Научная статья на тему 'Пронизи в виде фигуры стоящего скифа из кургана Куль-Оба (по материалам собрания собрания Государственного исторического музея)'

Пронизи в виде фигуры стоящего скифа из кургана Куль-Оба (по материалам собрания собрания Государственного исторического музея) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРЧЬ / КУРГАН КУЛЬ-ОБА / СКИФЫ / ГОРИТ / ДЕКОР ОДЕЖДЫ / GORIT (QUIVER) / KERCH / BURIAL MOUND KUL OBA / SCYTHIANS / CLOTHES STYLE AND DECORATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавлев Денис Валерьевич

В статье публикуются четыре пронизи середины IV в. до н.э. с изображением стоящего скифского воина с горитом на бедре и круглым сосудом в руке. Эти пронизи попали в Государственный исторический музей в XIX в. из разграбленной части кургана Куль-Оба неподалеку от Керчи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENDANTS IN THE FORM OF A STANDING SCYTHIAN FROM THE BURIAL MOUND KUL OBA (BASED ON STATE HISTORICAL MUSEUM COLLECTION)

The article presents four pendants of the mid 4 th century BC showing a standing Scythian warrior with a gorit (quiver) on his thigh and a round vessel in his hand. The pendants got into the State Historical Museum in the 19 th century from a ransacked part of the burial mound Kul Oba in the vicinity of Kerch.

Текст научной работы на тему «Пронизи в виде фигуры стоящего скифа из кургана Куль-Оба (по материалам собрания собрания Государственного исторического музея)»

ПРОНИЗИ В ВИДЕ ФИГУРЫ СТОЯЩЕГО СКИФА ИЗ КУРГАНА КУЛЬ-ОБА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОБРАНИЯ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ)1

В статье публикуются четыре пронизи середины IV в. до н.э. с изображением стоящего скифского воина с горитом на бедре и круглым сосудом в руке. Эти пронизи попали в Государственный исторический музей в XIX в. из разграбленной части кургана Куль-Оба неподалеку от Керчи.

Ключевые слова: Керчь, курган Куль-Оба, скифы, горит, декор одежды

Одним из интереснейших памятников античного времени не только Боспора, но и всего Северного Причерноморья является курган Куль-Оба, с открытия которого можно вести отсчет и истории античной археологии в России. К сожалению, до настоящего времени материалы этого кургана полностью не опубликованы, хотя львиная доля ювелирных изделий из него хрестоматийно известна всем специалистам.

Находки из Куль-Обы издавна заслуженно вызывают огромный интерес во всем мире, в последнее время появилось также немало исследований и о «пионере» боспорской археологии Поле Дюбрюксе2. Недавно были полностью опубликованы материалы раскопок П. Дюбрюкса3, найденные И. В. Тункиной в различных архивах, — это, несомненно, важнейший шаг вперед в области изучения древностей Куль-Обы. Роль и значение этой публикации, снабженной замечательным справочным аппаратом и прекрасными комментариями, трудно переоценить.

Журавлев Денис Валерьевич — кандидат исторических наук, научный сотрудник 1 категории отдела археологических памятников Государственного исторического музея, начальник Боспорской археологической экспедиции. E-mail: [email protected]

1 Исследование проведено в рамках проекта, финансируемого Российским гуманитарным научным фондом (№№ 09-01-00196а). Я признателен своим коллегам Е. Ю. Новиковой и М. С. Шемаханской за совместную работу в рамках проекта. Завершение статьи стало возможны в ходе работы в библиотеках Германского археологического института в Берлине, Риме и Франкфурте. Рисунки выполнены О. И. Куринских (Фризен) (ИА РАН), фотографии — И. А. Седеньковым (ГИМ).

2 Власова 1999а, 35-41; 1999б, 45-48; 2000, 27-33; 2006, 47-53; Gavignet, Ramos, Schiltz 2000, 323-338 (русский вариант: Гавинье, Рамос, Шильц, 2010, 102-109); Тункина 2002; Хршановский 1999, 160-172; Непомнящий 2001, 8-10; и др. Следует специально выделить исчерпывающий очерк И. В. Тункиной, посвященный «отцу боспорской археологии» Полю Дюбрюксу (Тункина 2010а, 13-101).

3 Дюбрюкс 2010.

^огорск-но*°(

© 2013

Д. В. Журавлев

После раскопок коллекция находок из Куль-Обы была передана в Императорский Эрмитаж, где хранится и поныне. Менее известны другие собрания куль-обских древностей, попавшие в Москву, Одессу, Париж, Берлин, Лондон, Нью-Йорк, а возможно — и в другие города. Одной из таких коллекций является собрание Государственного исторического музея в Москве, где хранится несколько десятков золотых изделий с паспортом «Куль-Оба»4. Эти предметы, большинство из которых представлено золотыми бляшками различных типов, после краткой публикации П.Сабатье за редким исключением еще не были объектом специального исследования5.

В рамках проекта, финансируемого Российским гуманитарным научным фондом, нами была подготовлена полная публикация этих материалов, хранящихся в Государственном историческом музее6. В публикуемой статье я остановлюсь лишь на четырех золотых пронизях, представляющих собой фигурку стоящего скифа.

Нам уже несколько раз приходилось писать о драматической истории золотых предметов из Куль-Обы московского собрания и об их долгом пути из разграбленного царского кургана в Керчи на Красную площадь г. Москвы. Некоторое количество золотых бляшек было приобретено в 1848 г. «французским нумизматом на русской службе»7 П. Сабатье8. Он писал в своей книге «Керчь и Воспор»: «... во время пребывания моего в Керчи я смог приобресть несколько древностей довольно редких; но владетели этих вещей, постоянно остерегающиеся, всегда представлялись ко мне ночью, поодиночке, так, что мне невозможно было узнать ни имени их, ни жительства»9. А. Ашик отмечает, что «граф С. А. Уваров и известный нумизмат г. Сабатье, бывшие недавно в Керчи, приобрели покупкою от купца Созонова много древних золотых вещей и монет. Керченские жители большие охотники до древностей; но охотники, как купцы до товара, который можно легко и выгодно сбыть при случае»10. Большая часть купленных Сабатье древностей через графа А. С. Уварова попала впоследствии в собрание Российского Императорского Исторического музея11. Таким образом, из четырех пронизей, хранящихся ныне в ГИМ, три происходят из собрания графа А. С. Уварова, а одна — из собрания А. М. Раевской12. Интересно, что одна из фигурок собрания А. С. Уварова (Кат. N° 1) и экземпляр из собрания А. М. Раевской (Кат. № 4) близки между собой

4 Указатель 1893 г., 380-382.

5 Журавлев 2002, 98; 2012, 359-386; Журавлев, Новикова 2002, 46-48; 2009а, 132-134; 2009б, 45-54; 2012а, 70-76; 2012б, 80-97.

6 Журавлев, Новикова, Шемаханская, в печати.

7 Брашинский 1979, 52.

8 Сабатье Петр Иванович (или Петрович) (Sabatier, 1792-1869) — нумизмат, действительный член ООИД. Уроженец Тулузы, участвовал в походе Наполеона в 1812 г. в Россию. С 1834 по 1856 гг. проживал в России. Получил известность как коллекционер римских и византийских монет, также занимавшийся скупкой иных древностей. См. подробнее: Тункина 2002, 248 (с литературой).

9 Сабатье 1851, 105.

10 Ашик 1849, 60.

11 Примечательно, что вещи Сабатье попали не только в Исторический музей, но и в Эрмитаж. Так, одна из львиных головок от утраченной гривны (Сабатье 1851, pl. IV, 6) была приобретена у него для Эрмитажа (Брашинский 1979, 52; Дюбрюкс 2010, рис. 268).

12 Анна Михайловна Раевская (1819-1883) — археолог, коллекционер древностей и нумизматических памятников. Подробнее о деятельности А. М. Раевской см.: Тункина 2007, 214-219; http:// www.ethnology.ru/biobib/Result.php?fnc=178.

в деталях, а две другие из Уваровской коллекции (Кат. № 2-3) также очень похожи13.

Фигурка пустотелая, состоит из спаянных рельефной лицевой пластины и плоской оборотной, к которой в свою очередь припаяно крепление в виде длинной уплощенной трубочки-пронизи. Рельеф представляет фигуру стоящего мужчины-скифа в ракурсе влево: ноги и туловище в % оборота, стопы ног показаны в профиль, голова также передана в профиль. Лицо с прямым носом, высокими скулами, широкая борода и усы; волосы длинные, зачесанные назад14. На мужчине короткий запашной кафтан с оторочкой по бортам, правая пола длиннее левой, длинные штаны со свободными штанинами, ниспадающими складками, на ногах мягкая обувь без каблука. Верх рукавов кафтана гладкий, на левой руке чуть ниже локтевого сгиба рукав показан поперечными складками, на правой руке этот участок не виден. В правой, согнутой в локте под прямым углом руке мужчина держит за горлышко круглодонный сосуд. Левая, чуть согнутая рука лежит на висящем у пояса горите. Размеры: 5,8-6,3 х 3,1-3,2 х 0,6-0,8 см.

П. Сабатье «имел случай видеть многие экземпляры этой вещи, которые часто находят в керченских могилах; они отличаются вообще между собой по весу, который изменяется от одного до двух с половиной золотников»15. Аналогичные экземпляры известны также из куль-обского собрания Государственного Эрмитажа16. П. Дюбрюкс так описывает их место в погребении: «Выше головы царя, за доской, закрывавшей ларь с этой стороны, были положены пять статуэток из элек-трума, четыре — очень посредственной работы — были признаны господином Стемпковским во всем подобными тем, которые господин де Бларамберг в своем описании некоторых древних предметов, найденных в 1821 г. в Керчи в захоронении, сходном с описываемым мной, объявил статуями Геркулеса Скифского»17. По мнению М. И. Артамонова, они украшали парадные башлыки царя18. Еще раз подчеркнем, что в отличие от бляшек, фигурки скифов не пришивались к одежде, а нанизывались через пронизь. Как писал М. И. Ростовцев, «судя по их оборотной стороне, они нанизаны были на спускавшиеся вертикально ремни. Такие ремни мы видим, например, на горитах скифов, изображенных на ... воронежском сосуде»19.

Насколько мне известно, в других памятниках подобные пронизи не встречаются, за исключением кургана Патиниоти, раскопанного в окрестностях Керчи.

13 Пронизь из Уваровского собрания упоминает и М. И. Ростовцев (1913, 11).

14 О прическах и бородах скифов см. Rolle 1991, 115-126.

15 Сабатье 1851, 121.

16 ДБК 1854, табл. XXXII, 1; Толстой, Кондаков 1889, 61, рис. 44; Reinach 1892, pl. XXXII, 1; Minns 1913, 197, fig. 90; Becatti 1955, tav. CXXVIII, 455ab; Артамонов 1961, 80, рис. 23; 1966, 62, рис. 204; Piotrowski, Galanina, Gratsch 1986, Abb. 198; и др.

17 Дюбрюкс 2010, 184.

18 Артамонов 1961, 79. Ср. мнение М. И. Ростовцева: «Под головой покойника, но за доской катафалка, лежали четыре золотых фигурки с горитом на поясе и круглым ритуальным сосудом в правой руке. Разбирая подробно значение этих изображений, я предположил, что фигуры эти составляли набор пояса покойного, но место их находки и аналогия с подобной же сценой, изображенной на головном уборе женщины, погребенной в кургане Карагодеуашхе, допускают возможность предположения, что все эти фигурки нашиты были на ритуальный головной убор погребенного царя» (Ростовцев 1925, 379).

19 Ростовцев 1913, 12.

Но в кургане Патиниоти, насколько можно судить и по материалам И. П. Бларам-берга, и по архивным данным, выявленным и опубликованным И. В. Тункиной, изображение скифа несколько отличалось от куль-обского: в руке скифа был не круглодонный сосуд, а ритон20. Маловероятно, чтобы эта столь очевидная разница не была замечена учеными XIX в.21 В книге П. Сабатье опубликованы два изображения стоящих скифов: одно из них представляет собой скифа с круглодон-ным сосудом из собрания А. С. Уварова (Кат. № 1), а второе — скифа с ритоном в руках из собрания В. В. Кочубея, как раз аналогичное найденным в кургане Пати-ниоти. Последняя фигурка никогда в Исторический музей не поступала. Поэтому согласиться с отнесением Ю. А. Виноградовым ГИМ-овских фигурок к кургану Патиниоти я не могу22. Должен отметить, что в Историческом музее нет и никогда не было пронизей с изображением стоящего скифа с ритоном в руках, подобно описанному как находка из кургана Патиниоти, более того, все четыре имеющихся у нас фигурки происходят из собраний А. С. Уварова и А. М. Раевской, а вовсе не из Румянцевского музея!

Согласно данным И. В. Тункиной, в кургане Патиниоти было найдено «четыре небольших электровых статуэтки стоящего скифа с горитом у пояса и ритоном в руке высотой в 1 дюйм 4 линии (2,6 см)». Обратим внимание не только на отличия в размерах с вещами, хранящимися в ГИМ, но и на то, что две фигурки попали в Одесский музей, откуда и были похищены в 1876 г.23 Еще одна фигурка попала в собрание В. В. Кочубея24. И еще об одном. П.Дюбрюкс писал о четырех бляшках «посредственной работы» с изображением скифа, найденных в Куль-Обе. Но даже в собрании Эрмитажа их не четыре (ГЭ. ОАМ. К0-37-40), а пять — одна из них попала туда позднее, в 1926 г. из коллекции Строганова (ГЭ. ОАМ. КОС-1), т.е. один экземпляр явно не соответствует описанию П.Дюбрюкса. Более того, три фигурки (КО 37-39) поступили в Эрмитаж в 1831 г., а четвертая (КО-40) — лишь в 1842 г.25 Эта ситуация видится нам следующим образом: П. Дюбрюкс вполне понятно писал о четырех «статуэтках из электрума», поступивших в Эрмитаж — это были реально существующие вещи. Еще как минимум четыре статуэтки могли попасть разными путями в Исторический музей, а еще одна — в Эрмитаж, но уже позднее. В экспозиции Лувра находится еще одна идентичная фигурка — таким образом, общее число фигурок скифов достигает 10! Были ли они пропущены при раскопках и похищены при разграблении склепа или находились в погребении под плитами пола, нам неизвестно.

20 См. Тункина 2010б, 414-415, рис. 189-191, 194.

21 Ср. например: «Однородные со статуэтками Куль-Обы, нашитыми на головной убор или на пояс четыре электровые статуэтки скифов, но не с круглой чашей, а с рогом в руке.» (Ростовцев 1925, 386). Он же писал о том, что пронизь из собрания В. В. Кочубея является pendant к куль-обским пластинкам из собрания Эрмитажа и графа Уварова (Ростовцев 1913, 11).

22 «Подобные золотые бляшки, предположительно происходящие из Куль-Обы, хранятся в собрании ГИМ (Журавлев, Новикова. 2002, 48, №№ 133, 134). Однако, скорее всего, они были найдены в кургане Патиниоти, попали в собрание Н. П. Румянцева, а позднее поступили в Румянцевский музей, затем в ГИМ» (Дюбрюкс 2010, 203, комментарий 37, написанный Ю. А. Виноградовым).

23 Диамант 1967, 250-252.

24 Диамант 1967, 250-252; Тункина 2010б, 417; ср.: Сабатье 1851, 119-120, pl. V, 3-4; Дюбрюкс 2010, рис. 316.

25 Я признателен бывшему хранителю Золотой кладовой Л. А. Некрасовой за возможность изучить коллекции из Куль-Обы в Эрмитаже и за ряд важных консультаций.

Короткий запашной кафтан (или куртка) с оторочкой по бортам — типичная мужская одежда скифов26. По бокам он чуть ниже пояса, а спереди полы его удлиняются, образуя треугольник. Подобный кафтан известен и на других золотых бляшках, и на куль-обском и воронежском сосудах, и на солохском гребне и на других памятниках27. Штаны у стоящего скифа широкие и свободные, что подчеркивается складками.

В руках скифа нет оружия, лишь сбоку у него подвешен горит. Горит — специальный футляр для лука и стрел — являлся характерным предметом вооружением скифского воина, по мнению Е.Минза, — скифской особенностью28. Изображения горитов представлены на целом ряде изображений, тогда как археологические находки этих предметов редки. Исключение составляют лишь роскошные обкладки горитов IV в. до н.э. из нескольких царских курганов. Типология горитов представлена в работах А. И. Мелюковой и Е. В. Черненко.

Кат. 2

Кат. 3

Кат. 4

Кат. 61

Рис. 2. Пронизи с изображение скифа. Государственный исторический музей, Москва. Рисунок О. И. Куринских (Фризен).

26 Манцевич 1975, 12-13; Клочко 1984, 58-64; Фиалко 2004, 53.

27 См. Клочко 1984, рис. 3.

28 Minns 1913, 67: «these combined quivers and bow-cases (yopuxoa) were peculiar to the Skythic culture».

А. И. Мелюкова, впрочем, считала, что на куль-обской бляшке представлен не горит, а колчан29. На наш взгляд, Е. В. Черненко, не отрицая возможности существования колчанов у скифов в целом, справедливо писал, что здесь «изображены гориты, из которых вынуты луки. Хорошо заметны характерное для горитов расширение, особенно четко выраженное у левого края, и прямоугольный или треугольный клапан, закрывавший карман для стрел»30. Гориты подвешивались с левого бока воина и крепились на портупейном ремне31 — это хорошо видно, например, у воинов в сцене «укрощения коня» на Чертомлыцкой амфоре.

Что касается небольшого сосуда, который скиф сжимает в своей правой руке, следует, вероятно, определить его как сосуд для возлияний, связанных с каким-то обрядом. Это типично скифская форма круглодонного кубка (все находки этих сосудов, за исключением куль-обского с изображениями скифов, — серебряные). Изображения таких сосудов фиксируются на других памятниках скифской торевтики, например, пластине из Карагодеуашха32, сахновской пластине33. Подробному анализу этих сосудов посвящено несколько специальных работ34, и нет необходимости рассматривать этот вопрос вновь. А. П. Манцевич настаивала на фракийском происхождении подобных кубков35, но традиционная точка зрения об их скифской принадлежности, прекрасно обобщенная А. И. Мелюковой36 и поддержанная большинством специалистов, представляется нам более верной.

По мнению М. И. Артамонова, здесь представлен образ обожествленного предка Таргитая-Геракла с круглодонным сосудом в руке и с горитом у пояса (атрибутами скифского родоначальника). Он отмечает, что «в культовом характере этих фигурок едва ли можно сомневаться; вместе с тем трудно подыскать для них другое содержание. Это — образ обожествленного героя, мифического предка скифов»37. Не исключено, что стоящая фигура скифа могла являться и составной частью какой-то композиции38.

Подводя итог нашему небольшому исследованию, отмечу, что полная публикация материалов раскопок XIX в., в том числе и знаменитых курганов в окрестностях Керчи, — одна из главных задач современного поколения археологов и музейных хранителей.

29 Мелюкова 1964, 33.

30 Черненко 1981, 51, 53.

31 Черненко 1981, 93.

32 Манцевич 1964, рис. 1, 1; 2, 1. А. П. Манцевич сравнивает это изображение с росписью Ка-занлыкского склепа и интерпретирует его как погребальную трапезу; см. также: Алексеев 2012, 234-235.

33 Артамонов 1961, 61, рис. 4; Раевский 1977, 99, рис. 9; Cat. San-Antonio 1999, 146-147, No. 40.

34 Манцевич 1964, рис. 3; Мелюкова 1979, 186-192; Грач 1984, 100-109; Рябова 1986, 31-44; Кузнецова 1988, 17-23; Королькова 2003, 42-50; Мозолевский, Полин 2005, 340-343.

35 Манцевич 1964, 132-133, рис. 3.

36 Мелюкова 1979, 186-192.

37 Артамонов 1961, 79.

38 Во всяком случае, стоящий скиф с круглодонным кубком в руке композиционно отдаленно напоминает левую мужскую фигуру в нижней части Карагодеуашхской пластины. Более того, два скифа, стоящие по сторонам сидящей богини, несут гориты на левом боку (См. Piotrowski, Galanina, Gratsch 1986, Abb. 232). На левом бедре бородатого скифа с ритоном справа от богини на Сахновской пластине также висит горит (см. например: Cat. San-Antonio 1999, 146, No. 40).

КАТАЛОГ39

1. Пронизь — фигурка стоящего скифа

Фигурка пустотелая, состоит из спаянных рельефной лицевой пластины и плоской оборотной, к которой в свою очередь припаяно крепление в виде длинной уплощенной трубочки. Рельеф представляет фигуру стоящего мужчины-скифа в ракурсе влево: ноги и туловище в % оборота, стопы ног показаны в профиль, голова также передана в профиль. Лицо с прямым носом, высокими скулами, широкая борода и усы; волосы длинные, зачесаны назад, показаны длинными вертикальными прядями, лежащими на плечах. На мужчине короткий запашной кафтан с оторочкой по бортам, правая пола длиннее левой, длинные штаны со свободными штанинами, ниспадающими складками, на ногах мягкая обувь без каблука. Верх рукавов кафтана гладкий, на левой руке чуть ниже локтевого сгиба рукав показан поперечными складками, на правой руке этот участок не виден. В правой, согнутой в локте под прямым углом руке мужчина держит за горлышко круглодонный сосуд. Левая, чуть согнутая рука лежит на висящем у пояса горите.

Сохранность: на оборотной стороне — коричневая патина, тулово круглодон-ного сосуда смято; многочисленные вмятины по поверхности.

Размеры: 6,3 х 3,2 х 0,6 см. Золото. Вес 9,07 г.

Химико-технологическое описание: лицевая пластина сделана методом метал-лопластики, к обороту припаян золотой лист, излишки листа обрезаны и загнуты на лицевую сторону. На оборотной стороне припаяна втулка, свернутая из золотого листа. Толщина листа втулки — 0,15 мм. Лист хорошего качества. Пайка с излишками припоя.

Техники: ковка листа, металлопластика, вырезка, гибка, пайка.

Техники: ковка листа, тиснение, вырезка, гибка, пайка.

Состав золотого сплава: фигура скифа: Аи-67,67%; Ag-31,43%; Си-0,90%.

ГИМ 54791. Оп. Б 90/1/1; ЗБ-6469.

Около 350 г. до н.э.

Литература: Сабатье 1851, р1. V, 11; Журавлев, Новикова 2002, 48, Кат. 134; 2009б, рис. 1, 5; 2012а, рис. 1, 5.

2. Пронизь — фигурка стоящего скифа

То же, что Кат. № 1. Волосы зачёсаны со лба и висков назад, показаны короткими горизонтальными прядями. Верхняя часть оторочки кафтана гладкая, не проработана; левый рукав в складках от самого плеча. На оборотной стороне припаяно крепление в виде длинной уплощенной трубочки.

Сохранность: трубочка и оборотная пластина несколько вогнуты внутрь.

Размеры: 5,8 х 3,1 х 0,8 см. Золото. Вес 7,08 г.

Химико-технологическое описание: лицевая пластина сделана методом метал-лопластики, к обороту припаян золотой лист, излишки листа обрезаны и загнуты на лицевую сторону. На оборотной стороне припаяна втулка, свернутая из золо-

39 Описание всех статуэток сделано совместно с Е. Ю. Новиковой. Химико-технологическое описание всех предметов выполнено М. С. Шемаханской. Анализ состава золотого сплава произведен на рентгенофлуориесцентном энергодисперсионном анализаторе «Призма М (Аи)» экспертом Государственного исторического музея А. В. Будниковым.

того листа. Толщина листа втулки — 0,34 мм. Лист хорошего качества. Пайка с излишками припоя.

Техники: ковка листа, металлопластика, вырезка, гибка, пайка.

Состав золотого сплава: Au-50,78%; Ag-46,30%; Cu-2,92%.

ГИМ 54791; Оп. Б 90/1/2; ЗБ-6470.

Около 350 г. до н.э.

Литература: Журавлев, Новикова 2002, 48, Кат. 133; Журавлев 2012, 372.

3. Пронизь — фигурка стоящего скифа

То же, что Кат. N 2. Крепление на обороте отсутствует.

Сохранность: на оборотной стороне видны следы утраченного крепления, в местах присоединения крепления разрывы и утраты.

Размеры: 5,8 х 3,1 х 0,65 см. Золото. Вес 4,74 г.

Химико-технологическое описание: лицевая пластина сделана методом метал-лопластики, к обороту припаян золотой лист, излишки листа обрезаны и загнуты на лицевую сторону. Толщина листа — 0,11 мм. На оборотной стороне, видимо, была припаяна втулка, свернутая из золотого листа, которая утрачена.

Техники: ковка листа, металлопластика, вырезка, гибка, пайка.

Состав золотого сплава: Au-54,808%; Ag-41,46%; Cu-3,74%.

ГИМ 54791; Оп. Б 90/1/3; ЗБ-6471.

Около 350 г. до н.э.

Литература: Firsov, Zuravlev 2007, 277, Abb. 1a; Firszov, Zsuravljov 2009, 90, kep. 1a.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пронизь — фигурка стоящего скифа

То же, что Кат. N 1. На оборотной стороне припаяно крепление в виде длинной уплощенной трубочки.

Сохранность: разрывы и мелкие утраты на втулке.

Размеры: 6,4 х 3,1 х 0,7 см. Золото. Вес 9,38 г.

Химико-технологическое описание: объемная пустотелая фигурка сделана в технике металлопластики, к обороту припаян золотой лист, излишки листа обрезаны и загнуты на лицевую сторону. Толщина листа — 0,15 мм. На оборотной стороне припаяна трубочка, свернутая из золотого листа. Под нижний конец трубочки подложен золотой лист. Толщина листа трубочки — 0,34 мм. Лист хорошего качества. Пайка с излишками припоя.

Техники: ковка листа, металлопластика, вырезка, гибка, пайка.

Состав золотого сплава: Au-52,51%; Ag-44,51%; Cu-2,98%.

ГИМ 34625; Оп. Б 226/19; ЗБ-6453.

Около 350 г. до н.э.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А. Ю. 2012: Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. СПб.

Артамонов М. И. 1961: Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. 2. Л., 57-87.

Артамонов М. И. 1966: Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага; Л.

Ашик А. Б. 1849: Воспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами. Ч. 1-3. Одесса.

Брашинский И. Б. 1979: В поисках скифских сокровищ. Л.

Власова Е. В. 1999а: Поль Дюбрюкс и археологические исследования в Керчи // Бо-спорский феномен. Греческая культура на периферии античного мира. Материалы международной научной конференции / М. В. Вахтина и др. (ред.). СПб., 35-41.

Власова Е. В. 1999б: Поль Дюбрюкс. Раскопки кургана Куль -Оба // Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга. Краткое содержание докладов. СПб., 45-48.

Власова Е. В. 2000: Открытие кургана Куль-Оба // Пантикапей-Боспор-Керчь — 26 веков древней столицы. Материалы международной конференции. Керчь, 27-33.

Власова Е. В. 2006: Куль-Оба // БИ. XIII / В. Н. Зинько (ред.). Симферополь; Керчь, 47-53.

Гавинье Ж.-П., Рамос Э., Шильц В. 2010: Поль Дюбрюкс. Куль -Оба и скифы: данные о Поле Дюбрюксе во французских архивах // Поль Дюбрюкс. Собрание сочинений. Т. I. / И. В. Тункина (ред.). СПб., 102-109.

Грач Н. Л. 1984: Круглодонные серебряные сосуды из кургана Куль-Оба (к вопросу о мастерских) // СГЭ. XXIV, 100-109.

Диамант Э. И. 1967: Скифский котел из кургана, открытого вблизи Керчи в 1821 г. // Записки Одесского археологического общества. Т. 2 (35), 250-252.

Древности Боспора Киммерийского. 1854. СПб.

Дюбрюкс П. 2010: Собрание сочинений. Т. I-II. СПб.

Журавлев Д. В. 2002: Коллекции из Керчи в собрании Государственного Исторического музея // Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Сборник научных материалов III Боспорских чтений / В. Н. Зинько (ред.). Керчь, 95-99.

Журавлев Д. В. 2012: Из истории одной забытой коллекции: Золото из кургана Куль-Оба в собрании Государственного исторического музея // Вестник истории, литературы, искусства. TVIII,359-386.

Журавлев Д. В., Новикова Е. Ю. 2002: Ювелирные изделия // На краю ойкумены. Гре-ки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского. Каталог выставки в Государственном Историческом музее / Д. В. Журавлев (ред.). М., 46-60.

Журавлев Д. В., Новикова Е. Ю. 2009а: Материалы из кургана Куль-Оба в собрании ГИМ // Боспорские чтения. X. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Актуальные проблемы / В. Н. Зинько (ред.). Керчь, 132-134.

Журавлев Д. В. , Новикова Е. Ю. 2009б: Коллекция из кургана Куль-Оба в собрании Государственного Исторического музея // Боспорский феномен. Искусство на периферии античного мира. Материалы международной научной конференции / В. Ю. Зуев (ред.). СПб., 45-54.

Журавлев Д. В. , Новикова Е. Ю. 2012а: Коллекция из кургана Куль-Оба в собрании Государственного Исторического музея // Евразия в скифо-сарматское время. Памяти И. И. Гущиной. Труды ГИМ. Вып. 191 / Д. В. Журавлев, К. Б. Фирсов (ред.). М., 70-76.

Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю. 2012б: Бляшка с изображением Rankenfrau из кургана Куль-Оба // Образы времени. Из истории древнего искусства. Тр. ГИМ. Вып. 189 / И. В. Белоцерковская (ред.). М., 80-97.

Журавлев Д. В., Новикова Е. Ю., Шемаханская М. С., в печати. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Государственного исторического музея: историко-техноло-гическое исследование.

Клочко Л. С. 1984: Верхнш плечовий одяг скифiв // Археолопя (Кшв). 47, 57-68.

Королькова Е. Ф. 2003: Ритуальные чаши с зооморфным декором в культуре ранних кочевников // АСГЭ. 36, 28-59.

Кузнецова Т. М. 1988: Скифские ритуальные сосуды // КСИА. Вып. 194, 17-23.

Манцевич А. П. 1964: О пластине из кургана Карагодеуашх (к толкованию сюжета) // АСГЭ. б, 129-138.

Манцевич А. П. 1975: Изображения «скифов» в ювелирном искусстве античной эпохи // Archeologia. XXVI, 1-45.

Мелюкова А. И. 1964: Вооружение скифов // САИ. Вып. Д1-4. М.

Мелюкова А. И. 1979: Скифия и фракийский мир. М.

Мозолевский Б. Н., Полин С. В. 2005: Курганы скифского Герроса IV в. до н.э. (Бабина, Водяна и Соболева могилы). Киев.

Непомнящий А. А. 2001: Один из основателей Керченского музея древностей Поль Дюбрюкс // 175 лет Керченскому музею древностей. Материалы международной конференции (27-29 июля 2001 г.). Керчь, 8-10.

Раевский Д. С. 1977: Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.

Ростовцев М. И. 1913: Представления о монархической власти в Скифии и на Боспо-ре // ИАК. Вып. 49, 1-62.

Ростовцев М. И. 1925: Скифия и Боспор. Л.

Рябова В. А. 1986: Металлические кубки из скифских курганов // Исследования по археологии Северо-Западного Причерноморья / В. Н. Станко (ред.). Киев, 138-149.

Сабатье П. 1851: Керчь и Воспор: Замечания о керченских древностях и опыт хронологии царства Воспорского. СПб.

Толстой И., Кондаков Н. 1889: Русские древности в памятниках искусства. Древности скифо-сарматские. Вып. 2. СПб.

Тункина И. В. 2002: Русская наука о классических древностях Юга России (XVIII — середина XIX в.). СПб.

Тункина И. В. 2007: Забытая женщина-археолог А. М. Раевская // EYXAPIETHPION. Антиковедческо-историографический сборник памяти Ярослава Витальевича Доманского (1928-2004) / И. В. Тункина (ред.). СПб., 214-219.

Тункина И. В. 2010а: «Отец боспорской археологии» Поль Дюбрюкс // Поль Дюбрюкс. Собрание сочинений. Т.!/ И. В. Тункина (ред.). СПб., 13-100.

Тункина И. В. 2010б: Раскопки в окрстностях Керчи в 1820-1822 гг. (курганы Пати-ниоти) // Поль Дюбрюкс. Собрание сочинений. Т. I. / И. В. Тункина (ред.). СПб., 413-419.

Указатель 1893 г. Императорский Российский Исторический музей. Указатель памятников. М.

Фиалко Е. Е. 2004: Скифская Аргимпаса (К интерпретации изображения на ажурной пластинке из Гюновки) // БИ. VII, 47-62.

Хршановский В. А. 1999: Француз из Петербурга: К 225-летию Поля Дюбрюкса // Звезда. 12, 160-172.

Черненко Е. В. 1981: Скифские лучники. Киев.

Becatti G. 1955: Oreficerie antiche. Dalle Minoiche alle Barbariche. Roma.

Cat. San-Antonio 1999: Skythian Gold. Treasures from Ancient Ukraine. New York.

Firsov K., Zuravlev D. 2007: Kul'-Oba, Kozel und Aksjutentsy: Fürstengräber zwischen Krim und Waldsteppe // Im Zeichen des Goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. Prestel / W.Menghin, H.Parzinger (hrsg.). München, 276-290

Firszov K., Zsuravljov D. 2009: Kul-Oba, Kozel és Akszjutenci: fejedelmi sirok a Krim és az erdös sztyeppe között // Szkita aranykincsek. Kiállitás a Magyar Múzeumban 2009. Március 25 május 31. Budapest.

GavignetP., Ramos E., Schiltz V. 2000: Paul Du Brux, Koul-Oba et les Skythes: presence de Paul Du Brux dans les archives Françaises // Journal des Savants, Juillet-Décembre.

Minns E.H. 1913: Skythians and Greeks. Cambridge.

Piotrowski B., GalaninaL., Gratsch N. 1986: Skythische Kunst. Altertümer der skythischen Welt. Mitte des 7. Bis zum 3. Jahrhundert v.u.Z. Leningrad.

Reinach S. 1892: Antiquités du Bosphore Cimmérien (1854). Paris. Rolle R. 1991: Haar- und Barttracht der Skythen // Gold der Steppe. Archäologie der Ukraine / R. Rolle, M. Müller-Wille, K. Schietzel (hrsg.). Neumünster, 115-126.

PENDANTS IN THE FORM OF A STANDING SCYTHIAN FROM THE BURIAL MOUND KUL OBA (BASED ON STATE HISTORICAL MUSEUM COLLECTION)

D. V. Zhuravlyov

The article presents four pendants of the mid 4th century BC showing a standing Scythian warrior with a gorit (quiver) on his thigh and a round vessel in his hand. The pendants got into the State Historical Museum in the 19th century from a ransacked part of the burial mound Kul Oba in the vicinity of Kerch.

Key words: Kerch, burial mound Kul Oba, Scythians, gorit (quiver), clothes style and decoration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.