Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма'

Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1496
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Струзберг Г. В.

В данной статье рассмотрены понятие, состояние и перспективы раз­вития промышленного туризма как одного из развивающихся видов туризма. В статье выявлены существующие проблемы промышленного туризма и представлены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Струзберг Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА

© Струзберг Г.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В данной статье рассмотрены понятие, состояние и перспективы развития промышленного туризма как одного из развивающихся видов туризма. В статье выявлены существующие проблемы промышленного туризма и представлены возможные пути их решения.

Ключевые слова: промышленный туризм, экскурсии, предприятие, производство.

Промышленный туризм - явление относительно новое междисциплинарное, поэтому исследований посвященных этой теме почти нет. Все, что есть на сегодняшний день, так это огромное число примеров, которые служат образцом организации туристических маршрутов на предприятия. Новые подходы к поиску туристических объектов, поиск и развитие новых видов туризма поможет раскрыть туристический потенциал страны и будет способствовать его реализации. Одним из таких нововведений может стать промышленный туризм.

Промышленный туризм - это организация туристических туров на промышленные предприятия.

Экскурсии по различным предприятиям - это как раз то, что заинтересует туристов, которых привлекает возможность совмещения отдыха с познавательными целями. Во время таких туров можно все увидеть воочию, потрогать все своими руками, попробовать, примерить и в конечном итоге приобрести. Благодаря промышленному туризму знакомый город открывается человеку с необычной стороны.

Организованное посещение действующих объектов или экскурсии на предприятия делится на подгруппы: производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профессиональ-но-ориентационные (рис. 1).

Так же промышленным туризмом можно заниматься с различными целями - с познавательной целью, с целью познакомиться с технологией производства и существующими инновациями, с целью получить эстетическое удовольствие и острые ощущения. Экскурсии на действующие предприятия могут произвести впечатление как на специалистов в разных областях знания, бизнесменов, так и, прежде всего, на школьников или студентов [1].

* Магистрант кафедры Управления персоналом, сервиса и туризма.

Рис. 1. Деление производственных экскурсий на подгруппы

Экскурсии школьников и студентов на современное промышленное производство является одним из элементов системы профориентационной работы и рассматривается как форма учебной работы, позволяющей ознакомиться с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда. Основными целями бизнесменов, занимающихся промышленным туризмом, является изучение производства с экономической точки зрения. Их задача познакомиться с инновационными технологиями в производстве, определить выгодность вложений в данный тип производства, обрести инновационные идеи для производства в своем регионе, получить ценный опыт успешных предприятий для своего бизнеса, встретить деловых партнеров, как в России, так и за рубежом. То есть, экскурсии в деловом промышленном туризме отличаются от экскурсий в познавательном и образовательном промышленном туризме.

Первооткрывателями в этой отрасли были американские компании. Первое предприятие, открывшее свои двери для посетителей, был завод Jack Daniels - в 1866 году завод открылся сам и открыл двери туристам. В августе 1924 года Г. Форд провел первые публичные экскурсии на заводы в комплексе «Руж». В 1930 году компания «Peugeot» пустила туристов на свой завод, а в конце 1940-х компания «Kronenbourg» открыла для посетителей свои страсбургские пивоварни, но тогда туристы ещё не проявляли большого интереса к подобным экскурсиям.

В 80-х годах 20 века под влиянием итальянского историка искусств Эуд-женио Батистеса европейцы потянулись исследовать старые, заброшенные еще в 1950-х годах заводы, фабрики и шахты, а затем переключились на посещение действующих предприятия. Вот тогда и возникла новая разновидность туризма, названная «промышленным туризмом» [2]. Объяснили этот неожиданный поворот Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор. В 1999 году они

выпустили труд, в котором проанализировали три основные стадии развития экономики: сырьевую, товарную и экономику услуг, после чего пришли к выводу, что новой стадией должна стать «экономика впечатлений». Свою книгу они так и назвали - «Экономика впечатлений» (Experience economy). Суть их теории можно объяснить на следующем примере: сегодня техническая мысль ушла настолько далеко, что обнаружить отличия в продукте, рядовой покупатель, просто не в состоянии. Соответственно и маркетологам становится все сложнее убедить покупателя приобрести тот или иной товар. Поэтому необходимо, пригласив покупателя на предприятие, показав процесс производства и рассказав о достоинствах продукта, вызвать у него доверие к компании и интерес к ее продукции и тем самым побудить к приобретению продукции именно этого предприятия [3].

В настоящее время в Соединенных Штатах Америки почти не осталось предприятий, которые не принимали бы туристов и посетителей. Для любой компании считается дурным тоном не принимать туристов, в этом факте усматривается угроза репутации фирмы. В Европе несколько другое отношение, здесь главный упор делается на посещение когда-то действовавших промышленных предприятий. Так вниманию туристов предоставляют заброшенные соляные и угольные шахты в Руре и заброшенные судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя и действующие предприятия также открыты для посещения. Примером может служить завод автомобильной фирмы BMW в Вольфсбурге, где его производственные цеха посещают около 260 тысяч туристов в год.

Что касается отечественного промышленного туризма, то экскурсии на предприятия для школьников проводились ещё в XVIII веке М.В. Соколова в учебнике «История туризма» пишет: «В XVIII веке начинает зарождаться детский (школьный) туризм. Первоначально это были экскурсии с целью ознакомления учащихся с разнообразием местного растительного мира. Но начиная с 1786 г. школьники не только стали выезжать на природу, но и посещали местные заводы и мануфактуры, рудники и т.п.» [4]. В СССР существовали экскурсии на московские кондитерские фабрики: «Красный Октябрь» - бывшее «Товарищество «Эйнем», «Бабаевскую» - бывшее «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» и «Рот Фронт».

В настоящее время, организованное посещение индустриальных объектов в России пока нельзя назвать развитым. Журналист, писатель В.Ю. Чумаков в своей статье «Сборочный цех впечатлений» писал: «Во многих развитых странах посещение почти любого производства - не проблема, современные предприниматели прекрасно понимают, что без такого «производственного туризма» им, в условиях современного рынка, выжить будет весьма сложно» [5]. В нашей стране данная практика не имеет такого широкого распространения. В России на промышленный туризм приходится всего 1 % туррынка. К сожалению, далеко не все предприятия столь охотно от-

крывают двери для туристов. По сведениям на 2012 год, количество предприятий, пускающих потребителя на производство, растёт, однако по-прежнему их количество невелико. На многие предприятия практически невозможно попасть. Чаще всего это ограничения предъявляются к категориям экскурсантов (школьники, студенты и т.д.), либо запись на экскурсию ограничена временными рамками. Часто при организации экскурсий на действующие предприятия встает вопрос о коммерческой тайне, а иногда руководители предприятий не понимают, кому может быть интересен процесс производства. Основной задачей в развитии и продвижении промышленного должна стать его большая доступность.

В России существует достаточное количество объектов промышленного туризма. В стране, богатой разнообразными природными ресурсами, полезными ископаемыми, существуют разные виды производства, а российские производственные предприятия имеют большой потенциал для промышленного туризма. Такие центры промышленности, как Воронеж, Челябинск, Липецк и многие другие предприятия уже готовы принять первых туристов. На сайте «Russian traveller» 12 января 2010 года была опубликована статья К. Германовой «Индустриальный туризм», где писали, что «... западные аналитики считают, что именно индустриальный туризм мог бы стать той уникальной нишей туристического рынка, которую Россия готова занять уже сейчас». По их мнению, Российская Федерация могла бы успешно конкурировать с Францией, Великобританией, Германией и Нидерландами, где наиболее развиты традиции промышленного туризма.

Развитие данной туристской отрасли позволит увеличить поток «внутренних» и «въездных» туристов и повысить конкурентоспособность туристского продукта. Позволит перевести индустрию отдыха и путешествий на инновационный путь развития, что обеспечит установление благоприятного инвестиционного климата в России, который в свою очередь благоприятно отразится на экономике, как отдельных регионов, так и страны в целом. Сейчас действует Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая принята в рамках работы, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата в регионах России, а также в целях оказания поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов и иной туристской инфраструктуры.

Нужно понимать, что производственный туризм - это инструмент маркетинга территории для привлечения инвесторов и туристов [2]. В России промышленный туризм имеет все шансы стать одним из самых востребованных направлений для путешествий, так как уже сейчас спрос у туристов на некоторые из промышленных объектов в несколько раз превышает предложение, а организация туристических экскурсий на действующие производства может послужить толчком в развитии российских городов и компа-

ний. Промышленный туризм является перспективным видом туризма, привлекающим внимание все большего количества людей.

Список литературы:

1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие / Б.В. Емельянов. -М.: Советский спорт, 2007. - 128 с.

2. Визгалов Д.В. Совмещение несовместимого / Д.В. Визгалов // Независимая газета. - 04.24.2009.

3. Пайн Д., Гилмор Д. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / Д. Пайн, Д. Гилмор. - М.: Издательство «Вильямс», 2005. - 171 с.

4. Соколова М.В. История туризма: учебное пособие / М.В. Соколова. -М.: Мастерство, 2002. - 352 с.

5. Чумаков В.Ю. Сборочный цех впечатлений / В.Ю.Чумаков // Вокруг Света. - 2007. - Ноябрь. - С. 96-98.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

© Сунчугашева Л.А.*

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, г. Кызыл

В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью поиска выхода из современной сложной ситуации, связанной с проблемами формирования инфраструктуры туризма в приграничном регионе. Выявлены возможности её развития, требующие поиска новых решений, адекватных современных социально-экономическим трансформациям.

Республика Тыва обладает значительным потенциалом туристско-ре-креационных ресурсов и развитие туризма целесообразно выбрано в качестве одного из приоритетов региональной политики, направленной на решение комплекса социальных проблем.

На сегодняшний день проблеме формирования туристической инфраструктуры в регионах уделяется большое внимание, поскольку возросло значение туризма. Создание современной, высокоэффективной, конкурентоспособной туристической инфраструктуры - это частичное решение социальных и экономических проблем республики. Вместе с тем, в течение длительного времени наблюдаются неблагоприятные тенденции в динамике

* Младший научный сотрудник лаборатории Региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.