Industrial Park as a tool to supply products to Europe Kuznetsova S. (Russian Federation)
Промышленный парк как инструмент поставки продукции
в Европу
Кузнецова С. Н. (Российская Федерация)
Кузнецова Светлана Николаевна / Kuznetsova Svetlana - кандидат экономических наук, доцент,
кафедра экономики предприятия,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,
г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье представлены теоретические обоснования эффективности использования промышленных парков как элемента экономической политики, направленной на обеспечение ускоренного экономического развития регионов. В статье обоснована необходимость концептуальной проработки проекта создания и развития промышленного парка и ее связь с возможностью реализации и экономической эффективности проекта. Автор также подчеркивает роль промышленных парков как эффективного инструмента развития российской машиностроительной промышленности.
Abstract: the article presents theoretical substantiation of efficiency of use of industrial parks as part of the economic policy aimed at ensuring accelerated economic development of the regions. The article substantiates the necessity for the conceptual study of the project of creation and development of industrial Park and its connection with the feasibility and economic efficiency of the project. The author also emphasizes the role of industrial parks as an effective instrument of development of the Russian machine-building industry.
Ключевые слова: промышленный парк, инструмент, экспорт, регион, машиностроительная
промышленность, эффективность, экономическое развитие.
Keywords: industrial Park, tool, export, region, machine-building industry, efficiency, and economic development.
Введение
Промышленная политика Правительства РФ уделяет недостаточно внимания развитию промышленных предприятий малого и среднего бизнеса. Недостаточное развитие компонентных производств для ряда отраслей промышленности России вызвано высоким уровнем импорта в виде комплектующих на отечественные предприятия, осуществляющие производство конечной продукции [1, С. 76].
Решение этих вопросов представляется возможным на основе создания промышленных парков (1111). которые представляют собой особый вид договорной межфирменной производственной сети малых и средних хозяйствующих субъектов (резидентов 1111). расположенных на специально созданной и управляемой промышленной зоне с единой инженерной инфраструктурой, и технологически связанных с крупным предприятием (интегратором 1111). осуществляющим разработку и производство конечной продукции. ПП позволяет локализовать в России массовое серийное производство высокотехнологичной продукции [2, С. 2].
Основная часть
Переход от отраслевой системы управления в российской промышленности к корпоративной привел к дезинтеграции промышленных предприятий, которые имеют общую цепочку создания ценности.
Построение интегрированной межфирменной производственной сети для промышленных предприятий представляется возможным на основе создания ПП. ПП создают условия для повышения эффективности малых и средних производств, таким образом, ПП являются эффективным инструментом интеграции малых промышленных предприятий в структуры промышленных кластеров [3, С. 23].
Китайская Fuyao Glass Industry Group два года назад открыла в Калуге завод автомобильного стекла мощностью 1 млн. комплектов в год, до конца 2015 г. компания приступит ко второму этапу инвестиционной программы - направит еще 100 млн. евро на удвоение мощностей до 2 млн. автомобильных комплектов в год.
Компания планирует поставлять на экспорт две трети продукции российского завода общей планируемой мощностью 3 млн. шт. в год, таким образом, развитие экспортного направления ускорили сокращение автомобильного рынка и девальвация рубля в России.
Volkswagen начала экспортировать из России в Европу двигатели и готовится к поставкам автомобилей в страны дальнего зарубежья. Завод двигателей Volkswagen обладает мощностью 150 000 моторов в год и стоимостью 250 млн. евро. Моторами компания будет комплектовать треть выпускаемых в стране машин, включая те, что производятся по контрактной схеме в Нижнем Новгороде, сегодня моторы собираются из импортных компонентов, до конца 2015 г. блоки цилиндров и головки блока цилиндров начнут поставляться с ульяновского завода глобального поставщика Volkswagen - мексиканской компании Nemak.
Поставлять на свои зарубежные заводы кабины, выпущенные в России, хочет и Volvo Group Russia, завод кабин возобновит работу, заработает расположенный рядом автозавод, остановленный в начале 2015 г. из-за падения рынка.
Группа Volkswagen начала выпуск первых партий двигателей внутреннего сгорания на новом заводе в Калуге. Открытие нового предприятия позволит компании увеличить степень локализации легковых автомобилей Volkswagen, выпускаемых в России. Новый моторостроительный завод Volkswagen поможет компании увеличить степень локализации автомобилей, произведенных в нашей стране, инвестиции в проект достигнут 250 млн. евро. В настоящее время двигатели для российских автомобилей группы VW поступают в сборе из-за рубежа. Группа VW в России продает автомобили под марками Volkswagen, Skoda, Audi, Bentley и Lamborghini. Предприятие в Калуге собирает VW Tiguan, Polo Sedan и Skoda Rapid. VW на мощностях «Группы Г АЗ» осуществляет сборку Skoda Yeti, Octavia и VW Jetta.
Общие инвестиции достигли уже 1,3 млрд. евро, а до 2019 года будет направлено в российские предприятия группы еще 1,2 млрд. евро. Завод Volkswagen Group Rus расположен в ПП «Грабцево». Производственная мощность завода составляет 225 000 автомобилей в год.
Заключение
Эффективно функционирующие ПП создают привлекательные условия для многих потенциальных арендаторов - промышленных предприятий малого и среднего бизнеса.
В качестве направлений оценки эффективности функционирования ПП, кроме показателей экономической эффективности, следует рассматривать следующие направления:
- бюджетный эффект: увеличение совокупных налоговых поступлений и неналоговых отчислений в бюджеты различных уровней;
- социальный эффект: развитие социальной инфраструктуры в градообразующих районах ПП, снижение уровня безработицы, улучшение материального благосостояния сотрудников предприятий - резидентов ПП [4, С. 10].
В регионе сформированы несколько ПП, они обеспечены необходимой инженерной инфраструктурой, расположены в разных частях области, все имеют выход на таможенные и логистические терминалы. Есть браунфилды, площадки формата Build to Suit, площадки ОЭЗ. То есть наш индивидуальный подход заключается в обилии выбора. Регион готов предложить абсолютно разные, индивидуально подобранные для каждого инвестора площадки. Регион создал инфраструктуру не конкретно под якорных резидентов, а в целом под будущих инвесторов. Здесь нужно комплексное развитие.
Конкуренция среди регионов, конечно, ощущается. Нижегородская область является стабильной в плане создания такого инструмента, как ПП. Мы конкурируем с другими областями и за счет этой конкуренции стараемся быть более качественными и эффективными. В результате выигрывает страна.
Литература
1. Беленое О. Н., Смольянинова Т. Ю., Шурчкова Ю. В. Индустриальные парки: сущность и основные характеристики // Региональная экономика и управление. Электронный научный журнал. - 2013. — № 1 (33). — С. 66-76.
2. Кузнецова С. Н. Развитие организационно-экономического механизма формирования промышленных парков: автореферат дисс. ... канд. экономических наук / Иваново: Ивановский гос. университет, 2012 г.
- 24 с.
3. Куликов Ю. А. Методика расчета эффективности системы ресурсосбережения промышленного предприятия // Economics. - 2015. - № 2 (3). - С. 16-23.
4. Никитин Е. Б., Шеломенцева В. П. Технопарк - необходимый фактор в модернизации экономики старопромышленного региона // Economics. - 2014. - № 1 (1). - С. 4-10.