Научная статья на тему 'Пропагандистская и агитационная деятельность в Вятской губернии в период Первой российской революции 1905-1907 гг'

Пропагандистская и агитационная деятельность в Вятской губернии в период Первой российской революции 1905-1907 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
384
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / АГИТАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / ГЕКТОГРАФ / СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / РАБОЧИЙ КЛАСС / АГИТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ / ЗЕМСТВА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / PROPAGANDA / POLITICAL PROPAGANDA / HECTOGRAPH / WORKING CLASS / AGITATION MATERIALS / DISTRIBUTION METHODS / ZEMSTVO / INTELLECTUALS / CAMPAIGNING / SOCIAL-CLASS COMPONENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лицарев Михаил Юрьевич

В статье предпринята попытка первоначального обобщающего анализа пропагандистской и агитационной деятельности революционных и реакционных сил в Вятской губернии в период Первой российской революции 1905-1907 гг. Рассматриваются особенности создания агитационной сети в губернии и методы распространения различных пропагандистских материалов. Особое внимание уделяется методам работы жандармского управления в Вятке этого периода, а также реакции основных слоёв населения на ведение политической пропаганды. Использованы материалы Канцелярии вятского губернатора (ГАКО. Ф. 582), Вятского губернского жандармского управления (ГАКО, Ф. 714), прокурора Вятской губернии (ГАКО. Ф. 33), памятной книжки Вятской губернии и календаря на 1905 г., различных справочных и энциклопедических изданий, а также научно-популярной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Propaganda and campaigning activities in Vyatka province during the First Russian Revolution 1905-1907

The article attempts to analyze the initial synthesis of propaganda and agitation activities of the reactionary forces in Vyatka Province during the First Russian Revolution of 1905-1907 years. Peculiarities of creating propaganda network in the province and various methods of distribution of promotional materials. Particular attention is given to methods of gendarmerie in Vyatka this period, as well as major reaction sections of the population to conduct political propaganda. Used materials from the Office of the Governor of Vyatka (GAKO. F. 582), Vjatskogo provincial gendarmerie (GAKO. F. 714), Attorney Vyatka province (GAKO. F. 33), a commemorative book Vyatka province and calendar for 1905, the various reference and encyclopaedias, as well as non-fiction.

Текст научной работы на тему «Пропагандистская и агитационная деятельность в Вятской губернии в период Первой российской революции 1905-1907 гг»

УДК 94(470.342)"1905/07"

М. Ю. Лицарев

Пропагандистская и агитационная деятельность в Вятской губернии в период Первой российской революции 1905-1907 гг.

В статье предпринята попытка первоначального обобщающего анализа пропагандистской и агитационной деятельности революционных и реакционных сил в Вятской губернии в период Первой российской революции 1905-1907 гг. Рассматриваются особенности создания агитационной сети в губернии и методы распространения различных пропагандистских материалов. Особое внимание уделяется методам работы жандармского управления в Вятке этого периода, а также реакции основных слоёв населения на ведение политической пропаганды. Использованы материалы Канцелярии вятского губернатора (ГАКО. Ф. 582), Вятского губернского жандармского управления (ГАКО, Ф. 714), прокурора Вятской губернии (ГАКО. Ф. 33), памятной книжки Вятской губернии и календаря на 1905 г., различных справочных и энциклопедических изданий, а также научно-популярной литературы.

The article attempts to analyze the initial synthesis of propaganda and agitation activities of the reactionary forces in Vyatka Province during the First Russian Revolution of 1905-1907 years. Peculiarities of creating propaganda network in the province and various methods of distribution of promotional materials. Particular attention is given to methods of gendarmerie in Vyatka this period, as well as major reaction sections of the population to conduct political propaganda. Used materials from the Office of the Governor of Vyatka (GAKO. F. 582), Vjatskogo provincial gendarmerie (GAKO. F. 714), Attorney Vyatka province (GAKO. F. 33), a commemorative book Vyatka province and calendar for 1905, the various reference and encyclopaedias, as well as non-fiction.

Ключевые слова: Пропаганда, агитация, политическая пропаганда, гектограф, социально-классовая составляющая, рабочий класс, агитационные материалы, методы распространения, земства, интеллигенция.

Keywords: Propaganda, campaigning, political propaganda, hectograph, social-class component, working class, agitation materials, distribution methods, zemstvo, intellectuals.

Пропаганда как инструмент распространения влияния на массы или узконаправленный круг лиц играла важную роль в формировании политических сил. Яркой иллюстрацией этого стала Первая российская революция 1905-1907 гг., которая являлась проверкой на прочность для многих политических партий того времени. Революционно-демократические, либерально-оппозиционные и правительственные партии боролись за своих приверженцев и пытались увеличить своё влияние.

В словарно-справочной литературе представлено несколько вариантов определений терминологических понятий «пропаганда» и «агитация». В статье мы опираемся на определения семантически близких терминов, приведённые в Большом энциклопедическом словаре.

«Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определённых взглядов» [1].

«Агитация (от лат. agitation - приведение в движение, побуждение к чему-либо) - распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации. Тесно связана с пропагандой» [2].

Тема пропаганды революционных и контрреволюционных идей в период Первой российской революции 1905-1907 гг., несмотря на свою важность и актуальность, остаётся не до конца изученной. В трудах местных историков (А. А. Папырина [3], Ю. А. Балыбердин [4], Е. С. Садырина [5] и др.) тема пропаганды рассматривается как составная часть революционной борьбы, а не как отдельный предмет исследования.

В период Первой российской революции различными обществами и организациями среди населения велась в первую очередь пропаганда политическая.

© Лицарев М. Ю., 2014 48

Такой вид пропаганды - это систематически осуществляемые усилия, способные повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определённого, заранее намеченного результата в области политического действия. Правящие круги и стремящиеся их заменить силы, утверждая собственные интересы, должны всё время выступать от имени общества в целом как его реальные либо потенциальные, но подлинные лидеры, поэтому они повседневно вынуждены убеждать других видеть в себе наиболее последовательных выразителей их интересов. Политическая пропаганда оказывается тем самым всеобщим инструментом политической жизни, её неотъемлемой стороной, значение которой особенно возрастает в переломные моменты жизни общества [6].

Также необходимо учитывать социально-классовую составляющую того или иного региона. Так, в Вятской губернии по переписи 1897 г. постоянного населения насчитывалось 3 083 123 человек [7]. К дворянам потомственным и личным относилось 10 007, к духовенству - 13 912, купцам - 2 889, мещанам - 52 913, крестьянам - 2 945 109, остальных сословий -5 889, а также иностранных подданных - 112 [8]. Эти цифры свидетельствуют о том, что сформированного, «независимого» класса рабочих не существовало. Работа на различных предприятиях и мануфактурах считалась сторонним заработком и зачастую была сезонна.

Пропагандирование различных идей среди населения было своеобразным и, порой, непростым занятием по нескольким причинам:

1. Необходимость создания костяка местных ячеек партий на основе социально-классовых особенностей региона. Преобладание крестьянства в Вятской губернии определяло кадровую политику партий. К тому же существовала необходимость в привлечении образованных революционеров, что не всегда представлялось возможным.

2. Умение менять содержание агитационных материалов в зависимости от политических событий и классовых потребностей. Одним из ярчайших примеров революционной пропаганды стало опубликование Манифеста 17 октября 1905 г. Наряду с образованием партии октябристов, РСДРП, в свою очередь, преподносило это событие как государственный обман и закабаление рабоче-крестьянских классов.

3. Методы распространения. В связи со слаборазвитостью инфраструктуры «политики» были вынуждены искать эффективные пути к распространению пропаганды. Порой использовались поезда станций Пермь - Котласской, из окон которых разбрасывались листовки и прокламации по пути следования составов.

4. Выбор региона для ведения пропаганды и анализ его социально-экономических особенностей. Наряду с социально-классовой однородностью присутствовали регионы, отличные от большинства. Такими можно назвать Белую Холуницу, Ижевск, Малмыж и др.

Революционные процессы в стране задели все слои населения. Сочувствующие революционерам, консерваторам или другим «политикам» находились везде. Агитационная деятельность проводилась в различных социальных кругах и организациях. В противоправительственной деятельности участвовали представители творческой интеллигенции, даже духовенство. Так, выступление театральной труппы в городе Вятке закончилось возбуждением уголовного дела.

3 августа 1905 г. в городском театре любителями драматического искусства под распоряжением Н. Красовского был дан спектакль-концерт в пользу бедного семейства Ивановой. В первом отделении прошло театральное представление пьесы «Красный цветок» по сценарию Щеглова. Второе отделение состояло из концерта.

В концертном отделении, помимо разрешённой программы, были зачитаны стихи «Вперёд, без страха, свинья», носящие революционный характер, в которых выражался призыв к активной борьбе для достижения целей революции. Кроме того, перед началом спектакля продавались программы с изображением рисунка «свободы», и, как впоследствии было установлено, программы эти были сфотографированы будто бы в квартире распорядителя Красовского.

По окончании спектакля-концерта, в период времени, назначенного для танцев, студенты под руководством врача Шубина на верхнем этаже театра в закрытом отделении пели нелегальные студенческие песни, как то: «Солнце всходит и заходит», «Нагаечка». Тем не менее дело было закрыто «за отсутствием в исследуемом событии состава преступления» [9].

Согласно рапорту № 101 от 30 ноября 1905 г., в пропаганде обвинялся представитель духовенства. Священник села Александровского Поломской волости отец А. Фёдоров 23 ноября 1905 г., с амвона произнося речь, как бы между прочим говорил, что «мы теперь нажили свободу, значит кто что хочет, тот то делай и говори, кто в какую веру хочет веро-

вать - в ту и веруй, что раньше министры и губернаторы обременяли мужиков, взыскивали напрасно деньги - они их съедали, теперь же восстали образованные люди, которые хотят устроить порядок, что они все барские земли отберут и разделят по крестьянам, что ранее цари были разные - плохие и хорошие, так и ныне - наш государь хотя и плох, а всё таки царь». Уже 27 ноября упомянутый священник Фёдоров вместе с нолинским мещанином В. Булановым и с группой сочувствующих пришли в земскую школу, где Буланов начал вести противоправительственную агитацию, но учительница А. Двиняникова продолжать собрание не разрешила. Тогда все пошли в дом священника, где Фёдоров убеждал народ в том, что «если по деревням пойдут студенты с листками, то этих студентов бы слушали, что земских и полицию надо бить до смерти, к чему он, священник, благословляет» [10].

Таким образом, революционные силы в своём составе были неоднородны и различались как по классовой принадлежности, так и по материальному благосостоянию.

Печатание прокламаций и их копирование в начале XX в. производилось при помощи гектографических аппаратов. Именно этот способ пропагандирования идей стал одним из самых массовых.

Сам прибор имел множество названий - автограф, мультиграф, полиграф, шапиро-граф... Самое распространённое - гектограф, что в переводе с греческого языка означает «сто раз пишу». Согласно Большой Советской Энциклопедии, придумал его русский изобретатель М. И. Алисов в 1869 г. Запатентованный им прибор мог давать до 150 копий текста или рисунка. Все необходимые материалы для этого можно было свободно купить в аптеке любого уездного города и легко собрать аппарат.

Первыми после патентного ведомства оценили преимущества гектографа многочисленные подпольные кружки революционеров-пропагандистов. Они печатали на нем не только листовки и прокламации, но и целые брошюры. Это было и дешевле содержания подпольных типографий, и безопаснее - уничтожить при необходимости гектограф было делом минуты. Власти спохватились и ввели уголовную ответственность за «незаконное изготовление и хранение гектографов без соответствующего на то разрешения». Но рецепт в то время был широко известен, и гектографы верно служили революционерам, особенно молодёжи, вплоть до февральской революции [11].

Устройство приспособления было достаточно простым. Обыкновенная кювета из металла или фаянса размером чуть больше листа писчей бумаги. Она заполнялась студенистой массой, приготовленной из желатина. На её поверхность накладывали написанный чернилами оригинал, прокатывали валиком, а затем снимали. Большая часть чернил прилипала к поверхности массы. Затем на неё накладывался чистый лист, прокатывался валиком - и копия была готова [12].

Наглядным примером производства, распространения, агитирования и методами борьбы с деятельностью «политиков» является дело о «...распространении прокламаций в районе Верхосунской земской фермы» за 1905 г.

В нём сообщается, что полицейский урядник 16 участка Лекомцев был командирован в Верхосунскую волость. Ему было запрещено записывать что-либо, но указывать на знакомых ему подозреваемых он мог. Под предлогом украденной лошади он стал выяснять обстоятельства распространения прокламаций.

Солдат деревни Агафоненки рассказал Лекомцеву о другом сослуживце Тихоне, который занимался чтением прокламаций и газет своим соседям. Начальству он выдаёт прокламации за найденные, а вот газеты он укрывал. Следующие тезисы солдат выделял для слушателей на своих «чтениях»:

1) «Что министры украли 24 миллиона».

2) «О свободе для рабочих».

3) «Что войну и царя не нужно, власть царя дадут выбирать хорошего человека на один год, как в других государствах».

4) «Что когда цари дадут выборных, подати крестьяне платить не будут».

5) «Что выданный крестьянам в ссуду хлеб прощён по Манифесту, а чиновники взыскивают за него деньги».

Солдат не рассказал о том, откуда Тихон брал книги и другую литературу, но обмолвился об управляющем фермы, который ездил в Вятку не только по работе, но и для «обсуждения написанного в прокламациях». Чтобы выяснить источник запрещённой литературы, к

Тихону 10 марта отправили двух урядников 10-го (Барамзин) и 15-го (Гусев) участков соответственно под видом солдат, отпущенных с Дальневосточного фронта домой «для поправления здоровья». Переодетые урядники показали Тихону бумагу, «найденную» по пути в деревню. Тихон, развернув её, сказал о том, что прочитать не может по причине плохо написанного текста, и уточнил, что «в Верхосунской волости находят много таких бумаг». Также было сказано о сельском старосте, который приносил Тихону эту же бумагу.

Стоит отметить, что в деле упоминается два случая того, когда задержанных отпускали потому, что урядники их «хорошо знали». Тем не менее были найдены обвиняемые в распространении - староста Г. Чунин, практикант на ферме Швалев, ученики Верхочунской фермы Н. Рылова, С. Рылова, В. Перевозчикова, А. Городилова, И. Рылова. Но дело было закрыто за недостаточностью улик [13].

Местное население, как правило, относилось настороженно или враждебно к агитаторам-политикам. Так, рапорте № 2 от 16 июля 1905 г. сообщается о неизвестном тайном обществе, задачами которого являлась невыплата податей и косвенных налогов. Сформировано оно было после приезда 9 июля 1905 г. двух студентов из г. Вятки в Селезнёвскую волость Вятского уезда. Члены общества занимались чтением легальной и нелегальной литературы, пением революционных текстов на встречах в лесах, пропагандой политических идей с угрозами расправы в случае распространения информации об этом обществе.

Крестьяне соседних к деревне Селезнёвской населённых пунктов восприняли происходящие события враждебно: в Дымковской, Злыдневской, Лебедновской, Мерзляковской деревнях жители установили добровольный усиленный караул и не пропускали крестьян из Селезней и Кокарской деревень, угрожая при появлении в своих населённых пунктах избить или же вовсе убить [14].

Итак, в период Первой российской революции политические силы активно вели агитационную и пропагандистскую деятельность, используя для этого прокламации и листовки. При этом большая часть населения Вятской губернии не поддерживала революционеров и препятствовала распространению различных политических взглядов.

Примечания

1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е. СПб., 1999. С. 967.

2. Там же. С. 16.

3. Папырина А. А. Крестьянское движение в Вятской губернии в революцию 1905-1907 гг. Киров: Киров. кн. изд-во, 1958.

4. Балыбердин Ю. А. Общественно-политическая жизнь в Вятско-Камском регионе в начале XX века (1900-1914 годы). М., 2005.

5. Садырина Е. С., Прежесмыцкая М. А., Россохина М. М. Листовки Вятского большевистского комитета РСДРП 1903-1917 гг. Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1975.

6. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993. С. 320.

7. Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1905 г. Л. 22.

8. Там же. Л. 24.

9. ГАКО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 818. Л. 2.

10. ГАКО. Ф. 714. Оп. 1. Д. 119. Л. 347.

11. ЮТ «Для умелых рук» № 8. Приложение к журналу «Юный техник». М., 1990. С. 13.

12. Там же.

13. ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 929. Всё дело.

14. ГАКО. Ф. 582. Оп. 146. Д. 174. Л. 1.

Notes

1. Bol'shoj entsiklopedicheskij slovar' [Big encyclopedic dictionary]/head edition of A. M. Prokhorov. Ed. 2. Saint-Petersburg. 1999. P. 967.

2. Ibid. P. 16.

3. Papyrina A. A. Krest'yanskoe dvizhenie v Vyatskoj gubernii v revolyutsiyu 1905-1907 gg. [Country movement in the Vyatka province in revolution of 1905-1907] Kirov: Kirov. book publ., 1958.

4. Balyberdin Yu. A. Obshchestvenno politicheskaya zhizn' v Vyatsko Kam-skom regione v nachale XX veka (1900-1914 gody)[Obshchestvenno political life in Vyatsko-Kamsky region at the beginning of the XX century (1900-1914). Moscow. 2005.

5. Sadyrina E. S., Prezhesmytskaya M. A., Rossokhin M. M. Listovki Vyat-skogo bol'shevistskogo komiteta RSDRP 1903-1917 gg. [Leaflets of the RSDRP Vyatksky Bolshevist committee of 1903-1917.] Kirov: Volgo-Vyatsky book publ. 1975.

6. Politologiya. Entsiklopedicheskij slovar' [Political science. The encyclopedic dictionary] / under the editorship of Yu. I. Averyanov. Moscow. 1993. P. 320.

7. The memorable book of the Vyatka province and calendar for 1905. Sh. 22. (in Russ.)

8. Ibid. Sh. 24.

9. State Archive of the Kirov Region. Vol. 33. F. 1.818. Sh. 2.

10. State Archive of the Kirov Region. Vol. 714. F. 1.119. Sh. 347.

11. YuT «Dlya umelyh ruk» ["For Skilful Hands"] No. 8. Annex to the magazine «YUnyj tekhnik» [Young Technician]. Moscow. 1990. P. 13.

12. Ibid.

13. State Archive of the Kirov Region. Vol. 33. F. 2 F 929. The whole file.

14. State Archive of the Kirov Region. Vol. 582. F. 146. 174. Sh. 1.

УДК 327

И. З. Герштейн

Фактор мессианизма во внешней политике СССР

В данной статье рассматривается эволюция концептуальных основ внешней политики Советского государства от классовой мессианистской к национально-государственной, а затем к либеральной мессианистской. Согласно марксистской теории, в коммунистическом обществе государство отмирает. В реальности советское государство стало основным гарантом поступательного развития общества, это привело к постепенному отказу от классовой парадигмы в пользу национальной. Важным фактором стала международная обстановка, неготовность других стран принять «мировую революцию». Вторая мировая война была выиграна под национальными лозунгами, ретушированными коммунистической идеей. Впоследствии внутренние и внешние факторы заставили советское правительство вернуться к мессианизму, только не классовому, а либеральному. Автор анализирует зависимость эффективности внешней политики от приверженности к тем или иным базовым концептам.

In this article consider the evolution of the conceptual basis of foreign policy soviet state from class-messianic character of doctrine, to nation-state, next to liberal-messianic character their evolution. The State disappears under situations of communist society according to Marxist theory. In reality the Soviet state became the main guarantor of the progressive development society, It lead to gradual renunciation of class paradigm and transition to national one. International situation is important factor; the most countries were unready to "world revolution". The Second World War was win under national slogan masked by communist idea. Later internal and external factors forced the soviet government return to liberal Mechanism but not class Mechanism. Author analysis dependence efficacy of foreign policy of devotion either, one or another doctrine.

Ключевые слова: мессианизм, внешняя политика СССР, концептуальные основы внешней политики, национально-государственные интересы.

Keywords: mechanism, foreign policy of USSR, conceptual basis of foreign policy, national-state interests.

Мессианизм (мессианство) - историко-социологическая концепция, отводящая тому или другому народу исключительную, ведущую роль в историческом процессе (мессианизм национальный) [1]. В истории советского государства этот фактор сыграл важнейшую роль. Внешняя политика советского государства с момента его создания базировалась на мессианских идеях. Изначально советский мессианизм носил не национальный, а классовый характер. Уже в «Декрете о мире» советское правительство обращалось не только к руководству воюющих держав, но и к их рабочему классу, намекая на необходимость мировой революции: «Временное Рабочее и Крестьянское Правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств; Англии, Франции и Германии. Рабочие этих стран оказали наибольшие услуги делу прогресса и социализма... поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие все-

© Герштейн И. З., 2014 52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.