Научная статья на тему 'ПРОПАГАНДА КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ: ТИПОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ'

ПРОПАГАНДА КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ: ТИПОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пропаганда / коммуникация / информация / propaganda / communication / information

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С.Д. Новиков, С.Ю. Пискорская

Раскрыто содержание понятия пропаганда, выявлены ее типологии, методы и принципы. Показано, что пропаганда, являясь одной из наиболее одиозных форм коммуникации, выступает эффективным средством убеждения больших групп людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGANDA AS A FORM OF COMMUNICATION: TYPOLOGY, METHODS, PRINCIPLES

The content of the concept of propaganda is revealed, its typologies, methods and principles are revealed. It is shown that propaganda, being one of the most odious forms of communication, is an effective means of persuading large groups of people.

Текст научной работы на тему «ПРОПАГАНДА КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ: ТИПОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ»

УДК 316.772

ПРОПАГАНДА КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ: ТИПОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ

С. Д. Новиков* Научный руководитель - С. Ю. Пискорская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *novik4ek@vk.com

Раскрыто содержание понятия пропаганда, выявлены ее типологии, методы и принципы. Показано, что пропаганда, являясьодной из наиболее одиозных форм коммуникации, выступает эффективным средством убеждения больших групп людей.

Ключевые слова: пропаганда, коммуникация, информация/

PROPAGANDA AS A FORM OF COMMUNICATION: TYPOLOGY, METHODS, PRINCIPLES

S. D. Novikov* Scientific supervisor - S. Yu. Piskorskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: *novik4ek@vk.com

The content of the concept of propaganda is revealed, its typologies, methods and principles are revealed. It is shown that propaganda, being one of the most odious forms of communication, is an effective means of persuading large groups of people.

Key words: propaganda, communication, information.

Мир состоит из огромного потока информации, которая постоянно участвует в жизни современного человека. Человек научился фильтровать данную информацию, чтобы более плодотворно с ней работать. И чтобы облегчить данный процесс используют пропаганду. Пропаганда представляет собой распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования нужного общественного мнения [1].

В современной научной литературе существуют различные виды и типы пропаганды. Так, Г.Г. Почепцов классифицирует пропаганду по следующим признакам: по достоверности, по типу коммуникации (кто является переносчиком информации), по источнику (в чьих интересах СМИ распространяет информацию), по степени ее углубления в сообщении, по последствиям пропаганды. В последнем случае можно выделить два основных видапропаганды - позитивная (несущая положительное влияние на общество, такие как пропаганда ЗОЖ, образования и т.д.) и негативная пропаганда (несущая вред обществу) [2].

П.В. Данилин разделяет пропаганду по трем основным критериям. По эмоциональному критерии: позитивную и негативную пропаганду. По «архитектурному» критерию: пропаганда созидания (убеждает в необходимости и целесообразности строительства чего-то нового); пропаганда разрушения (убеждает в том, что у нас есть враг, и этот враг порочен, а

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

также злоумышляет против нас); пропаганда разделения (убеждает, что "мы не такие как они", разжигает рознь);пропаганда устрашения (убеждение вероятного противника в собственной экономической мощи); пропаганда отчаяния (подчеркивает безнадежное положение вероятного противника, побуждает его сдаться);пропаганда героизма ( призывает к объединению вокруг тех или иных ценностей); пропаганда просвещения (информирование населения о действиях руководства, партии, государства). Третий критерий - «цвет». Так, «белая» пропаганда - официальная пропаганда, ссылающаяся на официальные источники. «Серая» - часто не ссылается на источники, использует подтасовки фактов и применяет методы комментирования для обоснования и навязывания собственных мнений. «Черная» -всегда скрывает свои источники информации и цели, она основана на лжи. [3].

В.В. Матвиенко выделяет виды пропаганды по цели донесения информации до аудитории на: конструктивную (цель - развитие социальной гармонии, согласия в обществе) и деструктивную (цель - разжечь межнациональных конфликтов и обострить противоречия в обществе). Автор считает, что на современном этапе развития общества существует белая (пропаганда позитивных сторон жизни, она достоверна и опирается на официальные источники) и серая (не всегда достоверна и может манипулировать фактами) пропаганда [4].

М.И. Скуленко делит пропаганду по назначению: производственно-экономическая пропаганда (проблемы эффективности производства, дисциплины труда, качества продукции); научно-техническая; культурно-просветительная; пропаганда по проблемам социального развития общества (обеспечение жильем, совершенствование здравоохранения, службы быта и др.), а также по вопросам внешней политики и международных отношений [5].

Следует отметить, что пропаганда воздействует на эмоциональный спектр человека в обход его рациональной составляющей, пытаясь вызвать различные эмоции: гнев, страх, радость и т.д. Но одних эмоций недостаточно для полноценного убеждения, поэтому пропаганду продвигают через различных лидеров мнений, экспертов и других людей, которые пользуются неограниченным доверием граждан.

К методам пропаганды относят: навешивание ярлыков (обобщение властью группы лиц с приписыванием им негативных признаков); опору на авторитетное мнение (упоминание «известного ученого» или «независимого эксперта»); отзывы знаменитостей (многие поклонники слепо верят своим кумирам); обожествление (придача сакрального смысла высказыванию, повышает вероятность успешного восприятия у аудитории); принадлежность большинству (если большая часть общества верит пропаганде, то многие будут тоже в нее верить, чтобы не стать изгоем); страх (внушение страха объединяет общество, воздействуя на инстинкт выживания).

Раскрывая принципы пропаганды, следует отметить позицию В. Андриевского, предлагающего следующие принципы пропаганды: незаметность; адаптивность; эмоциональная окраска; опора на факты; желательность (информация должна быть привлекательна слушателям); простота (пропаганда должна быть понятна всем); повторение (чем чаще человек слышит одну и ту же информации, тем быстрее он в неё поверит) [6].

Все выше представленное позволяет сделать вывод о том, что пропаганда как форма коммуникации имеет свою типологию, методы и принципы, позволяющие рассматривать ее в качестве эффективного средства убеждения больших групп людей.

Библиографические ссылки

1. Компоненты пропаганды // Энциклопедия Britannica. URL: https://www.britannica.com/ topic/propaganda/The-components-of-propaganda (дата обращения 07.03.2022)

2. Почепцов ГГ. Пропаганда 2.0. - OMIKO, 2019. URL: https://www.litmir.me/br/?b= 637972&p=1 (дата обращения 07.03.2022)

3. Данилин П. Политическая пропаганда: Новые технологии ». URL: http://www.evartist.narod.ru/text28/0001.htm (дата обращения 07.03.2022)

4. Матвиенко В.В. Современная пропаганда как система: терминологический аппарат // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-propaganda-kak-sistema-terminologicheskiy-apparat/viewer (дата обращения 07.03.2022)

5. Скуленко М.И. Журналистика и пропаганда. - Киев, «Вища школа», 1987. 106 с.

6. Андриевский В. Пропаганда // Политические технологии, 2016. URL: http://iep.md/ politic/0278-Vitalij-Andrievskij-Propaganda-V.phtml. (дата обращения 07.03.2022)

© Новиков С. Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.