УДК 338.5
С.С.ТКАЧЕНКО 1, С.В.СЕМЕНОВ 2, С.Н. КУЗНЕЦОВА 2
1 Белорусский государственный экономический университет, Белоруссия
2 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ
Аннотация. В статье раскрываются сущностные аспекты решения проблемы занятости за счет создания и развития промышленных парков. Эффективным способом, который искоренит социально-экономическую нестабильность производительных сил, является поддержка среднего и малого бизнеса при помощи: налоговых каникул для бизнеса, отмены проверок на три года, все эти меры способствуют развитию и созданию бизнеса, созданию рабочих мест. Диверсификация деятельности градообразующих предприятий за счет организации на их территории промышленных парков способствует решению вопросов занятости, созданию новых рабочих мест в моногородах. Обеспечивается возможность сохранения занятости даже в условиях снижения спроса или потребления в одной из отраслей, поэтому необходимо развивать промышленные парки. Эффективной формой организации производства, гарантирующей экономический рост, является кластерная система. Создание кластеров важно для перевода отечественной экономики на инновационный путь развития, которые являются движущей силой социального развития, источниками долгосрочного экономического роста. Ключевые слова: промышленный парк, занятость, создание рабочих мест.
S. S. TKACHENKO 1, S. V. SEMENOV 2, S. N. KUZNETSOVA 2
1 Belarusian state economic University, Belarus
2 Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
THE CREATION OF NEW JOBS THROUGH THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PARKS
Abstract: this article reveals essential aspects of the decision of problems of employment through the establishment and development of industrial parks. Effective way that will eradicate the socioeconomic instability of the productive forces, is to support small and medium businesses by providing tax breaks for businesses, the abolition of checks at three years, all of these measures contribute to the development and business creation, job creation. Diversification of activities of enterprises through the organization on their territory of industrial parks contributes to the solution of employment issues, creation of new jobs in these towns. It is possible to maintain employment even in the face of declining demand or consumption in one sector, it is therefore necessary to develop industrial parks. Effective form of organization of production, ensuring that economic growth is a clustered system. Clustering is important for the transfer of the domestic economy to the innovative way of development, which are the driving force of social development, sources of long-term economic growth.
Keywords: industrial Park, employment, job creation.
Введение. Социально-экономическая нестабильность занятости - одна из главных проблем России. Несмотря на всевозможные программы и фонды для борьбы с этим явлением, все больше россиян не могут устроиться на достойную работу. Уровень социально-экономической нестабильности производительных сил является главным показателем экономики страны.
Центробанк РФ понизил прогноз роста российской экономики в 2015—2016 году с прежних 2,5—3% до 1,7—2%.
Согласно обновленному прогнозу, темпы роста ВВП в 2014—2016 году будут несколько ниже, чем ожидалось ранее. Вследствие некоторого ослабления рубля отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП будет меньше.
В 2015—2016 году возможно ускорение до 1,7—2%. В 2014 году темп прироста ВВП установлен в диапазоне 1,5—1,8%, в 2015—2016 году, возможно, его повышение до 1,7—2% по мере восстановления мировой экономики, а также благодаря постепенному улучшению инвестиционного климата и настроений экономических агентов в России. Выпуск товаров и услуг будет оставаться несколько ниже возможного уровня.
В октябре 2014 года общая численность безработных в России выросла по сравнению с сентябрем на 151 тыс. человек и составила 3871 тыс. человек, или 5,1% экономически активного населения. В сентябре уровень социально-экономической нестабильности производительных сил составлял 4,9%, в августе — 4,8%, в июле, июне и мае — 4,9%, в апреле — 5,3%, в марте — 5,4%, в феврале и январе 2014 года, а также в декабре 2013 года показатель равнялся 5,6%.
По состоянию на январь 2015 года уровень находился на планке 5,6%. На 2015 год ожидается безработица на уровне 6,4%. Общий спад экономики России может стать катализатором нехватки рабочих мест, но правительство пытается решить проблему, используя для этого имеющиеся рычаги воздействия [4].
Фундаментальная причина социально-экономической нестабильности производительных сил - отсутствие рабочих мест.
Цель исследования состоит в развитии теоретических основ и методического инструментария в области реализации механизма создания новых рабочих мест за счет развития промышленных парков.
Для достижения этой цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Обосновать целесообразность создания промышленных парков на базе крупных промышленных предприятий как инструмента развития территориальных межфирменных производственных сетей;
2.Определить основные направления функционирования промышленных парков;
3. Выявить факторы и предложить принципы создания новых рабочих мест за счет развития промышленных парков.
Методологической и теоретической основой статьи послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвящённые решению проблем создания новых рабочих мест за счет развития промышленных парков. Исследования проводились с использованием элементов системного и экономического подходов, с применением методов систематизации, анализа.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы создания новых рабочих мест за счет развития промышленных парков нашли свое отражение в трудах А.И. Панова, А.Н. Пыткина, Ф.Е. Удалова, В.И. Шмакова и других.
Прежде чем приступить к изложению предлагаемых нами методов решения поставленной проблемы, хотелось бы подчеркнуть большее относительное значение в этом плане роста инвестиционной активности по сравнению с ростом производства.
Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия является развитие промышленных парков.
В Нижегородской области вложения в основной капитал в первом квартале 2014 года превысили 47 млрд рублей. В ближайшие годы следует ждать открытия крупнейших производств, за счет создания промышленных парков, которые создадут еще тысячи рабочих мест. Все они определены Инвестиционной стратегией Нижегородской области до 2025 года. Сейчас в ней обозначены более 80 проектов с объемом инвестиций на сотни миллиардов рублей.
Крупнейшие производства промышленных парков на территории Нижегородской области, за счет которых создаются рабочие места [5].
Разумеется, крупнейший инвестиционный проект — строительство завода по производству ПВХ «Русвинил» в г. Кстово, здесь создано почти 500 рабочих мест. На Бору во втором полугодии запустили третью очередь производства стеклопосуды ООО «Посуда». Инвестор получил финансовые меры господдержки в виде налоговых льгот объемом более 168 млн рублей. Вложения в проект составляют почти 3 млрд рублей, планируется создание 288 рабочих мест с зарплатой около 35 тысяч рублей. Завершилось строительство Писаревского комбината по производству обогащенных стекольных песков. Инвестором выступает ЗАО «Научно-технологический центр «Нефтеотдача», которое вложило в строительство более 780 млн рублей. Создано почти 400 рабочих мест. Также следует назвать проект научно-производственного предприятия «ПРИМА» по организации серийного производства авиационной аппаратуры радиосвязи. Компания инвестировала в его реализацию почти 260 млн рублей.
Крупнейший инвестиционный проект реализует ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегород-нефтеоргсинтез» на заводе в г. Кстово. В строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля вкладываются средства более 30 млрд рублей, он создаст 300 рабочих мест. Почти 200 мест создаст производство установки изомеризации, которую также планируется запустить на НПЗ в 2015 году. ООО «Выкса-стройинвест» вкладывает в строительство более 2,2 млрд рублей, создавая 480 рабочих мест. На ВМЗ появится новый участок по нанесению наружного покрытия на трубы большого диаметра. ОАО «Русполимет» в 2015 году планирует запустить производство валков для станов холодной прокатки, роликов машин непрерывной разливки стали, которое создается с целью импортозамещения, существенного расширения номенклатуры выпускаемых кольцевых заготовок и поковок. Инвестиционные вложения в проект составляют также более 2,2 млрд рублей, количество создаваемых рабочих мест — 50. ОАО «Научно-производственное объединение «Правдинский радиозавод» вкладывает более 858 млн рублей в техническое перевооружение и реконструкцию специализированного производства твердотельных передающих, приемных систем, будет трудоустроено 163 человека.
ВМЗ вкладывает более 8 млрд рублей в модернизацию трубо-электро-сварочного комплекса труб малого и среднего диаметров, а ОАО «Русполимет» — более 1,1 млрд рублей в организацию производства изделий из наноструктурированных порошковых и гранульных материалов. Около 1,7 млрд рублей будет инвестировано в техническое перевооружение производственных мощностей по производству комплектующих изделий ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина». А ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» рассчитывает завершить в 2016 году капитальный ремонт стекловаренной печи и линии резки и упаковки стекла, вложения — более 1,3 млрд рублей.
ООО «Производственно-коммерческая фирма Луидор» реализует проект по строительству зданию производственного цеха № 3, цена этих работ составляет 100 млн рублей, создается 180 рабочих мест. В сельском хозяйстве будет реализован крупный проект ООО «Нижний Новгород ПИК Продакшн»: компаний инвестирует 1,8 млрд рублей в строительство свиноводческого комплекса на 180 000 голов, будет создано 165 рабочих мест. Кроме того, ООО «Птицефабрика Павловская» вложит более 1,5 млрд рублей в реконструкцию инфраструктуры и расширение производства мяса кур бройлеров до 22 тысячи тонн на площадке д. Долгово и более 827 млн рублей в увеличение производства мяса кур бройлеров мощностью до 30 тысяч тонн в год на птицеводческом комплексе производственная площадка «Ясенецкая». Шахунское ОАО «Молоко» вложит 170 млн рублей в увеличение объемов производства ультрапастеризованного молока, что позволит дополнительно создать более 70 рабочих мест [3 ].
ООО «Царь — мясо» инвестирует 3,7 млрд рублей в создание свиноводческого комплекса на 7590 свиноматок, будет создано 160 рабочих мест. ООО «Дивеевское»
построит первую очередь животноводческого комплекса на 1200 голов вложения более 1,4 млрд рублей, создается 65 рабочих мест. Почти за 670 млн рублей реконструирует свинокомплекс ООО «Агрофирма «Металлург».
Самый затратный проект ближайшего десятилетия будет создан в 2018 году на заводе «ЛУКОЙЛ»: будет введен в эксплуатацию комплекс гидрокрекинга остатков. Инвестиционные вложения в проект превышают 90 млрд рублей, на производстве будет трудоустроено 194 человека. Намечен запуск производства компонентов СВОГ (система выпуска отработанных газов) совместного предприятия «Bosal-GAZ», в проект будет инвестировано более 440 млн рублей, создается более 140 новых рабочих мест. Проект ООО Торговый Дом «Труд-Вача», инвестор вкладывает более 600 млн рублей в строительство деревоперерабатывающего комплекса, где планируется трудоустроить более 220 человек.
Самым крупным инвестиционным проектом 2019 года должен стать производственный комплекс контрактной сборки автомобилей Volkswagen/Skoda, который, как известно, создается на площадях ОАО «ГАЗ», вложения в проект составляют почти 5 млрд рублей, будет создано более 2 тысяч рабочих мест [15,16,17].
В 2020 году должен на полную мощность заработать завод ООО «Леони Заволжье», который выпускает автокомпоненты. Компания вкладывает в его создание более 1,8 млрд рублей, создается более 1700 рабочих мест. Кластер автокомпонентов усилится заводом немецкой BKT (Boryszew Kunststofftechnik Deutschland GmbH). Она вкладывает в строительство полмиллиарда рублей, планируя трудоустроить 130 человек. ООО «Продэко НН» инвестирует более 2,6 млрд рублей в строительство агрокомплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки - 829 рабочих мест, ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская» — 2,6 млрд рублей в строительство восьми цехов по содержанию взрослого поголовья птицы. ООО производственная компания «Нижегородская картофельная система» инвестирует почти 1,5 млрд рублей в проект по выращиванию и хранению картофеля, создается 205 рабочих мест. Значимым проектом 2020 года станет строительство установки БДМ (бумагоделательная машина): ОАО «Полиграфкартон» инвестирует в него 1,38 млрд рублей.
К концу 2015 года в Нижнем Новгороде должен открыться крупный торгово-развлекательный бизнес-центр - ООО «Электроника плюс» инвестирует более 6 млрд рублей. Завод по производству автокомпонентов - «Автокомпонент-МАЙМА Групп» инвестирует 1,3 млрд рублей, создается 3 тысяч рабочих мест [6,7,8].
Результаты исследования и их обсуждение. Под промышленным парком (ПП) целесообразно понимать - договорную межфирменную производственную сеть малых и средних хозяйствующих субъектов-резидентов, расположенных на специально созданной и управляемой промышленной зоне с единой инженерной инфраструктурой и технологически связанных с крупным предприятием - интегратором, осуществляющим разработку и производство конечной продукции [1].
Создание ПП - инструмент повышения результативности хозяйственной деятельности, способ значительного повышения уровня занятости. Развитие промышленных парков следует стимулировать и необходимыми мерами должны являться следующие:
- системная целенаправленная политика на создание ПП;
- наличие государственных организаций, например, в формате государственной корпорации, которым делегированы полномочия по созданию ПП;
- наличие программ сотрудничества между государством и бизнесом - строительными девелоперскими организациями, консалтинговыми, инжиниринговыми, образовательными компаниями;
- перенаправление либо акцентирование имеющихся возможностей и ресурсов государства для развития ПП;
- ориентация отечественных предприятий на локализацию производств в российской экономике, а не странах Азии.
Важными остаются задачи развития существующего бизнеса, программы профессиональной переподготовки работников, государственные инвестиционные программы, позволяющие повышать уровень занятости. Развитие ПП является дополнительным ресурсом для повышения занятости в стране.
Пути решения проблем социально-экономической нестабильности производительных
сил:
- возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности;
- административное или законодательное регулирование занятости: обеспечение правовой защищенности наемных работников; использование альтернативных форм занятости;
- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;
- использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
- финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи;
- упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости;
- решение проблемы неплатежей заработной платы;
- создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства.
Оптимизация в металлургическом производстве за счет создания ПП позволила сохранить число рабочих мест, сократить расход основных материалов, объем незавершенного производства, технологический процесс, увеличить заработную плату персонала, а также увеличить объем выпускаемой продукции.
Оценку эффективности функционирования ПП представляется возможным проводить на основе анализа отклонений достигнутых показателей за отчетный период по сравнению с запланированными. Помимо решения задачи увеличения рабочих мест с помощью показанных выше способов, можно решать и заявленную выше проблему повышения производительности труда. В рамках профильной деятельности 1111 возможна организация профессиональной переподготовки, обучения работников, их сертификации и аттестации. Повышение профессиональных компетенций является востребованным для российских условий, в силу актуальности задач модернизации экономики и повышения количества продукции с высокой долей инновационных технологий, материалов, компонентов, особенно производимой для мирового рынка. Развитие ПП для России является крайне актуальным, имеются и необходимые ресурсы для начальных шагов по их созданию, которые должны выделяться не только в порядке частной инициативы отдельных инвесторов, но и государством. Государству необходимо разрабатывать соответствующие федеральные и региональные программы, а также проводить разъяснительную и информационную политику для популяризации работы ПП в стране, в том числе с привлечением иностранных инвестиций [9,10,11].
При этом для создания ПП на федеральном уровне должен быть образован единый координирующий и управленческий центр, способный и компетентный взаимодействовать с государственными структурами достаточно высокого уровня.
Кластерная организация экономики обладает следующими преимуществами:
- она динамична, способна расширяться, углубляться, постоянно присоединять к себе новые элементы;
- производства внутри кластера оказывают друг другу поддержку, создавая тем самым синергетический эффект, обеспечивая непрерывное поступательное развитие.
В качестве основного направления создания ПП, способных интенсифицировать промышленное производство, следует выделить - создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в реальном секторе экономики. Организация большого количества малых и средних промышленных предприятий в рамках ПП позволит создавать новые рабочие места, что является не только важной экономической, но социальной проблемой для территорий, в которых машиностроение является структурообразующей отраслью, в так называемых моногородах.
Механизм создания ПП за 3-4 года обеспечит привлечение до 8 млрд долл. инвестиций и создаст около 300 тыс. рабочих мест. Научно-промышленный потенциал обеспечит население Росси высокооплачиваемыми рабочими местами, что позволит за 5 лет повысить ВВП на 80 % [5].
В большинстве несырьевых экономик мира ПП являются важным каналом государственной поддержки промышленности. Это нормальный процесс: благодаря им государство создает условия для частных инвестиций в реальное производство.
Предложенный социально-экономический механизм снижения безработицы является востребованным при формировании концепции развития ПП, отборе его резидентов, а также при мониторинге его эффективности. Данные методические разработки использованы при формировании проектов ПП «Доскино» и «Дзержинск-восточный» в Нижегородской области. Интегратором ПП «Доскино» является «Группа компаний «ГАЗ»», а якорным резидентом парка «Дзержинск-восточный» - компания «СИБУР».
Создание ПП «Доскино» позволит не только существенно повысить эффективность использования производственных мощностей, но и дополнительно привлечь в Волгоградскую область предприятия, входящие в состав компании ОАО «ГАЗ», а также обеспечить более двадцати потенциальных резидентов, в том числе являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Создание ПП «Доскино» позволит дополнительно создать более 1000 высокопроизводительных рабочих мест и обеспечить дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области от резидентов парка [1].
Создание промышленного парка «Дзержинск-Восточный» позволит обеспечить условия для развития действующих и создания новых предприятий в области машиностроения и сопутствующих производств, привлечь в качестве резидентов крупные иностранные компании и более десяти компаний субъектов малого и среднего предпринимательства, создать до 2018 года более 2500 высокопроизводительных рабочих мест [3].
Создание указанных парков будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, так как потенциальный инвестор сможет получить готовую площадку и всю необходимую инфраструктуру для ведения бизнеса, начиная от офисных помещений и заканчивая научными лабораториями для исследований.
Создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в реальном секторе экономики позволит России перейти на инновационный путь развития. Создание большого количества малых и средних промышленных предприятий в рамках промышленных парков позволит создавать новые рабочие места, что является не только важной экономической, но социальной проблемой для территорий, в которых машиностроение является структурообразующей отраслью, в первую очередь, в так называемых моногородах.
Политика занятости - часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем [18,19,20]:
- содействие развития малого предпринимательства на разных уровнях управления;
- разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов;
- ориентация на сокращение социально-экономической нестабильности производительных сил, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
- становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики для сохранения рабочих мест.
За счет создания и развития 1111 на территории России возможно осуществление мероприятий по обеспечению производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест [12,13,14].
К 2018 году создание промышленных парков обеспечит от 9 до 12 триллионов рублей привлеченных инвестиций в новые производства, миллион дополнительно созданных рабочих мест и 177,1 миллиарда рублей социальных отчислений в бюджет. 1111 -инфраструктура развития, окупаются через социально-экономический эффект, а соответственно, это традиционная зона ответственности государства.
Наши исследования показали, что эластичность прироста занятости по приросту капиталовложений на 30% выше, чем эластичность прироста занятости по приросту ВВП. Это, в принципе, понятно, так как прирост производства в первую очередь сказывается на повышении производительности труда и сокращении скрытой безработицы, тогда как прирост инвестиций - на увеличении числа рабочих мест и соответственно занятости. В свою очередь прирост занятости отражается на уровне совокупных доходов населения: по нашим данным, прирост занятости на один процентный пункт дает снижение доли населения с доходами ниже прожиточного уровня на три процентных пункта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еремин В.Н. Машиностроительный комплекс региона: анализ, перспективы развития и совершенствование управления на основе идеологии информационного пространства. Иваново: Иван.гос. ун-т, 2008. 272 с.
2. Еремин В.Н., Кузнецова С.Н. Комплекс рекомендаций по разрешению проблем предприятий машиностроения на базе создания промышленных парков [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://www.mininuniver.rU/scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.03.2015)
3. Кузнецова С.Н. Экономика предприятия и отбор резидентов на базе промышленных парков [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №1. URL: http://www.mininuniver.rU/scientific_activities/vestnik/archive/5 (дата обращения: 13.03.2015)
4. Кузнецов В.П., Кузнецова С.Н., Лапаев Д.Н. Теоретические аспекты развития организационно-экономического механизма формирования промышленных парков. Казань, изд-во Познание Института экономики, управления и права, 2014. 148 с.
5. Семенов С.В., Ткаченко С.С. Создание бестарифной системы оплаты труда персонала на современных машиностроительных предприятиях [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://www.mininuniver.ru /scientific_activities/vestnik/archive/4 (дата обращения: 13.03.2015)
6. Некрасов В.И. Построение эффективной организации территориального управления // Вестник Удмуртского университета. 2007. №7. С. 162-165.
7. Новиков А. Производство в аренду. Индустриально-промышленные парки - новый сегмент отечественного рынка коммерческой недвижимости// Зеркало недели, № 25 (604) , 1 - 7 Июля 2007 г.
8. Осадчая И. Изменения в механизмах государственного регулирования экономики развитых стран: влияние глобализации //Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 2010. М.: Республика. 2010. С. 16-21.
9. Осипенко О. Российские холдинги: экономика, управление, право Я// Слияния и поглощения. 2007. N 9. С. 34-41.
10. Осипов А.К. Стратегия комплексного социально-экономического развития региона: автореферат докт. дисс. Екатеринбург. 2007.
11. Торкановский Е. Финансово-промышленные группы: перспективы и проблемы // Хозяйство и право. 2007. № 5.
12. Удалов Ф. Е. Болевые точки инновационной деятельности в промышленности России // ЭКО. 2009 г. № 11. С . 2-11
13. Шмаков В. И. Особенности развития промышленных холдинговых компаний в условиях структурной перестройки промышленности // Страховое дело. 2009. № 1. С. 30-34.
14. Fei Yu, Feng Han, Zhaojie Cui Evolution of industrial symbiosis in an eco-industrial park in China // Journal of Cleaner Production 87, 2015, p. 339-347
15. Fujita, M. Thisse, J. F. Economics of Aglomeration Cities, Industrial Location, and Regional Growth, Cambridge University Press, 2002, p. 104-106.
16. Han Shi, Marian Chertow, Yuyan Song Developing country experience with eco-industrial parks: a case study of the Tianjin Economic-Technological Development Area in China // Journal of Cleaner Production 18, 2010, p. 191-199.
17. Henderson, J. V. Urban Development. Theory, Fact and Illusion. Oxford: Oxford University Press. 1988, p. 325-350.
18. Industrial estate. Principles and practices: Vienna Australia.: UNIDO, 1997, p. 46.
19. Jacobs J. The economy of Cities, New York: Random House, 1969, p. 268.
20. Porter M. E. On competition. Cambridge, MA: A Harvard Business Review Book. 1998, p. 208.
REFERENCES
1. Eremin V.N. Mashinostroitel'nyy kompleks regiona: analiz, perspektivy razvitiya i sovershenstvovanie upravleniya na osnove ideologii informatsionnogo prostranstva [Machinebuilding complex of region: analysis and prospects for development and good governance on the basis of the ideology of the information space]. Ivanovo: Ivan.gos. un-t, 2008. 272 p. (In Russian).
2. Eremin V.N., Kuznetsova S.N. Kompleks rekomendacij po razresheniju problem predprijatij mashinostroenija na baze sozdanija promyshlennyh parkov [A set of recommendations to resolve the problems of mechanical engineering on the basis of the creation of industrial parks]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific_activities/vestnik/archive/4 (accessed 13.03.2015) (in Russian).
3. Kuznetsova S.N. Jekonomika predprijatija i otbor rezidentov na baze promyshlennyh parkov [Business Economics and selection of residents on the basis of industrial parks]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 1. Available at: http:// www.mininuniver.ru/scientific_activities/vestnik/archive/5 (accessed 13.03.2015) (in Russian).
4. Kuznetsov V.P., Kuznetsova S.N., Lapaev D.N. Teoreticheskie aspekty razvitija organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma formirovanija promyshlennyh parkov [Theoretical aspects of the organizational-economic mechanism of formation of industrial parks]. Kazan, a publishing house Knowledge of the Institute of Economics, Management and Law, 2014. 148 p. (In Russian)
5. Semenov S.V., Tkachenko S.S. Sozdanie bestarifnoj sistemy oplaty truda personala na sovremennyh mashinostroitel'nyh predprijatijah [Creating a tariff-free system of remuneration of staff in modern machine-building enterprises]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http:// www.mininuniver.ru /scientific_activities/vestnik/archive/4 (accessed 13.03.2015) (in Russian).
6. Nekrasov V.I. Postroenie jeffektivnoj organizacii territorial'nogo upravlenija [Building an effective organization of territorial administration]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2007, no. 7, pp. 162-165. (In Russian)
7. Novikov A Proizvodstvo v arendu. Industrial'no-promyshlennye parki - novyy segment otechestvennogo rynka kommercheskoy nedvizhimosti. [Manufacturing rent. Industrial and
industrial parks - a new segment of the domestic market commercial real estate] Zerkalo nedeli, № 25 (604) , 1 - 7 Iyulya 2007 g. (in Russian).
8. Osadchaya I. Izmeneniya v mekhanizmakh gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki razvitykh stran: vliyanie globalizatsii. [Changes in the mechanism of state regulation of the economy in developed countries: impact of globalization] God planety: Politika. Ekonomika. Biznes. Banki. Obrazovanie. Vyp. 2010. M.: Respublika. 2010. S. 16-21. (in Russian).
9. Osipenko O. Rossiyskie kholdingi: ekonomika, upravlenie, pravo. [Russian holdings: economics, management, law. Mergers and Acquisitions] Sliyaniya i pogloshcheniya. 2007. N 9. S. 34-41. (in Russian).
10. Osipov A.K. Strategija kompleksnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona. Avtoreferat dokt. diss. [The strategy of comprehensive social and economic development of the region. Doctor. diss.]. Ekaterinburg, 2007. (In Russian)
11. Torkanovskiy E. Finansovo-promyshlennye gruppy: perspektivy i problemy. [Financial and industrial groups: prospects and challenges] Khozyaystvo i pravo. 2007. № 5. (in Russian).
12. Udalov F. E. Bolevye tochki innovatsionnoy deyatel'nosti v promyshlennosti Rossii. [Painful points innovation in Russian industry] EKO. 2009 g. № 11. S . 2-11 (in Russian).
13. Shmakov V. I. Osobennosti razvitiya promyshlennykh kholdingovykh kompaniy v usloviyakh strukturnoy perestroyki promyshlennosti. [Features of development of industrial holding companies in terms of industrial restructuring] Strakhovoe delo. 2009. № 1. S. 30-34. (in Russian).
14. Fei Yu, Feng Han, Zhaojie Cui Evolution of industrial symbiosis in an eco-industrial park in China // Journal of Cleaner Production 87, 2015, p. 339-347
15. Fujita, M. Thisse, J. F. Economics of Aglomeration Cities, Industrial Location, and Regional Growth, Cambridge University Press, 2002, p. 104-106.
16. Han Shi, Marian Chertow, Yuyan Song Developing country experience with eco-industrial parks: a case study of the Tianjin Economic-Technological Development Area in China // Journal of Cleaner Production 18, 2010, p. 191-199.
17. Henderson, J. V. Urban Development. Theory, Fact and Illusion. Oxford: Oxford University Press. 1988, p. 325-350.
18. Industrial estate. Principles and practices: Vienna Australia.: UNIDO, 1997, p. 46.
19. Jacobs J. The economy of Cities, New York: Random House, 1969, p. 268.
20. Porter M. E. On competition. Cambridge, MA: A Harvard Business Review Book. 1998, p. 208.
© Ткаченко С.С., Семенов С.В., Кузнецова С.Н., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ткаченко Светлана Степановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики промышленных предприятий, Белорусский государственный экономический университет, Белоруссия, e-mail: [email protected]
Семенов Сергей Валерьевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: keo. [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Tkachenko Svetlana Stepanovna - candidate of economic Sciences, associate Professor in the Department of Economics at industrial enterprise, Belarusian state economic University, Belarus, e-mail: [email protected]
Semenov Sergey Valerievich - candidate of economic Sciences, docent of Department of enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: keo. [email protected]
Кузнецова Светлана Николаевна - кандидат Kuznetsova Svetlana Nikolaevna - candidate of
экономических наук, доцент кафедры экономики economic Sciences, docent of Department of enterprise
предприятия, Нижегородский государственный Economics, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical
педагогический университет имени Козьмы Минина University (Minin University), Nizhny Novgorod,
(Мининский университет), Нижний Новгород, Russian Federation, e-mail: [email protected] Российская Федерация, e-mail: [email protected]