глава 2 посвящена общему осмотру ребенка. Глава удачно иллюстрирована, что соответствует заявленной тематике. Студент имеет возможность наглядно представить внешний вид детей с различными типами телосложения, увидеть стигмы дизэмбриогенеза, предварительно освоить
последовательность методики осмотра как новорожденного, так и ребенка старшего возраста.
В 3-й главе представлены основные положения и методические приемы оценки физического развития ребенка. Даны информативные таблицы и примеры гармоничного и диспропорционального (дисгармоничного) развития детей.
Главы 4—13 посвящены исследованию конкретных систем в возрастном аспекте: нервной системы, кожи и подкожной основы, опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мо-чевыделительной, эндокринной и иммунной систем.
Авторами использован определенный стандарт изложения. Последовательно рассматриваются методики исследования, оценивается семиотика поражения той или иной системы, предлагаются тесты и задачи для закрепления пройденной темы. Имеется несколько важных подразделов. Так, в главе «Нервная система и нервно-психическое развитие» отдельно изложена тема «Органы чувств», в главе «Иммунная система» — подраздел «Лимфатические узлы».
Традиционно в курсе пропедевтики изучаются вопросы вскармливания и питания здорового ребенка. Глава 14 полностью посвящена этому кардинальному вопросу педиатрии. В сжатой форме студенты получают необходимую информацию о естественном, искусственном вскармливании, современных требованиях к питанию детей в возрасте старше года.
Авторам удалось выдержать стройную систему изложения, прежде всего методических основ оценки отдельных органов и систем. В книге представлены все разделы программы пропедевтики детских болезней и соответствующие учебные задания.
Книга написана хорошим литературным языком, имеет много иллюстративного материала. Использованы современные средства визуального представления материала. Многочисленные рисунки, включая таблицы, схемы, фотографии, не только улучшают восприятие читателем изложенного материала, но и обусловливают определенную дидактическую направленность в осмыслении конкретных разделов. Многие иллюстрации являются оригинальными, ранее не использовавшимися в учебных пособиях. Книга вполне может быть использована интернами и ординаторами в качестве пособия для самоподготовки. Учебник содержит контрольно-измерительные материалы в конце каждого раздела в виде тестовых заданий, что дает возможность проверить свои знания.
Несомненным достоинством книги являются приложения. Каждый видеофильм, будь это «Дыхательная система у детей», «Методы обследования системы пищеварения у детей», «Обследование новорожденного», является завершенным методических пособием. В фильмах приводится в полном объеме набор диагностических методик применительно к детскому возрасту.
Создание учебника является трудоемким и кропотли-
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2009
Геппе Н.А., Подчерняееа Н.С. Пропедевтика детских болезней
вым процессом, который вовсе не исключает неточностей и даже некоторых погрешностей. Рассматривая основные причины гепатомегалии, авторы выделяют синдромы Рея и Бадда—Киари. Однако никакой информации, характеризующей эти синдромы, не приводится. К тому же синдром Бадда—Киари крайне редко встречается в детском возрасте, а диагностика его возможна лишь в центрах и клиниках, специализированно занимающихся изучением болезней печени. Очень трудным, подчас запоздалым является распознавание синдрома Рея, диагностируемого, как правило, при поступлении детей в отделение интенсивной терапии или реанимации.
Неудачна представленная классификация портальной гипертензии (В.Л. Пайков) — спорная и к тому же никогда не обсуждавшаяся и не утвержденная на педиатрических форумах. Фактически это перечень заболеваний, состояний, сопровождающихся портальной гипертензией. Не
лишне подчеркнуть, что в учебнике такого уровня должны приводиться сведения и результаты научных исследований, прошедших многолетнюю проверку и прочно утвердившихся в педиатрической практике.
Несмотря на некоторые замечания и пожелания, следует отметить высокий методический уровень изложения научно-клинического материала и приветствовать появление книги, несомненно, достойно продолжающей традиции отечественной педиатрии. Безусловно, самым эффективным методом обучения пропедевтике является обучение «у постели больного». Однако студент должен начинать работать с больным, имея базовые теоретические знания. Они изложены в данном учебнике с учетом новейших достижений педиатрии.
Профессор А.М. Запруднов, профессор К..И. Григорьев (Москва)
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
c 20 по 22 октября 2009 года в гостиничном комплексе «Космос» по адресу: г. Москва, пр. Мира, д. 150 состоится
VIII РОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии»
Организаторы конгресса:
♦ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
♦ Московский НИИ педиатрии и детской хирургии
♦ Российский государственный медицинский университет
♦ Российская ассоциация педиатрических центров
♦ Российская ассоциация детских хирургов
♦ МОО «Творческое объединение детских нефрологов»
Конгресс посвящен широкому кругу вопросов современной педиатрии и детской хирургии, новейшим технологиям диагностики, лечения и профилактики.
Информацию Вы можете получить на сайте Конгресса: www.congress2009.pedklin.ru
Адрес оргкомитета Конгресса:
125412 г. Москва, ул. Талдомская, д. 2, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии,
Оргкомитет VIII Конгресса «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». Контактные телефоны:
(495) 488-30-00 (профессор Длин Владимир Викторович) (495) 487-05-69 (профессор Османов Исмаил Магомедович) Тел./факс (495) 484-58-02 (секретариат, Калашникова Татьяна Викторовна) E-mail: [email protected]
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2009