УДК 930.2
DOI: 10.24412/2308-7196-2022-2-82-87
Глеб Евгеньевич Константинов
аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
КАТЕГОРИЯ ИДЕАЛЬНОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРОПАГАНДЫ
Gleb Е. Konstantinov
Postgraduate student of the Department of National and world history and archeology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
CATEGORY OF IDEALISM AS METHODOLOGY FOR PROPAGANDA
PHENOMENON STUDY
Аннотация. Феномен пропаганды имеет различные определения и коннотации в исторической науке. Нами сделана попытка выработать методологический подход для изучения пропаганды, который объединяет характеристику этого феномена с точки зрения информационного подхода к изучению категории идеального и элементов субъективной реальности Д.И. Дубровского и характеристики пропаганды с точки зрения социальной психологии. Исследуется возможность совместного использования философских концепций о структуре элементов субъективной реальности и эмпирических исследований феномена пропаганды, проводимых социологами и психологами. Целью работы является дальнейшее практическое применение его результатов в исторических исследованиях феномена пропаганды.
Ключевые слова: пропаганда, категория идеального, рациональное убеждение, эмоциональное убеждение, информация, средства массовой информации.
Abstract. The phenomenon of propaganda has various definitions and connotations in historical science. In this article, an attempt is made to develop a methodological approach to the study of propaganda, which combines
О Константинов Г.Е., 2022
the characteristics of this phenomenon from the point of view of the informational approach to the study of the category of the ideal and the elements of D.I. Dubrovsky and characteristics of propaganda from the point of view of social psychology. A study is made of the possibility of joint use of philosophical concepts about the structure of the elements of subjective reality and empirical studies of the phenomenon of propaganda conducted by sociologists and psychologists. The aim of the work is the further practical application of its results in historical studies of the phenomenon of propaganda.
Key words: propaganda, idealism, rational persuasion, emotional persuasion, information, mass media.
Термином «пропаганда» могут называть и рекламу - коммерческую пропаганду, n предвыборную агитацию - политическую пропаганду, и государственную деятельность в информационном поле, причем независимо от политического режима. В самом общем смысле это любое целенаправленное информационное воздействие.
Если говорить о коннотации этого термина, она тоже различна. В СССР пропаганда рассматривалась как прикладная дисциплина с однозначно положительной коннотацией [2; 5]. В некоторых исследованиях она носит однозначно негативный оттенок [4]. С нашей точки зрения эти исследования просто выбирают одно из проявлений пропаганды, сужая рамки объекта исследования. Нам кажется правильным объединять этим термином все проявления информационного воздействия на реципиентов, выделяя при этом различные виды пропаганды и ее свойства. Со структурированием подобной классификации может помочь философская категория идеального.
Мы не ставим вопроса о том, когда рациональное убеждение превращается в пропаганду, мы относим рациональное убеждение к одному из ее двух основных видов наряду с эмоциональным убеждением. Существование эмоциональной пропаганды во многом связано с когнитивной скупостью человеческой психики - стремлением затратить как можно меньше усилий при получении новой информации. При этом, даже если мы вдумчиво воспринимаем получаемую информацию, ее объем в текущем информационном поле на порядок превышает тот, который мы можем обработать рационально. Поэтому нам кажется важным определять и исследовать свойства эмоциональной пропаганды, о которой речь пойдет в дальнейшем, причем делать это наиболее объективно - с помощью описывающей явления в самом общем виде концепции идеального.
За основу теоретической концепции идеального в своем исследовании мы взяли работы Д.И. Дубровского. В них даны различные качественные и количественные свойства, которые может иметь элемент категории идеального - пропаганда в данном случае. Мы провели систематизацию этих признаков, в результате которой получили перечисленные ниже свойства.
1. Первое из них касается соотношения идеального с материальным, и оно скорее теоретическое, чем прикладное на его основании мы применяем
категорию идеального к изучению исторических процессов. Автор считает концепцию «материальное - идеальное» унитарной, где оба компонента равны по «модулю». Категорию «идеальное» автор определяет так: «Если материальное есть объективная реальность, то идеальное не может быть ничем иным, как субъективной реальностью. Определение идеального в качестве субъективной реальности является исходным и должно сохранять свое значение во всех контекстах, где употребляется категория идеального. Оно должно являться полной, непересекающейся, идентичной по модулю категорией.
2. Следующее свойство отражает возможные процессы: отражение, проектирование, существование и развитие, - которые идеальное осуществляет для взаимодействия объективной и субъективной реальности.
3. Свойство целостности: обладает ли категория идеального свойством целостности и свойством делимости? Субъективную реальность можно представить как целостный объект. Но одновременно ее можно разделить на составляющие элементы.
4. Свойство уникальности - наличия в объективной реальности независимых от субъективной реальности проявлений идеального. Категория субъективного атомарная, но имеет единое пространство, то есть все независимые части имеют одно происхождение.
5. Связь категории идеального с категорией времени, ее историчность. Качественно-количественная характеристика категории идеального, которую можно разделить на временные интервалы, различные этапы в развитии социальных, общественных или научных идей.
6. Наличие в категории идеального элементов, отличающихся друг от друга по своим свойствам, или наследование всеми элементами идеального всех свойств категории без добавления иных. Все независимые элементы категории имеют одно происхождение и не отличаются по качественным свойствам. Теоретически все элементы идеального должны обладать одним набором качественных свойств, а все отличия между ними должны иметь лишь количественные измерения.
7. Свойства диалогичности и аутокоммуникативности, отражающие уровень взаимодействия между различными элементами идеального, а также одного элемента идеального с самим собой - насколько элемент идеального может взаимодействовать сам с собой напрямую или с помощью создания своей копии - нового элемента, которому это обращение затем будет переадресовано.
8. Свойство рефлексивности и его противоположное свойство -арефлексивность. Шкала «рефлексивность - арефлексивность» - способ измерения, насколько осознанным является процесс отображения элемента субъективной или объективной реальности в объект субъективной реальности, то есть насколько мы в момент этого отображения осознанно в нем участвуем. Мера того, насколько мы понимаем содержательную часть отображаемого объекта. Чем более полное это понимание, тем дальше оно стоит
по рефлексивной части шкалы. Чем менее осознан процесс отображения, тем больше проявляется свойство арефлексивности.
9. Свойство актуальности и его противоположное свойство -диспозиционность. Так же, как и пара «рефлексивность и арефлексивность», актуальность и диспозиционность представляют еще одну ось в структуре категории идеального. Чем ближе элемент идеального к стороне актуальности, тем больше на нем сфокусировано наше сознание. Чем ближе элемент к стороне диспозиционности, тем дальше он от фокуса нашего внимания в данный момент. Диспозиционное - это бывшее или будущее актуальное, а актуальное - это будущее диспозиционное.
Мы выделили некоторые свойства абстрактной категории идеального. Теперь попробуем соотнести их со свойствами феномена пропаганды, которые выделяют социальные психологи. Приведем свойства пропаганды и соотносимые с ними свойства категории идеального:
1. Первое свойство, с точки зрения социальных психологов, является ключевым параметром, по которому они различают два основных вида пропаганды - рациональную (прямую), идущую путем убеждения, нацеленную на осознанное восприятие реципиентом информации и самостоятельное его размышление над ней, и эмоциональную (косвенную), нацеленную на обеспечение безусловности принятия реципиентом информации с помощью различных методов убеждения и воздействия [1; 3; 4].
Как нам кажется, с этим свойством пропаганды хорошо соотносятся свойства категории идеального - рефлексивность для рациональной пропаганды и арефлексивность для эмоциональной пропаганды.
2. Преобладание формы воздействия над его содержанием. Это свойство получено и подтверждено эмпирическими исследованиями социологов; оказывается, что во многих ситуациях неважно, какую именно информацию с точки зрения содержания получает человек - важна ее форма. Его, это свойство, иллюстрирует, например, социологическое исследование двух идентичных по смысловому содержанию фраз, которые употребляет человек, пытающийся вне очереди воспользоваться общим принтером: «мне нужно использовать принтер» и «мне нужно использовать принтер, чтобы распечатать», - которые дают разный результат: человека, воспользовавшегося второй фразой, скорее пропустят вне очереди [1]. Из этого свойства можно сделать два вывода: во-первых, сведение пропаганды к более абстрактной структуре имеет смысл в плане того, что сущность ее не теряется, пропаганда, особенно эмоциональная, не всегда оказывает влияние через свое содержание. Если мы это содержание проигнорируем, используя для рассмотрения пропаганды абстрактные конструкции категории идеального, суть феномена пропаганды мы не упустим; во-вторых, пропаганда как феномен обладает структурой, а значит, в той или иной степени может обладать следующими свойствами категории идеального: целостностью, делимостью и атомарностью, а также механизмом наследования свойств ее отдельными элементами.
3. Следующее свойство ловушка рационализации, механизм, который наше сознание использует для оправдания несоответствия между собственными взглядами и объективной реальностью. Возникает в связи с естественной потребностью человека в снижении когнитивного диссонанса не с помощью признания собственных ошибок, а более простым способом - поиском псевдорациональных объяснений собственным заблуждениям. Показательным примером этого свойства, например, являются различные, зачастую весьма абсурдные причины, по которым курящие люди игнорируют результаты исследований о вреде курения.
Это свойство соотносится со свойством рефлексивности -арефлексивности категории идеального, а также затрагивает проблему механизма соотношения объектов идеального и материального.
4. Отдельно выделяемый элемент пропаганды - предубеждение, или базис, на котором основывается информация. Предубеждение включает в себя то, как структурирована проблема и как сформулировано решение, определяет то, «что всем известно» и «что все считают само собой разумеющимся», независимо от истинности этой базовой информации.
Этот элемент пропаганды, как нам кажется, включает в себя совокупность ее диспозиционных элементов.
5. В пропаганде значимую роль играют объекты-ярлыки, представляющие собой разновидность мифов Р. Барта или симулякров в трактовке Ж. Бодрийяра. В качестве примера информационного воздействия можно привести исследование, в котором было установлено, что самым эффективным способом приучить школьников не мусорить является сообщение им того, что они не мусорят. Ярлык, таким образом, оказывает влияние на материальную реальность, подстраивая ее под собственные параметры, ранее не являвшиеся истинными. В этом может проявляться свойство аутокоммуникативности пропаганды - возможности ее элемента определять параметры своего источника в объективной реальности.
Это свойство показывает, что пропаганда создает идеальную реальность, которая затем диалектично влияет на материальную реальность. Исходя из этого, вполне оправданным кажется предположение о том, что средства массовой информации описывают воображаемый мир, который затем оказывает влияние на объективную реальность [1]. При этом важность тех или иных событий также определяется только исходя из их привлекательности для аудитории. Ярлыки, в частности, объединяющие под собой абстрактные, реально не существующие социальные группы людей (например, «врачи доказали» или «чиновники берут взятки»), одна из основ эмоциональной пропаганды.
6. Свойство историчности пропаганды связано с тем, что формирование исторической и личной памяти носит творческий характер. Память неразрывно связана с воображением, и пропаганда использует это, чтобы воздействовать не только на актуальное, но и на диспозиционное - буквально изменять память реципиентов. Это хорошо согласуется с тем, что память как еще одна категория идеального с точки зрения диалектического материализма подвержена таким же изменениям, как и любой его другой элемент.
Подводя некоторый итог, скажем, что феномен пропаганды можно рассматривать с точки зрения структуры элемента категории идеального. Упомянутые выше свойства пропаганды хорошо соотносятся с теоретическими свойства идеального. Это в целом не вызывало сомнений и в начале работы: социальные психологи при описании этого явления использовали научный подход, в основе которого лежит в том числе концепция диалектического материализма, а значит, неявно использовали и категорию идеального. Мы же конкретно обозначили свойства пропаганды, которые можно в дальнейшем эмпирическом исследовании определять и характеризовать с помощью концепции идеального.
Для такого исторического феномена, как пропаганда, наличие четкой методологии исследования особенно важно ввиду его особенностей - наивно думать, что исследователь может нивелировать ее воздействие на самого себя. Наличие же строгой методологии это воздействие может, как нам представляется, снизить.
Ни один из крупных участников информационного поля не может позволить себе вести рациональную пропаганду: она просто не будет восприниматься людьми, которые привыкли к убеждающей пропаганде, над которой не надо думать. Поэтому все вынуждены для того, чтобы донести свои взгляды, независимо от того, можно ли их проверить рационально, использовать методы убеждающей пропаганды.
Актуальность изучения пропаганды состоит в том, чтобы большее количество людей распознавало методы убеждающей пропаганды и, как следствие, переключало свое восприятие информации на источники рациональной пропаганды, которые с увеличением спроса на них становились бы все более многочисленными, постепенно вытесняя использующую убеждающую пропаганду СМИ.
Список литературы
1. Ароисои Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003.-384 с.
2. Говорухина К. А. Политическая пропаганда в тоталитарном обществе : дис. ... канд. полит, наук. - Краснодар, 2002. - 240 с.
3. Ларионов H.H. Современные технологии политической манипуляции: история развития, теоретические подходы, практическое применение : дис. ... канд. полит, наук. - СПб., 2006. - 159 с.
4. Скуленко М.И. История политической пропаганды. - Киев : Лыбидь, 1990.- 164 с.
5. Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии // Проблемы социальной психологии и пропаганды. - М., 1971. - С. 63.