Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленный туризм / промышленные музеи / Оренбургская область / industrial tourism / industrial museums / Orenburg region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю.

Промышленный туризм развит в ряде зарубежных стран; там популярны не только экскурсии на действующие, но и на закрытые, нефункционирующие предприятия. В России промышленный туризм только начинает свое развитие, тем не менее, термин закреплён законодательно. Промышленный туризм не требует обязательной аттестации экскурсоводов, служит эффективным инструментом профессиональной ориентации и рекламы, за которую платят сами посетители. Оренбургская область – староосвоенный степной регион, обладающий значительным потенциалом для развития промышленного туризма. Основные объекты, открытые для туризма и планируемые к открытию – добывающие и перерабатывающие предприятия тяжелой промышленности (газовой, строительной сферы, металлургии), одно предприятие пищевой промышленности, два связанных с традиционным пуховязальным промыслом предприятия. Основная часть открытых объектов промышленного туризма сосредоточена в городах: областном центре и на востоке региона, в западной части области доступные туристам объекты отсутствуют. Целевая аудитория промышленного туризма – учащиеся средних, профессиональных и высших образовательных организаций, что совпадает с указаниями стратегии развития туризма в РФ. Развитие промышленного туризма в регионе позволит решить ряд кадровых проблем, будет способствовать инвестиционной привлекательности территории и продвижению промышленной продукцииместных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL TOURISM AS A PROMISING DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL INDUSTRY IN THE ORENBURG REGION

Industrial tourism is well-developed in several foreign countries, where guided tours to operational as well as closed, non-operational facilities are popular. In Russia, industrial tourism is in its early stages of development; nevertheless, the term is legislatively established. Industrial tourism does not require mandatory certification for tour guides and serves as an effective tool for professional orientation and advertising, for which visitors themselves contribute. The Orenburg region, characterized as an historically developed steppe region, possesses significant potential for the growth of industrial tourism. The main and planned objects open to tourism include extractive and processing enterprises in heavy industry (gas, construction, metallurgy), one food industry enterprise, and two establishments related to traditional downy knitting craftsmanship. The majority of accessible industrial tourism sites are concentrated in cities: the regional center and the eastern part of the region, while no tourist-accessible sites are present in the western part of the region. The target audience for industrial tourism includes students from secondary, vocational, and higher educational institutions, aligning with the guidelines outlined in the tourism development strategy in the Russian Federation. The development of industrial tourism in the region will address several personnel issues, enhance the investment attractiveness of the territory, and promote the industrial products of local manufacturers.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 910

DOI: 10.24412/cl-37200-2024-1187-1192

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

INDUSTRIAL TOURISM AS A PROMISING DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL INDUSTRY IN THE ORENBURG REGION

Святоха Н.Ю.1, Филимонова И.Ю.2 Svyatokha N.Yu.1, Filimonova I.Yu.2

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия, Orenburg State University, Orenburg, Russia, osugeo@yandex.ru

Е-mail: 1osugeo@yandex.ru, 2filimo-irina@yandex.ru

Аннотация. Промышленный туризм развит в ряде зарубежных стран; там популярны не только экскурсии на действующие, но и на закрытые, нефункционирующие предприятия. В России промышленный туризм только начинает свое развитие, тем не менее, термин закреплён законодательно. Промышленный туризмне требует обязательной аттестации экскурсоводов, служит эффективным инструментом профессиональной ориентации и рекламы, за которую платят сами посетители. Оренбургская область - староосвоенный степной регион, обладающий значительным потенциалом для развития промышленного туризма. Основные объекты, открытые для туризма и планируемые к открытию - добывающие и перерабатывающие предприятия тяжелой промышленности (газовой, строительной сферы, металлургии), одно предприятие пищевой промышленности, два связанных с традиционным пуховязальным промыслом предприятия. Основная часть открытых объектов промышленного туризма сосредоточена в городах: областном центре и на востоке региона, в западной части области доступные туристам объекты отсутствуют. Целевая аудитория промышленного туризма - учащиеся средних, профессиональных и высших образовательных организаций, что совпадает с указаниями стратегии развития туризма в РФ.

Развитие промышленного туризма в регионе позволит решить ряд кадровых проблем, будет способствовать инвестиционной привлекательности территории и продвижению промышленной продукцииместных производителей.

Ключевые слова: промышленный туризм, промышленные музеи, Оренбургская область.

Abstract. Industrial tourism is well-developed in several foreign countries, where guided tours to operational as well as closed, non-operational facilities are popular. In Russia, industrial tourism is in its early stages of development; nevertheless, the term is legislatively established. Industrial tourism does not require mandatory certification for tour guides and serves as an effective tool for professional orientation and advertising, for which visitors themselves contribute. The Orenburg region, characterized as an historically developed steppe region, possesses significant potential for the growth of industrial tourism. The main and planned objects open to tourism include extractive and processing enterprises in heavy industry (gas, construction, metallurgy), one food industry enterprise, and two establishments related to traditional downy knitting craftsmanship. The majority of accessible industrial tourism sites are concentrated in cities: the regional center and the eastern part of the region, while no tourist-accessible sites are present in the western part of the region. The target audience for industrial tourism includes students from secondary, vocational, and higher educational institutions, aligning with the guidelines outlined in the tourism development strategy in the Russian Federation.

The development of industrial tourism in the region will address several personnel issues, enhance the investment attractiveness of the territory, and promote the industrial products of local manufacturers.

Key words: industrial tourism, industrial museums, Orenburg region.

Введение. В настоящее время промышленный туризм становится все более актуальным в свете перехода мировой экономики к постиндустриальной стадии. В ситуации, когда экономическое развитие смещает вектор от сферы промышленности к сфере услуг, многие промышленные и инфраструктурные объекты не успевают перестроиться. В связи этим в научной литературе появились различные термины, характеризующие территории, на которых расположены заброшенные промышленные предприятия (фабрики, шахты, штольни), -например, «постиндустриальные ландшафты» [1] или «пейзажи ностальгии» [2]. Процессы трансформации мировой экономики оказали влияние и на сферу туризма, создав импульс для возникновения промышленного туризма.

Промышленный туризм стал популярен в Европе в 1960-х годах [3], когда ряд предприятий текстильной, горнодобывающей и сталелитейной промышленности прекратили работу, превратившись в так называемое «промышленное наследие». Заводы, превратившиеся в исторические объекты, со временем стали привлекать посетителей, и туризм промышленного наследия стал популярным феноменом. В 1988 году Британское управление по туризму запустило кампанию «Посмотри, как работает промышленность» - этобыла одна из первых инициатив по продвижению экскурсий на промышленные предприятия [4]. В 1997 году город Роттердам при финансовой поддержке правительства Нидерландов учредил специальный фонд промышленного туризма, в первую очередь способствующий посещению порта; до сих пор туристам доступен широкий спектр различных экскурсионных программ в порту города [5]. В 2000 году округ Йорк (штат Пенсильвания, США) провозгласил себя «мировой столицей промышленных туров» [4]. Вслед за Европой традиционные промышленные предприятия Азии трансформировались в туристские объекты [6].

Многочисленные примеры промышленных туров свидетельствуют о том, что регионы в настоящее время рассматривают промышленный туризм не только как источник дополнительного дохода, но и как эффективный инструмент в сфере территориального маркетинга и брендинга территории. В связи с недостаточной изученностью темы актуальным представляется анализ развития промышленного туризма как явления, влияющего на экономику и формирование положительного имиджа территории.

Материалы и методы. В исследовании дан краткий обзор истории развития промышленного туризма; приведены наиболее популярные кейсы промышленного туризма, реализованные в различных регионах мира; а также обосновывается роль данного вида туризма как инструмента территориального маркетинга. В качестве основных источников информации были использованы научные публикации по теме исследования, представленные в российских и зарубежных базах цитирования. Основные методы исследования - анализ статистических данных и сравнительный анализ успешных практик в различных странах и регионах. Дополнительным источником данных послужили отчёты тематических туристских организаций, публикации местных органов управления и туристских центров, включающие информацию о посещаемости промышленных объектов, изменениях интересов туристов, а также о влиянии промышленного туризма на экономику и общественную активность в регионах. Инфографика в исследовании выполнена с использованием специализированных программ - Microsoft Excel и QGIS.

Результаты исследований и их обсуждение. В научной литературе промышленный туризм - относительно молодая и неизученная тема (основная масса русскоязычных научных статей на эту тему в базе ELibrary датирована периодом после 2010 года); многие академические работы по промышленному туризму на самом деле сосредоточены на его конкретном типе, связанном преимущественно с отраслями пищевой промышленности (винный туризм, пивной туризм и другие виды гастрономического туризма) [2]. Тем не менее в России сам термин закреплён законодательно. Промышленный туризм (согласно национальному стандарту РФ) предполагает организованное посещение действующих предприятий для знакомства с производственными процессами и осмотр объектов промышленного наследия (недействующих предприятий, привлекательных с точки зрения исторической, архитектурной, технологической, научной ценности) [7].

Нередко промышленный туризм называют индустриальным. Однако, несмотря на то, что эти термины часто трактуются как синонимы, они могут иметь некоторые различия в зависимости от используемого контекста. Например, «индустриальный туризм» может быть более широким понятием, включающим в себя не только посещение промышленных объектов, но и другие виды деятельности, связанные с промышленностью, например, участие в промышленных выставках, форумах или ярмарках. В то же время, «промышленный туризм» более узко специализированный термин, описывающий конкретный вид туризма, связанный с посещением промышленных объектов. С учётом того, что понятие промышленного туризма закреплено в ГОСТе, стратегии развития туризма в РФ, а также в ряде иных документов, в данном исследовании используется понятие «промышленный туризм».

Основной формой промышленного туризма является экскурсия, то есть посещение промышленных объектов (фабрики, заводы, комбинаты и т.д.) по разработанному маршруту с обязательным сопровождением экскурсовода. Следует отметить, что экскурсоводы, работающие на данных объектах, не подлежат обязательной аттестации. Напомним, что аттестация является обязательной для всех экскурсоводов с 2022 года [8]. Посещая промышленные объекты, туристы

анализируют специфику организации производства, знакомятся с историей промышленных достижений предприятия, а также погружаются в атмосферу рабочей среды. Характерной особенностью промышленного туризма является акцент на уникальности освещаемых производственных процессов, а также стремление предприятий использовать туризм в качестве инструмента для продвижения своей продукции и формирования положительного имиджа.

Разновидность промышленного туризма - туризм промышленного наследия, к которому можно отнеси посещение музеев истории промышленности, а также объектов промышленного наследия (заброшенных, реорганизованных, реконструированных предприятий). С одной стороны, данный вид туризма способствует сохранению культурного наследия, с другой стороны, создаёт новые аттрактивные объекты [9]. Экскурсии, мастер-классы, фестивали и другие формы активности, связанные с туризмом промышленного наследия, обогащают туристский опыт и вносят вклад в социокультурное развитие региона.

Промышленный туризм обладает рядом уникальных характеристик, которые отличают его от других видов туризма:

- использует существующие промышленные объекты в качестве мест для посещения, что исключает необходимость строительства дополнительных рекреационных объектов;

- предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности посетителей: перед проведением экскурсии зачастую туристам проводят инструктаж по технике безопасности;

- не требует обязательной аттестации экскурсоводов (однако, экскурсоводы должны обладать достаточными знаниями о промышленном объекте);

- может служить инструментом профессиональной ориентации, позволяя посетителям ознакомиться с различными видами профессиональной промышленной деятельности;

- использует экскурсии как форму рекламы промышленных предприятий. При этом реклама оплачивается самими посетителями в размере стоимости экскурсии.

Если анализировать базу диссертаций по данной тематике, то следует отметить, что на сегодняшний день крайне мало диссертационных исследований, напрямую связанных с промышленным туризмом. Так Медведев В.М. в диссертационном исследовании, рассматривает промышленный туризм как инновационное направление модернизации городской среды [10], а Финько А.В. [11] провела анализ влияния туризма на промышленные отрасли экономики. В русскоязычных научных статьях исследователи рассматривают различные аспекты функционирования промышленного туризма, например подходы к организации промышленного туризма в старопромышленных регионах [12, 13] или опыт вовлечения в туристскую индустрию заброшенных и недействующих промышленных предприятий[14]. Ряд работ посвящено развитию промышленного туризма в моногородах [15-16].

В настоящее время в России наблюдается активное развитие промышленного туризма. Это обусловлено формированием основных принципов взаимодействия между промышленными предприятиями, профильными министерствами, образовательными организациями, туристскими фирмами и торгово-промышленными палатами.

Одним из ключевых факторов, способствующих развитию промышленного туризма в России, является программа «Открытая промышленность» [17]. Она направлена на продвижение местных брендов и формирование положительного имиджа отечественных производителей. Кроме того, следует отметить проект «Промтуризм» [18], основными функциями которого являются презентация территориальных брендов продукции и профориентация. Этот проект играет важную роль в популяризации промышленного туризма и привлечении внимания к отечественной продукции.

Число российских регионов, предлагающих промышленные туры, возрастает каждый год: если в 2021 году промышленный туризм реализовывался в 20 регионах, то в 2022 году число таких регионов увеличилось до 50, а общее количество привлечённых туристов превысило 800000 человек [19] (рисунок 1).

Экспертами Агентства стратегических инициатив были разработаны методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах Российской Федерации [18]. Рекомендации представляют собой детализированное руководство, способствующее формированию эффективной модели развития промышленного туризма на региональном уровне и планированию постоянных экскурсий по действующим предприятиям. Ключевые цели промышленного туризма включают профессиональное самоопределение школьников и студентов, обмен опытом между специалистами предприятий, улучшение инвестиционной

привлекательности регионов РФ, демонстрацию территориальных брендов и продукции, стимулирование экспортного потенциала.

Таким образом, промышленный туризм в России активно развивается благодаря совместным усилиям промышленных предприятий, государственных структур и туристского бизнеса. Это позволяет не только повысить уровень информированности о российской промышленности, но и способствует формированию положительного имиджа отечественных производителей.

Рисунок 1. Лидеры промышленного туризма России (по посещаемости, чел.) в 2023 году. Составлено авторами по [20].

Оренбургская область, староосвоенный степной регион, обладает потенциалом для развития промышленного туризма. Этот регион включён в федеральный проект «Открытая промышленность», цель которого - увеличение прозрачности работы предприятий и создание нового туристического продукта для привлечения туристов. Одно из оренбургских предприятий - «Оренбургские пуховницы» - по итогам 2023 года вошло в список 15 лучших предприятий промышленного туризма в России [21]. На этом предприятии можно увидеть процесс создания символа региона - платков из козьего пуха. В дополнение к этому, Оренбургская область активно развивает инфраструктуру промышленного туризма, включая создание информационных центров и обучение гидов. Это помогает привлекать больше туристов и расширять возможности для обмена опытом и знаниями между специалистами различных предприятий.

В 2023 году открыли для туристов свои двери 9 промышленных предприятий Оренбургской области: АО «Уральская Сталь». ООО «Аккерманн Цемент», ООО «Газпром добыча Оренбург», компания «ОренбургШаль», ООО «Оренбургхладокомбинат», Филиал ОАО «МРСК Волги» -«Оренбургэнерго», АО МЭЗ «Уралэлектро», АО «Оренбургские минералы». На промпредприятиях Оренбуржья в 2022 году побывали свыше 7000 туристов, а в 2023 - 11000 [22]. В рамках проекта предприятия разрабатывают собственные экскурсионные маршруты с различными мастер-классами и линиями сувенирной продукции. В 2024 году для туристов будут доступны ещё ряд предприятий, обозначенных на картосхеме (рисунок 2). Из картосхемы видно, что основная часть открытых для туристов предприятий и промышленных музеев сосредоточена в областном центре и в городах на востоке области. В западной части региона имеется ряд предприятий, которые могли бы развивать промышленный туризм, но, к сожалению, по ряду причин, этого не делают.

Всплеск популярности промышленного туризма в регионе также можно объяснить реализацией экскурсионных туров для детей по социальным сертификатам. Социальный сертификат - это документ, подтверждающий права ребёнка на бесплатную туристскую поездку. Данная программа - эффективный способ знакомства детей с промышленностью региона, а также стимулирования их интереса к рабочим профессиям.

Одной из наиболее перспективных целевых аудиторий потребителей промышленного туризма являются студенты вузов, промышленные экскурсии для которых представляют собой как форму обучения, так и средства получения практических знаний и навыков в ходе посещения предприятий. Как следствие эти выпускники становятся востребованными специалистами и потенциальными кандидатами на замещение вакантных должностей на данном предприятии. В стратегии развития туризма в РФ содержатся указания на развитие промышленного туризма в рамках профессиональной ориентации обучающихся [23].

Цирфрами на карте обозначены: 1 - АО »Уральская сталь», 2 - ООО «Аккерман Цемент», 3 - ООО «Газпром добыча Оренбург»,4 - ООО «Оренбургские пуховницы», 5 - Компания ОренбургШаль,6 - ООО «Оренхладокомбинат»,7 -

Филиал ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», 8 - АО МЭЗ «Уралэлектро», 9 - АО «Оренбургские минералы», 10 - АО «Завод бурового оборудования», 11 - Оренбургский гелиевый завод ООО

«Газпром переработка», 12 - Орский вагоноремонтный завод ООО «Новая вагоноремонтная компания», 13 - ООО «Пластик», 14 - АО «Завод «Инвертор», 15 - ООО «Технопром», 16 - АО « Ойлгазтэт», 17 - Музейно-выставочный центр Главного управления МЧС России по Оренбургской области, 18 - Музей трудовой и боевой Славы Филиала «Ириклинская ГРЭС», 19 - Музей энергетики Оренбуржья, 20 - Комната Боевой и Трудовой Славы ПО «Северные электрические сети», 21 - Музейно-выставочный комплекс ОАО «Уральская Сталь», 22 - Музей истории и Трудовой славы ОАО МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ», 23 - Музей АО «ПО «Стрела», 24 - Музей истории противопожарной службы

Рисунок 2. Объекты промышленного туризма в Оренбургской области. Составлено авторами.

Заключение. В Оренбургской области есть все составляющие для развития промышленного туризма: промышленные предприятия, как действующие, так и недействующие; образовательные учреждения разного уровня, и туроператоры, готовые развивать этот вид туризма. Развитие промышленного туризма в регионе - это демонстрация прозрачности и честности управления производством, уверенности перед конкурентами.

Развитие данного вида туризма принесет Оренбургской области дополнительные средства и обеспечит рабочими местами местное население практически без всяких затрат. Развитие данного направления в регионе является импульсом к развитию малого и среднего бизнеса за счет увеличения инвестиционной привлекательности и имиджа территории, а также способствует решению вопросов кадрового обеспечения экономики региона.

Несмотря на зрелищность, основные задачи промышленного туризма - сформировать положительный имидж промышленных предприятий, повысить интерес к производимому продукту, решить вопрос кадрового обеспечения. Традиционная промышленность, включая объекты под землей (например, шахты) и на поверхности (например, заводы и фабрики), предоставляет туристам как ностальгические, так и новые впечатления. Туризм, связанный с промышленным наследием, становитсяновым механизмом улучшения образа региона и служит инструментом для преодоления общественных предрассудков в отношении промышленных территорий, находящихся в упадке.

Промышленный туризм представляет собой уникальный вид туризма, который предлагает ценные возможности для образования, профессиональной ориентации, одновременно оказывая положительное влияние на экономику и имидж региона.

Список литературы

1. SzromekA. R., Herman K., Naramski M. Sustainable development of industrial heritage tourism - A case study of the Industrial Monuments Route in Poland // Tourism Management. 2021. No 83. 104252. https://doi.Org/10.1016/j.tourman.2020.104252.

2. Xie P.F. Developing industrial heritage tourism: A case study of the proposed jeep museum in Toledo, Ohio // Tourism Management. 2006. No 27(6). P. 1321-1330. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.06.010.

3. Chow H., Ling G., Yen I., Hwang K. Building brand equity through industrial tourism // Asia Pacific Management Review. 2017. No 22(2). P. 70-79. https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2016.09.001.

4. Otgaar A. Towards a common agenda for the development of industrial tourism // Tourism Management Perspectives. 2012. No 4. P. 86-91. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2012.05.004.

5. Rotterdam industrial tourism [Электронныйресурс]. URL: https://industrieeltoerisme.com/7lang =en^aTa обращения: 15.01.2024).

6. Lin. C. The analysis of sustainable development strategies for industrial tourism based on IOA-NRM approach // Journal of Cleaner Production. 2019. No 241. 118281. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2019.118281.

7. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские Услуги. Промышленный Туризм. Предоставление услуг [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200142466?ysclid =lrrhzag6ki120482022(дата обращения: 15.01.2024).

8. Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/deyatelnost/attestatsiya-ekskursovodov-gidov-gidov-perevodchikov/?ysclid=lrrk8xrmkl88878603 (дата обращения: 15.01.2024).

9. Зайцева А.И., Брель О.А., Кайзер Ф.Ю. Анализ опыта сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2018. № 4(49). С. 77-82.

10. Медведев В.М. Управление городской средой в условиях инновационного развития: Дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2020. 153 с.

11. Финько А.В. Методика оценки влияния отрасли непроизводственной сферы на развитие промышленных отраслей региона: на примере Санкт-Петербурга: Дисс. ... канд. эконом. наук 08.00.05. Санкт-Петербург, 2002.120 с.

12. Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Разработка подходов к организации индустриального туризма в старопромышленном регионе // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 1(61). С. 9.

13. Яковенко Н.В., Комов И.В., Диденко О.В. Проблемы развития сельского туризма в староосвоенномаграрно-промышленном регионе (Воронежская область) // Управление в XXI веке: сб. статей по материалам Междунар. науч.-практ.конф. 2016. С. 344-348.

14. Бугрова Е.Д. Индустриальные руины: эстетика ModernDecay и туризм // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 16-23.

15. Волков С.А. и др. Промышленный туризм как инструмент развития туризма в моногородах // Экономика и предпринимательство. 2019. № 10. С. 445-448.

16. Клейменова Е.О., Чулакова А.О. Диверсификация экономики моногородов за счёт развития промышленного туризма // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2014. № 7. С. 20-26.

17. В программе «Открытая промышленность 3.0» готовы участвовать 74 региона // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/197093/ (дата обращения: 15.01.2024).

18. Промышленный туризм - инструмент развития и продвижения региональных брендов [Электронный ресурс]. URL: https://promtourism.ru/about/ (дата обращения: 15.01.2024).

19. Турпоток на промышленные предприятия России может вырасти в 1,5 раза в 2023 году // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/97382/? ysclid=lrrl4ms9e0561072137 (дата обращения: 15.01.2024).

20. Итоги: рейтинг «Промышленный туризм: лидеры России - 2023» // Деловой портал «Управление производством» [Электронный ресурс]. URL: https://up-pro.ru/promyshlennyj-turizm/promturizm-itogi-2023/ (дата обращения: 15.01.2024).

21. Карта промтуризма России [Электронный ресурс]. URL: https://promtourism.online/tpost/0vm86723u1-karta-promturizma-rossii?ysclid=lrrlbpoo5c301702845 (дата обращения: 15.01.2024).

22. В Оренбуржье промышленный туризм охватил более 11 тыс. человек в 2023 году // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/19486309? ysclid=lrrkviisw2910097818 (дата обращения: 15.01.2024).

23. Стратегия развития туризма в Российской Федерациина период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL:http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.