Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2624
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГИОН / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЭКСКУРСИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никулина Ю.Н.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время туризм расширяет свои грани: одним из альтернативных туристических видов, который в последнее время интенсивно развивается, является промышленный туризм. Статья направлена на рассмотрение комплекса вопросов, связанных со спецификой и условиями развития промышленного туризма за рубежом. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, а также теоретико-методологический анализ источников, позволяющий выявить особенности организации промышленного туризма за рубежом. Автором выделены три основных этапа становления и развития промышленного туризма, дана характеристика каждого этапа. Выявлены особенности организации промышленного туризма за рубежом на примере ряда стран. Проводится сравнительный анализ организации промышленных экскурсий в Германии, Италии и Нидерландах по ключевым показателям: региональные особенности и подходы к развитию промышленного туризма; организаторы, координаторы промышленных туров; категории потребителей объектов промышленных экскурсий. В заключении сделаны выводы об эффективности развития промышленного туризма как для региона, так и для конкретного предприятия. Материалы статьи могут быть полезны при разработке комплекса мероприятий и внедрении новых подходов и инструментов развития промышленного туризма на региональном уровне в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Никулина Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL TOURISM IN THE WORLD: FEATURES OF THE ORGANIZATION AND TRENDS OF DEVELOPMENT

The relevance of the research problem is that currently tourism is expanding its borders: one of the alternative tourism types, which have recently been intensively developed, is industrial tourism. The article is devoted to consideration of the complex of issues associated with the specifics and conditions of the tourism industry development abroad. A leading approach to the study of this problem is the system approach and the theoretical- methodological analysis of the sources allowing to reveal the features of the industrial tourism organization abroad. The author identified three main stages of formation and development of industrial tourism, the characteristic of each stage is given. Peculiarities of industrial tourism organization abroad on the example of several countries are revealed. A comparative analysis of the industrial tours organization in Germany, Italy and the Netherlands on the key indicators: regional characteristics and approaches to the development of industrial tourism; the organizers, the coordinators of industrial tours; consumers of industrial tours, is conducted. Conclusions about the effectiveness of the industrial tourism development for the region and for a particular company are drawn. The article may be useful in developing complex of measures and introduction of new approaches and tools for the development of industrial tourism at the regional level in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

УДК 379.85

Ю.Н. Никулина, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: juliaguzenko@mail.ru

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время туризм расширяет свои грани: одним из альтернативных туристических видов, который в последнее время интенсивно развивается, является промышленный туризм. Статья направлена на рассмотрение комплекса вопросов, связанных со спецификой и условиями развития промышленного туризма за рубежом. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, а также теоретико-методологический анализ источников, позволяющий выявить особенности организации промышленного туризма за рубежом. Автором выделены три основных этапа становления и развития промышленного туризма, дана характеристика каждого этапа. Выявлены особенности организации промышленного туризма за рубежом на примере ряда стран. Проводится сравнительный анализ организации промышленных экскурсий в Германии, Италии и Нидерландах по ключевым показателям: региональные особенности и подходы к развитию промышленного туризма; организаторы, координаторы промышленных туров; категории потребителей объектов промышленных экскурсий. В заключении сделаны выводы об эффективности развития промышленного туризма как для региона, так и для конкретного предприятия. Материалы статьи могут быть полезны при разработке комплекса мероприятий и внедрении новых подходов и инструментов развития промышленного туризма на региональном уровне в РФ.

Ключевые слова: промышленный туризм, предприятие, регион, этапы становления, организация промышленных экскурсий.

Туристический бизнес является очень перспективным направлением деятельности и привлекательным в инвестиционном плане. В современных условиях в рамках развития туризма в целом, его секторов, форм, видов и технологий появляются и распространяются новые туристские реалии, одной из которых является промышленный туризм. Данное туристическое направление позволяет познакомиться с земными недрами при посещении шахт, увидеть производственные ландшафты, изучить историю развития отдельных отраслей промышленности, выявить особенности производства продукции в рамках организации промышленных экскурсий.

Практическим аспектам развития промышленности в целом посвящены исследования отечественных ученых, таких как Боброва В.В., Ермакова Ж.А., Манаков А.Г., Шестакова Е.В. [1, 3, 6, 9], особенности организации промышленного туризма находят отражение в трудах Гарнова А.П., Клейменовой Е.О., Корабейникова И.Н., Струзберг Г.В. [2, 4, 5, 8].

Анализ научной литературы показывает, что промышленный туризм в методологическом и практическом плане относится к числу малоисследованных. Этому направлению уделено недостаточное внимание, и оно требует дальнейшего научного исследования.

С точки зрения региона, развитие промышленного туризма является действенным механизмом в создании и продвижении положительного имиджа данной территории и эффективным инструментом

маркетинга для привлечения инвесторов и тури-стов.Кроме того, реализация проектов по организации промышленного туризма является катализатором в других секторах экономики данного региона, связанного с обслуживанием туристского потока, к ним можно отнести: питание, размещение, перевозки и прочее, что, в свою очередь, положительным образом скажется на местном бюджете за счет налоговых поступлений в связи с увеличением товарооборота, развития малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности, прямой и косвенной занятости и других факторов.

Формирование и организация промышленного туризма как отдельного туристского направления насчитывает более ста лет. Сама идея посещения действующих компаний и производств, а также нефункционирующих заводов, появилась уже в 17 веке, когда британское дворянство начало путешествовать по Европе. Нередко посещение именно этих мест включалось в программы гран-тура. Гран-тур - поездка, совершаемая сыновьями европейских аристократов, являющаяся завершающим этапом в образовании. Маршрут таких путешествий обычно пролегал через Францию, Италию, Центральную Европу, иногда захватывал Испанию и Святые места. Русские путешественники часто ехали через Германию и Швейцарию, в Париж и Лондон.

Более конкретные примеры посещения заводов и фабрик начали появляться в 19 веке, в литературе упоминаются несколько примеров промышленного туризма: цветочные рынки и сырные заводы в Ни-

дерландах; виноградники, шоколадные фабрики, табачные фабрики, фондовая биржа во Франции; производства кружев Греции и Мальты; ликерово-дочные заводы США.

Предпосылкой развития туризма в начале 20 века послужило то, что повысился уровень благосостояния населения и, как следствие, доступность туризма, в том числе промышленного, большому числу населения и различным социальным группам. Другим важным событием, которое имело место уже во второй половине 20 века, является диверсификация туризма, так как поведение потребителя резко изменилось, что служило поводом к развитию новых сегментов рынка. После Второй мировой войны Великобритания первая из стран Европы столкнулась с промышленным спадом, в результате чего обанкротилось и закрылось множество фабрик и заводов. Сначала эти заводы посещались только лишь индустриальными археологами, но вскоре стало известно о туристском потенциале этих мест. С тех пор, многие Европейские регионы, в том числе и застойные, открыли для себя промышленный

Как отмечалось ранее, промышленный туризм является новым и междисциплинарным явлением, в этой связи исследования в данной сфере практически отсутствуют. Существует большое количество примеров, которые могут служить образцом для организации туристских маршрутов на промышленные предприятия, в том числе примеры из мировой практики.

Сегодня промышленный туризм хорошо развит и в европейских странах, таких как Франция, Великобритания, Германия и Нидерланды (таблица 2).

В Германии упор делается как на заброшенные предприятия, например, угольные и соляные шахты, судостроительные заводы времен Второй миро-

туризм, как новый инструмент экономической деятельности.

В 1980-х годах концепция промышленного туризма стала популярной в Великобритании. Постепенно к промышленному туризму стали подключаться и действующие производства. В 1988 году Британский центр туризма начал кампанию «Посмотри на производство в работе», которая считается одной из первых масштабных инициатив, направленных на поощрение заинтересованных и активных компаний. Данная инициатива вдохновила другие регионы на создание аналогичных проектов по развитию промышленного туризма. В конце 1990-х годов муниципалитетом голландского города Роттердам был разработан «Тур по промышленному наследию». В 2000 году в городе Йорк, штат Пенсильвания (США), был запущен свой бренд «Тур по мировой столице промышленности». В 2005 году в Шанхае был создан Центр по развитию промышленного туризма.

Таким образом, можно выделить три исторических этапа в развитии промышленного туризма (таблица 1).

вой войны, так и на действующие предприятия. По посещаемости лидером является завод BMW в баварском Вольфсбурге, принимающий по четверть миллиона туристов в год. Основными центрами развития промышленного туризма в Германии являются города Кёльн и Вольфсбург [10].

Кёльн - один из центральных регионов Германии по уровню развития промышленности и сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, рестораны, кафе, бары). Продвижением туристского продукта в Кёльне занимается «Наблюдательный совет по туризму», в который входят представители Городского совета. Финансирование деятельности совета включает в себя средства местного бюджета и дохо-

Таблица 1. Характеристика этапов развития промышленного туризма

Этап Временной период Характеристика

Первый Х^1-Х1Х века Посещение объектов промышленности с целью их изучения, удовлетворение потребности в образовании. Отсутствие коммерческих целей. Доступность лишь для отдельных сословий (буржуазия и аристократия).

Второй Первая половина XX века Предпосылки к развитию массовости посещения промышленных объектов за счет увеличения реальных доходов населения, снижения стоимости проезда и повышения доступности передвижения к туристскому объекту. Промышленный туризм приобретает коммерческую направленность (взимание платы за посещение промышленных объектов, создание магазинов с производимым товаром на территории предприятия, открытие сувенирных лавок).

Третий (современный) Вторая половина ХХ века -до наших дней Увеличение числа туристов, в том числе среди всех слоев населения. Промышленный туризм, наряду с образовательной функцией, приобретает цель извлечение выгоды предприятиями, а также выступает механизмом маркетинга, как для самой компании, так и региона в целом.

Таблица 2. Статистика наиболее посещаемых промышленных объектов за рубежом в 2016 году

Объект промышленного туризма Число посетителей в год, чел.

«Кэдбери» (Англия, шоколадная фабрика) 400000

ПЭС «Ля Ранс» (Франция, приливная электростанция) 300000

«Тойота Мотор Корпорэйшн» (Япония, автомобилестроительная корпорация) 300000

«Баварские моторные заводы» (Германия, производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей) 260000

«Бен энд Джерриз» (США, производство мороженого) 170000

«Веджвуд» (Англия, завод фарфора) 100000

ды от коммерческой деятельности. Основной целью Совета является укрепление туристской деятельности в Кёльне за счет мероприятий по увеличению срока пребывания туристов в стране и объема расходов каждого из них. «Наблюдательный совет по туризму» промышленный туризм не рассматривает в качестве уникального продукта и считается лишь второстепенным. Тем не менее, стоит отметить, что экскурсии по предприятиям Кёльна пользуются высоким спросом.

Важным аспектом развития промышленного туризма в регионе является подход города включить окружающие его населенные пункты в реализацию продуктов промышленного туризма. Продвижением туристского продукта для такой аудитории, как студенты, в Кёльне занимается «Совет по туризму». Посещение объектов промышленного туризма для профессиональных групп туристов находится в ведении Торгово-промышленной палаты Кёльна, а «Наблюдательный совет по туризму» выступает в данном случае посредником. Приток профессиональных групп туристов в Германии осуществляется в рамках соглашения между шестнадцатью Торгово-промышленными палатами Германии, которые делят внешний рынок туристского потока между собой. На основании данного соглашения, профессиональные группы туристов в Кёльн прибывают из таких стран, как Китай, Тайвань, Вьетнам, Казахстан и Турция. Таким образом, Кёльн является первой туристской дестинацией для делегаций из этих стран.

Реализуя стратегию, называемую «Атовизит», г. Вольфсбург в Германии и Концерн Фольцваген берут на себя обязательства как государственно-частного партнерства по реализации мероприятий в области промышленного туризма. Цель этой стратегии заключается в повышении имиджа региона и привлечении частного капитала за счет предоставления услуг в сфере промышленного туризма. В связи с чем концерн открыл парк-музей «Автоград», что привело к существенному росту потока туристов в регион [11].

Что касается сферы охвата целевых групп туристов, то и завод Фольцваген и «Автоград» подчеркивают, что приветствуют различные группы потребителей объекта промышленного туризма. Однако стоит отметить, что особое внимание уде-

ляется в первую очередь посетителям фабричных туров с целью покупки автомобиля, а также студентам, обучающимся по специальностям машиностроения и инженерии.

Итальянский город Турин - важный деловой и культурный центр северной Италии, являющийся вторым после Милана промышленным центром страны. В самом городе и его ближайших пригородах располагаются предприятия тяжелой промышленности, первенствующее положение в которых принадлежит промышленному комплексу предприятий концерна FIAT. В 2005 году туристская фирма «Torismo Torino» взяла на себя инициативу совместно с Торгово-промышленной палатой создать промышленную туристскую программу под названием «Сделано в Турине: тур на отлично». Идея заключалась в том, чтобы использовать Олимпийские игры 2006 года в качестве катализатора для продвижения привлекательности дестинации не только для туристов, но и поднять имидж региона как экономически развитой территории. Промышленный туризм считается одним из инструментов повышения привлекательности Турина. Помимо экскурсии на завод FIAT, турфирмы региона могут предложить и другие компании с мировым именем, например, компания по производству дорогих дизайнерских ручек «Aurora», основанная в 1919 году, и мебельная фабрика «Gufran», находящаяся недалеко от центра города. Кроме того, Турин является типичным промышленным городом с довольно диверсифицированной инфраструктурой, что, в свою очередь, способствует развитию туристической сферы в целом.

Опыт Нидерландов в области развития промышленного туризма свидетельствует о том, что в стране создана специальная организация, отвечающая за содействие региону как туристскому направлению - «RotterdamMarketing». Она образовалась в результате слияния в 2001 году нескольких туристских фирм, целью которых является увеличение туристского потока, увеличение средних расходов потребителей туристского продукта и повышение имиджа региона как туристского направления. Для достижения поставленных целей данная организация разрабатывает новые туристские услуги и продукты, включая промышленные туры, а также сотрудничает с за-

интересованными сторонами индустрии. В 2006 году в Роттердаме при мэрии города была создана должность главного маркетолога, в задачи которого входит содействие координации продвижения имиджа региона, обеспечивая последовательную брендинговую политику, в том числе за счет организации и проведения промышленных экскурсий. Промышленный туризм Роттердама

Таким образом, проанализировав мировой опыт развития промышленного туризма, следует констатировать, что за рубежом акцент в промышленном туризме сделан на привлечение туристов с реализацией целей развития регионов и предприятий. Успешная реализация продуктов промышленного туризма в иностранных компаниях заключается в тесном сотрудничестве и взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти, осуществляющими поддержку в продвижении услуг в данной сфере. Это проявляется в заинтересованности поддержания имиджа региона, влияние на который оказывает осуществление маркетинга территории за счет привлечения потока туристов на промышленные предприятия региона. Ко всему прочему, важным аспектом является повышение интереса к самому бренду и продукции, производимой предприятиями - объектами промышленного туризма, что формирует лояльную клиентскую базу и увеличивает объем реализуемой продукции. Как следствие - увеличение объемов производства, расширение производственной деятельности, создание новых рабочих мест и развитие инфраструктуры туризма, в том числе, в сфере обслуживания туристов.

Немаловажным аспектом успешного функци-

ориентирован на бизнес-аудиторию, такую как инвесторы и предприниматели. Однако по данным <^оАеМатМагкей^» спрос среди туристов на посещение предприятий также есть, но доля его невелика.

В таблице 3 систематизированы особенности организации промышленного туризма за рубежом по ряду показателей.

онирования объектов промышленного туризма является территориальная близость и сотрудничество с высшими учебными заведениями (университетами и институтами), выпускающими специалистов по профилю предприятий. Отсюда следует, что одной из наиболее перспективных целевых аудиторий потребителей промышленного туризма являются как раз студенты вузов, промышленные экскурсии для которых служат не только развлечением и способом обучения, но и средством получения практических знаний и навыков в ходе посещения тура на предприятия, а как следствие эти выпускники являются востребованными специалистами и потенциальными кандидатами на замещение вакантных должностей на данном предприятии.

Опыт зарубежных стран в разработке проектов внедрения промышленного туризма свидетельствует о его эффективности как для региона в целом, так и для конкретного предприятия. Развитие данного направления в регионе является импульсом к развитию малого и среднего бизнеса за счет увеличения инвестиционной привлекательности и имиджа территории, а также способствует решению вопросов кадрового обеспечения экономики региона.

Таблица 3. Сравнительная характеристика особенностей организации промышленного туризма в миро-

вой практике

Показатели Германия Германия Италия Нидерланды

Вольфсбург Кёльн Турин Роттердам

Региональные особенности и подходы к организации промышленного туризма (нормативная база) Реализация Стратегии «Автовизит», создание парка-музея «Автоград» концерна Фольцваген; Конецерн Фольцва-ген - бренд региона Договор между Торгово-промышленными палатами о разделении внешнего потока профессиональные группы туристов и делегации Использование Зимних Олимпийских игр как инструмента маркетинга территорий и механизма продвижения промышленного туризма Реализация региональной политики по продвижению имиджа региона

Организаторы, координаторы промышленных туров Государственно-частное партнерство между регионом и автоконцерном «Наблюдательный Совет по туризму, Торгово-промышленная палата Торгово-промышленная палата Туристическая компания «Rotterdam Marketing»

Категории потребителей объектов промышленного туризма Потенциальные покупатели, инвесторы, студенты, туристы Предприниматели, инвесторы, студенты. Зарубежные туристы Представители бизнес-сообщества

Литература

1. Боброва, В.В. Евразийская интеграция снизу: торговля и инвестиции / В.В. Боброва // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2 (61-2). - С. 494-496.

2. Гарнов, А.П. Актуальность системного формирования промышленного туризма / А.П. Гарнов // Вестник РЭУ. - 2012. - № 2. - С. 60-63.

3. Ермакова, Ж.А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона / Ж.А. Ермакова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22 (220). - С. 167-173.

4. Клейменова, Е.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма / Е.О. Клейменова, А.О. Чулакова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 256-259.

5. Корабейников, И.Н. Некоторые особенности формирования туристко-рекреационного кластера на региональном уровне / И.Н. Корабейников, М.Б. Джумагазина // Казанская наука. - 2014. - № 2. - С. 71-73.

6. Манаков, А.Г. Туристские регионы мира. География культурного наследия: монография / А.Г. Манаков. - Псков: ПГПУ, 2011. - 320 с.

7. Никулина, Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста / Ю.Н. Никулина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-1 (61-1). - С. 589-593.

8. Никулина, Ю.Н. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития: монография / Ю.Н. Никулина, Г.В. Струзберг. - Москва: Издательство «Перо», 2015. - 188 с.

9. Шестакова, Е.В. Обоснование эталонной системы показателей оценки развития промышленных предприятий / Е.В. Шестакова // Научное обозрение: теория и практика. - 2015. - № 3. - С. 15-26.

10. Boros, L. Industrial tourism - trends and opportunities / L. Boros, Z. Martyin, V. Pal // Forum Geographic / ed. by Studiisicercetari de geografiesiprotectiamediului. - Hungary, 2013. - pp. 108-114.

11. Otgaar, A. Industrial tourism: Where the Public Meets the Private / A. Otgaar. - Rotterdam: Erasmus University of Rotterdam, 2014. - 260 p.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ и Правительства Оренбургской области (проект № 17-12-56023 а(р) «Разработка новых подходов к развитию промышленного туризма в регионе (на примере Оренбургской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.